Чем защищено сердце в организме человека 4 класс

Система кровообращения

Кровообращением называют движение крови в организме человека. Оно состоит из трех основных частей: крови, кровеносных сосудов (артерий, вен, капилляров) и сердца.

Мы решили подготовить ознакомительный материал, чтобы каждый из вас был осведомлен обо всех нюансах работы сердечнососудистой системы. Это важно, чтобы вы вовремя могли понять, с какой проблемой могли или можете столкнуться в дальнейшем, а также, чтобы терминологические выражения нашего специалиста на очной консультации не казались вам иностранным языком.

Сердце – основа системы кровообращения

Сердце представляет собой мышечный орган размером с человеческий кулак, который располагается в левой части грудной клетки, чуть спереди легких. Этот орган фактически является мощным двойным насосом с четырьмя камерами, перекачивающим кровь и поддерживающим ее движение по всему телу.

Правая часть сердца состоит из верхней (предсердие) и нижней (желудочек) камер. Предсердие принимает переработанную венозную кровь, насыщенную углекислым газом, после чего направляет ее к желудочку. Из него она попадает в легочные артерии, где вновь насыщается кислородом. «Свежая» кровь циркулирует к левой верхней камере (атриуму), откуда попадает в аорту и начинает обновленную транспортировку по всему организму.

Сердечная мышца совершает более 3 миллиардов ударов в течение жизни.

Кровеносные сосуды

Кровеносные сосуды имеют разную форму, структуру и объем, в зависимости от их роли в организме.

1. Артерии являются самыми прочными сосудами в теле человека. Их стенки плотны и эластичны, состоят из трех слоев – эндотелия, волокон гладкой мускулатуры и фиброзной ткани. Задача артерий обстоит в насыщении всех органов и тканей кровью, обогащенной кислородом и питательными веществами. Исключением являются артерии малого круга кровообращения, по которым венозная кровь течет от сердца к легким. Самым крупным артериальным сосудом является аорта.

3. Капилляры – тончайшие сосуды, схожие по объему с человеческим волосом. Они являются ответвлениями крупных периферических артерий. Именно через них ткани и органы снабжаются кислородом и нутриентами. Они также обладают коммуникацией с венами, чтобы отдавать им клеточные отходы. Следовательно, эти крошечные сосуды одновременно являются кормильцами и санитарами нашего организма.

Нормальную циркуляцию крови внутри сосудистой системы обеспечивает артериальное давление.

Клеточное строение крови

Кровь состоит из двух компонентов: плазмы (50-60%) и взвешенных форменных элементов (40-50%).

Ко второй категории относятся:

· Эритроциты (красные кровяные тельца) – самые многочисленные из форменных элементов. Согласно данным официальных исследований, одна капля крови содержит порядка 5 миллионов эритроцитов. Красные кровяные тельца отвечают за транспорт газов – кислорода и диоксида углерода. Содержат в себе белок гемоглобин, обеспечивающий связывание молекул кислорода в легких. Эритроциты доставляют кислород ко всем тканям и органам, после чего вбирают в себя углекислый газ и несут его к легким. Он удаляется из организма в процессе дыхания.

· Лейкоциты (белые клетки крови) – элементы, защищающие наш организм от чужеродных тел и соединений, являются частью иммунной системы. Белые клетки крови распознают и атакуют патогенные микроорганизмы посредством вырабатываемых антител и макрофагов. Когда в организм проникает инфекция, продукция лейкоцитов существенно усиливается. В норме их количество уступает концентрации в крови других форменных элементов.

· Тромбоциты (кровяные пластинки) – клетки, обеспечивающие коагуляцию (свертывание) крови, вытекающей из поврежденного сосуда, и предохраняющие организм от обильных кровопотерь. Они приклеиваются к отверстию в поврежденном сосуде, формируя «запечатывающую» пробку для остановки кровотечения. Именно тромбоциты могут склеиваться между собой и образовать патологические сгустки крови внутри сосудов, называемые тромбами.

Все форменные элементы синтезируются костным мозгом и распространяются при помощи плазмы – жидкой части крови.

Распространенные проблемы с кровообращением

К категории самых распространенных заболеваний кровеносной системы следует отнести:

1. Атеросклероз – хроническая патология, характеризующаяся отложением холестерина и других липидов на стенках артериальных сосудов, которая приводит к нарушению тока крови и окклюзии артерии;

2. Аневризма – выпячивание части артериальной стенки на фоне неудовлетворительной регуляции тонуса сосуда (его растяжения или истончения);

3. Инфаркт миокарда – некроз части миокарда, обусловленный полной или частичной недостаточностью его кровоснабжения на фоне истончения местных сосудов;

4. Артериальная гипертензия (гипертония) – устойчивое повышение кровяного давления, обусловленное нарушением регуляторных факторов деятельности сердечнососудистой системы;

5. Варикозное расширение вен – хроническое заболевание, обусловленное необратимой деформацией вен, связанное с недостаточностью венозных клапанов и нарушением венозного тока крови.

Нормальное кровообращение является важнейшей составляющей здорового организма. Если вы отмечаете у себя характерные признаки того или иного заболевания сердечнососудистой системы, не медлите с обращением к сосудистому хирургу или флебологу. Помните, что игнорирование симптомов в данном случае может стоить вам жизни.

Источник

Тема: «Сердце и его работа».

Тип: комбинированный урок.

I. Организация класса

Проверка готовности.
Эмоциональный настрой.

II. Опрос по теме «Кровь и ее свойства»

а) Индивидуальная работа по карточкам

Дополните предложение нужными словами из приложения.

1. В состав крови входят …, …, …
2. Кислород и углекислый газ переносят …
3. За свертывание крови отвечают …
4. За охрану организма от бактерий отвечают …

Приложение: эритроциты, кислород, бактерии, плазма, тромбоциты, капилляры, лейкоциты.

б) Работа с классом

Учитель: Вспомните и скажите, о чем говорили на прошлом уроке?

Дети: Мы говорили о свойствах крови и ее составе.

Учитель: Из чего же состоит наша кровь?

Дети: В состав крови входят эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Эритроциты представляют собой красные кровяные шарики. Они помогают доставлять кислород в ткани организма, а также выводить углекислый газ из организма. Помимо красных кровяных шариков – эритроцитов, в крови есть белые кровяные шарики – лейкоциты.
Но эритроцитов в крови огромное множество, потому-то и кровь окрашена в красный цвет.
Лейкоциты выполняют роль солдат, полицейских, пожарных и санитаров. Как только где-то появляются микробы или инородные тела, они немедленно устремляются туда. Лейкоциты захватывают инфекцию и переваривают ее в своем теле. Через стенки сосудов в месте сражения выходят все новые и новые солдаты – лейкоциты, и так продолжается до тех пор, пока все микробы не будут уничтожены. Их уровень – очень важная характеристика состояния организма. Вот почему без анализа на лейкоциты не обходится ни одно серьезное медицинское обследование. Тромбоциты отвечают за свертывание крови в организме.

Учитель: Как называются сосуды, по которым течет кровь?

Дети: Кровеносная система организма – это очень сложная система сосудов. От сердца отходит аорта – крупный сосуд. Затем она разделяется на сосуды помельче – артерии. В тканях органов артерии разветвляются на густую сеть капилляров. Капилляры – тончайшие сосуды, в 50 раз тоньше человеческого волоса. На выходе из органов капилляры вновь собираются в крупные сосуды – вены.

Учитель: Сегодня, ребята, вы узнаете много интересного и полезного еще об одном органе человека. Узнаете о его работе и строении. Это самый главный орган человека. Кто догадался, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

Дети: Разговор сегодня будет идти о сердце человека.

III. Беседа с учащимися

Учитель: Давайте рассмотрим ваши рисунки и послушаем, как вы изобразили сердце.

Ученик: Я представляю его в виде машины, которую в движение приводят молоточки, стуча по барабанам.

(Выслушиваются другие рассказы детей.)

Учитель: А где вы встречались еще с изображением сердца?

Дети: Есть много различных украшений, заколок для волос, открыток, блокнотов. Есть воздушные шары в виде сердца и даже кондитерские изделия.

Учитель: Поэты и композиторы написали много стихов и песен о сердце. Давайте вспомним несколько строчек.

Дети: Сердце, сердце, сердце – золотое сердце…
– Сердце, тебе не хочется покоя…
– Спасибо, сердце, что ты умеешь так любить… и т. д.

Учитель: Когда-то люди считали, что сердце – это душа человека. Про хорошего человека и сейчас говорят; у него доброе сердце. А о других: сердце, как камень. О каких людях так говорят?

Дети: Так говорят о добрых и, наоборот, жестоких безжалостных людях.

Учитель: Подумайте и скажите, почему о сердце так много говорят, пишут, изображают, а вот о других органах человека мало что услышишь?

Дети: Сердце – один из органов, но это, как бы самый «одушевленный» орган. На все наши чувства, на все наши ощущения в первую очередь реагирует сердце. Например, если мы сильно возбуждены, оно начинает биться очень часто. А если нас что-то внезапно испугало, то сердце замирает.

Учитель: Да, ребята, сердце – это мотор, не останавливающийся всю жизнь. Прочитайте, как о нем сказал английский ученый В. Гарвей.

IV. Практическая работа

Учитель: Приложите правую руку к левой стороне груди. Что вы чувствуете?

Дети: Мы чувствуем биение сердца.

Учитель: Встаньте все, поставьте руки на пояс и сделайте по 10 прыжков на левой ноге, правой ноге и на обеих вместе. Сядьте. Что заметили?

Дети: Оно бьется сильнее и чаще, так как организму дали нагрузку.

Учитель: Размер нашего сердца можно определить по размеру сжатой ладони в кулак. Его функция – перекачивать кровь по организму. Оно работает непрерывно до самой смерти человека. Посмотрите макет сердца и послушайте его биение.

(Показ слайда на экране и прослушивание биения сердца)

Учитель: Когда люди обращаются к доктору по поводу болезни этого органа, то им делают кардиограмму – графическое изображение, на которой видно, имеются какие-нибудь изменения или нет. Кому-то из вас тоже делали кардиограмму.

V. Строение сердца

1. Работа с учебником

Учитель: Откройте учебник на странице 65, прочитайте текст. Что нового узнали?

Дети: Мы прочитали о том, как устроено сердце.

Учитель: Кто может показать и рассказать, как устроено сердце?

Один из учеников рассказывает, учитель поправляет, а потом рассказывает сам.

Учитель: Условно сердце делится перегородкой на две половины – левую и правую. Левая состоит из левого желудочка и левого предсердия. Между ними находится двухстворчатый клапан. Правая половина состоит из правого желудочка и правого предсердия. Они тоже отделены клапаном, но этот клапан имеет три створки, и поэтому называется трехстворчатым. Клапаны открывают и закрывают проход между предсердиями и желудочками, заставляя течь кровь в одном направлении.

VI. Работа сердца

(Показ слайда на экране «Большой круг кровообращения». Приложение)

Учитель рассказывает, как происходит большой круг кровообращения. Затем повторяют дети.

VII. Тренировка сердца

Учитель: Чтобы быть здоровым, всем нужно тренировать свое сердце. А что мы должны для этого делать?

Дети: Надо заниматься спортом, проводить ежедневные прогулки на свежем воздухе, правильно питаться и т. д.

Учитель: К работающему органу всегда приливает больше крови. Когда человек занимается умственной работой – готовит уроки, пишет ли ученые статьи – во всех случаях больше крови приливает к головному мозгу. Проделали такой опыт. Уравновешивали весы, на которых лежал человек в горизонтальном положении, а затее ему давали решить задачу. Весы выходили из равновесия. Это значит, что кровь в большем количестве приливала к мозгу. После приема пищи кровь приливает к желудку и кишечнику. Вот почему нельзя во время приема пищи читать или разговаривать.

VIII. Итог урока

Учитель: Что интересного и полезного узнали на уроке?

Источник

Урок + презентация по окружащему миру для 4 класса «Сердце- главный орган кровеносной системы»

Выбранный для просмотра документ Урок +презентация по окружающему миру для 4 класса Сердце. doc

Урок окружающего мира в 4-м классе Тема: «Сердце – главный орган кровеносной системы»

Тема: «Сердце- главный орган кровеносной системы».

Тип: комбинированный урок.

узнать строение сердца, его роль в организме человека;

узнать о свойствах крови и ее составе;

научить работать по таблице;

научить выделять главное из прочитанного или услышанного;

научить работать с другими источниками научно-познавательной литературы;

расширить кругозор учащихся, обогатить их словарный запас.

I. Организация класса

II. Опрос по теме «Кровь и ее свойства»

а) Индивидуальная работа по карточкам

Дополните предложение нужными словами из приложения.

1. В состав крови входят …, …, …
2. Кислород и углекислый газ переносят …
3. За свертывание крови отвечают …
4. За охрану организма от бактерий отвечают …

Приложение: эритроциты, кислород, бактерии, плазма, тромбоциты, капилляры, лейкоциты.

б) Работа с классом

Учитель: Вспомните и скажите, о чем говорили на прошлом уроке?

Дети: Мы говорили о свойствах крови и ее составе.

(На экране слайд «Свойства крови».

Учитель: Из чего же состоит наша кровь?

Дети: В состав крови входят эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Эритроциты представляют собой красные кровяные шарики. Они помогают доставлять кислород в ткани организма, а также выводить углекислый газ из организма. Помимо красных кровяных шариков – эритроцитов, в крови есть белые кровяные шарики – лейкоциты.

Но эритроцитов в крови огромное множество, потому-то и кровь окрашена в красный цвет.

Лейкоциты выполняют роль солдат, полицейских, пожарных и санитаров. Как только где-то появляются микробы или инородные тела, они немедленно устремляются туда. Лейкоциты захватывают инфекцию и переваривают ее в своем теле. Через стенки сосудов в месте сражения выходят все новые и новые солдаты – лейкоциты, и так продолжается до тех пор, пока все микробы не будут уничтожены. Их уровень – очень важная характеристика состояния организма. Вот почему без анализа на лейкоциты не обходится ни одно серьезное медицинское обследование. Тромбоциты отвечают за свертывание крови в организме.

Учитель: Как называются сосуды, по которым течет кровь?

Дети: Кровеносная система организма – это очень сложная система сосудов. От сердца отходит аорта – крупный сосуд. Затем она разделяется на сосуды помельче – артерии. В тканях органов артерии разветвляются на густую сеть капилляров. Капилляры – тончайшие сосуды, в 50 раз тоньше человеческого волоса. На выходе из органов капилляры вновь собираются в крупные сосуды – вены.

Учитель: Сегодня, ребята, вы узнаете много интересного и полезного еще об одном органе человека. Узнаете о его работе и строении. Это самый главный орган человека. Кто догадался, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

Дети: Разговор сегодня будет идти о сердце человека.

III. Беседа с учащимися

Учитель: Давайте рассмотрим ваши рисунки и послушаем, как вы изобразили сердце.

Ученик: Я представляю его в виде машины, которую в движение приводят молоточки, стуча по барабанам.

(Выслушиваются другие рассказы детей.)

Учитель: А где вы встречались еще с изображением сердца?

Дети: Есть много различных украшений, заколок для волос, открыток, блокнотов. Есть воздушные шары в виде сердца и даже кондитерские изделия.

(Показ слайдов на экране.

Учитель: Поэты и композиторы написали много стихов и песен о сердце. Давайте вспомним несколько строчек.

Дети: Сердце, сердце, сердце – золотое сердце…
– Сердце, тебе не хочется покоя…
– Спасибо, сердце, что ты умеешь так любить… и т. д.

Учитель: Когда-то люди считали, что сердце – это душа человека. Про хорошего человека и сейчас говорят; у него доброе сердце. А о других: сердце, как камень. О каких людях так говорят?

Дети: Так говорят о добрых и, наоборот, жестоких безжалостных людях.

Учитель: Подумайте и скажите, почему о сердце так много говорят, пишут, изображают, а вот о других органах человека мало что услышишь?

Дети: Сердце – один из органов, но это, как бы самый «одушевленный» орган. На все наши чувства, на все наши ощущения в первую очередь реагирует сердце. Например, если мы сильно возбуждены, оно начинает биться очень часто. А если нас что-то внезапно испугало, то сердце замирает.

Учитель: Да, ребята, сердце – это мотор, не останавливающийся всю жизнь. Прочитайте, как о нем сказал английский ученый В. Гарвей.

(Показ слайда на экране.

IV. Практическая работа

Учитель: Приложите правую руку к левой стороне груди. Что вы чувствуете?

Дети: Мы чувствуем биение сердца.

Учитель: Встаньте все, поставьте руки на пояс и сделайте по 10 прыжков на левой ноге, правой ноге и на обеих вместе. Сядьте. Что заметили?

Дети: Оно бьется сильнее и чаще, так как организму дали нагрузку.

Учитель: Размер нашего сердца можно определить по размеру сжатой ладони в кулак. Его функция – перекачивать кровь по организму. Оно работает непрерывно до самой смерти человека. Посмотрите макет сердца и послушайте его биение.

(Показ слайда на экране и прослушивание биения сердца)

Учитель: Когда люди обращаются к доктору по поводу болезни этого органа, то им делают кардиограмму – графическое изображение, на которой видно, имеются какие-нибудь изменения или нет. Кому-то из вас тоже делали кардиограмму.

(Показ слайда на экране.

1. Работа с учебником

Дети: Мы прочитали о том, как устроено сердце.

Учитель: Кто может показать и рассказать, как устроено сердце?

(Показ слайда на экране.

Один из учеников рассказывает, учитель поправляет, а потом рассказывает сам.

Учитель: Условно сердце делится перегородкой на две половины – левую и правую. Левая состоит из левого желудочка и левого предсердия. Между ними находится двухстворчатый клапан. Правая половина состоит из правого желудочка и правого предсердия. Они тоже отделены клапаном, но этот клапан имеет три створки, и поэтому называется трехстворчатым. Клапаны открывают и закрывают проход между предсердиями и желудочками, заставляя течь кровь в одном направлении.

(Показ слайда на экране «Большой круг кровообращения».

Учитель рассказывает, как происходит большой круг кровообращения. Затем повторяют дети.

VII. Тренировка сердца

Учитель: Чтобы быть здоровым, всем нужно тренировать свое сердце. А что мы должны для этого делать?

Дети: Надо заниматься спортом, проводить ежедневные прогулки на свежем воздухе, правильно питаться и т. д.

(Просмотр слайдов на экране )

Учитель: К работающему органу всегда приливает больше крови. Когда человек занимается умственной работой – готовит уроки, пишет ли ученые статьи – во всех случаях больше крови приливает к головному мозгу. Проделали такой опыт. Уравновешивали весы, на которых лежал человек в горизонтальном положении, а затее ему давали решить задачу. Весы выходили из равновесия. Это значит, что кровь в большем количестве приливала к мозгу. После приема пищи кровь приливает к желудку и кишечнику. Вот почему нельзя во время приема пищи читать или разговаривать.

Источник

Презентация для начальных классов «Сердце и кровеносные сосуды»

Чем защищено сердце в организме человека 4 класс. Смотреть фото Чем защищено сердце в организме человека 4 класс. Смотреть картинку Чем защищено сердце в организме человека 4 класс. Картинка про Чем защищено сердце в организме человека 4 класс. Фото Чем защищено сердце в организме человека 4 класс

Чем защищено сердце в организме человека 4 класс. Смотреть фото Чем защищено сердце в организме человека 4 класс. Смотреть картинку Чем защищено сердце в организме человека 4 класс. Картинка про Чем защищено сердце в организме человека 4 класс. Фото Чем защищено сердце в организме человека 4 класс

Описание разработки

Презентация составлена на материале учебника «Мой друг физкультура 1-4 класс».

Сердце и кровеносные сосуды.

Сердечно-сосудистая система — система органов, которая обеспечивает циркуляцию крови в организме человека и животных.

Благодаря циркуляции крови кислород, а также питательные вещества доставляются органам и тканям тела, а углекислый газ, другие продукты метаболизма и отходы жизнедеятельности выводятся.

Чем защищено сердце в организме человека 4 класс. Смотреть фото Чем защищено сердце в организме человека 4 класс. Смотреть картинку Чем защищено сердце в организме человека 4 класс. Картинка про Чем защищено сердце в организме человека 4 класс. Фото Чем защищено сердце в организме человека 4 класс

Схема расположения наиболее крупных кровеносных сосудов в теле человека. Артерии показаны красным, вены — синим цветом.

Кровь движется по капиллярам, которые в 50 раз тоньше человеческого волоса. Поэтому сердце физически не способно протолкнуть густую кровь через такие тончайшие сосуды. Не хватит и десятков сердец.

Что же заставляет двигаться кровь? Сами капилляры, т.е. расширение и сужение стенок самих капилляров!

Содержимое разработки

Чем защищено сердце в организме человека 4 класс. Смотреть фото Чем защищено сердце в организме человека 4 класс. Смотреть картинку Чем защищено сердце в организме человека 4 класс. Картинка про Чем защищено сердце в организме человека 4 класс. Фото Чем защищено сердце в организме человека 4 класс

Сердце и кровеносные сосуды

Сердечно-сосудистая система — система органов, которая обеспечивает циркуляцию крови в организме человека и животных. Благодаря циркуляции крови кислород, а также питательные вещества доставляются органам и тканям тела, а углекислый газ, другие продукты метаболизма и отходы жизнедеятельности выводятся.

Чем защищено сердце в организме человека 4 класс. Смотреть фото Чем защищено сердце в организме человека 4 класс. Смотреть картинку Чем защищено сердце в организме человека 4 класс. Картинка про Чем защищено сердце в организме человека 4 класс. Фото Чем защищено сердце в организме человека 4 класс

Чем защищено сердце в организме человека 4 класс. Смотреть фото Чем защищено сердце в организме человека 4 класс. Смотреть картинку Чем защищено сердце в организме человека 4 класс. Картинка про Чем защищено сердце в организме человека 4 класс. Фото Чем защищено сердце в организме человека 4 класс

Схема расположения наиболее крупных кровеносных сосудов в теле человека. Артерии показаны красным, вены — синим цветом.

Чем защищено сердце в организме человека 4 класс. Смотреть фото Чем защищено сердце в организме человека 4 класс. Смотреть картинку Чем защищено сердце в организме человека 4 класс. Картинка про Чем защищено сердце в организме человека 4 класс. Фото Чем защищено сердце в организме человека 4 класс

Чем защищено сердце в организме человека 4 класс. Смотреть фото Чем защищено сердце в организме человека 4 класс. Смотреть картинку Чем защищено сердце в организме человека 4 класс. Картинка про Чем защищено сердце в организме человека 4 класс. Фото Чем защищено сердце в организме человека 4 класс

Кровь движется по капиллярам, которые в 50 раз тоньше человеческого волоса. Поэтому сердце физически не способно протолкнуть густую кровь через такие тончайшие сосуды. Не хватит и десятков сердец.

Что же заставляет двигаться кровь? Сами капилляры, т.е. расширение и сужение стенок самих капилляров!

Чем защищено сердце в организме человека 4 класс. Смотреть фото Чем защищено сердце в организме человека 4 класс. Смотреть картинку Чем защищено сердце в организме человека 4 класс. Картинка про Чем защищено сердце в организме человека 4 класс. Фото Чем защищено сердце в организме человека 4 класс

К сожалению, капилляры у людей часто находятся не в лучшем состоянии: истончаются стенки, лопаются капилляры, сужается их просвет, зашлаковываются. В результате кровь не поступает в достаточном количестве к органам, к мозгу, ко всем клеточкам организма. Отсюда – масса заболеваний.

Чем защищено сердце в организме человека 4 класс. Смотреть фото Чем защищено сердце в организме человека 4 класс. Смотреть картинку Чем защищено сердце в организме человека 4 класс. Картинка про Чем защищено сердце в организме человека 4 класс. Фото Чем защищено сердце в организме человека 4 класс

Регуляция работы сердца

Работа сердца регулируется нервной и эндокринной системами. Нервная система регулирует частоту и силу сердечных сокращений.

Воздействие эндокринной системы на сердце происходит при посредстве гормонов, которые могут усиливать или ослаблять силу сердечных сокращений, изменять их частоту.

Чем защищено сердце в организме человека 4 класс. Смотреть фото Чем защищено сердце в организме человека 4 класс. Смотреть картинку Чем защищено сердце в организме человека 4 класс. Картинка про Чем защищено сердце в организме человека 4 класс. Фото Чем защищено сердце в организме человека 4 класс

Основной эндокринной железой, регулирующей работу сердца, можно считать надпочечники: они выделяют гормоны адреналин и ацетилхолин, действие которых на сердце соответствуют функциям симпатической и парасимпатической системам.

Источник

Как все это работает? Несколько слов о строении сердца и его отделов

Строение сердца у млекопитающих, имеющих 2 круга кровообращения, примерно одинаково. Сердце состоит из двух предсердий (первых камер на пути притекающей крови), двух желудочков, клапанов между этими камерами и входящих и отходящих от сердца сосудов с клапанами у их начала.

Между правым предсердием и правым желудочком находится правый клапан предсердно-желудочковый, или атрио-вентрикулярный, который состоит из 3-х створок. Поэтому его называют трехстворчатым, или трикуспидальным.

Между левым предсердием и левым желудочком находится левый предсердно-желудочковый клапан, который состоит из двух створок и называется митральным.

Клапаны, расположенные в устьях сосудов, отходящих от сердца, или магистральных сосудов, а именно – аорты и легочной артерии – соответственно носят названия «аортальный» и «легочный».

Клапаны аорты и легочной артерии другие по строению. Каждый из них состоит из 3-х полулунных створок, замыкающихся в центре. При открытии они прижимаются к стенке своего сосуда (аорты или легочной артерии), а закрываются, полностью замыкая просвет сосуда. При этом их вид напоминает фирменный знак компании «Мерседес».

Ткань самих створок, как атрио-вентрикулярных, так и полулунных — тонкая, у детей даже прозрачная, но поразительно эластичная и прочная, рассчитанная природой на непрекращающуюся ритмичную работу, исчисляемую миллиардами однообразных действий.

Между полостями сердца, или его камерами, расположены перегородки, разделяющие потоки венозной и артериальной крови. Это межпредсердная перегородка, т.е. между правым и левым предсердиями, и межжелудочковая перегородка – между правым и левым желудочками. В нормальном, сформированном сердце они полностью закрыты, в них нет никаких отверстий или дефектов и, таким образом, кровь из одной половины сердца в другую никогда не поступает.

Остановимся подробнее на анатомическом устройстве сердца и его камер. Ведь даже те из них, которые называются одинаково (предсердия или желудочки), устроены абсолютно по-разному и выполняют разные функции.

Чем защищено сердце в организме человека 4 класс. Смотреть фото Чем защищено сердце в организме человека 4 класс. Смотреть картинку Чем защищено сердце в организме человека 4 класс. Картинка про Чем защищено сердце в организме человека 4 класс. Фото Чем защищено сердце в организме человека 4 класс

Сердце по форме напоминает грушу, лежащую несколько на боку, с верхушкой, расположенной слева и внизу, а основанием — правее и вверху. Верхушка сердца – это та его часть, движения которой можно почувствовать, если положить ладонь на грудную клетку в пятом межреберье слева от грудинной кости. Его толчок легко можно ощутить и у себя, и у ребенка. Это движения верхушки сердца при каждом сокращении. Сокращения почти синхронны с пульсом, который тоже можно легко прощупать на руке (там, где предплечье переходит в кисть) или на шейных сосудах. Пульс – это наполнение сосудов волной крови, поступающей из сердца с каждым его сокращением. Частота пульса, его ритмичность являются косвенным и легко доступным отражением деятельности самого сердца.

Верхушка — самая подвижная часть сердца, хотя и всё оно, все его отделы находятся в постоянном движении.

Работа сердца, его движение, состоит из двух чередующихся фаз — сокращения (систолы) и расслабления (диастолы).

Ритмичное, постоянное чередование этих фаз, необходимое для нормальной работы, обеспечивается возникновением и проведением электрического импульса по системе особых клеток – по узлам и волокнам проводящей системы сердца. Импульсы возникают вначале в самом верхнем, так называемом, синусовом узле, далее проходят ко второму, атрио-вентрикулярному узлу, а от него – по более тонким волокнам – к мышце правого и левого желудочков, вызывая сокращение всей их мускулатуры.

Правое предсердие принимает венозную кровь из полых вен, т.е. от всего тела и вдобавок венозную кровь самого сердца. Это – большая по объему и, пожалуй, самая растягиваемая камера сердца. При необходимости она способна вместить в несколько раз больше крови, чем в обычных условиях, т.е. обладает гигантским «запасом» объема. Стенка правого предсердия состоит из слоя тонких мышечных волокон. Помимо функции «приема» венозной крови, правое предсердие выполняет функцию водителя сердечного ритма. В его стенках залегают оба главных узла проводящей системы сердца.

Правое предсердие соединяется или, точнее, открывается в правый желудочек через предсердно-желудочковое отверстие, регулируемое трикуспидальным клапаном. Это отверстие достаточно широкое, чтобы пропустить весь объем крови из предсердия в правый желудочек в период расслабления его мышц, т.е. в фазу диастолы, и заполнить его полость.

— значительно более толстостенная, чем предсердие, мышечная структура. Это — самый передний отдел сердца, лежащий тотчас под грудинной костью. Он относительно растяжимый в случае необходимости. Форма его полости напоминает новый месяц, появившийся в небе. Если внимательно присмотреться, то видно, как светящаяся полоса месяца полукругом охватывает большой темный шар неосвещенной части Луны. Так и правый желудочек обтекает своей полостью мощный цилиндрический левый.

открывается в легочную артерию, которая вместе с аортой является так называемым магистральными, или «великим», сосудом. На переходе от желудочка в легочную артерию расположен трехстворчатый, полулунный клапан легочного ствола, пропускающий кровь в одном направлении — в легкие.

— самая заднерасположенная из сердечных камер. Оно принимает окисленную, артериальную кровь из легочных вен. Вен всего четыре и они впадают в заднюю стенку левого предсердия. Камера этого предсердия значительно меньше, чем правого, и способность ее к растяжению существенно меньше.

Левое предсердие открывается через предсердно-желудочковое отверстие в левый желудочек. В этом отверстии находятся двухстворчатый — митральный — клапан, открытие и закрытие которого регулирует процесс заполнения и опорожнения желудочка в фазы систолы и диастолы.

— главный в сердце, да и во всей системе кровообращения. Это — мощная мышечная камера, стенки которой в 3-4 раза толще, чем у правого соседа. Это — компактный конус с отверстием входа (с митральным клапаном) и выхода (с трехстворчатым аортальным полулунным клапаном), лежащими рядом друг с другом и тесно взаимосвязанными.

Чтобы вся эта сложная система стройно и четко работала, она должна получать постоянное необходимое питание в виде кислорода и питательных веществ, а отработанные продукты должны удаляться. Для этого существуют артериальная и венозная системы самого сердца.

самого сердца состоит из двух — левой и правойкоронарных (венечных) артерий, которые отходят в самом начале, в устье восходящей аорты. Это ее первые ветви. Они тот час делятся на более мелкие и разносят кровь по всем участкам непрерывно двигающегося сердца. «Отработанная», отдавшая кислород, кровь втекает по многочисленным мелким венам, которые собираются в одну большую — венечный синус — и впадают в полость правого предсердия. Таким образом, сердце питает само себя, и от правильного положения и состояния венечных артерий его функция зависит напрямую.

Итак, подведем итог. Анатомически сердце — это мощный мышечный орган, имеющий четыре камеры и четыре клапана. Строение камер и клапанов отлично друг от друга, т.к. подчинено выполнению разных задач. Правые отделы сердца отделены от левых перегородками и между собой не сообщаются.

Цитируется по книге Г. Э. Фальковский, С. М. Крупянко. Сердце ребенка. Книга для родителей о врожденных пороках сердца

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *