Ходы не защищаются что значит
«Ходы не защищаются». Мнение
В последнее время все больше команд перетягивают свой старый материал из Премьер-лиги. Свежие примеры: почти половина материала приветствия «Наполеона Динамита» в 1/8-ой была из Премьер-лиги 2015. В четверти Калининград повторил несколько своих старых реприз из Премьер-лиги и «переделал» СТЭМ с Лопаткиным (оставив канву и основные шутки), «Мега» в четверти в приветствии использовала несколько гэгов из Премьер-лиги 2015. Грузия в четверти спела одну из немногих своих смешных карапуль, которые пела в Премьер-лиге («В женщине главное это глаза. Если глаза есть то мы уже за!»). А еще «Урал». А до этого «Союз», «Саратов» и т.д. Чем обусловлена такая тенденция? Давайте подумаем, давайте поразмышляем.
С «юридической» точки зрения все законно: из лиги статусом ниже можно брать в лигу статусом выше. Премьер-лига ниже Высшей лиги все логично. С «моральной» хочется сделать отсылку к Дмитрию Кравченко: «КВН же является сторонником создания нового контента, заимствование и повторы своего материала большой шаг к Аншлагу, где юмористы годами катают одни и те же монологи», и с этим трудно не согласиться.
Но тут уже хочется сделать уже свое маленькое отступление, и попытаться объяснить почему все происходит именно так, со своей стороны, Анонимуса человека, который был в массовке на Первой 1/4-ой Высшей лиги и видел подготовку команд к игре (да, сложно разговаривать об игре, которую мало кто видел, но зато мы узнаем, что не скроют монтажные ножницы). Начнем с «Меги». У «Меги» финальный блок был завязан на двух Стриженовых (одну вытаскивали на сцену из жюри, выходил муж чистая прописанная подстава), но по каким-то причинам после генеральной репетиции этот блок уходит (как мне известно, Стриженов отказался учить столько текста). У команды дыра в конце визитки, самого важного конкурса. До начала игры 20 часов. Что делать? Приходится вспоминать проверенный материал и подтаскивать блок с уходом из команды «адекватности». И я не могу их в этом упрекать.
Теперь к Калининграду. За два дня до игры идет первый показ Василичу. После отсмотра он убирает Калининграду половину визитки и СТЭМ по мотивам «Преступления и наказания», который (судя по репортажам Мудрик) хорошо зашел на просмотре без Василича. Поэтому приходится Калининграду в авральном режиме переписывать визитку и закрывать дыру в виде отдельного конкурса старым материалом из Премьер-лиги.
После двух вышеописанных случаев, я хочу сделать выводы.
Да, плохо, что команды таскают свой материал из Премьерки. Но! Во-первых, зачем вообще нужны три дня показов редакторам до показа Василичу, если после этого команды все равно уходят с горящей задницей на игру, где четыре конкурса нужно подготовить и пройти в полуфинал? Во-вторых, что это за редакторы такие, которые за годы не научились убеждать Василича, что тот или иной материал нормальный? В-третьих, неужели Василич не понимает, что лучше пусть за три дня команды доделают имеющийся материал, чем будут его ночами переписывать и потом показывать это все с огромными мешками под глазами и забывая на игре текст, как Лукин и Кривеня? (К слову, «Русская дорога» тоже много что переписывала в своих домашних конкурсов, поэтому Кривеня «сыпался» на игре). В-четвертых, вообще тогда зачем нужна эта Премьер-лига, которая хоронит лучший материал команд и заставляет их в случае аврала «нарушать закон» перед болельщиками? А для простых комментаторов из интернета плохие в первую очередь команды, а не система, которая вынуждает их таскать свой же материал. Поэтому моя позиция такая: главное что свое, а не чужое. Пока показы Василичу не начнутся хотя бы за неделю до первой игры (можно даже в формате видео, а почему нет?) нас ждет все больше и больше повторов.
Но, может быть, это всего лишь мое мнение и я в чем-то неправ. Но судя по всему, это действительно интересное поле для обсуждения. Давайте поговорим в комментариях.
Дубай в клеточку: почему Непомнящий не смог навязать борьбу Карлсену
Магнус Карлсен защитил звание чемпиона мира по шахматам, довольно легко переиграв Яна Непомнящего в Дубае. Из 11 партий матча 31-летний норвежец выиграл четыре, еще семь раз соперники сыграли вничью. Таким образом Карлсен продлил свои чемпионские полномочия до 2023 года. Это значит, что он будет удерживать шахматную корону десять лет — в 2013 году Магнус стал 16-м чемпионом мира, обыграв Виши Ананда в Ченнаи. За всю историю такое удавалось только Эмануэлю Ласкеру (1894–1921) и Анатолию Карпову (1975–1985), с перерывами — Александру Алехину и Михаилу Ботвиннику.
Ничейный синдром
Перед началом матча было устойчивое мнение, что у уроженца Брянска есть реальная возможность спустя 14 лет вернуть титул в Россию (Владимир Крамник потерял его в 2007 году). И говорили об этом не только эксперты, но и примерно равные котировки букмекеров. На это было несколько причин. Во-первых, Непомнящий блестяще провел турнир претендентов –2020/21. В Екатеринбурге Ян одержал пять побед в 14 турах, досрочно обеспечив себе победу. В столице Свердловской области россиянин обошел на тот момент второго и третьего номеров рейтинга ФИДЕ — Фабиано Каруану и Дин Лижэня.
Во-вторых, в классических шахматах у Непомнящего было преимущество перед Карлсеном. До матча в ОАЭ российский гроссмейстер выиграл четыре партии, норвежец — всего одну. Еще восемь завершились вничью. Казалось, что это важный психологический момент в пользу Яна.
Но и у Магнуса были неоспоримые преимущества. Длительность матча была увеличена с 12 до 14 партий. Это создавало чемпиону больше возможностей для риска в первой половине. Ну и самое главное — победный опыт. До встречи со своим ровесником Непомнящим Карлсен выиграл четыре матча подряд. Два — у Ананда, Сергея Карякина и Фабиано Каруаны. Двух последних оппонентов удалось обыграть только на тай-брейке (матч с американцем и вовсе получился из 12 подряд партий в классику).
Вот и в Дубае соперники начали с ничьих. Первые пять партий прошли в обоюдоострой борьбе. Причем чемпион попадал даже в более тяжелые ситуации. Речь про вторую и пятую партии, когда Яну не хватило одного точного хода, чтобы иметь реальные шансы на победу. Интересно, что в матчах за мировую шахматную корону было сыграно 20 партий подряд. Журналисты и болельщики заговорили о ничейном синдроме и предлагали различные идеи, как изменить формат матча, чтобы он стал более интересным для широкого круга людей. А сразу после этого шума началось самое интересное.
Шестая партия
В шестой партии, которая была рекордной по своей продолжительности (136 ходов — 7 часов 45 минут), счет был открыт. Причем игравший черными Непомнящий также имел хорошие шансы на победу.
— Шестая партия мне очень понравилась — она была напряженная от начала и до конца, — рассказал «Известиям» чемпион Европы – 2019, победитель командного чемпионата мира Владислав Артемьев. — При этом развивалась она достаточно хаотично. До 30-го хода была равная борьба, но перед самым контролем пошли интересные события. У Магнуса был сильный ресурс после ошибки Яна, но он его не заметил (ладья c2). Это было неочевидно. Белые должны отдавать весь ферзевый фланг, и тогда у них появляется сильная атака на королевском фланге. Но у Карлсена было мало времени, чтобы это просчитать. Потом удивительно, что Ян не побил слона B4. У него был такой ход, не очень сложный. После этого хода только черные играют на победу. У белых есть шанс на ничью, но надо играть очень точно. К сожалению, Непомнящий прошел мимо этого хода.
Дальше были качели, но в целом надо отметить, что уровень игры был очень высокий. А концовка шестой партии просто потрясающая.
— Ян хорошо защищался, но Карлсен ставил проблему каждым ходом и в итоге победил, — продолжил Владислав Артемьев. — Мне кажется, что это лучшая партия, которую я видел за последнее время.
В седьмой соперники сыграли быструю ничью, а в восьмой и девятой наш гроссмейстер не был похож сам на себя. Ян допускал такие ошибки, которые точно не красят претендента на корону. Особенно болезненным стало поражение в девятой партии.
— Решающий момент, безусловно, шестая партия, — подчеркнул в беседе с «Известиями» вице-чемпион мира по рапиду, полуфиналист Кубка мира – 2021 Владимир Федосеев. — Карлсен в ней как будто «залез» в голову Непомнящего, и после этого уже мы увидели совершенно другого игрока. Ян, к сожалению, «развалился». Поражение в девятой партии? Я могу объяснить этот зевок, он мне понятен. Ян хотел сделать ход на победу и исходил из неверной оценки, что у него где-то было лучше. На самом деле позиция была не самая удачная. От перенастроя он сыграл c5, а только потом посмотрел на доску и понял, что конец. Это импульсивное решение. В своей карьере я проиграл много важных партий импульсивными решениями. Мне это близко.
Карлсен же весь матч действовал максимально прагматично.
— Магнус особенный, — продолжил Владимир Федосеев. — Это человек, который делает ровно ноль импульсивных решений за доской. Если ему надо потратить время [чтобы просчитать все варианты], то он всегда потратит.
После трех побед Карлсена было очевидно, что он отстоит шахматную корону. Вопрос стоял лишь в том, сможет ли Непомнящий выиграть хотя бы одну партию, «забив гол престижа». Не вышло. 10 декабря чемпион закончил матч еще одной победой в 11-й партии.
— Непомнящий не справился с колоссальным давлением со стороны общественности. Все ждали, что именно он способен обыграть Карлсена, ведь у него был положительный баланс в классические шахматы с норвежцем, он считался неудобным соперником для него. Думаю, все эти разговоры отвлекали, — написала в колонке для «Известий» трехкратная чемпионка Европы Валентина Гунина. — Но в любом случае Ян и его команда лучшие. Он выиграл турнир претендентов, обойдя семерых игроков высшего уровня. В том числе Фабиано Каруану, который играл прошлый чемпионский матч с Карлсеном. Только этот факт заслуживает самых высоких оценок.
Теперь Яну надо поскорее забыть ужас в Дубае, отдохнуть, а потом приступать к подготовке к новому турниру претендентов. Восемь ближайших преследователей Карлсена сразятся между собой летом следующего года.
Ибися против сикэмбиси
Ходы до базовой диаграммы
Ходы с самого начала: ▲P7f ΔP3d ▲P2f ΔP4d (T) ▲P2e ΔB3c ▲S4h ΔR4b (1)
Главный путь в сёги
Тут мы поговорим о том, как строить крепость в партии ибиси (статичной ладьи) против сикэмбиси (смещённой ладьи на 4-й вертикали), и разъясним направление последующей битвы. Желательно, чтобы при этом Вы следили и за построением крепости (это понятие включает и построение защитной формы из генералов, и увод в неё короля) смещённой ладьи.
Первым ходом можно открыть слона или двинуть пешку перед ладьёй; оба эти варианта хороши. Ладья и слон называются «старшими» фигурами; они гораздо сильнее остальных фигур. Стремиться к применению этих старших фигур — главный путь в сёги.
После ΔP4d (T) возникает образец чёрной ибиси против белой фурибиси (смещённой ладьи).
Цель хода ▲P2e — ▲P2d. Смещение ладьи ΔR4b означает дебют сикэмбися.
Построение крепости
Ходы после (1): ▲K6h ΔK6b ▲K7h ΔK7b (2)
▲K6h — построение крепости. Тут же строить крепость начинают и белые.
Итак, у чёрных ибися, у белых фурибися. Когда боевые формы определены, надо начинать строить крепость. Такова теория сёги.
Поднятие ▲K6h. Строить крепость в стороне, противоположной ладье, — это основа сёги. Король — фигура, которую защищают, а ладья — фигура, которая атакует. Свойства этих фигур противоположны, поэтому держать их надо подальше друг от друга. Так говорит и пословица: «короля и ладью держи врозь».
Ход ΔK6b делается из тех же соображений.
Дальше короли продолжают идти вбок ▲K7h ΔK7b (2). Вместо ΔK7b можно играть и ΔS7b (1A).
Основная форма
Ходы после (2): ▲P5f ΔS3b (3)
Ход ▲P5f. На этапе построения фигур в дебюте, ход этой центральной пешкой создаёт для ибиси основную форму. Как гласит пословица, «в дебюте двигай нечётные пешки».
В данном случае нечётные пешки, в основном, двигают по 3-й и 5-й вертикалям. Так, например, ход ▲P3f делает возможными будущие атакующие ходы ▲S3g и ▲N3g. Если же двигать чётные пешки, то они будут мешать движению своего слона.
Если вместо ΔS3b (3) фурибися сыграет ΔS2b (2A), это создаст плохую форму.
Ибися строит фуну
Ходы после (3): ▲G45h ΔK8b ▲P9f ΔP9d (Базовая диаграмма)
▲G45h — крепость фуна.
Поднятие ▲G45h создаёт в лагере чёрных крепость фуну («лодку»). Называется она так из-за своей формы.
Фуну играют ещё с эпохи Эдо (1603-1868), а против фурибиси это вообще базовая форма.
После построения простой фуны чёрные могут устремиться в атаку, но могут и продолжить развивать форму.
Вместо хода вбок ΔK8b белые могут построить быструю крепость, ходом ΔS6b (3A).
Ходы ▲P9f ΔP9d — это цукиай (встречное выдвижение пешек по одной и той же вертикали) на краю.
———- Тэнсюкаку-мино ———-
Ход после базовой диаграммы, вариант 1: ▲P8f (1).
Другие варианты, вместо ▲P8f:
Продолжение построения фигур
После базовой диаграммы чёрные могут играть многими различными способами. Первый из них — ▲P8f (1); это перспективное направление.
▲P8f — первый ход развития фигур после построения фуны.
Далее они поднимают короля ▲K8g.
Если вместо ΔP9d белые спешно продолжат строить мино ходом ΔS7b, то ходом ▲P9e (A) чёрные создадут важную курай (авангардную пешку), и чёрному королю будет просторнее, чем белому.
Тэнсюкаку-мино
Ходы после (1): ΔS7b ▲K8g ΔG45b ▲S7h (2)
ΔS7b — крепость мино.
▲S7h — тэнсюкаку-мино («башня мино»)
Ходом ΔS7b белые строят мино. На данном этапе это катамино («неполное мино»). Далее, ходом ΔG45b, оно достраивается до полного мино.
Чёрные поднимают короля ▲K8g и завязывают его ▲S7h (2). Крепость мино с королём на голове слона называется тэнсюкаку-мино («башня мино»).
Если вместо ▲S7h сыграть ▲G7h (1A), то крепость будет плохо сбалансирована. А вот ход ▲S7h создаёт добротную сцепку фигур; это хорошая форма.
Применение серебра
Ходы после (2): ΔS4c ▲S5g ΔP6d ▲P3f (3)
Вариант ▲K9h вместо ▲P3f см. на стр. 9.
Оба поднятия ΔS4c ▲S5g — это включение в игру серебра. В сёги серебро рядом с королём является защитной фигурой, а серебро вдали от короля — атакующей.
Ход ΔP6d нацелен на построение крепости такамино («высокое мино») ходом ΔG6c.
Ход ▲P3f (3) делается с целью атаковать голову белого слона.
Вместо ▲P3f есть и ход ▲P6f (2A). В случае затяжной битвы, далее можно будет поднять золото ▲G6g, повышая прочность крепости тэнсюкаку-мино.
Ход ▲S4f: подготовка к быстрой атаке
Ходы после (3): ΔP7d ▲S4f (4)
Ход ΔP7d делается для продолжения построения фигур. После него белые могут строиться ходами ΔG6c… ΔN7c.
Активным ходом ▲S4f (4) чёрные готовятся к быстрой атаке. Его цель — ▲P3e.
Крепость построена, значит, можно устремиться в атаку.
Вместо ▲S4f возможно и поднятие в противоположном направлении ▲S6f (3A). Далее есть развитие ▲S67g…▲P6f …▲G6g. Это умная форма.
Атака на голову слона
Ходы после (4): ΔP5d ▲P3e (5)
На нацеленный на быструю атаку ход ▲S4f (4) белые отвечают выжидающим, свойственным смещённой ладье ходом ΔP5d.
Этот ход подразумевает, что во время грядущей битвы у белых будет ход ΔP5e. А пожертвовав центральную пешку, они получат возможность атаковать ударом ΔP’7e, или защититься пешкой-якорем ΔP’5a.
Ход ▲P3e (5) атакует голову слона. Если ΔPx, то ▲Sx (5A); для чёрных это хорошо. Далее последует ▲P2d ΔPx
▲Sx, и состоится прорыв перед ладьёй.
Защитная форма
Ход после (5): ΔR3b (6)
Ответ на ▲P3e (5) взятием ΔPx был бы слишком покорным.
Белые подводят ладью ΔR3b (6).
Знайте, что естественным ходом для фурибиси является смещение ладьи на вертикаль, на которой начинается бой. Это тоже форма защиты.
На (6), как вариант, есть ходы ▲Px3d ΔSx ▲R3h.
Далее можно ожидать, что против атаки чёрных белые запустят контратаку.
———- Гин-каммури ———-
Отвод короля на край
Ходы после базовой диаграммы, вариант 2: ▲P8f ΔS7b ▲K8g ΔG45b ▲S7h ΔS4c ▲S5g ΔP6d ▲K9h (1).
▲P8f —Тэнсюкаку-мино («башня мино»). Повторный обзор.
▲K9h — дальнейшее построение крепости.
Базовая диаграмма — позиция, в которой белые защитились ходом ΔP9d.
В ответ чёрные, толкая пешку ▲P8f, развивают крепость фуну в тэнсюкаку-мино. Далее — опять те же ходы, что и рассмотренные выше, вплоть до ΔP6d.
После них есть отступление ▲K9h (1). Отступление короля на край может показаться странным, но иногда его играют, и в ходе дальнейшего развития его цель станет ясна.
Играемый вместо ▲K9h (1) ход ▲P3f (A) был объяснён чуть ранее (см. стр.6). Его цель — быстрая атака.
Гин-каммури
Ходы после (1): ΔP7d ▲S8g (T) ΔP8d ▲G7h (2)
Ход ΔP7d — стандартный.
На него чёрные отвечают поднятием ▲S8g (T). Этот ход, продолжение для ▲K9h, защищает 8-ю и 9-ю вертикали, создавая толщину (прочность) сверху.
Однако одного лишь хода ▲S8g для построения крепости тут мало. После ΔP8d чёрные ходом ▲G7h подцепляют и золото. Данная последовательность является неделимым целым. Итоговая крепость чёрных называется гин-каммури («серебряная корона»). Изначально она строилась в форме с королём 8h, в которой серебро располагалось на голове короля; отсюда и происходит её название.
Завершение построения крепости
Ходы после (2): ΔG6c ▲G56h (3)
Итак, ходом ▲G7h (2) чёрные построили гин-каммури. У белых же крепость мино. У обеих сторон лагерь прочен.
Ходом ΔG6c белые поднимают золото на третью горизонталь. Эта форма называется такамино («высокое мино»). Как и у чёрной гин-каммури, у этой формы есть толщина сверху.
Чёрные сдвигают вбок золото ▲G56h (3). Форма из двух золотых, стоящих рядом по вертикали или горизонтали, сильна. Теперь крепость окончательно достроена.
Вместо ▲G56h можно сыграть ▲P6f ΔN7c ▲G56g (2A), тогда не будет минуса в виде перегораживания диагонали слона.
Нацеливаемся на атаку
Ходы после (3): ΔN7c ▲P3f ΔP5d (4)
Итак, ходом ▲G56h (3) чёрные достроили крепость.
Теперь пора подумать о сикакэ (бросании вызова на бой).
Белые, вместо ΔN7c, могут играть и ΔS8c ▲P3f ΔG7b (3A), достраивая, как и у чёрных, крепость гин-каммури. Это тоже прочная форма.
Ход ▲P3f нацелен на атаку. В зависимости от ситуации, после него можно играть ▲R3h или ▲N3g.
Развитие вплоть до ΔP5d (4) стало продвинутой стратегией.
Бросание вызова
Ходы после (4): ▲P4f ΔP6e ▲P4e (5)
Ход ΔP6e подразумевает, что в будущем у белых будет ход ΔB6d и т.д.
Кроме него, у белых есть, также, перспективные выжидающие ходы ΔR4a и ΔL1b.
Ход ▲P4e (5) — сикакэ (вызов). Вместо него можно сыграть ▲R3h, и тогда далее последует вариант с разменом ладей ΔR3b ▲P3e ΔPx ▲Rx ΔB2b (4A).
Успешный прорыв перед ладьёй
Ходы после (5): ΔPx4e ▲Bx3c+ ΔNx ▲P2d ΔPx ▲Rx (6)
Если в ответ на ▲P4e (5) белые эту пешку возьмут, то чёрные ходами ▲Bx3c+ ΔNx разменяют слонов.
А после того, как белый слон с поля 3c исчезнет, у чёрных появится ход ▲P2d.
Далее, после ΔPx2d, они выводят ладью ▲Rx (6): сикакэ чёрных привело их к успеху.
Если на (6) белые защитятся от переворота ладьи сбросом ΔP’2b, то ▲B’3a ΔR5b ▲Bx2b+, и чёрные получат преимущество. Как гласит пословица, «против смещённой ладьи играй размен слонов».
———- Левое мино ———-
Построение крепости «левое мино»
Ходы после базовой диаграммы, вариант 3: ▲S5g ΔS7b ▲B7g (1)
Вариант ▲S76h…▲P7e вместо ▲B7g см. на стр.15.
Вернёмся к базовой диаграмме.
Есть тут и ход, ведущий к построению крепости «левое мино», после чего можно начинать бой.
Этот ход — поднятие ▲S5g.
После него возможны как быстрая атака, так и затяжная партия.
Белые ходом ΔS7b достраивают мино.
Вместо поднятия ▲B7g (1) можно сделать и ход ▲P3f (A), нацеленный на быструю игру.
Завершение построения крепости
Ходы после (1): ΔG45b ▲K8h ΔP6d ▲S7h (2)
Ход ▲B7g делается для увода короля вбок, на 8h. В затяжных партиях против смещённой ладьи это поднятие играется часто.
Ходом ΔG45b белые строят прочную крепость мино из трёх генералов.
Ходы ▲K8h и ΔP6d — продолжения предыдущих ходов. Ходом ▲S7h (2) чёрные завершают построение крепости «левое мино».
Вместо ▲S7h можно, ходами ▲L9h ΔP7d ▲K9i ΔG6c ▲S8h (A), построить «ибисю-анагуму».
Хорошая форма такамино
Ходы после (2): ΔP7d ▲P6f ΔG6c ▲G6g (3)
Идёт затяжная партия. Продолжаются ходы выстраивания форм.
Ход ΔP7d расширяет пространство, доступное белому королю. После него, также, можно встретить и ход ΔN7c.
Цель хода ▲P6f — развитие формы.
На ΔG6c чёрные отвечают ▲G6g (3). Так обе стороны, поднимая золотых на третьи горизонтали, выстраивают в своих лагерях форму такамино. Эта хорошая форма имеет толщину сверху.
Вместо ▲G6g можно ходами ▲S6g ΔN7c ▲G7h (2A) построить крепость, называемую ганги («крючок»). Но в партиях против смещённой ладьи такое развитие не встречается.
Переброска слона
Ходы после (3): ΔN7c ▲P3f ΔS4c ▲P8f ΔP8d ▲B5i (4)
На ΔN7c чёрные отвечают ▲P3f.
Начиная примерно с этого момента, они готовы атаковать.
Ходом ΔS4c белые вводят серебро в игру.
Ходы ▲P8f ΔP8d расширяют пространство, доступное королям.
Ходом ▲B5i (4) чёрные избирают стратегию с переводом слона направо.
Вместо ▲B5i, ходами ▲S8g ΔS8c ▲G7h ΔG7b (3A) обе стороны могут построить гин-каммури. На (3A) прочный лагерь одной стороны противостоит прочному лагерю другой.
Диагональ слона
Ходы после (4): ΔP5d ▲N7g ΔP4e ▲P1f (5)
Ход ΔP5d поддерживает баланс.
Прыжок ▲N7g делает формы замков у белых и чёрных одинаковыми.
Ходом ΔP4e белые открывают слона. Неявно чёрный король находится на диагонали белого слона, поэтому тут нужна внимательность к атаке ▲P6e и т.д.
Чёрные двигают пешку ▲P1f (5).
Хорошее размещение слона
Ходы после (5): ΔP1d ▲B2f (6)
Вслед за ▲P1f, чёрные выводят слона ▲B2f (6), с целью разменять слонов.
Если слона на 3c не станет, то ходами ▲P2d ΔPx ▲Rx чёрные смогут устроить прорыв перед ладьёй.
Поэтому белые защищаются ΔP1d. Тут надо играть именно и только так.
Ходом ▲B2f (6) чёрный слон занимает хорошую позицию, заглядывая в лагерь противника.
Вместо ▲B2f есть и сильный ход ▲B3g (5A), издали нацеливающийся на короля на 8b.
Естественное построение фигур
Ходы после (6): ΔS4d ▲N3g (7)
Белые выдвигают серебро ΔS4d, а чёрные выпрыгивают конём ▲N3g (7).
Оба эти хода — продолжение естественного развития формы. Это хорошее течение дебюта.
Примерно в это время фигуры начинают сталкиваться с переходом в миттельшпиль.
Если вместо ΔS4d белые отведут это серебро назад ΔS5b, то ▲P3e ΔPx ▲Bx (6A), и играть чёрным будет легко. Голова белого слона ослабнет, навлекая атаку.
Умное начало битвы
Ходы после (7): ΔS8c ▲R4h ΔG7b ▲P4f ΔPx ▲Sx (8)
Ходом ΔS8c белые перестраиваются в гин-каммури.
Одно мгновение белое золото на 6a стоит незащищённое (ханарэгома). Из-за этого дефекта чёрные приходят в движение.
Ходом ▲R4h они переводят ладью. Сейчас они стремятся бросить вызов на 4-й вертикали.
Ходом ΔG7b белые достраивают гин-каммури.
Удар ▲P4f вызывает продвижение ΔPx ▲Sx (8). Это умное начало битвы: так чёрным играть будет легко.
На (8) фигуры чёрных сконцентрированы на 4-й вертикали, с целью далее атаковать. На этой вертикали чёрные определённо сильнее.
———- Гинтати-ягура ———-
Создание курай
Ходы после базовой диаграммы, вариант 4: ▲S5g ΔS7b ▲S76h ΔG45b ▲P7e (1)
▲P7e — ключевой ход стратегии «курай (авангардная пешка) на голове короля»
Вернёмся к базовой диаграмме. После неё чёрные могут играть и в другом направлении: рассмотрим, как ещё тут можно строить крепость.
Ходы ▲S5g ΔS7b здесь — те же, что и в предыдущем варианте.
Но вместо ▲B7g тут чёрные играют ▲S76h. Для ибиси при игре против фурибиси это классический ход.
Ходом ΔG45b белые достроили мино.
Ход ▲P7e (1) – стратегия «курай на голове короля».
Вместо ▲P7e есть и ходы ▲P5e ΔP6d ▲S5f (A), создающие центральную курай.
Усиление серебром
Ходы после (1): ΔP6d ▲S7g ΔG6c ▲S7f (2)
План хода ▲P7e (1) — затяжной бой.
Стратегия тут такова: влиянием этой курай понемногу придавливать лагерь белых.
На ΔP6d чёрные отвечают поднятием ▲S7g, и в ответ на ΔG6c выводят серебро ▲S7f (2). Это усиление серебром для чёрных — важные ходы. Как гласит пословица, «создай курай, а потом её укрепляй».
Если же вместо ▲S7f сыграть ▲P6f, то ΔP7d ▲Px ΔGx (1A), и от созданной с таким трудом курай останутся рожки да ножки.
Дальнейшее построение формы
Ходы после (2): ΔS4c ▲P6f ΔP5d ▲G6g (3)
Итак, к ходу ▲S7f чёрные развили стратегию «курай на голове короля».
После этого они нацеливаются на создание надёжной и просторной формы.
Эту форму они строят, отвечая на ΔS4c ходом ▲P6f, и далее на ΔP5d – ходом ▲G6g (3). Всё это продолжение построения формы.
В этой последовательности вместо ▲P6f есть и ходы ▲S6f ΔP5d ▲B7i. За ними последует ΔR2b (A). Для чёрных это один из способов построения крепости, и далее будет другая игра.
Необходимая защита
Ходы после (3): ΔP4e ▲B7g ΔS4d ▲R4h (4)
Белые расширяются ходом ΔP4e. Так их старшие фигуры начинают работать. «Старшие фигуры» — это ладья и слон.
Чёрные же спокойно поднимаются ▲B7g. Этот ход — подготовка к будущему смещению короля вбок ▲K8h.
Выдвижение ΔS4d — это агрессия.
От неё чёрным надо защищаться ходом ▲R4h (4).
Если вместо этого сыграть ▲K8h, то ΔP5e ▲Px ΔSx ▲P’5f ΔP4f ▲Px ΔSx (3A), и белые получат сабаки (развитие).
Ещё одна модель с быстрой крепостью
Ходы после (4): ΔP5e ▲Px ΔSx ▲P’5f ΔS4d ▲K8h (5)
Ход ▲R4h (4) защищает от атаки белых ΔP5e … ΔP4f.
Форма чёрных ещё не достроена. Чтобы завершить построение крепости, им важно прочно защититься. Если, как на (3A), до этого начнётся битва, они потерпят стратегическое поражение.
Ходами ΔP5e … ΔSx белые получают пешку в руку.
Вместо ▲K8h (5) есть и образец ▲G6i-6h. Его выбирают, когда хотят быстро достроить крепость.
Хорошая форма чёрного лагеря
Ходы после (5): ΔS5c ▲G7h (6)
▲G7h — завершение стройки гинтати-ягуры.
Ход ΔS5c — мягкий. Если далее белые выдвинут это серебро ΔS5d, у них получится хорошая форма.
Вместо ΔS5c есть и перспективный ход ΔG5d (5A). Он защищает от ▲P6e, сковывая в целом подвижность чёрных. Это перспективный план против курай на голове короля.
Ходом ▲G7h (6) чёрные немедленно защищают золото, достраивая так называемую гинтати-ягуру («ягуру с серебряной стойкой») — прочную форму лагеря из четырёх генералов. Это, также, хорошая форма для курай.
Играть прочно и просторно
Ходы после (6): ΔS5d ▲P8f (7)
Белые выдвигают серебро ΔS5d. Тут у них тоже очень хорошая форма.
Чёрные толкают пешку ▲P8f (7). Если затем они выдвинут её ▲P8e, то в будущем над головой короля у них будет просторная сфера влияния.
«Играть широко и прочно»: такова концепция стратегии «курай на голове короля». Ведь когда разгорится бой, поднятие будет уже не сделать.
Если вместо ▲P8f торопливо сыграть ▲P3f, то белые ответят ΔP5e, и далее последует потрясение ▲Px ΔBx (6A). И всё это взамен хода на левом фланге.
Эффект хода P8e
Ходы после (7): ΔP3e ▲P8e ΔR4d (8)
У хода ΔP3e есть конкретная цель. Теперь чёрные не могут вывести правого коня.
Но чёрные выдвигаются ▲P8e. Этот ход необычайно важен.
Во-первых, он увеличивает простор своему королю. Во-вторых, даёт возможность в будущем получить быстрое приближение ▲P8d ΔPx ▲P’8c (или ▲P’8e). Эти ходы крайне эффективны, когда на дне лагеря противника (горизонтали a) появляется своя ладья.
Цель хода ΔR4d (8) — ΔR3d.
Таковы построение крепости и дебютное противостояние в стратегии «курай на голове короля».
———- Точка ———-
Первый шаг — ход ▲B6f
Ходы после базовой диаграммы, вариант 5: ▲B6f ΔS4c ▲N7g (1)
▲B6f — первый ход построения крепости «точка».
Вернёмся к базовой диаграмме.
Против сикэмбиси у ибиси есть много способов построения крепости.
Теперь я расскажу, как строить крепость, которая называется «точка» (или «миллениум»).
Первый шаг – поднятие ▲B6f.
Белым необходимо отвечать ΔS4c. Если вместо этого они, торопясь, сыграют ΔS7b, то ▲B5g (A), и далее белым будет не защититься от ▲P2d.
Продолжает построение ход ▲N7g (1).
Нацеливание на затяжную партию
Ходы после (1): ΔS7b ▲B5g ΔR2b ▲P6f (2)
Ходом ΔS7b белые строят мино.
Крепость мино прочна; для смещённой ладьи это привычная добротная крепость.
На отступление ▲B5g белые отвечают ΔR2b, защищаясь от ▲P2d.
Если вместо ΔR2b сыграть ΔP6d, то чёрные получат сильную атаку ▲P2d ΔPx ▲Bx ΔR2b ▲Bx3c+ ΔRx2h+ ▲+Bx4c (1A). Понятно, что для них это материальная выгода и успех.
Ход ▲P6f (2) — продолжение построения. Ибися нацеливается на затяжную партию.
Важный ход
Ходы после (2): ΔG45b ▲G6g ΔP6d ▲K8i (3)
▲K8i — избегание диагонали белого слона.
После (2) обе стороны продолжают построение форм.
Белые ходом ΔG45b достраивают мино из трёх генералов. Чёрные поднятием ▲G6g создают толщину сверху.
В ответ на ΔP6d чёрные отступают ▲K8i (3). Это важный ход.
Если вместо ▲K8i построить левое мино ходами ▲K8h ΔP7d ▲S7h (2A), то белые сыграют ΔP4e, и чёрный король будет на линии боя слона. А вот после хода ▲K8i такой проблемы нет.
Хорошо сбалансированная форма
Ходы после (3): ΔP7d ▲G7h ΔG6c ▲P3f ΔN7c ▲N3g (4)
В ответ на ΔP7d — поднятие ▲G7h. Это всё продолжение построения форм.
Ходом ΔG6c белые достраивают такамино. Это тоже хорошая форма.
После ΔN7c ▲N3g (4) форма чёрных хорошо сбалансирована по атаке и защите.
Если вместо ▲N3g атаковать ▲P3e ΔPx ▲Bx, то у белых будет хороший ход ΔR3b (3A). Думается, что тут у белых будет хороший шанс получить сабаки.
Дальнейшее укрепление
Ходы после (4): ΔS5d ▲P1f ΔP1d ▲S5i (5)
Ход ΔS5d – активный.
Ход ▲P1f защищает от возможности выхода, в любой момент, слона ΔB1e.
После ΔP1d, цель хода ▲S5i (5) — продолжение укрепления защиты. Далее планируется играть ▲S56h.
Если вместо ▲S5i вывести ладью ▲R2f, и после ΔP4e бросить вызов ходом ▲P3e, то лёгкое уклонение ΔB4d (4A) приведёт чёрных к провалу. На (4A), если ▲R3f, то ΔPx3e ▲Bx ΔR3b, и белые контратакуют.
Вызов всё ещё не бросается
Ходы после (5): ΔP4e ▲S56h ΔP8d ▲S8h (6)
Цель хода ΔP4e — задействовать слона.
Ходом ▲S56h чёрные создают крепость из четырёх генералов. Их лагерь прочен.
Смысл хода ΔP8d — в расширении пространства для короля. Это хороший ход.
Если далее чёрные бросят вызов ▲P4f ΔPx ▲Bx, то белые переведут ладью ΔR4b и получат контратаку. Для чёрных это станет провалом.
Поэтому чёрные продолжают построение ходом ▲S8h (6). Этот ход прикрывает слабость их лагеря на краю (9-й вертикали).
«Дальний путь» правого серебра
Ходы после (6): ΔS8c ▲S67i (7)
Если в ответ на ▲S8h белые атакуют ΔP6e, то ▲Px ΔNx ▲Nx ΔSx ▲P’6f ΔS5d (6A), и ничего им эта атака не даст.
Ход ΔS8c нацелен на продолжение ΔG7b, с построением гин-каммури.
Для фурибиси перестройка мино в такамино и далее в гин-каммури — хорошая последовательность ходов.
Ходом ▲S67i (7) чёрные переводят правое серебро на 7i. Их построение всё ещё продолжается.
Наконец, завершение
Ходы после (7): ΔG7b ▲P8f (8)
▲P8f — завершение строительства «точки»
Ходом ΔG7b белые достраивают гин-каммури.
Ходом ▲P8f (8) чёрные достраивают крепость «точка». Это сверхпрочная форма лагеря из четырёх генералов.
По форме она похожа на ибисю-анагуму, но левый конь в ней играет как в защите, так и в атаке, поэтому игровой смысл у неё другой.
После перевода слона на 5g чёрные подтягивают правое серебро на 7i. Эти ходы для «точки» важны. Когда разгорится решающий бой, прочность генералов в этой форме лагеря даст о себе знать.
——— Быстрая атака фуны ———
Простая крепость
Ходы после базовой диаграммы, вариант 6: ▲P3f ΔS7b ▲S5g (1)
Вернёмся к базовой диаграмме.
Поскольку тут у ибиси уже есть простая крепость фуна, обсудим ходы сикакэ (вызова) с быстрой атакой.
Выдвижение ▲P3f.
Ранний ход ибиси ▲P3f нацелен на быструю атаку. Играть вместо него ▲P4f (A), по ощущениям, немного рано. Белые без колебаний примут такой подарок, контратакуя ходом ΔP4e.
В ответ на ΔS7b —поднятие ▲S5g (1). Выдвигая это серебро, чёрные ведут его в атаку.
Ход, нацеленный на быструю атаку
Ходы после (1): ΔS4c ▲S4f (2)
Ходу ▲S5g белые противопоставляют поднятие ΔS4c.
Этим ходом они защищают голову слона и 3-ю вертикаль.
Чёрные выводят серебро ▲S4f (2). Цель — продолжение ▲P3e. Эти ходы нацелены на быструю атаку.
Вместо ▲S4f есть и ход ▲R3h (1A), это тоже перспективная стратегия. В ней у чёрных есть быстрые ходы ▲P3e ΔPx ▲Rx и атакующий выход ▲S4f.
Вариант с большим успехом чёрных
Ходы после (2): ΔG45b ▲P3e (3)
Ходом ΔG45b белые достраивают полное мино.
Чёрные же атакуют ▲P3e (3). Это простые и прямые ходы.
Если белые ответят взятием ΔPx3e, то ▲Sx ΔP’3d ▲P2d (2A), и у чёрных большой успех.
На (2A), если ΔPx3e, то ▲Px2c+, и в любом случае чёрные прорываются по ладейной вертикали. Поэтому ΔPx3e на (3) — плохой ход.
Переход в миттельшпиль
Ходы после (3): ΔR3b ▲Px3d ΔSx ▲R3h (4)
Итак, чёрные ходом ▲P3e (3) бросили вызов.
Белые же сдвигают ладью ΔR3b.
«Сдвигать ладью на вертикаль, на которой бросается вызов»: знайте, что фурибися играет именно так.
Чёрные делают взятие ▲Px3d. А в ответ на ΔSx, нападают на серебро ▲R3h (4).
Далее начнётся миттельшпиль. На (4), после удара ΔP4e и размена слонов ▲Bx3c+, разгорится острая битва.
Таков один из вариантов развязывания ранней битвы.
Новейший образец быстрой атаки ▲S65g
Форма лагеря при ранней атаке
Ходы после базовой диаграммы, вариант 7: ▲S6h ΔS7b ▲P3f ΔG45b ▲S65g (1)
Ход ▲S65g нацелен на быструю атаку.
Вернёмся к базовой диаграмме.
Теперь рассмотрим быструю атаку ибиси с левым серебром на 5g.
Чёрные поднимают это серебро ▲S6h.
После ΔS7b они играют ▲P3f…▲S65g (1). С этой формой они бросят атакующий вызов.
Левое ▲S5g – это одна из форм лагеря для быстрой атаки. Форма же с правым ▲S5g (A) означает партию, спокойную для обеих сторон. То есть, в этот момент возможно построение как для быстрой атаки, так и для затяжной партии.
Нацеливаемся на активную атаку
Ходы после (1): ΔS4c ▲P4f (2)
Ходу ▲S65g белые противопоставляют поднятие ΔS4c.
Этим ходом они защищаются от целевого судзи (приёма) чёрных ▲P3e ΔPx ▲S4f.
Далее чёрные могут, также, играть поднятие ▲G66h (1A).
Это базовая крепость для ранней атаки; королевский фланг в ней прочно сцеплен.
Ход ▲P4f (2) активно нацелен на атаку. Его цель — ▲P4e ΔPx ▲Bx3c+.
Бросаем вызов
Ходы после (2): ΔP5d ▲P4e (3)
ΔP5d — перспективный выжидающий ход.
Тут чёрные бросают вызов ходом ▲P4e (3).
Перед быстрой атакой с левым серебром на 5g можно и накапливать полезные для атаки моменты, но такая стратегия немного снизит скорость.
Поэтому с атакующими ходами надо спешить. Форма короля тут уже хороша.
Если на ▲P4e белые ответят ΔPx, то ▲Bx3c+ ΔNx ▲P2d ΔPx ▲Rx (2A), и чёрные получат преимущество. Если далее ΔP’2b, то ▲B’3a (та же атака, что и на стр.10).
Концентрируем силы
Ходы после (3): ΔP6d ▲N3g (4)
Итак, если на ▲P4e (3) ответить ΔPx, то чёрные получат преимущество. Поэтому белые продолжают построение выжидающим ходом ΔP6d.
Если далее ▲Px4d, то ΔSx.
Поэтому чёрные прыгают конём ▲N3g (4), добавляя в игру его силу.
После (4) перспективны ходы ΔP7d ▲P2d ΔPx ▲Px4d ΔSx ▲P’4e ΔSx ▲Nx ΔRx ▲Bx3c+: яростная атака, ведущая к прорыву.