Чего добился феминизм в россии
Самые известные феминистки России
Идеи феминизма во всем мире ассоциируются как борьба за права женщин. Но многие до сих пор имеют смутное представление об этом понятии, а основные принципы и идеология движения нередко вызывают шквал критики и негативных реакций в адрес приверженцев и сторонниц. Высказывания и публикации последовательниц этой идеологии становятся предметом горячих обсуждений и споров, часто вызывают громкий резонанс в обществе и на просторах интернет-ресурсов.
В материале 24СМИ – известные феминистки России и чего они добились.
Залина Маршенкулова
Известная российская журналистка с кавказскими корнями, блогер-феминистка Залина Маршенкулова прославилась в 2019 году благодаря рекламной кампании #нивкакиерамки. Также она известна как основатель культового сайта Breaking Mad, который публикует абсурдные, странные и страшные российские новости. Известная феминистка России Маршенкулова выступает за максимальное равноправие мужчин и женщин, ведет аккаунты в популярных социальных сетях, публикует статьи в «Cнобе» и в других онлайн-изданиях. Также Залина стала автором книги «Женская власть» и ведет одноименный телеграмм-аккаунт.
Профили Залины в соцсетях легко отличить по оригинальным именам и названиям: «маячок антихриста», «гробик в деревне», «сентиментальный мясник» и другим, содержащим нецензурную лексику. Залина Маршенкулова не раз становилась объектом интернет-травли и получала реальные угрозы за свои резкие высказывания в Сети, а сообщество азербайджанцев в 2020 году пообещало награду за расправу с феминисткой размером 120 тыс. руб.
Ирина Юкина
Автор книги «Русский феминизм как вызов современности», которую американское издание «Критика» назвало энциклопедией данного течения, Ирина Юкина также входит в подборку «Известные феминистки России». В своем произведении Ирина Юкина рассказывает об истории развития этого течения в России, его корнях, задачах, идеологии и результативности.
Кроме того, Юкина называет себя «эксперткой в женской и гендерной истории и социологии» и считает мнение о том, что феминизм завезли в Россию, глупым и нелепым. По убеждению активистки, феминизм в России, как и в других странах, сформировался в обществе «как ответ на проблемы, возникшие в его недрах».
Ирина Юкина, фото: Сергей Фадеичев/ТАСС
Татьяна Никонова
Одна из самых известных российских представительниц феминизма Татьяна Никонова получила популярность в 2007 году после основания блога о сексуальном образовании. Также Никонова стала главным редактором и основательницей блога «Сплетник.ру», посвященного жизни знаменитостей. Кроме того, известная феминистка России Татьяна Никонова – автор статей и публикаций о сексе, отношениях между мужчиной и женщиной, гендерных проблемах.
12 мая 2021 года стало известно, что фем-просветительница Никонова скоропостижно ушла из жизни в возрасте 43 лет. Причиной смерти стала болезнь, однако подробности трагедии родные и близкие предпочитают пока не предавать огласке и просят людей быть тактичными к горю родственников.
Надежда Толоконникова
К известной феминистке России Надежде Толоконниковой всемирная слава пришла в составе скандальной панк-рок-группы Pussy Riot в феврале 2012 года. За участие в «перфомансе» в храме Христа Спасителя Толоконникова получила наказание в виде лишения свободы на 2 года по статье «хулиганство».
После досрочного освобождения по амнистии, Татьяна занялась защитой прав заключенных и вместе с единомышленницей Марией Алехиной основала организацию «Зона права». Также своим достижением Толоконникова считает интернет-издание «Медиазона», которое она основала вместе с Алехиной.
Алина Павлович
Павлович также считает, что родители допускают серьезные ошибки в воспитании детей, например, когда говорят, что девочка не должна злиться, если мальчик дергает ее за косы: ведь так он проявляет симпатию, и это хорошо. Женщина с детских лет привыкает подчиняться и потакать мужчине, такое поведение поощряют взрослые и родители. По мнению феминистки, среди молодежи мало тех, кто понимает, что такое феминизм, и большинство парней и девушек до сих пор придерживаются патриархальных взглядов, как и старшее поколение.
Алина Павлович, фото: соцсети
Ника Водвуд
Феминистка и киберактивистка Ника Водвуд, популярность которой отметило издание Forbes, также известна как автор ютьюб-канала nixelpixel. К идеям феминизма Ника изначально относилась с иронией, а всерьез стала увлекаться этой темой с 2013 года, когда училась на социологическом факультете Высшей школы экономики. Определяющим моментом послужило знакомство студентки с тематическим блогом Жени Белых (Анастасии Давыдовой-Льюис) в соцсети «ВКонтакте».
«Главное достижение феминизма в России? Он не умер». Победы женского движения за 10 лет
Суфражистки боролись за равные с мужчинами права, феминистки второй волны – за равные возможности, а современные – выступают против сексизма во всех его проявлениях. Достигнуты ли цели движения в современной России? К неформальному Дню феминизма, который отмечается 30 мая, «7×7» провел опрос о том, что сами феминистки относят к своим победам. Результаты прокомментировали директор Центра гендерных исследований Ольга Шнырова и основательница образовательного проекта FemTalks Катерина Денисова.
Материал опубликован в рамках серии совместных публикаций Women Platform и российского интернет-журнала «7×7 Горизонтальная Россия» – медиа о развитии гражданского общества в российских регионах.
Опрос проводился с 20 по 30 мая через сервис «Google Формы». Анкету мы распространяли в региональных феминистских сообществах «ВКонтакте». В итоге было получено 124 ответа. Способ распространения анкеты мог повлиять на результаты опроса.
Достижения феминизма
Развивается женская солидарность
В 2018–2019 годы в России прошли десятки акций в поддержку сестер Хачатурян, за принятие законопроекта о домашнем насилии и освобождение активистки Юлии Цветковой (художница выкладывала в соцсети иллюстрации на темы бодипозитива, женской физиологии). Растет число проектов, сделанных женщинами для женщин. Например, сеть женской взаимопомощи «Проект W» и «Ты не одна», паблик «Сестра сестре. Взаимопомощь» в соцсети «ВКонтакте». Тенденция была особенно заметна во время пандемии коронавируса. Кризисные центры и организации помощи женщинам запустили бесплатные вебинары о том, как справиться со стрессом или финансовыми трудностями во время кризиса, создавали группы психологической помощи. Организаторки московского Moscow FemFest запустили бесплатную службу психологической помощи для женщин-врачей, а авторки проекта «Ребра Евы» –марафон заботы и поддержки.
Новые медиа транслируют идеи феминизма
Феминистки начали организовывать собственные ивенты (Moscow FemFest, фестиваль против домашнего насилия «Не виновата», фестиваль «Женщины. Инвалидность. Феминизм»), создавать и популяризировать научно-образовательные и просветительские проекты о феминизме («Высшая школа равноправия», «Феминистки поясняют», паблик «Женская история»), медиа о женщинах с акцентам на фем-повестку (метапроект «Феминистское СМИ», «Гласная», Wonderzine), блогеры рассказывают о феминизме на своих площадках в соцсетях и мессенджерах (Telegram-каналы «Женская власть» и «Дочь разбойника»). Традиционные СМИ тоже подключились к «женской» теме. Журнал Forbes развивает раздел «Forbes Woman», развлекательный канал ТНТ запустил шоу «Женский стендап», глянцевые журналы Cosmo и Glamour начали менять тональность.
Участницы опроса «7×7» отметили еще и широкую огласку случаев домашнего насилия и харрасмента в новых медиа: заявление журналисток о сексуальных домогательствах со стороны депутата Госдумы Леонида Слуцкого (он отрицал информацию и не понес никакой ответственности), харрасмент в крупнейших российских вузах – НИУ ВШЭ и МГУ, историю Маргариты Грачевой, которой муж отрубил кисти рук, кейс ведущей Регины Тодоренко.
Социологические опросы «Левада Центра» показывают, что российское общество в большинстве своем считает серьезной проблему насилия со стороны супруга или партнера, в отличие от харрасмента. Женщин эти вопросы беспокоят сильнее, чем мужчин.
Началась работа над проектом закона о домашнем насилии
Депутаты вносили в Госдуму законопроект о профилактике семейно-бытового насилия еще в 2016 году, но тогда он не дошел даже до первого чтения. С новой силой о проблеме заговорили после того, как широкую огласку в СМИ получили истории жертв домашнего насилия: Маргариты Грачевой, Яны Савчук и сестер Хачатурян.
Аборты сохранены в системе ОМС
На протяжении последних 10 лет было несколько серьезных нападок на репродуктивные права женщин. В 2011 году депутат Госдумы Валерий Драганов внес на рассмотрение парламента законопроект, который обязывал замужних женщин получить согласие мужей на прерывание беременности.
В сентябре патриарх Кирилл подписал обращение за полный запрет абортов. Последняя инициатива исходит от уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка Анны Кузнецовой. В докладе о работе ее аппарата за 2019 год есть рекомендация правительству РФ принять меры, «направленные на ограничение продажи в аптеках абортируемых лекарственных препаратов». Каждое такое предложение сопровождается бурной полемикой. В том числе, высказываются феминистки. Пикеты в защиту права на аборт в разные годы проходили в Челябинске, Петербурге, Новосибирске и других городах. В некоторых регионах светские власти все же частично ограничили проведение абортов в определенные дни («дни тишины» в Приморском крае и Рязанской области). Но федералы пока не решаются вывести их из системы обязательного медицинского страхования, поскольку опасаются роста опасных подпольных операций.
Запрещенных профессий для женщин стало меньше
Министерство труда России в августе 2019 года более, чем в четыре раза сократило список запрещенных для женщин профессий. С 2021 года женщины смогут работать дальнобойщиками, боцманами, парашютистами, машинистами электропоезда, трактористами-машинистами на сельхозработах, слесарями по ремонту автомобилей и так далее. Список запрещенных профессий появился в 2000 году, необходимость запрета законодатели мотивировали заботой о репродуктивном здоровье женщин.
На 98 видах работ и должностей труд женщин по-прежнему будет ограничен (на химпроизводствах, горных работах, строительстве подземных сооружений и т. д.).
Лица феминизма в России и тренды
Среди женщин-представительниц фем-движения в России участницы опроса чаще всего называли соавтора законопроекта о профилактике домашнего насилия, сооснователя сети взаимопомощи для женщин «Ты не одна» Алену Попову, художницу, поэтессу, создательницу акции #тихийпикет Дарью Серенко, журналисток и блогерш Залину Маршенкулову и Александру Митрошину, киберактивистку, блогершу Нику Водвуд. Среди организаций, отстаивающих права женщин, – «Насилию.нет», «Ребра Евы», российское феминистское объединение «ОНА». К трендам отнесли рост числа женщин в публичной политике и активизме, развитие фем-движения в нестоличных городах, постепенное изменение отношения общества к идеям феминизма.
– Основное достижение феминизма заключается в том, что он не умер, –прокомментировала итоги опроса Ольга Шнырова. – Условия существования и развития феминизма в нашей стране сложные, власть воспринимает его как потенциальную опасность. Об этом говорит преследование феминисток (Юлии Цветковой) и ЛГБТ-активисто_к. Но, по крайней мере, в крупных городах усиливается понимание того, что мир изменился и что феминизм – нормальная составляющая нашей жизни. С другой стороны, есть и обратный тренд. Растет определенная агрессивность в отношении феминизма. На на это можно посмотреть под другим углом.
Ольга Шнырова считает, что перечисленные достигнутые достижения можно отнести, скорее, к более позднему периоду – последним двум-трем годам. Одним из важных условий, благодаря которым они стали возможными, она называет влияние новых медиа. С ней согласна Катерина Денисова:
Материал опубликован в партнерстве с российским интернет-журналом «7×7 Горизонтальная Россия» – медиа о развитии гражданского общества в российских регионах в рамках проекта WE ACT (Проект поддержки женских инициатив в предпринимательстве и медиа) при финансовой поддержке Европейского Союза. Его содержание является исключительной ответственностью «7×7 Горизонтальная Россия» и не обязательно отражает взгляды Европейского Союза.
Чего добился феминизм в россии
Усилиями Александры Михайловны в декабре 1917 года были приняты два важнейших декрета. Один — о гражданском браке, который заменял брак церковный, устанавливал равенство супругов и уравнивал в правах внебрачных детей с законнорожденными. Второй упрощал процедуру развода, который теперь без труда мог получить любой из супругов. Эти законы были куда прогрессивнее, чем в большинстве европейских стран.
В 1920 году РСФСР стала первой страной мира, узаконившей аборты. Были упрощены процедуры признания отцовства и развода супругов. Проводилась политика социального обеспечения и поддержки матерей-работниц: были созданы структуры яслей и детских садов, предоставлялось время и место для грудного кормления прямо на предприятии, матерям гарантировались детские пособия.
Активистки женского движения 20-х (Арманд, Крупская, Самойлова, Смидович, Коллонтай) в своих публикациях заверяли женщин, что социалистическое государство всегда поддержит их, независимо от наличия или отсутствия брачных уз. Материнство определялось как «социалистическая обязанность», которая должна была дополнять обязанность женщин трудиться наравне с мужчинами.
Важными инструментами женской эмансипации стали женотделы, организованные той же Коллонтай и делегатское движение, призванные обеспечить трудовое раскрепощение женщин и вовлечение их в производство и коммунистическое строительство.
В 1930 году Сталин объявил «женский вопрос» решённым и упразднил женотделы. Политика эмансипации была в значительной степени свёрнута: государство вновь ужесточило брачное законодательство, запретило аборты, вернулось к «традиционной семье».
В 1935 году в СССР прекратилось производство контрацептивов. В 1936-ом был принят закон, затруднявший развод; через 8 лет разводиться разрешили вообще только через суд. Отметка о разводе ставилась в паспорта, увеличилась цена развода: от 50 рублей в первый раз до 300 рублей за третий развод. В том же 1936 году были запрещены аборты (кроме как по «медицинским показаниям»), что явилось поражением женщин в их репродуктивных правах.
1941 – 1945 годы.
Советский Союз был единственной страной в годы Второй мировой войны, где женщины принимали непосредственное участие в боевых действиях.
Мобилизации подлежали здоровые девушки в возрасте 18–25 лет. При этом учитывалось образование (желательно, не ниже 5 классов), членство в комсомоле, состояние здоровья, отсутствие детей. Основная масса девушек были добровольцы.
Самые массовые мобилизации женщин прошли в 1942 году – на фронт было призвано 170 000 девушек-комсомолок.
Самое большое представительство участниц Великой Отечественной войны было среди женщин-медиков. Из общего числа врачей в Красной Армии — 41% были женщины, среди хирургов их было 43,5%.
В 1944 году ужесточилось семейное законодательство. В соответствии с курсом на героизацию советской действительности, было введено звание «Мать-героиня» и одноимённый орден, вручавшийся женщинам, родившим и воспитавшим десять и более детей. Материальная поддержка государством многодетных семей начиналась только с рождением седьмого ребенка.
После окончания войны стало понятным, что государство по-прежнему видело в женщинах лишь матерей и работниц. Женщины оказались легко вытесненными с лидерских позиций на предприятиях.
Половая диспропорция в результате войн и репрессий, разрушение преимущественно мужского генофонда деформировали отношения между полами. Значительная часть целого поколения советских людей выросла без отцов. Послевоенная безотцовщина сказалась и на формировании дальнейшей культуры отношений мужчин и женщин во всех сферах жизни. А одинокие и многодетные матери были самой остронуждавшейся частью населения СССР.
Только в 1955 году отменили криминализацию абортов; женщинам и их семьям вернули функции контроля над деторождением. Но эта политика не подкреплялась сексуальным образованием, доступностью надежных контрацептивных средств, что способствовало превращению аборта в СССР в основной способ контроля репродукции. В общественных обсуждениях, в печати это замалчивалось.
При Хрущеве, вернулись и женсоветы, но их повестку устанавливали не их члены, а те партийные или государственные организации, при которых они действовали. Таким образом, хотя начиная с 1960-х годов гендерная политика советского государства стала более либеральной, государство продолжало доминировать как в сфере женского политического участия, так и в сфере гендерных отношений. Во властных структурах можно вспомнить разве что Екатерину Фурцеву.
Облегчение процедуры развода (1965), право на получение фиксированной доли алиментов – 25% от заработка ушедшего из семьи супруга (1967), введение оплаченных отпусков по беременности и родам, пособий на детей матерям-одиночкам и разведенным женщинам (Кодекс о браке 1968 года) объективно способствовало улучшению положения женщин. Но их бытовое неравенство с мужчинами, меньшие возможности для профессионального роста, высоких зарплат, полноценного досуга замалчивались так же, как и тема абортов.
О том, каким должно быть отцовство (в отличие от материнства) не говорилось; равенство мужчин и женщин понималось как тождество их правового статуса, а не возможностей для раскрытия личностного и гражданского потенциала.
В конце 70-х издания для женщин – «Работница» и «Крестьянка», – предлагали старый советский стереотип женщины как активистки и труженицы (никто не снимал с нее обязанностей образцовой матери).
В это же время в диссидентском самиздате вышел альманах «Женщина и Россия». Его редакторами были ленинградки Т. М. Горичева, Н.Л. Малаховская и Т.А. Мамонова. Позднее, в 1980—1982 годах, команда альманаха издавала журнал «Мария» и основала одноимённый женский клуб.
Феминистские диссидентские журналы были посвящены замалчиваемым в советском обществе проблемам и делали особый акцент на положении женщин: они освещали психологические проблемы взаимоотношений мужчин и женщин, проблемы семей, положение женщин в тюрьмах, бездомных женщин и пр.
В 1977 году была принята новая конституция. Предложение дополнить норму о равных правах мужчин и женщин словами о «равных обязанностях» не нашло поддержки.
В рядах Коммунистической партии к началу 80-х было около 20% женщин, но в ее руководящем эшелоне женщин было лишь 2,8%, а в самом ЦК КПСС – ни одной.
Схожая ситуация была и в производственной сфере, и в науке, здравоохранении, образовании: среди рядовых сотрудников женщины составляли более половины занятых, но на уровне принятия решений их было не более 5%.
Реформы середины 80-х изменили позиции женщины в обществе. Они создали условия для возникновения новых форм женского движения, для рождения множества общественных объединений, которые начали добиваться не просто формально-юридического, но реального гендерного равенства.
Но по-настоящему о женском движении в России мы можем говорить только с начала 90-х годов. То есть в постсоветский период. Стали возникать многочисленные независимые женские организации. Число их постоянно росло и достигло шести сотен. Но большинство из них не ставило политических задач, выполняя только функции социальной помощи малообеспеченным женщинам, женщинам с больными детьми, одиноким матерям. Хотя постепенно часть этих организаций стала выдвигать требования к государству о соблюдении трудовых и социальных прав женщин, о принятии антидискриминационных законов, законов о домашнем насилии. Немногочисленные объединения старались поддерживать женское предпринимательство. На политической арене появляются значимые женские фигуры: Нина Андреева, Валерия Новодворская, Галина Старовойтова, Казимира Прунскене. В декабре 1993 года впервые в истории страны женская партия «Женщины России» получили 8,13% голосов и сформировали в Государственной Думе свою собственную фракцию.
С наступлением нового века в России стали возникать объединения, прямо называющие себя феминистскими. Их целью стало формирование женского самосознания и понимание причин гендерного неравенства в российском обществе. Феминистские организации выступали на многих фронтах: от домашнего насилия до неравенства зарплат.
Развитию феминистского движения в большой мере способствовал интернет и положительный опыт уравнивания прав мужчин и женщин в развитых странах, особенно скандинавских. Активистки создавали феминистские сайты, проводили просветительские кампании и постепенно стали переходить к публичным акциям. В 2011 году прогремела акция феминисток под лозунгом «Свободное материнство», организованная против запрета права женщин на безопасный медицинский аборт.
Феминизм в наши дни разделен на множество течений. Самым популярным в мире считается интерсекциональный феминизм. Приверженцы этого движения выступают не только против сексизма, но и против расизма, гомофобии, эйблизма, эйджизма и других форм дискриминации. Краеугольным камнем движения стало понятие о привилегиях — некоторых благах, которые люди имеют или не имеют при рождении (пол, цвет кожи, сексуальная ориентация, физические особенности), влияющих на степень угнетаемости отдельного человека.
Главными женскими проблемами соотечествениц остаются:
— безопасность (в России декриминализировано домашнее насилие),
— неравенство оплаты за равный труд (в России зарплата женщин на 30% ниже, чем у мужчин),
— женская бедность (матери-одиночки по прежнему одни из самых нуждающихся слоев населения, не защищенные экономически; женщины в одиночку берут декретные отпуска; женщин с маленькими детьми неохотно берут на работу; женщины чаще не получают продвижение в карьере из-за предвзятого отношения),
— гендерные стереотипы, бытовой сексизм (женщины вынуждены считаться с диктуемой обществом «нормой» и «женским предназначением» вместо того, чтобы ориентироваться на свои склонности и таланты).
Это, конечно, далеко не полный перечень.
Феминистские организации создают кризисные центры, защищают женщин в суде или ищут адвокатов, помогают найти убежище, распространяют информацию о нарушениях, разрабатывают законопроекты и добиваются их рассмотрения. За созданием каждой такой организации стоит сильная женщина, преодолевающая массу трудностей в своей работе.
Мощнейшим инструментом в продвижении идей феминизма остается искусство и литература. Художницы, женщины-искусствоведы, критики, режиссеры создают арт-проекты, направленные на актуализацию гендерных вопросов, например, проблем неравенства и насилия (театральный режиссер Вика Привалова, художницы Леда Гарина, Варвара Гранкова, Мика Плутицкая, искусствоведы Надежда Плунгян, Леля Нордик, художница, активистка за права женщин с инвалидностью Алена Левина, куратор феминистских музыкальных фестивалей Таня Волкова; в литературе — поэтесса, создательница феминистских поэтических зинов Оксана Васякина, создательница просветительских проектов посвещенных критике сексизма в литературных текстах, Саша Шадрина и многие другие).
Данные исследования аналитического центра НАФИ при поддержке Совета Евразийского женского форума и Google показывают как далеко нам до равноправия: 71% россиян считают, что главное предназначение женщины — быть матерью и хорошей хозяйкой, а подавляющее большинство женщин (89%) заявляют, что мужчина должен быть «добытчиком»; в большинстве случаев (83%) названные успешными люди оказывались мужчинами и лишь в 17% — женщинами. Доминирование мужчин особенно ярко проявляется в политике (только 4% женских имен) и бизнесе (1%).
В России с трудом приживаются феминитивы и матчество, а мнение, что «феминизм – удел некрасивых женщин» чаще всего раздается из уст самих женщин.
И все-таки феминизм распространяет свое влияние на все большее количество новых областей жизни и знания, открывает и изобретает новые перспективы, концепции и подходы.
У истоков женского движения в России стояли дамы из высших и средних слоев общества. Они имели возможность заниматься благотворительной, культурно-просветительской и социальной работой.
Активная борьба женщин началась вместе с реформами и либеральным движением 1860-х. Основными требованиями были предоставление прав на обучение и оплачиваемую работу. Первыми возможными местами работы для женщин были конторы, библиотеки, читальни, типографии и книжные магазины.
Учебные заведения для женщин практически не финансировались государством. Львиная доля расходов оплачивалась пожертвованиями, которые собирали женщины-активистки. Благотворительный опыт феминисток, которые начинали с помощи бедным, здесь очень пригодился. Основными жертвователями были как сами женщины, так и мужчины-ученые, немало среди них было и преподавателей курсов.
Большинство бестужевок шли преподавать и работать в органах просвещения, так как на другие должности начальники-мужчины их брали неохотно.
И все же среди них было много первых в своем деле женщин: Е. В. Соломко — первая в России женщина-петрограф и палеонтолог, М. Н. Сиряцкая — теоретик в области практической педагогики, Ю. И. Андрусова — первая в России женщина-зоолог беспозвоночных, В. Е. Богдановская — одна из первых в России женщин-химиков. М. В. Жилова была первой женщиной-сотрудницей Пулковской обсерватории.
На рубеже веков самой мощной женской организацией было Русское женское взаимно-благотворительное общество (РЖВБО), которое занималось преимущественно материальной помощью, организовывало детские сады и ясли, боролось с алкоголизмом.
В 1908 году был открыт первый женский съезд, в нем приняли участие 1053 делегатки со всей страны. Деньги на проведение съезда женщины искали сами. Большая часть участниц была из среды интеллигенции. В ходе жестких обсуждений было принято более 20 резолюций: о страховании работниц, охране материнства и детства, изменению брачного законодательства и политических правах.
В 1917 году усилиями Шабановой был утвержден Устав Всероссийского женского союза. Иначе говоря, была создана национальная феминистская женская организация России.
Из-за Первой мировой войны резко возросло количество работниц. В 1912 году появились первые летчицы, в 1915-ом открылись водительские курсы для женщин.
За недолгое свое существование, Временное правительство успело наделить избирательными правами всех граждан, достигших 20-летнего возраста (без различия пола, национальности и вероисповедания), допустить женщин до работы адвокатами и присяжными, гарантировать равную оплату труда.
Таким образом, женское движение и его важные завоевания существовали до создания Советской республики.
Если на первом этапе интересы женского движения и советской власти совпадали, то в дальнейшем они разошлись: вся женская активность была возможна только в рамках и направлениях, заданных государством. Советская власть приписала себе дарование женщинам всей полноты гражданских прав. И хотя идеи женского равноправия разделяли и поддерживали, в частности, Свердлов, Троцкий и Куйбышев, все женские организации были запрещены декретами большевиков в начале 1918 года.
В 1917 году в Советском правительстве появилась первая в мире женщина министр. Ею стала А.М. Коллонтай, поставленная заниматься социальными вопросами. Коллонтай была не только революционеркой, министром и первой женщиной – послом, еще она писала прозу, в которой выражала свои представления о будущем мироустройстве и отношениях между полами. Повести «Большая любовь» и «Василиса Малыгина», рассказ «Любовь трёх поколений» и другие произведения показывали, как женщины сбрасывают любовные и семейные оковы, обретая, наконец, свободу для классовой борьбы.