Чем заменить учебники в школе
Могут ли электронные книги заменить учебники
Последнее время часто приходилось слышать об инициативах по переходу к электронным книгам вместо учебников в школах. Беглый анализ новостей говорит о том, что у нас пока дальше слов дело не зашло, а вот на соседней Украине активно готовятся к внедрению ридеров вместо учебников.
Что может выйти из этого опыта и пригодится ли он нам?
Сейчас в пользу ридеров есть два аргумента: физический (вес меньше, таскать удобнее) и финансовый — электронная книга стоит дешевле, чем комплект бумажных за все 10 лет.
Пройдёмся по обоим тезисам.
Фактор веса
Действительно, один ебук весит примерно как один учебник, а школьникам на один учебный день приходится таскать с собой до 6-8 книг (малец, волокущий на себя ранец, в который легко поместился бы сам — обыденное явление).
Но весь смысл этого решения убивается его половинчатостью. Оно никак не тянет на фундаментальное изменение образа преподавания в школах, поскольку главный реальный минус бумажных изданий — неудобность работы с информацией — не решает.
С электронных страниц учебника придётся переписывать условия задачки или нужный абзац также, как и со страниц обычного. При этом возникают чисто технические ограничения: например, по исследованиям Amazon, возможности использования того же Kindle в учебном процессе весьма ограничены, т.к. электронные книги «не имеют достаточной гибкости, чтобы создать необходимый уровень вовлеченности в процесс обучения. В частности, не так легко перемещаться между страницами, документами, таблицами и графиками по сравнению с тем, как это происходит при использовании бумажных изданий». В принципе, это же касается и всех других ебуков.
Но дело даже не в технике. В конце концов, у электронных читалок останется своя ниша, ориентированная более на потребление информации, чем работу с ней, генерирование контента или общение. Чтение книг то же самое. Возможностей править текст для этого или делать небольшие пометки — вполне достаточно.
Но этого недостаточно для учебного процесса, основой которого как раз является работа с информацией, а не тупая зубрёжка прочитанного. Всевозможные рабочие тетради, ставшие популярными в школах уже в последнее десятилетие — из этой области. И электронная читалка в своих возможностях уступает даже им. Зато вокруг — огромный рынок планшетов, нетбуков и ноутбуков. И только естественный консерватизм образовательной системы пока сдерживает их вторжение в учебный процесс. Но таковое проникновение в обозримом будущем в той или иной форме — неизбежно. И тогда у электронных книг будут большие проблемы — по разным параметрам они уступают и книгам, и компьютерам. А значит, это решение заведомо промежуточное, создающее только лишний стресс и без того замученной реформами системе образования.
Нужно ли тратить время и силы на его внедрение? В государственном порядке, уверен, нет. В частном — да, возможно. На уровне отдельных школ или родителей. В конце концов, 10-летний (минимум) лаг между текущим моментом и радикальной информатизацией школьных занятий — небольшой период для целой системы — это как раз период школьного обучения конкретного ребёнка.
Финансовый фактор
Сторонники внедрения электронных читалок упирают на экономичность этого решения — мол, съел и купил разок книжку, залил комплект учебников на 10 лет вперёд — и учись.
порядок
Нереальность этой модели очевидна — а кто будет писать и на какие деньги издавать эти книжки? Снижение расходов на типографию и распространение не делает их бесплатными. Такой подход оправдан разве что для мхом покрытых учебников советского периода — оцифровал и раздавай кому хошь. И ладно, если это учебник математики. А физика, литература, история? Новые редакции, научные и образовательные методики — это целая отрасль, которая должна получать деньги за свою работу. Поэтому в случае с электронными учебниками оправданнее схема «магазина учебных приложений» — заходишь с планшета или даже ебука туда, и выбираешь учебное пособие — рекомендованное учителем или рейтингу скачиваний 🙂
При таких раскладах издательский бизнес мог бы дотировать электронные книги, как сотовые операторы, например — айфоны. Ведь, если подумать, выгода от этого может быть огромная: договориться со школами, а ещё лучше — с Минобразования, закупить партию самых простых читалок из Китая, раздать их в школы и зарабатывать на продаже учебников в электронном виде, сняв с себя кучу расходов по печати изданий и необходимость делиться прибылью с магазинами. Огромный (миллионы детей!) рынок с гарантированными продажами — всё равно все учатся по одним и тем же книгам одних и тех же издательств — открыт.
Выиграет от этого и потребитель, получив те же книги по меньшей цене + электронную читалку в подарок.
Но это, конечно, пока утопия. Издательский бизнес весьма консервативен и неповоротлив, как и учебная среда, которую они обслуживают. Но, если для образования консерватизм — благо, то в бизнесе это почти всегда гарантия упущенных возможностей и прибыли.
Однако без коммерческой инициативы, внедрение электронных читалок в школах — бесперспективный шаг, лишняя трата государственных денег и только. И уж точно это не стоит доверять министерству, которое даже ЕГЭ без скандалов провести не может.
В общем, читайте книжки, бумажные или электронные 🙂
я знаю, что в некоторых школах детям разрешают пользоваться на уроках электронными учебниками (и вроде бы даже по фгос 2015 рекомендуется пользоваться электронными учебниками?)
нам тоже очень нравиться носить в школу планшет вместо книг, очень удобно, тк до школы ребенок идет 20мин, с собой носит еще воду, перекус, спортивную форму и обувь.
все игры, интернет и тп на этом планшете заблокированы, там доступны только учебники и словарь, ребенок достает планшет только во время урока вместо учебника.
имеет ли право учитель требовать, чтобы ребенок приносил учебники именно в бумажном виде?
что может сделать учитель, если ребенок будет ходить с планшетом, несмотря на требования учителя?
мне кажется, что в будующем электронные книги будут разрешены везде, но пока новшества воспринимаются учителями в штыки (как и телефоны когда-то).
они редко и недолго пользуются учебниками в школе, глаза не успевают уставать
дома можно обычными пользоваться
не теряю надежды найти законное решение проблемы.
а за планшет я еще хочу побороться! не понимаю, почему в каких-то городских школах можно, а у нас нельзя.
в начальной школе мы так и делали. а сейчас не представляю, где в школе хранить, если такого места не предусмотрено, администрацию это не волнует.
учебники придется покупать каждый год, а на планшет их просто перезаписать.
у нас планшет включается не долго, в школе он не выключается совсем, остается в спящем режиме. но нужно, чтобы у планшета батарея могла пол дня выдержать.
я не убеждаю, а делюсь информацией с единомышленниками (может кому-то пригодится).
я не драматизирую, а хочу улучшить жизнь своего ребенка, если есть такая возможность.
я-то таскала учебники, но мой ребенок может потратить свои силы на что-нибудь более полезное.
и спина ее сутулая мне не нравится. сутулится, наверно, не из-портфеля, но и усугблять тяжестями не надо.
спасибо за совет, конечно. но у нас одна школа в селе.
и мне удобней давать ребенку планшет, чем носить ему учебники.
я со своей стороны сделала все, чтобы наш планшет не мешал никому учиться, в правилах школы про запрет на планшеты ничего не сказано, минестерство образования приветствует использование электронных учебников.
мне интересны законные основания запрета или разрешения электронных книг на уроках, а также опыт тех родителей, чьи дети пользуются планшетами вместо бумажных учебников.
а советы возить в другую школу. ну до этого я и сама как-нибудь додумаюсь, если будет необходимость.
а в каком кабинете? у нас класс информатики, шкафов для учебников нет. наша классная не всегда к первому уроку приходит и частенько болеет.
в начальной школе мы оставляли учебники в классе,
но мы были единственными, кого это волновало (другие дети или живут ближе, или здоровьем покрепче, или все-равно не имеют возможности купить планшет или второй комплект учебников)
Вот видимо не додумались, раз у вас проблемы!
на планшете все страницы как в обычном учебнике, учителю не надо подстраиваться, никаких особых условий со стороны учителя не требуется.
а знает ли учитель, о чем думает ребенок, уткнувшись в обычный учебник?
я уже сказала, что у нас на планшете нет ничего, кроме учебников. это можно сделать на любом планшете с помощью AppLock Сloud.
если ребенок не хочет учиться, и родителям пофиг, и они дают ребенку игры в школу, то ему обычный учебник на столе не поможет.
действительно, для окружающих это «понты», люди всегда очень не любят, когда у кого-то есть то, чего нет у них. окружающим просто завидно, больше наш планшет ничем не мешает.
уверена, что рано или поздно планшеты будут у всех, но кто-то все-равно будет первым.
ребенку на каждом уроке лазить по шкафам, или просто достать планшет из портфеля.
и вообще и в целом, я надеюсь, что другие дети тоже захотят пользоваться планшетами, это удобно, если с умом.
городская школа, где разрешены планшеты, в 60км от нас.
пока я только готовлюсь к возможному разговору с директором, и собираю аргументы «за». нам очень удобно с планшетом, и мне бы хотелось, чтобы всем позволили попробовать.
пока нам проще (и не просто проще, а вообще очень удобно) ходить с планшетом и не обращать внимания на ворчание некоторых учителей, возможно они скоро убедятся, что наш планшет никому не мешает и успокоятся. но на случай возможного вызова к директору, я собираю аргументы «за» и рассматриваю, какие могут быть «против»
Заменит ли планшет учебники?
В последнее время все чаще делаются попытки внедрить планшеты в образовательный процесс. Причем их пытаются сделать не просто вспомогательными элементами, а полноценной заменой учебным материалам. Подобные эксперименты уже проводятся в нескольких российских школах. В США также уделяют особое внимание планшетам, как помощникам в учебе. Так возможен ли в ближайшем будущем переход учеников и студентов на планшетные компьютеры? Рассмотрим особенности такого решения.
Достоинства
Экономия средств
Как это ни странно, но купленный однажды планшет позволит сэкономить на покупке учебников и других материалов. Постоянно покупать учебники и книги не нужно будет ни ученикам, ни учебным заведениям. К тому же электронные учебники по понятным причинам не будут портиться со временем, что является проблемой печатных изданий. Еще одно значительное достоинство электронных изданий — возможность внесения поправок без перепечатки книг. Все, что требуется — однажды подготовить материал и затем изменять или расширять его при необходимости. А сами учебники могут быть бесплатными и общедоступными.
Замена учебников
Помимо материальной экономии, планшет — это еще и экономия места в сумках и рюкзаках. Сегодня первоклассникам порой приходится носить в школу очень тяжелые ранцы с учебниками на спине, что вряд ли можно назвать полезным занятием. Планшет весом в 500-800 грамм в этом плане намного выгоднее. Нельзя не отметить и того факта, что студенты, участвовавшие в эксперименте по переходу на планшетные компьютеры, стали читать если не больше, то эффективнее. Это стало возможным благодаря такой простой для компьютера и недосягаемой для бумажного учебника функции поиска. Студенты могли легко находить необходимые части текста по одному только слову.
Замена тетрадей
Очевидно, что планшет может быть использован не только как «читалка», но и как устройство ввода информации. Конечно, при распространении планшетов конспектирование лекций и другие нудные аспекты образовательного процесса уйдут в прошлое — преподавателю достаточно будет передать нужный материал по беспроводной сети, а занятия полностью посвятить устному объяснению и практической работе. Но планшет может служить для внесения заметок по ходу учебы, а также работать в качестве замены тетрадей при решении задач, написании эссе и сочинений, выполнении контрольных работ. Как и в случае с лекциями, всю информацию можно будет мгновенно передавать преподавателю на проверку.
Стимулирование образовательного процесса
Американские исследователи заметили, что при «пересаживании» студентов на iPad их тяга к учебе значительно повышается. Возможно, это связано с тем, что студентам гораздо интереснее обращаться с электроникой, чем с надоевшими за годы обучения книгами. Может быть такой тяги и не будет, если дети с первого класса будут учиться на планшетных компьютерах. Но для нынешнего поколения этот стимул все еще работает.
О полезности планшетов говорят и преподаватели. По их словам, им гораздо легче планировать задания и уроки, понимая, что все ученики используют одинаковое аппаратное и техническое обеспечение.
Постоянный доступ в интернет
Какими бы хорошими не были учебники, в интернет в любом случае будет доступно гораздо больше разнообразной информации. Возможность выхода в интернет без отрыва от обучения будет полезна для любых дисциплин, будь то физика, математика или литература.
Недостатки
Необходимость стандартизации
Понятно, что если дать ученикам возможность использовать свои домашние планшетные компьютеры в учебе, может образоваться серьезное расслоение. И дело здесь не только в том, что кто-то будет пользоваться техникой Apple, а другие — Samsung, что влечет за собой несовместимость приложений и разные возможности. Значительная проблема заключается и в том, что конфликты между богатыми и менее обеспеченными учениками могут стать еще острее. Вариантов решения этой проблемы два: предоставлять ученикам планшеты от школы или обязать родителей покупать отдельные одинаковые для всех компьютеры для учебы. Но оба этих решения порождают другие проблемы. В первом случае ученики будут менее бережно относиться к технике, а государству придется выделить немало денег на полное техническое переоснащение всех школ. Главный минус второго случая опять же заключается в деньгах — некоторым родителям покупка планшета за 5000-7000 рублей может показаться ненужной тратой денег. Чтобы не допустить этого нужно обеспечить поставку на рынок действительно дешевых стандартизированных планшетов для учебы, которые при этом не будут сильно отличаться от современных решений.
Отвлечение от учебного процесса
Игры, развлекательные программы, социальные сети — все это может отвлекать учеников от учебы, не давая им сосредоточиться на изучении материала. Как-то ограничить студентов и учеников от доступа к подобным возможностям, наверняка, не получится. Но зато можно организовать доступ преподавателю к происходящему на экране планшетов учеников. Причем для этого педагогу не придется ходить между рядами и заглядывать ученикам через плечи — достаточно вывести изображения с экранов на аналогичное устройство. Еще одним решением являются оповещательные сигналы на компьютере педагога при запуске какого-либо приложения у ученика.
Заключение
Планшеты вместо учебников — вполне реальная перспектива. Они обладают массой достоинств перед обычными образовательными материалами и инструментами для учебы. Но при этом для их успешного внедрения придется решить ряд вопросов: перевести необходимую литературу в электронный вид, сделать интернет в школах и университетах максимально доступным и предпринять еще несколько важных мер.
Бумага vs экран: пора ли отказаться от печатных учебников
Образование меняется, но тексты по-прежнему составляют немалую долю учебного контента. Имеет ли значение, как их читают: с экрана или на бумаге?
Martin Péchy / Pexels / Colowgee для Skillbox Media
Электронный учебник, интерактивный лонгрид, серия коротких постов или диалог с чат-ботом мало похожи на печатную книгу. Но это тоже текст, как и тяжёлый том из библиотеки. Попробуем разобраться, какой формат лучше подходит для учебных целей.
Из этой статьи вы узнаете:
Обозреватель Skillbox Media. Магистр по научной коммуникации, интересуется социологией науки, историей и будущим образования.
Чем экран не похож на бумагу
Учёные ищут различия в восприятии электронных и печатных текстов с того момента, как компьютеры вошли в нашу жизнь. Самые важные находки удачно обобщили учёные из Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина в прошлогоднем обзоре научных работ по теме. Всего лингвисты проанализировали 119 исследований и выявили три главные особенности электронного текста:
Помогают эти особенности понять текст или только отвлекают от чтения? Универсального ответа в 119 исследованиях не нашлось:
Ещё одна примечательная особенность «цифры» в том, что она почти не задействует осязание. Печатный том — это физический объект, он воспринимается не только через зрение.
«Мы часто используем место в книге („где-то в начале“, „на середине“) или местоположение на странице как маркер для памяти», — отмечает американский лингвист Наоми Барон.
В электронном тексте таких пространственных маркеров нет, особенно если прокручивать его, а не перелистывать страницы. В этом случае положение текста на странице нестабильно, и мысленные пометки не к чему привязать. Между тем в печатном тексте они полезны.
Одно исследование показало, что в хронологии прочитанной истории лучше ориентируются те, кто прочёл её в бумажной книге, а не на ридере. Вероятно, дело в том, что в начале и конце сюжета печатная книга ощущается в руках по-разному.
Какое чтение эффективнее для учёбы
Итак, чтение с экрана — не то же самое, что чтение печатной книги, даже если текст один и тот же. Что это значит для обучения? Можно ли заменить печатные учебники электронными?
На вопрос, в каком формате мы лучше воспринимаем, понимаем и запоминаем информацию из текста, пытаются ответить несколько поколений исследователей. Уже в 1992 году появился первый обзор по теме, который обобщал результаты сотни опубликованных научных работ. Правда, в нём рассматривались в основном затруднения в чтении с экрана, причиной которых было техническое несовершенство существовавших на тот момент устройств.
Больше всего данных объединил обзор 2018 года, подготовленный Пабло Дельгадо и другими учёными из Университета Валенсии (Испания) и Техниона — Израильского технологического института. Авторы обобщили результаты 54 исследований с 2000 по 2017 годы.
Всего в них участвовала 171 тысяча человек — преимущественно студенты и школьники. В каждой из этих работ с помощью дополнительных заданий оценивалось, какой текст читатели понимают лучше: печатный или его электронный аналог. Именно аналог — в обзор не попали работы, в которых текст на электронном носителе имел несопоставимые с печатным вариантом дополнения (например, гиперссылки или веб-навигацию).
Авторы обзора использовали метод метаанализа, то есть заново рассчитали результаты по опубликованным данным и объединили их в общем формате. И в большинстве случаев более эффективным оказалось чтение печатного текста.
В 56 экспериментах те, кто читал текст на бумаге, лучше справились с заданиями на понимание. Противоположных примеров — когда более точные ответы дали читатели электронных текстов — нашлось только 18. Впрочем, в некоторых случаях отличия между группами читателей были невелики.
Вскоре вышло ещё два метаанализа по теме примерно с теми же выводами:
Какие условия влияют на результат чтения
Получается, в среднем люди больше понимают и запоминают из отпечатанного на бумаге текста. Но «в среднем» — слишком общая оценка. В каждый из трёх обзоров попали исследования и с явным преимуществом бумаги, и такие, где разница была в пользу гаджетов. Откуда столько противоречий? Об этом пишет ведущий научный сотрудник лаборатории когнитивных и лингвистических исследований Института Пушкина Мария Лебедева:
«Разницу в результатах могут определять такие факторы, как разные выборки, разные устройства, используемые в ходе экспериментов, разные условия чтения, разные способы измерения качества понимания прочитанного и прочее».
Пабло Дельгадо с соавторами назвали несколько условий, которые снижают результативность чтения с экрана:
Что насчёт возраста и чтения с экрана
Также испанские и израильские исследователи сделали неожиданный вывод: с 2000-го по 2017-й год преимущества печатного формата чтения стали только заметнее. Не похоже, чтобы новые поколения, выросшие в эпоху гаджетов, — «цифровые аборигены», как их называют, — лучше воспринимали текст с экрана.
Для детей формат не главное
Но по поводу детского чтения есть и другие выводы.
Согласно обзору 2017 года от авторов из Мэрилендского университета, дети в возрасте 5–6 лет одинаково хорошо понимают печатный и электронный формат — для коротких текстов, с которыми они сталкиваются, это не имеет значения.
В более свежем и подробном обзоре (здесь анализировались 30 работ с общим числом участников более 1800, в основном детьми 4–5 лет) это подтвердилось. В среднем формат не оказал никакого влияния на эффективность чтения. В тех экспериментах, где использовались цифровые книги с интерактивными вставками — словарями, чтением вслух, кликабельными изображениями в тему, — небольшое преимущество оказалось в пользу чтения с экрана.
В другой половине экспериментов, где электронные книги были не такими интересными, — в пользу бумаги. А вот запоминать новые слова оказалось эффективнее по электронной книге. Впрочем, пока цифровые усовершенствования не перевешивают живую поддержку взрослого: читать с ребёнком вслух печатную книгу всё равно полезнее.
Подростки читают быстро и неглубоко
Для детей постарше работают те же принципы, что для взрослых — как мы видели по результатам обзоров, исследования на школьниках и на студентах приходят к схожим выводам.
В 2020 году группа исследователей Института Пушкина провела онлайн-опрос российских учеников 5–11 классов об их читательском поведении. В том числе школьники оценивали, насколько хорошо они читают с экрана и на бумаге. Всего опросник заполнили 568 подростков (средний возраст — 14 лет) из 54 регионов России, в основном девочки. И их субъективные оценки неожиданно для исследователей совпали с результатами научных экспериментов.
Так, большинство подростков отметили, что они читают с экрана быстрее, но устают и теряют интерес тоже быстрее, а также менее сосредоточены и хуже запоминают прочитанное по сравнению с печатными книгами. Для сравнения, об этом же говорят результаты исследования 2017 года, в котором участвовали больше 2800 немецких школьников с первого по шестой классы. Те дети, кому достался электронный текст, читали быстро, но поверхностно, и точность их решений была ниже.
Студенты любят бумагу
Бумажные книги не только эффективнее для чтения, но и больше любимы студентами. Удивительно, но факт: до сих пор большинство студентов вузов в мире предпочитают печатный вариант учебных материалов. Такой результат дало международное исследование форматов академического чтения (Academic Reading Format International Study, AFRIS).
В 2014–2017 годах в онлайн-опросе участвовали более 21 тысячи студентов в 33 странах мира (России среди них не было):
В разных странах доли меняются, но тренд на предпочтение печатного формата сохраняется повсюду. Заметно, что он распространён среди младших студентов, а среди магистрантов и аспирантов больше любителей электронного формата. Пол, судя по опросу, с предпочтениями никак не связан.
Участники этого опроса могли объяснить свой выбор в комментариях. Вот какие ответы оказались самыми популярными:
Преимущества печатных материалов | Преимущества электронных материалов |
---|---|
Лучше подходят для обучения | Небольшой вес гаджетов по сравнению с печатными книгами |
Возможность выделять и подчёркивать важные моменты в тексте | Возможность поиска по ключевым словам и перехода по ссылкам |
Более высокая вовлечённость в чтение | Доступность в любое время |
Лучшие результаты обучения по сравнению с электронным форматом | Низкая цена |
Также сторонники печатного формата считали цифровые материалы более вредными для зрения.
Что касается участников постарше, то сравнений эффективности традиционного и цифрового чтения у людей среднего и пожилого возраста пока мало. В большинстве случаев взрослые участники исследований — студенты того же университета, где работают экспериментаторы. По существующим данным Пабло Дельгадо и его соавторы не нашли отличий в эффективности цифрового чтения для взрослых людей разного возраста.
Так что теперь, распечатывать каждый учебный текст?
И всё же Мария Лебедева и другие авторы большого русскоязычного обзора исследований чтения с экрана и на бумаге обнаружили: вывод не в пользу «цифры» — менее чем в половине из 119 изученных ими исследований. Чтение с экрана, считают они, тоже может быть эффективным. Но нужно специально разрабатывать учебный контент для онлайн-среды:
«Бумажный текст, будь то книга, учебник или отдельный материал, в точности перенесённый на экран, неэффективен — он теряет все преимущества печатного формата и не использует сильные стороны цифрового формата».
При этом крупные обзоры, которые пришли к выводу о «неполноценности» чтения с экрана, учитывали только эксперименты, где печатный текст сравнивался со своим электронным аналогом — то есть статичным текстом без каких-либо интерактивных функций. Логично сравнивать сопоставимые вещи, но в то же время из поля зрения исследователей оказались исключены более современные форматы.
Если рассмотреть их отдельно, как это сделала Вирджиния Клинтон с коллегами в этом году, получается, что дополнительные функции электронного контента — возможность обращаться к онлайн-словарям, дополнительные вопросы на понимание, инструменты обсуждения материала — повышают результативность чтения.
Читать с экрана нужно умеючи
Нереалистичную идею полностью отказаться от электронного образовательного контента не предлагает никто из учёных. Но все исследователи подчёркивают: нельзя ждать, пока «цифровые аборигены» научатся читать цифровые тексты так же вдумчиво, как предыдущие поколения читали печатные книги. Над этим нужно работать прицельно.
Почему, объяснила в своём обзоре Вирджиния Клинтон. Похоже, люди обычно переоценивают свою способность точно понимать текст с экрана. Возможно, это дело привычки: мы так часто взаимодействуем с гаджетами, что переносим привычку скроллить и на важные тексты тоже, не даём себе труда вчитаться. В пользу этого говорят отличия в результатах заданий разного уровня сложности на понимание текста.
Например, в эксперименте 2019 года в Мэрилендском университете студенты одинаково хорошо улавливали общий смысл текста и на бумаге, и с экрана. Но когда требовалось выделить ключевые идеи, то есть продемонстрировать более глубокое погружение, лучше справлялись те, кто читал печатный вариант.
Несколько практик, которые помогут выработать навык внимательного чтения и взрослым, и школьникам, привела в одной из недавних работ Мария Лебедева:
Российские исследователи уже ставят перед собой задачи научить новые поколения эффективным читательским стратегиям. Для этого коллектив исследователей из Института Пушкина во главе с Марией Лебедевой продолжает опрашивать российских школьников об их навыках цифрового чтения. Кроме того, выработка рекомендаций для эффективного чтения с экрана для школ, учителей и самих подростков — одна из целей проекта Психологического института Российской академии образования «Чтение в цифровом мире».