Чего в русском языке больше согласных букв или согласных звуков почему
В русском алфавите 33 буквы, в английском 26. Однако те, кто изучал английский язык, прекрасно знают, что звуков в английской речи гораздо больше, чем букв, поэтому некоторые звуки обозначаются сочетанием различных букв. Например, звук «ч» передают сразу три буквы — cth. А есть в английской речи и такие звуки, которые нам, россиянам, непривычны. Это, скажем, межзубный звук, передаваемый сочетанием букв th.
В русском языке звуков тоже больше, чем букв. Например, согласные звуки могут быть твёрдыми или мягкими, а для их обозначения существуют специальные «беззвучные» буквы твёрдый и мягкий знаки. Мягкость обозначает также буква «ё», следующая за согласной. Ну, а известно ли точно, сколько звуков в нашем языке?
Оказывается, точного ответа нет. Некоторые лингвисты считают, что в русской речи не меньше 60 звуков. Другие называют более точное число — 47. Однако на самом деле мы пользуемся многими другими звуками, которых ни в одном слове нет. Например, причмокиванием подзываем собаку. Свистом подражаем птицам, причём свист может быть самым разным.
Можно удивиться, но в некоторых языках подобные звуки используются и в речевом обиходе. Например, у некоторых народов Африки в слова часто входят «щёлкающие» звуки, в других языках можно даже услышать «хрюканье». Есть, однако, языки, в которых звуков совсем мало.
В гавайском, например, их всего-то около десятка. Поэтому гавайцы, перенимая слова из других языков, хотя бы того же английского, переиначивает их звучание до неузнаваемости.
Гласные и согласные звуки и буквы в русском языке
Узнаем, какие гласные и согласные звуки и буквы существуют в русском языке. Как гласные и согласные звуки обозначаются буквами в алфавите, изучают в 1 классе. Эти знания углубляют во 2 классе школы.
Гласные и согласные звуки принадлежат речи. Звуки, сливаясь воедино, образуют слова, с помощью которых можно о чём-то сообщать или узнать. Звуки мы слышим с помощью органов слуха. Звуки речи по участию голоса или голоса и шума в их образовании делят на гласные и согласные.
Гласные звуки и буквы
В каждом слове самыми звучными являются гласные звуки. В их образовании используется голос. При произношении гласных звуков струя воздуха беспрепятственно выходит изо рта на выдохе.
Если менять очертания губ, можно различить гласные звуки. Звук [о] образуют округлые губы, например в слове «кот». Если вытянуть губы трубочкой, то получим звук [у] в слове «друг». Если губы растянем в улыбке, то услышим звук [и] в слове «пир».
В русском языке различают шесть основных гласных звуков:
В слове гласные звуки образуют слог в одиночку или вместе с согласными:
Эти звуки можно записать на бумаге соответствующими буквами:
Кроме них, на письме мягкость предыдущего согласного обозначают гласные буквы «е», «ё», «ю», «я»:
Эти буквы обозначают двойные звуки, состоящие из согласного [й’] и соответствующего гласного [а], [о], [у], [э].
Гласные буквы можно записать парами:
С их помощью различают слова:
Запомним, что звуки слышим, а буквы пишем.
Согласные звуки и буквы
В отличие от гласных большинство звуков русской речи образуются, если струя воздуха при выдохе встречает различные преграды, которые создают характерный шум.
В русском языке насчитывается 36 согласных звуков.
Многие согласные звуки различаются по признаку мягкости/твердости и составляют пары:
Звуки [ж], [ц], [ш] всегда твёрдые, даже если после соответствующих им букв пишутся гласные «е» или «ё». Звуки [й’], [ч’], [щ’] всегда мягкие.
В зависимости от степени голоса в их составе согласные звуки бывают звонкие и глухие.
На письме согласные звуки можно передать в виде 21 буквы:
Согласные буквы можно написать и прочитать в словах.
Итак, в речи используются 42 звука (6 гласных и 36 согласных). А в алфавите русского языка насчитывается 33 буквы:
Мягкий и твердый знаки не обозначают звуков в русском языке. Они используются только в письменной речи для обозначения мягкости согласных, разделения гласных и согласных в середине слов.
Видеоурок
Что такое звуки и буквы?
Содержание:
Слова состоят из звуков. Звуки – неделимые частички звуковой речи. Они создают внешнюю, звуковую оболочку слов и тем самым помогают различать слова. Звуки образуются с помощью речевых органов.
Буква – это условный графический знак звука. Цель буквы – преобразовать звуки речи в письменную форму.
Как различать звуки и буквы?
Различать эти понятия легко. Буквы записываем, рисуем, видим. Они выглядят так: А, е, р, У, М, ь. Буквы нужны, чтобы переводить устную речь в письменную. Звуки говорим, поём, слышим. Их записывают в квадратных скобках: [п] [о] [л]. Такая запись называется транскрипцией.
Одинаково ли количество звуков и букв в русском языке?
В русском языке 33 буквы и 42 звука.
Звуков значительно больше, потому что не каждому звуку соответствует буква. Одна и та же буква может передавать разные звуки. Так, буква р в словах удар и ударь определяет различные звуки: твёрдый [р] и мягкий [р’].
По какому принципу делятся звуки речи?
Звуки речи разделяют на гласные и согласные по степени использования в них голоса. При формировании гласных звуков воздух проходит через рот свободно. Широко открывается ротовая полость. Слышен только голос.
При произнесении согласных звуков воздух во рту встречает преграды: язык, нёбо, зубы, губы. Например, чтобы произнести [б], [п] нужно теснее сжать губы, а звуки [в], [ф] произносятся через щель между зубами и губами. В каждом согласном звуке есть шум.
Гласные звуки и буквы
В русском языке шесть гласных звуков:
На письме звуки обозначаются десятью гласными буквами:
а, и, е, ё, о, у, ы, э, ю, я.
Десять гласных букв легко запомнить парами.
В чём особенность е, ё, ю, я?
Четыре йотированные буквы е, ё, ю, я выделяются среди других двумя способностями:
В транскрипции (в обозначении звуков) буквы е, ё, ю, я не используются. Их исключили из звукового ряда.
В каких случаях йотированные гласные распадаются на два звука?
Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука:
Почему гласные звуки могут быть сильными и слабыми?
Силу гласным звукам даёт особое место в слове – ударное. Под ударением звук произносится чётко: волк, парк, лес, стол.
Ослабляет гласную – безударная позиция. Так, гласные теряют силу, изменяются в словах пятёрка – п[и]тёрка, пелёнка – п[и]лёнка, так как звук [и] безударный.
Гласный звук входит в структуру слога, по этой причине в слове такое количество слогов, сколько гласных звуков.
Согласные звуки и буквы
В русском языке 21 согласная буква и 36 согласных звуков. Несовпадение в количестве появляется из-за того, что многие согласные построили пары по глухости/звонкости, твёрдости/мягкости.
По какому признаку согласные делят на глухие и звонкие?
Глухие и звонкие согласные делят по наличию шума и голоса при произнесении.
Для глухих согласных характерен шум. В образовании звонких согласных участвует голос и шум. Звонкие и глухие согласные помогают различать слова:
Большая часть звонких и глухих согласных, словно солдатики, становятся в пары.
Но есть среди согласных звуки-одиночки.
Как различать твёрдые и мягкие согласные?
Мягкие и твёрдые согласные различаются произношением. Главную роль при произнесении мягких согласных играет язык. Средняя часть языка поднимается к нёбу.
В основном твёрдые и мягкие согласные стройными рядами объединяются в пары:
Непарными звуками считаются:
На письме мягкие согласные звуки обозначают символом [’] справа сверху: ночь – но[ч’].
Зачем нужны цветовые схемы?
При звуко-буквенном разборе слова удобно использовать цветовые схемы. Они помогают визуально определить, из каких звуков состоит слово. Существуют установленные цветовые соответствия для различных звуков:
Мягкий и твёрдый знаки цветом не выделяют, так как не дают звуков.
Фонетический разбор слова
Для чего нужен фонетический разбор слова?
Фонетический разбор даёт звуковую характеристику слову.
С его помощью можно разложить слово на буквы и звуки. Сопоставить количество букв и звуков. И узнать расхождения между буквами и звуками, если они есть.
Каков порядок фонетического разбора?
Фонетический разбор производится в такой последовательности.
Примеры фонетического разбора слов
1. Свадь-ба — [сва’т’ба], 2 слога, ударение падает на 1-ый слог;
2. Чёр-ный – [ч’э’рный], 2 слога, ударение падает на 1-ый слог;
Глава 2. Фонетика
§1. Звук
Звук – минимальная единица звучащей речи. У каждого слова есть звуковая оболочка, состоящая из звуков. Звучание соотносится со значением слова. У разных слов и форм слова звуковое оформление разное. Сами звуки не имеют значения, но они выполняют важную роль: они помогают нам различать:
Обратите внимание:
слова, записанные в квадратных скобках, даны в транскрипции.
§2. Транскрипция
Транскрипция – это специальная система записи, отображающая звучание. В транскрипции приняты символы:
[ ] – квадратные скобки, являющиеся обозначением транскрипции.
[ ´ ] – ударение. Ударение ставится, если слово состоит больше чем из одного слога.
[б’] – значок рядом с согласным обозначает его мягкость.
[j] и [й] – разные обозначения одного и того же звука. Поскольку этот звук мягкий, то часто используют эти символы с дополнительным обозначением мягкости: [j’], [й’]. На этом сайте принято обозначение [й’], более привычное для большинства ребят. Значок мягкости будет использован, чтобы вы скорее привыкли к тому, что этот звук мягкий.
Существуют и другие символы. Они будут вводиться постепенно, по мере ознакомления с темой.
§3. Гласные и согласные звуки
Звуки делятся на гласные и согласные.
У них разная природа. Они по-разному произносятся и воспринимаются, а также по-разному ведут себя в речи и играют в ней неодинаковые роли.
Гласные – это звуки, при произношении которых воздух свободно проходит через ротовую полость, не встречая на своём пути преграды. Произнесение (артикуляция) не сфокусирована в одном месте: качество гласных определяется формой ротовой полости, которая выступает как резонатор. При артикуляции гласных работают голосовые связки в гортани. Они сближены, напряжены и вибрируют. Поэтому при произнесении гласных мы слышим голос. Гласные можно тянуть. Их можно кричать. А если приложить руку к горлу, то работу голосовых связок при произнесении гласных можно почувствовать, ощутить рукой. Гласные – основа слога, они его организуют. В слове столько слогов, сколько гласных. Например: он – 1 слог, о-на – 2 слога, ре-бя-та – 3 слога и т. д. Бывают слова, которые состоят из одного гласного звука. К примеру, союзы: и, а и междометия: О!, А!, У-у-у! и другие.
В слове гласные могут быть в ударных и безударных слогах.
Ударный слог тот, в котором гласный произносится ясно и выступает в своём основном виде.
В безударных слогах гласные видоизменяются, произносятся по-другому. Изменение гласных в безударных слогах называется редукцией.
Ударных гласных в русском языке шесть: [а], [о], [у], [ы], [и], [э].
Возможны слова, которые могут состоять только из гласных, но согласные тоже необходимы.
В русском языке согласных намного больше, чем гласных.
§4. Способ образования согласных
Согласные – это звуки, при произнесении которых воздух встречает на своём пути преграду. В русском языке два вида преграды: щель и смычка – это два основных способа образования согласных. Вид преграды определяет характер согласного звука.
Щель образуется, например, при произнесении звуков: [с], [з], [ш], [ж]. Кончик языка лишь приближается к нижним или верхним зубам. Щелевые согласные можно тянуть: [с-с-с-с], [ ш-ш-ш-ш]. В результате вы хорошо услышите шум: при произнесении [c] – свистящий, а при произнесении [ш] — шипящий.
Смычка, второй вид артикуляции согласных,образуется при смыкании органов речи. Поток воздуха резко преодолевает эту преграду, звуки получаются краткими, энергичными. Поэтому они называются взрывными. Тянуть их не получится. Таковы, например, звуки [п], [б], [т], [д]. Такую артикуляцию легче почувствовать, ощутить.
Итак, при произнесении согласных слышен шум. Наличие шума – отличительный признак согласных.
§5. Звонкие и глухие согласные
По соотношению шума и голоса согласные делятся на звонкие и глухие.
При произнесении звонких согласных слышен и голос, и шум, а глухих – только шум.
Глухие нельзя произнести громко. Их нельзя прокричать.
Сравним слова: дом и кот. В каждом слове по 1-му гласному звуку и по 2 согласных. Гласные одинаковые, а согласные разные: [д] и [м] – звонкие, а [к] и [т] – глухие. Звонкость-глухость – это важнейший признак согласных в русском языке.
Многие русские согласные образуют пары по звонкости-глухости: [б] — [п], [з] — [c] и другие. Таких пар 11.
Пары по глухости-звонкости: [п] и [б], [п’] и [б’], [ф] и [в], [ф’] и [в’], [к] и [г], [к’] и [г’], [т] и [д], [т’] и [д’], [ш] и [ж], [с] и [з], [с’] и [з’].
Непарные по глухости-звонкости
Звонкие непарные: [р], [л], [н], [м], [й’], [р’], [л’], [н’], [м’]. Ещё их называют сонорными.
Что означает этот термин? Это группа согласных (всего 9), имеющих особенности произношения: при их произнесении в полости рта также возникают преграды, но такие, что воздушная струя , проходящая через преграду, образует лишь незначительный шум; воздух свободно проходит через имеющееся в полости носа или рта отверстие. Сонорные произносятся при помощи голоса с добавлением незначительного шума. Многие учителя этот термин не используют, но то, что эти звуки звонкие непарные, должны знать все.
У сонорных есть две важные особенности:
1) они не оглушаются, как парные звонкие согласные, перед глухими и на конце слова;
2) перед ними не происходит озвончение парных глухих согласных (т.е. позиция перед ними сильная по глухости-звонкости, как и перед гласными). Подробнее о позиционных изменениях см. ниже.
Глухие непарные: [ц], [ч’], [ш’:], [х], [х’].
Как легче запомнить списки звонких и глухих согласных?
Запомнить списки звонких и глухих согласных помогут фразы:
Ой, мы же не забывали друг друга! (Здесь только звонкие согласные)
Фока, хочешь поесть щец? (Здесь только глухие согласные)
Правда, эти фразы не включают пары по твёрдости—мягкости. Но обычно люди легко могут сообразить, что не только твёрдый [з] звонкий, но и мягкий [з’] тоже, не только [б], но и [б’] и т. д.
§6. Твёрдые и мягкие согласные
Согласные различаются не только по глухости-звонкости, но и по твёрдости-мягкости.
Твёрдость-мягкость – второй важнейший признак согласных в русском языке.
Мягкие согласные отличаются от твёрдых особым положением языка. При произнесении твёрдых всё тело языка оттянуто назад, а при произнесении мягких сдвинуто вперед, а средняя часть языка при этом приподнята. Сравните: [м] – [ м’], [з] – [ з’]. Звонкие мягкие звучат выше, чем твёрдые.
Многие русские согласные образуют пары по твердости-мягкости: [б] – [б’], [ в] – [ в’] и другие. Таких пар 15.
Пары по твёрдости-мягкости: [б] и [б’], [м] и [м’], [п] и [п’], [в] и [в’], [ф] и [ф’], [з] и [з’], [с] и [с’], [д] и [д’], [т] и [т’], [н] и [н’], [л] и [л’], [р] и [р’], [к] и [к’], [г] и [г’], [х] и [х’].
Но есть звуки, у которых нет пары по признаку твёрдости-мягкости. Например, у звуков [ж], [ш], [ц] нет мягкой пары, а у [й’] и [ч’] – твёрдой.
Непарные по твёрдости-мягкости
Твёрдые непарные: [ж], [ш], [ц].
Мягкие непарные: [й’], [ч’], [ш’:].
§7. Обозначение мягкости согласных на письме
Отвлечёмся от чистой фонетики. Рассмотрим практически важный вопрос: как обозначается мягкость согласных на письме?
В русском языке 36 согласных звуков, среди которых 15 пар по твёрдости-мягкости, 3 непарных твёрдых и 3 непарных мягких согласных. Согласных букв только 21. Каким образом 21 буква может обозначать 36 звуков?
Для этого используются разные способы:
Таким образом, мягкость согласных на письме передаётся не особыми буквами, а сочетаниями согласных букв с буквами и, е, ё, ю, я и ь. Поэтому при разборе советую обращать особое внимание на соседние буквы, стоящие после согласных.
Обсуждаем проблему толкования
В школьных учебниках сказано, что [ш] и [ш’] — непарные по твёрдости-мягкости. Как же так? Мы ведь слышим, что звук [ш’] – это мягкий аналог звука [ш].
Когда в школе училась я сама, я не могла понять почему? Потом в школе учился мой сын. У него возник тот же вопрос. Он появляется у всех ребят, которые относятся к обучению вдумчиво.
Недоумение возникает, потому что школьные учебники не учитывают, что звук [ш’] ещё и долгий, а твёрдый [ш] нет. Пары – это звуки, различающиеся только одним признаком. А [ш] и [ш’] – двумя. Поэтому [ш] и [ш’] не являются парами.
Для взрослых и старшеклассников.
Для того чтобы соблюсти корректность, необходимо школьную традицию транскрибирования звука [ш’] изменить. Думается, что ребятам легче использовать ещё один дополнительный знак, чем сталкиваться с нелогичным, неясным и вводящим в заблуждение утверждением. Всё просто. Чтобы поколение за поколением не ломало голову, нужно, наконец, показать, что мягкий шипящий звук — долгий.
Для этого в лингвистической практике существует два значка:
1) надстрочная черта над звуком;
2) двоеточие.
Что посоветовать ребятам, которые учатся сейчас по общепринятым учебникам? Нужно понять, осмыслить, а потом запомнить, что на самом деле звуки [ш] и [ш’:] пару по твёрдости-мягкости не образуют. А транскрибировать их я советую так, как этого требует ваш учитель.
§8. Место образования согласных
Согласные различаются не только по уже известным вам признакам:
§9. Позиционные изменения звуков
1. Сильные-слабые позиции для гласных. Позиционные изменения гласных. Редукция
Люди не используют произносимые звуки изолированно. Им это не нужно.
Речь – это звуковой поток, но поток, определённым образом организованный. Важны условия, в которых оказывается тот или иной звук. Начало слова, конец слова, ударный слог, безударный слог, положение перед гласным, положение перед согласным – всё это разные позиции. Будем разбираться, как различать сильные и слабые позиции сначала для гласных, а потом и для согласных.
Сильная позиция та, в которой звуки не подвергаются позиционно обусловленным изменениям и выступают в своём основном виде. Сильную позицию выделяют для групп звуков, например: для гласных это позиция в ударном слоге. А для согласных, к примеру, сильной является позиция перед гласными.
Для гласных сильная позиция под ударением, а слабая – без ударения.
В безударных слогах гласные подвергаются изменениям: они короче и не произносятся так же отчётливо, как под ударением. Такое изменение гласных в слабой позиции называется редукцией. Благодаря редукции в слабой позиции различается меньше гласных, чем в сильной.
Звуки, соответствующие ударным [о] и [а], после твёрдых согласных в слабой, безударной позиции звучат одинаково. Нормативным в русском языке признается «аканье», т.е. неразличение О и А в безударном положении после твёрдых согласных.
Звуки, соответствующие ударным [а] и [э], после мягких согласных в слабой, безударной позиции звучат одинаково. Нормативным произношением считается «иканье», т.е. неразличение Э и А в безударном положении после мягких согласных.
[лы ´ жы], [в _лу ´ жу], [н’и ´ т’и] – и в сильной, и в слабой позициях качество гласных не меняется. И под ударением, и в безударной позиции мы ясно слышим: [ы], [у], [и] и пишем буквы, которыми эти звуки принято обозначать.
Обсуждаем проблему толкования
Какие гласные звуки на самом деле произносятся в безударных слогах после твёрдых согласных?
Выполняя фонетический разбор и делая транскрипцию слов, многие ребята высказывают недоумение. В длинных многосложных словах после твёрдых согласных произносится не звук [а], как это утверждают школьные учебники, а нечто иное.
Я понимаю, что, давая этот материал в учебниках, авторы пытались его упростить. Упростили. Но многие ребята с хорошим слухом, слышащие ясно, что звуки в следующих примерах разные, никак не могут понять, почему учитель и учебник настаивают на том, что эти звуки одинаковы. На самом деле:
Особую подсистему составляют реализации гласных в безударных слогах после шипящих. Но в школьном курсе этот материал в большинстве учебников не представлен вообще.
Какие гласные звуки на самом деле произносятся в безударных слогах после мягких согласных?
Наибольшее сочувствие я испытываю к ребятам, которые учатся по учебникам, предлагающим на месте А, Э, О после мягких согласных слышать и передавать в транскрипции звук «и, склонное к э». Считаю принципиально неверным давать школьникам в качестве единственного варианта устаревшую норму произношения – «эканье», встречающуюся сегодня гораздо реже «иканья», преимущественно у глубоко пожилых людей. Ребята, смело пишите в безударной позиции в первом слоге перед ударением на месте А и Э – [и].
Конец слова – особая позиция. В ней наблюдается прояснение гласных после мягких согласных. Система безударных окончаний – это особая фонетическая подсистема. В ней Э и А различаются:
Зда ´ ние [зда ´ н’ий’э] – зда ´ ния [зда ´ н’ий’а], мне ´ ние [мн’э ´ н’ий’э] — мне ´ ния [мн’э ´ н’ий’а], мо ´ ре [мо ´ р’э] — мо ´ ря [мо ´ р’а], во ´ ля [во ´ л’а] – на во ´ ле [на_во ´ л’э]. Помните об этом, когда делаете фонетический разбор слов.
Как требует обозначать гласные в безударном положении ваш учитель. Если он использует упрощённую систему транскрипции, ничего страшного: это широко принято. Просто не удивляйтесь тому, что реально вы слышите в безударном положении разные звуки.
2. Сильные-слабые позиции для согласных. Позиционные изменения согласных
Для всех без исключения согласных сильной позицией является позиция перед гласным. Перед гласными согласные выступают в своём основном виде. Поэтому, делая фонетический разбор, не бойтесь ошибиться, характеризуя согласный, стоящий в сильной позиции: [дач’а] — да ´ ча, [т’ьл’ив’и ´ зър] — телеви ´ зор, [с’ино ´ н’имы] — сино ´ нимы, [б’ир’о ´ зы] — берёзы, [карз’и ´ ны] — корзи ´ ны. Все согласные в этих примерах перед гласными, т.е. в сильной позиции.
Сильные позиции по глухости звонкости:
В сильной позиции звонкие и глухие согласные не меняют своего качества.
Слабые позиции по глухости-звонкости:
Позиционные изменения согласных по глухости-звонкости
В слабых позициях согласные видоизменяются: с ними происходят позиционные изменения. Звонкие становятся глухими, т.е. оглушаются, а глухие – звонкими, т.е. озвончаются. Позиционные изменения наблюдаются только у парных согласных.
Оглушение-озвончение согласных
Оглушение звонких происходит в позициях:
Озвончение глухих происходит в позиции:
Cильные позиции по твёрдости-мягкости:
В сильной позиции твёрдые и мягкие согласные не меняют своего качества.
Слабые позиции по твёрдости-мягкости и позиционные изменения по твёрдости-мягкости.
В ряде позиций сегодня возможно как мягкое, так и твёрдое произношение:
Во всех случаях в слабой позиции возможно позиционное смягчение согласных.
Писать мягкий знак при позиционном смягчении согласных ошибочно.
Позиционные изменения согласных по признакам способа и места образования
Уподобление согласных
Логика такая: для русского языка характерно уподобление звуков, если они в чем-либо схожи и при этом оказываются рядом.
Расподобление согласных
Расподобление – это процесс позиционного изменения, противоположный уподоблению.
Упрощение групп согласных
Произношение групп звуков:
В формах прилагательных, местоимений, причастий встречаются буквенные сочетания: ого, его. Вместо г в них произносится [в]: его, красивого, синего.
Избегай побуквенного чтения. Произноси слова его, синего, красивого правильно.
§10. Буквы и звуки
Буквы и звуки имеют разное назначение и разную природу. Но это соотносимые системы. Поэтому типы соотношения нужно знать.
Типы соотношения букв и звуков:
Проба сил
Проверьте, как вы поняли содержание этой главы.