Фудель у стен церкви о чем

Легендарные христианские книги: Сергей Фудель «У стен Церкви»

Приблизительное время чтения: 3 мин.

Книги, которые влияют на наше мировоззрение. Книги, которые отвечают на главные вопросы людей своей эпохи. Книги, которые стали частью христианской культуры. Мы знакомим наших читателей с ними в литературном проекте «Фомы» — «Легендарные христианские книги».

О книге

Историческая справка

Цитаты

Об авторе

О книге:

Время написания: 70-е годы ХХ века. Книга «У стен церкви», как и большинство работ автора, увидела свет в самиздате в 1970-е годы.

Фудель у стен церкви о чем. Смотреть фото Фудель у стен церкви о чем. Смотреть картинку Фудель у стен церкви о чем. Картинка про Фудель у стен церкви о чем. Фото Фудель у стен церкви о чем

2-е издание книги «У стен Церкви». Москва, издательство «Русский путь», 2012

В книге собраны заметки и размышления об опыте церковной жизни как самого автора, так и близких ему людей. Сергей Фудель простым языком пытается донести до читателя смысл христианской жизни, веры в Бога через личный опыт и опыт близких по духу людей, которых видел сам. Книга наполнена цитатами из Священного Писания, творений святых отцов, классиков мировой художественной литературы.

Историческая справка:

Сознательный возраст автора пришелся на тяжелое для государства и Церкви время — обновленчество, революция 1917 года, приход к власти большевиков.

Фудель у стен церкви о чем. Смотреть фото Фудель у стен церкви о чем. Смотреть картинку Фудель у стен церкви о чем. Картинка про Фудель у стен церкви о чем. Фото Фудель у стен церкви о чем

Закрывались храмы, монастыри, велась антирелигиозная пропаганда среди населения. Репрессии и ссылки за открытую веру во Христа стали нормой. Но даже этого оказалось недостаточно, чтобы сломить веру Сергея Иосифовича, произведения которого напрямую отражают действительность ХХ века России.

«В темные времена хорошо видно светлых людей» (Эрих Мария Ремарк).

Цитаты:

Мы говорим, пишем, читаем о подвиге, а подвижники молчат и его совершают.

«В мире сейчас наблюдается одно страшное явление: этот мир все больше погружается в какую-то пучину фактического страдания и в то же самое время все больше ненавидит саму идею страдания. Христианство предпочитает обратное этому соотношение».

Фудель у стен церкви о чем. Смотреть фото Фудель у стен церкви о чем. Смотреть картинку Фудель у стен церкви о чем. Картинка про Фудель у стен церкви о чем. Фото Фудель у стен церкви о чем

Фотографии из следственного дела С. Фуделя (1922 г.)

«Это было в Бутырской тюрьме осенью 1922 года, и это было как светлый ветер, выметавший сор души. Я готовился к этапу и раздавал, что имел, и, чем больше раздавал, тем глубже дышал воздухом свободы, в которой мы призваны быть всегда. И это время тюремного дерзания так и осталось сладчайшим временем жизни. Почему я тогда не умер?»

Фудель у стен церкви о чем. Смотреть фото Фудель у стен церкви о чем. Смотреть картинку Фудель у стен церкви о чем. Картинка про Фудель у стен церкви о чем. Фото Фудель у стен церкви о чем

Фотографии из следственного дела С. Фуделя (1946 г.)

«Церковь есть тайна преодоления одиночества. Это преодоление должно ощущаться совершенно реально, так что, когда ты стоишь в храме, то тогда только истинно приходишь к стенам Церкви Божией, когда луч любви робко, но и внятно начал растапливать лед одиночества, и ты уже не замечаешь того, что только что воздвигало вокруг тебя колючую проволоку: ни неверия священника, воображаемого тобой только или действительного, ни злости «уставных старух», ни дикого любопытства двух случайно зашедших парней, ни коммерческих переговоров за свечным ящиком. Через все это ты идешь к слепой душе людей, к человеку, который, может быть, через минуту услышит лучшее, чем ты, — голос Человека и Бога: Иисуса Христа».

Об авторе:

Фудель у стен церкви о чем. Смотреть фото Фудель у стен церкви о чем. Смотреть картинку Фудель у стен церкви о чем. Картинка про Фудель у стен церкви о чем. Фото Фудель у стен церкви о чем

Сергей Иосифович Фудель (1901–1977) — православный богослов, философ, православный писатель, литературовед, родился в семье священника московской Бутырской тюрьмы. Был крещен в Покровской тюремной церкви. С 1922 года писатель трижды возвращался в Бутырку уже в качестве арестанта.

Фудель у стен церкви о чем. Смотреть фото Фудель у стен церкви о чем. Смотреть картинку Фудель у стен церкви о чем. Картинка про Фудель у стен церкви о чем. Фото Фудель у стен церкви о чем

Священник Иосиф Фудель с матушкой Евгенией

Его судили по 58-й статье Уголовного кодекса РСФСР. Фуделю вменялась контрреволюционная деятельность «с использованием религиозных предрассудков масс». В общей сложности Сергей Иосифович провел 12 лет в лагерях за свои убеждения.

На свадьбе Сергея Фуделя и его супруги Веры Сытиной присутствовали три архиерея: епископ Афанасий (Сахаров), архиепископ Николай (Добро­нравов) и архиепископ Фаддей (Успенский). И собрала их всех не только радость праздника, но общая ссылка — в этот период и состоялось венчание.

Фудель у стен церкви о чем. Смотреть фото Фудель у стен церкви о чем. Смотреть картинку Фудель у стен церкви о чем. Картинка про Фудель у стен церкви о чем. Фото Фудель у стен церкви о чем

Епископ Афанасий (Сахаров)

Фудель знал семь иностранных языков. Благодаря этому писатель мог подрабатывать репетитором и выполнять переводы для Издательского отдела Московской Патриархии.

Книга Фуделя о священнике Павле Флоренском без ведома автора была издана в Париже в 1972 году под псевдонимом Ф. Уделов.

Фудель у стен церкви о чем. Смотреть фото Фудель у стен церкви о чем. Смотреть картинку Фудель у стен церкви о чем. Картинка про Фудель у стен церкви о чем. Фото Фудель у стен церкви о чем

Пр оизведения Фуделя начали публиковаться в России лишь с 1991 года. В 2001–2005 гг. издательство «Русский путь» опубликовало трехтомник, в который вошли все произведения автора, а также сохранившиеся письма.

Источник

У стен Церкви

Из воспоминаний С. Фуделя

[1] [2] [3]

Монашество

Фудель у стен церкви о чем. Смотреть фото Фудель у стен церкви о чем. Смотреть картинку Фудель у стен церкви о чем. Картинка про Фудель у стен церкви о чем. Фото Фудель у стен церкви о чемП очему-то мне хочется начать свои воспоминания с монастыря. Одни из наиболее верных слов о монастыре я прочел у малоизвестного русского философа XVIII века — Григория Сковороды. В одном письме он пишет: «Монах есть ученик Христа, во всем уподобляющийся своему Учителю. Ты скажешь: апостол выше монаха. Согласен, но ведь апостол может получиться лишь из монаха. Тот, кто властвует над собой одним, есть монах. Кто же покоряет других, становится апостолом. Христос, пока был в уединении, был монахом».

Истинное монашество есть вечно живое и никогда не прекращающееся первохристианство.

Природа здесь (в Зосимовой пустыни — ред.) не та, что в Оптиной, — здесь север, и кругом монастыря густой еловый лес. Удивительно, как раскрывается человеку природа, когда она у церковных стен. Один ряд номеров гостиницы выходил окнами прямо в лес. И вот я помню, как зимой откроешь широкую форточку и чувствуешь запах снегов среди елей и среди такой тишины, которая уму непостижима. Все живое и нетленное и благоухающее чистотой.

Там, где монахи — истинные ученики Христовы, там около них расцветают самые драгоценные цветы земли, самая теплая радость земли около их стен.

Церковь

Обман действовал всегда, но более крепкие люди, противодействуя ему, всегда искали и всегда находили истинную Церковь: шли в глухие монастыри и леса, к старцам и юродивым, к Амвросию Оптинскому или Иоанну Кронштадтскому, к людям не только правильной веры, но и праведной жизни. Они-то и есть истинная Церковь, живущая и в городах и в пустынях, а всякое зло людей, только причисляющих себя к ней, есть, как говорил о. Валентин Свенцицкий, зло или грех не Церкви, а против Церкви.

Церковь не может быть ни социалистической, ни капиталистической, ни феодальной. Она может быть только Церковью Божией, и поскольку она перестает быть только Божией, она перестает быть Церковью или из Церкви Христовой преобразуется в церковь придворную, при каком бы строе или дворе она ни жила. Это и есть обмирщение Церкви — капиталистическое, социалистическое или феодальное, cujus regio eius religio: чье правление, того и религия (лат.). Обмирщение может быть разных глубин и всевозможных степеней, но суть его всегда та же: замена веры — неверием, чистоты — грехом.

Наше бытие в Церкви — это не право наше, а всегда Чудо и Нечаянная Радость.

Церковь есть тайна преодоления одиночества. Это преодоление должно ощущаться совершенно реально, так что, когда ты стоишь в храме, то тогда только истинно приходишь к стенам Церкви Божией, когда луч любви робко, но и внятно начал растапливать лед одиночества, и ты уже не замечаешь того, что только что воздвигало вокруг тебя колючую проволоку: ни неверия священника, воображаемого тобой только или действительного, ни злости «уставных старух», ни дикого любопытства двух случайно зашедших парней, ни коммерческих переговоров за свечным ящиком. Через все это ты идешь к слепой душе людей, к человеку, который, может быть, через минуты услышит лучше, чем ты, яснее, чем ты — голос Человека и Бога: Иисуса Христа.

Рядом с никогда не умирающей жизнью Христовой Церкви, в церковной ограде всегда жило зло, и на это надо иметь открытые глаза, надо всегда знать, что «рука предающего Меня со Мною на трапезе». Иоанн Златоуст не боялся осознать и говорить о духовной болезни своей местной Церкви. Иоанн Кронштадтский говорил: «Не узнав духа убивающего, не узнаешь Духа Животворящего. Только по причине прямых противоположностей Добра и Зла, жизни и смерти, мы узнаем ясно и ту, и другую».

А для Церкви теперь такое время, когда особенно важно, чтобы зрение христиан было ясное, чтобы они могли «узнать и ту, и другую».

Только Святая Церковь есть Церковь, но бытие Святой Церкви есть тайна, нам не вполне открытая: нашими глазами не может быть явно зримо Тело Христово, мы могли утверждать, что для того, что-бы быть в Церкви, надо быть в истине, в Святыне Божией, но кто именно в данный момент состоит и кто не состоит в ней, — мы не знаем. Поэтому Господь и сказал: «Не выдергивайте на поле плевел, чтобы вместе с ними не выдергивать пшеницу». Это надо понимать, прежде всего в том смысле, что сейчас я, и ты, или она — плевелы, а через час и я, и ты и она можем стать пшеницей, или, как сказал св. Ириней Лионский, «человек сам для себя есть причина того, что он делается иногда пшеницей, иногда соломою». (Против ересей, кн. 4, гл. 4).

В храм вошли два мальчика: одному лет шесть, другому меньше. Младший, очевидно, здесь еще не бывал, и старший водит его, как экскурсовод. Вот и Распятие. «А это чего?» — замирает младший с широко открытыми глазами. Старший отвечает уверенно: «А это — за правду».

Но надо осознавать отдельность мира от Церкви: мы не имеем права не знать, что мир не хочет Церкви и противопоставляет себя ей. Прощальная беседа Господа, записанная апостолом Иоанном, есть Завещание. В ней о Церкви, остающейся в мире, окруженной неверием и ненавистью мира.

«Духа истины мир не знает, а вы знаете» (14, 17). «Мир уже не увидит Меня, а вы увидите Меня» (14, 19). «Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» (15, 19). «Вы восплачете, и возрыдаете, а мир возрадуется» (16, 20). «В мире будете иметь скорбь, но мужайтесь: Я победил мир» (16, 33). Победил же Господь крестной любовью к этому самому миру.

Святость есть действительность причастия Святого Духа. Поэтому весь вопрос о Церкви сводится к ее святости, — к ее наполненности Святым Духом, к наполненности людей, ее составляющих, Святым Духом.

Если Церковь не святая, она уже и не единая, и не соборная, и не апостольская.

В лице своих представителей Церковь — мы видим — теряет свою святость, и человек поэтому все меньше в нее верит, и она все меньше значит для мира. Международными религиозными съездами и их призывами к социальным реформам или действиям человека не обманешь. Слишком много он за свою горькую историю уже видел и слышал умных съездов и прекрасных программ. Человек знает, что спасти его может только Бог Своею Кровию и Своею Силою, которую, как бы в ответ на эту Кровь, должны были любовью и подвигом воспринимать все люди. Поэтому так страшно оскудение святости в мире и в Церкви. Мир не хочет подвига и не хочет любви.

Когда круг будет замыкаться, на земле останутся непобежденные в своей святости «двое или трое» — Церкви Христовой, и свет их святости будет такой, какой уже невозможно будет вместить этой истории. Это и будет ее конец. Эти непобежденные «два» покажут, что Царство Божие и Воля Божия осуществились в них «и на земле, как на небе», и что все человечество могло бы стать таким же, как и они.

Есть вера-обычай и есть вера-ощущение. Нам всегда удобнее пребывать в первой, каков бы ни был в нас этот обычай — бытовой или рациональный, как у сектантов. Обычай ни к чему духовно трудному не обязывает. Вера-ощущение требует подвига жизни: труда, любви и смирения. И только она дает ощущение Церкви, которого в нас так ужасно мало, о котором мы часто даже и не слышали. «Какое там еще ощущение Церкви!» Может быть, это даже какое-то новое раскольничество?

Вот только к этому ощущению реальности святой Церкви, к ощущению ее святого пребывания в истории и вели многих из нас годы тюремной и ссыльной жизни.

Помню одно ноябрьское утро в камере 1922 года. Ноябрьское утро бывает темнее декабрьского, если снег еще не покрывает землю. Это самое одинокое время года, время тоски и природы и сердца. И в такое утро особенно трудно вставать. Откроешь глаза — и вот все та же пыльная лампочка, горевшая, по правилам, всю долгую ночь. В коридоре еще тихо, только где-то внизу хлопнула дверь. Но я вижу, что о. Валентин и о. Василий уже встают, и вдруг стену внутреннего холода пробивает, как луч, теплая, победоносная мысль: да ведь сегодня будут служить литургию! Сегодня там, на маленьком столике у окна, опять загорится огонь и через все стены и холод опять поднимется за всех людей, за всю страдающую землю жестяная тюремная чаша.

«Твоя от Твоих, Тебе приносяще о всех и за вся» — у нас нет ничего, кроме этого, но именно в этом больше всего нуждается мир.

Молитва пред иконой

Молиться без икон трудно. Икона собирает в себе внимание молитвы, как увеличительное стекло собирает в себе рассеянные лучи в одно обжигающее пятно. Икона — учили отцы — есть утверждение реальности человеческой плоти Христовой, и, кто отвергает икону, тот не верит в реальность Бого-воплощения. т. е. человеческой природы Богочеловека.

Молитва

О. Валентин Свенцицкий, с одной стороны, был как бы обычный семейный священник, с другой, опытный учитель непрестанной молитвы. Это поразительный факт, что еще в 1925 году, в центре Москвы этот человек вел в приходских храмах свою горячую проповедь великого молитвенного подвига. Он много сделал и для общей апологии веры, но главное его значение в этом призыве всех на непрестанную молитву, на непрестанное горение духа.

«Молитва, — говорил он, — воздвигает стены вокруг нашего монастыря в миру».

Он же выразил в краткой формуле разрешение всей сложности вопроса о внутреннем церковном зле. «Всякий грех в Церкви, — сказал он, — есть грех не Церкви, но против Церкви». Отсюда понятно, что церковный раскол по мотивам упадка нравственности, уже не говоря о других мотивах, есть прежде всего религиозная глупость, недомыслие. Все искаженное, нечистое, неправильное, что мы видим в церковной ограде, не есть Церковь, и для того, чтобы не иметь с этим общения, совсем не надо выходить за ее ограду, нужно только самому в этом не участвовать. И тогда будут исполняться слова: «Для чистого — все чисто».

«Молитва рождается от любви». Не то же ли это самое, что сказать: «Молитва рождается от слез?» Я это понял, услышав слова одной современной девушки. В храме ее кто-то спросил: «Как научиться молиться?» Она не испугалась трудности вопроса, но ответила сразу: «Пойди заплачь и научишься».

Эта девушка дополнила Древний Патерик.

Нужно знать учение отцов о том, что в то время, как всякое доброделание, например, пост, может сделаться своим и привычным для человека, — молитва всегда остается как бы непривычной. Отцы говорили, что молитва — это доброделание ангелов. Как часто убеждаешься в этой особенности молитвы, вводя себя с таким трудом на утренние молитвы, то есть на такую, казалось бы, хоженую тропу. Вот почему, учат отцы, как опасна всякая прерывность в молитве и, наоборот, благодетельно принуждение своего «правила», понимаемого как кнут. «Царство Божие нудится», т. е. силой берется, принуждением себя. Сказано так же, что Царствие Божие — в сердце. Надо взять сердце в руку, теплую, но твердую, и тогда начинает укореняться молитва.

Отец Валентин Свенцицкий учил, что непрестанную молитву не надо прекращать и во время богослужения.

Источник

Сергей Фудель: У стен церкви

Здесь есть возможность читать онлайн «Сергей Фудель: У стен церкви» весь текст электронной книги совершенно бесплатно (целиком полную версию). В некоторых случаях присутствует краткое содержание. Город: Москва, год выпуска: 2009, ISBN: ISBN 978–5–85887–322–8, издательство: Русский путь, категория: Религия / на русском языке. Описание произведения, (предисловие) а так же отзывы посетителей доступны на портале. Библиотека «Либ Кат» — LibCat.ru создана для любителей полистать хорошую книжку и предлагает широкий выбор жанров:

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

Фудель у стен церкви о чем. Смотреть фото Фудель у стен церкви о чем. Смотреть картинку Фудель у стен церкви о чем. Картинка про Фудель у стен церкви о чем. Фото Фудель у стен церкви о чем

У стен церкви: краткое содержание, описание и аннотация

Предлагаем к чтению аннотацию, описание, краткое содержание или предисловие (зависит от того, что написал сам автор книги «У стен церкви»). Если вы не нашли необходимую информацию о книге — напишите в комментариях, мы постараемся отыскать её.

Сергей Фудель: другие книги автора

Кто написал У стен церкви? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Фудель у стен церкви о чем. Смотреть фото Фудель у стен церкви о чем. Смотреть картинку Фудель у стен церкви о чем. Картинка про Фудель у стен церкви о чем. Фото Фудель у стен церкви о чем

Фудель у стен церкви о чем. Смотреть фото Фудель у стен церкви о чем. Смотреть картинку Фудель у стен церкви о чем. Картинка про Фудель у стен церкви о чем. Фото Фудель у стен церкви о чем

Фудель у стен церкви о чем. Смотреть фото Фудель у стен церкви о чем. Смотреть картинку Фудель у стен церкви о чем. Картинка про Фудель у стен церкви о чем. Фото Фудель у стен церкви о чем

Фудель у стен церкви о чем. Смотреть фото Фудель у стен церкви о чем. Смотреть картинку Фудель у стен церкви о чем. Картинка про Фудель у стен церкви о чем. Фото Фудель у стен церкви о чем

Фудель у стен церкви о чем. Смотреть фото Фудель у стен церкви о чем. Смотреть картинку Фудель у стен церкви о чем. Картинка про Фудель у стен церкви о чем. Фото Фудель у стен церкви о чем

Фудель у стен церкви о чем. Смотреть фото Фудель у стен церкви о чем. Смотреть картинку Фудель у стен церкви о чем. Картинка про Фудель у стен церкви о чем. Фото Фудель у стен церкви о чем

Возможность размещать книги на на нашем сайте есть у любого зарегистрированного пользователя. Если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия, пожалуйста, направьте Вашу жалобу на info@libcat.ru или заполните форму обратной связи.

В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.

Фудель у стен церкви о чем. Смотреть фото Фудель у стен церкви о чем. Смотреть картинку Фудель у стен церкви о чем. Картинка про Фудель у стен церкви о чем. Фото Фудель у стен церкви о чем

Фудель у стен церкви о чем. Смотреть фото Фудель у стен церкви о чем. Смотреть картинку Фудель у стен церкви о чем. Картинка про Фудель у стен церкви о чем. Фото Фудель у стен церкви о чем

Фудель у стен церкви о чем. Смотреть фото Фудель у стен церкви о чем. Смотреть картинку Фудель у стен церкви о чем. Картинка про Фудель у стен церкви о чем. Фото Фудель у стен церкви о чем

Фудель у стен церкви о чем. Смотреть фото Фудель у стен церкви о чем. Смотреть картинку Фудель у стен церкви о чем. Картинка про Фудель у стен церкви о чем. Фото Фудель у стен церкви о чем

Фудель у стен церкви о чем. Смотреть фото Фудель у стен церкви о чем. Смотреть картинку Фудель у стен церкви о чем. Картинка про Фудель у стен церкви о чем. Фото Фудель у стен церкви о чем

Фудель у стен церкви о чем. Смотреть фото Фудель у стен церкви о чем. Смотреть картинку Фудель у стен церкви о чем. Картинка про Фудель у стен церкви о чем. Фото Фудель у стен церкви о чем

Фудель у стен церкви о чем. Смотреть фото Фудель у стен церкви о чем. Смотреть картинку Фудель у стен церкви о чем. Картинка про Фудель у стен церкви о чем. Фото Фудель у стен церкви о чем

Фудель у стен церкви о чем. Смотреть фото Фудель у стен церкви о чем. Смотреть картинку Фудель у стен церкви о чем. Картинка про Фудель у стен церкви о чем. Фото Фудель у стен церкви о чем

Фудель у стен церкви о чем. Смотреть фото Фудель у стен церкви о чем. Смотреть картинку Фудель у стен церкви о чем. Картинка про Фудель у стен церкви о чем. Фото Фудель у стен церкви о чем

Фудель у стен церкви о чем. Смотреть фото Фудель у стен церкви о чем. Смотреть картинку Фудель у стен церкви о чем. Картинка про Фудель у стен церкви о чем. Фото Фудель у стен церкви о чем

Фудель у стен церкви о чем. Смотреть фото Фудель у стен церкви о чем. Смотреть картинку Фудель у стен церкви о чем. Картинка про Фудель у стен церкви о чем. Фото Фудель у стен церкви о чем

Фудель у стен церкви о чем. Смотреть фото Фудель у стен церкви о чем. Смотреть картинку Фудель у стен церкви о чем. Картинка про Фудель у стен церкви о чем. Фото Фудель у стен церкви о чем

У стен церкви — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком

Ниже представлен текст книги, разбитый по страницам. Система сохранения места последней прочитанной страницы, позволяет с удобством читать онлайн бесплатно книгу «У стен церкви», без необходимости каждый раз заново искать на чём Вы остановились. Поставьте закладку, и сможете в любой момент перейти на страницу, на которой закончили чтение.

У стен церкви

ПРЕДИСЛОВИЕ

Это и воспоминания, и размышления.

Жизнь определенно кончается, а в душе еще много невысказанного. Вспоминаются слова:

Мы вериги носим на теле

Нерассказанных этих лет.

Сил на что–то цельное и большое у меня совсем нет, а поэтому решил записать то, что успею, в надежде, что и это может кому–нибудь пригодиться.

Совсем особенное чувство нетленной жизни испытывает человек, когда сознает себя стоящим около действительной святости Церкви. Это длится недолго, а человек в эти минуты еще не знает наверное, — находится ли он сам в этой Святости, т.е. в Святой Церкви, на какой–то блаженный миг он чувствует, что стоит около ее пречистых стен.

Ибо наше бытие в Церкви — это не право наше, а всегда Чудо и Нечаянная Радость.

Церковь есть тайна преодоления одиночества. Это преодоление должно ощущаться совершенно реально, так что, когда ты стоишь в храме, то тогда только истинно приходишь к стенам Церкви Божией, когда луч любви робко, но и внятно начал растапливать лед одиночества, и ты уже не замечаешь того, что только что воздвигало вокруг тебя колючую проволоку: ни неверия священника, воображаемого тобой только или действительного, ни злости «уставных старух», ни дикого любопытства двух случайно зашедших парней, ни коммерческих переговоров за свечным ящиком. Через все это ты идешь к слепой душе людей, к человеку, который, может быть, через минуту услышит лучшее, чем ты, — голос Человека и Бога: Иисуса Христа.

Старец архимандрит Серафим (Батюгов) провел в затворе — не в монастыре, а в миру — примерно 12 лет, главным образом, в Загорске, где и умер 19 февраля 1942 г. В затвор он ушел по послушанию. Он был в Дивееве у блаженной Марьи Ивановны, рассказывал ей о своей работе на приходе (в церкви Кира и Иоанна в Москве), работе, очень его вдохновляющей, а она его прервала и говорит: «Иди в затвор». Он еще раз попытался привести какие–то разумные доводы против такого решения, но она в третий раз сказала ему то же.

«И тогда, — рассказывал он мне, — я ей сказал: «Благословите, матушка». В затворе он пробыл до самой смерти. Так простая, так сказать, женщина, не имевшая никаких иерархических прав, имевшая только личную святость, решила судьбу архимандрита. Обычные нормы отношений, наблюдаемые на поверхности Церкви, как–то изменяются на ее глубине. Епископы, духовные дети простого иеромонаха, о. Алексея Зосимовского, помню, кланялись ему в ноги при свидании. У праведников иные законы.

Старец Серафим рассказывал мне как–то раз один случай из его практики, говорящий о том же. Главным по сану в его храме был одно время епископ. Однажды возник спор по важному духовному вопросу. С мнением о. Серафима епископ был не согласен, и о. Серафим находился в большом смущении, не зная, как поступать. Это продолжалось до тех пор, пока его мнение не подтвердил о. Нектарий Оптинский, и тогда о Серафим как настоятель поступил вопреки мнению епископа. Слово простого Оптинского иеромонаха решило вопрос. В иерархическом культе Рима это было бы немыслимо.

Помню серебро длинных волос на плечах о. Серафима, а сам он в синей толстовке и брюках, без подрясника, этим народ смущает, а, может быть, испытывает меня: «Вот вы так снисходительны, — говорит он, — не обращайте внимания на мой костюм». — «Батюшка, — восклицаю я совершенно искренно, — какое же это может иметь значение?» Он молчит, но я вижу, что он доволен: значит, нет преграды между его теплой заботой о моей жизни и мной, ничего внешнее этому не мешает.

Около тепла святой души тает лед сердца. Мне трудно в каком–то смысле, быть рядом со старцем, и в то же время, около него я снова, словно в материнском лоне. Может быть, и в лоне младенцы не всегда чувствуют себя уютно. Бесконечность человеческой заботы о всяком, кто к нему подходит, или кто нуждается в духовной помощи, в сочетании с уже не человеческой, но сверхчеловеческой силой, много духовного зрения, — вот как можно было бы приблизительно определить обаяние всякого истинного старца.

Помню, я переписывал одно его письмо к какой–то духовной дочери по его поручению, и оно начиналось так: «Чадо мое любимое». Вот он стоит в подряснике, опоясанный кожаным поясом, в полумантии, — со всеми нами на молитве. Иногда крестит кого–то в пространстве пред собой — какого–то отсутствующего своего духовного ребенка. Иногда останавливает чтеца и начинает читать сам, но на середине псалма или молитвы вдруг замолкает, так глубоко вздыхая, что дыхание наполняет комнату. И мы молчим и ждем, зная, что его молитва именно сейчас не молчит, но кричит Богу. Или бывает так: он начинает читать молитву обычным голосом, размеренно, «уставно», но вдруг голос срывается, делается напряженным, глаза наполняются слезами, и так продолжается иногда несколько минут. Обычно для нас колея уставного молитвенного строя при нем иногда явно нарушалась. С ним могло быть, так сказать, неудобно молиться, так же «неудобно», как не умеющим плавать идти за умеющим в глубокую воду. О. Владимир (Криволуцкий) однажды выразил ему свое смущение и осуждение. Он промолчал — и не изменился. И я думаю, что еще в большем неудобстве мы бы почувствовали себя на апостольском богослужении, когда простые миряне получали откровения, говорили на незнакомых языках и пророчествовали. Для нас такое богослужение — только предмет исторического интереса, а для святых оно, очевидно, есть реальная возможность. Отец Серафим с большим уважением относился к уставу, считал, что нарушение его по дерзости или небрежности гибельно («вне Устава, — как–то сказал он мне — когти диавола»), но сам в своем служении входил фактически в какую–то иную эпоху Церкви, которая, наверное, во многом будет походить на первохристианскую.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *