Чего видят дети чего не видят взрослые
Ангелов и то, что недоступно взгляду взрослого, видят маленькие дети
Дети видят ангелов и иное, что не воспринимает глаз взрослого человека. Такое мнение существует с давних времен, и основывается на наблюдениях за малышами. При этом, увидевшие потустороннее, дети являются психически здоровыми. Не стоит искать объяснение в этом.
Маленькие дети видят то, что не видят взрослые
Очень часто, родители сталкиваются с тем, что их малыш рассказывает вещи, которые могут показаться на первый взгляд небылицами. Могут это быть и особенности поведения не понятные на первый взгляд. Например, ребенок некоторое время смотрит в определённое место и с кем то разговаривает. А дети постарше даже называют с кем.
Это вызывает обеспокоенность у родителей. Но сам ребенок при этом не испытывает каких-либо проблем со здоровьем или отклонений в психическом состоянии. Что характерно, подобные явления наблюдаются ближе к вечеру. Внезапно малыша может что-то напугать, или он радостно поприветствует увиденное.
Из этого можно сделать вывод, что маленькие дети наделены способностью видеть то, что взгляду взрослого человека не доступно. Так некоторые из них описывали тетю, человечка с бородой, полуживотного-получеловека и иное. В среднем такая способность наблюдается у них до 5 лет. Кто-то теряет ее раньше, кто-то позднее.
Этим же можно объяснить и страх перед темнотой у детей. Ребенок ощущает, что вокруг него скапливается энергия, которая может иметь негативный характер. Атаки потустороннего мира, также вызывают ночные кошмары у малышей.
Ангелы и домовые являются маленьким детям
Можно только строить предположения, что же является перед детьми. Официальная наука не признает существование потустороннего мира. Но существует мнение, что ангелы хранители являются детям, так как они обладают тонкой душой, в отличие от огрубевшей взрослой.
В раннем детском возрасте между ними существует тесная связь. В народе по этому поводу говорят, что ангелы играют с детьми. Есть и своим поверья у жителей других стран. Итальянцы считают, что дети улыбаются во сне, когда они приходят к ним.
Ангелы представляют собой души, которые еще не обрели свое место в раю. Перед ними стоят определенные задачи, выполнив которые они смогут навсегда отправиться на небеса. Очень часто они являются, чтобы сообщить важную информацию. Дети же в этом случае, с их чистыми душами, является посредникам. Они обладают способностью увидеть их. Правда существует мнение, что именно ангелов ребенок может видеть до того времени, пока не научится разговаривать.
Дети сталкиваются не только с ангелами, но и с домовыми. С давних времен этот дух является покровителем жилища. Еще на Руси верили, что если они благоволят хозяевам дома, то могут присмотреть за детьми. Живут они обычно под потолком, что объясняет, почему взгляд детей направлен зачастую туда. При этом ребенок может смеяться, так как эти существа любят повеселить малышей.
Как объясняют специалисты способность видеть невидимое детьми
Психологи и психиатры на способность видеть детьми ангелов и духов смотрят более прагматично. Они считают, что естественно заводить невидимого друга, если ребенок страдает от дефицита внимания и проблем с социальной адаптацией в обществе сверстников.
Невидимый приятель очень часто обретает форму любимого персонажа мультфильма, фильма или книги. Могут быть они и маленькими девочками и мальчиками, потому что ребенку хочется общаться со сверстником.
«Мой ребенок боится чужих людей»
Психолог рассказывает, почему дети боятся малознакомых и чужих людей, как действовать родителям, и чего делать нельзя.
— Как Маша чужих боится, это просто ужас какой-то, — делилась мама Аня в очереди с подругой. — Если кто незнакомый ей хоть слово скажет, все! Истерика! Раньше еще ничего было, но становится все хуже и хуже. Гулять невозможно. В поликлинике мне за спину прячется и орет. Я как в клетке. А куда деваться-то, мне скоро на работу. Как она в сад пойдет, такая вот — не знаю. Недавно отмечали ей два, свекровь в гости пришла. Бабушка к Маше: «Родная моя!», а та от нее под диван и в слезы. Свекровь мне такого наговорила! Мол, я ребенка испортила совсем, как это так — дите родную кровь не признает! Она тоже хороша, «родненькая», полгода внучку не видела и еще бы три не приходила. Муж тоже говорит, что ненормально, что ребенок так чужих чурается. Что делать?
— А может, свекровь и права, — вмешалась соседка по очереди. — Нечего дочке потакать. Подумаешь, рева-корова. Когда Ваньке год был, он тоже чужих боялся. Это что за жизнь — ни с кем не встретиться, никуда не уйти. Я на его нюни внимания не обращала. Так ему и сказала: «Мне трус не нужен, я тебя тут оставлю». Отучился реветь как миленький. Оставь на полдня у свекрови, быстро бояться перестанет!
Спор разгорался нешуточный. Мама Аня готова была провалиться под землю. «Зря я, конечно, начала все это, да только у кого спросить? Кто прав?»
Как действовать родителю, когда ребенок боится посторонних людей
Я бы обозначила следующий план действий: успокоиться, оценить ситуацию, перестать подкреплять страхи ребенка своим поведением и, если нужно, обратиться за помощью.
Во-первых, героине нужно успокоиться. Состояние родителя передается ребенку. Настрой взрослого на позитив придаст малышу смелости. А если испуганный ребенок видит страх, неуверенность на лице мамы, он начинает бояться еще больше. «Даже взрослый не может справиться с ситуацией, похоже, все совсем плохо. » — чувствует дите и начинает вести себя еще хуже. Действия ребенка вызывают у женщины новую волну негативных мыслей. Часто она начинает думать, что ребенок все время боится чужих, и вслух делится переживаниями с подругами и знакомыми. Малыш слышит разговоры, видит, как сильно мама волнуется, и напрягается еще сильней. Все, круг замкнулся.
Маме Ане нужно в первую очередь разобраться с собой, а не с дочкой. Как же родителю остановить дурные мысли? Попробуйте минуту не думать о желтом медведе. Что, именно о нем ваша последняя мысль? А теперь подумайте о полосатом слоне. Теперь вас занимает полоски на слоне или его хобот, но уж точно не желтый медведь! Так же и в жизни. Маме Ане стоит переключить внимание на другие темы:
Из практики психолога знаю, что отключить страшные картины маме мешают вещи в ее внутреннем мире, часто — из детства. Память устроена так, что неприятное забывается. Поэтому маме может быть сложно вспомнить ситуацию, с которой все началось, сложно связать прошлый опыт с настоящим.
Одна женщина, чей ребенок боится чужих людей, излишне оберегала девочку. Родные и знакомые говорили ей, что такая опека вредна для ребенка. Мама соглашалась с ними, но ничего поделать не могла. В своем окружении женщина не находила понимания, ей говорили: «Это же так просто, не потакать дочери!».
Она чувствовала себя никчемной матерью, пока не обратилась ко мне. Выслушав, я предложила поискать причины проблемы не только в настоящем, но и в прошлом. И маму осенило! Она вспомнила, как воспитательница закрывала ее в темной кладовке. Маленькой девочкой женщина испытала настоящий ужас. И теперь она защищала дочь от любой, даже мнимой, опасности. Мы проиграли ситуацию с помощью фигурок в песочнице, и женщина сказала злой воспитательнице все, что давно хотела. Завершила историю и перестала переживать. И ребенок стал более открытым, общительным.
Как только родитель разрушил (или пошатнул) замкнутый круг тревоги между собой и ребенком, нужно разобраться с причиной страха.
Почему дети боятся чужих людей
Многие годовалые малыши боятся чужих. В семь-десять месяцев ребенок начинает различать «своих», а к остальным проявляет настороженность. С близкими уж точно безопасно и комфортно, а с остальными — неизвестно. Поэтому малыши при виде незнакомца жмутся к матери, ловят ее реакцию. Если новый взрослый ведет себя доброжелательно, не настаивает на быстром отклике малыша, ребенок постепенно привыкает и начинает общаться. А если взрослый (как свекровь героини) — обижается, требует немедленного ответа, ребенок может закрыться. Более того, будет бояться и других «чужих».
По статистике больше всего этот страх беспокоит в возрасте год-полтора, а к двум-трем годам постепенно проходит. Малыш понимает, что общаться с другими взрослыми может быть интересно и полезно.
Нормальный страх может перерасти в «ненормальный», если взрослые ведут себя неправильно. Советы соседки по очереди вредны для малыша. Вполне возможно, что проблема не видна сейчас, но даст о себе знать в будущем.
Чтобы помочь дочери, героине нужно выяснить причину проблемы. Найти ее помогут ответы на следующие вопросы:
Перечислим самые распространенные причины страха:
Прошлый опыт ребенка. Этот страх появляется после конкретной ситуации. Может быть, ребенка напугал незнакомый человек, и теперь он боится повторения. В таком случае причина на поверхности, о ней легко догадаться. Важно объяснить ребенку, что произошло и что делать, если подобное вдруг повторится.
Например, малыша напугал клоун на дне рождения, и теперь он боится мужчин. Можно сочинить небольшую историю, как мальчик встретился с ярко одетым шумным клоуном. Мальчик испугался, спрятался на руках у мамы. Но потом увидел, что артист раздает мороженое, пускает мыльные пузыри, всем весело, а вовсе не страшно, и пошел играть к ребятам. Пусть ребенок нарисует картинки к вашей истории или устроит настоящее театральное представление, используя любимые игрушки.
Особенности ребенка, данные от природы. Еще одна причина, почему ребенок боится чужих людей, — особенности ребенка. В этом случае ребенок всегда ведет себя с чужими одинаково. Страх появился, как только малыш научился отличать чужих. С возрастом становится чуть легче, но проблема не исчезает.
Поразмышляйте, какой он — ваш малыш? Кто-то болтает без умолку, а кто-то с достоинством и по делу. Один легко меняет партнеров по игре, другой строит прочные отношения. Один прячется от незнакомых, другой готов уйти с первым встречным.
Увы, мы не в силах изменить данное природой, но можем недостаток превратить в достоинство. Боязливые дети часто чувствительны. Они видят в мире то, что другой сверстник и не заметит. Например, не будет общаться с гостем из-за едва уловимого неприятного аромата. Родителям нужно внимательно относиться к таким «причудам» детей. Не ругать, а постараться понять. Учить, на что действительно следует обращать внимание, а на что нет.
Одни дети изучают новое сами, другие — наблюдая за другими. Дети первого типа легко начинают играть в новой компании, но правила часто узнают лишь случайно нарушив их. Вторые сначала наблюдают, кто какой, что здесь разрешено, а что — запрещено. И потом играют уже по правилам. Обе стратегии имеют свои плюсы и минусы. Но взрослые часто не дают маленьким «зрителям» вдоволь насмотреться. Тогда они входят в игру внутренне не готовые, и это может спровоцировать страх. Родителям нужно дать малышу время освоиться.
Ситуация в семье. Страх то усиливается, то ослабевает, в зависимости от происходящего между родственниками. Эта причина скорее всего привела к страху у девочки Маши.
Вряд ли это первая стычка мамы со свекровью. Родственники мужа лезут куда не просят. Чтобы противостоять им, мама закрывается от всех и мало выходит «в свет» с ребенком. Вот дочь и боится новых людей.
Общие советы тут не работают, потому что у каждого конкретного ребенка своя причина. Выявить ее бывает непросто. Во-первых, родители вовлечены в ситуацию, поэтому им сложно увидеть происходящее со стороны. Во-вторых, причин, почему ребенок боится чужих людей, обычно несколько. Одно «накладывается» на другое, сложно разобраться, с чего же начать. Грамотный психолог подскажет родителям, почему ребенок боится, и научит общаться с чужими.
Что нельзя делать, если ребенок боится других людей
Недопустимо наказывать ребенка за то, что он плачет и прячется — ведь малыш не хочет «насолить взрослому». Он хочет общаться и радовать маму. Он не специально, он по-другому не может. Поэтому наказывать его не за что.
Некоторые могут, как Ваня, вести себя хорошо, опасаясь наказания. Но в этом случае проблема «уйдет внутрь»: ребенок будет капризничать без повода, грызть ногти, часто болеть, плохо спать. Не все родители поймут, что эти неприятности появились из-за «задавленного» страха. Большинство детей от насилия взрослых начинают бояться еще больше и вести себя еще хуже.
Относитесь к «плохому» поведению спокойно, а за маленькие шаги в борьбе со страхом хвалите. Плакал, а потом затих на секунду: «О, как я рада тишине!». Повернулся, чтобы рассмотреть незнакомца: «Ура! Как приятно дяде видеть твои глазки!». Дети стремятся повторить то, что радует взрослых. Используйте эту особенность.
Когда дети боятся чужих людей, не стоит их стыдить, называть трусом, говорить: «Это совсем не страшно». К страху прибавляется вина, с двумя чувствами справиться еще сложнее. Взрослому, который любит стыдить, ребенок перестает рассказывать о проблемах. Он старается решить все сам, опасаясь получить очередную «порцию» нравоучений.
Если с повзрослевшим Ваней случится что-то действительно страшное, например, его будут травить или вымогать у него деньги, мама не узнает об этом и не сможет помочь. Важно донести до ребенка, что иногда боятся все, даже взрослые. Смелый человек отличается от труса тем, что может признать проблему и перебороть страх.
Не стоит силой заставлять общаться с незнакомыми, а тем более оставлять с тем, кого ребенок боится. Проявите доброжелательность к чужому, дайте ребенку время присмотреться. Дождитесь, пока малыш сам пойдет на контакт. Полезно рассказать незнакомцу об особенностях ребенка. Начните с комплимента, чтобы расположить к себе собеседника, а затем попросите подождать, пока чадо освоится. Мама Аня могла бы ответить свекрови следующее: «Благодарю вас за внимание к воспитанию нашего ребенка. Вы, наверное, знаете, что память у детей короткая. Подождите чуть-чуть, она освоится и начнет общаться с вами, а пока прошу к столу».
Когда лучше обратиться за помощью
В случае мамы Ани страх нарушает всю жизнь семьи и становится все сильней. Это ненормально, само не исчезнет. Дочери нужна помощь специалиста.
К психологу нужно обратиться в следующих случаях:
Подведем итоги. Если ребенок боится чужих людей, родителю нужно:
А вы, уважаемые читатели, как думаете, что делать маме Ане?
Почему дети видят то, что не видят взрослые
Малыши могут видеть то, его не видят взрослые – мы можем наблюдать, как они кому-то улыбаются или машут рукой за нашими спинами, а может пугаются, поскольку там стоит страшная тетя или злобный дядя. Но родители говорят – их там нет, поскольку мы их не видим, и малыш верит их авторитету. Но все равно страшные люди не уходят, и дети их видят, но ведь надо делать вид – их там нет. И спустя время они действительно перестают их видеть – так работает система внушения.
Малыши не обладают пока высокими навыками развития речи, и даже если он видит бабу ягу, он не скажет вам – вижу в углу старую, в темном, ниспадающем платье женщину преклонных лет со злобным лицом. Этого он не сможет сказать и только может пожаловаться на бабайку. Н бывает так, что малыши еще и говорить не умеют толком и могут смеяться, видя ангела или пугаться, от вида злобного старика.
Важно. Причины, по которым дети слышат и видят недоступное взрослым могут быть многогранны – как физиологические, так и психические, даже мистические.
Это и есть чистая правда, но каким именно образом у них это получается, а у взрослого – нет. Какие причины могу провоцировать такие видения?
Постараемся разобрать
В глубине свое памяти они помнят все свои воспоминания, потому уже повзрослев, мы знаем, как могут выглядеть ангелы и демоны. Мы их потом видим на картине, но откуда они к нам приходят – с самого раннего детства.
И если ребенок видит или слышит нечто – это в большинстве своем правда, но если малыш, взрослея, сохраняют способность видеть потусторонние миры и слышать духов, то из них выходят великие художники и музыканты, поэты и писатели, и настоящие ясновидящие. Но таковых просто мало, и потому они так уникальны.
Когда дети видят то, чего не видят взрослые
Элейн Латрум очень не нравилась по ночам дверь ее спальни.
«Сколько я себя помню, мне всегда было очень некомфортно спать лицом к этой двери, поэтому всегда предпочитала спать, повернувшись к двери спиной. Потом я поняла, что там было что-то, что постоянно наблюдало за мной».
Когда Элейн было 6 лет, ее семья жила в доме в Канзас-Сити, штат Миссури, и днем девочка чувствовала себя в комнате вполне нормально. Но ночью все менялось.
«Я помню, как однажды проснулась посредине ночи с жутким чувством. Это был не совсем страх, но было что-то, от чего чувствовалась тревога во всем теле и были мурашки. И я не хотела смотреть на дверь, потому, что там в дверном проеме стоял он».
Он был маленьким мальчиком примерно того же возраста, что и Элейн, с темными волосами и старинным пенсне на глазу. Он смотрел на девочку с порога, а потом он подошел к ней и сел на конец кровати.
«Я не помню, говорил ли он со мной, но я не хотела с ним разговаривать. Я просто послушалась своего инстинкта и отвернулась к стене, а потом быстро заснула».
Днем Элейн рассказала об увиденном своей маме и та сказала ей, что может быть это к ней приходил ее дедушка. Но Элейн думает, что это был кто-то другой, то, чего там быть не должно. И она видела его очень реально, как обычного человека, а не как воображаемого друга.
Многие говорят, что маленькие дети могут видеть вещи, которые не видят взрослые. Говорят, что детям доступен так называемый иной мир, откуда приходят призраки, невидимые друзья и маленькие сказочные человечки. Нередко можно услышать как ребенок с интересом смотрит туда, где вроде бы пустое место, но ребенок смотрит так, словно он видит там что-то реальное.
И никто не знает, что это такое, ведь сами дети с трудом рассказывают о таких вещах, а когда они вырастают, то многое из своего детства просто забывают и конечно же уже не могут видеть мир духов.
Диана Дэвис в детстве жила в Пенсильвании, и когда она гостила в доме ее тети, то во дворе однажды вечером она заметила, что кто-то стоит рядом. «Мне тогда было года три и оно выглядело как тень человека. Оно с любопытством смотрело на меня, как я играла».
Вся семья девочки в тот вечер была в доме и она была во дворе одна. Темная фигура подошла к ребенку ближе, но когда девочка глянула на него, существо словно напугалось ее и стало уходить и тогда девочка заговорила с ним «Стой, стой, ты кто? Ты хочешь играть?».
В 2000-х Ким и Майк Смитмейер получили стабильную работу на заводе моторов Форд, купили дом в соседнем городе Либерти, штат Миссури, а в 2003 году них родились близнецы Дэн и Рэнди. Жизнь семьи была спокойной и счастливой. Но все изменилось, когда что-то страшное вошло в их жизнь и это было связано с их ребенком.
Но ребенок ей ничего не сказал, однако продолжал внимательно смотреть на лестницу и его глаза двигались, словно он следил за кем-то, кто там был и двигался. Потом он повернулся к маме и сказал, что «Они ушли».
Ким быстро забыла этот инцидент, тем более что целых четыре года все снова было спокойно. Когда близнецам исполнилось по семь лет, поведение именно Дэна было таким тревожным, что у него диагностировали СДВГ (Синдром дефицита внимания и гиперактивности) и психологическое расстройство.
Дэн все чаще устраивал гневные истерики, он хулиганил и не слушался. Ким в качестве наказания отправляла его в комнату и спрашивала, почему он так плохо себя ведет. И однажды мальчик не выдержал и сказал «Я очень устал от голосов, которые говорят мне делать плохие вещи».
«Я была в полном ужасе. Потом Дэн сказал, что голоса рассказали ему, что это они убили Иисуса. Я не могла понять, откуда он всего этого нахватался, мы никогда не смотрели фильмы ужасов».
На следующий день Ким отвезла сына к психиатру и Дэн вел себя весь день как обычный нормальный и спокойный ребенок. На приеме было решено, что Дэну возможно понадобятся лекарства, если его состояние ухудшиться. На выходных Дэн был у бабушки и там все также было нормально. Но когда он вернулся в свой дом, все снова стало плохо.
«Он не мог оставаться в своей комнате и снова стал нервным, а потом он попросился спать вместе с со мной и сказал, что не хочет спать в своей кровати. Потом я хоть и чувствовала себя полной дурой, но я всерьез начала разговаривать с домом. Я говорила, чтобы они оставили нашу семью в покое, и особенно очень просила не пугать моих детей».
Кажется, что это сработало. По крайней мере история Ким и ее близнецов на этом заканчивается.
Истории рассказаны Джейсоном Оффутом, исследователем паранормальных явлений, выпустившим несколько книг об аномалиях штата Миссури.
Чего видят дети чего не видят взрослые
Полезные факты для родителей о развитии зрения у ребенка на разных возрастных этапах.
Бесплатные занятия с логопедом
Ваш ребенок только что появился на свет. Его маленькие глазки, которые оглядываются вокруг – это самое прекрасное, что вы видели. Вы не знаете, что в этот момент видит ребенок и отличается ли чем-то его зрение от зрения взрослого человека. Поскольку этот вопрос интересует многих молодых родителей, попытаемся в нем разобраться.
Хотя при рождении зрение ребенка еще не полностью развито, он уже различает цвета. Его зрение развиваеется постепенно, этап за этапом.
Когда у детей развивается зрение?
К концу девятого месяца зрение ребенка такое же развитое, как у взрослого. Окончательно оно формируется к концу первого года жизни. В этот период малыша сильно привлекают яркие контрастные цвета.
Глаза ребенка готовы правильно воспринимать окружающий мир уже с рождения, но его мозг еще не готов обрабатывать и интерпретировать такую сложную информацию. Младенцы могут различать цвета при рождении, но на элементарном уровне. Их способность воспринимать различные оттенки цветов ограничены.
Только пройдя ряд этапов развития зрения, ребенок сможет увидеть окружающий мир во всех цветах и оттенках. Рассмотрим подробнее эти этапы, длящиеся в течение первого года жизни ребенка.
Развитие зрения у ребенка
Выделяют такие этапы развития зрения:
Зрение новорожденного ребенка: что нужно знать родителям
1. Развитие глаз. На 22-м дне беременности глаза представляют собой две маленькие борозды на эмбрионе. На этом месте формируется зрительный нерв, а впоследствии – глаза.
2. Проверка на врожденные нарушения зрения. В момент рождения ребенка врач проверяет наличие врожденных нарушений зрения, которые могли возникнуть еще в утробе матери. Врач может вводить новорожденному глазные капли, чтобы препятствовать развитию глазных инфекций.
3. Как видят новорожденные. При рождении ребенок может видеть предметы только в черно-белом спектре и в оттенках серого. Это связано с тем, что нервные клетки мозга и органов зрения еще не развиты.
4. Неспособность фокусироваться. Новорожденный ребенок не может перемещать взгляд с одного предмета на другой и фокусироваться на объектах, находящихся на расстоянии 15–20 см от лица.
5. Дальнозоркость и близорукость. У новорожденных детей могут возникать дальнозоркость или близорукость. Из-за таких дефектов зрения взрослые вынуждены носить очки. Но у младенцев они не вызывают безпокойства. Дефекты зрения могут возникать из-за того, что у детей недостаточно развита сетчатка. Поэтому со временем они уменьшаются. Также вы можете заметить, что ребенок реагирует на яркий свет, моргая или закрывая глаза.
9 фактов о развитии зрения до двух месяцев
1. Какие цвета ребенок видит с рождения? При рождении ребенок может видеть все цвета, но неизвестно, какие из них он видит четче, чем остальные. Исследования показали, что дети с рождения могут различать основные цвета (красный, синий, зеленый). Некоторые дети демонстрируют предпочтение какому-то одному цвету. Однако в этом возрасте дети еще не могут различать похожие цвета (например, красный и оранжевый). Это означает, что ребенок распознает цвета, но не различает оттенки.
2. Отсутствие реакции. Ребенок может смотреть вам прямо в глаза, но его мозг еще не способен обрабатывать данные, полученные органами зрения, в полной мере. Поэтому не беспокойтесь, если вы улыбаетесь или подмигиваете малышу, а он никак на это не реагирует.
3. Расширенные зрачки. В течение первых двух недель зрачки у ребенка сужены, чтобы ограничить попадание света. Это связано с тем, что сетчатка глаз еще слишком чувствительна. Только после третьей недели зрачки ребенка начинают расширяться, чтобы в глаза попадало больше света. Через несколько недель вы заметите, что ребенок держит глаза открытыми в течение дольших промежутков времени.
4. Нечеткое зрение. В первый месяц жизни ребенок видит нечетко, как будто в тумане. Чтобы привлечь внимание ребенка, предметы должны быть большими и яркими.
5. Координация зрения и слуха. К концу первого месяца слух и зрение ребенка хорошо согласованы. Если вы, например, потрясете погремушкой, ребенок повернется лицом к источнику шума.
6. Развитие периферийного зрения. Ребенок в этом возрасте имеет хорошо развитое периферийное зрение и может фокусироваться на предметах, находящихся на расстоянии полутора метров от него.
7. Ребенок учится фокусироваться. Взгляд ребенка может казаться блуждающим. Это нормально, потому что он еще только учится фокусироваться на предметах.
8. Четкое восприятие цветов. К концу второго месяца ребенок учится различать оттенки. При этом он отдает предпочтение более ярким оттенкам. Вот почему детские игрушки обычно такие яркие.
9. Мама улыбается! Ребенок может интерпретировать улыбку на лице матери. В двухмесячном возрасте он улыбается в ответ. Это свидетельствует о том, что его зрение развито настолько, что теперь он может состредотачиваться на определенных объектах.
Зрение ребенка в 2–4 месяца
1. Ребенок лучше воспринимает пространство. В этом возрасте у ребенка развивается восприятие глубины и пространства. Это означает, что он может оценить, насколько далеко от него находится предмет, который он видит. Это происходит потому, что в этот период у ребенка лучше развита координация между органами зрения и головным мозгом.
2. Ребенок следит за перемещением предметов. Если поменять расположение предметов в поле зрения ребенка, он начнет искать их глазами. Также он вниматтельно наблюдает за любыми действиями, происходящими возле него. Потрясите перед ним погремушкой – и вы увидите, как он станет смотреть на нее, не отводя глаз.
3. Ребенок различает больше цветов. Количество цветов и оттенков, которые он может воспринимать в этом возрасте, значительно увеличивается.
4. «Я тебя вижу». К концу четвертого месяца ребенок лучше видит отдаленные предметы. Теперь, если он сядет возле окна, он увидит то, что происходит за окном, а не сфокусирует взгляд на стеклянной поверхности.
Развитие зрения в 4–8 месяцев
1. Разноцветный мир. В 5 месяцев ребенок уже хорошо видит цвета.
2. Ребенок различает лица. Ребенок лучше воспринимает глубину пространства и узнает знакомые объекты. Он узнает знакомые лица и предметы на расстоянии нескольких метров.
3. Постоянство объектов. Зрение ребенка становится все больше похожим на зрение взрослого человека. Он замечает мелкие детали и понимает то, что объекты постоянны и не могут исчезать. Поэтому, если вы спрячете игрушку, находящуюся перед ребенком, под одеяло, он будет понимать, что она где-то рядом.
Развитие зрения в 9–12 месяцев
1. Ребенок видит лучше. В этом возрасте ребенок уже видит практически так же, как и взрослые. У него уже полностью развито цветовое восприятие, а восприятие пространства значительно улучшается.
2. Цвет глаз. В этом возрасте цвет глаз у ребенка уже практически сформирован и остается таким на всю жизнь.
3. Ребенок может определять расстояние до объекта. Он способен различать близкие и дальние объекты, их цвета, узнавать знакомые лица и предметы.
4. Координация зрения и работы мышц. В возрасте одного года у ребенка значительно развивается координация, проявляющаяся в согласованном действии мышц и органов зрения. Ребенок может выглядеть слегка неуклюжим, но его координация все ще развивается.
Для правильного развития зрения у ребенка необходимо регулярно проходить медицинскую проверку. Также следует обращать внимание на проявление определенных симптомов, которые могут свидетельствовать о проблемах со зрением.
Признаки проблем со зрением
Родителям необходимо быть внимательными к любым отклонениям от нормального развития зрения. Обращайте внимание на следующие симптомы:
1. Красные или опухшие веки. Это может быть признаком инфекции или аллергии.
2. Слишком частые движения глазами. Зрительные мышцы ребенка еще развиваются. Поэтому ребенок может совершать частые движения глазами. Но если такие движения постоянны или чрезмерны, это может свидетельствовать о проблемах со зрением.
3. Сильная чувствительность к свету. Если ребенок закрывает глаза каждый раз, когда выходит на улицу в солнечную погоду, возможно, у него повышено внутриглазное давление или есть проблемы с сетчаткой.
4. Постоянно слезятся глаза. Слезные железы у ребенка еще формируются. Поэтому у него могут часто слезиться глаза или вообще не выделяться слезы.
5. Белые зрачки. Это может быть признаком различных болезней, от онкологических заболеваний до катаракты. Появление такого признака требует немедленного медицинского вмешательства.
Когда проводить ребенку медицинский осмотр?
Врачи рекомендуют регулярно показывать ребенка офтальмологу. Это поможет вовремя распознать и вылечить ряд заболеваний.
1. Катаракта. Хрусталик глаза у новорожденных чист, как и у взрослых. Но в некоторых случаях в нем может быть помутнение, которое называется катарактой. Педиатр обычно замечает катаракту во время осмотра сразу после рождения или через несколько недель. Катаракта у новорожденных, как и у взрослых, может быть исправлена хирургическим путем.
2. Перекрытые слезные протоки. Иногда дети могут рождаться с перекрытыми слезными каналами. Это может вызвать отек и покраснение вокруг век. Младенцы имеют слабую иммунную систему, и воспаленный слезный канал может стать благоприятной средой для размножения бактерий. Лечение антибиотиками поможет избежать риска потери зрения.
3. Амблиопия, или «синдром ленивого глаза». Ребенок иногда может использовать для зрения только один глаз и из-за этого терять способность видеть другим глазом. Причины амблиопии могут быть разными, часто это расстройство возникает из-за отсутствия координации между полушарием мозга и противоположным глазом. Амблиопию очень трудно обнаружить в раннем возрасте, поскольку оба глаза выглядят совершенно здоровыми. Регулярная проверка зрения может помочь в диагностике этого расстройства.
4. Косоглазие. В первые 4 месяца вам может казаться, что движения глаз ребенка не скоординированы и каждый глаз движется самостоятельно. Начиная с пятого месяца, глазные мышцы координируют движения глаз. Если вы наблюдаете у ребенка несогласованные движения глаз даже в шесть месяцев, возможно, у него развилось косоглазие. Это расстройство можно обнаружить во время осмотра у офтальмолога. Но, если вы сами заметите у ребенка такие симптомы, вам следует обратиться к врачу.
5. Ретинопатия. Это повреждение сетчатки, которое встречается у детей, которые родились преждевременно. Ретинопатия развивается из-за того, что у ребенка не сформированы кровеносные сосуды сетчатки или сформированы неправильно. Ретинопатию легко обнаружить во время медицинского осмотра.
6. Птоз. Эта аномалия заключается в том, что движения век ребенка сдерживаются мышцами, и из-за этого веки остаются неподвижными. Иногда дети рождаются с недоразвитыми мышцами век, и из-за этого веко невольно оказывается опущенным. Это состояние и называется птозом. Сам птоз не несет никакой угрозы здоровью, но может приводить к развитию амблиопии. К счастью, птоз легко поддается хирургическому лечению.
Как помочь ребенку развить зрение
Чтобы развить зрение ребенка на различных этапах его жизни, придерживайтесь следующих рекомендаций.
До 2-х месяцев
2–4 месяца
4–8 месяцев
9–12 месяцев