Чем защищено сердце в организме человека 4 класс
Система кровообращения
Кровообращением называют движение крови в организме человека. Оно состоит из трех основных частей: крови, кровеносных сосудов (артерий, вен, капилляров) и сердца.
Мы решили подготовить ознакомительный материал, чтобы каждый из вас был осведомлен обо всех нюансах работы сердечнососудистой системы. Это важно, чтобы вы вовремя могли понять, с какой проблемой могли или можете столкнуться в дальнейшем, а также, чтобы терминологические выражения нашего специалиста на очной консультации не казались вам иностранным языком.
Сердце – основа системы кровообращения
Сердце представляет собой мышечный орган размером с человеческий кулак, который располагается в левой части грудной клетки, чуть спереди легких. Этот орган фактически является мощным двойным насосом с четырьмя камерами, перекачивающим кровь и поддерживающим ее движение по всему телу.
Правая часть сердца состоит из верхней (предсердие) и нижней (желудочек) камер. Предсердие принимает переработанную венозную кровь, насыщенную углекислым газом, после чего направляет ее к желудочку. Из него она попадает в легочные артерии, где вновь насыщается кислородом. «Свежая» кровь циркулирует к левой верхней камере (атриуму), откуда попадает в аорту и начинает обновленную транспортировку по всему организму.
Сердечная мышца совершает более 3 миллиардов ударов в течение жизни.
Кровеносные сосуды
Кровеносные сосуды имеют разную форму, структуру и объем, в зависимости от их роли в организме.
1. Артерии являются самыми прочными сосудами в теле человека. Их стенки плотны и эластичны, состоят из трех слоев – эндотелия, волокон гладкой мускулатуры и фиброзной ткани. Задача артерий обстоит в насыщении всех органов и тканей кровью, обогащенной кислородом и питательными веществами. Исключением являются артерии малого круга кровообращения, по которым венозная кровь течет от сердца к легким. Самым крупным артериальным сосудом является аорта.
3. Капилляры – тончайшие сосуды, схожие по объему с человеческим волосом. Они являются ответвлениями крупных периферических артерий. Именно через них ткани и органы снабжаются кислородом и нутриентами. Они также обладают коммуникацией с венами, чтобы отдавать им клеточные отходы. Следовательно, эти крошечные сосуды одновременно являются кормильцами и санитарами нашего организма.
Нормальную циркуляцию крови внутри сосудистой системы обеспечивает артериальное давление.
Клеточное строение крови
Кровь состоит из двух компонентов: плазмы (50-60%) и взвешенных форменных элементов (40-50%).
Ко второй категории относятся:
· Эритроциты (красные кровяные тельца) – самые многочисленные из форменных элементов. Согласно данным официальных исследований, одна капля крови содержит порядка 5 миллионов эритроцитов. Красные кровяные тельца отвечают за транспорт газов – кислорода и диоксида углерода. Содержат в себе белок гемоглобин, обеспечивающий связывание молекул кислорода в легких. Эритроциты доставляют кислород ко всем тканям и органам, после чего вбирают в себя углекислый газ и несут его к легким. Он удаляется из организма в процессе дыхания.
· Лейкоциты (белые клетки крови) – элементы, защищающие наш организм от чужеродных тел и соединений, являются частью иммунной системы. Белые клетки крови распознают и атакуют патогенные микроорганизмы посредством вырабатываемых антител и макрофагов. Когда в организм проникает инфекция, продукция лейкоцитов существенно усиливается. В норме их количество уступает концентрации в крови других форменных элементов.
· Тромбоциты (кровяные пластинки) – клетки, обеспечивающие коагуляцию (свертывание) крови, вытекающей из поврежденного сосуда, и предохраняющие организм от обильных кровопотерь. Они приклеиваются к отверстию в поврежденном сосуде, формируя «запечатывающую» пробку для остановки кровотечения. Именно тромбоциты могут склеиваться между собой и образовать патологические сгустки крови внутри сосудов, называемые тромбами.
Все форменные элементы синтезируются костным мозгом и распространяются при помощи плазмы – жидкой части крови.
Распространенные проблемы с кровообращением
К категории самых распространенных заболеваний кровеносной системы следует отнести:
1. Атеросклероз – хроническая патология, характеризующаяся отложением холестерина и других липидов на стенках артериальных сосудов, которая приводит к нарушению тока крови и окклюзии артерии;
2. Аневризма – выпячивание части артериальной стенки на фоне неудовлетворительной регуляции тонуса сосуда (его растяжения или истончения);
3. Инфаркт миокарда – некроз части миокарда, обусловленный полной или частичной недостаточностью его кровоснабжения на фоне истончения местных сосудов;
4. Артериальная гипертензия (гипертония) – устойчивое повышение кровяного давления, обусловленное нарушением регуляторных факторов деятельности сердечнососудистой системы;
5. Варикозное расширение вен – хроническое заболевание, обусловленное необратимой деформацией вен, связанное с недостаточностью венозных клапанов и нарушением венозного тока крови.
Нормальное кровообращение является важнейшей составляющей здорового организма. Если вы отмечаете у себя характерные признаки того или иного заболевания сердечнососудистой системы, не медлите с обращением к сосудистому хирургу или флебологу. Помните, что игнорирование симптомов в данном случае может стоить вам жизни.
Тема: «Сердце и его работа».
Тип: комбинированный урок.
I. Организация класса
Проверка готовности.
Эмоциональный настрой.
II. Опрос по теме «Кровь и ее свойства»
а) Индивидуальная работа по карточкам
Дополните предложение нужными словами из приложения.
1. В состав крови входят …, …, …
2. Кислород и углекислый газ переносят …
3. За свертывание крови отвечают …
4. За охрану организма от бактерий отвечают …
Приложение: эритроциты, кислород, бактерии, плазма, тромбоциты, капилляры, лейкоциты.
б) Работа с классом
Учитель: Вспомните и скажите, о чем говорили на прошлом уроке?
Дети: Мы говорили о свойствах крови и ее составе.
Учитель: Из чего же состоит наша кровь?
Дети: В состав крови входят эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Эритроциты представляют собой красные кровяные шарики. Они помогают доставлять кислород в ткани организма, а также выводить углекислый газ из организма. Помимо красных кровяных шариков – эритроцитов, в крови есть белые кровяные шарики – лейкоциты.
Но эритроцитов в крови огромное множество, потому-то и кровь окрашена в красный цвет.
Лейкоциты выполняют роль солдат, полицейских, пожарных и санитаров. Как только где-то появляются микробы или инородные тела, они немедленно устремляются туда. Лейкоциты захватывают инфекцию и переваривают ее в своем теле. Через стенки сосудов в месте сражения выходят все новые и новые солдаты – лейкоциты, и так продолжается до тех пор, пока все микробы не будут уничтожены. Их уровень – очень важная характеристика состояния организма. Вот почему без анализа на лейкоциты не обходится ни одно серьезное медицинское обследование. Тромбоциты отвечают за свертывание крови в организме.
Учитель: Как называются сосуды, по которым течет кровь?
Дети: Кровеносная система организма – это очень сложная система сосудов. От сердца отходит аорта – крупный сосуд. Затем она разделяется на сосуды помельче – артерии. В тканях органов артерии разветвляются на густую сеть капилляров. Капилляры – тончайшие сосуды, в 50 раз тоньше человеческого волоса. На выходе из органов капилляры вновь собираются в крупные сосуды – вены.
Учитель: Сегодня, ребята, вы узнаете много интересного и полезного еще об одном органе человека. Узнаете о его работе и строении. Это самый главный орган человека. Кто догадался, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
Дети: Разговор сегодня будет идти о сердце человека.
III. Беседа с учащимися
Учитель: Давайте рассмотрим ваши рисунки и послушаем, как вы изобразили сердце.
Ученик: Я представляю его в виде машины, которую в движение приводят молоточки, стуча по барабанам.
(Выслушиваются другие рассказы детей.)
Учитель: А где вы встречались еще с изображением сердца?
Дети: Есть много различных украшений, заколок для волос, открыток, блокнотов. Есть воздушные шары в виде сердца и даже кондитерские изделия.
Учитель: Поэты и композиторы написали много стихов и песен о сердце. Давайте вспомним несколько строчек.
Дети: Сердце, сердце, сердце – золотое сердце…
– Сердце, тебе не хочется покоя…
– Спасибо, сердце, что ты умеешь так любить… и т. д.
Учитель: Когда-то люди считали, что сердце – это душа человека. Про хорошего человека и сейчас говорят; у него доброе сердце. А о других: сердце, как камень. О каких людях так говорят?
Дети: Так говорят о добрых и, наоборот, жестоких безжалостных людях.
Учитель: Подумайте и скажите, почему о сердце так много говорят, пишут, изображают, а вот о других органах человека мало что услышишь?
Дети: Сердце – один из органов, но это, как бы самый «одушевленный» орган. На все наши чувства, на все наши ощущения в первую очередь реагирует сердце. Например, если мы сильно возбуждены, оно начинает биться очень часто. А если нас что-то внезапно испугало, то сердце замирает.
Учитель: Да, ребята, сердце – это мотор, не останавливающийся всю жизнь. Прочитайте, как о нем сказал английский ученый В. Гарвей.
IV. Практическая работа
Учитель: Приложите правую руку к левой стороне груди. Что вы чувствуете?
Дети: Мы чувствуем биение сердца.
Учитель: Встаньте все, поставьте руки на пояс и сделайте по 10 прыжков на левой ноге, правой ноге и на обеих вместе. Сядьте. Что заметили?
Дети: Оно бьется сильнее и чаще, так как организму дали нагрузку.
Учитель: Размер нашего сердца можно определить по размеру сжатой ладони в кулак. Его функция – перекачивать кровь по организму. Оно работает непрерывно до самой смерти человека. Посмотрите макет сердца и послушайте его биение.
(Показ слайда на экране и прослушивание биения сердца)
Учитель: Когда люди обращаются к доктору по поводу болезни этого органа, то им делают кардиограмму – графическое изображение, на которой видно, имеются какие-нибудь изменения или нет. Кому-то из вас тоже делали кардиограмму.
V. Строение сердца
1. Работа с учебником
Учитель: Откройте учебник на странице 65, прочитайте текст. Что нового узнали?
Дети: Мы прочитали о том, как устроено сердце.
Учитель: Кто может показать и рассказать, как устроено сердце?
Один из учеников рассказывает, учитель поправляет, а потом рассказывает сам.
Учитель: Условно сердце делится перегородкой на две половины – левую и правую. Левая состоит из левого желудочка и левого предсердия. Между ними находится двухстворчатый клапан. Правая половина состоит из правого желудочка и правого предсердия. Они тоже отделены клапаном, но этот клапан имеет три створки, и поэтому называется трехстворчатым. Клапаны открывают и закрывают проход между предсердиями и желудочками, заставляя течь кровь в одном направлении.
VI. Работа сердца
(Показ слайда на экране «Большой круг кровообращения». Приложение)
Учитель рассказывает, как происходит большой круг кровообращения. Затем повторяют дети.
VII. Тренировка сердца
Учитель: Чтобы быть здоровым, всем нужно тренировать свое сердце. А что мы должны для этого делать?
Дети: Надо заниматься спортом, проводить ежедневные прогулки на свежем воздухе, правильно питаться и т. д.
Учитель: К работающему органу всегда приливает больше крови. Когда человек занимается умственной работой – готовит уроки, пишет ли ученые статьи – во всех случаях больше крови приливает к головному мозгу. Проделали такой опыт. Уравновешивали весы, на которых лежал человек в горизонтальном положении, а затее ему давали решить задачу. Весы выходили из равновесия. Это значит, что кровь в большем количестве приливала к мозгу. После приема пищи кровь приливает к желудку и кишечнику. Вот почему нельзя во время приема пищи читать или разговаривать.
VIII. Итог урока
Учитель: Что интересного и полезного узнали на уроке?
Урок + презентация по окружащему миру для 4 класса «Сердце- главный орган кровеносной системы»
Выбранный для просмотра документ Урок +презентация по окружающему миру для 4 класса Сердце. doc
Урок окружающего мира в 4-м классе Тема: «Сердце – главный орган кровеносной системы»
Тема: «Сердце- главный орган кровеносной системы».
Тип: комбинированный урок.
узнать строение сердца, его роль в организме человека;
узнать о свойствах крови и ее составе;
научить работать по таблице;
научить выделять главное из прочитанного или услышанного;
научить работать с другими источниками научно-познавательной литературы;
расширить кругозор учащихся, обогатить их словарный запас.
I. Организация класса
II. Опрос по теме «Кровь и ее свойства»
а) Индивидуальная работа по карточкам
Дополните предложение нужными словами из приложения.
1. В состав крови входят …, …, …
2. Кислород и углекислый газ переносят …
3. За свертывание крови отвечают …
4. За охрану организма от бактерий отвечают …
Приложение: эритроциты, кислород, бактерии, плазма, тромбоциты, капилляры, лейкоциты.
б) Работа с классом
Учитель: Вспомните и скажите, о чем говорили на прошлом уроке?
Дети: Мы говорили о свойствах крови и ее составе.
(На экране слайд «Свойства крови».
Учитель: Из чего же состоит наша кровь?
Дети: В состав крови входят эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Эритроциты представляют собой красные кровяные шарики. Они помогают доставлять кислород в ткани организма, а также выводить углекислый газ из организма. Помимо красных кровяных шариков – эритроцитов, в крови есть белые кровяные шарики – лейкоциты.
Но эритроцитов в крови огромное множество, потому-то и кровь окрашена в красный цвет.
Лейкоциты выполняют роль солдат, полицейских, пожарных и санитаров. Как только где-то появляются микробы или инородные тела, они немедленно устремляются туда. Лейкоциты захватывают инфекцию и переваривают ее в своем теле. Через стенки сосудов в месте сражения выходят все новые и новые солдаты – лейкоциты, и так продолжается до тех пор, пока все микробы не будут уничтожены. Их уровень – очень важная характеристика состояния организма. Вот почему без анализа на лейкоциты не обходится ни одно серьезное медицинское обследование. Тромбоциты отвечают за свертывание крови в организме.
Учитель: Как называются сосуды, по которым течет кровь?
Дети: Кровеносная система организма – это очень сложная система сосудов. От сердца отходит аорта – крупный сосуд. Затем она разделяется на сосуды помельче – артерии. В тканях органов артерии разветвляются на густую сеть капилляров. Капилляры – тончайшие сосуды, в 50 раз тоньше человеческого волоса. На выходе из органов капилляры вновь собираются в крупные сосуды – вены.
Учитель: Сегодня, ребята, вы узнаете много интересного и полезного еще об одном органе человека. Узнаете о его работе и строении. Это самый главный орган человека. Кто догадался, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
Дети: Разговор сегодня будет идти о сердце человека.
III. Беседа с учащимися
Учитель: Давайте рассмотрим ваши рисунки и послушаем, как вы изобразили сердце.
Ученик: Я представляю его в виде машины, которую в движение приводят молоточки, стуча по барабанам.
(Выслушиваются другие рассказы детей.)
Учитель: А где вы встречались еще с изображением сердца?
Дети: Есть много различных украшений, заколок для волос, открыток, блокнотов. Есть воздушные шары в виде сердца и даже кондитерские изделия.
(Показ слайдов на экране.
Учитель: Поэты и композиторы написали много стихов и песен о сердце. Давайте вспомним несколько строчек.
Дети: Сердце, сердце, сердце – золотое сердце…
– Сердце, тебе не хочется покоя…
– Спасибо, сердце, что ты умеешь так любить… и т. д.
Учитель: Когда-то люди считали, что сердце – это душа человека. Про хорошего человека и сейчас говорят; у него доброе сердце. А о других: сердце, как камень. О каких людях так говорят?
Дети: Так говорят о добрых и, наоборот, жестоких безжалостных людях.
Учитель: Подумайте и скажите, почему о сердце так много говорят, пишут, изображают, а вот о других органах человека мало что услышишь?
Дети: Сердце – один из органов, но это, как бы самый «одушевленный» орган. На все наши чувства, на все наши ощущения в первую очередь реагирует сердце. Например, если мы сильно возбуждены, оно начинает биться очень часто. А если нас что-то внезапно испугало, то сердце замирает.
Учитель: Да, ребята, сердце – это мотор, не останавливающийся всю жизнь. Прочитайте, как о нем сказал английский ученый В. Гарвей.
(Показ слайда на экране.
IV. Практическая работа
Учитель: Приложите правую руку к левой стороне груди. Что вы чувствуете?
Дети: Мы чувствуем биение сердца.
Учитель: Встаньте все, поставьте руки на пояс и сделайте по 10 прыжков на левой ноге, правой ноге и на обеих вместе. Сядьте. Что заметили?
Дети: Оно бьется сильнее и чаще, так как организму дали нагрузку.
Учитель: Размер нашего сердца можно определить по размеру сжатой ладони в кулак. Его функция – перекачивать кровь по организму. Оно работает непрерывно до самой смерти человека. Посмотрите макет сердца и послушайте его биение.
(Показ слайда на экране и прослушивание биения сердца)
Учитель: Когда люди обращаются к доктору по поводу болезни этого органа, то им делают кардиограмму – графическое изображение, на которой видно, имеются какие-нибудь изменения или нет. Кому-то из вас тоже делали кардиограмму.
(Показ слайда на экране.
1. Работа с учебником
Дети: Мы прочитали о том, как устроено сердце.
Учитель: Кто может показать и рассказать, как устроено сердце?
(Показ слайда на экране.
Один из учеников рассказывает, учитель поправляет, а потом рассказывает сам.
Учитель: Условно сердце делится перегородкой на две половины – левую и правую. Левая состоит из левого желудочка и левого предсердия. Между ними находится двухстворчатый клапан. Правая половина состоит из правого желудочка и правого предсердия. Они тоже отделены клапаном, но этот клапан имеет три створки, и поэтому называется трехстворчатым. Клапаны открывают и закрывают проход между предсердиями и желудочками, заставляя течь кровь в одном направлении.
(Показ слайда на экране «Большой круг кровообращения».
Учитель рассказывает, как происходит большой круг кровообращения. Затем повторяют дети.
VII. Тренировка сердца
Учитель: Чтобы быть здоровым, всем нужно тренировать свое сердце. А что мы должны для этого делать?
Дети: Надо заниматься спортом, проводить ежедневные прогулки на свежем воздухе, правильно питаться и т. д.
(Просмотр слайдов на экране )
Учитель: К работающему органу всегда приливает больше крови. Когда человек занимается умственной работой – готовит уроки, пишет ли ученые статьи – во всех случаях больше крови приливает к головному мозгу. Проделали такой опыт. Уравновешивали весы, на которых лежал человек в горизонтальном положении, а затее ему давали решить задачу. Весы выходили из равновесия. Это значит, что кровь в большем количестве приливала к мозгу. После приема пищи кровь приливает к желудку и кишечнику. Вот почему нельзя во время приема пищи читать или разговаривать.
Презентация для начальных классов «Сердце и кровеносные сосуды»
Описание разработки
Презентация составлена на материале учебника «Мой друг физкультура 1-4 класс».
Сердце и кровеносные сосуды.
Сердечно-сосудистая система — система органов, которая обеспечивает циркуляцию крови в организме человека и животных.
Благодаря циркуляции крови кислород, а также питательные вещества доставляются органам и тканям тела, а углекислый газ, другие продукты метаболизма и отходы жизнедеятельности выводятся.
Схема расположения наиболее крупных кровеносных сосудов в теле человека. Артерии показаны красным, вены — синим цветом.
Кровь движется по капиллярам, которые в 50 раз тоньше человеческого волоса. Поэтому сердце физически не способно протолкнуть густую кровь через такие тончайшие сосуды. Не хватит и десятков сердец.
Что же заставляет двигаться кровь? Сами капилляры, т.е. расширение и сужение стенок самих капилляров!
Содержимое разработки
Сердце и кровеносные сосуды
Сердечно-сосудистая система — система органов, которая обеспечивает циркуляцию крови в организме человека и животных. Благодаря циркуляции крови кислород, а также питательные вещества доставляются органам и тканям тела, а углекислый газ, другие продукты метаболизма и отходы жизнедеятельности выводятся.
Схема расположения наиболее крупных кровеносных сосудов в теле человека. Артерии показаны красным, вены — синим цветом.
Кровь движется по капиллярам, которые в 50 раз тоньше человеческого волоса. Поэтому сердце физически не способно протолкнуть густую кровь через такие тончайшие сосуды. Не хватит и десятков сердец.
Что же заставляет двигаться кровь? Сами капилляры, т.е. расширение и сужение стенок самих капилляров!
К сожалению, капилляры у людей часто находятся не в лучшем состоянии: истончаются стенки, лопаются капилляры, сужается их просвет, зашлаковываются. В результате кровь не поступает в достаточном количестве к органам, к мозгу, ко всем клеточкам организма. Отсюда – масса заболеваний.
Регуляция работы сердца
Работа сердца регулируется нервной и эндокринной системами. Нервная система регулирует частоту и силу сердечных сокращений.
Воздействие эндокринной системы на сердце происходит при посредстве гормонов, которые могут усиливать или ослаблять силу сердечных сокращений, изменять их частоту.
Основной эндокринной железой, регулирующей работу сердца, можно считать надпочечники: они выделяют гормоны адреналин и ацетилхолин, действие которых на сердце соответствуют функциям симпатической и парасимпатической системам.
Как все это работает? Несколько слов о строении сердца и его отделов
Строение сердца у млекопитающих, имеющих 2 круга кровообращения, примерно одинаково. Сердце состоит из двух предсердий (первых камер на пути притекающей крови), двух желудочков, клапанов между этими камерами и входящих и отходящих от сердца сосудов с клапанами у их начала.
Между правым предсердием и правым желудочком находится правый клапан предсердно-желудочковый, или атрио-вентрикулярный, который состоит из 3-х створок. Поэтому его называют трехстворчатым, или трикуспидальным.
Между левым предсердием и левым желудочком находится левый предсердно-желудочковый клапан, который состоит из двух створок и называется митральным.
Клапаны, расположенные в устьях сосудов, отходящих от сердца, или магистральных сосудов, а именно – аорты и легочной артерии – соответственно носят названия «аортальный» и «легочный».
Клапаны аорты и легочной артерии другие по строению. Каждый из них состоит из 3-х полулунных створок, замыкающихся в центре. При открытии они прижимаются к стенке своего сосуда (аорты или легочной артерии), а закрываются, полностью замыкая просвет сосуда. При этом их вид напоминает фирменный знак компании «Мерседес».
Ткань самих створок, как атрио-вентрикулярных, так и полулунных — тонкая, у детей даже прозрачная, но поразительно эластичная и прочная, рассчитанная природой на непрекращающуюся ритмичную работу, исчисляемую миллиардами однообразных действий.
Между полостями сердца, или его камерами, расположены перегородки, разделяющие потоки венозной и артериальной крови. Это межпредсердная перегородка, т.е. между правым и левым предсердиями, и межжелудочковая перегородка – между правым и левым желудочками. В нормальном, сформированном сердце они полностью закрыты, в них нет никаких отверстий или дефектов и, таким образом, кровь из одной половины сердца в другую никогда не поступает.
Остановимся подробнее на анатомическом устройстве сердца и его камер. Ведь даже те из них, которые называются одинаково (предсердия или желудочки), устроены абсолютно по-разному и выполняют разные функции.
Сердце по форме напоминает грушу, лежащую несколько на боку, с верхушкой, расположенной слева и внизу, а основанием — правее и вверху. Верхушка сердца – это та его часть, движения которой можно почувствовать, если положить ладонь на грудную клетку в пятом межреберье слева от грудинной кости. Его толчок легко можно ощутить и у себя, и у ребенка. Это движения верхушки сердца при каждом сокращении. Сокращения почти синхронны с пульсом, который тоже можно легко прощупать на руке (там, где предплечье переходит в кисть) или на шейных сосудах. Пульс – это наполнение сосудов волной крови, поступающей из сердца с каждым его сокращением. Частота пульса, его ритмичность являются косвенным и легко доступным отражением деятельности самого сердца.
Верхушка — самая подвижная часть сердца, хотя и всё оно, все его отделы находятся в постоянном движении.
Работа сердца, его движение, состоит из двух чередующихся фаз — сокращения (систолы) и расслабления (диастолы).
Ритмичное, постоянное чередование этих фаз, необходимое для нормальной работы, обеспечивается возникновением и проведением электрического импульса по системе особых клеток – по узлам и волокнам проводящей системы сердца. Импульсы возникают вначале в самом верхнем, так называемом, синусовом узле, далее проходят ко второму, атрио-вентрикулярному узлу, а от него – по более тонким волокнам – к мышце правого и левого желудочков, вызывая сокращение всей их мускулатуры.
Правое предсердие принимает венозную кровь из полых вен, т.е. от всего тела и вдобавок венозную кровь самого сердца. Это – большая по объему и, пожалуй, самая растягиваемая камера сердца. При необходимости она способна вместить в несколько раз больше крови, чем в обычных условиях, т.е. обладает гигантским «запасом» объема. Стенка правого предсердия состоит из слоя тонких мышечных волокон. Помимо функции «приема» венозной крови, правое предсердие выполняет функцию водителя сердечного ритма. В его стенках залегают оба главных узла проводящей системы сердца.
Правое предсердие соединяется или, точнее, открывается в правый желудочек через предсердно-желудочковое отверстие, регулируемое трикуспидальным клапаном. Это отверстие достаточно широкое, чтобы пропустить весь объем крови из предсердия в правый желудочек в период расслабления его мышц, т.е. в фазу диастолы, и заполнить его полость.
— значительно более толстостенная, чем предсердие, мышечная структура. Это — самый передний отдел сердца, лежащий тотчас под грудинной костью. Он относительно растяжимый в случае необходимости. Форма его полости напоминает новый месяц, появившийся в небе. Если внимательно присмотреться, то видно, как светящаяся полоса месяца полукругом охватывает большой темный шар неосвещенной части Луны. Так и правый желудочек обтекает своей полостью мощный цилиндрический левый.
открывается в легочную артерию, которая вместе с аортой является так называемым магистральными, или «великим», сосудом. На переходе от желудочка в легочную артерию расположен трехстворчатый, полулунный клапан легочного ствола, пропускающий кровь в одном направлении — в легкие.
— самая заднерасположенная из сердечных камер. Оно принимает окисленную, артериальную кровь из легочных вен. Вен всего четыре и они впадают в заднюю стенку левого предсердия. Камера этого предсердия значительно меньше, чем правого, и способность ее к растяжению существенно меньше.
Левое предсердие открывается через предсердно-желудочковое отверстие в левый желудочек. В этом отверстии находятся двухстворчатый — митральный — клапан, открытие и закрытие которого регулирует процесс заполнения и опорожнения желудочка в фазы систолы и диастолы.
— главный в сердце, да и во всей системе кровообращения. Это — мощная мышечная камера, стенки которой в 3-4 раза толще, чем у правого соседа. Это — компактный конус с отверстием входа (с митральным клапаном) и выхода (с трехстворчатым аортальным полулунным клапаном), лежащими рядом друг с другом и тесно взаимосвязанными.
Чтобы вся эта сложная система стройно и четко работала, она должна получать постоянное необходимое питание в виде кислорода и питательных веществ, а отработанные продукты должны удаляться. Для этого существуют артериальная и венозная системы самого сердца.
самого сердца состоит из двух — левой и правой – коронарных (венечных) артерий, которые отходят в самом начале, в устье восходящей аорты. Это ее первые ветви. Они тот час делятся на более мелкие и разносят кровь по всем участкам непрерывно двигающегося сердца. «Отработанная», отдавшая кислород, кровь втекает по многочисленным мелким венам, которые собираются в одну большую — венечный синус — и впадают в полость правого предсердия. Таким образом, сердце питает само себя, и от правильного положения и состояния венечных артерий его функция зависит напрямую.
Итак, подведем итог. Анатомически сердце — это мощный мышечный орган, имеющий четыре камеры и четыре клапана. Строение камер и клапанов отлично друг от друга, т.к. подчинено выполнению разных задач. Правые отделы сердца отделены от левых перегородками и между собой не сообщаются.
Цитируется по книге Г. Э. Фальковский, С. М. Крупянко. Сердце ребенка. Книга для родителей о врожденных пороках сердца