Чего бы мне хотелось добиться в процессе профессиональной подготовки в вузе
Становление педагога на этапе обучения в ВУЗе
Профессиональное становление педагога, безусловно, начинается еще при получении высшего образования. Многие знают значение данного слова. Но что вбирает в себя понятие становления в его детальном понимании? В «Толковом словаре русского языка», становление определяется как «возникновение, образование чего-либо в процессе развития».
Развиваясь, взрослея, каждый из нас преодолевает много жизненных этапов, переживает множество бесчисленных событий. Для кого-то эти моменты покажутся бесконечными и скучными, кто-то скажет, что они пронеслись как один миг. Тем не менее, каждый этап – это важнейшая веха в жизни каждого человека, как ветвь деревца, сломав которое, ему уже не расти как прежде, а каждое событие как листочек этого деревца, сорвав которые, деревце останется пустыми и одиноким.
Кто сможет сказать, что становясь педагогом, мы не преодолеваем те же самые этапы и не переживаем целую плеяду событий? Кто сможет утверждать, что на этом тернистом пути будущий педагог не сталкивается с рядом трудностей и проблем? И наконец, кто отважится заявить, что становление человека в данной профессии совершенно очевидно, ясно и очень легко? На мой взгляд, найдутся немногие, а те, кто все-таки попытаются об этом открыто заявить, потерпят фиаско, потому что на самом деле педагогами не являются, не работают и не работали по данной специальности, и именно поэтому смогут смело доказывать свою правоту.
Возможно, кому-то захочется усомниться в этих словах, поэтому обратимся к словам великого русского ученого, дипломата, мыслителя Ломоносова М.В.: «Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением». С этими словами трудно не согласиться, поскольку имея за плечами определенный опыт педагогической деятельности, осознаешь всю правоту этих слов.
Каковы же периоды становления педагога?
Конечно, одна из начальных ступень это образование, получение педагогической специальности в высшем ученом заведении. Многие делают этот выбор осознанно, за кого-то решили родители, а кто-то просто решил «не мучиться» и поступить именно на этот факультет, потому что большинство его друзей уже запланировали там учиться. И кто знает, кто из них по-настоящему полюбит свою профессию, кто из них станет достойным учителем?
Утверждать однозначно было бы неправильным, ведь на пути получения знаний, может произойти столько невероятного, к примеру, студент, изначально не желавший стать учителем, а изучавший свой предмет для себя или совсем для другой профессии, во время практики поймет и почувствует в себе именно ту «педагогическую жилу» и не сможет уже жить как прежде, оставаясь равнодушным к «вечно двигающимся человечкам», и продолжит свой путь становления педагога уже в профессиональной деятельности. А те, что преднамеренно ставили своей целью быть педагогом, могут просто в ней разочароваться или даже возненавидеть эту профессию.
Какова же роль обучения в ВУЗе в рамках обсуждаемой темы? Является ли оно ключевым в становлении педагога?
По моему мнению, это бесспорно важнейший аспект в процессе «превращения человека в педагога», но он не определяющий. Ни в коей мере нельзя заявить, что получив образование, студент стал настоящим педагогом, настоящим, то есть знающим свое дело, умеющим качественно его выполнять, реализовывать требуемые задачи в рамках образования и уметь находить подход для развития личности каждого ребенка.
Так или иначе, получая образование, будущий педагог приобретает, прежде всего, профильные навыки, которые заключаются в необъятном количестве теоретической информации, которая буквально сваливается на студента и дарит ему незабываемые бессонные ночи в объятиях с научными справочниками и энциклопедиями, словарями и тетрадями и многим другим столь необходимым при получении высшего образования.
Как мне кажется, ключевым моментом на этапе становления дипломированным специалистом являются практические занятия. Именно они дадут понять насколько близка это профессия студентам, насколько она сложна и трудоемка, как много времени и сил она требует и в, то же время, как она захватывающе интересна, эмоциональна и неповторима. Эти практические занятия включают в себя реализацию теории, кропотливо получаемой продолжительные пять лет. Практика, в данном случае, выступает показателем твоей готовности к данной профессии, неким катализатором понимая того, захочешь ли ты окунуться в эту профессию или же тебе стоит идти совсем другим путем.
Лично для меня это стало определяющим моментом, так как, «проживая уроки в действительности», а не в устных обсуждениях на лекциях, осознаешь всю сущность данной профессии, ощущаешь неимоверную энергию от взаимодействия с учениками, которые переполнены зарядом эмоций и так и жаждут ими с тобой поделиться. Остаться к этому равнодушным не сможет тот, кто любит свою профессию, кто делает свой выбор не по причине надобности получения стажа, а по причине душевной необходимости и сердечной тяги к этому делу.
При обучении в ВУЗе студент несомненно развивается (если говорить о прилежном учащемся) посредством получения новых теоретических знаний, формированию собственных профессиональных навыков, работая над своим характером и стилем поведения, и, в конечном итоге, применяя свои знания на практике. Будущий учитель не стоит на месте, он самосовершенствуется, тем самым подготавливая себя к дальнейшей педагогической деятельности.
Таким образом, на мой взгляд, этап обучения в высшем учебном заведении на пути становления педагогом, представляет собой начальный, ключевой период, некое ядро, ключ, открывающий профессиональные двери, ключ, которым нужно уметь пользоваться и знать к каким дверям он подходит и сколько оборотов требуется для того, чтобы тебе открылась новая дорога в педагогический мир.
Вовлечь и осознать. Как студенту стать успешным и что для этого может сделать университет
Фото: Артем Ганжа/Платформа НТИ
Что такое успех в современном мире и как его достичь? Могут ли университеты влиять на успешность своих студентов? Какой должна быть эффективная образовательная среда? И как формировать осознанное отношение к своей траектории развития? Эти и другие вопросы обсудили российские и зарубежные эксперты в области образования на организованной Университетом 20.35 панельной дискуссии «Вовлеченность и осознанность студентов как ключ к успеху», состоявшейся в Сколтехе 16 января. Ntinews.ru приводит основные тезисы.
Василий Третьяков, генеральный директор Университета 20.35:
– На самом деле вузы уже сегодня готовят человека к жизни. И большинство образовательных программ так или иначе с этим успешно справляется. Как показывает практика, человек легко меняет профессию в течение жизни, делает это сразу после выпуска из университета. Это значит, что мы готовим его к развитию. Давая ему высшее образование, мы делаем гораздо больше, чем берем на себя формально, обозначая задачи образовательной программы.
Фото: Артем Ганжа/Платформа НТИ
Можно ли сделать еще больше? На что должны быть направлены изменения вузовской системы? Как понять, что университет поменял свою образовательную программу или подход к обучению правильно? Вроде бы очевидно: если мы готовим тех людей, которые способны развиваться в течение всей жизни, менять направление деятельности, обучаться, строить свою траекторию развития, то надо в университете создавать условия для того, чтобы человек это пробовал, чтобы он осваивал непростой навык определения своей траектории развития, принятия решений о том, что в текущей деятельности он неэффективен и ему следует освоить что-то новое. Это большой барьер, и для большинства людей преодолеть его в реальной жизни, особенно когда от этого зависит жизнь семьи, сложно.
Можно как минимум дать право выбора и сделать так, чтобы человек понимал ответственность и последствия выбора своей образовательной траектории. В какой доле это делать и насколько это повлияет на компетенцию студента к последующему саморазвитию – вопрос. С этим нам надо работать.
«Основные изменения, которые произойдут в системе высшего образования, заключаются в том, как создать в университете среду, в которой человек может принимать решения о своей траектории развития, может делать это осознанно, может пользоваться всеми возможностями университета и всей системы образования и выстраивать свой образовательный путь в пределах даже образовательной программы. А еще лучше – оставаться с университетской системой дальше, развиваться в течение всей жизни».
Для студентов есть одно необходимое условие: чтобы они осознанно принимали решения о своей траектории развития. Это вовлеченность в деятельность. Если человек не работает, если у него нет проекта, нет деятельности, для которой ему необходимо развитие и освоение новых компетенций, получение новых знаний, предельно сложно принимать об этом решения. Часто нет оснований и мотивации к получению знаний. Поэтому изменения, которые могут произойти в университетах, – это включение студентов в проекты, в профессиональную деятельность и последующее открытие для них образовательных возможностей, которые часто могут выходить за пределы университета. Если построение траектории находится в привязке к деятельности, которой занимается студент, то мы можем четко отследить, смог ли он в этой деятельности реализовать себя, смог ли получить новый опыт деятельности, освоить новый навык или применить новые знания.
У университета появляется понятная логика управления средой развития. Университет понимает, какие студенты и насколько включены в деятельность, насколько у них сформирован образовательный запрос на определенные шаги в их траектории. Дальше вуз может управлять средой, чтобы количество вовлеченных студентов, студентов, которые осознано принимают решения о шагах развития своей траектории, было максимальным. Тем студентам, которые пройдут такой путь, будет проще не только осваивать новые навыки, но и принимать решения относительно изменения своей профессии и перестраивать траектории в соответствии с этим решением.
Построить образование в конкурентной среде достаточно просто, поскольку человек все время получает обратную связь, что он хуже кого-то. Когда мы говорим о персонализации обучения, где каждый готовится к своему набору компетенций, все становится сложнее, поскольку не с кем сравнивать: никто такой же деятельностью впрямую не занимается. Единственное, к чему мы смогли прийти за два года экспериментов, – это к тому, что человек должен в кооперационной модели оценивать результаты своего обучения.
Университет 20.35 предлагает каждому обучающемуся оценить свой шаг развития. Если он прошел какой-то курс или только начал его обсуждать, он оценивает прирост своих знаний и навыков. Фактически это рефлексивная оценка, направленная в сообщество тех, кто учится примерно в том же направлении. Она становится тем самым цифровым следом, который мы в Университете 20.35 используем и который позволяет другим учиться лучше, быстрее и эффективнее. Это происходит, потому что вы уже внесли некоторый вклад в кооперацию, связанную с развитием людей в определенной области. Так возникает универсальный подход к мышлению о своем развитии, который позволяет быстро двигаться не только в некоторой области, но в принципе быть эффективным в своем развитии, поскольку происходит оценка и фиксация результативности каждого шага. Это необходимый элемент для того, чтобы персональные траектории развития в университетах были эффективными, системными и давали людям компетенции, связанные с их собственным развитием.
Есть ли у нас принципы, на основе которых мы должны принимать решения относительно того, в какую сторону наше пространство трансформировать? В этой части мы еще не научились работать с данными, хотя здесь они лежат на поверхности. Если нам нужна вовлеченность обучающихся, если мы умеем ее мерить, то можно проводить хоть каждую лекцию эксперименты, как ее повысить. В цифровом пространстве для этого есть бесконечные возможности – поменяли интерфейс, способ коммуникации между участниками и увидели, что вовлеченность повысилась. Одна из самых интересных компетенций современного университета – уметь трансформировать свое пространство, чтобы обеспечивать вовлеченность обучающихся.
Когда мы проводили «Остров 10-22», пространство Сколтеха позволяло людям постоянно входить в новые коммуникации, а коммуникации приводят к формированию новых команд, проектов, к тому, что человек понимает, что в этом пространстве он может сделать бесконечно много, вовлекаясь в деятельность. Современным университетам нужно управлять своим пространством в динамике, отталкиваясь от того, как в нем протекают не только образовательные активности, но и в целом жизнь студентов и преподавателей.
Бен Нельсон, основатель и генеральный директор Minerva:
– Сегодня основная проблема в следующем: восемнадцатилетний студент не представляет себе, кем он хотел бы быть, в США есть такая статистика. К примеру, из 100 восемнадцатилетних абитуриентов, которые хотят быть врачами, поступают в вуз и начинают изучать соответствующую программу, а затем работают по специальности только пятеро. У нас в 20 раз больше людей, которые считают, что обязаны пойти в университет, чтобы получить выбранную профессию, хотя на самом деле им это не нужно.
Фото: Артем Ганжа/Платформа НТИ
Много времени потребуется, чтобы эта структура изменилась. В краткосрочной перспективе необходимо реформировать университеты, а не надеяться, что вузы сами исчезнут или что-то произойдет само собой.
Если посмотреть на американские университеты 100 лет назад, они выглядели иначе. В течение первых трех лет обучения у студентов не было никакого выбора относительного того, что они изучают. Они изучали историю, философию, математику, естественнонаучные дисциплины, латынь, древнегреческий. Только в конце бакалавриата они могли выбирать, в какую сторону дальше развиваться. Программа была очень жесткой. 50 лет назад студенты взбунтовались против этой системы и потребовали возможность сделать учебные планы более гибкими и право самим выбирать, что изучать.
У студентов должна быть свобода, а у свободы – направление, инфраструктура, интеллектуальный язык, с помощью которого студенты могли бы делать осмысленный выбор. Для наших студентов мы используем самые современные технологии. И нам не хотелось бы, чтобы возникла ситуация, когда деньги, которые идут на образование детей или стипендии, тратились бы на что-то ненужное. Мы верим в эффективную инфраструктуру, а не роскошную.
Асылбек Кожахметов, президент Almaty Management University, вице-президент международной ассоциации менеджмента CEEMAN:
– Университет – это не про то, чтобы дать профессию. Университет – это то, что подготовит к жизни. Студентам надо помочь раскрыться. Поэтому у нас на первом курсе есть обязательный курс «Дизайн жизни». Студент должен сказать, чем он хочет заниматься, почему и что для этого сделает.
Фото: Артем Ганжа/Платформа НТИ
Мы должны помочь понять, что в жизни на первом месте, а что – на втором. Предлагаем такие курсы, как «Дизайн мышления», «Предпринимательство», – курсы, позволяющие раскрыть креативные способности.
У нас с этого года открылась Лаборатория счастья. Мы все ориентированы на успех, а нужно быть ориентированным на счастье.
Сейчас в жизни должны быть три культуры: техническая, гуманитарная, деловая. Когда вы заканчиваете вуз, у вас должно быть два диплома, обязательно перекрестные. Тогда появляются «отмычки к жизни», вы можете освоить любую профессию, у вас есть коммуникативные навыки и предпринимательские идеи.
«У меня есть мечта – читать лекции для родителей. Когда учатся дети, я вижу проблему в их воспитании, то есть родители дали неправильные установки и продолжают это делать. Дети всегда умнее родителей. Ребенок, который родился, необыкновенно умный. В три года это пытливый ребенок. Школьное образование усредняет всех. В вуз приходит уже успокоившийся человек, который не хочет менять мир. Нам надо не допустить этой успокоенности».
Если вы любите детей, вы будете хорошим учителем. Если не любите – исковеркаете ребенка. Надо давать возможность ребенку пробовать. Университеты должны создавать пространство для экспериментов. Но при этом надо видеть все поле образования по ширине, глубине и даже 3D и 4D.
У нас есть обязательный предмет на первом курсе – Service Learning, или «Обучение служению». Учащийся может выбрать социальное учреждение – детский сад, школу, больницу, делать в нем что-то как волонтер бесплатно. А потом сдавать экзамен: выбираешь команду и защищаешь проект по улучшению этого учреждения.
Кит Стивенсон, первый проректор, профессор, проректор по научно-исследовательской работе Сколтеха:
– В настоящее время многие университеты стремятся к обновлению за счет децентрализации и диверсификации. Таким вузам принято присваивать уровень 2.0 или 3.0. Вместо традиционных факультетов по специальностям в таких университетах практикуются междисциплинарные программы, в которых могут быть задействованы преподаватели и студенты из любой страны мира, а финансирование образовательных программ может осуществляться при участии сразу нескольких университетов-партнеров.
Фото: Артем Ганжа/Платформа НТИ
Считается, что такой подход позволяет не только проводить модернизацию образовательных учреждений, но и учитывать особенности нового поколения студентов – «цифровых аборигенов». Это люди, которые работают и учатся по-другому, совсем не так, как предыдущие поколения, поскольку с раннего детства осваивают современные технологии и имеют неограниченные возможности для общения со сверстниками по всему миру. Они постоянно на связи. Они хотят немедленной отдачи. Глядя на таких студентов, понимаешь, что они готовы взяться за любое дело, даже если пока не имеют необходимой для этого подготовки.
Роберт Уразов, генеральный директор Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)»:
– Такты получения нового знания и его применения стремительно сокращаются. Чем чаще эти такты проявляются, тем лучше. В связи с этим возникает много разных способов подготовки, такие как learning by doing, проектный метод подготовки. Все управленческие методы – от Scrum до Agile – сокращают время. В образовательном процессе это будет необходимостью.
Фото: Артем Ганжа/Платформа НТИ
Процесс образования становится фоновым. Все меньше осознанного процесса познания, все больше познания, обусловленного какой-то целью.
Скорее всего образовательный ландшафт будет наполняться устройствами, специализированными помощниками, дополняющими отсутствие у человека способности конструировать собственную траекторию. И единицы людей будут эту систему дорабатывать.
Самый яркий и видный образовательный процесс – это подготовка чемпионов. Она строится по принципу взаимной зоны развития. Если есть достаточно людей, заинтересованных в одном сегменте зоны развития, то надо просто быть лучше другого. И сообщества, где есть такая признанная зона развития, начинают обрастать «агрессивными» студентами. Эти студенты хотят развиваться и занять место в пищевой цепочке. И магия в том, что они действительно занимают это место. Действительно выталкивают «старых». Куда деваются «старые»? Они уходят вперед.
Почему я выбираю данное направление подготовки для дальнейшего обучения в магистратуре Финансового университета
Обоснование выбора профессии студентом четвёртого курса Финансового университета Российской Федерации. Взгляд на понимание вопросов выбора карьеры и социального роста, построение планов на будущее. Жизненная установка и анализ предстоящего обучения.
Рубрика | Социология и обществознание |
Вид | эссе |
Язык | русский |
Дата добавления | 27.12.2013 |
Размер файла | 14,8 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Финансовый университет при правительстве Российской Федерации»
«Почему я выбираю данное направление подготовки для дальнейшего обучения в магистратуре Финансового университета»
Студентка группы ФМ4-2
В жизни каждого человека много трудностей и неожиданных поворотов событий. Мне тоже придётся преодолеть много препятствий, но я уверена, что смогу стать настоящим специалистом в области экономики. Для достижения этой цели необходимо много работать над собой уже сейчас и конечно же приобретать опыт всеми возможными способами. Опыт очень важен, однако приходит он со временем. Поэтому сейчас нельзя терять это драгоценное время. социальный карьера профессия обучение
Мне бы хотелось сделать свою карьеру в какой-нибудь процветающей фирме, подняться по служебной лестнице, открыть собственную строительную или дизайнерскую фирму.
Для того чтобы стать специалистом в своей профессии, необходимо обладать личностными качествами такими, как лёгкость в общении, настойчивость, сила воли, уверенность в себе и т. д.
Чтобы достигнуть главной цели, необходимо пройти почти через весь жизненный путь. Продвижение к поставленной иною цели будет проходить поэтапно, шаг за шагом, посредством решения промежуточных задач.
Так же я думаю, что необходимо, как можно больше общаться с профессионалами в сфере бизнеса и понемногу набираться у них опыта.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Проблемы самореализации выпускников университетов и колледжей во взрослой жизни. Сложность первого трудоустройства для молодых специалистов после окончания вузов. Значения правильного выбора профессии для будущего материального благополучия человека.
топик [6,0 K], добавлен 28.01.2014
Отбор и поступление молодежи в учебное заведение для получения профессии социального работника. Основные модели практического обучения социальных работников за рубежом. Анализ системы подготовки специалистов по социальной работе в РФ, новаторские идеи.
курсовая работа [57,6 K], добавлен 30.06.2010
Изучение основных факторов, влияющих на выбор будущей профессии молодежью (индивидуальные способности человека, место, условия, оплата труда). Методы планирования карьеры и выбора профессии выпускниками школы. Функции государственной службы занятости.
реферат [118,6 K], добавлен 10.10.2010
Значение выбора девятиклассников по поводу продолжения их обучения и определение основных факторов, влияющих на данное решение. Методика и этапы проведения социологического исследования мотивации выпускников оканчивать полное среднее образование.
контрольная работа [23,5 K], добавлен 26.06.2013
Теоретико-методологические основы тестирования учебной деятельности при изучении преобладающих способностей человека. История развития тестирования. Обоснование программы и методов исследования социального типа личности учителей. Анализ результатов.
курсовая работа [55,9 K], добавлен 10.01.2011
Не лишнее высшее: 5 примеров, как вузовское образование помогает в реальной жизни
Востоковед, дизайнер, эколог и другие читатели Т—Ж о своем опыте
Статистика показывает, что более 40% россиян с высшим образованием работают не по специальности и только 20% довольны своим высшим.
Тем не менее не все читатели Т—Ж считают время в университете потраченным впустую. Мы нашли пять примеров, когда высшее образование принесло пользу.
Это истории читателей из Сообщества Т—Ж. Редакция задала наводящие вопросы, бережно отредактировала и оформила текст по стандартам журнала.
На кого училась: менеджер
Кем работает: менеджер
Всю жизнь я считала получение высшего чем-то самим собой разумеющимся. У папы было только среднее специальное образование, но, став руководителем, он был вынужден окончить вуз в сфере менеджмента. Это показало мне, что диплом — не пустая «бумажка». Да и амбиции юности подсказывали, что для покорения высот нужны трамплины, и университет казался удачным социальным лифтом.
Некоторые люди плохо отзываются о ЮГУ, но я считаю, что тот, кто хочет получить знания, получит их в любом месте. Большинство наших преподавателей заинтересованы в развитии студентов, а это главное. Была и интересная проектная работа: нужно было планировать открытие собственного дела, готовить и оценивать бизнес-планы. Кто бы знал, что придется готовить похожие планы и на моей работе.
Кажется, я одна из немногих, кому нравится направление и кто по нему работает, так что пригодились все знания, полученные в вузе. Ожидала много нудной работы с цифрами. На практике специальность оказалась интереснее: работаю с финансами и разными экономическими инструментами. Карьера началась с банальной практики в организации: сначала работала по ГПХ, а после получения диплома устроилась официально. Диплом помог, но больше помогли связи и желание развиваться.
На кого учился: графический дизайнер
Кем работает: UX-дизайнер
Я поздно понял, чего хочу. После школы поступил в Тольяттинский технический колледж ВАЗа и получил профессию слесаря-ремонтника. Но затем решил стать графическим дизайнером.
В университет пошел ради необходимых навыков: постановки рисунка, понимания природы цвета и света, умения профессионально использовать графические редакторы. Насчет развития «художественного стиля» или «вкуса» ожиданий не было — не верил в эти вещи еще до поступления.
Поступил в Санкт-Петербургский университет промышленных технологий и дизайна на факультет «Графический дизайн в рекламе» — увидел их баннер во «Вконтакте», и мне понравилось. Мечтал поступить в академию Штиглица, но не стал даже пробовать. Не было опыта в живописи и композиции: пока проходил практику на автомобильном заводе, получить такие навыки просто не было возможности.
Большинство дизайнеров со мной не согласятся, но из того, чему учили в университете, мне больше всего пригодились академические дисциплины: рисунок, живопись, композиция. Почему-то большинство студентов считали, что это рамки, ограничивающие творчество. Но именно изучение этих предметов позволило мне создавать по-настоящему реалистичные изображения.
Свою первую работу в рекламном агентстве нашел через «Хедхантер». Помогло портфолио, которое я собрал из своих студенческих проектов. Все свои работы я делал не для оценки, а для себя. Поэтому у меня было немало троек в дипломе, зато проекты нравились другим людям.
Сейчас я занимаюсь UX/UI-дизайном. Главный плюс вижу в том, что все мои решения можно проверить на эффективность. У любой правки есть логичная причина, которая выявляется с помощью исследований. Никакой вкусовщины, только точность.
Академические навыки, полученные в вузе, помогли мне с быстрой визуализацией идей. Я регулярно посещал занятия, посвященные наброскам обнаженной натуры. Нужно было за ограниченное время нарисовать как можно больше изображений человека. Это оказалось важным, когда мне выпал шанс создать серию анимационных роликов. Другой полезный навык — векторная графика. Научиться пользоваться любым векторным редактором можно и самостоятельно, но я освоил этот навык именно в вузе.
На кого училась: востоковед
Кем работает: менеджер проектов
После школы я успела окончить колледж, и поступление в вуз казалось естественным шагом. Но родители, наоборот, не одобрили решение и отказали в поддержке. Спасибо моему парню, который взял на себя мое обеспечение: бросил институт и пошел работать. Я тоже не сидела на месте: поступила на бюджет, получала повышенную и социальную стипендию, постоянно подрабатывала, а с третьего курса уже работала фултайм.
С моим образованием сложно работать по специальности, в трудовую книжку востоковедом не запишут. Но именно образование помогло мне найти работу. На третьем курсе заведующий кафедрой отправил меня на практику в агентство переводов, которым руководила одна из выпускниц факультета. Я проработала там больше пяти лет, прошла путь от практикантки до заместителя директора. Затем год поработала за границей, но решила вернуться. Поняла, что жизнь эмигранта не для меня.
После бакалавриата пошла в магистратуру ради годовой бесплатной стажировки в Стамбульском университете. Но произошел инцидент со сбитым бомбардировщиком, стажировку закрыли, и я осталась доучиваться три семестра в России. Магистерская программа ничего нового не дала, да и занятий было очень мало — пара вечеров в неделю. На работе в это время пошел карьерный рост, и учеба отошла на задний план. В результате польза магистратуры для меня заключалась в деньгах, сэкономленных на аренде квартиры, — общежитие обходилось всего в 10 000 Р в год, стипендии, а также в еще одной корочке. А она действительно потом пригодилась на работе: для участия в некоторых проектах было важно наличие диплома с определенными дисциплинами в нем. Так что о времени в магистратуре не жалею.
Рада тому, что мне действительно бывают нужны все три диплома, включая полученный в колледже: благодаря им я могу подтвердить свою квалификацию в государственных органах, что часто требуется по работе.