Чего вам не хватало что оказалось сложным для понимания
Распространенные вопросы для собеседования. Часть 4
Все собеседования проходят по разным сценариям, однако некоторые вопросы встречаются так часто, что вы можете подготовиться к ним заранее. Помните, что для успеха вам потребуется правильная стратегия, а не просто заученные реплики. Основная цель заключается в том, чтобы сделать акцент на опыте, который может помочь вам в новой работе.
В этой серии статей мы рассмотрим самые распространенные вопросы и дадим рекомендации, которые необходимо учитывать при формулировании ответа. Проработав все вопросы и создав свои варианты ответа, вы сможете быстро подготовиться к следующему собеседованию. Вы можете записать полученный текст и обсудить его с кем-нибудь из знакомых.
Вопрос: Расскажите о задании, которое показалось вам чересчур сложным. Как вы справились с этой проблемой?
Цель вопроса: Цели могут быть различными. Скорее всего, собеседника интересует ваша способность справляться с трудностями. Возможно, он также хочет узнать, что именно вы считаете «сложным». И наконец, не исключено, что он хочет видеть в соискателе умение учиться на своем опыте. Правильный ответ должен удовлетворять всем этим требованиям. Неправильный ответ может уничтожить все шансы на благоприятный исход собеседования.
Контекст: Если на предыдущей работе вам нередко приходилось справляться с трудностями, это было напряженное время. Тем не менее, именно в таких ситуациях люди растут в личном и профессиональном планах. Таким образом, подобные вопросы предоставляют уникальную возможность рассказать о своих успехах в трудных ситуациях.
Ответ: Не стоит говорить о том, что для вас не существует «слишком сложных» заданий. Опишите ситуацию, в которой вам не хватало опыта, навыков или знаний, но вы с честью вышли из нее, достигнув нового уровня развития: «Я бы не сказал, что задача была невыполнимой. Тем не менее, я столкнулся со следующими трудностями. «
Вопрос: Какой стиль управления вы предпочитаете?
Цель вопроса: Это стандартный вопрос для всех кандидатов, претендующих на руководящие должности. Прежде всего, собеседник хочет выяснить, соответствует ли ваш стиль управление принятому в компании. Кроме того, ему нужно знать, что вы понимаете принципы своей работы.
Контекст: Не стоит использовать избитые клише. Упомяните о принципах помимо «политик открытых дверей и ненавязчивого управления».
Ответ: В современном мире эффективное управление, включающее в себя развитие команды и измерение успехов, невозможно без качественного общения. Не стоит вдаваться в пространные рассуждения. Несколько конкретных фраз с примерами произведут на собеседника гораздо большее впечатление.
Вопрос: Как ваш предыдущий опыт поможет вам в новой работе?
Цель вопроса: Это очевидный вопрос. Задавая его, собеседник открыто сомневается в вашей компетентности либо просит вас установить четкую связь, которая для него неоднозначна.
Контекст: Этим ответом вы можете испортить все сказанное ранее. Если у вас нет четкого представления о том, что и как вы будете делать на работе, скорее всего, вам не стоило приходить на собеседование.
Ответ: Вспомните основные требования к соискателю и докажите, что вы соответствуете каждому из них. Кроме того, вы можете описать свой опыт, подтверждающий, что квалификация позволяет вам выполнять эту работу. Иногда предыстория не менее важна, чем профессиональные навыки. Не забудьте рассказать о трудностях, с которыми вам приходилось сталкиваться, а также целях, которые вы преследуете.
Вопрос: Чем вы планируете заниматься в течение первых трех месяцев работы?
Цель вопроса: Этот вопрос касается понимания организационной структуры предприятия. Как правило, его задают на втором или третьем собеседовании, чтобы понять, насколько хорошо вы представляете себе работу в компании.
Контекст: Многие соискатели говорят, что собираются досконально изучить процесс производства. Вы должны выйти за рамки подобных банальностей и рассказать о своих целях или трудностях, которые вы предвидите. Кроме того, вам необходимо убедить потенциального работодателя в том, что в случае найма процессы, принятые в компании, останутся неизменными. Разумеется, стоит упомянуть о налаживании отношений с коллегами и руководством, т.к. это поможет вам быстрее включиться в рабочий ритм.
Ответ: Не стоит описывать существенные изменения, которые вы планируете внедрить (разумеется, если вас об этом не просят). Ваш ответ должен демонстрировать четкое и реалистичное понимание того, что и как следует сделать.
Вопрос: Докажите свою техническую грамотность.
Цель вопроса: Этот вопрос может быть сформулирован иначе, однако цель проста. Если техническая грамотность важна для выполнения профессиональных обязанностей, вас обязательно спросят о ней. Постарайтесь убедить собеседника всеми возможными способами.
Контекст: Некоторые компании предлагают соискателям провести гипотетическое исследование или решить техническую проблему, другие же просят указать уровень владения техническими средствами напрямую. Ответ напрямую зависит от формулировки.
Ответ: Существует три возможных варианта. Ваш уровень может соответствовать требованиям, превосходить их или нуждаться в дополнительном развитии. Даже если вы принадлежите к последней категории, продемонстрируйте свое желание двигаться в этом направлении и попытайтесь компенсировать свой недостаток, упомянув о достоинствах. Помните, что откровенное признание своих недостатков будет лучше попыток выдать желаемое за действительное.
Как рассказать о своих провалах на собеседовании: мнения HR-специалистов
Вопрос про провалы, ошибки и неудачи довольно популярен на интервью. Многих он сбивает с толку. Давайте разберемся, для чего задают этот вопрос и как лучше на него ответить.
Интервьюер задает вопросы про провалы и неудачи, чтобы понять, как вы себя оцениваете, самокритичны ли вы, замечаете ли свои ошибки в работе. В ответе на этот вопрос важно показать, что вы нормальный человек, имеющий право на ошибки, но в то же время умеющий их анализировать и делать из них правильные выводы. Ответ «у меня нет таких примеров» или «я не делаю ошибок» противоречит сказанному выше.
Что важно учитывать при ответе на вопрос о провалах и ошибках? Приводите примеры только из профессиональной деятельности. Не уходите в личные неудачи. Однажды кандидат на интервью в ответ на мой вопрос про ошибки начал рассказывать про семейные неудачи, развод с женой и так далее. Я почувствовала себя семейным психологом, а ведь цель нашей встречи была совершенно иная.
После того, как вы привели пример своего провала, расскажите, что вы сделали, чтобы решить ситуацию. Плохой пример: «Я не выполнил план по привлечению новых клиентов, поругался с руководителем, впал в депрессию и решил поменять место работы».
Хороший пример: «Я не выполнил план по привлечению новых клиентов. После этого я проанализировал свою работу за прошедший месяц и понял, что сделал недостаточно холодных звонков. В следующем месяце я звонил потенциальным клиентам в два раза больше — и достиг своих целей».
Мои примеры достаточно утрированы, но, думаю, отражают суть. Важно продемонстрировать интервьюеру, что, несмотря на провал или ошибку, вы смогли выйти из ситуации и вынесли для себя урок и опыт, который помог в будущих свершениях.
Однажды один из кандидатов в ответ на просьбу оценить качество своей работы на предыдущих местах начал рассказывать мне о своих провалах и ошибках. Это был неверный ход. Ему стоило поделиться со мной успешными примерами и своими достижениями. Поступив так, он и ответил бы на мой вопрос и подчеркнул бы свой профессионализм и экспертизу. Отсюда вывод: не заговаривайте о провалах первым.
Мария Хандрос управляющий консультант рекрутинговой компании Hays в России
Рекрутеры задают вопросы о провалах в работе не для того, чтобы напомнить о неприятных моментах в вашей карьере, а чтобы узнать ваше отношение к сложным профессиональным ситуациям и о том, какие вы сделали из них выводы, как сумели с ними справиться. Что вы выбираете, когда сгущаются тучи: уход от проблемы или поиск ресурсов для ее решения?
В последнее время проективные вопросы такого рода становятся всё популярнее у HR-специалистов. Конкуренция обостряется, бизнес становится жестче, руководители хотят понимать, как человек поведет себя в условиях стресса, сможет ли мобилизоваться, совершив оплошность. А главное — сумеет ли исправить допущенную ошибку, взять на себя ответственность за нее? Для многих работодателей стрессоустойчивость и умение работать в напряженной обстановке, а также умение отвечать за принятые решения — это ключевые требования к кандидату.
Не рекомендую отрицать очевидное: никто не поверит, что у вас никогда не было недочетов в работе. Утверждать, что профессиональный путь складывался идеально, — несерьезно. В ответ на такие заявления можно, например, услышать вопрос: «Вы привыкли работать исключительно в условиях комфорта?».
При признании своих неудач важно делать акцент на полученных знаниях, говорить о том, какие выводы вы сделали и чему научились. Например, хорошим ответом был бы следующий: «Да, в начале своей работы я не мог справиться со стрессом, когда выступал перед большим количеством людей и однажды, на мой взгляд, провалил важную презентацию. Тогда я был недостаточно опытен, и мне не хватило навыков. С тех пор многое изменилось: я прошел несколько курсов ораторского мастерства, провел десятки различных презентаций. Теперь я уверен, что это больше не проблема для меня».
Максим Энтезон руководитель направления подбора и развития персонала компании «Связной»
Часто у кандидата бывает установка: все, что как-то может навести тень на профессиональную репутацию, во время интервью лучше утаивать. Уход от ответа о прошлых провалах может указывать на то, что человек чувствует себя дискомфортно в ситуации, когда надо говорить о своих неудачах. Это само по себе не плохо и не хорошо, все зависит только от задач, которые рекрутеру нужно решить.
В методике интервью по компетенциям кроме самого факта неудачи необходимо в деталях рассказать, что вы при этом предприняли. Количество информации, полученной из развернутого ответа на вопрос, может дать интервьюеру многое.
Из контекста можно, например, понять, что в случае неудачи один соискатель будет сам стремиться исправить ситуацию, а другому потребуется внешняя помощь. Так будущий работодатель оценит, как вы реагируете на стресс и нужен ли контроль и поддержка со стороны руководства, чтобы в случае чего не потерять контроль над ситуацией.
Кандидат может ответить, что провалов в его жизни не было. Допустим, это правда, но тогда интервьюер может задаться вопросом: а чему по-настоящему этот человек научился, адекватно ли его восприятие себя и внешнего мира? Рекрутера интересуют эмоции — что испытывал человек после неудачи в прошлом и как он относится к этому сейчас. Эмоциональный фон в работе напрямую влияет на ее качество, трезвость суждений и эффективность, а неудачи могут сильно этот фон менять.
Например, генеральному директору торговой компании однажды пришлось уволить главного бухгалтера за то, что женщина крала средства компании и наносила ей прямой ущерб. После этого случая он уволился сам, находясь в тяжелом эмоциональном состоянии, и полгода не мог от него оправиться.
Дело оказалось в том, что в ходе последней беседы об увольнении по статье бухгалтер плакала и призналась, что беременна и других средств к существованию у неё нет. Разбор этой ситуации, действий человека и его переживаний позволили сделать суждение о его ценностях, управленческом подходе и умении принимать непростые решения.
Ваган Дарбинян старший консультант рекрутингового агентства Fourmi Formidable
Если кандидат пришел на интервью с заранее подготовленной и продуманной презентацией, выдает социально желаемые ответы, то вопрос об ошибках будет вполне уместен, так как соискателю придется рассказывать не только о своих победах, но и о том, чего не удалось достичь. Это своего рода стрессовая ситуация, которая позволяет вернуть кандидата из адаптивного поведения в естественное для него состояние.
Такой вопрос также уместен, если должность предполагает высокий уровень ответственности и самостоятельности в принятии решений. Ведь часто ошибки помогают специалистам овладеть на практике в экстремальных условиях такими навыками, которыми не удалось бы овладеть, владея только теоретической базой.
Признание в собственных неудачах, аргументированное выстраивание логической цепочки причин и следствий продемонстрируют работодателю способность соискателя к быстрому принятию взвешенных решений, умению отвечать за свои действия и действия своей команды.
Вопрос «Расскажите о своих самых серьезных провалах» предполагает множество вариантов ответов, так как не содержит в себе никаких уточняющих формулировок и предполагает простор для фантазии. Я бы рекомендовала конкретизировать и спросить о сложных задачах, проблемах, нестандартных ситуациях из прошлого опыта.
Задавая этот вопрос, рекрутер оценивает кандидата по следующим критериям:
1. Способность признать долю своей вины в случившемся. Как показывает практика, не все готовы признавать и анализировать свои ошибки, а тем более учиться на них. Очень часто соискатели обвиняют в причинах случившегося обстоятельства и рискуют столкнуться в будущем с теми же проблемами, с которыми однажды уже не смогли справиться.
2. Умение делать выводы из прошлого даже негативного опыта, менять стиль поведения и управления, контролировать свои эмоции — все это играет значимую роль для сотрудника любой компетенции и статуса.
3. Уровень психологической выдержанности и способность справляться со стрессом позволяет оценить анализ предпринятых кандидатом попыток отыскать правильное решение в тяжелой ситуации.
4. То, как человек переживает свои неудачи, его реакция на происходящие события, интерпретация переломных моментов карьеры. Это может показать, насколько он соответствует ожиданиям работодателя.
Если вам задали такой вопрос, плохим ответом будет следующий: «В моей работе не было ошибок. Были незначительные промахи, которые удавалось исправить в самые короткие сроки».
Правильная тактика — рассказать об ошибке. После этого следует проанализировать причины, которые, по вашему мнению, привели к такому развитию событий. Желательно сразу указать долю своей вины, чтобы интервьюер не задавал вам дополнительных вопросов, и рассказать, каким образом вы пытались найти пути решения возникшей проблемы.
Татьяна Белоусова HR-директор агентства интегрированных коммуникаций Comunica
Есть хорошее выражение, принадлежащее Джорджу Бакли, бывшему генеральному директору 3M: «Что такое резюме? Это запись всех карьерных достижений человека с исключенными провалами».
По-моему, оно отлично иллюстрирует то, зачем рекрутеры задают подобного рода вопросы. Людям комфортно рассказывать о своих победах — тема падений и неудач всегда более сложная. В то же время она позволяет составить объективное мнение о кандидате.
Важный момент заключается в том, что этот вопрос обычно задается не для того, чтобы понять, какие ошибки совершал кандидат. Чаще всего интервьюер старается понять реакцию кандидата на собственные неудачи и его умение делать выводы из неудач и обучаемость.
Что нужно учитывать при ответе:
1. Обязательно рассказывайте реальную, а не вымышленную историю. Фальшь всегда чувствуется.
2. Говорите не только о неудаче, но и о том, как вы вышли из нее и какие выводы сделали.
3. Никогда не перекладывайте вину за ошибку на других.
Хороший ответ строится по формуле: описать проблему → рассказать, как вы ее анализировали и какой вывод сделали → рассказать, как вы решили проблему → показать, как это повлияло на конечный результат.
Плохой ответ — это констатация факта ошибки без анализа ситуации. Или фраза вроде: «Все было успешно, и я никогда не совершал ошибок». Хотим мы этого или нет, но ошибки совершают все. При таком ответе рекрутер попросту утратит к вам доверие.
Алексей Исаевруководитель рекрутмент-команды в агентстве GMS
На самом деле, единственно правильного варианта в такой ситуации быть не может, однако важно понимать вот что. У каждого бывают своих провалы и неудачи на работе. Если кандидат ничего не может вспомнить и говорит, что такого не было — это и есть неправильный ответ.
Зачем рекрутеры задают такой вопрос? Работодателю важно понимать, насколько человек понимает и умеет признавать свои ошибки, что он выносит из сложной ситуации и в какой мере способен анализировать свои действия. Так что это довольно стандартный вопрос при проведении интервью по компетенциям.
Он может быть одним из серии неудобных вопросов, который позволяет оценить интервьюеру стрессоустойчивость кандидата и при этом не перегнуть палку и сохранить общий позитивный формат беседы. Просьба рекрутера привести такой пример часто ставит соискателя в тупик, и это подходящий момент для получения информации о том, как кандидат может повести себя в нестандартных и психологически некомфортных ситуациях.
Примером «хорошего ответа» может быть стандартная ситуация «плохого проекта», к примеру, когда поставленный результат не был достигнут. Важно, чтобы кандидат правильно описал ситуацию:
1. Какая цель была поставлена (подробное описание ситуации, проекта).
2. Роль кандидата в проекте.
3. Результат (что получилось).
4. Что пошло не так.
5. Почему кандидат считает проект провальным.
6. Пытался ли он как-то повлиять на возникающие проблемы.
7. Как он пытался решить проблемы, которые возникали в проекте.
8. Что он вынес из данной ситуации.
9. Что бы он сделал сейчас в аналогичных обстоятельствах.
Опытный рекрутер станет задавать наводящие вопросы и таким образом сам направит кандидата к ответам. Так что бояться этого вопроса не стоит. Но лучше заранее подумать над примером, чтобы вас не застали врасплох. Постарайтесь, чтобы при этом ответы не звучали так, словно их заучили.
На самом деле, совет кандидатам один — прежде чем отвечать и импровизировать, скажите правду. Признайтесь, что вопрос оказался неожиданным и вам нужно немного подумать. Затем успокойтесь, соберитесь и максимально структурированно расскажите о рабочей ситуации или проекте, когда результат вашей работы был неудовлетворительным и чему эта ситуация вас научила.
Анна Пановаруководитель группы подбора персонала направления продаж и маркетинга «Лаборатории Касперского»
Мы достаточно часто задаем этот вопрос на интервью. Как правило, подобные вопросы работодатель использует, чтобы проверить насколько кандидат способен анализировать свои поступки, принятые решения и делать логические выводы из них.
Здесь нет единственного правильного ответа: мы отмечаем, умеет ли человек мыслить на несколько шагов вперед, берет ли на себя ответственность, сможет ли применить свой прошлый опыт, пусть и неудачный, в новых ситуациях.
Мы также смотрим на честность и открытость — какая реакция проявляется на такой вопрос, если, например, негативная, возможно кандидат не совсем откровенен; на самооценку кандидата — что он считает провалом, а что нет, насколько объективен в восприятии реальности. Важна реакция на неудачи — способен ли человек мобилизовать свои силы и найти выход из сложившейся ситуации. Если кандидат честно расскажет о провале и о том, какие выводы он из этого сделал, то это хороший показатель.
Юлия Санинаруководитель отдела по управлению персоналом обособленных подразделений Rambler&Co
6 ошибок мышления, из-за которых вы остаетесь на нелюбимой работе
В начале 2020 года специалисты сервиса по поиску работы «Работа.ру» провели социальный опрос и выяснили, что в следующие 12 месяцев 74% россиян хотят заняться вопросом нового трудоустройства. 53% респондентов рассказали, что недовольны текущим уровнем заработной платы. Но почему в итоге ничего не происходит?
Лишь малая часть из тех, кто планирует сменить место работы, в конечном итоге делает это. Оказывается, в большинстве случаев основная причина бездействия — когнитивные ошибки. Мы решили разобраться, что это и из-за каких именно ошибок в мышлении люди отказываются менять карьеру и добиваться новых высот.
Что такое когнитивные ошибки?
Когнитивные искажения (ошибки) сопровождают нас на протяжении всей жизни. Их суть заключается в недостаточной сознательности, необъективности решений, мнений и действий. Говоря простым языком, когнитивные искажения (ошибки) — сбои в мышлении, которые не дают воспринимать действительность такой, какая она есть.
Мышление — результат взаимодействия двух систем. Первая отвечает за быстрые, почти бессознательные решения. Она «включается», когда мы выполняем привычные, отработанные до автоматизма действия или когда необходимо быстро принять решение.
Вторая система отвечает за осознанные действия, когда перед нами встает сложная, нетипичная задача, с которой не справляется первая. Она отвечает за концентрацию внимания и анализ всех известных данных для принятия окончательного решения.
Когнитивные ошибки возникают на стыке двух систем мышления: одна из систем берется за выполнение не того, что нужно, из-за чего появляются неправильные мысли, напрямую влияющие на нашу жизнь. Из-за этого возникают страхи, из-за которых вы боитесь менять свою карьеру.
А вы сталкивались с чем-то подобным, когда планировали сменить одно место на другое? Если да, давайте разберемся, какие когнитивные ошибки возникают в таких ситуациях и как с ними бороться.
1. Синдром самозванца
«Вся проблема с миром в том, что дураки и фанатики всегда уверены в себе, а мудрые так полны сомнений»
Бертран Рассел, британский философ, математик, общественный деятель.
Когда речь заходит о повышении или переходе на более статусное рабочее место, люди часто сталкиваются с синдромом самозванца. Это когнитивное искажение известно под названием «эффект Даннинга — Крюгера». Глупые люди не способны объективно оценить свою квалификацию, а потому на 100% уверены в своей гениальности. Умные, напротив, анализируя предыдущий опыт и ошибки, сильно сомневаются в своих способностях и навыках.
Что происходит в голове из-за этого когнитивного искажения, когда появляется возможность карьерного роста? Человек начинает говорить себе, что он не справится с этой работой из-за низкой квалификации и отсутствия нужных навыков. Он считает, что даже его текущее место — это череда случайных событий и везение.
С этой ошибкой мышления сталкивались многие специалисты. Главное — преодолеть страх и принять правильное решение.
«Я с когнитивными ошибками сталкивался не раз. У меня очень выражен синдром самозванца, поэтому перед решением о смене работы я очень долго боялся, что “здесь-то я всех одурачил, а вот на новом месте меня уж точно раскроют”»
Алексей Хандоженко, руководитель продукта ЖД в OneTwoTrip
Михаил Карпов, нынешний CEO ProductStar и бывший директор по продукту в Skyeng, сталкивался с этой проблемой во время перехода на должность продакт-менеджера в Яндексе:
Было страшно претендовать на роль продакта в Яндексе, когда не было особо опыта (до этого я работал разработчиком) + тогда получил пару офферов от других малоизвестных компаний. Яндекс не отвечал никак, пришлось ещё и выбирать “синица в руке или журавль в небе”.
В конечном итоге Михаил поборол страх и справился с синдромом самозванца следующим образом:
Пообщался с несколькими продакт-менеджерами. Понял, что «я смогу, если постараюсь» и что это не какая-то «особенная профессия» для «специальных людей». Если приложить усилия, можно оперативно освоить, супер-способностей не нужно (дальше это подтверждалось и с другими профессиями — CPO, CEO).
Решил, что лучше сразу постараться «запрыгнуть повыше». Если есть хотя бы маленький шанс попасть в Яндекс (и реализовать свою мечту), то надо выложиться на все 200%. В итоге я делал тестовое задание почти 3 месяца, но оно вышло настолько ВАУ, что дало мне шанс попасть на собеседование, а потом и в команду.
Правило #1:
Чтобы избавиться от синдрома самозванца, пообщайтесь со знакомыми специалистами из рассматриваемой области. Вы поймете, что способы получить должность, если хорошо постараетесь, подтянете какие-то знания и получите новые навыки.
2. Дихотомическое мышление
«Или я останусь в этой компании и продолжу работать, или потеряю все и умру с голода»
Дихотомическое мышление — анализ проблем и принятие решений по принципам «или / или», «все или ничего». Иными словами, человек «бросается» в крайности из-за мышления в черно-белых тонах, рассматривает самое плохое или самое хорошее. Компромиссы и альтернативные варианты в расчет не берутся.
Мышление в «черно-белых тонах» лишает нас развития. Мы начинаем думать, что, потеряв нынешнюю работу, не сможем платить по кредитам, покупать еду, от нас откажутся родные и близкие и т.п. А такие перспективы, как поиск более интересной и привлекательной сферы деятельности, доходов от которой точно так же хватит для покрытия счетов, не рассматриваем.
«Мне довольно часто, почти всегда, страшно делать следующий шаг в карьере.
Раньше было страшно не справиться, не оправдать ожиданий.
Со временем появилось больше уверенности в себе и больше возможностей. Но теперь страшно сделать неправильный выбор и потратить время на «не те» компании, проекты, людей.
Мое противоядие против страха — действие. Не умею делать и бояться одновременно. Поэтому если страшно, начинаю делать хоть что-то в нужном направлении, а потом всё само складывается!»
Полина Опарина, Product Manager в Travelpayouts
Правило #2:
Борьба с дихотомическим мышлением начинается с принятия проблемы. Проследите за своими мыслями и категоричным мышлением. Например, «созданное приложение отвратительно, мне никогда не стать успешным разработчиком». Сделайте глубокий вдох и выдох и пересмотрите результат работы с реалистичной оценкой.
Окажется, что приложение не отвратительно. Да, есть минусы, но их реально исправить, если поработать над интерфейсом и добавить новый функционал, предварительно оценив product market fit. Вы перестанете себя критиковать и отказываться от дальнейшего развития.
В борьбе с дихотомическим мышлением помогает диалог с собой, поиск ответов на несколько вопросов:
1. Какие существуют объективные доказательства или факты, подтверждающие это?
— Интерфейс получился очень сложным и неудобным. Чтобы найти раздел с каталогом, пользователю придется проделать немало шагов. К тому же, нет многих полезных функций, без которых не будут закрыты все потребности целевой аудитории.
2. Как бы кто-то еще рассматривал эту ситуацию?
— Мой куратор из онлайн-школы вообще бы не переживал по этому поводу. Он бы объективно оценил, что не так с приложением и выписал бы это все в отдельный документ, чтобы наметить дальнейший план работы.
3. Какие еще стороны я не учел?
— Я не учел, что, все-таки, я только начинающий разработчик и при создании приложения торопился, мне хотелось побыстрее посмотреть на итоговый результат. Теперь буду работать внимательнее и взвешивать каждое решение.
4. Какие действия я могу предпринять, чтобы повлиять на то, что произойдет дальше?
— Хорошенько поработать: сделать интерфейс приложения интуитивнее, добавить новые функции, которые будут полезны целевой аудитории, а потом провести анализ на соответствие product market fit.
Ответы на вопросы образуют новое видение ситуации и снизят градус ложного восприятия, вызывающего стресс.
3. Катастрофическое мышление
«Мне отказали в найме, все, теперь меня никто никогда не возьмет на работу, потому что я очень плохой специалист»
Смена деятельности — это всегда тревога, сомнения и мысли о возможной неудаче. Но когда человек «преувеличивает» и считает, что из-за смены деятельности наступят огромные проблемы, можно говорить о катастрофическом мышлении.
Это еще одна когнитивная ошибка, которая выражается в преувеличении негативных последствий или вероятных отрицательных событий. Из-за катастрофического мышления мы часто отказываемся от хороших перспектив и остаемся в исходной точке. Справившись с этой проблемой, решиться на смену деятельности гораздо проще.
Знали бы мы сегодня о международной сети быстрого питания McDonald’s, если бы Рэй Крок поддался катастрофическому мышлению? Ведь до 53 лет (в таком возрасте Рэй открыл первый ресторан) он попробовал себя в разных сферах бизнеса и постоянно терпел неудачи.
Правило #3:
Успокойтесь, возьмите чистый лист бумаги, разделите его на две части. Выпишите все «плюсы» и «минусы» получения новой должности или квалификации. Сведенная в одном месте информации позволит «трезво» взглянуть на ситуацию и побороть катастрофическое мышление.
4. Мышление «я должен»
«Я должен сначала купить квартиру, потому что мне 35, а потом уже думать о смене деятельности»
Мышление «я должен» прививается нам с раннего детства: ты должен окончить школу, потом получить высшее образование и работать, чтобы прокормить семью, построить дом, вырастить дерево и т.п. Но кому вы это должны? Правильно ли тратить время на нелюбимую работу, которую выбрал в 17 лет, когда еще не было четкого представления о глобальных жизненных целях?
Такое мышление не дает нам развиваться, следовать за мечтой и заниматься любимым делом. Общество навязывает стандарты, и все стараются им соответствовать. В 35 лет должна быть квартира, машина, жена и два ребенка. Да, в этом нет ничего плохого, но кому вы это должны? Никому. Как только удастся избавиться от мышления «я должен», сразу хватит смелости изменить карьеру к лучшему.
«Жесткий момент, с которым я сталкивался: мне казалось, что я сделал недостаточно на текущем месте работы, чтобы переходить на новое. Как будто бы мне нужно сначала получить классный кейс на текущем месте и только потом менять работу. Я сидел и думал: “Блин, а что такого замечательного сделал здесь, что меня возьмут на работу где-то там? Да ничего! Так что запущу X и вот тогда с этим кейсом выйду на рынок”. И так на несколько кругов уходил».
Алексей Хандоженко, руководитель продукта ЖД в OneTwoTrip
Правило #4:
Когда столкнетесь с таким мышлением, найдите первоисточник мыслей, что вы кому-то что-то должны. После этого разберитесь, действительно ли это так важно? «Трезвый» взгляд поможет принять правильное решение, например, отказаться от текущей должности, получить новую квалификацию и, наконец-то, заняться любимым делом.
5. Мышление с излишними обобщениями
«Меня не взяли на эту работу, значит, я никудышный специалист, плохой человек и никому не нужен»
Неудачное собеседование или провальный проект часто заставляют человека думать, что он плохой специалист и человек в целом. Из-за мышления с излишним обобщением мы переносим одну неудачу на жизнь в целом.
Кто знает, какова реальная причина отказа в найме. Возможно, на эту должность было 200 кандидатов и на нее взяли человека с большим опытом работы в этой сфере деятельности (возможно, он работал на прямых конкурентов). Все, что нужно в такой ситуации — пересмотреть резюме, подправить портфолио и разослать их в другие организации.
Правило #5:
Не перекладывайте неудачи в одной сфере на личность в целом. Если что-то не получается в одной сфере, удача придет в другой. Возможно, сейчас лучшее время для изменения карьеры — освоения новой квалификации, получения второго или третьего образования.
6. Эффект неоднозначности
Представьте, что есть работающий бизнес с чистой ежемесячной прибылью 1 миллион рублей и готовый инвестиционный проект, который в перспективе может ежемесячно приносить 2 миллиона рублей. Что вы выберете? Большинство людей отдадут предпочтение первому варианту из-за эффекта неоднозначности.
Это когнитивное искажение, в котором принятие решения страдает из-за недостатка информации или неоднозначности. Эффект предполагает, что люди стремятся выбрать решение, для которого вероятность благоприятного исхода известна, по сравнению с решением, когда вероятность благоприятного исхода неизвестна.
С аналогичной проблемой столкнулся Михаил Карпов, когда появилась перспектива перехода из VK в Skyeng:
Я был в VK руководителем направления, но в VK малые команды, и я не руководил большим числом ребят и менеджеров, а в Skyeng в продуктовом отделе было под 200 человек и больше 10 продактов. Было неясно, стоит ли менять крутую и известную топ-компанию, в которой много челленджей, на менее известную, но быстро растущую со многими типами задач, с которыми раньше не сталкивался и не очень знал, как их решать.
У Михаила было два варианта: один хорошо известный, а второй — туманный и непонятный. В конечном итоге он принял предложение Skyeng:
Я признал, что решение непростое и рискованное, но в работе любого продакта всегда есть риски и большая неопределенность, и нужно учиться с этим жить.
Сделал микс холодного подхода (составил табличку с плюсами-минусами и весами, опросил нескольких ребят, бывших в схожих ситуациях) и внутренних ощущений (т.к. «на подкорке» всегда есть какие-то малозаметные неосязаемые, но важные факторы выбора).
Сходил к карьерному консультанту (впервые), чтобы понять, какие навыки и свойства на рынке сейчас ценятся и потом дополнил этим табличку по принятию решения.
Шел не в компанию, а к конкретным людям (фаундерам), так как супер-важно, с кем ты будешь работать, что тебе могут дать по знаниям и свободе принятия решений.
Правило #6:
Соберите максимум возможной информации о втором варианте и сравните с первым на «холодную» голову. После этого в голове появится целостная картинка о перспективах развития карьеры на новом месте.
С когнитивными ошибками сталкиваются многие. Но далеко не все пытаются исправить их, чтобы пойти навстречу желанному. Если вы столкнетесь с одной из них, попробуйте применить одно из правил.