Фуд ритейл что это
Новые стандарты food-ритейла
В ритейле последние три года происходят огромные изменения. Это связано со сменой модели поведения покупателей и ростом ожиданий. Успешными остаются компании, которые «держат руку на пульсе». О каких трендах нужно помнить и что уже интегрируют ритейлеры — в этом материале.
Альтернативнее
Покупатели уделяют все больше внимания здоровью. Это является главной причиной поисков замены хлебу, красному мясу и продуктам из коровьего молока. Поиск альтернативных белков приводит к росту покупок чечевицы, нута, орехов и семян. По той же причине растет запрос на полезные перекусы. Среднегодовой прирост продаж «еды на ходу» составляет 10%. В последние 5 лет эта категория стала одной из самых популярных.
Многие российские ритейлеры сейчас меняют концепцию, внедряют и предлагают готовую еду, быстрые перекусы, кафе внутри магазинов. Для многих региональных сетей качественная готовая еда — один из немногих способов дифференциации от федералов.
Среди наиболее преуспевших в этом тренде — «АВ Daily», SPAR Middle Volga, ГиперГлобус и «Добрянка».
Приятнее
Процесс покупок всегда связан с эмоциями. Мы эмоционально взаимодействуем с дизайном. Наши инстинкты направляют нас и влияют на наши решения. Опыт реконцепций магазинов доказывает, что для покупателя являются неоспоримыми преимуществами уютная атмосфера, хорошая музыка, правильное освещение, доброжелательные продавцы.
Быстрее
Время становится все более ценным ресурсом для людей. Крупные ритейлеры начали активно инвестировать в быструю доставку. Ритейлер 7-Eleven Japan запустил приложение с гарантированной доставкой в течение 2 часов. Тестовым регионом для новой системы был выбран остров Хоккайдо. За два года сеть нарастила количество точек с доставкой с 25 до 1 000, куда привозится ассортимент из 2 800 товаров.
Американский Walmart делает ставку на открытие небольших пунктов продаж в крупных городах и пригородах для тех покупателей, которые хотят самостоятельно забрать интернет-заказ. За 2019 год Walmart планирует открыть 3000 pick-up пунктов.
Самостоятельнее
Сети активно тестируют концепции магазинов без персонала. В Китае уже работает 800 магазинов «Ашан минута», которые полностью работают на самообслуживании и предлагают 500 SKU самых необходимых продуктов.
Amazon Go в США запустил 18 магазинов площадью до 200 кв. метров без касс. «Пятерочка» и «Фасоль» анонсировали открытия точек без персонала и тестируют концепции.
Ближе
Нехватка времени, бешеный темп жизни, желание правильно питаться, развитие онлайн-торговли приводит к тому, что в мегаполисах покупатели предпочитают готовую еду в кафе или ресторане, хороший магазин рядом с домом или альтернативную доставку домой. Это существенно меняет ритейл-ландшафт.
Под серьезным ударом находится формат «гипермаркета», куда покупатели уже не готовы ездить, как 10 лет назад, затрачивая на поездку полдня и больший бюджет.
По словам Исмаэля Жермена, директора по продажам сети «Ашан», «покупатели больше не хотят ехать часами до гипермаркета. Ритейлеру важно быть рядом с каждым». В России «Ашан» планирует запуск магазинов нового формата «у дома», который включает продажу бакалеи и выдачу заказов из гипермаркетов. В магазине площадью 130 кв. м. половину помещения будет занимать dark store (место сбора заказов). Сеть планирует предоставить покупателям выбор из 10 000 SKU по цене на 5–10% ниже, чем магазины в ближайшем окружении, и добиться среднего чека в 3 000 рублей. Таким образом, «Ашан» делает ставку на формат «у дома», прогнозируя, что маржа покроет стоимость аренды.
Отвечая этим изменениям в поведении покупателей, продуктовые магазины в России меняются и проводят реконцепции — предлагают полезную еду, которую можно съесть прямо в магазине; стремятся вызвать приятные эмоции с помощью дизайна и обслуживания; доставляют продукты домой или в ближайший магазин и, в целом, становятся ближе к покупателю.
Особенности фуд-ритейла
В российских регионах первыми заявили о себе такие сети, как «Пятёрочка» и «Перекрёсток» (Х5 Retail Group). Сейчас помимо них лидирующие позиции занимают «Метро C&C», «Магнит», «Ашан». Сети оперируют во всех городах страны, используя новейшие информационные технологии и франчайзинг.
В российских регионах первыми заявили о себе такие сети, как «Пятёрочка» и «Перекрёсток» (Х5 Retail Group). Сейчас помимо них лидирующие позиции занимают «Метро C&C», «Магнит», «Ашан». Сети оперируют во всех городах страны, используя новейшие информационные технологии и франчайзинг.
В России сформировалось несколько моделей управления региональными торговыми сетями. В первую очередь следует сказать о так называемой «инвестиционной» модели. Магазины в этом случае имеют либо единый инвестиционный центр, либо пользуются общей торговой маркой.
Более распространенной считается «холдинговая» модель. Ее главная особенность состоит в том, что центральный офис определяет всю закупочную политику сети. Подобный стиль управления приемлем для розничных торговцев, не имеющих распределительных центров. Холдинговая система предполагает быстрое расширение сети, её выход на международный уровень. Это требует больших вложений, поэтому каждый магазин вынужден устанавливать достаточно высокие цены, что отрицательно сказывается на здоровой конкуренции в стране.
Самой удобной и эффективной является «централизованная» модель. Общий центр определяет не только закупочные условия, но и ассортиментную, и ценовую политику. Если ритейлер владеет распределительными центрами, то такой стиль руководства — реальный шанс за короткие сроки стать лидером в конкурентной борьбе. Проблему могут представлять лишь организация дистанционного управления и создание каналов передачи информации, что вполне осуществимо в эпоху развивающихся технологий.
В России наиболее популярными считаются «холдинговая» и «централизованная» модели управления. Последняя является практически универсальной и наилучшей для выхода на новые региональные рынки. Добиться экспансии нелегко, но возможно. Зачастую ей способствуют такие явления, как слияние или поглощение. Крупная торговая сеть, «захватывая» более мелкие, расширяется, становится более значимой на национальном уровне. При грамотном управлении в описанном случае создаётся почва для выхода на мировой рынок. То же происходит и при слиянии двух равнозначных торговых сетей. Образуя мощный тандем, розничные операторы компаний решают все внутренние проблемы посредством «внешних» успехов на региональном рынке.
Особый интерес представляет собой система франчайзинга на розничном рынке, которая также может рассматриваться как вид расширения и продвижения сетей в регионы. Многие компании покупают у иностранных или отечественных сетей франшизу (право на использование торговой марки) и реализуют продукцию в различных регионах страны. Примером может служить турецкая сеть «Рамстор», магазины которой прочно заняли российский рынок. Если в западных странах франчайзинг основан на новейших технологиях и законодательная база всех проектов крепка, то в России существует множество экономических и социально-правовых проблем, связанных с приобретением права продажи под чужой торговой маркой.
10 мировых трендов food-ритейла для успеха
1. Мир превращается в один большой супермаркет (Все покупают всё и везде)
Сегодня люди могут совершать покупки везде – под землей в метро, на борту самолета, в многочисленных ТЦ. В рамках этой тенденции выявляется еще одна – каждый магазин стремиться продавать все: вы можете купить игрушки в продуктовом магазине и купить компьютер в универсаме. Границы между форматами размываются. Даже в дискаунтере Алди, который очень распространен в Западной Европе, можно купить предметы искусства. И они даже очень хорошо зарабатывают на этом. В магазине дрогери можно купить кофе. В магазине с продуктовым рядом вы можете купить одежду и т.д. 2. Простота
Потребители пожилого возраста с каждым днем ведут все более «молодой» образ жизни. В то время как молодые потребители хотели бы стать более взрослыми как можно скорее. Производители, которые заметили эту тенденцию и используют в своей работе возрастное восприятие своих потребителей, имеют большое будущее. Молодые потребители часто имеют больший независимый бюджет, а также рано становятся приверженцами определенных брэндов. Потребители более старшего возраста хотят покупать продукты, пропагандирующие общество, в котором старение отрицается. Продолжительность жизни увеличивается, соответственно увеличивается и группа покупателей пожилого возраста – производители и ритейлеры должны учитывать это фактор, если хотят быть успешными. Для пожилых людей придумываются такие решения как: специально сконструированные тележки, специальная еда для пожилых людей, специальный раздел на Интернет-сайте магазина и т.д. Таким образом, ритейлер объясняет своим покупателям, что его магазин открыт для всех покупателей ( Everyone welcome into store ).
5. Дополнительные ценности – emotional concept
Одними из основных ценностей для покупателя являются цена и ассортимент. Интернет помогает современным покупателям точно ориентироваться в стоимости продуктов. Это создает дополнительные трудности для ритейлера. Поэтому сегодня ритейлеры вынуждены создавать дополнительные ценности для своих покупателей и позиционировать себя в определенном свете, ориентируясь на своего покупателя. Хорошие примеры – Икеа, МедиаМаркт. Эти магазины успешно работают, совмещая элементы конкурентноспособной цены с элементами полного комплекса обслуживания. Это позволяет покупателю рассчитывать на низкие цены, а также на нормальный ассортимент без потери качества обслуживания. Ритейлеры, работающие с новыми ценностями больше не делают традиционный выбор в сторону одного из элементов торгового треугольника «цена, ассортимент, ценность». Они хотят представить все три элемента – обслуживание, широкий и доступный ассортимент, хорошую цену. И они это делают, создавая дополнительные конкурентные преимущества в имидже своих магазинов.
6. Эмоциональная жизнь покупателя
7. Брендинг
Собственный бренд очень важен для ритейлера. Сейчас большие бренды становятся все меньше и меньше, а собственные бренды ритейлеров все больше. Сильная СТМ будет сама привлекать покупателей в ваш магазин. Таким образом, собственный бренд создает лояльность покупателя.
8. Роскошь
Жизнь современного человека наполнена стрессами и тревогами. Потребители все чаще используют премиальные продукты питания, чтобы избежать давления ежедневной рутины и стресса. Большинство потребителей используют вкусные полуфабрикаты и свежие деликатесы, чтобы доставить себе маленькую радость хотя бы на короткое время. Ритейлеры должны использовать это желание покупателей. Например, в европейских магазинах к рождеству появились бутылки вина, дизайн которых разработал Жан-Поль Готье. Превратите обыкновенный продукт в роскошный – и его продажи вырастут!
9. Группы
Несмотря на стремление к индивидуализму, модель потребления многих клиентов сводится к тому, чтобы быть частью определенной группы со своими стандартами и ценностями, которые их привлекают. Это сказывается на увеличении продаж этнической продукции – халяль, индийская, китайская еда и т.п. Другой пример – вегетарианство. Сегодня 1/3 молодежи Голландии – вегетарианцы и через 5 лет они станут основными потребителями в стране. Ритейлеры должны это учитывать, если хотят выжить.
10. Сегментация
Единственный бренд ритейлера сегодня может быть представлен в нескольких форматах. В будущем эта тенденция будет развиваться: сети будут открывать магазины разных форматов под одним брендом. Форматы будут создаваться под определенные целевые группы. Например, магазины для семейных людей, для молодежи, для пожилых людей и т.п. Магазины для определенной местности и т.п. Уже сейчас сеть Sainsbury развивает форматы Central и Lo с al – это пример сегментации рынка. Удивительно, но мы наблюдаем у европейского потребителя падение привязанности к определенному бренду магазина. Современный потребитель идет за покупками (если это еда) просто в ближайший магазин. В этих условиях сегментация помогает ритейлерам занять свою долю рынка.
Благодарим российское представительство компании Jos De Vries за помощь в подготовке материала.
Точка роста. Как российские продуктовые сети развиваются в сегменте онлайн-ритейла
Рынок фуд-ритейла в онлайн (e-grocery) — стремительно развивающееся направление в потребительском секторе. По данным Магнита на август 2020 г., за последние 12 месяцев сегмент вырос на 48,9% г/г.
Доля e-grocery в структуре каналов продаж в последние годы поступательно растет, в то время как традиционная розница постепенно теряет позиции. Ожидается, что среднегодовой темп роста рынка в 2021–2025 гг. составит около 45%, а объем достигнет 1 трлн руб., заняв 5% от всего рынка продовольственных товаров к 2025 г. Поэтому для ритейла важно развиваться в данном направлении.
На текущий момент крупнейшие представители российского потребительского фуд-сектора — X5 Retail, Магнит, Лента и О’КЕЙ — запустили ряд проектов в сегменте e-grocery. Разберемся, как российские фуд-ритейлеры развиваются в данном направлении и какие перспективы.
X5 Retail Group
X5 Retail стала крупнейшей компанией в сегменте онлайн-торговли продуктами питания на российском рынке по итогам 2020 г. По данным компании, на конец I полугодия структура лидеров российского рынка e-grocery была следующей:
Компания работает на рынке e-grocery в двух ключевых форматах: «Перекресток Впрок» и сервис экспресс-доставки (включая агрегатор «Около»).
«Перекресток Впрок» — онлайн-гипермаркет с форматом доставки продуктов в день заказа или на следующий день, ориентированный на объемные закупки — средний чек в 2020 г. составил 4121 руб.
Выручка направления по итогам 2020 г. достигла 13,3 млрд руб., увеличившись в 3,1 раза к уровню 2019 г. В IV квартале выручка увеличилась в 2,9 раза, до 4,7 млрд руб. Количество заказов составило 1,3 млн в IV квартале 2020 г., увеличившись в 2,6 раза г/г. Среднее количество заказов в день превысило 15 тыс. в декабре, достигая 18,9 тыс. в пиковые дни.
Проект развивается в Москве, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде на базе dark store (закрытые магазины, ориентированные на доставку). К концу 2020 г., «Перекресток Впрок» управлял пятью dark store.
Сервис экспресс-доставки (включая агрегатор экспресс-доставки «Около») — относительно новый формат, ключевой особенностью которого является скорость доставки — в течение 1 часа. Средний чек в 2020 г. составил 1616 руб. На конец 2020 г. сервис работал в 13 городах России, доставляя продукты из почти 1000 магазинов Пятерочки и Перекрестка.
Выручка сегмента по итогам 2020 г. составила 6,1 млрд руб., выручка за IV квартал 2020 г. — 3,4 млрд руб.
Кроме двух отмеченных форматов, компания развивает логистическую сеть 5post, однако это направление сложно в полной мере отнести к продуктовому онлайн-ритейлу.
Совокупная выручка «Перекресток Впрок» и экспресс-доставки за 2020 г. составила 19,4 млрд руб. или около 1% от консолидированной выручки X5 Retail. Аналогичный показатель за 2019 г. был на уровне 0,2%. По данным компании, годовой оборот всего российского рынка онлайн-торговли продуктами питания в 2020 г. составил 155 млрд руб., увеличившись в 3,6 раза г/г, а рыночная доля X5 составила 13%.
К 2023 г. компания планирует довести долю цифровых сервисов (включая 5post) в выручке группы до 5% и занять 20% российского рынка e-grocery.
Лента
Лента параллельно развивает несколько самостоятельных проектов в сфере e-grocery: «Ленточка», Click & Collect, а также партнерство с сервисами доставки.
«Ленточка» — сервис экспресс-доставки из магазинов Ленты, запущенный в IV квартале 2019 г. Работает в формате dark store. На конец 2020 г. «Ленточка» работает в 80 городах.
Click & Collect — формат, позволяющий сформировать заказ онлайн, а затем самостоятельно забрать его в магазине. Сервис доступен во всех 88 городах присутствия Ленты. Средний чек покупки через систему более чем в 2 раза превышает стандартный средний чек в магазинах Ленты.
Партнерство с сервисами доставки — на IV квартал 2020 г. партнерство было заключено с 36 сервисами доставки в 88 городах, через которые можно заказать продукты из Ленты.
Компания не раскрывает данные сегментам в разбивке. Совокупная онлайн-выручка Ленты за 2020 г. составила 6,3 млрд руб., увеличившись в 6,7 раза относительно уровня 2019 г. Онлайн-выручка в IV квартале составила 3,1 млрд руб., что в 10,3 раза выше показателя за IV квартал 2019 г. Количество заказов по итогам года достигло 3,2 млн против 398 тыс. за 2019 г.
Лента развернула сервисы доставки продуктов почти во всех городах присутствия. Отчасти это обусловлено спецификой работы ритейлера с форматом гипермаркетов.
К концу 2020 г. доля e-grocery в структуре выручки Ленты достигла 2,5%, а в целом по году — 1,4%. В сравнении с конкурентами это высокий показатель.
Магнит
Магнит пока отстает от конкурентов в развитии собственного направления e-grocery, но осознает тренд на переход в онлайн и может начать догонять уже в ближайшее время. Ритейлер начал тестирование сервисов по доставке продуктов во II полугодии 2020 г.
Магнит выполняет около 6000 тыс. в день (примерно 180 тыс. в месяц). Примечательно, что большую часть заказов совершают покупатели, ранее не посещавшие офлайн-магазины Магнит.
По оценке компании, экстраполированная годовая выручка онлайн-сегмента составляет 2 млрд руб., исходя из оборота за декабрь.
Всего в настоящее время у Магнита 6 онлайн-проектов доставки — собственных и партнерских. Направление доставки компания начала развивать с Delivery Club и Яндекс.Едой. Оба сервиса занимаются экспресс-доставкой — в течение 1 часа.
В сентябре начал работать онлайн-заказ «Магнит Аптека», в начале ноября — собственное приложение «Магнит Доставка». Крупнейший по продажам и наиболее динамично растущий сегмент — экспресс-доставка, которая работает на базе магазинов у дома.
Средний чек собственной доставки компании составляет около 1 600 руб.
Сервисы e-commerce Магнита сегодня охватывают свыше 1 000 магазинов сети в 47 регионах и 72 городах. При этом около 50% текущей выручки от онлайн-проектов генерируется за пределами Москвы и Санкт-Петербурга.
В течение 2021 г. компания планирует подключить к онлайн-доставке не менее 1 500 магазинов у дома, крупного формата и «Магнит Косметик» в более чем 50 регионах России.
О’КЕЙ
Сеть О’КЕЙ стала одним из пионеров российского рынка продуктового онлайн-ритейла, запустив доставку в 2015 г.
По итогам 2020 г. продажи через платформу онлайн-доставки «О’КЕЙ» выросли на 28,4% и составили 3,7% от чистой розничной выручки О’КЕЙ в Москве и 2,1% в Санкт-Петербурге.
В декабре 2020 г. группа расширила географию доставки онлайн-заказов на 20 городов России, охватив все регионы своего присутствия.
К сожалению, самые свежие данные по показателям сегмента за 2019 г., поэтому сложно оценить результаты направления на текущий момент. Из результатов за 2019 г. можно отметить, что число заказов превышало 600 тыс. (около 50 тыс. в месяц), а выручка достигала 2 млрд руб.
Что в итоге
Крупнейшие российские ритейлеры осознают перспективы e-grocery рынка и развиваются в данном направлении. Лидерами сегмента на текущий момент можно назвать X5 Retail и Ленту.
При этом рассмотренные компании можно условно разделить на две группы: X5 Retail и Магнит, Лента и О’КЕЙ.
Первая группа находится в начальной стадии развертывания собственного сегмента e-grocery. И если у X5 Retail уже есть наработки в данной сфере, то Магниту лишь предстоит развить направление. При этом потенциал роста у обоих компаний внушительный — разветвленные сети и возможность организовать доставку из магазинов у дома может обеспечить преимущество в скорости по сравнению с доставкой из гипермаркетов.
Вторая группа — Лента, О’КЕЙ — отличается специализацией на формате гипермаркетов, и для них экстенсивное масштабирование сегмента и расширение покрытия сети находится в относительно зрелой стадии. Это предполагает, что темпы роста сегмента у них могут быть ниже, чем у конкурентов. При этом особенностью данных сетей может быть более широкий ассортимент товаров и высокий средний чек.
В будущем позитивные ожидания по развитию e-grocery X5 Retail. На последнем Дне инвестора компания уделила значительное внимание сегменту и дала понять, что направление является одним из приоритетных. В лидерах фуд-ритейла в онлайн может остаться Лента. При этом важно будет следить за темпами роста сегмента и успехами компании в органическом масштабировании.
Магнит на текущий момент — темная лошадка. Потенциал развития компании в e-grocery внушительный за счет широкой розничной сети. Кроме того, конкуренция в регионах с X5 Retail на начальном этапе может быть не такой острой, позволив захватить свою долю рынка. В то же время на текущий момент сложно сделать какие-то выводы, так как направление только начало развиваться.
О’КЕЙ в последние годы демонстрирует слабые относительно отрасли темпы роста. Скорее всего, по итогам 2020 г. результаты должны улучшиться, но кардинальных изменений ждать сложно.
БКС Мир инвестиций
Последние новости
Рекомендованные новости
Ход торгов. Отскок возглавляют вчерашние аутсайдеры
У всех на слуху: инвестировать ли в McDonald’s
Сбербанк: глубоко ли уйдет
Космические инвестиции на СПБ Бирже. Инфографика
Какие российские IPO ждать в 2022 году
Как заработать на ИИС до 100%
Нефть снова растет. Кого из нефтяников добавить в портфель
10 акций роста. Экспертиза Индекса Next Generation 50
Адрес для вопросов и предложений по сайту: bcs-express@bcs.ru
* Материалы, представленные в данном разделе, не являются индивидуальными инвестиционными рекомендациями. Финансовые инструменты либо операции, упомянутые в данном разделе, могут не подходить Вам, не соответствовать Вашему инвестиционному профилю, финансовому положению, опыту инвестиций, знаниям, инвестиционным целям, отношению к риску и доходности. Определение соответствия финансового инструмента либо операции инвестиционным целям, инвестиционному горизонту и толерантности к риску является задачей инвестора. ООО «Компания БКС» не несет ответственности за возможные убытки инвестора в случае совершения операций, либо инвестирования в финансовые инструменты, упомянутые в данном разделе.
Информация не может рассматриваться как публичная оферта, предложение или приглашение приобрести, или продать какие-либо ценные бумаги, иные финансовые инструменты, совершить с ними сделки. Информация не может рассматриваться в качестве гарантий или обещаний в будущем доходности вложений, уровня риска, размера издержек, безубыточности инвестиций. Результат инвестирования в прошлом не определяет дохода в будущем. Не является рекламой ценных бумаг. Перед принятием инвестиционного решения Инвестору необходимо самостоятельно оценить экономические риски и выгоды, налоговые, юридические, бухгалтерские последствия заключения сделки, свою готовность и возможность принять такие риски. Клиент также несет расходы на оплату брокерских и депозитарных услуг, подачи поручений по телефону, иные расходы, подлежащие оплате клиентом. Полный список тарифов ООО «Компания БКС» приведен в приложении № 11 к Регламенту оказания услуг на рынке ценных бумаг ООО «Компания БКС». Перед совершением сделок вам также необходимо ознакомиться с: уведомлением о рисках, связанных с осуществлением операций на рынке ценных бумаг; информацией о рисках клиента, связанных с совершением сделок с неполным покрытием, возникновением непокрытых позиций, временно непокрытых позиций; заявлением, раскрывающим риски, связанные с проведением операций на рынке фьючерсных контрактов, форвардных контрактов и опционов; декларацией о рисках, связанных с приобретением иностранных ценных бумаг.
Приведенная информация и мнения составлены на основе публичных источников, которые признаны надежными, однако за достоверность предоставленной информации ООО «Компания БКС» ответственности не несёт. Приведенная информация и мнения формируются различными экспертами, в том числе независимыми, и мнение по одной и той же ситуации может кардинально различаться даже среди экспертов БКС. Принимая во внимание вышесказанное, не следует полагаться исключительно на представленные материалы в ущерб проведению независимого анализа. ООО «Компания БКС» и её аффилированные лица и сотрудники не несут ответственности за использование данной информации, за прямой или косвенный ущерб, наступивший вследствие использования данной информации, а также за ее достоверность.