Чем заменить палочки кюизенера
Мастер-класс «Палочки Кюизенера»
Оксана Позднякова
Мастер-класс «Палочки Кюизенера»
Мастер- класс «Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста с помощью палочек Кюизенера«
Сегодня я хочу представить Вашему вниманию мастер класс по теме: «Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста с помощью палочек Кюизенера».
-Всем известно, что у детей, а особенно у дошкольников самая лучшая форма обучения, это обучение с помощью игры. Ребёнку кажется, что он просто развлекается, но на самом деле, у него тренируется воображение, мышление и он развивает свои творческие способности.
-Все уже играли, на своих занятиях математики. И сегодня мы с вами этим и займёмся.
-Давайте представим себя волшебниками. У Вас на столах лежат прямоугольные листы бумаги. Вам нужно будет на одинаковом расстоянии, сверху, вниз, нарисовать восемь вертикальных полос. Теперь, этот прямоугольник, надо будет разрезать по диагонали от первой линии по восьмую линию. И у Вас получатся две разрезанные детали.
-А теперь давайте помашем этими листочками вправо, влево. Давайте подуем на них.
-А сейчас давайте соединим эти части и немножечко их сдвинем. Наложим верхнюю, на нижнюю. Полос должно получиться семь.
-Почему так получилось?
-Потому, что мы их немножечко сдвинули, вниз.
-Когда ребёнок, придя домой из детского сада, повторит, этот фокус дома, своим родителям. Он почувствует себя настоящим волшебником.
Наш детский сад с недавних пор стал применять в работе цветные палочки Кюизенера. Это Бельгийский математик Джордж Кюизенер, который проработал во 2 половине 20 века. Он работал простым учителем математики и создал уникальный дидактический материал «Формирование математических способностей у школьников дошкольников. В 1952 году вышла книга «Числа и цвета». Главная отличительная особенность Кюизенера в том, что ребёнок осваивает простые математические понятия в игре. Поэтому математика будет у него осоциироваться с простыми увлекательными занятиями. Сам автор рекомендовал проводить свои занятия с детьми от 1 года, но не редко подчёркивал, что его разработка будет интересна, как детям дошкольникам, так и школьникам 8-9 лет.
Работа с цветными палочками оказывает положительные влияния на развитие мелкой моторики, памяти, внимания, усидчивости. Вызывают конструкторские и комбинаторские способности. При этом палочки Кюизенера можно использовать и как самостоятельного обучения, и как дополнительный материал к основной методике раннего развития.
Цветные числа дают решать следующие задачи:
-Формируем понятие числовой последовательности, состава числа.
-Делим целое на части и измеряем объекты условными мерками.
-Складываем, вычитаем, умножаем и делим.
-Развиваем психические процессы.
-Развиваем познавательную активность.
И так, что же представляют, из себя цветные палочки Кюизенера.
-Вы, теперь коллеги можете открыть свои коробочки, которые лежат перед Вами.
-Посмотрите, пожалуйста, это набор цветных, счётных палочек. Они отличаются по цвету и размеру. Палочки одной длины, выполнены в одном цвете. И отображают определённое число.
-Чем больше длина палочки, тем больше числовое значение, которое оно выражает. Всё очень просто.
Эти палочкипредставляют следующие классы чисел:
-Палочки 2, 4, 8 образуют «красную семью»
-Палочки 3,6,9 образуют «синюю семью»
-В «семейство красных» входят числа кратные двум
Комплект состоит из 116 пластмассовых палочек, 10 разных цветов и разной длины. Наименьшая палочка имеет длину 1 см., и является кубиком. Цифры от 1до 10, знаки действий, знаки отношений.
В состав комплекта входят:
-Давайте с Вами разберём. Самая маленькая палочка, в этом наборе, это белая. И она обозначает число 1. Дальше идёт чуть, побольше по величине, розовая палочка. Это 2 белых палочки. Число 2. Затем голубая. Это 3 белых палочки. Это число 3 и т. д.
-И самая большая палочка в нашем наборе, оранжевая. Это 10 белых, маленьких. Это число 10.
Близкие по цвету палочки объединяются в одно семейство.
Работу с палочками надо проводить в 2 этапа.
На 1 этапе- мы работаем с малышами. Здесь малыши играют, как с обыкновенными КУБИКАМИ. ОЧЕНЬ ВАЖНО НА 1 ЭТАПЕ ПОЗНАКОМИТЬСЯ, ПОТРОГАТЬ ИХ. ОБЪЯСНИТЬ ДЕТЯМ, КАКОЙ ОНИ ДЛИНЫ, КАКОГО РАЗМЕРА, ЦВЕТА.
МОЖНО ПРОВЕСТИ ПРОСТЫЕ ИГРЫ.НАПРИМЕР:
-ПОКАЖИ ПАЛОЧКУ СИНЕГО ЦВЕТА.
-ПОКАЖИ ПАЛОЧКУ ЖЁЛТОГО ЦВЕТА.
-ТАК ЖЕ МЛАДШИЙ ВОЗРАСТ МОЖНО ПОДВЕСТИ, ВОТ К ТАКОЙ ИГРЕ.
-ПОКАЖИТЕ ПРАВУЮ ЛАДОШКУ. ВОЗЬМИТЕ ИЗ КОРОБОЧКИ СТОЛЬКО ПАЛОЧЕК, СКОЛЬКО У ВАС ПОМЕСТИТСЯ В ЛАДОШКЕ.
-СКАЖИТЕ, КАКИЕ ПАЛОЧКИ ВЫ ВЗЯЛИ, ПО ЦВЕТУ. (НАЗЫВАЮТ ЦВЕТА).НАПРИМЕР: КРАСНУЮ, СИНЮЮ И Т. Д.
-ВЫЛОЖИТЕ 1 БУКВУ СВОЕГО ИМЕНИ.
-ВОТ ТАКИЕ ПРОСТЫЕ ИГРЫ МОЖНО ПРОВЕСТИ В МЛАДШЕМ ВОЗРАСТЕ.
«КУКЛА МАША ВЪЕХАЛА В НОВЫЙ ДОМ. НО У НЕЁ НЕТ МЕБЕЛИ. МЫ МОЖЕМ ПОМОЧЬ НАШЕЙ КУКЛЕ?
-ЧЕМ МЫ МОЖЕМ ПОМОЧЬ?
-МЫ МОЖЕМ ПОСТРОИТЬ ЕЙ МЕБЕЛЬ.
-СТОЛЫ, ШКАФЫ, КРОВАТЬ И Т. Д.
ДЛЯ РАБОТЫ В МЛАДШЕМ ВОЗРАСТЕ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ СПЕЦИАЛЬНЫЕ АЛЬБОМЫ «ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ИГРАТЬ». МЫ ЗАПЛАНИРОВАЛИ ПРИОБРЕСТИ ИХ, В БЛИЖАЙШЕЕ ВРЕМЯ.
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ФОРМИРУЮТСЯ ПЕРВЫЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ. КАК ЖЕ МЫ ИХ ФОРМИРУЕМ?
-РАССМАТРИВАЕМ НАШИ ПАЛОЧКИ. И ОБЪЯСНЯЕМ ДЕТЯМ, ЧТО ЭТО ЧЕТЫРЁХГРАННИК. ТАК ЖЕ ОБЪЯСНЯЕМ, ЧТО САМА ПАЛОЧКА 1- БЕЛАЯ, ЗАТЕМ 2 –РОЗОВАЯ, СЛЕДУЮЩАЯ 3- ГОЛУБАЯ И Т. Д.
-САМАЯ РАСПРОСТРАНЕННАЯ ИГРА В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ. ЭТО ЛЕСЕНКА.
-Т. Е. ОБЪЯСНЯЕМ ДЕТЯМ. ВОЗЬМИТЕ САМУЮ МАЛЕНЬКУЮ ПАЛОЧКУ. ПОЛОЖИТЕ ПЕРЕД СОБОЙ. ЗАТЕМ ВОЗЬМИТЕ ПАЛОЧКУ ПОБОЛЬГЕ, ПОТОМ ЕЩЁ БОЛЬШЕ, ЕЩЁ И ЕЩЁ. И ТАКИМ ОБРАЗОМ У ВАС ВЫСТРАИВАЕТСЯ, ЛЕСЕНКА. ЛЕСЕНКУ МОЖНО ПОСТРОИТЬ ГОРИЗОНТАЛЬНО И ВЕРТИКАЛЬНО.
-ЗДЕСЬ ИЗУЧАЕТСЯ И ДЛИНА, И ВЫСОТА, И ЦВЕТ.
-ТАК ЖЕ МОЖНО ПРЕДЛОЖИТЬ ДЕТЯМ, ПРОЙТИСЬ ПО ЛЕСЕНКЕ ПАЛЬЧИКАМИ.
НАПРИМЕР, ЗАКРЕПИТЬ ЦВЕТА (БЕЛЫЙ, РОЗОВЫЙ, ГОЛУБОЙ И Т. Д.)
-МОЖНО ПОСЧИТАТЬ 1,2,3,И Т. Д.
-ЗАКРЕПЛЯЕМ ВЕСЬ ЧИСЛОВОЙ РЯД ОТ 1 ДО 10. И ОБРАТНО.
СЛЕДУЮЩАЯ ИГРА «ЗНАКОМСТВО С СОСТАВОМ ЧИСЛА»
ПРИ ПОМОЩИ ПАЛОЧЕК РАЗЛОЖИТЬ ЧИСЛО 6 ПО СОСТАВУ.
СЛЕДУЮЩАЯ ИГРА НАЗЫВАЕТСЯ «ИГРА ДОМИК»
ПОДОБРАТЬ ПАЛОЧКИ В СООТВЕТСТВИИ С ЦВЕТОМ КРЫШИ И НАПИСАННОЙ НА НЕЙ ЦИФРОЙ И ПОСТРОИТЬ ИЗ НИХ ЗАБОР.
-МОЖНО ПРОВЕСТИ ЕЩЁ 1 ИГРУ.
-ВЗЯТЬ БЕЛУЮ ПАЛОЧКУ, НАЛОЖИТЬ НА ФИОЛЕТОВУЮ.
-СКОЛЬКО БЕЛЫХ ПАЛОЧЕК ПОМЕСТИТСЯ, НА ФИОЛЕТОВОЙ? (6)
-А ТАК ЖЕ МОЖНО ВЫПОЛНИТЬ ПРОСТЫЕ ПРИМЕРЫ.
-КАК МЫ ЭТО МОЖЕМ СДЕЛАТЬ?
-ВОЗЬМИТЕ ПАЛОЧКУ ЖЁЛТОГО ЦВЕТА, ЭТО ЧИСЛО 5. И ПАЛОЧКУ КРАСНОГО ЦВЕТА, ЭТО ЧИСЛО 4. НУЖНО ИХ СОЕДИНИТЬ МЕЖДУ СОБОЙ И ПОЛОЖИТЬ РЯДОМ ПАЛОЧКУ, КОТОРАЯ СООТВЕТСТВУЕТ ИХ ДЛИНЕ.
-ЭТО КАКАЯ ПАЛОЧКА?
-И Я ЕЩЁ ХОЧУ СКАЗАТЬ, ЧТО ПАЛОЧКИ МОЖНО ИЗГОТОВИТЬ СВОИМИ РУКАМИ. ОНИ БУДУТ НЕ ОБЪЁМНЫМИ, А ПЛОСКИМИ. ИЗ ДВУХСТОРОННЕГО КАРТОНА (ЦВЕТНОГО)
-ХОТЕЛОСЬ БЫ СКАЗАТЬ ПРАВИЛА, ПРИ РАБОТЕ С ЦВЕТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ:
-СНАЧАЛО ПРОВОДИТСЯ РАБОТА НА НАГЛЯДНОМ МАТЕРИАЛЕ.
-РАБОТАЕМ ТОЛЬКО ЗА СТОЛОМ.
-ВСЕГДА СТАВИМ ЦЕЛЬ: ЗАЧЕМ ЭТО ВЫПОЛНЯЕМ (НАЙТИ СХОДСТВО, РАЗЛИЧИЕ, ПОСЧИТАТЬ)
ВКОНЦЕ МАСТЕР-КЛАССА ХОТЕЛА БЫ СПРОСИТЬ ВАС. ЕСЛИ ДАННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ВАС ЗАИНТЕРЕСОВАЛА, И ВЫ БУДЕТЕ ПО НЕЙ РАБОТАТЬ ПОДНЕМИТЕ – ОРАНЖЕВУЮ ПАЛОЧКУ.
ЕСЛИ ТЕХНОЛОГИЯ ВАС ЗАИНТЕРЕСОВАЛА, НО РАБОТАТЬ ВЫ ПО НЕЙ НЕ БУДЕТЕ- ПОДНИМИТЕ ЖЁЛТУЮ ПАЛОЧКУ.
Я СЧИТАЮ, ЧТО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПАЛОЧЕК КЮИЗЕНЕРА В СОВМЕСТНОЙ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ВКЛЮЧЕНИЕ В УЧЕБНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС СОВЕРШЕНСТВУЕТ ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ, ПОВЫШАЕТ ИНТЕРЕС ДЕТЕЙ К ЗАНЯТИЯМ МАТЕМАТИКОЙ, А ТАК ЖЕ СПОСОБСТВУЕТ РАЗВИТИЮ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ.
БОЛЬШОЕ СПАСИБО, ВАМ ДОРОГИЕ КОЛЛЕГИ.
Палочки Кюизенера — разноцветный мир числа Во всем мире широко известен дидактический материал, разработанный бельгийским математиком Джорджем Кюизенером. Он предназначен для обучения.
Развитие познавательных процессов и элементарных математических представлений с использованием методики «Палочки Кюизенера» Как известно, дети с особенностями развития лучше усваивают материал преподнесенный им в игровой форме. Исходя из этого необходимо преподнести.
Пособие «Счетные палочки «Лесенка» по принципу палочек Кюизенера» Уважаемые коллеги. Хочу поделиться с вами собственной методической разработкой по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста «Счетные.
Палочки Кюизенера как средство формирования у старших дошкольников математических понятий «Палочки Кюизенера как средство формирования у старших дошкольников математических понятий» «Без игры нет, и не может быть, полноценного.
Палочки Кюизенера в коррекционной работе с детьми с ОНР Палочки Кюизенера в коррекционной работе с детьми с ОНРВ условиях социальных перемен государственно-общественной системы дошкольного образования,.
Палочки Кюизенера как средство развития логики в дошкольном возрасте апка по самообразованию Тема: «Перспективный план работы 2016-2017 г. г. Месяц Изучение материала Сентябрь Изучение литературы по теме.
Педагогический опыт «ФЭМП у дошкольников с помощью развивающей технологии «Цветные палочки Д. Кюизенера» Педагогический опыт «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с помощью развивающей технологии «Цветные палочки.
Проект «Палочки Кюизенера» Проект: «Волшебные палочки Кюизенера» Тип проекта познавательно- творческий проект Срок проекта: долгосрочный. С 15.09.18 по30.05.19г Участники.
Проект по работе с палочками Кюизенера «Волшебные палочки» для старшей группы Проект с палочками Кюйзенера для старшей группы «Волшебные палочки» г. Каменск – Уральский Актуальность проекта Математика входит в жизнь.
Методика Кюизенера: волшебные палочки
Рада приветствовать вас, дорогие читатели!
Раннее развитие все больше и больше набирает обороты. И многие родители стараются как можно больше узнать информации о различных системах и методиках, которые помогут им в этом и правильно делают. Ведь, как известно, клетки мозга человека до 3 лет формируется уже на 70 %, и раннее развитие непременно должно присутствовать в жизни ребенка.
Итак, волшебные палочки Кюизенера описание методики, что за диковина такая, как при их помощи развиваться и что развивать?
Об авторе
Начнем издалека, Джордж Кюизенер (годы жизни 1891-1976 гг.) — Бельгийский педагог. Долгое время благотворно работал учителем в начальных классах. Работая с детьми стал постепенно разрабатывать и внедрять свою методику обучения деток математическим способностям.
Кюизенер был сторонник того, что ребенок намного легче усваивает обучающий материал, если он перед глазами ребенка, как наглядное пособие. А еще лучше, если его можно потрогать и провести какие-то манипуляции, например поиграть.
Здесь и родилась идея, а потом и внедрение ее в жизнь в виде одноименных палочек, которые он сам придумал опираясь на идеи Марии Монтессори и Фридриха Фребеля.
Так же Кюизенер является автором книги в которой подробно описана данная методика «Числа и цвета», или как их называл сам автор «числа в цвете». В книге приведены разнообразные интересные обучающие игры и упражнения, благодаря которым ребенок в ходе игры сначала под присмотром и помощью взрослого, а затем и самостоятельной работы постигает абстрактное понятие числа, его формирование из других чисел. Так ребенок начинает учиться считать.
На английском языке палочки называются по-разному, в России же распространено название, как «цветные счетные палочки Кюизенера».
Суть методики
Идея одновременно проста и интересна. Детки прекрасно с палочками играют и параллельно осваивают полезные навыки, нежели скучное и нудное заучивание. В дальнейшем ребенку будет интересно заниматься математикой.
По мере внедрения и использования палочек их цвета были немного изменены. Но смысл от этого не изменился.
Палочки Кюизенера — что это такое?
Цветные счетные палочки используются как дидактический материал для обучения детишек основам математики. Палочки имеют разную длину: от 1 см до 10 см и разный цвет. Могут быть изготовлены из дерева или пластмассы.
белый квадрат — число 1
розовая палочка — число 2
голубая – число 3
красная – число 4
жёлтая – число 5
фиолетовая – число 6
чёрная – число 7
бордовая – число 8
синяя – число 9
оранжевая – число 10
Палочки имеют свои определенные цвета и не случайно. В наборах разных производителей цвета могут иметь разные цветовые оттенки, но смысл не изменится.
Например, вся красная группа (семья) кратна двум, все зеленые палочки кратны трем, желтые кратны пяти. Маленький белый кубик — это целое число, так как по длине может укладываться в любую другую палочку. Каждая палочка — это число, которое имеет цвет и конкретную величину.
Плюсы и минусы методики
Регулярное занятие по палочкам Кюизинера поможет вашему малышу раньше других карапузиков развить творческо — интеллектуальную жилку. Поможет малышу лучше концентрироваться и сосредотачиваться, быть более внимательным.
На занятиях задействована мелкая моторика и воображение, конструктивное мышление. Ваш малыш будет понимать и ориентироваться в основных математических понятиях, будет легко решать простые примеры на сложение и вычитание.
Но является отличным дополнением и прекрасным полезным, интересным времяпровождением для ребенка. и не вступает в конфликт ни с одной из известных методик развития. Может быть самостоятельно использоваться как дома, так и в дошкольных и школьных учреждениях, в чем и завоевала свою популярность.
Возрастные особенности
Палочки могут использоваться от 1 года до 7 лет, хотя на коробке указано: от трех лет. Вы наверное замечали, что на подобного рода играх всегда указывается возраст от трех лет, так как набор включает в себя мелкие детали.
На мой взгляд можно использовать от года. Хотя, смотрите по своему малышу: кого-то заинтересует, кого-то нет, но если купили и не понравилось ребенку, ничего страшного — полежит немного и все равно пригодится.
Для годовалых малышей, конечно же, это игровой материал. Не рекомендуется давать мелкие детали, либо пристально наблюдать за игрой, так как в этом возрасте детки все хотят попробовать на вкус.
Можно использовать соску, чтобы малыш не тащил палочки в рот. Развиваем мелкую моторику и тактильные ощущения, строим простые фигурки, можно по схемам или просто, все зависит от заинтересованности малыша.
Затем к трем годам уже свободно можно работать по схемам и брошюрам с заданиями, изучать цвета и строить из них геометрические фигуры и другие постройки.
Какие наиболее популярные пособия с упражнениями можно встретить
Как работать с палочками?
Ну вот пожалуй пока все. Надеюсь статья оказалась для вас полезной.
Пишите в комментариях, как играете с палочками с вашими детками.
Использование палочек Кюизенера для развития логического мышления дошкольников
Татьяна Заднепровская
Использование палочек Кюизенера для развития логического мышления дошкольников
Среди большого количества дидактических пособий для развития математических и творческих способностей палочкам Кюизенера нет равных. Автором палочек является бельгийский математик, именем которого они и были названы.
Джордж Кюизинер (1891-1976) разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. В 1952 году он опубликовал книгу «Числа и цвета», посвященную своему учебному пособию.
Методика работы палочками Х. Кюизенера
Палочки Кюизенера как дидактическое средство в полной мере соответствуют специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного.
• познакомить с понятием цвета (различать цвет, классифицировать по цвету).
• познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины (упражнять в сравнении предметов по высоте, длине, ширине).
• познакомить детей с последовательностью чисел натурального ряда.
• осваивать прямой и обратный счет.
• познакомить с составом числа (из единиц и двух меньших чисел).
• помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания.
• научить делить целое на части и измерять объекты.
• развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
• развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже и т. д.).
• развивать логическое мышление, внимание, память.
• воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
Размер, см Цвет Условное обозначение
Вместо брусочков можно использовать цветные полоски.
Деревянные или пластиковые палочки Кюизенера имеют длину от 1 до 10 см. Палочки одной длины окрашены в одинаковый цвет. Каждая палочка отображает определенное число в см, объединенные общим оттенком палочки образуют «семейства». Каждое «семейство» отображает кратность чисел, например, в «красное семейство» входят числа, которые делятся на 2, в «зеленое семейство» входят числа, которые делятся на 3, и т. д.
Как работать с палочками Кюизенера?
Существует множество вариантов упражнений для работы с палочками.Все задания можно распределить по блокам:
1. Задания на ознакомление с палочками.
• найди и покажи такую же палочку, как у меня;
• найди самую длину или короткую палочку;
• укажи из палочек каких цветов построен дом или дорога.
2. Задания на изучение цвета.
• построй квадрат из красных палочек, а затем из голубых, какой больше;
• выложи палочки по схеме: красная, желтая, красная, желтая;
• положите несколько палочек перед ребенком и через несколько секунд уберите одну, спросив, палочки какого цвета не хватает.
3. Задания на измерение.
• попросите ребенка найти любую палочку, короче синей, но длиннее желтой;
• из нескольких палочек нужно составить такую же по длине, как бордовая или синяя;
• с помощью любой палочки измеряйте длину карандаша, книги, ножку стола;
• с закрытыми глазами найди две одинаковые длинные, а затем и короткие палочки;
• постройте из палочек дорогу, заведомо пропуская палочки разного размера, и попросите ребенка заполнить пробелы.
4. Задания на построение.
• попросите ребенка построить предмет, используя шаблон.
5. Задания на состав числа.
• попросите ребенка найти большую палочку равную сумме двух маленьких.
6. Логические задания с палочками.
• расположи палочки так, чтобы белая была между красной и синей, а синяя рядом с черной.
Палочки интересны тем, что играть и продуктивно заниматься с ними смогут дети разного возраста, поэтому у европейских семей такие палочки давно стали лидерами среди развивающих игрушек.
Польза занятий с палочками Кюизенера.
Занятия с палочками Кюизенера должны происходить в виде волшебной игры, где ребенок это волшебник, который сможет из палочек создать любую картинку и фигурку.
Итак, если вашему ребенку исполнился один год, то вы уже с успехом можете начать занятия с этими волшебными палочками. Если вы думаете, что малыш пока ничего не поймет, далеко заблуждаетесь. Маленьким деткам точно так же, как и более взрослым интересны подобные игры. С помощью них они осваивают математические алгоритмы и учатся решать легкие задачки. Ведь палочки Кюизенера представляют собой множество, которое способно создавать математические ситуации.
Игры с палочками Кюизенера помогают ребенку понять, что любое число является результатом счета и измерения. Кроме того, после таких занятий дети уже осмысленно могут определить какое число меньше, а какое больше, понимают суть умножения, деления, прибавления и вычитания.
Палочки Кюизенеравыполняют роль наглядного материала, который заставляет работать детскую логику и вырабатывать навыки счета, измерений. А научившись понимать все это, у ребенка закладывается прочная основа для дальнейших математических достижений.
Занятия с палочками Кюизенера ускоряют процесс интеллектуально-творческого развития, помогают учиться фантазировать, тренируют память и наконец, развивают мелкую моторику пальцев. Нужно добавить, что цветными палочками с успехом пользуются даже педагоги в начальных классах и воспитатели в детских садах.
Игровые задачи цветных палочек
Счетные палочки Кюизенера являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет «через руки» ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и многое другое. Набор способствует развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей.
На начальном этапе занятий палочки Кюизенера используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу игр и занятий, знакомясь с цветами, размерами и формами.
На втором этапе палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.
Игры с палочками Кюизенера.
Вот несколько самых популярных заданий:
• Попросите ребенка показать вам палочку, цвет которой не будет красным и черным.
• Спросите какого цвета палочка короче синяя или красная, фиолетовая или черная.
• Пусть ребенок покажет вам две палочки одинакового цвета. Какая из этих палочек самая длинная?
• Предложите малышу сделать лесенку из палочек преимущественно бордового, оранжевого и фиолетового цветов. Затем усложните задачу – нужно вставить в готовую лесенку синюю и черную палочку.
• Пройдитесь пальцами по лесенке вверх, называя через ступеньку цвета палочек, а потом вниз, называя цвет уже каждой палочки.
•Второй вариант лесенки: ребенок должен собрать лесенку из всех палочек, начиная с белой и заканчивая оранжевой.
• Легкая игра «Назови число». Взрослый говорит любое число, а ребенок должен к нему найти подходящую палочку. Затем все наоборот. Взрослый сам выбирает палочку, а ребенок уже основываясь на ее длине называет число, к примеру, вы показываете голубую палочку, а ребенок отвечает 3. Чтобы малыш не запутался. Начните говорить числа по порядку от меньшего к большему, и чуть позже усложните задачу, называя цифры вразброс.
• Спросите ребенка, из каких палочек можно составить оранжевую или фиолетовую палочку. Позже можно разнообразить упражнение и попросить его составить только из трех палочек одну фиолетовую.
• Покажите ребенку дорожку длиной в 10 см. Пусть ребенок уложит на нее любые, по его мнению подходящие палочки.
• И наконец, дайте ему задание, чтобы он с помощью счетных палочек Кюизенера посчитал длину и ширину стола.
Палочки можно предлагать детям с трех лет для выполнения наиболее простых упражнений. Они могут использоваться во второй младшей, средней. Предлагаю детям упражнения в игровой форме. Это основной метод обучения, позволяющий наиболее эффективно использовать палочки. Занятия с палочками проводятся систематически, индивидуальные упражнения чередуются с коллективными.
В младшем возрасте проводятся упражнения в игровой форме.
• 1. Игра » Найди такую же».Цель: знакомство и закрепление знаний о цвете и длине.
•Например: покажите палочку такого же цвета как у меня. Покажите палочку синего цвета и попросите найти такую же.
• 2. Игра » Строим дорожки».Цель: учить группировать предметы по цвету и длине.
•Например: постройте дорожку из палочек красного цвета. Постройте дорожку из палочек голубого цвета. Какая дорожка длиннее? Какая короче? Постройте дорожку самостоятельно любого цвета.
• 3. Игра » Коврик для кошечки».Цель: Закрепление знаний о цвете и длине.
•Например: Найдите палочки жёлтого цвета, положите их рядом, одну под другую. У нас получился маленький коврик для кошечки.
• 4. Игра » Лесенка для зайки».Цель: осваивается последовательная зависимость палочек по длине.
• Мы по лесенке шагаем и ступеньки все считаем.
• Все ступеньки до одной знаем в лесенке цветной.
• 5. Игра » Поезд».Цель: закреплять умение различать цвета и соотношение длины.
• 6. Игра » Построим забор».Цель: закрепление умения выделять цвета и сравнивать по длине.
•Например: Спрячем собачку за забором. Палочки в заборе должны быть одного цвета и одинаковой высоты.
В играх с палочками, которые могут носить соревновательный характер, ребенку следует предоставлять возможность проявления самостоятельности в поиске решения или ответа на поставленный вопрос, учить выдвигать предположения и их проверять, осуществлять практические и мысленные пробы. Помощь ребенку
лучше оказывать в косвенной форме, предлагая подумать еще раз, но по-другому, попробовать выполнить задание, одобряя правильные действия и суждения детей.
Упражнения могут носить комплексный характер, позволяя решать одновременно несколько задач.Желательно в упражнении предусматривать перебор всех возможных вариантов решения задачи: составление «поездов» одинаковой длины из двух, трех, четырех и т. д. «вагонов», измерение одной и той же палочкой-меркой разных палочек, одинаковых палочек разными мерками-палочками, измерение простой и составной меркой (соответственно одной, а затем двумя такими же палочками) и т. д.
Подбор упражнений осуществляется с учетом возможностей детей, уровня их развития, интереса к решению интеллектуальных и практических задач. При отборе упражнений учитывается их взаимосвязь (наличие общих и постепенно усложняющихся элементов: способов действия, результатов) и сочетаемость с общей системой упражнений, проводимых с помощью других дидактических средств.
Сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация и сериация выступают не только как познавательные процессы, операции, умственные действия, но и как методические приемы, определяющие путь, по которому движется мысль ребенка при выполнении упражнений.
Для успешной работы с палочками Кюизенерапедагогу необходимо выполнять некоторые заповеди:
• поощрять все усилия ребёнка и само его стремление узнать новое;
• избегать отрицательных оценок результатов деятельности ребёнка;
• сравнивать результаты работы ребёнка только с его же собственными достижениями.
Из опыта работы по формированию сенсорных способностей детей 2–3 лет. Использование палочек Кюизенера Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов и их формы, цвета, величине,.
Мастер-класс по изготовлению дидактического материала для развития логического мышления у дошкольников Для изготовления нам понадобится: отрез однотонной ковровой дорожки, фетр (цветной) шаблоны из картона (геометрических фигур, клей.
Использование цветных палочек Кюизенера в работе с детьми В наше время многие родители подходят к проблеме воспитания и развития своего ребенка очень серьезно. Изучают педагогическую литературу,.
Конспект открытого занятия «Моделирование сказки «Волк и козлята» с помощью палочек Кюизенера как способ развития речи детей» Направления развития: познавательно-речевое, социально-личностное Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, чтение.
Методическая разработка «Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в работе с детьми дошкольного возраста». Использование в работе с детьми развивающих математических игр. Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. Поэтому.
Педагогический проект «Интеллектуальная игра как средство развития логического мышления у старших дошкольников» «В игре детей есть часто смысл глубокий». Иоганн Фридрих Шиллер. Аннотация Логическое мышление формируется на основе образного и является.
Развитие логического мышления на основе палочек Кюизенера и блоков Дьенеша Логическое мышление — это способность и умение производить простые логические действия самостоятельно. Развитие логического мышления у.
Развитие логического мышления посредством использования палочек Кюизенера И родители, и педагоги знают, что математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих.
Развитие логического мышления с помощью счётных палочек В последнее время педагоги и воспитатели все чаще отмечают у детей проблемы с построением логичных рассуждений, трудностями в анализе предметов.
Развивающие дидактические игры, как средство развития логического мышления детей. «Познание начинается с удивления». Аристотель. Развивающие дидактические игры, как средство развития логического мышления детей. Современный.