Хадзи сессии что это
Тот, кому мы принадлежим
Еще одно понятие, чрезвычайно важное для людей, – «совесть». Но и это понятие связано, прежде всего, с какими-то религиозными сферами. Референтом твоей совести – Тот, с кем ты соизмеряешь, хорош ты или плох, – является, прежде всего, тот же Бог. Так было в религиозной культуре.
На фото: С журналистами гонконгского телевидения
Хотим мы этого или не хотим, в ХХ веке религиозное сознание украинцев ушло безвозвратно. Люди могут молиться, креститься, нырять в прорубь на Крещение, красить яйца на Пасху и все такое прочее, но как целостное религиозное мировоззрение в наше время отсутствует. Или существует в исчезающе малой степени. Поэтому в украинской культуре совесть – это индивидуальная совесть конкретного человека. В Украине даже провозглашена «свобода совести» – каждый верит, во что хочет. И каждый судит себя, как находит нужным.
• Одни полагают, например, что воровать нельзя – «Не укради».
• Другие говорят: «Сколько у государства ни воруй – свое все равно не вернешь!». Т.е. у людей воровать нельзя, но у государства можно.
• Третьи, уточняют: «Не укради у ближнего своего, как у самого себя». Т.е. у своих воровать нельзя, а у незнакомых можно.
• Четвертые убеждены, что воровать можно хоть у родной матери, главное, чтобы это было безвредно тому, у кого украдено.
Как ни странно, слово «совесть» в значительной степени является разъединяющим, а не объединяющим понятием. А раньше «совесть» была фактором, сдерживающим антисоциальное поведение. С упадком религиозного сознания эту категорию заменяет «закон». Точнее, страх быть наказанным за нарушение закона. Если ты нарушил закон, ты получишь наказание. «Тебя посадят, а ты не воруй». Это более-менее сносно функционирует там, где хорошо трудится полиция и налажена работа независимой судебной системы. Что мы наблюдаем в ситуациях, когда милиция по тем или иным причинам бездействует?
Вот смотрите: Киев, центр города, огорожена зона, свободная от милиции. Что мы видим? Побили трудягу с завода или таксиста – осталось незамеченным на откуп нерадивым следователям. Побили независимого журналиста, которому претит по внутренним причинам иметь политического хозяина – то же самое! Задержали активиста – тут же его хозяин выступает в ВР, идет к Прокурору (накануне обхаяному), ведет колонны таких же активистов для блокирования без разницы чего (СБУ, МВД, ГАИ, КГГА)
Или случается стихийное бедствие, начинается мародерство. Причем в промышленных масштабах. Т.е. масса людей боится, конечно, закона, этот страх является составной частью натуры. Однако: «Воровать не хорошо, потому, что меня посадят. А вообще-то, воровать полезно, в случае, если меня не посадят» вот такая вот логика. Что делать?
Год змеи для меня начался с большого путешествия по «той стороне глобуса», в Японии. А закончился в Гонконге, который неуловимо похож на крупный японский город Осака. И вот там, в тех краях «азиатских тигров», мне удалось найти ответы на вечные наши вопросы.
В японской культуре тело человека тоже не принадлежит тому, кто в нем «живет». В Японии говорят так: «твое тело принадлежит родителям, потому что они дали тебе жизнь». Из этого следуют чрезвычайно важные выводы: «человек должен жить долго». Почему? Потому что в противном случае, он не сможет выполнить свой сыновний долг – ухаживать за престарелыми родителями, которым всецело принадлежит.
Есть еще одна модель – твое тело принадлежит сюзерену. Но это только для самураев. А, как вы понимаете, далеко не все японцы являются самураями.
С началом ХХ века во всех тоталитарных государствах стало считаться, что тело принадлежит государству. Ты должен по первому зову подняться и отдать жизнь (искалечить тело) за идеи и потребности государственного аппарата. Твоя жизнь и твое тело – это инструмент для чиновников и не более того.
Сейчас в мире мы наблюдаем совершенно новую культурную ситуацию – твое тело принадлежит именно тебе. Впервые этот тезис был сформулирован анархистами в XIX веке – Петром Кропоткиным и Михаилом Бакуниным. Его придерживались сподвижники Нестора Махно в 20-х годах, в том числе и в Каталонской анархистской республике в 30-х годах ХХ века. В наши дни анархизм развился в либертарианство и теперь, либертарианский постулат «тело человека принадлежит самому этому человеку» впервые в мире стал доминировать глобально. Молодым это кажется само собой разумеющимся. Людей постарше это возмущает.
Самым бросающимся в глаза, самым ярким отображением этого тезиса, является татуировка, что наносят себе на тело юные девушки. Этим они как бы говорят: «Тело мое! Вы от меня отстаньте! Я буду с ним делать все, что мне угодно».
На фото: «Тело мое! Вы от меня отстаньте! Я буду с ним делать все, что мне угодно».
Или конфликт между детьми и родителями. На востоке я нашел и на это разгадку. Для меня словом-знаком Японии стало «гаман» «терпение». Стылая зима? Гаман. Душная жара? Гаман. Товарищ все портит и делает неправильно? Гаман. Гаман.
А чем руководствуются дети, чье тело теперь принадлежит только им? Это еще одно слово–символ: «стыд». По-японски «хадзи». Понятие «стыд» японцам заменяет понятие «совесть». Японцы бессовестные, но стыдливые.
Сейчас уже стала забываться трагедия, которая два года назад постигла Японию. Цунами, нарушение работы ядерных реакторов на атомной электростанции «Фукусима». Западные наблюдатели, журналисты спрашивали на пресс-конференциях у японского МЧС: «Почему нет ни одного случая мародерства или воровства?» Было ощущение, что с Японией что-то не в порядке. Потому что мародерство неизбежно случается.
Так всегда бывает. В чем дело?
Давайте разбираться. В Японии, где-то с XVIII века религия не играет существенной роли. Разумеется, все это время были и есть дзен-буддисты, синтоисты, строятся храмы, люди их активно посещают. Но, тем не менее, основным регулятором общественных отношений было конфуцианство. Конфуцианцы все религии считают шаманством и предрассудками. Они говорят: «Вы во все эти чудеса не верьте никогда!» «Вам обещают бессмертие? Не верьте!» «Все, что имеет начало, будет иметь и конец». Японцы несколько веков воспитаны в этом, и их общественное поведение регулирует не религия, а светские нормы общежития. Одной из основных таких норм является понятие «стыд».
Это начинается с детского сада: «Если ты поступишь неправильно – над тобой будут смеяться и тебе будет стыдно». Для японца это очень важно! Когда мы говорим знакомой, жене или дочери: «Постыдилась бы!» это такой легкий упрек. А когда японцу или японке говорят «Хадзи о щите иру!» (. – «Познай стыд!») – это высшая степень осуждения. Поэтому японцы и в повседневной жизни стараются себя так вести, чтобы не было стыдно, чтобы не заслужить общественное порицание, чтобы над ними не смеялись. Но когда человек привыкает вести себя благородно ежечасно, то и в критической ситуации у него уже вмонтированы модели поведения. И он их придерживается всегда. Поэтому, когда мы наблюдали разгром, разрушения, катастрофу в северо-восточной Японии, мы не видели ни одного случая мародерства или воровства.
Это не единичный пример. В 1995 году было сильное землетрясение в Осаке. Особенно пострадал город-сателлит Кобе. Этот город-порт насчитывал около полутора миллионов жителей, в нем располагались крупные банки и предприятия металлургического и транспортного машиностроения, химической промышленности, судостроения… И все это за двадцать секунд превратилось в руины.
На фото: Слева Осака, справа Кобе
Жители Кобе остались без крова, без пищи, без теплой одежды, даже испытывали затруднения с питьевой водой – линии водоснабжения были разорваны. Автоматы с питьевой водой и магазины с бутылочной водой имелись, но либо не работали, либо у горожан недоставало денег. По идее, они могли разломать автоматы или ограбить под шумок гастрономы, но это были не люди, это были японцы. Они такового позволить себе не могли. Потому что «хадзи» стыдно.
Японская мафия «якудза» контролировала в Коба игорный бизнес. Они не мародерствовали после землетрясения, не грабили опустевшие квартиры и офисы, не потрошили сейфы в безлюдных банках. Якудза вместо горадминистрации организовали подачу воды, газа, электроэнергии, причем, не требуя с жителей за это никакой платы. Якудза приносили старикам продукты, оказывали медицинскую помощь – все бесплатно. Шесть месяцев якудза организовывали восстановительные работы города Кобе. Так материально воплотился тот ментальный «стыд», который «познали» якудза.
Таким образом, понятие стыда «хадзи» является каркасным элементом, который образует японскую личность.
Неудачи современной независимой Украины связаны с тем, что и власть, и общество, и воцерквлённые, и атеисты – все это люди нетерпимые и бесстыжие. Вот почему мы одномоментно смотрим сверху вниз на «Гейропу» и заискиваем перед ней. Упиваемся историей «древних укров» и позволяем себе не знать ни Кнорозова, ни Амосова.
Вот почему наши люди проявляют полную расхлябанность по отношению к самим себе, представителям титульной национальности, культуры, традиции.
Украина выиграла XX век. Обрела Крым и Донбасс. Мы воссоединились с украинцами Прикарпатья и Закарпатья. Но одновременно в XX веке мы пережили гуманитарную катастрофу. Помимо уничтожения миллионов украинцев, одновременно произошло снижение человеческих качеств оставшихся в живых соотечественников. Нам самим надо сначала «сделать» себя. Быть требовательным к своим поступкам. Но это сложно… Для многих – невыносимо сложно… Ведь быть требовательным к себе – это удел сильных! А слабаки всегда будут винить других в своих бедах, и растить поколение безвольных – нетребовательных – рабов.
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
—Цитатник
КРАСОТА СТЕКЛА. Все это великолепие выполнено немецким стеклодувом Гансом Годо Фрабель (H.
David Garret. Ларка
СТАРИННОЕ СЕРЕБРО БРИТАНИИ. 1. 2. 3. 4. 5.
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Статистика
Категория хадзи.
КАТЕГОРИЯ ХАДЗИ.
Александр Мещеряков
6 фактов о великодушии якудза, конфуцианстве как светском мировоззрении и американизации Японии
«Хадзи» — чрезвычайно важная категория для японской культуры. Она обозначает «стыд». А стыд в японской культуре играет роль совести.
1. Об упадке религиозного сознания в Европе
Совесть — чрезвычайно важное понятие для европейцев. «Совесть» была связана прежде всего с религиозным восприятием мира.
Референтом совести, тем, с кем человек соизмеряет свои деяния, являлся Бог, который видит тебя всегда. Совесть в европейской культуре всегда была очень сильным фактором, который блокирует антисоциальное поведение. Но сейчас религиозное сознание уходит. Как целостное мировоззрение оно в наше время уже не существует (или существует в очень малой степени), хотя некоторые люди до сих пор отправляют некоторые обряды и молятся. Крайний пример отношения к религии как просто к обряду — наши «братки», которые после преступления преспокойно отправляются в церковь для очищения от греха. В современной западной культуре (при всех оговорках я считаю российскую культуру западной), с ее культом свободной личности, совесть — это совесть персональная, индивидуальная совесть каждого. Свобода совести — возможность каждого верить и судить себя так, как он считает нужным.
2. О бездействии полиции
С упадком религиозного сознания и связанной с ним совести верховенство совести заменяется верховенством закона. Там, где хорошо работают полиция и судебная система, человек знает, что, если он нарушил закон, он обязательно подвергнется наказанию. Но что мы наблюдаем в ситуациях, когда полиция по тем или иным причинам бездействует? Когда в мегаполисе вроде Нью-Йорка вдруг гаснет свет, там немедленно начинаются погромы и грабежи. Мародерство в нынешнем Донбассе — общепризнанный факт. Вместе со стихийными бедствиями в слишком многих странах мира тут же появляется множество людей, которые готовы прибрать к рукам то, что плохо лежит. То есть многие люди боятся только закона и полиции как проявления этого закона. Эти люди считают, что воровать нехорошо только потому, что за это посадят в тюрьму, а если не посадят, то воровать хорошо. Поэтому всех так удивило поведение людей после страшного цунами в Японии. Западные и российские журналисты с напором и даже негодованием спрашивали меня, почему японцы не воруют, почему нет мародерства. У них было такое ощущение, что в Японии что-то не в порядке. А на самом деле это свидетельство того, что что-то не в порядке у нас самих.
На Западе понятие совести, которое очень тесно было связано с религиозным мировоззрением, превратилось в нечто другое не так давно. А в Японии с XVII века религия не играет существенной роли в общественной жизни. Безусловно, там были и буддисты, и синтоисты, но в качестве основного регулятора общественных отношений выступало конфуцианство. Что такое конфуцианство? Это учение, которое считает религию шаманством и предрассудками. Оно отрицает различные «чудеса»: «Вам обещают бессмертие? Не верьте никогда. Все, что имеет начало, будет иметь и конец». Японцы уже несколько веков воспитаны в этом мировоззрении, и их общественное поведение регулирует не столько религия, сколько светские нормы общежития, согласно которым вести себя неподобающим образом стыдно.
4. О познании стыда
В Японии стыд является одной из основных норм поведения, выработанных светской культурой. С рождения детей учат: самое страшное, что может случиться с человеком, если он поступит неправильно, — насмешки окружающих, от которых ему будет очень стыдно. Когда у нас говорят: «Постыдился бы. », — это просто упрек. А когда японца упрекают таким образом (буквально «Познай стыд!»), то это последняя степень негодования. Поэтому японцы в повседневной жизни стараются вести себя так, чтобы не было стыдно, чтобы их не порицали и чтобы над ними не смеялись. Когда человек привыкает вести себя так в обычной жизни, в него уже вмонтированы такие модели поведения, и в критической ситуации он их всегда придерживается. Поэтому, несмотря на страшный разгром, который мы наблюдали в северо-восточной Японии, случаев мародерства и воровства там практически не зафиксировано.
5. О стыде у якудза
В 1995 году в Осаке было достаточно сильное землетрясение, погибло больше четырех тысяч человек. Спасательные службы тогда отработали плохо, жители в городах Кобе и Осака испытывали затруднения с пищей и водой. Рядом находились полные товаров магазины, на каждом перекрестке — автоматы с водой, но у людей не было денег, которые остались в их разрушенных домах. Люди могли взломать эти автоматы, войти в магазин, наесться и напиться. Но они этого не делали. Японская мафия (якудза) — чрезвычайно своеобразные преступники. Им стало стыдно за государство, и тогда они организовали подвоз людям воды и необходимых продуктов. Таким образом, и якудза тоже известно понятие стыда. Подводя итог, скажу, что в своей общей массе японцы ведут себя более порядочно, чем на Западе. Хотя европейцы всегда с презрением (особенно в XIX — начале XX века) говорили о том, что японцы не знают настоящей религиозности, оказывается, что для общественного порядка и спокойствия религиозность не является обязательным условием.
6. О европеизации Японии
Сейчас много говорят о так называемой американизации Японии или ее вестернизации. Сетуют на то, что японцы перестают быть японцами: танцуют европейские танцы, слушают европейскую музыку, одеваются по-европейски и так далее. Но тем не менее в базовых вещах они, безусловно, остаются японцами. И понятие «хадзи», понятие стыда, является одним из каркасных в конструкции японской личности.
Александр Мещеряков
доктор исторических наук, профессор Института восточных культур и античности РГГУ, член редакционного совета журнала «Восточная коллекция»
Рецензия на сериал «Гири/Хадзи» — неординарный триллер Netflix, который вы, скорее всего, пропустили
Смелый британский сериал с японским колоритом и черным юмором.
Трейлер
Кадр из сериала «Гири/Хадзи»
Прошлый год оказался на удивление благоприятным для британских сериалов — вышли новые сезоны «Конца ***го мира», «Дряни», «Короны», невероятного успеха добился «Чернобыль», который до сих пор собирает награды мешками. Неудивительно, что при таком раскладе без внимания остались несколько не менее достойных, но малоизвестных проектов. Среди них, например, терапевтический для режиссера фильма «Это — Англия» Шэйна Медоуза мини-сериал «Добродетели», с помощью которого он признался, что в детстве подвергся сексуальному насилию, и простил обидчиков. Наконец, «Гири/Хадзи» — прорывной для британского телевидения детектив, в котором среди прочего две трети диалогов произносят на японском. Оба проекта были с восторгом приняты в Великобритании, но за ее пределами так и не вышли на массового зрителя.
Кадр из сериала «Гири/Хадзи»
Загадочный сериал с двумя японскими словами в заголовке (переводятся примерно как «Долг/Позор» — два важных для истории мотива) поначалу выглядит как типичная полицейская драма: кого-то убивают в Лондоне, это каким-то образом вызывает перестрелку в Токио — полицейские пытаются опросить очевидцев и возможных виновников, но их, как обычно, очень грубо отшивают. Когда начинает казаться, что из этой истории не выйдет ничего путного, создатели подкидывают зрителю первый сюрприз — снятый узкой полоской черно-белый флешбэк. Чуть позже — эпизод акварельной анимации с кровавой расправой в лондонском пабе. Конечно, это ничего не проясняет в истории, зато зрителю становится понятно, что перед ним далеко не типичный полицейский процедурал, а смелый сериал, у которого припрятано несколько козырей в рукаве.
Кадр из сериала «Гири/Хадзи»
В глаза сразу бросается одно из главных достоинств сериала — рьяное желание создателей экспериментировать с жанрами: за 8 эпизодов они скрещивают детектив, криминальный триллер, историю взросления, черную комедию, роуд-муви и мелодраму. Делают они это, конечно, с переменным успехом, но итоговый результат все равно вызывает искреннее восхищение: в этой написанной вопреки правилам сборной солянке есть что-то одновременно узнаваемое и в то же время совершенно чуждое. Типичная история обиженной на отца дочери, которая вот-вот попадет в беду, здесь чередуется с одной из самых неожиданных сериальных смертей последних лет, а вместо катарсиса — выдающийся слоу-мо-эпизод со сложной хореографией, в котором герои через танец раскрывают то, что они чувствуют. Возможно, звучит это парадоксально и попросту глупо, но выглядит эмоционально, необычно и очень изобретательно.
«Гири/Хадзи» — это кладезь таких сценарных и режиссерских достижений, но, как ни странно, все эти обособленные маленькие победы работают и на комплексный сюжет, который завязан на двух уже знакомых понятиях — долге и позоре. История в сериале намного шире условного поиска и спасения брата — на деле это не самая амбициозная, оттого и удачная попытка взглянуть на то, как случай объединяет нескольких абсолютно разных персонажей (есть даже гопник, который не затерялся бы в компании «Джентльменов» Гая Ричи!), дает им шанс обдумать ошибки прошлого и искупить их. Возможно, это не самое сложное философское размышление о последствиях необдуманных поступков и новой морали в современном мире, зато это сериал, который дарит один из самых непонятных хеппи-эндов и редкое в наши дни чувство справедливости.
хадзи
Смотреть что такое «хадзи» в других словарях:
Хадзи — ハジ Персонаж аниме и манги Кровь+ Произведение «Кров … Википедия
ХАДЗИС Димитрис — (р. 1910), греческий писатель. В 194874 жил в эмиграции. Пов. «Огонь» (1945), «Мургана» (документальная; 1948). Сб. рассказов «Последние дни нашего города» (1953, п. 1963), «Беззащитные» (1965), «Этюды» (1976). Ром. «Двойная книга» (1976) … Литературный энциклопедический словарь
Список персонажей аниме «Кровь+» — В этой статье отсутствует вступление. Пожалуйста, допишите вводную секцию, кратко раскрывающую тему статьи … Википедия
Кровь+ — Сая яп. ブラッドプラス Blood+ (англ.) Жанр научная фантастика, драма, пс … Википедия
Список основных персонажей Blood+ — Содержание 1 Семья и окружение Сайи 1.1 Джордж Миягуску 1.2 Кай Миягуску … Википедия
Список второстепенных персонажей «Blood+» — Список второстепенных персонажей аниме сериала Blood+. Содержание 1 Окинава 2 Вьетнам 3 Россия 4 Англия … Википедия
Япония* — Содержание: I. Физический очерк. 1. Состав, пространство, береговая линия. 2. Орография. 3. Гидрография. 4. Климат. 5. Растительность. 6. Фауна. II. Население. 1. Статистика. 2. Антропология. III. Экономический очерк. 1. Земледелие. 2.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Япония — I КАРТА ЯПОНСКОЙ ИМПЕРИИ. Содержание: I. Физический очерк. 1. Состав, пространство, береговая линия. 2. Орография. 3. Гидрография. 4. Климат. 5. Растительность. 6. Фауна. II. Население. 1. Статистика. 2. Антропология. III. Экономический очерк. 1 … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
ЯЁИ КУЛЬТУРА — археологич. культура конца неолита начала раннего металла (железа) в Японии. Названа по улице в Токио, где была найдена в 1893 керамика этой культуры. Делится на 3 этапа. Раннее Яёи неолитич. этап (5 2 вв. до н. э.), распространено на о вах Кюсю … Советская историческая энциклопедия
КРУГ — муж. окружность, сомкнутая кривая черта, всюду равно удаленная от средоточия; | плоскость, площадь внутри этой черты; | толща, тело, плоская вещь того же вида. мат. круг, в первом ·знач., ·т.е. один обвод его называют окружностью; во втором, ·т.е … Толковый словарь Даля
ХОДИТЬ — (идти, прош. вр. шел), хаживать, двигаться с места, ступая ногами. Кто то ходит по чердаку, шаги слышны. Не ходи по траве, иди по дорожке. Ребснок уж ходит, стал ходить. Куда ты ходил? где был. Скотина ходит в поле. Он не ходит, лежит, болен. Где … Толковый словарь Даля