Фугп россии что это такое
Унитарные предприятия разделятся на три большие группы:
Регулирование законодательством
ФГУП в России регулируется следующими законодательными актами:
Характерные черты унитарного предприятия
ФГУП в России характеризует следующее:
Создание УП
Создание ФГУП и других унитарных образований обуславливается тремя основными причинами:
При учреждении ФГУП берется за основу следующее:
Способы использования имущества
Подразумевается только два направления использования УП предоставленного ему имущества:
Основные виды унитарных предприятий
Главных форм унитарных предприятий две. Это:
Представим их особенности в виде таблицы.
Устав, помимо всего прочего, содержит данные о цели и предмете работы, размере уставного капитала.
Собственник предоставленного имущества не отвечает по обязательствам данного УП, если только банкротство этого учреждения не произошло по его приказу.
Владелец собственности, предоставленной данному УП, имеет право изъять у учреждения неиспользуемое, излишнее, эксплуатируемое не по назначению имущество.
УП не имеет право распоряжаться имуществом без разрешения на то собственника.
Фирменное наименование данного УП обязательно должно содержать сведения о том, что оно казенное.
По решению правительства государства, субъекта или муниципального образования УП может быть ликвидировано или реорганизовано.
Деятельность унитарного предприятия
Поговорим немного об особенностях деятельности ФГУП и прочих унитарных учреждений:
Конкретные примеры ФГУП
Рассмотрим широко известные ФГП:
Фугп россии что это такое
федеральное государственное унитарное предприятие
Словарь: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. — М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. — 318 с.
Смотреть что такое «ФГУП» в других словарях:
ФГУП — федеральное Государственное унитарное предприятие. Термины атомной энергетики. Концерн Росэнергоатом, 2010 … Термины атомной энергетики
ФГУП — Унитарное предприятие (обычные сокращения: Государственное унитарное предприятие ГУП, Муниципальное унитарное предприятие МУП, Федеральное государственное унитарное предприятие ФГУП) коммерческая организация, не наделённая правом собственности на … Википедия
ФГУП «НИИ химии и технологии полимеров имени академика В. А. Каргина с опытным заводом» — ФГУП НИИ химии и технологии полимеров имени В.А. Каргина с опытным заводом Тип ФГУП Расположение … Википедия
ФГУП ФНПЦ ПО Старт — ФГУП ФНПЦ «ПО «Старт» имени M.B. Проценко» … Википедия
ФГУП «Главный центр специальной связи» (ФГУП ГЦСС) — Согласно Положению о Службе специальной связи Министерства связи Российской Федерации, на Главный центр специальной связи (ГЦСС) и его филиалы возлагаются задачи по приему и доставке корреспонденции и грузов, содержащих сведения и материалы,… … Энциклопедия ньюсмейкеров
ФГУП «Космическая связь» — Тип ФГУП Год основания 4 ноября 1967 года Прежние названия … Википедия
ФГУП ВИОГЕМ — ФГУП «Всероссийский научно исследовательский институт по осушению месторождений полезных ископаемых, защите инженерных сооружений от обводнения, специальным горным работам, геомеханике, геофизике, гидротехнике, геологии и маркшейдерскому делу»… … Википедия
ФГУП «Конструкторское бюро «Арсенал» имени М.В. Фрунзе — ФГУП «Конструкторское бюро «Арсенал» имени М.В. Фрунзе» Тип ФГУП Деятельность О … Википедия
ФГУП «Почта России» — Федеральное государственное унитарное предприятие Почта России создано распоряжением правительства от 5 сентября 2002 года. 13 февраля 2003 года проведена государственная регистрация предприятия, принят устав. Штаб квартира находится в Москве.… … Энциклопедия ньюсмейкеров
Тонкая реорганизация: кабмин поручил избавиться от ФГУПов до конца 2021-го
Вместе с административной реформой в России готовится масштабная реорганизация государственного «бизнеса» — федеральных унитарных предприятий (ФГУП) и организаций, действующих в рыночной форме. Первые необходимо либо ликвидировать, либо трансформировать в акционерные общества до конца следующего года, следует из поручения первого вице-премьера Дмитрия Григоренко Минфину, Росимуществу и другим профильным ведомствам. А госорганизации, при условии, что ими напрямую владеет РФ, нужно передать в вертикально интегрированные структуры, госкорпорации или в собственность регионов. Чтобы реформа сработала, ее нужно будет довести до логического конца и продать госорганизации в частные руки, полагают эксперты.
Реструктуризация активов
Первый вице-премьер Дмитрий Григоренко поставил перед Минфином, Росимуществом, ФНС, ФАС и Минпромторгом задачу акционировать или ликвидировать действующие ФГУПы до конца 2021 года, следует из текста его поручения этим ведомствам (есть у «Известий»). В конце 2019-го, при предыдущем составе правительства, Госдума приняла аналогичный закон, но с более растянутыми сроками. Предполагалось избавиться от государственных унитарных предприятий, при условии, что их ликвидация или трансформация в АО не создаст угроз безопасности и экономике, до 2025 года. По данным ФНС, в реестре юридических лиц на 1 ноября числилось около 700 ФГУПов.
Кроме ускорения реформы этих предприятий замглавы правительства поручил пересмотреть структуру собственности госкомпаний. В частности, если РФ напрямую владеет организацией, ее потребуется передать на баланс госкорпорации, вертикально интегрированной структуры (под ними понимаются, как правило, крупнейшие добывающие холдинги) или субъекту федерации, следует из поручения.
Прогнозный план приватизации, согласно документу, будет скорректирован.
Ранее в октябре Минфин, в ведение которого с этого года перешло Росимущество, предложил перейти к единой системе управления организациями, консолидировав в агентстве права владельца всех государственных АО и унитарных предприятий, находящихся в федеральной собственности.
Впрочем, по поручению Дмитрия Григоренко для части ФГУПов и организаций будут сделаны исключения. Так, унитарные предприятия смогут сохранить свою форму, а госкомпании — остаться в прямой собственности правительства, если это одобрит специальная правительственная комиссия по проведению административной реформы.
Кроме этого, если ФГУП не сможет эффективно выполнять свои функции в форме АО, его можно будет преобразовать в госучреждение (в такой форме работают, например, организации в сфере здравоохранения, образования и т.д.).
Ранее систему управления госимуществом раскритиковала Счетная палата. Аудиторы констатировали, что в России нет достоверных данных о числе компаний с госучастием, 90% из них находятся фактически в «серой» зоне, а вознаграждение их руководства может превышать зарплату работников в 20 раз. Сведения о деятельности госкомпаний фрагментарны и почти не подвергаются анализу, за исключением узкого круга крупнейших холдингов, сообщалось в специальном бюллетене СП. Там также отмечалось, что в отчеты для правительства Минэкономразвития (ранее курировал Росимущество) включает данные только о десяти крупнейших АО — всего 1% от общего числа.
Свои плюсы
Есть два принципиальных преимущества, которые появляются у организации при ее переходе из унитарной формы в коммерческую, рассказал «Известиям» собеседник, участвовавший в акционировании «Почты России» (была преобразована из ФГУП в АО в конце прошлого года). Во-первых, появляется прозрачная система корпоративного управления с хорошо развитыми принципами принятия решений. В частности, менеджмент акционерного общества осуществляется не тем или иным ведомством или руководством региона, а правлением и советом директоров, в числе которых могут быть и независимые члены.
Во-вторых, имущество переходит на баланс АО, добавил собеседник «Известий». В случае с ФГУПом активы находятся либо в оперативном управлении, либо на праве хозяйственного ведения, тем самым организация не может ни эффективно ими распоряжаться, ни отчуждать непрофильные, пополняя тем самым свой доход.
В Минфине на вопросы «Известий» о реалистичности проведения реформы до 2021 года, а также о конкретных компаниях, которых она может коснуться, сообщили, что сроки установлены поручением правительства РФ.
— Конкретные этапы реализации мероприятий, направленных на исполнение поручения, прорабатываются с заинтересованными органами в рамках подготовки дорожных карт по ликвидации или реорганизации подведомственных ФГУПов, — добавили там.
Здание Федерального агентства по управлению государственным имуществом
Сейчас деятельность многих унитарных предприятий не соответствует целям, для которых они изначально создавались, к ним будут применяться наиболее приемлемые и экономически обоснованные способы управления и распоряжения, включая приватизацию, резюмировали в Минфине.
В пресс-службе кабмина в ответ на аналогичные вопросы заявили, что правительством были установлены цели и задачи по определению целевого назначения и оптимального состава и структуры федерального имущества в программных документах по вопросам управления федеральным имуществом.
— В соответствии с указанным поручением будет обеспечена реализация федеральными органами исполнительной власти мероприятий по сокращению участия Российской Федерации во ФГУПах и обществах с государственным участием, — пояснили там.
Минпромторг ведет работу по оптимизации состава госпредприятий и задача, поставленная правительством, не новая, отметили в пресс-службе ведомства. Однако ряд ФГУПов имеет ограничения на реорганизацию в иные формы. Как только будут сняты законодательные барьеры, этот процесс может быть завершен. Министерство сейчас курирует 31 ФГУП, из которых восемь находится в стадии банкротства или ликвидации.
В Росимуществе, ФАС и ФНС на запросы «Известий» не ответили.
Только первый шаг
Полностью решить вопрос с ФГУПами до конца 2021 года сложно, но, как говорили великие, «всё кажется невозможным до тех пор, пока это не сделано», отметил член правления, заместитель гендиректора «Почты России» Иван Аксенов. Форма АО гораздо более прозрачна и динамична: меньше бюрократии, больше гибкости и возможностей быстро принимать решения и реагировать на запросы клиентов и рынков, пояснил он.
На федеральном уровне сейчас вопрос, наверное, не столько в количестве ФГУПов и обществ с прямым госучастием (за последнее десятилетие их количество сократилось кратно), сколько в суммах перераспределяемых ими денежных потоков, прозрачности, активах в виде дочерних и зависимых компаний и т.д. Развитие конкуренции на соответствующих рынках, вовлечение в оборот зачастую не очень эффективно используемого имущества — это будет иметь более весомое значение, резюмировал Иван Аксенов.
Реформа госсобственности продолжается уже не первый год: всё это время от профильных ведомств постоянно звучали призывы к приватизации или ускорению реорганизации архаичных унитарных предприятий, отметил эксперт НИУ ВШЭ Александр Абрамов. Однако каких-либо активных шагов к разгосударствлению предпринято не было: крупнейшие госкомпании кочевали из одного плана приватизации в другой, напомнил специалист.
По всей видимости, активизация связана с потребностью всеми возможными способами ускорить экономику, не перегружая при этом бюджет, добавил член экспертного совета при Госдуме по эффективному управлению и повышению производительности труда Николай Калмыков. Очевидно, что управление госсобственностью более эффективно осуществляют хозяйствующие субъекты, чем чиновники, логика передачи активов госкорпорациям или холдингам должна быть в этом, предположил эксперт. Форма унитарных предприятий, по его словам, уже безнадежно устарела, а дополнительных рисков трансформация в АО, при условии, что 100% акций сохранятся у РФ, не появляется, резюмировал эксперт.
Впрочем, реструктурирование госорганизаций — это, по всей видимости, только первый шаг к разгосударствлению, добавил Александр Абрамов. По его словам, чтобы ощутимо повлиять на экономику, необходимо довести реформу до конца: например, после акционирования унитарных предприятий продать их в частные руки.
Оценки доли государства в экономике России существенно отличаются. Например, ФАС в прошлом году оценивала ее в более 50%. Сопоставимые оценки (40–50%) приводило рейтинговое агентство Moody’s. МВФ сообщал, что государство в экономике РФ занимает примерно треть.
В этом году впервые за почти пять лет была проведена приватизация крупной госкомпании — «Совкомфлот» вышел на IPO, продав 17,2% акций. Предыдущая сделка по сокращению госсобственности — реализация 19,5% акций «Роснефти», принадлежавших «Роснефтегазу», состоялась в 2016 году.
Государственное унитарное предприятие (ГУП)
Государственное унитарное предприятие (ГУП) – это коммерческая организация, у которой нет прав на какое-либо имущество, закрепляемое за ней собственником данного имущества. Имущество таких организаций является неделимым и не предусматривает возможность распределения по вкладам, в том числе и между работниками данного предприятия.
Государственное унитарное предприятие и нормативная база
В Российской Федерации основными федеральными законами, регламентирующими деятельность государственных унитарных предприятий, являются Гражданский кодекс и федеральный закон от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».
Проведение закупок государственными унитарными предприятиями на собственные средства регулируется федеральным законом Российской Федерации от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
В части расходования предоставленных бюджетных средств, начиная с 01.01.2017, проведение закупок регулируется федеральным законом от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (вступил в силу с 01.01.2014 г.).
Цель создания государственного унитарного предприятия
Государственные унитарные предприятия являются коммерческими юридическими лицами. Их деятельность направлена на извлечение прибыли в пользу собственника имущества — государства, а также ведётся для покрытия собственных расходов.
Кроме этого, безусловно, целью деятельности государственного унитарного предприятия является не только извлечение прибыли, а и решение тех или иных задач государства, удовлетворение публичных интересов государства, обеспечение государственных нужд на коммерческой основе.
Причины создания государственного унитарного предприятия
Среди основных причин, почему создается именно государственное унитарное предприятие, следует выделить следующие причины:
Требуется осуществление деятельности по решению тех или иных социальных задач, включая также реализацию каких-либо услуг или же товаров по минимальной стоимости, а также организацию товарных и закупочных интервенций по товарам, относящихся к категории первой необходимости.
Нужно использовать определенное имущество, которое невозможно приватизировать.
Должны обеспечиваться отдельные дотируемые виды деятельности или же вестись какие-либо убыточные производства.
Способы закрепления имущества за государственным унитарным предприятием
В отношении имущества, закрепляемого за государственным унитарным предприятием, следует отметить, что:
Создается юридическое лицо посредством выделения собственником некоторой массы имущества, а не объединением собственности со стороны нескольких лиц.
Имущество закрепляется за определенным юридическим лицом на ограниченных правах.
Сохраняется полное право собственности на любое имущество за учредителем.
Имущество является абсолютно неделимым.
При этом в зависимости от способа закрепления имущества выделяется два вида унитарных предприятий (п. 2 ст. 113 ГК):
унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (ст. 114 ГК России);
унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления.
Государственные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения
Предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, формируется по решению уполномоченного на это действие государственного органа или же определенного органа местного самоуправления.
В данном случае в качестве учредительного документа используется устав компании, который в любом случае должен утверждаться министерством, ведомством или же каким-либо иным федеральным органом, который действующим законодательством наделен функциями координирования и регулирования деятельности компаний в данной отрасли.
Государственные унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления
Предприятия, основанные на праве оперативного управления основываются на базе того имущества, которое на данный момент находится в федеральной собственности, муниципальной собственности или же собственности различных субъектов РФ.
Такое государственное унитарное предприятие в качестве учредительного документа использует устав, который утверждается правительством, субъектом страны или же органом местного самоуправления, у которого имеются соответствующие полномочия.
Источники формирования имущества государственного унитарного предприятия
Перечислим источники формирования имущества государственного унитарного предприятия:
Имущество, которое передается компании по личному решению собственника в качестве оплаты уставного фонда;
Другое имущество, которое по собственному желанию передается собственником в управление компании;
Различные заемные средства, включая также кредиты банков;
Прибыль, которая была получена вследствие хозяйственной деятельности;
Дотации из бюджета и различные капитальные вложения;
Пожертвования от предприятий, организаций, граждан или же учреждений;
Доходы, которые были получены от различных хозяйственных товариществ и обществ, в уставных капиталах которых принимает участие данное предприятие;
Другие источники, которые являются не противоречащими действующему законодательству РФ, включая также доходы тот сдачу в аренду определенного имущества.
Государственное унитарное предприятие имеет размер уставного фонда не менее 500 тыс. рублей.
Взаимоотношения между государственным унитарным предприятием и собственником его имущества
В частности, постановлениями утверждены Правила разработки и последующего утверждения программ деятельности унитарных предприятий, а также определения той части прибыли таких предприятий, которая должна быть перечислена в федеральный бюджет.
Особенности работы государственного унитарного предприятия
Перечислим особенности работы государственного унитарного предприятия:
В фирменном наименовании, которое имеют государственные унитарные предприятия, должно присутствовать имя собственника имущества, закрепленного за этой компанией.
Имущество, которое выделяется данному предприятию в процессе его формирования, находится в государственной собственности, в то время как компания пользуется им на разных правах.
Устав предприятия должен включать в себя четкую информацию, кому конкретно принадлежит имущество данного предприятия, то есть о собственнике всего имущества.
Помимо
этого стоит отметить, что государственные унитарные предприятия всецело
отвечают по взятым на себя обязательствам всем имуществом, и при этом не несут
никакой ответственности по обязательствам со стороны собственника данного
имущества.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.
Унитарное предприятие — определение, назначение, классификация
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Ведение всякой хозяйственной деятельности (не путать с личным подсобным хозяйством) в нашей стране сопряжено с обязательным созданием хозяйствующего субъекта (т.е. ИП или юридического лица).
Некоторые из субъектов ведут коммерческую деятельность, некоторые – некоммерческую (что такое некоммерческие организации).
Но классификация организаций на этом не заканчивается. Хозяйствующие субъекты также дифференцируются (подразделяются) на виды в зависимости от формы собственности (частные, государственные, смешанные) и от правового статуса.
Классификация в зависимости от правового статуса подразумевает следующие виды предприятий:
Сегодня мы в деталях рассмотрим, что такое унитарное предприятие, для чего создается и какие виды унитарных предприятий существуют.
Унитарное предприятие – это …
Разберем этот термин дословно, и тогда сразу станет понятна организационная суть унитарной организации:
Понятие «унитарное» применительно к предприятию означает, что имущество, принадлежащее данной организации, является неделимым (единым), оно не делится на доли.
Унитарное предприятие (УП) имеет коммерческую направленность, т.е. целью его хозяйственной деятельности является получение дохода.
Основная особенность УП в том, что имущество, закрепленное за этой организацией, не является ее собственностью. В нашей стране собственниками имущества УП может быть либо государство, либо муниципальные образования.
Предприятие пользуется этим имуществом только как управленец. Прибыль от ведения хозяйственной деятельности получает собственник имущества (т.е. государство или муниципальное образование).
Причины и цели создания
Не вся хозяйственная деятельность, результаты которой необходимы государству, может приносить прибыль.
Очевидно, что предпринимателям не выгодно заниматься производством убыточной продукции.
Поэтому роль организатора таких предприятий вынуждено брать на себя государство или муниципальные образования.
Другая причина создания УП – решение социальных задач, обеспечение населения страны различными услугами и социально значимыми товарами по доступным ценам.
Например, муниципальные поликлиники, больницы, школы и т.д. имеют статус унитарных предприятий.
И третья причина – необходимость удовлетворения нужд государства (например, Монетный двор РФ – для печати денежных знаков).
Виды унитарных предприятий
Исходя из принадлежности имущества, УП подразделяют по следующим видам:
Если УП создано для хозяйствования на основе оперативного управления, то такое предприятия называется казенным.
Исходя из права, на основании которого ведется хозяйственная деятельность УП, принята следующая классификация:
Для того чтобы понять суть такого управления, посмотрите следующую схему:
Устав, фонд и ответственность унитарного предприятия
УП ведет свою деятельность на основании Устава – документа, в котором прописаны следующие моменты:
Устав утверждается государственными органами или органами местной власти. Руководитель УП назначается уполномоченным органом структуры, которой принадлежит собственность УП.
При создании УП учреждается уставной фонд (УФ) (минимальный размер имущества УП). Исключение составляют унитарные казенные предприятия, при их создании УФ не формируется.
УФ может быть в форме денежных средств, ценных бумаг (что это такое?) и иных материальных ценностей в их денежном эквиваленте.
Размер уставного фонда:
Ответственность унитарного предприятия:
Законодательное регламентирование деятельности
Создание, деятельность, права, обязанности УП регулируется государством в следующих законодательных актах:
Краткое резюме
Читайте наш блог, это позволит вам понимать, что происходит в экономической и политической жизни нашей страны и мира!
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (1)
Нас МУП Водоканал обслуживает, всё время нам делают неверный расчёт, мы им показания счётчика исправно передаём, а они нам по нормативу считают. Когда общаешься с ними, ощущение, что к чиновникам на прием пришёл. Не видят они в нас клиентов, а видят только дойных коров.