Хаер что можно раздавать
Поминки у мусульман
Все религии мира считают, что после смерти душа покидает тело для дальнейшего существования вне физического мира. Послепохоронные обряды и обычаи, к числу которых относятся и поминки, призваны помочь душе двигаться в правильном направлении в своем внеземном путешествии. Поминки у мусульман имеют свои особенности, речь о которых пойдет ниже.
Значение поминок у мусульман
В Коране нет требования устраивать поминки, как нет и их запрета. Строго говоря, обычай проводить мусульманские поминки во многом сформировался под влиянием христианской традиции. Ортодоксальные мусульмане до сих пор считают, что ритуальная трапеза допустима только по радостным поводам, к которым уход близкого человека не относится.
Тем не менее обычай поминок широко распространен в исламском мире и регламентируется современными толкованиями Шариата – правил поведения мусульманина на основе Корана и сунны пророка Мухаммеда.
На какие дни проходят поминки у мусульман
Из вышесказанного очевидно, что в исламе не может быть рекомендованных Кораном конкретных поминальных дат. Пророк Мухаммед говорил, что поминать усопших можно в любое время, не выделяя для этого особых дней. Согласно Шариату, первые три дня после похорон следует отвести для поминальных молитв за душу усопшего, отложив хозяйственные дела. По Корану, она еще находится на земле. Эти же дни отведены для однократных визитов знавших покойного с выражением соболезнований (тазии). На третий день уже можно приглашать людей на поминки.
Как правило, поминальные трапезы организуются на третий, седьмой или девятый и 40-й день после погребения, а также в его годовщину. Нетрудно видеть, что поминальные дни у мусульман совпадают с таковыми у христиан. Каждая из этих дат считается рубежной в посмертном странствии души. Как правило, наиболее многолюдны первые поминки на третий день. В остальные дни собирается узкий круг близких родственников покойного.
Срок траура, как правило, составляет 40 дней для близких родственников, и 7 дней – для дальних. Многие мужчины в этот период не бреются в знак скорби. Специфически мусульманским днем поминания можно считать четверги вплоть до 40-го дня, а также 52-й день. Последний день толкуется как время окончательного телесного разложения. В четверги вплоть до 40-го дня проходят поминальные чаепития с минимальным угощением. При этом двери дома покойника держат открытыми весь день.
После 40-го в доме покойного снова может звучать музыка, разрешаются также отложенные свадьбы. Однако помолвленные пары могут заключить брак через 1 год после смерти своего родственника.
Мусульманка выдерживает траур по мужу четыре месяца и 10 дней, во время которых нельзя посещать не только светские мероприятия, но и мечеть: исключение составляют работа и учеба. Траурным может быть не только черный цвет: допустимы также лиловый и темно-зеленый.
В мусульманские праздники Навруз, Ураза-Байрам и Курбан-Байрам поминают умерших молитвами за упокой их душ.
Правила проведения поминок у мусульман
Поминальный стол должен быть скромным. Считается, что поминки не должны пробивать брешь в финансовом состоянии семьи усопшего и заставлять залезать ее в долги. Запрещено устраивать поминки на средства умершего даже при оставлении их в качестве наследства. Для исключения чрезмерных трат семьи покойного духовные лица советуют их родственникам приносить часть блюд с собой. Вместо неуместных затрат на обильный поминальный стол рекомендуется направить деньги на раздачу милостыни.
Собравшиеся за поминальным столом в молчании (знак скорби) периодически слушают отрывки из Корана. Первой прочитывается сура «Ясин», помогающая в горе. Только встав из-за стола, можно заговорить о богоугодных делах покойного. Его фотографию и прибор на стол не ставят.
Участвующие гости должны вести себя сдержанно и тихо. Смирение и терпение – важные добродетели мусульманина. Громкие причитания и плач считаются неуважением к свершившейся воле Аллаха. Совершенно неуместны шумные разговоры и тем более споры. Приглашенные не должны подолгу засиживаться. Приехавших на похороны и поминки должны разместить у себя соседи-мусульмане. При отсутствии таковых приглашенные иногородние останавливаются в гостиницах.
Соответствующие наставления хозяевам и приглашенным дает имам, как правило, присутствующий на поминках. До его прихода Коран, по мусульманским обычаям, читает старший по возрасту мужчина.
Мужчины и женщины поминают усопшего за разными столами, а иногда и в разных помещениях. В маленькой комнате с единственным столом за ним сидят только мужчины. В неконсервативных общинах допускается размещение лиц противоположного пола в разных концах стола. Детей к поминальному столу не допускают. Поминальное застолье не должно длиться долго.
В реальности богатые люди часто используют поминки для демонстрации своего жизненного успеха окружающим и закатывают целый пир. В семьях со средним достатком за поминальным столом сидят только ближайшие родственники. Бедные люди ограничиваются раздачей садаки – милостыни в виде денег или какого-либо богоугодного дела.
Кого приглашают
На поминки, как правило, приглашают всех родственников покойного. В зависимости от региона и финансового положения семьи усопшего это общее правило может трактоваться в сторону расширения (сослуживцы, соседи и знакомые) или ужесточения (только ближайшие родственники).
Что готовят на мусульманские поминки
Естественно, что во время любой мусульманской трапезы нельзя есть свинину и употреблять спиртные напитки. Отличительная особенность именно поминок – обязательное наличие сладостей как символа радости души усопшего в раю. В остальном поминальная трапеза совпадает с обычной. В ее меню обычно входят:
Что можно раздавать
Во время и после поминок можно раздавать небольшие дары (садаку, хаер) соседям по столу как вариант поминовения. Это способствует избавлению души умершего от последствий прижизненных грехов. Кроме денег, у некоторых мусульманских народов (см. ниже) принято раздавать также нетронутые во время поминальной трапезы блюда. Пришедшим можно дарить также носовые платки, полотенца, продукты, одежду. Часть садаки позже раздается отсутствующим по уважительной причине родственникам и знакомым.
Мусульманские поминки у разных народов
В мусульманском мире у разных народов сложились свои поминальные традиции.
Поминки в Азербайджане, Казахстане и Киргизии очень расточительны. Ломящийся от яств поминальный стол считается показателем любви родственников к покойному. На поминки приглашают всех, имевших хоть малейшее отношение к усопшему. В обязательном порядке режут собственный или купленный скот. В Азербайджане на поминальном столе присутствуют мясные супы бозбаш и пити. Около дома разбиваются шатры для гостей, где те могут переночевать.
В Казахстане непомерные затраты на поминальный стол даже стали предметом дискуссий в среде духовенства. Имамы рекомендовали верующим ограничиться малозатратными национальными блюдами – кашей талкан, молочным продуктом каймак, лепешками жети нан, пончиками баурсаки и другими.
В других исламских странах поминки проходят скромнее. Турецкий поминальный стол накрывается только на 40-й день и в годовщину. Его обязательный, а иногда и единственный атрибут – ореховая халва. Часто готовят также плов.
Основной акцент татарских поминок – постоянное чтение молитв при весьма скромном угощении. Часто поминки проводятся не дома, а в кафе. На столе присутствуют бараний суп шурпа и несколько вариантов лапши – тукмас и бешбармак. По окончании поминок присутствовавшим раздаются нетронутые блюда и небольшие деньги (до 100 руб.) с просьбой молиться за душу усопшего.
Поминки у мусульман
Смерть («хазимуль-ляззат») — это окончание земного пути и переход в вечность. В Коране написано, что к смерти нужно готовиться всю жизнь и выполнять все предписания Шариата. Поэтому мусульмане большое значение придают соблюдению таких обрядов, как омовение и погребение.
Мусульманские поминки по шариату
В мусульманских странах они проводятся на третий, седьмой, сороковой день после кончины. Затем ушедшего из жизни вспоминают молитвой и милостыней, ежегодно на исламские праздники, например, Курбан-Байрам или Рамазан-Байрам.
По шариату, делается это согласно следующим правилам:
На поминки зовут всю родню
Мусульмане ценят родственные связи, поэтому на похороны созываются все родственники. Те, в свою очередь, должны выразить соболезнования. Отсутствие разрешено только в случае тяжелой болезни приглашенного.
Более радикально настроенные мусульмане считают, что поминальной трапезе наоборот, должно предшествовать радостное событие, а не трагичное. Присутствующие родственники на поминках, негромко беседуют, вспоминают хорошее.
Нельзя ругаться, шутить, спорить, шуметь, пить спиртное. Родственников, которые приехали из другого города необходимо разместить у себя.
Поминальный стол по шариату, скромно и обыденно
Главная особенность мусульманской кухни — это полное отсутствие свинины и алкоголя. Вначале подается суп с домашней лапшой, плов и национальные десерты.
Основным напитком традиционно является чай, который наливают в небольшие стаканы без ручек.
Чаще всего на стол подают:
Поминальные чаепития по четвергам до 40-го дня
Поминки устраивают каждую неделю, пока не наступит 40 день смерти. Основной целью является молитва и чтение Корана о душе усопшего. На стол не ставят деликатесы или какие-то специфические блюда.
Поминальный стол в исламе
В разных странах он будет отличаться, но некоторые блюда есть везде. Считается, что пар от бульона с домашней лапшой, помогает вознестись душе на небеса, а десерты делают жизнь в раю покойного слаще. Блюда из мяса должны быть разрешены по канону. Как уже говорилось ранее, запрещена свинина.
Поминальная трапеза
Она проводится на 3 день после похорон. Это священные дни у мусульман. Согласно Корану, душа человека в этот момент все еще находится на земле. Далее их устраивают на 7 и 40 день. У некоторых народов на 3, 36 и 51 сутки. Блюда подаются традиционные, в основном действуют те же правила, что и при проведении поминок.
Согласно традициям, трапеза после похорон проводится в доме усопшего. Если места, чтобы разместить приглашенных не хватает, обращаются в кафе. Здесь действуют следующие правила:
Мусульманские поминки в разных странах
Как и в других религиях, законы шариата в разных странах отличаются, поэтому и проводы умершего в загробную жизнь будут разными.
Поминки в Турции
Тело покойного в Турции не кремируют. Его отвозят в морг, омывают, закутывают в саван. В исламе особое отношение к омовению. Если очищающий обряд не был проведен, то человек не будет готов к встрече с Аллахом. Тело омывают близкие родственники. Далее идут в мечеть, чтобы пригласить имама, где он прочитает Джаназу, за иноверцев и неверующих молитва не читается. Тело покойного кладут на правый бок, так, чтобы лицо смотрело в сторону священной Каабы. Она расположена в Мекке и считается главной святыней всех мусульман.
Согласно исламским обычаям правоверного мусульманина хоронят до захода солнца в день смерти. Поминальный обед в Турции проводится на 7 и 40 день, все родственники выражают соболезнования семье умершего в течение 3 дней. Проигнорировать скорбное событие считается оскорблением. На могиле ставят памятник без фото, где выгравировано только имя. В Турции принято подавать следующие блюда:
Поминки в Азербайджане
По завершению похорон устраивают трапезу по покойному, если она проходит в доме умершего, то в подготовке участвуют все соседи. В селах устанавливают специальные навесные палатки, где размещают еду и стулья. Они напоминают армейские навесы, натянутые на железный трубчатый каркас, и стоят 3 дня с окончания похорон.
В Азербайджане подают только чай со сладостями, чаще всего халву. На 40 день или в праздник Нарвуз, завернутую в тонкий лаваш халву, раздают родственникам и соседям, несут на кладбище, угощают бедняков. Трапеза по усопшему проходит на 7 и 52 день, должен присутствовать мулла.
По прошествии трех дней принято подавать плов и мясные блюда. Стол накрывают в соответствии с материальным положением семьи, проходит обряд очищения. Согласно старым традициям, постельные принадлежности, матрас, на котором лежат покойный, стирают в реке. Сегодня стирка проходит традиционным способом.
Еще одна любопытная традиция справлять поминки каждый четверг, вплоть до 40 дня. Любой человек может прийти в семью покойного и выразить соболезнования.
В отличие от Турции, женщинам разрешено надевать черные одежды. Также вплоть до 40 дня нельзя устраивать свадьбы и другие торжественные мероприятия. Если молодые помолвлены, то они обязаны ждать год, чтобы пожениться, пока не закончится траур.
Официальных наставлений как организовывать трапезу по усопшему в Коране нет, это скорее христианская традиция, которая перекочевала в исламские страны. В каждой стране она проводится по-разному, в соответствии с традициями и обычаями страны. Одно остается неизменным, необходимо пригласить имама, муллу и читать молитвы о душе покойного.
Что можно раздать на хаер
Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:
— для людей малоимущих — 100 р.
— для людей со средним достатком — 300 р.
— для состоятельных людей — от 500 р.
Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы) — милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.
Фидия садака:
— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.
Фидия садака — это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).
Садака – милостыня и ее достоинства. Проповедь
Дорогие единоверцы! Мусульмане!
Эта проповедь будет посвящена достоинствам милостыни в исламе. Говорить на эту тему нужно, ибо тысячи и тысячи наших братье и сестер возможно находятся за чертой бедности и не могут себе позволить самые привычные для нас вещи: купить продукты питания, приобрести нормальную, теплую одежду и получить хорошее образование.
Религия ислам защищает права всех людей, вне зависимости от их социального статуса. Обращаясь к состоятельным верующим из числа мусульман Всевышний говорит:
«Скажи тем из Моих рабов, которые уверовали, чтобы они совершали намаз и расходовали явно и тайно из того, чем Мы их наделили, пока не наступит день, когда не будет ни торга, ни дружбы» (14:31).
Еще в нескольких аятах Господь повелевает:
«Делайте пожертвования на пути Аллаха и не обрекайте себя на гибель. И творите добро, поскольку Аллах любит творящих добро» (2:195).
«О те, которые уверовали! Делайте пожертвования из приобретенных вами благ и того, что Мы взрастили для вас на земле» (2:267).
«Бойтесь Аллаха по мере своих возможностей, слушайте, повинуйтесь и расходуйте во благо самим себе. А уберегшиеся от собственной алчности являются преуспевшими» (64:16).
Нам имамам приходится работать с простым народом, участвовать на меджлисах. Удивительно, но даже пожилые и немощные пенсионерки с особым рвением раздают милостыню. Они называет это поклонение по разному: «хаер биру» и «садака олешу» — по сути две фразы обозначают раздачу пожертвований. Еще имеется обычай «хаер кутереп кую» — откладывание денег для милостыни. Приходилось встречать и простых, небогатых стариков, которые на меджлисах передают через имама в мечеть «закят», — обязательную милостыню. Добрые традиции передаются от бабушек и дедушек детям и внукам, тем самым все они выполняют повеления Аллаха и Его посланника (мир ему).
Имеется категория лиц, которые вносят раскол в общину и призывают не раздавать на кунаках и меджлисах «хаер» и «садака» от имени умершего. Мол, это «бидагат» — новшество в религии. Неужели они не читали хадис благословенного пророка (мир ему):
Передаётся от ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах), что во время отсутствия Саада ибн Убады, скончалась его мать, и он (Саад) пришёл к пророку (мир ему) и сказал ему: «О посланник Аллаха, моя мать умерла в моём отсутствии, если я раздам милостыню за неё, поможет ли ей это?» На что пророк (мир ему) сказал: «Да», и тогда Саад сказал: «Беру тебя в свидетели, что я отдаю в качестве садаки (милостыни) за неё мой плодородный сад» (аль-Бухари).
Затем любители «чистого ислама» агитируют не раздавать «хаер» среди гостей, аргументируя тем, что все кто находится на мероприятии состоятельные люди, получающие ежемесячные пенсии и зарплаты. Да, богатым людям милостыня не дается, но и здесь имеется недопонимание в вопросе.
Во-первых, если кто-то раздает саадака от имени умершего, то пусть имам объяснит людям, чтобы они в свою очередь передали деньги нуждающимся, которых они знают. Зачем мы отучаем народ от пожертвований? Пусть состоятельный человек получит сто, двести рублей и потом передаст средства инвалидам и сиротам. Тем самым, умерший получит больше награды от Аллаха.
Во-вторых, некоторые из мусульман не разбираются в терминологии. Хаер – это оказание почтения. Посланник Аллаха (мир ему) дарил и получал подарки. Разве хозяева кунака не могут раздать подарки гостям и тем самым почтить их? Конечно могут. Эти правила действуют во всем гостеприимных мусульманских странах. Помню, как мы приехали в Кувейт, для изучения «умеренного ислама». «Центр Васатыя» не только оплатил наши билеты, они вручили каждому гостю небольшую денежную сумму с оговоркой: вы для нас дорогие гости, каждый из вас пусть приобретет нужный для себя подарок и делает за нас дуа.
О важности милостыни объяснял пророк Мухаммад (мир ему):
«С абсолютно каждым из вас будет говорить Аллах, между Ним и ним не будет переводчика и тот посмотрит направо от себя, но увидит только совершённое ранее, посмотрит налево от себя, но увидит только совершённое ранее, посмотрит вперёд и увидит только Огонь перед своим лицом. Так обезопасьте же себя от Огня хотя бы половинкой финика!» (Муслим).
Что такое половинка финика для состоятельного человека? На рынке можно купить коробку хороших фиников за 80-120 рублей. Посланник (мир ему) прожил трудную жизнь, за 23 года пророческой мисси не ел досыта. Тогда даже один финик был на вес золота. Вспомните первых мухаджиров, покинувших родные дома. Нищета проявлялась везде, дело даже доходило до того, что во время похорон не находили куска материи чтобы завернуть покойного. Посмотрим на них (да будет доволен ими Аллах) и на себя, сравнивать наш и их жизненный уровень неправильно. Мы сыты, едим по несколько раз в день, шкафы забиты одеждой, каждый имеет личный автомобиль, не пора ли задуматься и начать жертвовать на пути Аллаха! Сколько семей не в состоянии оплатить лечение больных детей, кто ни будь, видел, как на глазах матери умирает маленький ребенок? Задача состоятельных мусульман помочь всем, кто нуждается в помощи.
Никто еще не обеднел от раздачи милостыни. Шайтан внушает страх, угрожает бедностью. Аллах же вселяет радость и обещает преумножение:
«Воистину, для мужчин и женщин, которые раздавали милостыню и одолжили Аллаху прекрасный заем, он будет увеличен. Им уготована щедрая награда» (57:18).
Садаку мы раздаем ради довольства Всевышнего и лучшая милостыня перед Господом та, которая дается скрыто:
«Если вы раздаете милостыню открыто, то это прекрасно. Но если вы скрываете это и раздаете ее нищим, то это еще лучше для вас» (2:271).
Лучшая милостыня та, которая раздается в состоянии полного здравия и спокойствия. К сожалению, часто люди вспоминают об Аллахе только во время горести и непреодолимых проблем:
«Как-то раз один человек пришёл к посланнику Аллаха (мир ему) и спросил: «О, посланник Аллаха, за какую милостыню полагается наилучшая награда?» Пророк (мир ему) ответил: «За ту, которую ты подаёшь, будучи здоровым и скупым, надеешься прожить ещё и боишься бедности. И не откладывай милостыню до тех пор, пока душа твоя не подойдёт к горлу, и станешь ты говорить: этому столько, этому столько, тогда как это уже принадлежит такому-то!» (аль-Байхакый).
Разрешите привести вам несколько видов милостыни:
Раздавать бесплатно воду.
В мире имеется огромный дефицит в данном ресурсе. Люди настолько испортили экологию в мире, что засыхают реки, плодородные земли превращаются в пустыни. Посланник (мир ему) сообщил:
«Наилучшая милостыня – напоить (человека) водой» (Абу Дауд).
Не каждая община в состоянии построить простую мечеть. Где-то очень дорогая земля и дорогие стройматериалы. Из-за трудности и ряда проблем, Аллах обещал вознаградить домом в Раю тех, кто жертвует силами и средствами ради Дома Всевышнего. В хадисе пророк (мир ему) обрадовал:
«Кто построит ради Аллаха мечеть, в которой будут поминать Его, тому Аллах построит дом в Раю» (аль-Бухари).
Безвозмездно кормить людей, помогать учащимся, — все это милостыня.
В конце призываю всех вас быть щедрыми и добрыми! Не проходите мимо тех, кто реально оказался в трудном положении, представьте себя на его месте.
Пусть Аллах раскроет наши сердца для лучших поступков!
Имам Нижегородской Соборной мечети Мунир-хазрат Беюсов
Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:
— для людей малоимущих — 100 р.
— для людей со средним достатком — 300 р.
— для состоятельных людей — от 500 р.
Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы) — милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.
Фидия садака:
— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.
Фидия садака — это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).
Садака – милостыня и ее достоинства. Проповедь
Дорогие единоверцы! Мусульмане!
Эта проповедь будет посвящена достоинствам милостыни в исламе. Говорить на эту тему нужно, ибо тысячи и тысячи наших братье и сестер возможно находятся за чертой бедности и не могут себе позволить самые привычные для нас вещи: купить продукты питания, приобрести нормальную, теплую одежду и получить хорошее образование.
Религия ислам защищает права всех людей, вне зависимости от их социального статуса. Обращаясь к состоятельным верующим из числа мусульман Всевышний говорит:
«Скажи тем из Моих рабов, которые уверовали, чтобы они совершали намаз и расходовали явно и тайно из того, чем Мы их наделили, пока не наступит день, когда не будет ни торга, ни дружбы» (14:31).
Еще в нескольких аятах Господь повелевает:
«Делайте пожертвования на пути Аллаха и не обрекайте себя на гибель. И творите добро, поскольку Аллах любит творящих добро» (2:195).
«О те, которые уверовали! Делайте пожертвования из приобретенных вами благ и того, что Мы взрастили для вас на земле» (2:267).
«Бойтесь Аллаха по мере своих возможностей, слушайте, повинуйтесь и расходуйте во благо самим себе. А уберегшиеся от собственной алчности являются преуспевшими» (64:16).
Нам имамам приходится работать с простым народом, участвовать на меджлисах. Удивительно, но даже пожилые и немощные пенсионерки с особым рвением раздают милостыню. Они называет это поклонение по разному: «хаер биру» и «садака олешу» — по сути две фразы обозначают раздачу пожертвований. Еще имеется обычай «хаер кутереп кую» — откладывание денег для милостыни. Приходилось встречать и простых, небогатых стариков, которые на меджлисах передают через имама в мечеть «закят», — обязательную милостыню. Добрые традиции передаются от бабушек и дедушек детям и внукам, тем самым все они выполняют повеления Аллаха и Его посланника (мир ему).
Имеется категория лиц, которые вносят раскол в общину и призывают не раздавать на кунаках и меджлисах «хаер» и «садака» от имени умершего. Мол, это «бидагат» — новшество в религии. Неужели они не читали хадис благословенного пророка (мир ему):
Передаётся от ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах), что во время отсутствия Саада ибн Убады, скончалась его мать, и он (Саад) пришёл к пророку (мир ему) и сказал ему: «О посланник Аллаха, моя мать умерла в моём отсутствии, если я раздам милостыню за неё, поможет ли ей это?» На что пророк (мир ему) сказал: «Да», и тогда Саад сказал: «Беру тебя в свидетели, что я отдаю в качестве садаки (милостыни) за неё мой плодородный сад» (аль-Бухари).
Затем любители «чистого ислама» агитируют не раздавать «хаер» среди гостей, аргументируя тем, что все кто находится на мероприятии состоятельные люди, получающие ежемесячные пенсии и зарплаты. Да, богатым людям милостыня не дается, но и здесь имеется недопонимание в вопросе.
Во-первых, если кто-то раздает саадака от имени умершего, то пусть имам объяснит людям, чтобы они в свою очередь передали деньги нуждающимся, которых они знают. Зачем мы отучаем народ от пожертвований? Пусть состоятельный человек получит сто, двести рублей и потом передаст средства инвалидам и сиротам. Тем самым, умерший получит больше награды от Аллаха.
Во-вторых, некоторые из мусульман не разбираются в терминологии. Хаер – это оказание почтения. Посланник Аллаха (мир ему) дарил и получал подарки. Разве хозяева кунака не могут раздать подарки гостям и тем самым почтить их? Конечно могут. Эти правила действуют во всем гостеприимных мусульманских странах. Помню, как мы приехали в Кувейт, для изучения «умеренного ислама». «Центр Васатыя» не только оплатил наши билеты, они вручили каждому гостю небольшую денежную сумму с оговоркой: вы для нас дорогие гости, каждый из вас пусть приобретет нужный для себя подарок и делает за нас дуа.
О важности милостыни объяснял пророк Мухаммад (мир ему):
«С абсолютно каждым из вас будет говорить Аллах, между Ним и ним не будет переводчика и тот посмотрит направо от себя, но увидит только совершённое ранее, посмотрит налево от себя, но увидит только совершённое ранее, посмотрит вперёд и увидит только Огонь перед своим лицом. Так обезопасьте же себя от Огня хотя бы половинкой финика!» (Муслим).
Что такое половинка финика для состоятельного человека? На рынке можно купить коробку хороших фиников за 80-120 рублей. Посланник (мир ему) прожил трудную жизнь, за 23 года пророческой мисси не ел досыта. Тогда даже один финик был на вес золота. Вспомните первых мухаджиров, покинувших родные дома. Нищета проявлялась везде, дело даже доходило до того, что во время похорон не находили куска материи чтобы завернуть покойного. Посмотрим на них (да будет доволен ими Аллах) и на себя, сравнивать наш и их жизненный уровень неправильно. Мы сыты, едим по несколько раз в день, шкафы забиты одеждой, каждый имеет личный автомобиль, не пора ли задуматься и начать жертвовать на пути Аллаха! Сколько семей не в состоянии оплатить лечение больных детей, кто ни будь, видел, как на глазах матери умирает маленький ребенок? Задача состоятельных мусульман помочь всем, кто нуждается в помощи.
Никто еще не обеднел от раздачи милостыни. Шайтан внушает страх, угрожает бедностью. Аллах же вселяет радость и обещает преумножение:
«Воистину, для мужчин и женщин, которые раздавали милостыню и одолжили Аллаху прекрасный заем, он будет увеличен. Им уготована щедрая награда» (57:18).
Садаку мы раздаем ради довольства Всевышнего и лучшая милостыня перед Господом та, которая дается скрыто:
«Если вы раздаете милостыню открыто, то это прекрасно. Но если вы скрываете это и раздаете ее нищим, то это еще лучше для вас» (2:271).
Лучшая милостыня та, которая раздается в состоянии полного здравия и спокойствия. К сожалению, часто люди вспоминают об Аллахе только во время горести и непреодолимых проблем:
«Как-то раз один человек пришёл к посланнику Аллаха (мир ему) и спросил: «О, посланник Аллаха, за какую милостыню полагается наилучшая награда?» Пророк (мир ему) ответил: «За ту, которую ты подаёшь, будучи здоровым и скупым, надеешься прожить ещё и боишься бедности. И не откладывай милостыню до тех пор, пока душа твоя не подойдёт к горлу, и станешь ты говорить: этому столько, этому столько, тогда как это уже принадлежит такому-то!» (аль-Байхакый).
Разрешите привести вам несколько видов милостыни:
Раздавать бесплатно воду.
В мире имеется огромный дефицит в данном ресурсе. Люди настолько испортили экологию в мире, что засыхают реки, плодородные земли превращаются в пустыни. Посланник (мир ему) сообщил:
«Наилучшая милостыня – напоить (человека) водой» (Абу Дауд).
Не каждая община в состоянии построить простую мечеть. Где-то очень дорогая земля и дорогие стройматериалы. Из-за трудности и ряда проблем, Аллах обещал вознаградить домом в Раю тех, кто жертвует силами и средствами ради Дома Всевышнего. В хадисе пророк (мир ему) обрадовал:
«Кто построит ради Аллаха мечеть, в которой будут поминать Его, тому Аллах построит дом в Раю» (аль-Бухари).
Безвозмездно кормить людей, помогать учащимся, — все это милостыня.
В конце призываю всех вас быть щедрыми и добрыми! Не проходите мимо тех, кто реально оказался в трудном положении, представьте себя на его месте.
Пусть Аллах раскроет наши сердца для лучших поступков!
Имам Нижегородской Соборной мечети Мунир-хазрат Беюсов
Мамлайф — приложение для соврeменных мам
🌹Девушки, вопрос к тем кто читал на квартиру «Коран Ашы», через недельки две планируем прочитать, и чтоб не попасть в неловкое положение хотелось у Вас спросить, как проходит вообще? Что готовили? Нужно ли раздавать хаир не только деньгами но и там может платки женщинам, мужчинам носки, мыло там, чай? В какой день недели проводят обычно?
Спасибо 🌹🌹🌹
В приложении Вы сможете просмотреть все фотографии этой записи, а также прокомментировать и почитать другие посты автора
В приложении Мамлайф —
быстрее и удобнее
Читайте эти записи в Мамлайф — самом популярном приложении для женского общения!
Комментарии
— Мы пригласили мулу, на столе лапша, пироги 3 видов, сухофрукты/орехи, варенье 2 видов, сочни. Чай хороший. Раздавали хаир и такой и деньгами, мне сказали желательно мыло. Купила мыло)
— приходит мулла, читает, потом сначала хозяева, затем гости по желанию раздают хаер, можно деньги, можно платки, мыло, носки, кто что хочет😊
— Разницы нет какой день, как у вас у всех получается
— @moya_sati, стол тоже планирую примерно так же, +фрукты и вак беляш, хворост.. А хаир много давали родственникам и мулле? (Понимаю, может и не спрашивают такое) просто кто как говорит, кто то родственникам по 10-50 рублей дает, мулле 100-500, кто то иначе.. И хаир все раздавали да? Родители там бабушки? Или только нам с мужем нужно раздать?
— @puzik24, ну мулла ведь говорит да когда хаир вот раздавать?) Спасибо!🌹
— @asas19964 да, мулле тоже хаер надо приготовить деньгами
— @puzik24, спасибо большое🌹
— Суп домашняя лапша, сухофрукты (финики, курага, изюм), пироги разные не имеет значения количество, я ещё блины делаю. Хаер раздавали хозяева, и кто захочет). После Коран ашы дома так хорошо становится) мы пару месяцев назад читали, так после этого наша младшая спала весь день практически 😊
— @lasvetlan, вот тоже решили читать, малышку же не принесешь в нечитанную квартиру, а купили в конце лета, пока ремонт пока то се, так и не дошло до корана, а тут уже в начале апреля прибавление будет, нужно и прочитать) Спасибо!
— @bugatti1005, спасибо большое, за ответ!🌹
— Мы пока в новой квартире не прочитали Коран ашы- никого в гости не звала и не пускала 😁
— @asas19964, бабушки наверняка все знают) мы родственникам раздавали по 100 Р. Мулле 2 вроде отдавали, плюс обязательно с собой Кустанас
— @moya_sati, спасибо огромное🌹
— Мулла сам сказал нам его стоимость
— @zilya545, такое бывает да!?😔 и какова стоимость?
— @asas19964 1000 руб было в том году. Бывает к сожалению.
— @zilya545, тогда я ему скажу, сами тогда приезжайте, а то ведь его и привезти нужно😂
— @asas19964 да, мы привозили, у возили
— @asas19964 лучше тогда другого муллу выбрать. Который не ставит расценки и не смотрит на денежное выражение сколько ему дали. А отвезти привезти да самим надо
— @newborn_photoshoot_ufa это как то ненормально что ли 🙄что за расценки такие, впервые слышу 😳
— @newborn_photoshoot_ufa, вот и я того же мнения, как работу воспринимают уже что ли все эти коран, никах, имянаречение
— @asas19964 именно. Мы в ляля тюльпан имя давали сыну. Больше никогда туда не приду. Дали тыщу и мелочь как мама мне сказала чтоб звенело надо мелочью. Он таклй посмотрел типа какого фига. И говорит ну на рождение ребенка дает столько сколько ценят реьенка обычно по 5 тыщ. Кто 10
— @newborn_photoshoot_ufa, как можно вообще расценивать да вот с одной стороны? Я в шоке
— @lasvetlan именно же ценность оьряда не в плате же за него считается хаир вообше дб чистосимволическим
— @newborn_photoshoot_ufa, тоже там не понравилось. Никах брату года 3-4назад читали, не знали что надо 3 тыс платить дали 1тыс тык мулла давайте ещё хаер родственники и тд начал говорить в итоге больше 5 тыс добрал себе в сумме.
— @newborn_photoshoot_ufa, с ума сойти, ну мы когда никах читали тоже прилично так оставили, +родители, родственники кто по 300-500 дали. Получается нет денег-пусть ребенок без имени ходит? У меня прям слов нет
— @gulnaz050593, 😤 ну как же так, совсем ценности потеряны даже у них уже что ли( аж неприятно становится от всего вот услышанного, говорят конечно мол у них нет зарплаты, они этим и живут, что вот из за этого им приличные деньги дают.. но хаир то по сути это мелочь, монетки😔
— @asas19964, мы дочке имя давать ездели к одному мулле к нему, так как он сам не мог приехать. Такой классный дяденька оказался. Прочитал красиво, после чаем напоил сам нас 😁, ещё в добавок с огорода своего собственного гостинцы нам дал. И насчёт денег нечего не сказал сами дали. Вот это я понимаю мулла настоящий 😁👍🏻
— @gulnaz050593, жизнь посвятил Исламу значит на самом деле!
— Имянаречение делали в мечете в сипайлово, денег мулле как помню 1000 дали. помню варенье, мед, чай, кастыбый и типо того. и все отлично)))
— @moya_sati @puzik24 @asas19964 @bugatti1005 @lasvetlan подскажите пожалуйста контакты муллы?или как и кого вы приглашали?мы хотели на этой неделе пригласить,а я даже не знаю как найти?или просто в любую мечеть поехать пригласить?
— @zaliya1991, просто приезжайте в любую мечеть)
Читайте эти записи в Мамлайф — самом популярном приложении для женского общения!