Чем защищена восточная часть страны
Государство на берегах Нила
Урок истории в 5 классе
Цели: изучить местоположение и природные условия Древнего Египта; подвести учащихся к пониманию причин возникновения древнегреческой цивилизации; обеспечить усвоение учащимися понятия «цивилизация»; продолжить формирование умений работать с исторической картой, текстом учебника и историческими источниками.
Оборудование: политическая карта мира (современная) и карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия».
Информация для учителя
Приступая к изучению истории древних цивилизаций, для более полного раскрытия материала, целесообразно использовать фрагменты исторических источников. Для работы с ними до учащихся нужно довести конкретные рекомендации.
1. Сформулируйте общее представление о произведении (ознакомьтесь с заголовком, оглавлением, если оно имеется, просмотрите текст).
2. Обратите внимание на дату написания, реконструируйте, опираясь на уже имеющиеся сведения и привлекая дополнительные, историческую ситуацию.
3. Определите причины, побудившие автора написать работу.
4. Внимательно прочитайте текст, возвращаясь к отдельным положениям, выделяя непонятное. Снимите неясности, используя словари, справочную литературу.
5. Разделите текст на законченные в смысловом отношении части. Анализируя каждую, попытайтесь выделить основные положения, идеи автора, а также его аргументацию. Обратите внимание на многообразие связей и отношений, в которые включается рассматриваемый автором вопрос. Раскройте связи теоретических положений и конкретных фактов, определяя ту их совокупность, которая послужила основой для сделанного вывода.
6. Еще раз просмотрите весь текст. Установите логические связи между выделенными частями; составьте структурный план. На его основе подготовьте тезисы или конспект, оформите соответствующие записи в тетрадях. Естественно, для пятиклассника формулировка этих рекомендаций будет сложна. Поэтому учителю необходимо ее упростить при работе с детьми.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Изучение новой темы
1) От первобытности к цивилизации.
4) Объединение Египта.
На доске: тема урока, новые слова: папирус, дельта, оазис, фараон.
Государства, существовавшие в IV тыс. до н. э. — первой половине I тыс. н. э. на территории Северо-Восточной Африки, Передней, Южной и Восточной Азии, в исторической литературе принято называть древневосточными. Это название условное, оно восходит к периоду древнеримского владычества, когда многие из этих стран были завоеваны Римом, по отношению к которому, они находились на Востоке. А знакомиться с цивилизациями Древнего Востока мы начнем с истории Древнего Египта.
— Изучить местоположение и природные условия Древнего Египта.
2. Самостоятельная работа.
Задание: прочитать текст на с. 32 Вигасина или с. 44 Михайловского.
3. Беседа по прочитанному материалу.
— Что называется цивилизацией?
Цивилизация — объединение людей, связанных общей культурой, языком, традицией управления.
4. Работа с историческим источником (желателен раздаточный материал).
Диодор Сицилийский. Историческая библиотека
Диодор (жил в I в. до н. э.) — греческий историк, родился в городе Агирии на острове Сицилия (поэтому его называют Сицилийским). В течении тридцати лет работал над сочинением «Историческая библиотека» в сорока книгах (до нас дошло 14). В первых книгах описана история Египта, Вавилона, Ассирии.
30. Египет простирается в основном (с севера) на юг и, кажется, не в малой степени превосходит природной укрепленностью и красотой страны. С запада он защищен полной диких зверей Ливийской пустыней, простирающейся на большое расстояние… Из частей же страны, обращенных к востоку, они защищены рекой, другие окружены пустыней и болотистыми местами, называемыми безднами.
31. …Четвертая сторона вся омывается Египетским (Средиземным) морем, почти не имеющим пристани
Итак, Египет укреплен со всех сторон самой природой… Очертания его продолговатые; он имеет прибрежную полосу в две тысячи стадий (стадий — 184,97 м), а в глубь материка простирается почти на шесть тысяч стадий.
32. …Вступив в Египет, Нил имеет ширину или менее стадий и течет не по прямому направлению, а образуя всяческие извивы… ибо с каждой стороны реки находятся горы, тянущиеся вдоль берега на большое расстояние… Нил, разделяясь в нижней части Египта на много частей, образует называемую так по очертанию Дельту. Стороны ее образуют крайние из рукавов реки, основанием же служит море, принимающее течение реки. Нил вливается в море семью устьями…
34. Дельта очертаниями похожа на Сицилию Этот остров разделяется многими каналами, сделанными людьми, и является самой прекрасной местностью в Египте. Ибо, состоя из речных отложений и будучи орошаем, он производит многие и разнообразные плоды, так как, ежегодно разливаясь, река наносит свежий ил… Нил течет тихо и увлекает с собой много различной земли, поэтому по низким местам много различной земли, поэтому по низким местам образуются тонкие места и плодородные болота… Скот же во время разлива прокармливается в селениях и деревнях заранее приготовленным для него кормом. Для предотвращения бед в Мемфисе учреждено царями наблюдение за Нилом;
36. Тем, кто видит наводнения Нила, оно кажется удивительным. Ибо в то время, как все другие реки начинают убывать во время летнего солнцестояния, а в последующее время лета еще более мелеют, только он один тогда начинает подниматься, день за днем увеличивается настолько, что под конец затопляет почти весь Египет. И так как страна имеет равнинный характер и города, и деревни лежат на искусственных насыпях, то этот вид напоминает Кикладские острова.
Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира. М., 1987. С. 31-33.
5. Беседа по содержанию документа и параллельно работа по карте (с. 31 «Древний Восток» Вигасина или с. 79 Михайловского).
— Какое государство описывает в своих воспоминаниях Диодор Сицилийский? (Египет.)
— Где находится Египет? (В северо-восточной части Африки.)
— Чем защищен Египет с запада? (Ливийской пустыней.)
— Чем защищена восточная часть страны? (Рекой и пустыней с болотистыми местами, или «безднами».)
— Каким морем омывается северная часть страны? (Средиземным.)
— Какой рельеф имеет страна (см. карту и документ)? (Песчаные каменистые пустыни, горы и возвышенности.)
— О какой реке идет речь в документе? (О реке Нил.)
— Где берет свое начало река Нил? (В Центральной Африке.)
— Куда впадает Нил? (В Средиземное море.)
— Что такое дельта реки? (Место, где река делится на рукава.)
— Что происходит с рекой, когда начинается летнее солнцестояние? (Начинается разлив Нила.)
— Какие занятия существовали у жителей Египта (см. п. 34 документа)? (Египтяне могли строить каналы, занимались орошением, а значит, занимались земледелием, скотоводством.)
— Кто управлял Египтом? (Цари, а это значит, что у древних египтян существовали государства.)
6. Рассказ учителя и работа с иллюстрациями учебника на с. 34-35.
Действительно, на территории Египта возникло около сорока государств. Они постоянно воевали между собой, пока не образовалось два больших царства: Северный Египет и Южный Египет. Но между царями этих двух государств тоже шла ожесточенная война. О чем сохранились специальные свидетельства. Посмотрите на египетский рельеф на с. 35 Вигасина А.А. Примерно за 3 тыс. лет до н. э. царь Южного Египта победил окончательно царя Северного Египта, объединив всю страну. Он стал носить двойную корону. Его стали называть фараоном, а столицей стал город Мемфис.
III. Закрепление изученного материала
— Почему древнегреческий историк Геродот называл Египет «даром Нила»? Подумайте, прав ли был Геродот? (Река Нил оставляла после разлива плодородный ил, поэтому главное занятие египтяy — земледелие, а это основа будущей цивилизации.)
IV. Подведение итогов урока
1. Подчеркнуть мысль о том, как много можно получить информации, работая с историческими источниками, картой.
2. Поставить оценки наиболее активным детям.
3. Сделать вывод о том, что благоприятная географическая среда ускоряла процесс распада родовых отношений и образование неравенства среди людей, а впоследствии государства.
Домашнее задание: внимательно прочитать § 6 Вигасина или § 7 Михайловского; подготовить ответ на вопрос: «Какие природные условия Древнего Египта были благоприятны для земледелия и чем?»
Дополнительный материал
Заупокойная плита фараона Нармера (конец IV тыс. до н. э.) хранится в Каире. В учебнике дается краткое объяснение изображений на лицевой и оборотной сторонах памятника. Учитель должен быть готов к дополнительным вопросам. На лицевой стороне, кроме царя в короне Верхнего Египта, побеждающего своего противника, изображен в виде сокола бог Гор — божественный покровитель царя. Он держит веревку, опутывающую символическое изображение Нижнего Египта (в виде полоски земли с пучком папируса и человеческой головой). Позади царя — придворный сандаленосец. Внизу изображены убегающие или поверженные враги. На оборотной стороне тот же царь в двойной короне обозревает десять обезглавленных трупов. Перед ним идут писец и четыре воина, несущие штандарты с изображениями богов. Внизу царь в образе могучего быка разбивает стены вражеской крепости, из которой спасается бегством воин.
Чем защищена восточная часть Египта?
Чем защищена восточная часть Египта?
Египет защищен восточной части Пустыней.
ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА РАЗЛИЧЕЙ МЕЖДУ ЕГИПТОМ И ГРЕЦИИ ПОЖАЛУЙСТА?
ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА РАЗЛИЧЕЙ МЕЖДУ ЕГИПТОМ И ГРЕЦИИ ПОЖАЛУЙСТА.
5 ребусов по Древнему Египту Помогите пожалуйста?
5 ребусов по Древнему Египту Помогите пожалуйста.
После разделения Римской империи ее восточная часть занимала?
После разделения Римской империи ее восточная часть занимала?
Допишите?
Большую часть население Египта составляли _________.
Они должны были прокормить не только себя, но и __________.
На севере он граничит с ______ морем, на востоке – с _____ морем.
Помогите сочинить миф о богах Древнего Египта?
Помогите сочинить миф о богах Древнего Египта.
Помогите : Установите хронологическую последовательность событий : 1)Появление государств Северного и Южного Египта 2)Появление царств на берегу Нила 3)Объединение Египта 4)Завоевание Египтом Нубии 5)?
Помогите : Установите хронологическую последовательность событий : 1)Появление государств Северного и Южного Египта 2)Появление царств на берегу Нила 3)Объединение Египта 4)Завоевание Египтом Нубии 5)Расширение границ Египта до реки Евфрат.
Название восточной части римской империи уцелевший после нашествия варваров?
Название восточной части римской империи уцелевший после нашествия варваров.
Помогите пожалуйста написать рассказ один день путешествия по Египту, используя слова : Восточная Африка, Нил, папирус, финиковые пальмы, оазис, Фараон?
Помогите пожалуйста написать рассказ один день путешествия по Египту, используя слова : Восточная Африка, Нил, папирус, финиковые пальмы, оазис, Фараон.
Вариант А, т. К. во многих странах мира к власти пришли коммунисты, которые отрицали существование Бога и навязывали своё мнение гражданам своих государств.
Появилась астрофизика, переворот в машиностроении, начали развиваться железные дороги.
Ступень общественного развития и культуры характерна для той или иной общественно политической формации.
Приводило к разрушению государства и феодальной раздробленности, при нападении врага силы были минимальны, народ не слушался князей, разрушались города.
От какой западной евроры, древней или современлой.
Ответ : а)Виноградский С. Н.
Мировой финансовый кризис, взявший свое начало с ипотечного кризиса в США, затронул все страны мирового сообщества. Не стала исключением и Италия. Хотя, по заявлению министра финансов Италии Джулио Тремонти, банковская система этой страны пострадал..
Крепость, в котором живёт принцесса, и которую охраняет дракон, а принц на белом коне должен её спасти.
Государство на берегах Нила. 5-й класс
Класс: 5
Цель: формирование представления об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Египта.
Задачи:
Оборудование: атласы, медиапроектор, компьютер, раздаточный материал (исторический текст), картины на папирусе, свиток «папирус», интерактивная карта, бумажные лодочки.
Ход урока
I. Организационный момент
Орешек знаний твёрд, но всё же –
Мы не привыкли отступать.
Нам расколоть его поможет –
Ваше желание всё знать!
II. Актуальная беседа
Учитель: представьте, что вы заблудились в лесу, связь со взрослыми потеряна. В каком месте вы будете организовывать пространство для стоянки, чтобы выжить и дождаться помощи? (Подвести к пониманию, что это – река). Что же такое река для человека?
Вывод: Река – это важнейшее условие для выживания.
Учитель: Река это еще место человеческих созерцаний и откровений. Вспомните те переживания, которые вы испытывали, всматриваясь в ее покой и глубину. (дети вспоминают).
Учитель (на фоне записи шума воды): Речной характер склонен из величавого движения переходить к веселью пробивающихся глубинных потоков, рождающих бурные переливы и мощь все сметающих паводков. Река так похожа на человеческую жизнь, а в переживании непрерывности прошлого и настоящего и будущего она, как человек, имеет свою судьбу. Две судьбы открылись, созерцая друг друга, – судьба реки и судьба человека. Сегодня на уроке мы узнаем, какую роль сыграла река в истории одного из древнейших государств
III. Работа с интерактивной картой и атласами.
Учитель: С каким материком мы уже знакомились на предыдущих уроках? С каким историческим событием связан? Покажите на карте. (1 ученик работает с интерактивной картой. Показывает Африку, называет события). Именно по этому материку мы вновь сегодня путешествуем.
IV. Символическое сюжетное повествование.
(силуэт Нила на слайде).
Учитель: Так, ребята, 3 тысячи лет назад у реки с коротким названием Нил жили люди (видеокадры из документального фильма). И река дала им благополучие и любовь. И сегодня мы отправляемся в путешествие по этой великой древней реке на лодочках, которые вы сконструировали дома для этого путешествия. (Звучит древнеарабская музыка). Вы слышите музыку древнего Египта. Древние завещали, что слушать ее можно только с чистым сердцем. Если сердце человека чистое, то ему откроется самое прекрасное, что есть в мире. Итак, ребята, подумайте о любви. А сейчас закройте глаза, и вы услышите эту музыку. (Дети закрывают глаза.)
Читает ученик: На пустыню опускается ночь, тихо и неслышно движение воздуха, темнота сливается с песком, словно песок это отражение звезд, где-то в этой бескрайности остановился древний народ бедуины. Спит древний Египет, спят бедуины и их кони. И только один из них не спит, смотрит в небо и говорит с ним, как с человеком. И небо отвечает ему: « в крови твоей мужественность космоса, в сердце твоем священная сила, подаренная солнцем, очисти своё сердце, неси в нем только правду, любовь к своей священной земле. И наградит тебя земля.
Учитель: Познакомимся ближе с этой древней землёй и людьми.
V. Работа с историческим источником (раздаточный материал)
Диодор Сицилийский. Историческая библиотека
Диодор (жил в I в. до н.э.) – греческий историк, родился в городе Агирии на острове Сицилия (поэтому его называют «Сицилийским») в течении тридцати лет работал над сочинением «Историческая библиотека» в сорока книгах (до нас дошло 14). В первых книгах описана история Египта, Вавилона, Ассирии.
30. Египет простирается в основном (с севера) на юг и, кажется, не в малой степени превосходит природной укрепленностью и красотой страны. С запада он защищен полной диких зверей Ливийской пустыней, простирающейся на большое расстояние. Из частей же страны, обращенных к востоку, они защищены рекой, другие окружены пустыней и болотистыми местами, называемыми безднами.
Итак, Египет укреплен со всех сторон самой природой. Очертания его продолговатые…
34. Дельта очертаниями похожа на Сицилию; Этот остров разделяется многими каналами, сделанными людьми, и является самой прекрасной местностью в Египте. Ибо, состоя из речных отложений, и будучи орошаем, он производит многие и разнообразные плоды, так как, ежегодно разливаясь, река наносит свежий ил. Нил течет тихо и увлекает с собой много различной земли, поэтому по низким местам много различной земли, поэтому по низким местам образуются тонкие места и плодородные болота. Скот же во время разлива прокармливается в селениях и деревнях заранее приготовленным для него кормом. Для предотвращения бед в Мемфисе учреждено царями наблюдение за Нилом;
36. Тем, кто видит наводнения Нила, оно кажется удивительным. Ибо в то время, как все другие реки начинают убывать во время летнего солнцестояния, а в последующее время лета еще более мелеют, только он один тогда начинает подниматься, день за днем увеличивается настолько, что под конец затопляет почти весь Египет. И так как страна имеет равнинный характер и города, и деревни лежат на искусственных насыпях, то этот вид напоминает Кикладские острова.
Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира. – М., 1987. С. 31-33.
VI. Беседа по содержанию документа и параллельно работа по карте
– Какое государство описывает в своих воспоминаниях Диодор Сицилийский? (Египет.)
– Где находится Египет? (В северо-восточной части Африки.)
– Чем защищен Египет с запада? (Ливийской пустыней.)
– Чем защищена восточная часть страны? (Рекой и пустыней с болотистыми местами или «безднами».)
– Каким морем омывается северная часть страны? (Средиземным.)
– Какой рельеф имеет страна (см. карту и документ)? (Песчаные каменистые пустыни, горы и возвышенности.)
– О какой реке идет речь в документе? (О реке Нил.)
– Где берет свое начало река Нил? (В центральной Африке.)
– Куда впадает Нил? (В Средиземное море.)
– Что такое дельта реки? (Место, где река делится на рукава.)
– Что происходит с рекой, когда начинается летнее солнцестояние? (Начинается разлив Нила.)
VII. Физминутка: упражнения для гребцов.
VIII. В своей лодке я нашла папирус
со следующим текстом (читает):
Слава тебе Нил, приходящий, чтобы оживить Египет!
Орошающий пустыню далеко от воды,
Владыка рыб и птиц, творец зерна
И травы для скота, приносящий хлеб и пищу всякую.
Если он медлит, жизнь прекращается
И люди гибнут.
Когда же он приходит,
Земля ликует и все живое в радости,
О солнце,
Когда ты заходишь на западе – земля
Погружается во тьму, подобную смерти.
Во мраке выходят из своих логовищ хищные звери
И выползают ядовитые гады.
Когда ты всходишь на востоке,
гонишь мраки, – вся земля торжествует.
От лучей твоих оживают растения на полях.
Птицы взлетают из гнезд и поют тебе хвалу.
Сияние твое проникает в глубины вод,
И на поверхности реки плещутся рыбы.
Люди просыпаются, поднимают руки к тебе
И принимаются за работу.
IX. Познавательные задачи
X. Словарная работа.
Учитель: Начнём составлять электронный словарь-путеводитель по Египту. И первые слова, которые там разместим – Египет, дельта, дамбы, каналы. (демонстрирует на слайде с иллюстрациями). Объясним эти понятия (отвечают ученики).
XI. Учитель: Ребята, а какие мистические объекты есть в Египте? (пирамиды).
(Транслирует на слайде, на фоне мистической музыки, изображение египетской пирамиды). Пирамида заговорила с нами знаками. На её стенах мы видим знаки и буквы:
А | А | ||||
Н | МСФИЕМ Р | ||||
Ф | О | ||||
3000 | |||||
корона | Белая корона |
Работа с учебником А.А.Вигасина на с.34-35. Прочитать п.3 и расшифровать знаки пирамиды.
XII. Итог урока
Учитель: Назовите 3 прилагательных, 3 существительных и 3 глагола, создающих представление об Египте.
XIII. Рефлексия «Моё эмоциональное состояние».
Дети оценивают своё эмоциональное состояние на уроке и выбирают сигнальную карточку с нарисованным лицом (угрюмое лицо, равнодушное лицо, весёлое лицо), и показывают учителю.
XIV. Д/З.
Подготовить рассказ «Вдоль берегов Нила».
Литература:
Урок- История Древнего мира. «Государство на берегах Нила» (5кл.)
ИСТОРИЯ 5кл. урок № ________ дата__________
Тема: Урок-путешествие «Государство на берегах Нила».
Цели: изучить местоположение и природные условия Древнего Египта; подвести учащихся к пониманию причин возникновения древнегреческой цивилизации; обеспечить усвоение учащимися понятия «цивилизация»; продолжить формирование умений работать с исторической картой, текстом учебника и историческими источниками.
Личностные: понимают важность учебы и познания нового, принимают ценности других народов.
Познавательные: самостоятельно делают выводы, перерабатывают ее, представляют информацию на основе схем, сообщений.
Регулятивные: самостоятельно формулируют задание: определяют его цель, планируют алгоритм его выполнения.
Коммуникативные: участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения на события, поступки.
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.
Форма проведения: урок-путешествие.
1.Организационный момент. Учитель и учащиеся класса определяют название нового раздела, главы, тему урока.
2. Изучение новой темы. План.: 1.От первобытности к цивилизации. 2.Страна Египет. 3.Разливы Нила. 4.Объединение Египта.
1).Рассказ учителя и оформление кластера “Признаки государства” на доске.
Более пяти тысяч лет назад на Древнем Востоке появились первые государства. Во главе государства стоял царь. Власть он получал по наследству от отца, а затем передавал её сыну. Каждое царство имело определённую территорию, на которой строились города. Царю служило войско. В главном городе (столице) располагался дворец царя, и находилась казна.
В Древнем мире существовало неравенство одни были богатые и свободные, другие испытывали тяготы бедности и порабощения.
А знакомиться с цивилизациями Древнего Востока мы начнём с истории Древнего Египта.
– Ребята, а как вы понимаете слово цивилизация?
Цивилизация – объединение людей, связанных общей культурой, языком, традицией управления . Запись в тетрадь
– Ребята, я приглашаю вас совершить заочное путешествие по стране Египет!
Для путешествия каждый из вас должен заполнить визу, где сейчас вы запишите вверху свою фамилию и имя. (лежат на столе).
Для того чтобы вернуться домой В КОНЦЕ урока вам необходимо быстро, а самое главное правильно выполнить задания на этой карточке. От этого будет зависеть и ваша оценка. А я буду вашим гидом. И так, в путь!
2) Работа с настенной картой и показывает место нашего путешествия
Беседа с учениками
— Какие части света вы знаете? (Дети перечисляют, учитель останавливается на Африке).
— Где на карте север, юг, запад, восток? ( Учитель, слушая детей, двигает указку к северо-востоку и показывает реку Нил, по берегам которой находится Египет).
3) Работа с историческим источником (РАЗДАТЬ НА ПАРТЫ)-см. Приложение1.
Диодор Сицилийский. Историческая библиотека
30. Египет простирается в основном (с севера) на юг и, кажется, не в малой степени превосходит природной укрепленностью и красотой страны. С запада он защищен полной диких зверей Ливийской пустыней, простирающейся на большое расстояние. Из частей же страны, обращенных к востоку, они защищены рекой, другие окружены пустыней и болотистыми местами, называемыми безднами.
34. Дельта очертаниями похожа на Сицилию Этот остров разделяется многими каналами, сделанными людьми, и является самой прекрасной местностью в Египте. Ибо, состоя из речных отложений и будучи орошаем, он производит многие и разнообразные плоды, так как, ежегодно разливаясь, река наносит свежий ил. Нил течет тихо и увлекает с собой много различной земли, поэтому по низким местам много различной земли, поэтому по низким местам образуются тонкие места и плодородные болота. Скот же во время разлива прокармливается в селениях и деревнях заранее приготовленным для него кормом. Для предотвращения бед в Мемфисе учреждено царями наблюдение за Нилом;
36. Тем, кто видит наводнения Нила, оно кажется удивительным. Ибо в то время, как все другие реки начинают убывать во время летнего солнцестояния, а в последующее время лета еще более мелеют, только он один тогда начинает подниматься, день за днем увеличивается настолько, что под конец затопляет почти весь Египет. И так как страна имеет равнинный характер и города, и деревни лежат на искусственных насыпях, то этот вид напоминает Кикладские острова.
4) Беседа по содержанию документа и параллельно работа по карте (с. 31 «Древний Восток») + карта Древнего Египта (Приложение 2).
— Какое государство описывает в своих воспоминаниях Диодор Сицилийский? (Египет.)
— Где находится Египет? (В северо-восточной части Африки.)
— Чем защищен Египет с запада? (Ливийской пустыней.)
— Чем защищена восточная часть страны? (Рекой и пустыней с болотистыми местами, или «безднами».)
— Каким морем омывается северная часть страны? (Средиземным.)
— Какой рельеф имеет страна (см. карту и документ)? (Песчаные каменистые пустыни, горы и возвышенности.)
— О какой реке идет речь в документе? (О реке Нил.)
— Где берет свое начало река Нил? (В Центральной Африке.)
— Куда впадает Нил? (В Средиземное море.)
— Что такое дельта реки? (Место, где река делится на рукава.)
— Что происходит с рекой, когда начинается летнее солнцестояние? (Начинается разлив Нила.)
— Какие занятия существовали у жителей Египта (см. п. 34 документа)? (Египтянемогли строить каналы, занимались орошением, а значит, занимались земледелием, скотоводством.)
— Кто управлял Египтом? (Цари, а это значит, что у древних египтян существовали государства.)
5)Путешествие продолжается, и мы переходит к следующему пункту плана «Разливы Нила».
«В июле, когда стоит страшная жара, всё сохнет, земля трескается, вдруг в реке Нил начинает прибывать вода, и он разливается. Египтяне объясняли это так: «Далеко на юге, за нильскими порогами есть пещера, в которой сидит бог реки по имени Хапи. В руках у него два сосуда с водой. Летом Хапи сильнее наклоняет сосуды, и Нил выходит из берегов, а на полях после разлива Нила остаётся плодородный ил. Поэтому мы поём богу благодарственные песни».
– Нил в жизни египтян играл огромную роль, в честь него египтяне распевали хвалебные песни.
6) Рассказ учителя и работа с иллюстрациями учебника на с. 34-35.
Действительно, на территории Египта возникло около сорока государств. Они постоянно воевали между собой, пока не образовалось два больших царства: Северный Египет и Южный Египет. Но между царями этих двух государств тоже шла ожесточенная война. О чем сохранились специальные свидетельства. Цари южного государства носили белую корону, цари северного – красную.
Примерно за 3 тыс. лет до н. э. царь Южного Египта победил окончательно царя Северного Египта, объединив всю страну. Он стал носить двойную корону. Его стали называть фараоном. Фараон – повелитель всего Египта.
Наше путешествие подходит к концу. Подведем итог.
Чтобы вернуться обратно домой, мы должны заполнить визу до конца.
В НАЧАЛЕ урока мы заполнили визу записав только свою фамилию и имя! А тперь вам необходимо ответить на вопросы, что сегодня вы узнали, путешествую по Древнему Египту.
Заполнение перфокарт учащимися (Приложение 3).
V . Домашнее задание §6, вопросы 1-3(устно) учебник Вигасина
Ребята, что вам понравилось в путешествии?
Или не понравилось?
Что вы узнали нового, интересного?
Приложение 1. Работа с историческим источником
Диодор Сицилийский. Историческая библиотека
30. Египет простирается в основном (с севера) на юг и, кажется, не в малой степени превосходит природной укрепленностью и красотой страны. С запада он защищен полной диких зверей Ливийской пустыней, простирающейся на большое расстояние. Из частей же страны, обращенных к востоку, они защищены рекой, другие окружены пустыней и болотистыми местами, называемыми безднами.
34. Дельта очертаниями похожа на Сицилию Этот остров разделяется многими каналами, сделанными людьми, и является самой прекрасной местностью в Египте. Ибо, состоя из речных отложений и будучи орошаем, он производит многие и разнообразные плоды, так как, ежегодно разливаясь, река наносит свежий ил. Нил течет тихо и увлекает с собой много различной земли, поэтому по низким местам много различной земли, поэтому по низким местам образуются тонкие места и плодородные болота. Скот же во время разлива прокармливается в селениях и деревнях заранее приготовленным для него кормом. Для предотвращения бед в Мемфисе учреждено царями наблюдение за Нилом;
36. Тем, кто видит наводнения Нила, оно кажется удивительным. Ибо в то время, как все другие реки начинают убывать во время летнего солнцестояния, а в последующее время лета еще более мелеют, только он один тогда начинает подниматься, день за днем увеличивается настолько, что под конец затопляет почти весь Египет. И так как страна имеет равнинный характер и города, и деревни лежат на искусственных насыпях, то этот вид напоминает Кикладские острова.
VISA VISA VISA VISA VISA VISA VISA
Урок-путешествие «Древний Египет»
Вопрос Ответ оценка
1. Египет находится в северо-восточной части этого материка.