Чего добивался ломоносов для крестьянского сословия выберите правильный ответ
Литература. 5 класс
Конспект урока
М. В. Ломоносов. «Случились вместе два Астронома в пиру. »
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
Учёный – специалист в какой-либо научной области, внёсший вклад в науку.
Университет – высшее учебное заведение и научное учреждение с различными гуманитарными и естественно-математическими отделениями.
Астроном – специалист по астрономии.
Астрономия – наука о небесных телах.
Поморы – это люди, которые живут на побережье Белого моря.
Телескоп – прибор, с помощью которого можно наблюдать отдаленные объекты путём сбора электромагнитного излучения.
Михаил Ломоносов – выдающийся российский учёный и поэт. Он прославился во всём мире своими открытиями в разных областях науки и искусства.
Николай Коперник – астроном и учёный эпохи Возрождения, автор гелиоцентрической ситемы мира.
Открытые электронные ресурсы:
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Михаил Ломоносов родился в семье поморов в 1711 году неподалёку от Архангельска.
Отец Ломоносова занимался рыбной тоговлей, и маленький Михайло часто выходил с ним в море на лодке-баркасе. На рыбалке мальчику нравилось наблюдать за волнами, туманами и другими природными явлениями.
С раннего возраста будущий учёный интересовался устройством мира. Первым учителем Ломоносова был местный дьяк, он научил Михаила основам грамматики, алгебры, литературы.
В детстве любимым занятием Ломоносова было чтение. Днями напролет он изучал книги, особенно любил различные учебники. «Грамматика», «Арифметика» и «Стихотворный Псалтырь» Симеона Полоцкого были первыми учебниками Ломоносова. Он грезил о поступлении в академию.
Однажды, воспользовавшись тем, что домашние уснули, юный Ломоносов надел старый тулуп, взял всё самое необходимое и отправился в Москву.
Сначала он шёл пешком в одиночку, а после встретил рыбный обоз и присоединился к нему. Три недели, больше тысячи километров, зимой, добирался он до Москвы.
Скрыв свою принадлежность к низшему сословию, Ломоносов поступил в Славяно-греко-латинскую академию, где могли учиться только дворяне. Тут он изучал латынь и греческий язык, историю и математику, естественные науки, литературу, упражнялся в поэзии.
Окончив академию в качестве лучшего ученика, в 1735 году Ломоносов поступил в Петербургский университет, а еще через год отправился в герцогство Саксонию (сегодня это Германия) для изучения горного дела.
В Саксонии он получил обширные знания в области математики, физики, химии, географии, астрономии, анатомии, выучил немецкий, французский, итальянский и английский языки.
Вернувшись в Россию, он стал первым русским, которого избрали профессором химии. Ему покровительствует фаворит императрицы Елизаветы Петровны граф Шувалов.
Благоволит учёному и сама и сама императрица Елизавета. Все свои связи в высших кругах Ломоносов использовал для развития русской науки.
При участии Ломоносова и поддержке императрицы в Москве открывается университет. Ломоносов добивается того, что учиться получают право даже представители низшего сословия – крестьяне.
Случились вместе два Астронома в пиру
И спорили весьма между собой в жару.
Один твердил: земля, вертясь, круг Солнца ходит;
Другой, что Солнце все с собой планеты водит.
Один Коперник был, другой слыл Птоломей.
Тут повар спор решил усмешкою своей.
Хозяин спрашивал: «Ты звёзд теченье знаешь?
Скажи, как ты о сём сомненье рассуждаешь?»
Он дал такой ответ: «Что в том Коперник прав,
Я правду докажу, на Солнце не бывав.
Кто видел простака из поваров такова,
Который бы вертел очаг кругом жаркова?»
Михаил Васильевич придерживался теории астронома Николая Коперника, который создал гелиоцентрическую картину мира, по которой все планеты движутся вокруг Солнца. До Коперника многие разделяли мнение астронома Птоломея, жившего в сотом году нашей эры. Он считал, что всё движется вокруг Земли.
Ломоносов художественно сводит двух учёных за одним столом, понятно, что в реальности такого быть не могло, ведь учёных разделяли столетия. В стихотворении эти образы используются для столкновения разных идей.
Еще одно новаторство Ломоносова – допущение в стихосложении использования низкого стиля. Именно контраст высокопарных речей астрономов и обыденной речи повара помогает автору достичь в стихотворении нужный эффект.
Область интересов учёного Ломоносова была обширна и включала не только литературу и астрономию. Он писал картины, сделал множество великих открытий в физике, химии и астрономии.
Он раскрыл секрет получения стёкол всех цветов и возродил производство цветного стекла в России, делал мозаичные картины.
Сейчас именем Ломоносова в России назван город в Ленинградской области, также его имя носят станции метро, улицы и учебные заведения.
Теоретический материал для углублённого изучения
Михаил Ломоносов – выдающийся российский учёный и поэт. Он прославился во всём мире своими открытиями в разных областях науки и искусства. 12-летний курс московской академии он прошел за 5 лет. Участвовал в создании уточненного Атласа России, ввел понятие «экономическая география». Занимаясь физикой, он раскрыл загадки грозы и северного сияния. Вёл активную научную работу в Германии: читал лекции студентам, проводил опыты.
Ломоносов усовершенствовал телескоп. Наблюдая за Венерой, установил, что у этой планеты есть атмосфера.
Работы Ломоносова до сих пор изучаются во всех университетах мира.
Примеры заданий из Тренировочного модуля
Выделите цветом правильный ответ на вопрос, почему Михайло Ломоносов отправился в Москву?
Варианты: был голоден; хотел путешествовать; хотел учиться и постигать науки; мечтал жениться на москвичке.
Нужно вспомнить этапы жизни Михаила Ломоносова и выбрать верный вариант.
Правильный ответ: хотел учиться и постигать науки
Выбор элемента из выпадающего списка
Выберите верный вариант ответа на вопрос: «Чего добивался Ломоносов от властей для крестьянского сословия?»
В этом задании нужно проанализировать пройденный материал и на основании урока выбрать вариант. После прочтения всех вариантов – «элементов из выпадающего списка», вспоминаем, что Ломоносов основал первый в России университет, поэтому вероятнее всего он думал об образовании для крестьян.
Правильный ответ: чтобы крестьянские дети могли ходить в школу.
Конспект урока Литература 5 класс Урок № 8 М. В. Ломоносов. «Случились вместе два Астронома в пиру. »
М. В. Ломоносов. «Случились вместе два Астронома в пиру. »
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
Учёный – специалист в какой-либо научной области, внёсший вклад в науку.
Университет – высшее учебное заведение и научное учреждение с различными гуманитарными и естественно-математическими отделениями.
Астроном – специалист по астрономии.
Астрономия – наука о небесных телах.
Поморы – это люди, которые живут на побережье Белого моря.
Телескоп – прибор, с помощью которого можно наблюдать отдаленные объекты путём сбора электромагнитного излучения.
Михаил Ломоносов – выдающийся российский учёный и поэт. Он прославился во всём мире своими открытиями в разных областях науки и искусства.
Николай Коперник – астроном и учёный эпохи Возрождения, автор гелиоцентрической ситемы мира.
Открытые электронные ресурсы:
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Михаил Ломоносов родился в семье поморов в 1711 году неподалёку от Архангельска.
Отец Ломоносова занимался рыбной тоговлей, и маленький Михайло часто выходил с ним в море на лодке-баркасе. На рыбалке мальчику нравилось наблюдать за волнами, туманами и другими природными явлениями.
С раннего возраста будущий учёный интересовался устройством мира. Первым учителем Ломоносова был местный дьяк, он научил Михаила основам грамматики, алгебры, литературы.
В детстве любимым занятием Ломоносова было чтение. Днями напролет он изучал книги, особенно любил различные учебники. «Грамматика», «Арифметика» и «Стихотворный Псалтырь» Симеона Полоцкого были первыми учебниками Ломоносова. Он грезил о поступлении в академию.
Однажды, воспользовавшись тем, что домашние уснули, юный Ломоносов надел старый тулуп, взял всё самое необходимое и отправился в Москву.
Сначала он шёл пешком в одиночку, а после встретил рыбный обоз и присоединился к нему. Три недели, больше тысячи километров, зимой, добирался он до Москвы.
Скрыв свою принадлежность к низшему сословию, Ломоносов поступил в Славяно-греко-латинскую академию, где могли учиться только дворяне. Тут он изучал латынь и греческий язык, историю и математику, естественные науки, литературу, упражнялся в поэзии.
Окончив академию в качестве лучшего ученика, в 1735 году Ломоносов поступил в Петербургский университет, а еще через год отправился в герцогство Саксонию (сегодня это Германия) для изучения горного дела.
В Саксонии он получил обширные знания в области математики, физики, химии, географии, астрономии, анатомии, выучил немецкий, французский, итальянский и английский языки.
Вернувшись в Россию, он стал первым русским, которого избрали профессором химии. Ему покровительствует фаворит императрицы Елизаветы Петровны граф Шувалов.
Благоволит учёному и сама и сама императрица Елизавета. Все свои связи в высших кругах Ломоносов использовал для развития русской науки.
При участии Ломоносова и поддержке императрицы в Москве открывается университет. Ломоносов добивается того, что учиться получают право даже представители низшего сословия – крестьяне.
Случились вместе два Астронома в пиру
И спорили весьма между собой в жару.
Один твердил: земля, вертясь, круг Солнца ходит;
Другой, что Солнце все с собой планеты водит.
Один Коперник был, другой слыл Птоломей.
Тут повар спор решил усмешкою своей.
Хозяин спрашивал: «Ты звёзд теченье знаешь?
Скажи, как ты о сём сомненье рассуждаешь?»
Он дал такой ответ: «Что в том Коперник прав,
Я правду докажу, на Солнце не бывав.
Кто видел простака из поваров такова,
Который бы вертел очаг кругом жаркова?»
Михаил Васильевич придерживался теории астронома Николая Коперника, который создал гелиоцентрическую картину мира, по которой все планеты движутся вокруг Солнца. До Коперника многие разделяли мнение астронома Птоломея, жившего в сотом году нашей эры. Он считал, что всё движется вокруг Земли.
Ломоносов художественно сводит двух учёных за одним столом, понятно, что в реальности такого быть не могло, ведь учёных разделяли столетия. В стихотворении эти образы используются для столкновения разных идей.
Еще одно новаторство Ломоносова – допущение в стихосложении использования низкого стиля. Именно контраст высокопарных речей астрономов и обыденной речи повара помогает автору достичь в стихотворении нужный эффект.
Область интересов учёного Ломоносова была обширна и включала не только литературу и астрономию. Он писал картины, сделал множество великих открытий в физике, химии и астрономии.
Он раскрыл секрет получения стёкол всех цветов и возродил производство цветного стекла в России, делал мозаичные картины.
Сейчас именем Ломоносова в России назван город в Ленинградской области, также его имя носят станции метро, улицы и учебные заведения.
Теоретический материал для углублённого изучения
Михаил Ломоносов – выдающийся российский учёный и поэт. Он прославился во всём мире своими открытиями в разных областях науки и искусства. 12-летний курс московской академии он прошел за 5 лет. Участвовал в создании уточненного Атласа России, ввел понятие «экономическая география». Занимаясь физикой, он раскрыл загадки грозы и северного сияния. Вёл активную научную работу в Германии: читал лекции студентам, проводил опыты.
Ломоносов усовершенствовал телескоп. Наблюдая за Венерой, установил, что у этой планеты есть атмосфера.
Работы Ломоносова до сих пор изучаются во всех университетах мира.
Примеры заданий из Тренировочного модуля
Выделите цветом правильный ответ на вопрос, почему Михайло Ломоносов отправился в Москву?
Варианты: был голоден; хотел путешествовать; хотел учиться и постигать науки; мечтал жениться на москвичке.
Нужно вспомнить этапы жизни Михаила Ломоносова и выбрать верный вариант.
Правильный ответ: хотел учиться и постигать науки
Выбор элемента из выпадающего списка
Выберите верный вариант ответа на вопрос: «Чего добивался Ломоносов от властей для крестьянского сословия?»
В этом задании нужно проанализировать пройденный материал и на основании урока выбрать вариант. После прочтения всех вариантов – «элементов из выпадающего списка», вспоминаем, что Ломоносов основал первый в России университет, поэтому вероятнее всего он думал об образовании для крестьян.
Правильный ответ: чтобы крестьянские дети могли ходить в школу.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Литература. 5 класс
Конспект урока
М. В. Ломоносов. «Случились вместе два Астронома в пиру. »
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
Учёный – специалист в какой-либо научной области, внёсший вклад в науку.
Университет – высшее учебное заведение и научное учреждение с различными гуманитарными и естественно-математическими отделениями.
Астроном – специалист по астрономии.
Астрономия – наука о небесных телах.
Поморы – это люди, которые живут на побережье Белого моря.
Телескоп – прибор, с помощью которого можно наблюдать отдаленные объекты путём сбора электромагнитного излучения.
Михаил Ломоносов – выдающийся российский учёный и поэт. Он прославился во всём мире своими открытиями в разных областях науки и искусства.
Николай Коперник – астроном и учёный эпохи Возрождения, автор гелиоцентрической ситемы мира.
Открытые электронные ресурсы:
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Михаил Ломоносов родился в семье поморов в 1711 году неподалёку от Архангельска.
Отец Ломоносова занимался рыбной тоговлей, и маленький Михайло часто выходил с ним в море на лодке-баркасе. На рыбалке мальчику нравилось наблюдать за волнами, туманами и другими природными явлениями.
С раннего возраста будущий учёный интересовался устройством мира. Первым учителем Ломоносова был местный дьяк, он научил Михаила основам грамматики, алгебры, литературы.
В детстве любимым занятием Ломоносова было чтение. Днями напролет он изучал книги, особенно любил различные учебники. «Грамматика», «Арифметика» и «Стихотворный Псалтырь» Симеона Полоцкого были первыми учебниками Ломоносова. Он грезил о поступлении в академию.
Однажды, воспользовавшись тем, что домашние уснули, юный Ломоносов надел старый тулуп, взял всё самое необходимое и отправился в Москву.
Сначала он шёл пешком в одиночку, а после встретил рыбный обоз и присоединился к нему. Три недели, больше тысячи километров, зимой, добирался он до Москвы.
Скрыв свою принадлежность к низшему сословию, Ломоносов поступил в Славяно-греко-латинскую академию, где могли учиться только дворяне. Тут он изучал латынь и греческий язык, историю и математику, естественные науки, литературу, упражнялся в поэзии.
Окончив академию в качестве лучшего ученика, в 1735 году Ломоносов поступил в Петербургский университет, а еще через год отправился в герцогство Саксонию (сегодня это Германия) для изучения горного дела.
В Саксонии он получил обширные знания в области математики, физики, химии, географии, астрономии, анатомии, выучил немецкий, французский, итальянский и английский языки.
Вернувшись в Россию, он стал первым русским, которого избрали профессором химии. Ему покровительствует фаворит императрицы Елизаветы Петровны граф Шувалов.
Благоволит учёному и сама и сама императрица Елизавета. Все свои связи в высших кругах Ломоносов использовал для развития русской науки.
При участии Ломоносова и поддержке императрицы в Москве открывается университет. Ломоносов добивается того, что учиться получают право даже представители низшего сословия – крестьяне.
Случились вместе два Астронома в пиру
И спорили весьма между собой в жару.
Один твердил: земля, вертясь, круг Солнца ходит;
Другой, что Солнце все с собой планеты водит.
Один Коперник был, другой слыл Птоломей.
Тут повар спор решил усмешкою своей.
Хозяин спрашивал: «Ты звёзд теченье знаешь?
Скажи, как ты о сём сомненье рассуждаешь?»
Он дал такой ответ: «Что в том Коперник прав,
Я правду докажу, на Солнце не бывав.
Кто видел простака из поваров такова,
Который бы вертел очаг кругом жаркова?»
Михаил Васильевич придерживался теории астронома Николая Коперника, который создал гелиоцентрическую картину мира, по которой все планеты движутся вокруг Солнца. До Коперника многие разделяли мнение астронома Птоломея, жившего в сотом году нашей эры. Он считал, что всё движется вокруг Земли.
Ломоносов художественно сводит двух учёных за одним столом, понятно, что в реальности такого быть не могло, ведь учёных разделяли столетия. В стихотворении эти образы используются для столкновения разных идей.
Еще одно новаторство Ломоносова – допущение в стихосложении использования низкого стиля. Именно контраст высокопарных речей астрономов и обыденной речи повара помогает автору достичь в стихотворении нужный эффект.
Область интересов учёного Ломоносова была обширна и включала не только литературу и астрономию. Он писал картины, сделал множество великих открытий в физике, химии и астрономии.
Он раскрыл секрет получения стёкол всех цветов и возродил производство цветного стекла в России, делал мозаичные картины.
Сейчас именем Ломоносова в России назван город в Ленинградской области, также его имя носят станции метро, улицы и учебные заведения.
Теоретический материал для углублённого изучения
Михаил Ломоносов – выдающийся российский учёный и поэт. Он прославился во всём мире своими открытиями в разных областях науки и искусства. 12-летний курс московской академии он прошел за 5 лет. Участвовал в создании уточненного Атласа России, ввел понятие «экономическая география». Занимаясь физикой, он раскрыл загадки грозы и северного сияния. Вёл активную научную работу в Германии: читал лекции студентам, проводил опыты.
Ломоносов усовершенствовал телескоп. Наблюдая за Венерой, установил, что у этой планеты есть атмосфера.
Работы Ломоносова до сих пор изучаются во всех университетах мира.
Примеры заданий из Тренировочного модуля
Выделите цветом правильный ответ на вопрос, почему Михайло Ломоносов отправился в Москву?
Варианты: был голоден; хотел путешествовать; хотел учиться и постигать науки; мечтал жениться на москвичке.
Нужно вспомнить этапы жизни Михаила Ломоносова и выбрать верный вариант.
Правильный ответ: хотел учиться и постигать науки
Выбор элемента из выпадающего списка
Выберите верный вариант ответа на вопрос: «Чего добивался Ломоносов от властей для крестьянского сословия?»
В этом задании нужно проанализировать пройденный материал и на основании урока выбрать вариант. После прочтения всех вариантов – «элементов из выпадающего списка», вспоминаем, что Ломоносов основал первый в России университет, поэтому вероятнее всего он думал об образовании для крестьян.
Правильный ответ: чтобы крестьянские дети могли ходить в школу.
Северный крестьянин и лжец во благо: 10 поразительных фактов о Михаиле Ломоносове
Фото: Mikhail Lomonosov’s collected works, 1757 /
Он предсказал Антарктиду и открыл атмосферу на Венере, но при этом мог легко одолеть в драке трех человек или в сердцах отказаться от собственной кафедры. Специальный материал НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ к 310-летию великого ученого.
Сегодня исполняется 310 лет со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова – первого крупного русского ученого-естествоиспытателя, энциклопедиста, химика, основоположника научного мореплавания и производства стекла, астронома и филолога. Уроженец Русского Севера, Ломоносов стал ярким примером так называемого «homo universalis» – то есть человека, чьи способности не ограничены одной областью знаний, и при этом способного добиться практических результатов по разным направлениям.
О заслугах Михаила Васильевича создано огромное количество материалов. В них есть место и подробностям о том, каким был Ломоносов в повседневной жизни, и о самых, казалось бы, фантастических его открытиях. Но все это порой теряется в массиве более актуальной информации. Вот подборка из десяти фактов, которые покажут Ломоносова личностью противоречивой, неординарной и опередившей свое время.
Северный крестьянин – не «исконный» помор. Общеизвестно, что Михаил Ломоносов – выходец из зажиточной крестьянской семьи. Он родился 19 ноября 1711 года в деревне Мишанинской Куростровской волости Двинского уезда Архангелогородской губернии, ныне это село Ломоносово Холмогорского района Архангельской области. Там же Ломоносов и прожил до 19 лет, с десятилетнего возраста помогал отцу, в том числе, ходил на рыболовный промысел в Белое море. 15 декабря 1730 года Ломоносов ушел учиться в Москву и на родину больше не возвращался.
При этом причисление Ломоносова к «поморам», часто практикующееся в современной историографии, достаточно сомнительно. Во всех документах XVIII – начала XIX вв. ни сам Ломоносов, ни его земляки или историки не определяют его как помора. В те времена так называли исключительно уроженцев западного побережья Белого моря. Впервые «помором» Ломоносова в биографии 1863 года назвал историк Владимир Ламанский, считавшийся тогда большим специалистом по Русскому Северу. Такое определение затем перекочевало и в более поздние исторические труды. Тем более, что со временем «поморами» без привязки к этничности начали называть жителей всего побережья Белого моря.
Интересно, что отец Михаила Ломоносова, Василий Ломоносов, с большой долей вероятности был приверженцем крайней старообрядческой традиции. Такую версию выдвинула архангельский ломоносовед Людмила Доморощенова. Ученая придерживается теории, согласно которой Василий Ломоносов в 1740 году распродал все ненужное уже сыну нажитое имущество и ушел доживать свой век в арктический старообрядческий скит.
Сильный мужчина. Михаил Ломоносов отличался высоким ростом, крепким телосложением и отменным здоровьем. Отличная физическая форма играла большую роль в жизни Михаила Васильевича.
Так, в сборнике материалов по истории Академии наук 1873 года выпуска есть интересный эпизод. Гуляя вечером по тогда еще только застраивающемуся Васильевскому острову Санкт-Петербурга, ученый встретил трех матросов, которые напали на него ради грабежа. Ломоносов в ответ не только поколотил всех троих, но еще и заставил одного из них отдать верхнюю одежду в качестве компенсации за разбой.
Примечательно, что в том числе из-за комплекции современники писали о сходстве Ломоносова и Петра Великого, которого ученый боготворил до конца жизни. В связи с этим даже разработана теория, согласно которой Ломоносов внебрачный сын первого русского императора. Кстати, этим легко можно объяснить головокружительный взлет крестьянского сына.
Лжец во благо. Хотя Михаил Васильевич не был крепостным крестьянином, поэтому его уход с родной земли не нес никаких последствий, по тогдашним законам он все же не мог претендовать на получение образования. Однако Ломоносов заверил администрацию московской Славяно-греко-латинской академии, что он «города Холмогор дворянский сын».
Примечательно, что в 1734 году Ломоносов снова попытался исказить биографию, теперь уже в Киеве, чтобы стать священником в Оренбургской экспедиции. Михаил заявил что «отец у него города Холмогорах церкви Введения пресвятые богородицы поп Василей Дорофеев».
В обоих случаях обман вскрылся, но Ломоносов показывал такие хорошие результаты по учебе, что ни к каким тяжелым последствиям это не привело. Правда, на первоначальных планах стать священником и изучать духовные науки Ломоносову пришлось поставить крест.
Поклонник Бахуса. Так поэтично во времена Ломоносова называли любителей выпить. Ведь Бахус (Дионис) – древнегреческий бог, «ответственный», в том числе, и за виноделие. Впрочем, вторую половину жизни ученый предпочитал исключительно водку.
Склонность Михаила Ломоносова к чрезмерному употреблению алкоголя проявилась еще в бытность его образовательной поездки в Германию. Позднее о его страсти к возлияниям и дальнейшему рукоприкладству много писали постоянно оппонирующие профессору немецкие ученые на русской службе. По понятным причинам, большой огласке в отечественной историографии пагубная привычка Михаила Васильевича не предавалась.
Как бы там ни было, прекрасное от рождения здоровье ученого оказалось подорвано, он скончался 15 апреля 1765 года всего в 54 года из-за осложнений после простуды.
Прусский наемник. О пагубном пристрастии свидетельствует еще один интересный факт из жизни Ломоносова. В конце мая 1740 года, возвращаясь в Россию после четырехлетней учебы в Германии, Михаил познакомился на постоялом дворе близ Дюссельдорфа с группой прусских военнослужащих.
Те предложили студенту выпить с ними и поужинать, в итоге после бурного вечера утром Ломоносов проснулся уже в казарме своих новых друзей. Те рассказали, что накануне он добровольно при свидетелях подписался на контрактную службу и даже получил аванс.
Надо отметить, что в те годы подобные методы набора в армию практиковались по всей Западной Европе. Высокий и сильный Ломоносов привлек внимание вербовщиков, его определили в рейтары – стрелковую кавалерию. Там он прослужил до октября и сам старался выслужиться, чтобы использовать расположение командования для побега. В одну из ночей Ломоносов дерзко бежал из крепости Вессель – спрыгнул с охраняемой им же стены и переплыл ров с водой. После некоторых скитаний по Европе студент все-таки возвратился в Россию.
Человек крутого нрава. Михаил Ломоносов отличался крайне нестабильным и вспыльчивым характером. В сочетании с недюжинной силой и пристрастием к спиртному это приводило порой к печальным последствиям.
Помимо многочисленных свидетельств об участии в кабацких потасовках, Ломоносову пришлось восемь месяцев 1743 года провести под арестом. Туда его отправили после скандала на академическом диспуте с немецкими учеными. По итогам разбирательства Ломоносова выпустили, но на год в два раза сократили жалованье.
Подобные истории повторялись и позднее. Так, в 1754 году ученый настолько был недоволен решением Академии наук поощрить химика Ульриха Сальхова, что публично отказался от кафедры химии. Его слова об отказе занесли в протокол заседания и лишили не только кафедры, но и возможности заниматься в ее лаборатории.
Своеобразный семьянин. Ломоносов ушел учиться в Москву тайно, даже не простившись с отцом, который собирался его женить вопреки желаниям. Но в дальнейшем Михаил Васильевич все-таки женился и оставил потомство.
Избранницей Ломоносова стала Елизавета-Христина Цильх, дочь пивовара, члена городской думы Марбурга и церковного старосты, у вдовы которого Михаил прожил несколько лет во время обучения в Германии. Из-за разного вероисповедания поначалу они сочетались гражданским браком. Позднее, вероятно, Цильх приняла православие, и состоялось уже церковное венчание.
Примечательно, что после окончания учебы Ломоносов на несколько лет оставил семью и не планировал к ней возвращаться. После того, как жена начала писать ему в Россию, Ломоносов организовал переезд близких из Марбурга в Санкт-Петербург и с тех пор жил с ними. Елизавета-Христина Цильх скончалась вскоре после безвременного ухода мужа. До зрелых лет дожила лишь одна дочь Михаила Васильевича, так что род Ломоносовых продолжился исключительно по женской линии.
Учитель Ивана Баркова. Михаил Ломоносов много сделал для теоретического развития русской национального языка и литературы. Но не менее интересен и его наставнический опыт.
Так, секретарем Ломоносова с 1754 года был русский поэт Иван Семенович Барков (1732 – 1768), легендарная для Санкт-Петербурга личность. К тому времени Барков, обладавший выдающимися талантами, был уже изгнан из Академии наук за скандальное поведение. Это не помешало Ломоносову поручать Баркову набело переписывать многие свои сочинения, включая «Российскую грамматику» и исторические труды.
Тесная дружба между Барковым и Ломоносовым продолжалась до самой смерти последнего. Но и скандальный литератор пережил своего учителя лишь на три года. При этом Барков писал пародии на торжественные оды Ломоносова и в целом достаточно вольно интерпретировал его литературные заветы. Однако именно у Баркова впоследствии почерпнул многие вольнодумные мотивы Александр Сергеевич Пушкин.
Предсказатель Антарктиды. Михаил Ломоносов много сделал для освоения Арктики, став основоположником так называемого научного мореплавания – то есть теоретического подхода к походам по труднодоступным морским просторам. Михаил Васильевич создал обширные труды, посвященные дальнейшему освоению Арктики, о которой в силу северного происхождения знал не понаслышке. Наработки ученого использовались полярными исследователями и после его смерти.
Свое самое главное географическое предсказание Антарктиды Ломоносов высказал в 1763 году в труде «О слоях земных». К тому времени по итогу нескольких европейских экспедиций сложилось мнение, что Антарктиды не существует. Однако Ломоносов доказывал, что наличие в ближних водах больших айсбергов, говорит о том, что они откалываются от материка.
Примечательно, что Антарктиду в итоге открыла именно российская экспедиция Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева 1819 – 1821 гг..
Первопроходец Венеры. Михаил Ломоносов внес большой вклад в астрономию – известно о десяти приборах для наблюдения за небом, сконструированных им лично. Однако ученому в этой области удалось сделать открытие, значительно опередившее свое время.
В 1761 году российские учёные вычислили, что планета Венера должна будет миновать солнечный диск, заняв положение точно между Землей и Солнцем. Этот момент наблюдал и Михаил Ломоносов, который заметил и описал эффект, ныне известный как «Явление Ломоносова».
Его суть в преломлении солнечного света в верхних слоях атмосферы Венеры, из-за чего вокруг планеты возникает едва различимый ореол. Позднее впервые описанная Ломоносовым «Венерина атмосфера» была подтверждена и изучена при помощи современных космических аппаратов.
Вот из таких колоритных штрихов и складываются биографии великих людей своего времени, каковым, безусловно, был и остается Михаил Васильевич Ломоносов.