Фудкорты и фуд плейсы что это такое

Фудхолл и фудкорт – в чем разница?

В прошлом месяце в Москве с шумом открылся фудхолл «ДЕПО», о котором написали все гастропорталы столицы и не только. Для москвичей такой формат уже не в новинку: сейчас уже работают Даниловский рынок, «Вокруг света» и еще с десяток. В Петербурге подобные гастропроекты находятся только в стадии согласований, планирования или реконструкций. Самый близкий к этой концепции Долгоозерный рынок работает около года. Что еще нужно знать о фудхоллах, спросили у экспертов.

Фудкорты и фуд плейсы что это такое. Смотреть фото Фудкорты и фуд плейсы что это такое. Смотреть картинку Фудкорты и фуд плейсы что это такое. Картинка про Фудкорты и фуд плейсы что это такое. Фото Фудкорты и фуд плейсы что это такое

Растущая популярность фудхоллов сегодня однин из самых ярких трендов в сфере общественного питания. В Москве уже более 15 фудхоллов и, я уверен, в ближайшее время этот формат начнет активно появляться в регионах.

У его популярности две основные причины. Первый – соответствие запросу аудитории. Фудхолл предлагает своим посетителям большой выбор разнообразной, аутентичной еды за относительно небольшие деньги. Качественная и интересная еда вкупе с необычным пространством дают тот самый новый гастрономический опыт, новые впечатления, которые сейчас так важны потребителям. С точки зрения среднего чека и посадки этот формат сопоставим с фудкортом с сетевыми проектами-арендаторами, а вот с точки зрения атмосферы, концепции и, главное, качества продуктов – это полная его противоположность. Изначально участниками фудхоллов были, в основном гастроэнтузиасты. Философия рвущегося вперед стартапа требовала от них экстра внимания к качеству их продукта. И, конечно, это было позитивно воспринято публикой. Следом таким форматом заинтересовались и опытные рестораторы – достаточно посмотреть на тех, кто открыл корнеры в «Депо». Благодаря всем игрокам, столичный модный стритфуд, представленный на фудхоллах, становится умным, здоровым, с качественными продуктами и интересной подачей.

Фудкорты и фуд плейсы что это такое. Смотреть фото Фудкорты и фуд плейсы что это такое. Смотреть картинку Фудкорты и фуд плейсы что это такое. Картинка про Фудкорты и фуд плейсы что это такое. Фото Фудкорты и фуд плейсы что это такое

Time out market в Лиссабоне

Вторая причина популярности формата – уникальная для рынка общепита эффективность и успешность Даниловского рынка – первого в Москве фудхолла на территории обновленного сельскохозяйственного рынка. В результате реконцепции эффективность использования площадей рынка увеличилась в полтора раза, а ежедневная посещаемость составила от 7 до 13 тысяч человек. Кроме того, состав аудитории изменился: если раньше средний возраст был 45+ лет, то теперь – 30–35 лет. Даниловский рынок, который Ginza Project перезапустила в 2017 году, дал старт развитию фудхоллов в Москве и показал городским властям и владельцам подобных объектов то, насколько выгодным может оказаться вложение в их реконструкцию.

Фудкорты и фуд плейсы что это такое. Смотреть фото Фудкорты и фуд плейсы что это такое. Смотреть картинку Фудкорты и фуд плейсы что это такое. Картинка про Фудкорты и фуд плейсы что это такое. Фото Фудкорты и фуд плейсы что это такое

Последовавшая за Даниловским массовая реновация рынков дала толчок к дальнейшему активному развитию фудхоллов в столице. Помимо рынков, площадкой для новых фудхоллов становятся и бывшие производственные помещения. Эти площадки объединяет большая площадь и, обычно, удачное расположение.

В каждом российском городе есть такие объекты, обычно они имеют удачную локацию, многие обладают исторической ценностью. И судя по запросам, которые мы получаем от собственников рынков в разных городах, массовое обновление таких площадок и появление современных фудхоллов в российских регионах произойдет в ближайшие 2-3 года.

Фудкорты и фуд плейсы что это такое. Смотреть фото Фудкорты и фуд плейсы что это такое. Смотреть картинку Фудкорты и фуд плейсы что это такое. Картинка про Фудкорты и фуд плейсы что это такое. Фото Фудкорты и фуд плейсы что это такое

Dekalb Market Hall Бруклин

Первый на очереди – конечно, Санкт-Петербург. Правительство города уже объявила о своей готовности организовать обновление городских рынков (например, Кузнечного, Василеостровского, Московского, Сенного, Хасанского), и Ginza Project, конечно, заинтересован в развитии таких форматов в родном городе.

Фудкорты и фуд плейсы что это такое. Смотреть фото Фудкорты и фуд плейсы что это такое. Смотреть картинку Фудкорты и фуд плейсы что это такое. Картинка про Фудкорты и фуд плейсы что это такое. Фото Фудкорты и фуд плейсы что это такое

Новое явление — фудхолл — всего несколько лет назад появилось в Москве, в Петербурге же тренд только набирает обороты. Отличие от фудкорта в том, что в фудхолл идут целенаправленно, чтобы попробовать разную еду. Это не просто перекус по дороге в очередной магазин торгового центра, это осознанный выбор, «еда со смыслом». Если в традиционном кафе кухня часто ограничена одним концептом, то в фудхолле представлены совершенно разные варианты: от пиццерии до раменной. И цены, конечно, значительно ниже по сравнению с рестораном а-ля-карт.

В прошлом году мы автоматизировали «Зеленый рынок», проект международного ресторанного холдинга Ginza Project и инвестиционной группы компаний «Аваль». Гастромаркет распространил формат фудхолла в спальном районе Москвы: в мини-ресторанах представлены блюда с разных уголков мира, среди которых американские бургеры, вьетнамский суп фо, немецкие колбаски, итальянская пицца, грузинский хачапури, японские роллы и многое другое. В Петербурге к подобному формату можно отнести Долгоозерный рынок и еще не открывшийся фудхолл во Владимирском пассаже.

Фудкорты и фуд плейсы что это такое. Смотреть фото Фудкорты и фуд плейсы что это такое. Смотреть картинку Фудкорты и фуд плейсы что это такое. Картинка про Фудкорты и фуд плейсы что это такое. Фото Фудкорты и фуд плейсы что это такое

Фудкорты и фуд плейсы что это такое. Смотреть фото Фудкорты и фуд плейсы что это такое. Смотреть картинку Фудкорты и фуд плейсы что это такое. Картинка про Фудкорты и фуд плейсы что это такое. Фото Фудкорты и фуд плейсы что это такое

Фудкорты и фуд плейсы что это такое. Смотреть фото Фудкорты и фуд плейсы что это такое. Смотреть картинку Фудкорты и фуд плейсы что это такое. Картинка про Фудкорты и фуд плейсы что это такое. Фото Фудкорты и фуд плейсы что это такое

Фудкорты и фуд плейсы что это такое. Смотреть фото Фудкорты и фуд плейсы что это такое. Смотреть картинку Фудкорты и фуд плейсы что это такое. Картинка про Фудкорты и фуд плейсы что это такое. Фото Фудкорты и фуд плейсы что это такое

Примером фудхолла может служить Центральный рынок, «Депо», Усачевский рынок. Это общее единое пространство с разными точками питания, но с общей посадочной зоной. Получается, что в рамках такого формата различные концепции объединяет единое пространство с особой атмосферой.

Формат фудхоллов популярен по нескольким причинам. Во-первых, потому что все мы любим разнообразие – а фудхолл это как раз тот случай, когда сразу несколько кухонь собраны в одном месте. Во-вторых, фудхоллы отвечают запросам молодого поколения – более мобильного, открытого к гастрономическим экспериментам. Кроме того, это более массовый, более демократичный формат, который при этом является более здоровой альтернативой фудкортам с изобилием фастфуда.

Фудкорты и фуд плейсы что это такое. Смотреть фото Фудкорты и фуд плейсы что это такое. Смотреть картинку Фудкорты и фуд плейсы что это такое. Картинка про Фудкорты и фуд плейсы что это такое. Фото Фудкорты и фуд плейсы что это такое

Markthalle Neun Berlin, Germany

Сам тренд пришел к нам из Европы и Америки, когда сегмент HoReCa стал постепенно осваивать переизбыток торговых площадей, который образовался в результате снижения динамики ритейла. Фудхоллы в этом плане стали наследниками фудкортов, но если фудкорт – это про «поел и побежал», то фудхолл предполагает более осознанное погружение в кулинарию, особую атмосферность и достаточно высокий уровень сервиса.

Фудхолл – это в каком-то роде гибрид форматов. С одной стороны, это, прежде всего, хорошая ресторанная еда, это интересная кулинария. С другой стороны, это совмещение в едином большом пространстве нескольких форматов с традиционными кухнями разных стран и континентов. А фудкорт – это, как правило, просто общая площадка для типовых точек с фастфудом.

Фудкорты и фуд плейсы что это такое. Смотреть фото Фудкорты и фуд плейсы что это такое. Смотреть картинку Фудкорты и фуд плейсы что это такое. Картинка про Фудкорты и фуд плейсы что это такое. Фото Фудкорты и фуд плейсы что это такое

Central Market Hall, Budapest, Hungary

Для гостей минус, прежде всего, в том, что это место действительно популярное и даже тусовочное, люди приходят сюда не только для того, чтобы поесть, но и чтобы хорошо провести время – и тут же возникает проблема с посадочными местами.

А для рестораторов главная сложность с освоением такого формата в умении выстроить свой технологический процесс. То есть, если в ресторане ты работаешь с большой кухней и множеством подсобных помещений, в фудхолле ты однозначно имеешь дело с открытой кухней и очень ограниченными возможностями в плане сопутствующих помещений. Но, думаю, эти проблемы тоже решаются методом проб и ошибок.

Потенциал у такого формата для развития, безусловно, есть – особенно если речь идет о регионах, в которых фаст-кэжуал только начинает развиваться и приживаться. Весь ажиотаж вокруг открытия «Депо» в Москве показал, что насыщения рынка в этом сегменте еще не произошло – и это отличная возможность для рестораторов показать новые концепции, заинтересовать и вовлечь новую аудиторию в гастрокультуру.

Источник

Почему фуд-холлы так популярны? Отвечает основатель архитектурного бюро Archpoint

Фуд-холлы — развивающийся тренд: в Европе и США их уже больше двухсот. Что такое фуд-холлы, как мода на них пришла в Россию, какие у формата есть архитектурные особенности — рассказывает Валерий Лизунов, основатель архитектурного бюро Archpoint и совладелец московских баров Parka, Prscco Bar, Aprol Bar и «Проходное место».

Для справки: в 2020 году специалисты архитектурного бюро Archpoint (Валерий Лизунов, Екатерина Агеева, Максим Винокуров) реконструировали Черемушкинский рынок, переосмыслив его внешний вид.

Фуд-холлы, или гастромаркеты, — современный гастрономический и культурный феномен. Это пространства, в которых на одной территории представлены несколько заведений с разными концепциями и кухнями разных народов, а часто еще и рынок со свежей фермерской продукцией. До пандемии я успел побывать во многих гастромаркетах в Европе, США и Азии, и везде меня привлекала бурлящая там жизнь — это настоящий тренд среди людей всех возрастов и национальностей.

В России такие места начали развиваться не так давно: пилотный пример этой концепции — Даниловский рынок в Москве, который оформился как гастромаркет в 2017 году. После его успеха игроки ресторанного бизнеса подхватили и стали развивать эту идею. Сейчас в столице уже несколько десятков фуд-холлов, к этой цифре стремится Санкт-Петербург, а тенденция идет и в регионы.

Истоки

В нашу страну концепция, как водится, пришла с Запада: в Европе и США количество фуд-холлов превышает пару сотен, и популярны они дольше, чем у нас, — уже больше десяти-двадцати лет. Западные страны, в свою очередь, переняли концепцию у азиатов, у которых распространены рынки, на которых можно не только купить продукты, но и попросить их сразу же приготовить. Наиболее известные фуд-холлы за границей — это Time Out Market в Лиссабоне, Revival Food Hall в Чикаго, Markthal Rotterdam в Роттердаме, Borough Market в Лондоне. И это мегапопулярные места — тот же Time Out Market привлекает ежегодно более 3 млн посетителей.

Если задумываться о том, почему такая концепция появилась и стала успешной, наверное, мы придем к тому, что еда перестала быть простым удовлетворением физической потребности. Еда стала культурным феноменом: людей интересует, как появилось то или иное блюдо, как оно приготовлено, как оно связано с местной культурой. И вместе с интересом к иностранным незнакомым блюдам у людей пробуждается желание узнавать больше и о том, что готовят на родине. Все это накладывается на стремление добавить к приему пищи новые ощущения: сидя за барной стойкой, можно увидеть процесс приготовления стейка или на мастер-классе известного шеф-повара создать собственный тартар из тунца с фреголой и малиной.

Открываются фуд-холлы в разных местах — под них могут построить новое здание, могут открыть в торговом центре, а могут переосмыслить старый городской рынок, трамвайное депо, промышленное здание, вокзал или порт. Например, фуд-холл Ponce City Market в Атланте раньше был складом крупной американской компании, а в здании Chelsea Market в Нью-Йорке производили печенье Oreo. Иногда концепция фуд-холла сочетает совсем несочетаемое: в Лондоне гастромаркет Mercato Metropolitano открылся в отреставрированной церкви начала XIX века, и, откусывая горячую «Маргариту» или наслаждаясь пинтой крафтового пива, можно встретиться взглядом с ликом святого со старинного витража.

При этом история здания при трансформации не ретушируется полностью, сохраняется дух места. Это хорошо видно на примере московского фуд-молла «Депо»: на его территории остались исторические корпуса Миусского трамвайного депо, в зданиях восстановили кирпичные арки, колонны и чугунные оконные рамы.

Трансформируем рынки

«Депо» в России — это скорее исключение из правил, у нас фуд-холлы чаще всего открываются на месте городских рынков, которые потеряли свою актуальность и должны были из мононаправленных мест превратиться в многофункциональные. Это тот же Даниловский рынок, Черемушкинский, Центральный, Усачевский.

Черемушкинский рынок нам, например, удалось полностью изменить и превратить из устаревшего рынка советского образца в современное гастропространство. Я и члены моей команды побывали на разных маркетах и фуд-холлах за границей и запомнили какие‑то планировочные решения, но общую концепцию Черемушкинского мы сформировали сами.

Наверное, то, что мы взяли «взаймы» у иностранных гастромаркетов, — это четкость и простота планировки. Мы изначально разделили пространство по осям симметрии и отдельно выделили центр, в котором расположили винный бар с винотекой. Вокруг бара оборудовали достаточно большое рыночное пространство, а дальше — корнеры кафе и ресторанов.

Зона рынка разделена на четыре части по типу продукции: рыба и морепродукты, мясо, молочная продукция, фрукты и овощи. Пространство зонировано с помощью подсвеченных вывесок и еще одного, как нам кажется, интересного стилевого решения. Чтобы не перечеркивать историю популярного в Москве еще с 1960-х годов места, мы решили сделать отсылки к советской эстетике в интерьере. И в соответствии с этими направлениями в каждом блоке мы поставили скульптуру женщины в советском стиле: например, около точек продажи овощей и фруктов стоит женщина с корзиной фруктов и ягод, а в зоне продажи мяса — женщина с овечкой на руках. Все статуи уникальны — мы их специально разрабатывали вместе со скульптором Денисом Стритовичем, напечатали на 3D-принтере и вручную расписали.

Не фуд-корт, но и не ресторан

Не стоит путать фуд-холлы с фуд-кортами. Фуд-корты обычно встречаются в торговых центрах. Они типовым образом оформлены: по периметру расположены рестораны, в центре — зона посадки с пластиковыми столами и стульями, а ассортимент часто ограничен фастфудом. В таких местах посетитель не засидится и пойдет дальше за покупками.

Явление фуд-холлов уходит от подобной неискушенности: сюда приходят провести время и совершить гастрономическое путешествие по кухням мира, и ждут соответствующего оформления. Поэтому здесь свежие качественные продукты, красивый интерьер, мебель, более высокий уровень сервиса, чем в фуд-кортах, и интересные кулинарные решения. Здесь можно взять стейк средней прожарки, приправить его фалафелем и хумусом, а на десерт побаловаться японской выпечкой такояки с церемониальным чаем маття.

С другой стороны, это и не полноценные рестораны — здесь еду нужно заказывать у стойки, нет официантов и сервировки столов. Гастромаркеты стирают границу между ресторанной подачей и фастфудом: еду здесь можно получить быстро, но при этом с комфортом ею наслаждаться.

Статус феномена на стыке фуд-кортов и ресторанов отражается и на аудитории. Фуд-холлы привлекают разных людей, и найти что‑то для себя здесь могут и студенты, и бизнесмены — уровень корнеров варьируется от среднего до премиального.

Некоторые компании развивают концепцию и меняют соотношение ресторанного и фастфудного. Например, Eat Market от компании Zemskiy Group превратился в фуд-холл-ресторан, где еду можно заказать не только за стойкой, но и через официанта, в меню представлены все блюда, а заплатить можно по общему чеку. Иногда в здании гастромаркета открывают и полноценные рестораны с отдельным входом.

Архитектура

Так как для фуд-холлов часто используются бывшие промышленные здания или старые рынки, у них в разных странах появилась более-менее общая черта — это большое пространство, куда входит от десяти и более корнеров. Для оформления часто используется стилистика лофта: кирпичная кладка, открытые коммуникации и металлические балки на потолке, металлические колонны и большие плафоны ламп. Цвета отделки чаще всего черные, коричневые, серые и бежевые с теплыми древесными акцентами.

Главным вызовом для архитектора, начинающего планировать интерьер фуд-холла, становится необходимость объединить общую идею места с десятками разных нишевых концепций. Для этого обычно создаются общие зоны, выполненные в едином стилевом решении: объединяющий все корнеры фриз, общая структура (например, металлические колонны по бокам), единый стиль освещения (везде одни и те же лампы). А дальше каждый арендатор развивает идею как хочет, добавляя свои стилевые акценты. Но на стадии проекта, конечно, все проходят через процесс согласования с владельцем помещения, чтобы для него не было «сюрпризов» и все между собой сочеталось.

Второй вызов для архитектора — создание уютной атмосферы, в которой приятно находиться. Продумывание деталей, подбор цветов и материалов. Часто в интерьер добавляют акценты в виде растений или небольших деревьев.

Планировочные решения в гастромаркетах простые: большие пространства для столов и стульев, ряды корнеров, в проходах между которыми можно гулять как по небольшим проспектам, рыночное пространство с продуктами со всего света. Зонирование осуществляют разными способами: с помощью больших вывесок или декоративных конструкций под потолком, указывающих направление и отделяющих зоны с разным назначением, перегородками и ширмами, отделяющими группы столов, или с помощью освещения, которым подсвечивают смысловые зоны.

К оформлению корнеров владельцы относятся ответственно и выбирают материалы в зависимости от концепции и желаемой аудитории. Чаще всего стараются использовать более-менее бюджетные варианты, потому что аренда в фуд-холлах дорогая, а стопроцентной гарантии, что твоя концепция будет востребована в этом месте, нет. Но все равно это достойный уровень: вместо пластика в таких местах чаще всего отдают предпочтение тактильно и зрительно приятному дереву разных оттенков и хорошему металлу.

Еще одна из важных деталей при оформлении фуд-холла — грамотный подбор участников, каждый из которых отвечает за качество своей продукции. Важно, чтобы место получилось максимально разнонаправленным, кухни между собой не пересекались и не было лишней конкуренции.

Перспективы

Мой личный прогноз — концепция фуд-холлов будет развиваться и дальше. Пример Европы и США показывает, что это успешный и обкатанный формат, который в нашей стране со временем обрастет своими особенностями. Возможно, к текущему функционалу фуд-холлов будут добавляться новые формы досуга, и они будут становиться все интереснее для посетителей.

О потенциале развития говорит и спрос на такой формат в регионах страны: бизнесмены открывают или готовятся к открытию фуд-холлов в Краснодаре, Казани, Воронеже, Екатеринбурге, и понятно, что этим все не ограничится. Сейчас в Москве мы нарабатываем опыт, накапливаем подходящие актуальные дизайнерские решения, которые в будущем легко можно будет использовать в других городах.

Источник

Что такое food-court и с чем его едят

Что такое food-court и с чем его едят

Для начала, разберемся, что такое food-court (фуд-корт). Фуд-корт (англ. food-court) или ресторанный дворик- это отдельно отведенная зона в общественных помещениях (гостиница, вокзал, аэропорт, торгово- развлекательный центр, учебное заведение) для предоставления услуг питания. Характерной особенностью фуд- корта является то, что в этой зоне свои услуги предоставляют сразу несколько предприятий общественного питания. Еще одна особенность- это общий зал питания.

Из истории фуд-корта

Пионером фуд-корта следует считать Meeting Mall в Плимут, который был открыт 1971 году, но просуществовав недолго, был закрыт по ряду причин. А в марте 1974 года, появился торговый центр Paramus Park (известен как Paramus Park Mall ), расположен в Парамус, штат Нью-Джерси, США. Он и вошел в историю, как первый ресторанный дворик. Кроме того, он еще отличался и дизайном от своих конкурентов. Фуд-корт в этом торговом центре был расположен на уровне мезонина, зал питания был окружен террасами садов, с огромным 9-ти метровым водопадом. В 1986 году на базе фуд-корта в центре Paramus Park был построен инновационный McDonalds с использованием более дорогих отделочных материалов, чем в традиционных заведениях этой сети ресторанов. Ресторанный дворик в этом центре существует и сейчас.

Принцип устройства и работы ресторанных двориков

Организация работы ресторанного дворика довольно проста. Первая важна особенность фуд-корта- это наличие нескольких ресторанчиков, которые предлагают свое меню для посетителей. Все сводится к принципу самообслуживания. Посетитель заказывает еду в любом из предприятий быстрого питания, которые расположены в зоне фуд-корта и самостоятельно относит ее за свой столик. В некоторых заведениях прибегают к услугам официантов, но это скорее как исключение из правил. Самообслуживание в таких ресторанчиках может быть организована до такой степени, что посетитель самостоятельно комплектует свою тарелку едой и еда может продаватьcя на общий вес. Что ж, правила маркетинга отлично работают и в этой отрасли. Вторая отличительная особенность фуд-корта- это общий зал питания. Посетитель может выбрать себе любой свободный стол, и не обязательно это должен быть стол в непосредственной близости к тому ресторанчику, в котором он купил себе еду.

Планировка зоны фуд-корта

Схема планировки зоны фуд-корта зависит от планировки здания в целом. Но можно выделить несколько принципиальных схем. При проектировании самой зоны фуд-корта важно учитывать схему перемещения посетителей в торговом центре.

Линейная планировка

Линейна схема. Когда точки выдачи предприятий расположены одну линию, вытянутую вдоль всего зала питания. Этот принцип устройства применен в тогово- развлекательном центре «Lavina mall» в Киеве. Линейным расположение точек выдачи может быть с двух сторон от зала питания.

Круговая планировка

Островная планировка

Островные (или локальные), когда по причине сложной планировки самого здания нет возможности сформировать единый зал для фуд-корта, точки выдачи расположены хаотично и без заметного принципа размещения. Зал питания так же может не иметь единой выделенной территории, и разбит на несколько небольших участков. К такой схеме часто прибегают в случае расширения зоны фуд-корта за счет соседних торговых зон, которые изначально не были предусмотрены, как зона питания.

Фудкорты и фуд плейсы что это такое. Смотреть фото Фудкорты и фуд плейсы что это такое. Смотреть картинку Фудкорты и фуд плейсы что это такое. Картинка про Фудкорты и фуд плейсы что это такое. Фото Фудкорты и фуд плейсы что это такоеОстровная схема проектирования зоны фуд-корт (ресторанного дворика)

На фуд-корте могут быть представлены как и сетевые рестораны, так единичные небольшие заведения. В США и Европе зачастую в ресторанном дворике можно встретить и единичных частных продавцов, которые оказывают услуги питания по соседству с крупными предприятиями.

О пользе фуд-кортов

В основе существования ресторанных двориков лежит, в первую очередь, экономическая выгода. Экономическая выгода каждому ресторанчику, из числа тех, кто представлен на food-court и самому торговому центру, где расположен этот food-court. Если бы в торговом центре было представлено одно предприятие общественного питания, то его посетители- это ограниченный круг. А так, чем больше ресторанов представлено, тем больше охвачено посетителей. Выбор- наше все! Для самого торгового центра выгода прямая и косвенная. В общем зале питания посетитель не задерживается настолько долго, как в традиционном ресторане. Время приема пищи сокращено до необходимого физиологического минимума. Поэтому пропускная способность таких ресторанчиков довольно высокая, даже при условии наличия недорогих блюд в ассортименте. Экономические затраты на реализацию такого заведения тоже невелики, в сравнении с рестораном в традиционном понимании: дешевая мебель и отделочные материалы, минимум докора, освещение только функциональное. Одним словом- вложений по- минимуму. Со своей задачей- быстро и дешево накормить большую группу посетителей при минимальных затратах, ресторан в food-court справляется на все 100 %.

PS. Наш свежий проект ресторана вьетнамской кухни «NEM» на фуд-корте в ТРЦ LAVINA

Источник

Фудкорт изнутри. Или как программист делал фудкорт

У меня давно была мечта открыть свой ресторан, а к любой мечте нужно по-тихоньку двигаться.
Этим летом я сделал первый шаг — открыл фуд-корт на маркете «4 сезона».
Большую часть времени работал мобильным разработчиком и поэтому не обошлось без приложение для телефона, статистики, да и вообще UX-наработок в создании стенда и оформлении продукции.

Фудкорты и фуд плейсы что это такое. Смотреть фото Фудкорты и фуд плейсы что это такое. Смотреть картинку Фудкорты и фуд плейсы что это такое. Картинка про Фудкорты и фуд плейсы что это такое. Фото Фудкорты и фуд плейсы что это такое

Что такое фуд-корт?

Фуд-корт – это точка, где вам продают еду, которые вы едите на ходу, либо рядом за очень неудобным столиком. Часто распространены на разнообразных маркетах, фестивалях и ярмарках. Фуд-корты обычно мобильны, могут менять продукцию и цены. Есть фуд-корты посерьёзнее, которые уже имеют постоянную локацию, ассортимент и находятся в парках или торговых центрах, в так называемых комплексах «ресторанный дворик».

Что такое маркет?

Маркет — это модное слово для «ярмарки выходного дня» или мини-фестиваля.

Что нужно для участия?

Сколько это стоит?

Зависит от маркета и организаторов.
Участие на «4 сезона» за 2 выходных дня стоило 10к рублей. Понятие площади и места там не было.
«Ламбада-маркет» уже имеет стоимость порядка 10к за день.
Периодические тематические фудкорты в Сокольниках и ПГ могут стоит до 25к за день в праздники или 25к за обычные выходные. Площадь фиксированная — в вашем распоряжении один домик.
Первый Веган-фест в парке Сокольники стоил от 5000р за 1 кв.м. Стоимость увеличивалась в зависимости от кв.м. и «проходимости» предложенного участка (об этом будет ниже отдельно).

Кто такие организаторы?

Это некоторые лица, которые занимаются организацией мероприятия. Они договариваются о сроках, условиях, арендуют пространство, предусматривают проводку и обеспечение электричеством, светом, могут ставить павильоны или тенты.
Собственно все вопросы вы решаете с ними, а не с администрацией парка или ArtPlay напрямую.
Договор вы тоже подписываете с ними.

Что нужно делать на маркете?

В общем на маркете нужно что-то продавать.
Так как вы уже заплатили некоторую сумму за участие и скорее всего потратились на товар или работы по его приготовлению (если вы только не продаете воздух или проводите лотерею).
Ещё данное мероприятие можно рассматривать как неплохую рекламу, можно даже ничего не продавать.
Например, на маркете «4 сезона» участвовал экстрасенс 14-его сезона битвы на ТНТ.

Два зайца одним выстрелом

Переходим к завязке: какая же связь у маркета, программиста и мобильных технологий.

Проблемы участников маркета

Проблемы организаторов

Мобильное приложение

Требования к мобильному приложению

Интерфейс

На скрине снизу Interface Roadmap (Делал в Sketch, серый фон только для различимости белых экранов):

Фудкорты и фуд плейсы что это такое. Смотреть фото Фудкорты и фуд плейсы что это такое. Смотреть картинку Фудкорты и фуд плейсы что это такое. Картинка про Фудкорты и фуд плейсы что это такое. Фото Фудкорты и фуд плейсы что это такое

Main — это главный экран, на нём 3 основные кнопки: посчитать прошедшего посетителя, заинтересовавшегося и оформить продажу. Приложение всегда лежит перед тобой с включенным экраном, поэтому сложность совершения основных действий — 1 клик.
При клике на нижнюю кнопку — происходит переход к экрану Purchase и далее возврат к Main

Экран Positions служит для составления списка товаров (наименование и цена). Так как список может быть (да и должен быть) сформирован заранее, то на этот экран в течение нашего рабочего дня нам переходить нужно крайне редко.

Экран Stats — это доступ к реал-тайм статистике, она состоит из нескольких экранов и первый из них сразу отвечает на вопрос «Сколько мы заработали?». Также можно по piechart диаграмме сообразить, что мы успешно продаем, а что нет, или перейти к более детальной «списковой» форме.

Сторонние либы

Интро/обучение

Понятно, что разрабатываемое ПО — специализированное и нужно только целевой аудитории, то есть участникам фудкортов, выставок, маркетов.
Так как приложение переходит из частного собственного пользования в продакшн для группы людей, то конечно же нужно показать им возможности приложения и обучить как им пользоваться.
Изначально была идея делать при первом запуске листалку из не более 6-ти слайдов, где компактно и понятно объяснить, что происходит в приложении и для чего оно нужно.
После того как я показал данный вариант хорошему дизайнеру/UX-еру услышал в ответ, что это неправильный формат и моя листалка больше подходит для предоставления информации, что нового, например, в апдейте и никак не закрепляет те действия, которые пользователь должен сделать.

Поэтому в итоге было реализовано интерактивное обучение в виде поэтапного прохода всего процесса от занесения позиции до её продажи и получении статистики.
Хорошо или плохо, хочу попросить оценить вас. В конце сделал опросник =)

Почему Swift?

Конечно приятный синтаксический сахар (например, guard), компактность по сравнению с obj-c, плюс сторонник строгой типизации.
Протокольность Swiftа позволила сделать очень удобные решения, например, на Main и Stats есть одна и та же кнопка, реализацию которой получилось хорошо реализовать на протоколе с дефолтной имплементации. Как раз про данный функционал приводил код в предыдущей статье.

Анимации

Анимации были не важны, важен был MVP и UX: кликов должно быть мало, кнопки крупные и видные, когда нажимаешь на плюсик/минусек, то пальчик не загораживает число и т.д.
Единственное, что я себе позволил как UX-эксперементатор — это новый тип перехода от главного экрана к списку товаров и статистике.
Не хотел (не получались) обычных кнопок на navigation bar — не удобно тянуться, маленькие и так далее. Лишние элементы на экран тоже особо не лезли. Поэтому решил попробовать решение с переходами по свайпу. (Свайп уже вроде бы рутинный жест).
Выглядит это вот так:

Фудкорты и фуд плейсы что это такое. Смотреть фото Фудкорты и фуд плейсы что это такое. Смотреть картинку Фудкорты и фуд плейсы что это такое. Картинка про Фудкорты и фуд плейсы что это такое. Фото Фудкорты и фуд плейсы что это такое
Это эксперимент, нет пока однозначности удобно ли это или нет.
Исходники, кстати, выложил — можно пользоваться.

Так как дизайнером не являюсь, то создавать такую важную вещь, как логотип, иконку и Default-screen пришлось создавать самому. В общем в голове была самая навязчивая идея связать идею со словом «Food». Были идеи оживить буквы, но тогда была проблема в сочетаемости толщины шрифта и вообще стиля. Далее идёт список некоторых промежуточных вариантов:
Фудкорты и фуд плейсы что это такое. Смотреть фото Фудкорты и фуд плейсы что это такое. Смотреть картинку Фудкорты и фуд плейсы что это такое. Картинка про Фудкорты и фуд плейсы что это такое. Фото Фудкорты и фуд плейсы что это такоеФудкорты и фуд плейсы что это такое. Смотреть фото Фудкорты и фуд плейсы что это такое. Смотреть картинку Фудкорты и фуд плейсы что это такое. Картинка про Фудкорты и фуд плейсы что это такое. Фото Фудкорты и фуд плейсы что это такоеФудкорты и фуд плейсы что это такое. Смотреть фото Фудкорты и фуд плейсы что это такое. Смотреть картинку Фудкорты и фуд плейсы что это такое. Картинка про Фудкорты и фуд плейсы что это такое. Фото Фудкорты и фуд плейсы что это такоеФудкорты и фуд плейсы что это такое. Смотреть фото Фудкорты и фуд плейсы что это такое. Смотреть картинку Фудкорты и фуд плейсы что это такое. Картинка про Фудкорты и фуд плейсы что это такое. Фото Фудкорты и фуд плейсы что это такоеФудкорты и фуд плейсы что это такое. Смотреть фото Фудкорты и фуд плейсы что это такое. Смотреть картинку Фудкорты и фуд плейсы что это такое. Картинка про Фудкорты и фуд плейсы что это такое. Фото Фудкорты и фуд плейсы что это такоеФудкорты и фуд плейсы что это такое. Смотреть фото Фудкорты и фуд плейсы что это такое. Смотреть картинку Фудкорты и фуд плейсы что это такое. Картинка про Фудкорты и фуд плейсы что это такое. Фото Фудкорты и фуд плейсы что это такоеФудкорты и фуд плейсы что это такое. Смотреть фото Фудкорты и фуд плейсы что это такое. Смотреть картинку Фудкорты и фуд плейсы что это такое. Картинка про Фудкорты и фуд плейсы что это такое. Фото Фудкорты и фуд плейсы что это такоеФудкорты и фуд плейсы что это такое. Смотреть фото Фудкорты и фуд плейсы что это такое. Смотреть картинку Фудкорты и фуд плейсы что это такое. Картинка про Фудкорты и фуд плейсы что это такое. Фото Фудкорты и фуд плейсы что это такое
Вариант, который в итоге в продакшне:
Фудкорты и фуд плейсы что это такое. Смотреть фото Фудкорты и фуд плейсы что это такое. Смотреть картинку Фудкорты и фуд плейсы что это такое. Картинка про Фудкорты и фуд плейсы что это такое. Фото Фудкорты и фуд плейсы что это такое

Дистрибуция

Самый резонный вопрос при разработке любого продукта: кому он нужен и как люди про него узнают?
Вряд ли люди с хабры являются проженными фудкортерами и владельцами торговых точек (хотя надеюсь я кого-то вдохновил).
Самые 2 крупные канала (причем уже проверены в действии на «предзаказах»):
1) Обход участников фестивалей вживую и раздача им буклетов с ссылкой на мобильное приложение,
2) Электронная рассылка участникам через организаторов (нужно согласие и интерес организаторов),
3) Каналы в специализированных сообществах — но их крайне мало, это не сильно развитая ниша в России.

Результаты/Выводы

3.4 Details
Your app name to be displayed on the App Store includes keywords or descriptors, which are not appropriate for use in an app name.
Specifically, the following words in your app name are considered keywords or descriptors:
Count traffic and attendance, get statistics and reports on the fly during the day:revenue, average bill, conversion, total count. Make better — more sales, customers, goods, profit.

2-ой реджект был из-за наличия Complication в часах, хотя по факту их не было, билд не прошёл из-за наличия в pliste файла пустово массива с complication.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *