Хазрат что означает у мусульман в исламе
Духовные звания в исламе
Содержание
Духовные звания в исламе — звания, которые даются мусульманам в зависимости от их рода деятельности (правоведы), совершённых поступков (хаджи, шахид), принадлежности к направлению (школе) ислама и статуса (шиитские звания, суфийские ранги) и т. д.
Авлия
Вали (араб. ولي — покровитель, святой), Авлия (араб. أولياء ) — праведник, приближенный к Аллаху, усердствующий в молитвах, поминании Аллаха и других видах поклонения.
Уле́мы (араб. علماء — уляма́ — «знающие, учёные»; ед. ч. — араб. عالم — а́лим) или али́мы — собирательное название признанных и авторитетных знатоков теоретических и практических сторон ислама. Со временем стало уважительным прозвищем. [1]
Аятолла
Аятолла (араб. آية الله , перс. آیتالله — «знамение Аллаха») — шиитский религиозный титул. Удостоенные этого титула являются экспертами в исламоведении, юриспруденции, этике и философии и обычно преподают в школах религиозных наук.
Великий аятолла
Великий аятолла (араб. آية الله العظمى ) — шиитский религиозный титул. Данный титул носят исламские ученые, достигшие больших высот в исламском праве (фикхе) и методологии (усуле), и имеющие право издавать фетвы (шариатские заключения по тем или иным вопросам).
Имам (араб. إمام — предводитель) — в исламе духовное лицо, которое заведует мечетью, совершает требы. Имам — также может означать «пример для подражания». Во время общей обязательной молитвы, выбирается имам, который руководит ею. Имамом в молитве может стать любой мусульманин (только мужчина), достигший совершеннолетия, то есть 13 лет.
Имам (шиизм)
Согласно теологии Двенадцати, основному течению в шиизме, имамы были прямыми духовными наследниками пророка Мухаммеда. Первым имамом был его зять Али, бывший четвёртым халифом.
Ишаны
Кади (араб. قاضٍ — [qɑːd̪iː]) — шариатский судья, выносящий решение на основе самостоятельного истолкования Корана и Сунны. В Османской империи кади выполнял также нотариальные и некоторые административные функции на территории округа, называвшегося кадилык или каза. От кади произошел средневековый испанско-португальский титул Алкайд.
Мавлави
Мавлави (перс. مولوی ) — почётное исламское религиозное звание, аналогично мулле и шейху, в переводе с арабского значит «правитель» или «владелец».
Молдо
Молдо — слово, присоединяемое до революции в Киргизии в качестве составной части к именам мужчин, получивших мусульманское образование. Молдо — мулла, грамотный человек.
Муджаддид
Муджаддид (араб. مجدد — обновитель) — обновитель веры. Согласно хадису пророка Мухаммеда ﷺ каждые сто лет среди мусульман будут появляться люди, которые будут обновлять Ислам. К муджаддидам были причислены: Умар ибн Абд аль-Азиз, Имам аш-Шафи’и, Имам аль-Ашари, Имам аль-Газали, Имам ар-Рази, Ибн Дакик Ид, Имам ас-Суюти и другие.
Муджахид
Муджахид, Моджахед (араб. مجاهد — борец, совершающий усилие), Гази (араб. غازي ) — участник джихада, а также любой мусульманин, чья борьба укладывается в причинные рамки одного из определений джихада.
Муджтахид
Мулла
Мулла (араб. المُلَّا — «наместник; хранитель; хозяин») — арабское исламское духовное звание богослова (улемы), учёного мужа и правоведа, обычно хорошо знающего Коран (иногда даже наизусть, то есть хафиза), хадисы и нормы шариата. У суннитов часто употребляется как синоним звания имама, избираемого главы общины верующих.
У шиитов звание муллы ниже звания имама (см. двенадцать имамов). Такой мулла не участвует в светском управлении; его компетенция — лишь толкование Корана и вопросов веры.
На Кавказе муллой также называют муэдзинов, «будничных» имамов и другое низшее духовенство, тогда как «пятничный» имам, кади и шейх-уль-ислам именуются Муллой-ахундом (у шиитов) или Муллой-эффенди (у суннитов).
Мударрис
Мударрис — факих, преподаватель медресе, знаток методики юриспруденции и этико-правовых норм ислама. [4]
Муфассир
Муфассир (араб. مُفس — толкователь) — толкователь (комментатор) Корана, автор тафсира.
Муфтий
Муфтий (араб. مفتى — muftī, производное от афта — «высказывать мнение») — высшее духовное лицо у мусульман. Наделён правом выносить решения по религиозно-юридическим вопросам, давать разъяснения по применению шариата. Его решение (фетва) основывается на религиозно-юридических канонах распространённого в данной стране направления ислама (суннизма, шиизма и т. д.), а также школы шариата (мазхаба). В 1788 году указом Екатерины II «Об определении мулл и прочих духовных чинов магометанского закона и об учреждении в Уфе Духовного собрания для заведования всеми духовными чинами того закона в России пребывающими» было организовано Оренбургское магометанское духовное собрание (муфтият).
Мухаддис
Мухаддис (араб. محدث —) — учёный, глубоко изучивший науку о хадисах.
Мухтасиб
Мухтасиб — служащий специальной организации, руководствовающийся законами шариата и следящий за претворением в жизнь исламских моральных норм. Мухтасибы также обладали правом налагать за провинности различные виды наказания (тазир), а также выполняли полицейские функции. Составной частью работы мухтасибы была профилактика правонарушений, для чего они проводили компанию просвещения населения. В завасимости от тяжести правонарушения мухтасибы могли предупреждать, либо в крайнем случае наказывать публичным побиванием палками [5]
Муэдзин
Муэдзин (араб. مؤذن ; также — азанчей) — в исламе: служитель мечети, призывающий с минарета мусульман на молитву. Первым муэдзином был Биляль ибн Рибаха.
Наиб (араб. نائب — заместитель, уполномоченный, наместник), в средневековых мусульманских государствах (Арабском халифате, Золотой Орде и др.) правитель округа или провинции, в азербайджанских ханствах — управляющий магалом (округом, провинцией).
В имамате Шамиля — его уполномоченный, осуществлявший военно-административную власть на определённой территории. В некоторых современных мусульманских странах Востока — заместитель какого-либо начальника или духовного лица, иногда — начальник местной полиции, старшина сельской общины. В Османской империи — судья шариатского суда, заместитель верховного судьи, помощник кадия.
Праведные халифы
Праведные халифы — в суннитском исламе — четыре первых халифа (правителя мусульман), при которых ислам осуществлял активную внешнюю экспансию и халифат увеличивался в размерах.
Повелитель правоверных
Повелитель мусульман
Факих
Факих (араб. فقيه — юрист) — учёный в области мусульманского права.
Хаджи
Хаджи — почетный титул мусульманина, совершившего хадж — паломничество в Мекку.
Хазрат
Хазрат — исламский религиозный статус. Соответствует среднеазитскому «таксыру», кавказскому — «эфенди» и турецкому — «ходжа». [6]
Халиф
Хафиз
Хафиз (араб. حافظ — учащий наизусть,охранитель) — хранитель Корана, запоминающий его наизусть. Мусульманин, причисляемый к духовному сословию ввиду знания всего Корана наизусть.
Худжат аль-ислам
Худжат аль-ислам (араб. حجة الإسلام ) — шиитский религиозный титул, рангом ниже аятоллы, примерно соответствует епископу в христианстве.
Шахид
Шахид (араб. شَهيد — свидетель) — мусульманин павший за веру, мученик.
Шейх мн.ч.- шуюх,(араб. شيخ ) — почётное название видного богослова в Исламе.
Среднеазиатские кишлаки, расположенные около святых мест и занимающиеся только обслуживанием паломников, называются кишлаками шейхов. Иногда шейхами провозглашают лидеров исламских организаций.
Шейх-уль-ислам
Шейх-уль-ислам (тур. Şeyhülislam ) — титул высшего должностного лица по вопросам ислама в ряде исламских государств. В ряде исламских обществ титул шейх-уль-ислама обозначал должность верховного судьи (верховного кадия).
Суфийские ранги
В суфизме существуют следующие ранги:
Значение слова «Хазрат»
Хазра́т
1. мужское имя ◆ Осама бен Ладен, возможно, скрывается в окрестностях Джелалабада на востоке Афганистана. Так считает руководитель сил безопасности Джелалабада Хазрат Али. «Удары возмездия и вокруг них — 34. Афганистан: Последние события» // «Известия», 25 ноября 2001 г. (цитата из НКРЯ)
2. почётный титул религиозного деятеля в исламе, приблизительно соответствует обращению «святейшество» в христианстве, а также уважительное обращение к религиозному наставнику ◆ Многие христиане не знают, что истинный дух милосердия, дух, который проявляет мусульманин к Иисусу и его матери Марии, берет свое начало в первоисточнике его веры Коране. Он не знает, что мусульманин не произносит священное имя Иисуса на своем родном языке, не называя его Хазрат Иса (высокочтимый Иисус) или Иса алаи ― хнес-салаам (Иисус, мир ему). Если мусульманин упоминает имя Иисуса (мир ему) без этих слов уважения, его будут считать непочтительным, грубым или некультурным. «Иисус в исламе» // «Дагестанская правда», Махачкала, 23 декабря 2004 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: рассовать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Хазрат что означает у мусульман в исламе
Что означает слово «хазрат» или «хезрети»?!
Слово «хазрат» с арабского حضرة означает присутствие.
Так в некоторых мусульманских народах, называют имамов, учителей, наставников, так как они воспитывают и постоянно обучают людей, и люди находятся в их ПРИСУТСТВИИ и под их наблюдением!
Хазрат это тот кто обучает шакирдов (студентов, учащихся) при мечети или в медресе. И он видит это как главной целью в исламе. Не каждый имам или мулла является хазратом по факту.
Великие хазраты говорили: «У кого нет учителя, у того учитель шайтан».
حضرة بلا تلميذ كالشجرة بلا ثمر «Хазрат без шакирдов/учеников, как дерево без плодов».
И еще это слово используется в тюркских народах как «уважаемый», «почтенный», например «Хазрати Расуль», что означает наш почтенный и уважаемый Пророк (да благословит его Аллах и приветствует).
Трудно ли быть муллой, имамом, хазратом?.
Большинство людей думают, что муллой быть легко: научился немного читать Коран и ходи кушай пироги и собирай пожертвования (хаер) и вообще думают, что они бездельники и дармоеды которые своими руками в этой жизни ничего не сделали.
3. Это огромная ответственность которую они испытывают перед Аллахом и людьми, когда каждый раз за каждым словом и движением хазрата следят десятки и сотни человек и он не в праве ошибиться даже если ураза и он не ел 18 часов, даже если намаз ночью длится несколько часов, а иногда и всю ночь.
4.Своими руками совершает курбан в праздник Курбан-Байрам десятки жертвенных животных, проводя весь день на улице несмотря на мороз, дождь или жару.
5. Ему приходится много читать Коран вслух практически без перерыва на протяжении всего дня (иногда и срывая голосовые связки) и под конец дня уже практически не может говорить, проводит уроки и лекции (начиная от учебных заведений, телевидения и заканчивая тюрьмами.) При этом не имея права отказаться, как вы уже помните.
6.Обязан учится до конца жизни проходя постоянно курсы повышения квалификации и проверки знаний.
7.Решать тяжелые жизненные ситуации людей которые обращаются за помощью, не только молитвой, а всем тем что у него есть средствами, силами, связями, направляя к нужным поступкам, местам и людям.
8. Оставаться ВСЕГДА терпеливым и невозмутимым когда на мероприятии находиться человек который хочет самоутвердиться за счет хазрата, такой человек ищет любую зацепку, выдумывает каверзные вопросы, отвлекает, спорит и перебивает во время проповеди.
9.Когда надо не просто сделать все что положено, а еще и объяснить, что и для чего нужно делать и это все перевести с арабского на родной национальный язык, а потом еще на русский. И для каждого уровня мышления и возраста это надо сделать по-разному.
10.Решать вопросы мечети, которая у нас НЕ на государственном обеспечении. Поддерживать чистоту, порядок, найти средства на уборку, ремонт, отопление, учебный инвентарь, создать условия для проживания, питания студентов и служащих мечети. Организовать различные субботники. Защищать мечеть от людей которые выражают недовольство самим существованием этой мечети, например подавая заявления в полицию, что мол им мешают жить звуки молитвы (азана) и т.д.
Все что здесь написано, это всего один процент из ста из жизни муллы (хазрата). Большую часть трудностей они конечно держат в себе, потому что они служат Всевышнему Аллаху и хотят, чтоб только Он знал и принял их дела.
Надеюсь прочитав это вы хоть немного измените свое отношение к хазратам, станете больше проявлять уважения, любви и заботы к ним. Ведь они посвятили свою жизнь служению Аллаху, что может быть лучше?
Однажды Пророк Мухаммад (мир ему) сказал Абу Бакру (довольство Аллаха с ним):
«Где бы ты ни был, будь либо ученым (алимом), либо учеником (шакирдом, талебе), либо слушающим их, либо будь уважающим, любящим их. Но не будь пятым, иначе погибнешь». Пятый – это тот, кто ненавидит знания и ученых». Табарани
Хазрат что означает у мусульман в исламе
Хазрат: Используется как выражение почтительности к Всевышнему Аллаху, пророкам и ученым. К примеру как Хазрат-и Аллаху тааля, Хазрат-и Адам, Хазрат-и имам Азам, Хазрат-и Мавляна.
Имам: Богослов, ученый муджтахид. К примеру, Имам-и Ахмед, Имам-и Раббани, Имам-и Газали. Произнеся имам, не приставив хазрат, считается что выражение почтительнсоти применено, но в дополнение сказать рахметуллахи тааля алейх, будет мустахабом.
Алляма: Очень большой ученый.
Мавляна: Подходит к такому значению как господин и обращение применяемое к большому праведнику. Очень часто используется вместе с такими именами как Халид-и Багдади, Джаляладдин-и Руми, Абдуррахман-и Джами.
Ходжа: Слово персидского происхождения которое по значению подходит к таким словам как мударрис (учитель), эфенди которое применяют при обращении к ученым, авлия (праведник).
Сейид: »Господин, лучший человек». Сейидами называют людей из рода пророка.
Абу: Отец. Абу Юсуф, значит отец Юсуфа.
(Иногда используется фигурально. Например слово тураб означает, земля. А Абу Тураб, весь в земле, лицо и руки перемазанные землей, т.е. тот кто любит совершать суджуд, застенчивый человек. Когда хазрат-и Али лежал в мечети на сухой земле, к нему подошел пророк и очистив его лицо к которой пристала земля и пыль, сказал «вставай о Абу Тураб». Хазрат Али ответил «Поэтому для меня имеет большое значение это прозвище». Абу Хурайра, отец котенка, т.е. тот кто любит кота, ухаживает и ласкает их.)
Абу Ханифа, правильно верящий, тот кто следует Исламу, покровитель истинных мусульман, защитник, отец т.е. их имам, руководитель.
Абу Джахль, укоренившийся джахиль (невежда), проженный, глубокий джахиль, тот кто отрицает истину.
Ибни; бин: Сын. Ибни Умар, сын Умара. Абдуллах бин Умар, Абдуллах сын Умара.
Умм: Мать. Умми Саляма, мать Салямы. Умму Харис, мать Хариса.
Бинт: Дочь. Зайнаб бинти Расулуллах, Зайнаб, дочь Расулуллаха.
Шейхайн: Выражение применяемое по отношению к хазрат Абу Бакру с хазрат Умаром. Кроме этого, в науке фикх, это применяется к Имам Азаму с Имамом Абу Юсуфом, в науке хадис, по отношению к Имаму Бухари с Имамом Муслимом.
Имамейн: Два имама, двое ученых. Применяется по отношению к Имаму Абу Юсуфу и Имаму Мухаммеду.
Тарафейн: Применяется для совместного упоминания Имама Азама и Имама Мухаммеда.
Хатанейн: Два зятя. Это выражение применяют для совместного упоминания двух зятьев пророка, хазрат Османа и хазарт Али.
Имам-и Азам: Великий имам, большой ученый, применяется по отношению к хазрати Абу Ханифе.
Имам-и Раббани: Глубокий ученый которому даны знания и мудрость и действующий в соответствий с этими знаниям. Это уважительное обращение применяется по отношению к автору Мактубата, Ахмеду Фаруку Сарханди.
Шах-и Накшибанд: Применяется к Бахауддину Бухари. Такое прозвище ему было дано потому, что он укоренял в сердцах любовь Аллаха.
Худжат-уль Ислам: Большой алим (ученый) который на память знает триста тысяч хадисов с именами передатчиков и по уровню достоверности. Чаще всего применяется к Имаму Газали.
Гавс-уль-азам: Гавс, тот кто помогает. Будучи авлия, помогает людям. Применяется для упоминания хазрат Абдулкадира Гейлани. В значений помощника людей и джинов, говорят Гавс-ус-Сакалейн.
Муфти-юс-Сакалейн: Большой ученый который дает фетвы людям и джинам. Как правило применяется к Абусууд Эфенди и Ахмед ибни Камалю.
УВАЖИТЕЛЬНЫЕ ОБРАЩЕНИЯ КОТОРЫЕ ИСПОЛЬЗУЮТ В ДУА
По отношению к пророкам, ученым, праведникам применяют следующие выражения:
Алейхиссалям: Да будет ему салям, так говорят когда произносится имя одного пророка.
Алейхимуссалям: Да будет им салям, применятся при упоминаний более двух пророков.
Саллаллаху алейхи васаллям: Обычно так говорят по отношению к нашему пророку, но также используется и при упоминаний других пророков.
Радиаллаху анх: Пусть будет доволен им Аллах. Говорится по отношению к сахабу (сподвижнику) мужчине. Имам Раббани также использовал по отношению к Имам-и Азаму.
Радиаллаху анха: Пусть будет доволен им Аллах, так говорится по отношению к сахабе-женщине.
Радиаллаху анхума: Пусть ими обоими будет доволен Аллах, говорится по отношению к двум сахабам.
Радиаллаху анхунна: Пусть ими будет доволен Аллах, применяется по отношению к более чем двум женщинам.
Радиаллаху анхум: Пусть ими будет доволен Аллах, так говорят по отношению всех сподвижников пророка.
Алейхирридван: Пусть будет доволен им Аллах. Обычно применяется к сахабу мужчине. Хазрат-и Имам Раббани применял и по отношению к Хазрат-и Махди.
Алейхимурридван: Пусть Аллах будет доволен ими, применяется по отношению ко всем благородным сподвижникам.
Ридвануллахи алейхим аджмаин: Пусть Аллах будет доволен всеми ими, применяется для всего количества благородных сподвижников.
Рахметуллахи алейх: Да будет милосердным к нему Аллах, применяется по отношению к мужчине.
Рахметуллахи алейха: Да будет милосердным к ней Аллах, обращение применяется по отношению к женщине.
Рахметуллахи алейхина: Да будет милосердным к ним Аллах, так обращение применяется к более чем двум женщинам.
Рахметуллахи алейхим: Да будет милосердным к ним Аллах, применяется к более чем двум мужчинам.
Алейхиррахма: Пусть смилуется Аллах, это обращение применяется по отношению к одному человеку.
Куддиса сиррух или Каддасаллаху сыррах: Пусть Аллах сделает чистым, благостным, святым его тайну. Применяется по отношению к авлия.
Куддиса сиррухума или Каддасаллаху асрарахума: Пусть Аллах сделает чистым, благостным и святым тайну этих двоих. Применяется по отношению к двум авлия.
Куддиса сиррухум или Каддесаллаху асрарухум: Пусть Аллах сделает чистым, священным их тайну. Применяется к более двум авлия.
Карамаллаху ваджхах: Пусть Аллаху тааля освятит, облагородит его лицо. Применяется по отношению к хазрат Али.
Баядуллаху ваджхах: Пусть Аллаху тааля осветит нуром его лицо. Применяется по отношению к Сейид Абдулхаким Арваси, Казы Байзави.
Имя нашего пророка МУХАММЕДА (саллаллаху алейхи васаллям)
Когда это особенное имя произносится в первый раз, сказать (алейхиссалям) или произнести салават, является ваджибом. Не совсем уместно использовать такие сокращения как С.А.С., А.С. и другие подобные. Произнесение такого слова как Расулуллах, проявление к нему уважения. Этим самым говорится Расул Аллаха, Его порок. Это проявленное уважение. Но если после слова Расулуллах, добавить (саллаллаху алейхи уасаллям), то будет еще лучше. При написании имен сподвижников и ученых, тоже должно быть проявлено уважение. Если сказать не просто Газали а Имам-и Газали, то это добавление уважительного выражения, а если еще добавить »Хазрат-и» или »рахметуллахи тааля алейх», то будет еще лучше. По отношению к кому-либо из сахабов нужно сказать »радиаллаху анх», но нельзя писать такие сокращения как »р.а.». например нужно писать Абу Хурайра »радиаллаху анх».
СОКРАЩЕНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ
Вопрос: Несмотря на то, что недопустимо сокращать религиозные словосочетания, к примеру так а.с., с.а.с., р.а., все же мы это видим на сайтах, книгах, энциклопедиях, некоторых газетах. Это происходит потому что в этом есть необходимость?
Ответ: Возможно это происходит из-за нехватки места или же это делают сотрудники которые не знают о том, что подобные сокращения делать нельзя. Возможно есть еще какие-то причины. Об этом известно компетентным органам и поэтому не стоит акцентировать на этом внимание.
Вопрос: Некий салафит говорит »слово Джанаб также как и Мавля применять по отношению к Аллаху будет ширком. Джанаб имеет такой смысл как окружающая среда, двор дома и поэтому говорить Джанаб-и Хак, будет ширком. Также как и слово Хазрат имеет значение как »перед». Так что говорить Хазрат-и Аллах тоже также будет ширком.» Возможно ли применять эти слова по отношению к Аллаху?
Ответ: Здесь нет повода для беспокойства. Все ученые общины ахлю сунна применяли эти слова для выражение почтения. Джанб, джаниб, джанаб однокоренные слова.
Слово «джанб» имеет такие смыслы как сторона, направление, местность, бок, след, округ, край, угол. Встречается и Священном Коране. «Муса увидел огонь в стороне горы.» (Касас 29)
«Мы воззвали к нему с правой стороны горы…» (Мариям 52)
В 36-м аяте суры Ниса, 12-м аяте суры Юнус, в тафсирах, слову »джанб» дано такое значение как »сторона». В 56-м аяте суры Зумар говорится «джанбиллах» т.е. »пред Аллахом». Так и переведен этот аят.
[«прежде, чем воскликнет душа: горе мне, сделавшейся преступной пред Богом и смеявшейся над Ним;» Зумар 56 – тафсиры Байдави, Джалалейн, Мадарик]
Джаниб используется в таком значений как сторона, край.
Слово »алиджанаб» по значению подходит к такому смыслу как обладатель добра, благородный, высоконравственный, щедрый, праведник. А такое произнесение как «Джанаб-и Хак», «Джанаб-и Расул», не подходит под смыслы сторона, большой размер. Подходит под такое значение как «великий, благородный».
Также и слово «хазрат» часто используется как выражение почтительности, например как Хазрат Аллах, Хазрат пророк Адам, хазрат Имам-и Газали. Все примененные слова «хазрат» в остальных случаях не имеют смысла »перед».
Слово «мавля» имеет несколько значении. Наиболее известны три из них; божество, раб и господин.
»Милость нашего мавля безгранична» – здесь мавля имеет значение божества.
»Мавляна Халид-и Багдади, Мавляна Джаляладдин-и Руми» – здесь имеется ввиду господин. Мавляна – наш господин.
»Хазрат-и Биляль, мавля Хазрат-и Абу Бакра» – здесь «мавля», освобожденный Абу Бакром раб.
Нельзя из слов, которые имеют несколько смыслов, использовать только одно значение из нескольких и, перепутать людей.
Хазрат что означает у мусульман в исламе
У представителей любой сферы деятельности есть свой специфический сленг, состоящий из слов, которые чаще всего не понятны «непосвященным».
Мы слышим, как компьютерщики ругают «крякнувшуюся маму», системные администраторы жалуются, что их сайт «хакнули», конники выражают озабоченность, что лошадка «перепала», парашютисты ругаются, что новичок забыл «разблокировать рыжую», тележурналисты горюют о «плохой картинке на стендапе» и мучаются с «озвучкой». Люди, не относящиеся к данному сообществу, слышат лишь знакомые слова и буквы в совершенно непереводимом сочетании. Свой язык есть у всех сообществ: у спортсменов, геймеров, переводчиков, рекламщиков, бизнесменов, туроператоров, моряков и пр. И так уж вышло, что свой специфический лексикон есть и у мусульман. Причем все непонятные новообращенному или постороннему слова звучат еще и на арабском языке.
Общаясь с мусульманами в любой точке планеты, вы можете употреблять эти слова и быть понятыми. Тем более, что большинство мусульман стремится изучать арабский язык, потому что так же как английский признан международным во всем мире, арабский объединяет последователей ислама. Более того, Священный Коран был ниспослан именно на нем и на нем же воспроизводится с наибольшей точностью. Это еще одна причина, почему мусульмане учат арабский язык.
Но, если вы недавно приняли ислам, в компании мусульман со стажем вам могут быть непонятны, подчас, целые предложения. В помощь новообращенным или пока еще интересующимся исламом, ниже публикуются наиболее часто используемые в разговорной и письменной речи выражения и слова на арабском языке, их перевод, толкование и способы употребления.
Субхана Ллах означает «Святой Аллах» и применяется для восхваления Его.
Маша Ллах. Когда я, будучи недавно обращенной мусульманкой, слышала это выражение от членов своего джамаата, я была уверенна, что оно означает возглас удивления. На самом деле «Маша Ллах» переводится «по воле Аллаха». Употребляется часто после получения и выдачи похвалы, например: «Какой у тебя красивый платок, Маша Ллах». Ответ: «Да, Маша Ллах». Даже если хвалящий вас забыл упомянуть, что имеющееся у вас есть по Воле Аллаха и не иначе, в этом случае, будучи богобоязненным, вы не должны присваивать себе ничего из Его славы и заслуг, поэтому говорите «Маша Ллах».
Инша Ллах. Переводится как «Если будет на то воля Аллаха» и похоже на русский эквивалент «Если Бог даст». Мусульманин никогда не может быть уверен, что те или иные его планы сбудутся. Поэтому, говоря о них, добавляет «Инша Ллах». Например: «Инша Ллах, завтра я поеду покупать машину и Инша Ллах куплю BMW цвета мурена».
Аллаху Акбар. Переводится «Превелик Единый Бог (Аллах)». Используется во всех случаях, когда верующий хочет восславить Всевышнего.
Аллаху Алим. «Только Аллах обладатель полного знания». Употребляется в речи, когда мусульманин подчеркивает свою недостаточную осведомленность относительно какого-то вопроса, или полное его незнание. Например, «Есть ли жизнь на Марсе?» Ответ: «Аллаху Алим» или «Кто из вас прав?», ответ: «Аллаху Алим».
Иман. Это довольно часто используемое слово переводится как «вера», вы можете его услышать в выражениях такого типа: «иман растет» или «у него сильный иман», «у него проблемы с иманом». Теперь вы знаете, как это перевести. Многие мусульмане в разговорной речи склоняют это слово и одаривают его русскими окончаниями, например, говоря «иманистый».
Намаз. Обряд поклонения Всевышнему, включающий в себя «фард» и «сунну», то есть обязательные и желательные действия. В конце такого поклонения верующие чаще всего обращаются к Аллаху с молитвами-мольбами «дуа». Для каждого мусульманина есть пять ежедневных обязательных намазов, не совершение которых является грехом.
Сунна. Буквально переводится как «путь». Это наследие, оставленное Пророком Мухаммадом (САС) для его последователей, состоящее из его слов и того, как он поступал или не поступал в тех или иных ситуациях. Следование пути пророка (САС) желательно для тех, кто боится сбиться с правильного пути, ведь только шагая по его следам, мы сможем прийти в рай.
Уду (тахарат). Малое ритуальное омовение для достижения того уровня чистоты, который необходим для совершения намаза. Мусульмане говорят «делать уду» или «брать тахарат», что означает «делать малое омовение». Также спрашивают друг друга: «Есть ли у тебя уду?», чтобы узнать, готов ли человек к молитве. «Уду испортилось» означает, что человек совершил действия нарушающие состояние ритуальной чистоты.
Хиджаб. Любая одежда, которая покрывает мусульманку таким образом, что открытыми остаются только кисти рук и овал лица. Часто хиджабом называют головной убор или платье особого покроя, но это не совсем верно.
Харам. Греховное и наказуемое Аллахом в обоих мирах действие или его результат.
Халяль. Действие или продукт деятельности, разрешенный и вознаграждаемый.
Сура. Глава из Корана.
Айат. Коранический стих.
Хадис. Слова, действия и письма, надиктованные пророком (САС) и его сподвижниками.
Субхана уа Тааля. «Свят Аллах и Велик». Употребляется всегда, когда у мусульманина есть потребность прославить Творца, а так же после Его упоминания.