Хоккей с чего начать
Советы начинающим хоккеистам: с чего начинается мастерство
Обучение хоккею – это долгий процесс, в котором не может быть мелочей. Особенно на первых этапах новичкам важно знать о некоторых нюансах, с соблюдением которых им будет проще освоить первые навыки и встать на путь спортивных достижений.
Хоккей – это вид спорта, который требует от спортсмена поддерживать себя в хорошей физической форме. А новичкам лучше начинать знакомство с ним с упражнений по укреплению основных групп мышц. Если резко приступить к активным спортивным тренировкам, то можно только навредить собственному здоровью, вместо того чтобы укрепить его и получить удовольствие от спорта.
Каждый хоккеист должен не просто уметь кататься на коньках, но и совершать на льду маневры.
А это означает, что вместе со спортивными упражнениями на первом этапе важно научиться катанию. Пробежки, повороты, торможение, бег спиной вперед – все это нужно довести до автоматизма, чтобы тело само выполняло команды, а вам не приходилось об этом задумываться.
Конечно, обучение хоккею лучше всего пойдет под руководством опытного тренера. Но есть несколько упражнений, которые вы сможете делать самостоятельно в любое свободное время, тренируя важные для хоккеистов навыки. Первое из них – это броски шайбы. Достаточно только купить клюшку и с десяток шайб, найти укромный уголок во дворе или на спортивной площадке, где есть возможность спокойно заняться отработкой движений, и можно приступить к тренировке. Запускайте шайбу за шайбой в мишень, постепенно вырабатывая силу удара и меткость.
Второе упражнение – тренировка реакции. Для этого вам понадобится обычный теннисный мячик. Его нужно бросать в стену и ловить. Только при этом не забывайте увеличивать силу броска. Чем она выше, тем быстрее вам придется реагировать на полет мячика. Кстати, профессиональные хоккеисты имеют впечатляющую скорость реакции – в пределах 0,1-0,2 сек. Так что вам есть к чему стремиться.
Если вы считаете, что на ледовой арене работает только тело, то вы можете потерпеть фиаско в своей первой игре. Поскольку для спортсмена не менее важны умение просчитывать ходы и планировать течение матча. А потому не помешает по мере знакомства с техникой и тактикой проигрывать в голове разные варианты, как могут разворачиваться действия на льду, и как вы станете на них реагировать. Кстати, у профессионалов для такого упражнения на воображение есть специальное название – идеомоторная тренировка.
На первых этапах обязательно стоит почаще доставлять себе такое удовольствие, как просмотр хоккейных матчей. Только начиная обучение хоккею, следить за спортсменами нужно по особому – наблюдать за их движениями во время совершения пассов. Потом можно пробовать повторять во время тренировки воспроизводить движения мастеров.
Если вы уже принимаете участие в любительских матчах, обязательно записывайте их на видео, а потом просматривайте. Таким образом, можно обнаружить собственные ошибки и просчеты. Подобное упражнение поможет усовершенствовать технику, ведь вы увидите со стороны собственные слабые и сильные стороны. Если же ваши действия на льду оценит специалист – еще лучше. Профессиональный тренер сможет сказать очень важное, что поможет вам в дальнейшем обучении и совершенствовании навыков.
Напоследок напомним о том, что для игрока очень важны не только умения, но и экипировка. А потому стоит подобрать для себя всю необходимую амуницию. Упор при этом нужно делать на выборе хороших коньков. Достойные модели выполняют сразу несколько функций – защищают уязвимую часть ноги от ударов шайбы и фиксируют ее надежно.
Базовые аспекты подготовки юных хоккеистов: сколько и как нужно тренироваться?
Авторы: Павлов А.С., Деев А.Е., Михайлов А.Б, Зеленчев И.В. Детская школа по хоккею ЦСКА, Москва, Россия
Специалисты, работающие в детском и юношеском хоккее, часто задают вопросы, среди которых можно выделить два изначально основных: В каком возрасте ребенку следует начинать обучение хоккею? Какова должна быть направленность тренировочных нагрузок в разных возрастных группах? Отдельно дискутируется тема оптимального количества тренировок в неделю у хоккеистов различных групп подготовки.
В настоящее время широко распространено ошибочное мнение о необходимости как можно более раннего начала занятиями хоккея. Так в России по примеру зарубежных коллег из Канады детей ставят на коньки уже в 3 года. При этом, на отборочных просмотрах в хоккейные школы тренеры отдают предпочтение тем кандидатам, которые уже в возрасте 5-6 лет владеют базовыми навыками катания на коньках. А если ребенок приходит в хоккейную школу в более старшем возрасте во многих школах без наличия хоккейного стажа, он не будет допущен даже к просмотру. Противоположный пример можно видеть в скандинавских странах, когда хоккеем дети начинают заниматься в возрасте 8 лет и позже, что не мешает им попадать в элиту мирового хоккея и представляют свои страны в сильнейших лигах мира. В пример поздней специализации можно привести ряд известных титулованных хоккеистов. Оуэн Нолан – канадский хоккеист, член сборной Канады, был выбран первым номером на драфте НХЛ и сыграл 18 сезонов в лиге, впервые встал на коньки в возрасте 9 лет. Известный канадский хоккеист Эд Жовановски начал заниматься хоккеем в возрасте 11 лет, что не помешало ему вместе со сборной Канады завоевать золото Олимпийских игр в 2002 году и долгое время успешно выступать в Национальной хоккейной лиге. Президент ФХР, трёхкратный олимпийский чемпион, выдающийся советский хоккейный вратарь Владислав Третьяк начал заниматься хоккеем в 11 лет.
На международной научно-практической конференции по проблемам подготовки юных хоккеистов, которая прошла в Музее хоккейной славы 23-24 ноября 2017 года, выступали известные хоккейные специалисты. Среди прочих выступал тренер юниорской сборной России U16 Сергей Голубович, который в своем докладе упомянул, что программы подготовки хоккеистов за рубежом, в частности в Канаде, предусматривают не более 3 ледовых тренировок в неделю для хоккеистов 5-7 лет. В этом же направлении его мнение поддерживает и тренер молодежной сборной Дании Олаф Эллер.
Основная проблема ранней специализации, по мнению тренеров, заключается в том, что занятия хоккеем с раннего возраста (3-5 лет) способны загубить у детей интерес к данному виду спорта. Однако это не отражает всю суть имеющихся проблем, связанных с ранним началом занятий хоккеем. В частности при раннем начале занятий хоккеем не учитываются физиологические особенности развития организма – активный рост костей и мышечных структур, формирование связочного аппарата и т.п. Неучтение данных аспектов провоцирует снижение темпов роста ребенка, а также появление пограничных и патологических изменений в костных и мышечных структурах организма. Еще одна проблема кроется в возможности эффективного освоения ребенком тренировочных заданий. Необходимо понимать, что процесс подготовки хоккеиста требует от ребенка осознанного отношения к тренировочному процессу и желания учиться. И если ребенок в связи со своими возрастными особенностями не понимает, что от него требуется при выполнении того или иного упражнения, эффективность выполняемой им работы будет стремиться к нулю.
Рассматривая вопрос – «Какова должна быть направленность тренировочных нагрузок в разных возрастных группах?» – следует отметить, что большинство тренеров уверены в необходимости изначальной постоянной работы над развитием так называемых «физических качеств» спортсмена (создание «базы» для последующего роста спортивного мастерства – по Л.П.Матвееву), именно их ставя во главу угла подготовки хоккеистов. Акцент на развитие в тренировочных занятиях на не существующих на самом деле «физических качеств» (следует говорить не об абстрактных «физических качествах», а о комплексных характеристиках конкретных движений), не приводит к росту спортивного мастерства хоккеистов. Более того, в силу небезграничности ресурсов и возможностей организма, выполнение спортсменом тренировочной работы, по своей специфике отличающейся от соревновательной хоккейной работы, обуславливает нецелевой расход этих ресурсов и возможностей атлета, снижая его спортивный потенциал и в конечном итоге превращая даже самого потенциально талантливого хоккеиста в обычного середнячка. Более того, в процессе многолетней подготовки хоккеистов, к ним в большей степени предъявляются требования по улучшению в первую очередь именно их «физической» подготовленности – которая зачастую осуществляется в ущерб технической подготовки хоккеистов. В результате несоответствие между «физическим развитием» и мастерством хоккеистов приводит к недостаточной обученности выпускников хоккейных школ и скорому завершению их спортивной карьеры.
Соответственно, отвечая на поставленный выше вопрос, мы утверждаем, что в первую очередь нужно обучать юных хоккеистов правильному выполнению специфических двигательных актов – технических хоккейных приемов – с соблюдением принципов целенаправленности, целесообразности и систематичности при выборе соответствующих средств и методов тренировки.
В подтверждение вышесказанного стоит привести слова канадского специалиста Финна Шона, работающего в настоящее время в спортивной школе «Локомотив» (Ярославль), который в ходе своего доклада на конференции по проблемам подготовки хоккеистов отметил следующее: «Не важно насколько физически и тактически развит хоккеист, он никогда не станет профессионалом, если не умеет кататься и не владеет многими другими техническими составляющими». По мнению указанного специалиста, основными требованиями в организации построения тренировочного процесса среди прочего являются: постоянное обучение различным техническим составляющим (катание, владение шайбой, броски и т.п.) на все этапах подготовки хоккеистов; многократное повторение хоккеистами осваиваемых ими технических приемов – под пристальным контролем со стороны тренера, который должен препятствовать неправильному выполнению хоккеистами предлагаемых им упражнений; увеличение плотности тренировочных занятий за счет организации работы хоккеистов по «станциям»; снижение простоев у хоккеистов во время тренировочных занятий, организация работы по станциям (таким образом, одновременно отрабатывается несколько элементов и задействовано большее число хоккеистов).
Согласно реально действующим законам адаптации:
1. Организм всегда работает как целостный механизм и формирует конкретные двигательные акты в строгом соответствии с условиями, в которые он поставлен.
2. Любая деятельность организма предельно специфична как по внешним ее параметрам, так и по внутренним (структурно-функциональным) характеристикам работы организма. В целом эта специфичность определяется структурой и характеристиками самой деятельности и уровнем функциональной готовности организма к ее совершению. Не существует движений «вообще», и с этих позиций следует признать «незаконным» существование в спортивной педагогике терминов «общая физическая работоспособность» и «общая физическая подготовка». Повышение уровня тренированности спортсмена зависит от позитивных (по отношению к требованиям данного вида спорта) структурно-функциональных (адаптационных) изменений в физиологических компонентах, обеспечивающих специфическую (соревновательную) деятельность организма атлета. При этом позитивность или негативность таких изменений всегда должна оцениваться по их влиянию на результаты соревновательной деятельности.
3. Адаптационные изменения в организме спортсмена всегда соответствуют специфике осуществляемой им тренировочной деятельности. При этом насколько специфичны двигательные акты, осуществляемые спортсменом в процессе тренировки, столь же специфичны энергетические и субстратные затраты организма, совершающего некую конкретную работу, и столь же специфичны восстановительные процессы. И соответственно, как нет «движения вообще», так не может существовать «восстановления вообще».
4. Стабильные системы конкретных двигательных актов формируются в результате многократного стандартизованного повторения конкретных движений. Данное положение крайне важно для его использования в работе над освоением атлетами технических элементов спортивных движений, равно как и для работы над повышением уровня специальной тренированности спортсменов.
Обучение конкретному движению (техническому элементу) происходит в соответствии с рядом законов: закон изменения скорости в развитии навыка, закон «плато» (задержки) в развитии навыка, закон отсутствия предела в развитии навыка, закон угасания, закон переноса навыка и др.
1. Закон изменения скорости в развитии навыка. Навык формируется неравномерно, что выражается в разной мере качественного прироста в отдельные моменты его становления. Неравномерность имеет две разновидности: а) в начале обучения происходит сравнительно быстрое овладение действием, а затем качественный прирост навыка замедляется. Подобная неравномерность характерна для обучения сравнительно легких действий, когда ученик быстро схватывает основу действия и долго осваивает его детали; б) в начале обучения качественный прирост навыка незначителен, а затем он резко возрастает. Подобная неравномерность характерна для обучения относительно сложным действиям, когда внешне незаметные качественные накопления только с течением времени могут проявить себя в виде повышения уровня владения действием.
2. Закон «плато» (задержки) в развитии навыка. Длительность задержки в развитии навыка обусловлена двумя причинами: а) «внутренней», связанной с адаптационными изменений в организме; б) «внешней», вызванной неправильной методикой обучения.
3. Закон угасания навыка. Он проявляется, когда длительное время не повторяется действие. Угасание навыка происходит постепенно. Однако полностью навык не исчезает, его основа сохраняется сравнительно долго, и после повторений он быстро восстанавливается.
4. Закон отсутствия предела в развитии двигательного навыка. Совершенствование двигательного действия практически продолжается на протяжении всего времени занятий в избранном направлении физического воспитания.
Соблюдение вышеперечисленных принципов и законов – единственный способ достижения желаемого роста спортивного мастерства юных спортсменов, проявляющееся в обучении множественным составляющим хоккея, которые в конечном итоге формируют спортивный результат, за минимально необходимый промежуток времени, искусственно не удлиняя процесс обучения конкретным хоккейным элементам.
Как научиться играть в хоккей: что необходимо знать новичку
Хоккей — это один из самых увлекательных и азартных видов спорта. Хотя говорят, что “в хоккей играют настоящие мужчины”, на самом деле есть детское и женское направления этого вида спорта. Многие начинают играть в него уже в зрелом возрасте, ведь большинству людей под силу освоить эту игру даже в 30, 40 и 50 лет. В этой статье мы рассмотрим, как научиться играть в хоккей.
Хоккей как вид спорта появился очень давно. Многие народы в Европе играли с палками и снарядами еще в Средние века. Родиной традиционного хоккея считается Канада: именно в этой стране люди впервые попробовали играть на льду, после того как увидели, как английские солдаты занимаются хоккеем на траве. Суровая канадская зима сильно изменила этот вид спорта, который получил свое название благодаря сходству клюшки с загнутой пастушьей палкой.
Сегодня он популярен во всем мире. Практически в каждой стране проходят профессиональные и любительские матчи, а в каждом крупном городе есть хоккейные клубы и кружки. Для игры нужен инвентарь, который спокойно можно купить в спортивных магазинах или онлайн.
В России к хоккею особенное отношение. В советское время почти каждый школьник мечтал стать хоккеистом. Хоккейных игроков боготворили и обожали, они были символами мужественности и отваги. Сегодня хоккей все еще остается одним из самых важных видов спорта у нас в стране. Россияне и канадцы соревнуются за звание чемпионов мира, что еще больше подогревает интерес любителей и профессионалов к этому виду спорта.
Как начать играть в хоккей?
Чтобы начать играть в хоккей, нужно желание, обмундирование и команда. Это командная игра, в которой, как правило, участвуют спортсмены одного возраста и пола. Идеально, если вы будете состоять сразу в 2 или 3 командах: это улучшит ваши тренировки и их результаты.
Где найти единомышленников? Во времена, когда миром правит интернет, найти единомышленников можно на форумах и специальных сайтах, а также в социальных сетях. Нередко достаточно бросить клич в личном блоге или создать тему на форуме, чтобы найти команду или людей, к которым можно примкнуть в своем городе. Однако если вы решили заниматься хоккеем на профессиональном уровне, то найти единомышленников можно в спортивном центре. Теперь давайте рассмотрим требования к человеку, который решил заниматься хоккеем, более подробно. Для начала поговорим о физической подготовке.
Оцените свое физическое состояние
Физические навыки играют ключевую роль. Да, для любительского хоккея можно и не быть опытным спортсменом, однако в любом случае от вас будут требоваться такие качества, как выносливость и проворство. Уровень своего физического развития можно определить самостоятельно. Если вы не занимались физкультурой несколько лет, то, скорее всего, ваша физическая подготовка оставляет желать лучшего.
Именно поэтому, прежде чем записаться в хоккейную секцию, сходите к спортивному врачу.
Если этот специалист разрешит вам заниматься этим видом спорта, то смело отправляйтесь на свою первую тренировку. Спортивный врач может найти у вас и противопоказания либо посоветовать для начала укрепить свое физическое здоровье (например, позаниматься 1–2 месяца в фитнес-центре или взять несколько тренировок ЛФК).
Иногда этот вид спорта противопоказан, и вы сможете принять в нем участие только в качестве зрителя. Как правило, в хоккей не играют люди, которые не уверены в том, что смогут выдержать интенсивную тренировку длительностью 1–1,5 часа пару раз в неделю.
Какие нужны навыки?
Основной навык, который требуется от хоккеиста, — это отличная спортивная форма, а именно:
Кроме вышеперечисленных навыков, хоккеист должен отлично владеть инвентарем: шайбой и клюшкой. Для работы в команде нужны не только физические навыки, но и личностные качества: прежде всего это дисциплинированность и склонность к командной работе. Чтобы развить в себе эти черты характера, необходимо развивать силу воли и повышать уверенность в себе. Командная работа подразумевает, что вы сможете как отстоять свою точку зрения, так и принять точку зрения тренера и других игроков, а также уметь находить компромиссные решения. В команде нет места слову “я”, есть только “мы”, и все игроки в хоккей должны об этом помнить.
Разберитесь в правилах
Хоккей — это лучшая игра на льду. Ее игроки обладают отвагой, ловкостью, отличной физической подготовкой. Однако главное — это отлично разбираться в правилах.
Профессиональные хоккеисты говорят, что предела совершенствованию знаний нет. Читайте советы лучших, изучайте стратегии и слушайте тренера: у вас все обязательно получится.
Базовое правило этого вида спорта гласит: в игре соревнуются две команды из шести человек. Пятеро гоняют шайбу, один стоит на воротах. Цель игры — забить больше шайб в ворота противника, чем противник забьют в ворота вашей команды. В хоккее три периода, причем время периодов не фиксировано и зависит от нескольких факторов.
Во-вторых, разберитесь с принципом игры. Вам может показаться, что хоккей похож на футбол. Да, это так, но с небольшими поправками: так, после каждого “гола” игрокам дают передохнуть.
В-третьих, советуем разобраться с удалением игроков с поля. Бывают удаления на 2 или на 5 минут в зависимости от провинности. К провинностям чаще всего относят случаи, когда игрок пользовался клюшкой и шайбой небезопасным способом либо когда игрок применяет силу по отношению к другим участникам игры.
Подберите экипировку
Полная экипировка хоккеиста состоит из следующих элементов: перчаток, капы, нагрудника, щитков, раковины для паховой области, шлема, визора, клюшки, коньков, шайбы. Также помимо этого хоккеисту необходимы шорты, свитер, гамаши.
Чтобы защитить область шеи, нужен специальный ошейник. Первое время двигаться в полной экипировке на поле будет достаточно сложно, однако такое объемное обмундирование необходимо, если вы хотите избежать травм, которые в хоккее очень легко получить.
Выбирайте экипировку так, чтобы вам было максимально комфортно и удобно. Например, коньки не должны стеснять ваши движения. Не стоит на них экономить: этот предмет гардероба хоккеиста не только служит для передвижения по льду, но и защищает своего обладателя от травм.
Особняком стоят коньки с термоформовкой: именно этот материал помогает конькам приобрести форму ноги — таким образом, нога будет хорошо зафиксирована. Обратите внимание и на лезвие: оно должно быть изготовлено из качественного недешевого материала.
Хоккей с чего начать
В этом материале вы узнаете мнения людей, которые в свое время столкнулись с такой проблемой. Советы хоккеистов-любителей, профессионалов и тренеров помогут вам сделать правильный выбор!
Александр Овечкин, 29 лет, трехкратный чемпион мира, нападающий клуба Washington Capitals.
«В детстве я много раз играл в хоккей на улице, и было очень весело. Мы играли на маленьких озерах и даже на футбольном стадионе. Я играл везде, где только мог, но это было очень давно. Площадки были доступны для всех, мы просто приходили, ставили сумки, делали ворота и играли в хоккей».
Николай Яковлев, 43 года, врач-стоматолог:
— Сначала мы думали, что существуют специализированные хоккейные магазины. Но наши соседи посоветовали посмотреть экипировку в «Спортмастере». Когда мы пришли, нас отправили в так называемый «хоккейный зал». У сына глаза разбежались, когда он увидел столько клюшек, коньков, шайб. Продавец поинтересовался, сколько лет Сергею, после чего показал на стенде вещи, которые подходят для мальчика по возрасту. Я, если честно, думал, что дети играют такими же клюшками, как и профессионалы. На самом деле, для мальчика 12 лет нужна небольшая клюшка, чуть больше метра длиной. С 14 лет можно брать клюшку для взрослых. Клюшки различают по «хвату», и это очень важно, так как никто, кроме нас, не знает, какой рукой, правой или левой, ее удобно держать. Эту интересную деталь нам сообщил продавец. Так как зимой была Олимпиада, за которой мы с интересом следили всей семьей, то в память о ней мы выбрали подростковую клюшку Sochi 2014. Сергею она подошла по всем параметрам! Главное, клюшка крепкая! Сын с тех пор только ей играет.
Отметим также, что главное различие между хоккейными коньками начального уровня и профессиональными заключается в более высокой жесткости ботинка. Благодаря этому нога лучше фиксируется и поддерживается при езде. Так что если вы видите на прилавке внешне одинаковые коньки, но разные по цене, то знайте: разница в материале, из которого сделан ботинок.
Евгений Малкин, 27 лет, двукратный чемпион мира, нападающий клуба Pittsburgh Penguins:
«Мне было лет 10, когда в загородном лагере я сломал ногу. Врачи наложили гипс и запретили играть в хоккей. Но я все равно ходил на тренировки, садился на скамейку и с завистью наблюдал, как мальчишки без меня гоняют шайбу. Но терпение лопнуло. Взял ножницы, сам снял гипс и вышел на лед».
С клюшкой и коньками все более-менее ясно. Но на этом подбор амуниции не заканчивается! Для игры необходим шлем. Хоккей – по-настоящему жесткая и агрессивная игра. Стычки с соперником, падения, шайба в любой момент может «прилететь» в голову. Поэтому средства защиты играют огромную роль.
В амуниции хоккеиста также важен нагрудник. Он защищает грудную клетку и спину. В правильных перчатках (краги) можно без проблем удержать клюшку и защитить кисти рук. Как известно, во время игры в результате повторяющихся ударов о борт и падений на лед часто повреждаются мягкие ткани в области локтевого сустава. Избежать этого можно, используя хоккейные налокотники. Щитки защищают голень, хоккейная раковина – область паха.
Хоккей – изматывающий вид спорт. В погоне за шайбой и голами профессиональные игроки в среднем сжигают 800 – 1000 калорий за матч. Пот льется градом! Решить эту проблему помогает термобелье. Оно отводит лишнюю влагу от тела, обеспечивает вентиляцию и сохраняет мышцы разогретыми.
Вратарская экипировка отличается от снаряжения полевого игрока. Она имеет более сложный состав. Вратарю нужны специальная вратарская клюшка и вратарские коньки. У коньков более длинное и широкое лезвие; ударопрочная внешняя конструкция из пластика; укороченный задник; есть отверстия в коньке для крепления щитков.
Как для игроков, так и для вратарей важно, чтобы форма сидела идеально, и игрок чувствовал себя комфортно. Пояса для гамаш и подтяжки для хоккейных трусов обеспечивают баланс. Согласитесь, глядя на хоккеиста, и не скажешь, что у него под свитером скрывается такая мощная система безопасности!
Николай Панфилов, 56 лет, тренер вратарей ЛХК «Искра»:
— Для игры в любительской лиге не нужны профессиональные хоккейные принадлежности, как, например, в КХЛ. Все необходимое можно купить в одном месте, скажем, в большом сетевом спортивном магазине. Для команды важно, чтобы у всех игроков были одинаковые джемперы и цвет трусов, их можно приобрести оптом.