Хазават это что значит

Значение слова «газават»

Хазават это что значит. Смотреть фото Хазават это что значит. Смотреть картинку Хазават это что значит. Картинка про Хазават это что значит. Фото Хазават это что значит

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

ГАЗАВА’Т, а, м. [араб. ġazāvat]. У мусульман — священная война против христиан.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

газава́т

1. религ. предписанная Кораном «священная война», которую должны вести мусульмане против представителей других верований препятствующих распространению ислама ◆ Так началась священная война, газават, против русских и кяфиров ― большевиков. Еремей Парнов, «Третий глаз Шивы», 1985 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Когда между лезгинами распространилось учение, из которого возник мюридизм, и дагестанские нагорные общества признали над собой духовную власть Кази-Мегмета, тогда и чеченцы не замедлили присоединиться к имаму, проповедовавшему «газават», священную войну против русских, их коренных врагов. Ф. Ф. Торнау, «Воспоминания русского офицера», 1874 г. (цитата из НКРЯ)

Делаем Карту слов лучше вместе

Хазават это что значит. Смотреть фото Хазават это что значит. Смотреть картинку Хазават это что значит. Картинка про Хазават это что значит. Фото Хазават это что значитПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова парткабинет (существительное):

Источник

Хазават

Смотреть что такое «Хазават» в других словарях:

хазават — [ар. ] – т. наз. “священная война против неверных”, т. е. немусульман, один из лозунгов воинствующего мусульманства; после Великой Октябрьской социалистической революции контрреволюционный лозунг газават мусульманское духовенство и кулачество на… … Словарь иностранных слов русского языка

хазават — сущ., кол во синонимов: 2 • война (33) • газават (3) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

война — Борьба, борение; столкновение; поход, кампания, нашествие, блокада, бомбардировка. Война: внутренняя, внешняя, газетная, кровопролитная, междоусобная, морская, сухопутная, наступательная, оборонительная, партизанская, таможенная. Вспыхнула война … Словарь синонимов

Хивинские походы 1839—40 и 1873 гг. — Первый X. поход предпринят был с целью заставить постоянно враждебных России хивинцев прекратить свои грабежи, обеспечить спокойствие и торговлю в степных областях и освободить русских пленных, захваченных хищниками. Начальство над экспедиционным … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Хивинское ханство — (Хива, древний Хорезм), занимая центральную часть так назыв. Средней Азии, или Туркестана, в широком смысле этого слова, между 40° и 43 3/4° сев. шир. и 57° и 62° в. долг. от Гринвича, граничит на З, ЮЗ и Ю с Закаспийской обл., на ЮВ с Бухарой,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Хивинские походы 1839—40 и 1873 г. — Первый X. поход предпринят был с целью заставить постоянно враждебных России хивинцев прекратить свои грабежи, обеспечить спокойствие и торговлю в степных областях и освободить русских пленных, захваченных хищниками. Начальство над экспедиционным … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

ХАДЖИ-МУРАТ — герой повести Л.Н.Толстого «Хаджи Мурат» (1896 1904). Действительное историческое лицо, знаменитый храбростью наиб (уполномоченный) Шамиля, в 1834 1836 гг. один из правителей Аварского ханства. В 1851 г. перешел на сторону русских, потом пытался… … Литературные герои

Среднеазиатские владения Российской империи — Среднеазиатские владения России в начале XX века … Википедия

Присоединение Средней Азии — Среднеазиатские владения России в начале XX века Уральская область Тургайская область … Википедия

Источник

Газават: священная война мусульман

Вопросы войны и мира актуальны во все времена. Это связано с тем, что человечество регулярно сталкивается с политическими, этническими или религиозными конфликтами, которые нередко приводят к боевым действиям.

В исламском мире основной разновидностью вооруженной борьбы считается «джихад меча» («малый джихад») – священная война, которую ведут мусульмане с напавшими на них агрессорами. Однако существует и другая разновидность борьбы за веру, практикуемой мусульманскими народами – газават.

Слово «газават» в переводе с арабского языка означает «военный поход», «набег». За участие в такой борьбе человек наделялся почетным титулом «гази», то есть борец за веру.

Наиболее широкое распространение это понятие получило в эпоху колониализма, когда многие мусульманские народы вели борьбу за независимость. Для поднятия местного населения на борьбу с колонизаторами активно использовались лозунги национального и религиозного характера, включая и призывы к газавату. Носителями этого почетного звания были султаны Османской империи, крымские ханы, крупные военачальники, командующие армиями и так далее. Однако на практике далеко не всегда обладатели данного титула руководствовались религиозными соображениями. Например, одним из «гази» был первый президент Турецкой республики Мустафа Кемаль Ататюрк, удостоенный этого титула за победу над греками в Битве при Сакарье.

Отличия газавата от джихада

Относительно соотношения обоих видов священной войны в исламе существует две основные точки зрения. Одни исследователи считают, что газават – это фактически синоним малого джихада. Сторонники такой позиции уверены, что газаватом может считаться та война, которая ведётся с соблюдением всех правил джихада. В данном случае газават действителен только в том случае, если мусульмане вынуждены вступить в вооруженную борьбу по причине вторжения извне иной угрозы. Фактически в данном случае титул «гази» приравнивается к титулу «муджахид» и несёт в себе исключительно благое.

Вторым отличием газавата от джихада служит источник принятия решения. Перед тем, как вступить в вооружённую борьбу, руководство племени, города или государства должно вынести соответствующее решение. Принятие решения о начале джихада возлагается исключительно на высшее духовное лицо, каковым может быть верховный муфтий, шейхуль-ислам или иной священнослужитель высшего ранга. Это объясняется тем, что именно духовный лидер, обладая большими знаниями в области религии, способен адекватно оценить возможность и необходимость начала вооружённой борьбы. Решение об объявлении газавата может принять не только духовное лицо, но и светский правитель. Исторически эта точка зрения подкрепляется конкретными примерами, когда вожди племён или ханы отдельных государств объявляли газават своим врагам.

Газават в современном мире

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Источник

хазават

Смотреть что такое «хазават» в других словарях:

хазават — сущ., кол во синонимов: 2 • война (33) • газават (3) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

война — Борьба, борение; столкновение; поход, кампания, нашествие, блокада, бомбардировка. Война: внутренняя, внешняя, газетная, кровопролитная, междоусобная, морская, сухопутная, наступательная, оборонительная, партизанская, таможенная. Вспыхнула война … Словарь синонимов

Хивинские походы 1839—40 и 1873 гг. — Первый X. поход предпринят был с целью заставить постоянно враждебных России хивинцев прекратить свои грабежи, обеспечить спокойствие и торговлю в степных областях и освободить русских пленных, захваченных хищниками. Начальство над экспедиционным … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Хивинское ханство — (Хива, древний Хорезм), занимая центральную часть так назыв. Средней Азии, или Туркестана, в широком смысле этого слова, между 40° и 43 3/4° сев. шир. и 57° и 62° в. долг. от Гринвича, граничит на З, ЮЗ и Ю с Закаспийской обл., на ЮВ с Бухарой,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Хивинские походы 1839—40 и 1873 г. — Первый X. поход предпринят был с целью заставить постоянно враждебных России хивинцев прекратить свои грабежи, обеспечить спокойствие и торговлю в степных областях и освободить русских пленных, захваченных хищниками. Начальство над экспедиционным … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

ХАДЖИ-МУРАТ — герой повести Л.Н.Толстого «Хаджи Мурат» (1896 1904). Действительное историческое лицо, знаменитый храбростью наиб (уполномоченный) Шамиля, в 1834 1836 гг. один из правителей Аварского ханства. В 1851 г. перешел на сторону русских, потом пытался… … Литературные герои

Среднеазиатские владения Российской империи — Среднеазиатские владения России в начале XX века … Википедия

Присоединение Средней Азии — Среднеазиатские владения России в начале XX века Уральская область Тургайская область … Википедия

Источник

Хазават это что значит

Толстой одно время пытался осмыслить историю Хаджи-Мурата как повесть о хазавате — священной войне, В 1898 году Толстой сделал извлечение из первой редакции (1896), второй (1897), пятой (1898); соединив их и дополнив вставками, он получил шестую по счету редакцию, которой дал название «Хазават». Хазават как система должного сопротивления толкуется Хаджи-Муратом своеобразно: сам Хаджи-Мурат рассказывает о проповеди Муллы-Магомета так:

«…Сначала был Мулла-Магомет. Я не видал его. Он был святой человек — мюршид. — Он говорил: „Народ! Мы ни магометане, ни христиане, ни идолопоклонники. Истинный магометанский закон вот в чем: магометане не могут быть под властью неверных. Магометанин не может быть ничьим рабом и никому не должен платить подати, даже магометанину“[305].

Здесь хазават — не только борьба за свободу. За религиозной идеей звучит, как песня из-за леса, крестьянская утопия — свобода от податей и равенство крестьянского мира.

Религиозность Хаджи-Мурата по-крестьянски обрядова, и не она делает его героем.

Это, вероятно, ощущал и Толстой, когда записывал 4 апреля 1897 года в дневнике: «Вчера думал очень хорошо о Х[аджи]-М[урате] — о том, что в нем, главное, надо выразить обман веры. Как он был бы хорош, если бы не этот обман»[306].

Толстой долго колебался между разными конструкциями повествования: дать ли повесть как рассказ старого военного, говорить ли от лица автора, все оценивающего, или дать хотя бы часть повествования в рассказе Хаджи-Мурата, раскрывая его самопонимание?

Передача прошлого через воспоминание, через рассказ его — довольно традиционный прием, но Толстой, выражая новое свое отношение к миру, вернее — приходя к новому пониманию борьбы, дал и новое композиционное значение рассказу.

Хаджи-Мурат, строгая палочку, диктует свою историю и тут начинает понимать, что произошло.

Рассказ, продиктованный для русских, становится судом Хаджи-Мурата над самим собой.

В одной из поздних редакций Толстой показал смысловое значение воспоминаний Хаджи-Мурата: «Может быть, Хаджи-Мурат и остался бы в России, и сдержал бы свое обещание. Но все намерения его изменило то, что адъютант главнокомандующего Лорис-Меликов по поручению Воронцова приехал к Хаджи-Мурату, чтобы расспросить у него его биографию и записать и послать в Петербург. Хаджи-Мурат сначала отказывался, но потом согласился и рассказал всю свою жизнь. Из этой жизни Лорис-Меликов записал только то, что касалось войны… Хаджи-Мурат рассказывал это, вспоминая всю свою жизнь. И это воспоминание в первый раз в его уединенной и праздной жизни, возникши в нем, измучило его. Он затосковал. Он переживал вновь не только все свои похождения, войны, набеги, победы, но свою юность, свое детство»[307].

Воспоминания, самоанализ — суд человека над самим собой.

Толстой ослабляет значение тоски по сыну. В первоначальных вариантах тема сына была связана с песней о соколе. Образ сокола связывался с воспоминанием о юноше.

«Широкие, несмотря на молодость, плечи, очень широкий юношеский таз и тонкий длинный стройный стан, длинные руки и ноги и сила, гибкость, ловкость во всех движениях. Собираясь бросить камни, он останавливался, откидывая назад красивую голову, и, винтообразно развернувшись всеми суставами, слегка подпрыгивая, далеко, высоко запускал камень выше горы. В ту минуту, как он вскинул камень, сокол сорвался с его руки и повис на ремнях, трепеща крыльями, пища и позванивая бубенцами. Магома ловким движением опять вскинул его, зачмокал и опять нагнулся, выбирая получше камень. Тотчас он поднялся выше, и Хаджи-Мурат уже не видал его. А слышал звук голоса его сестры и веселый звонкий хохот Вали-Магомы»[308].

Сцена прекрасна, но она выкинута, потому что изменение сцены шло мало-помалу.

Значение воспоминаний о сыне постепенно уменьшалось.

«Вернуться, — думал он, — бежать? Это можно. Но сдержит ли Шамиль слово? А что, как он не отдаст мне сына?» Он вспомнил сына таким, каким он видел его последний раз, кидающим каменья и с соколом. «Да, сокол», — думал Хаджи-Мурат и вспомнил сказку тавлинскую о соколе, который был пойман, жил у людей и потом вернулся в свои горы к своим. Он вернулся, но в путах, и на путах бубенцы остались на нем. И соколы испугались этих бубенцов и пут и не приняли сокола. «Лети, где ты был, где надели на тебя серебряные бубенцы. У нас нет бубенцов, нет и пут». Сокол не хотел покидать родину и остался. Но другие соколы не приняли и заклевали его. «Так заклюют и меня», — думал Хаджи-Мурат»[309].

Уже соколом, и соколом, отягощенным виной (бубенчики — это почести, полученные от русских), оказался сам Хаджи-Мурат.

В том варианте, на котором остановилась работа Толстого, мысли у Хаджи-Мурата иные.

Это сделано было даже неожиданно.

Мы знаем, что 19 декабря 1904 года Толстой, поправляя рукопись «Хаджи-Мурата», выкинул, к изумлению доктора Д. П. Маковицкого, сцену о Юсуфе, идущем с соколом.

Образ сокола сохранен, но он теперь не связан с юношей.

«Что делать? Поверить Шамилю и вернуться к нему? — думал Хаджи-Мурат. — Он лисица — обманет. Если же бы он и не обманул, то покориться ему, рыжему обманщику, нельзя было. Нельзя было потому, что он теперь, после того, как я побыл у русских, уже не поверит мне».

Толстой выбрасывает превосходную деталь, что вызывает и сейчас изумление комментаторов. Между тем Юсуф — сын, но не единомышленник Хаджи-Мурата.

Из всей семьи Хаджи-Мурата с ним только его мать, — остальные с Шамилем. «Жены Хаджи-Мурата с детьми тоже вместе со всеми обитателями сакли вышли на галерею смотреть на въезд имама. Одна старуха Патимат — мать Хаджи-Мурата — не вышла, а осталась сидеть, как она сидела, с растрепанными седеющими волосами, на полу сакли, охватив длинными руками свои худые колени, и, мигая своими жгучими черными глазами, смотрела на догорающие ветки в камине».

Дело в том, что сын Хаджи-Мурата не с ним, вернее — он с Шамилем.

«Ему, желающему только одного: продолжения той легкой, разгульной жизни, какую он, как сын наиба, вел в Хунзахе, казалось совершенно ненужным враждовать с Шамилем».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *