190 лет со дня рождения русского писателя николая семеновича лескова

Южно-Уральский государственный колледж

190 лет со дня рождения русского писателя николая семеновича лескова. Смотреть фото 190 лет со дня рождения русского писателя николая семеновича лескова. Смотреть картинку 190 лет со дня рождения русского писателя николая семеновича лескова. Картинка про 190 лет со дня рождения русского писателя николая семеновича лескова. Фото 190 лет со дня рождения русского писателя николая семеновича лескова

190 лет со дня рождения Николая Семёновича Лескова ( 1831-1895) — русского писателя. Его называли самым национальным из писателей России.

В русскую литературу пришел, имея большой запас наблюдений над русской жизнью, с искренним сочувствием к народным нуждам, что нашло свое отражение в его рассказах «Погасшее дело» (1862), «Разбойник»; в повестях «Житие одной бабы» (1863), «Леди Макбет Мценского уезда» (1865).

Тема высокой одаренности русского народа получила развитие и в сказании «Левша (Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе)» (1881).

К жемчужинам русской литературы принадлежат «Тупейный художник», «Человек на часах», «На краю света», «Владычий суд». Особую группу составляют легенды на материале древнерусских житий и назидательных новелл. В этих сказаниях («О богоугодном дровоколе», «О Федоре-христианине и Абраме-жидовине», «Скоморох Памфалон», «Совестный Данила», «Прекрасная Аза», «Аскалонский злодей» и др.) художественная археология сочетается с нравственной философией.

В наследии Лескова большое место занимает сатира.

Цитаты и высказывания Н.С. Лескова

Экранизация произведений Н. Лескова:

Литература в библиотеке колледжа:

Советуем прочитать: «Леди Макбет Мценского уезда», «Запечатленный ангел», «Очарованный странник», «Железная воля», «Воительница», «Левша», «Тупейный художник»

Источник

Насквозь русский (к 190-летию Н.С. Лескова)

190 лет со дня рождения русского писателя николая семеновича лескова. Смотреть фото 190 лет со дня рождения русского писателя николая семеновича лескова. Смотреть картинку 190 лет со дня рождения русского писателя николая семеновича лескова. Картинка про 190 лет со дня рождения русского писателя николая семеновича лескова. Фото 190 лет со дня рождения русского писателя николая семеновича лескова

190 лет со дня рождения русского писателя николая семеновича лескова. Смотреть фото 190 лет со дня рождения русского писателя николая семеновича лескова. Смотреть картинку 190 лет со дня рождения русского писателя николая семеновича лескова. Картинка про 190 лет со дня рождения русского писателя николая семеновича лескова. Фото 190 лет со дня рождения русского писателя николая семеновича лескова

Алла Анатольевна Новикова-Строганова –
доктор филологических наук, профессор,
член Союза писателей России (Москва),
историк литературы

«Насквозь русский»

(к 190-летию Н.С. Лескова)

В феврале 2021 года исполняется 190 лет со дня рождения нашего прославленного соотечественника Николая Семёновича Лескова (1831 – 1895) – одного из крупнейших русских писателей-классиков первого ряда, чьё творчество современная писателю литературная критика расценила как «художественную проповедь».

Лесков был убеждён в том, что книги должны «не только занять внимание читателя, но дать какое-нибудь доброе направление его мыслям». Это «доброе направление» писатель связывал прежде всего с христианством, отмечая, что всегда имел в виду «важность Евангелия», в котором, по его убеждению, «сокрыт глубочай­ший смысл жизни». «Истина, добро и красота» – в этой триединой формуле классик выразил идеал, к которому необходимо стремиться.

Создание ярко оригинального, неповторимо самобытного лесковского художественного мира воспринимается как настоящий писательский подвиг. «Литература – тяжёлое, требующее великого духа поприще», – говорил Лесков и самоотверженно шёл этим путём. В финале творческого пути писатель «непостыдной совести» мог по праву заявить: «Я отдал литературе всю жизнь и передал ей всё, что мог получить приятного в этой жизни, а потому я не в силах трактовать о ней с точки зрения поставщичьей. я верую так, как говорю, и этой верою жив я и крепок во всех утеснениях. Из этого я не уступлю никому и ничего, – и лгать не стану, и дурное назову дурным кому угодно».

190 лет со дня рождения русского писателя николая семеновича лескова. Смотреть фото 190 лет со дня рождения русского писателя николая семеновича лескова. Смотреть картинку 190 лет со дня рождения русского писателя николая семеновича лескова. Картинка про 190 лет со дня рождения русского писателя николая семеновича лескова. Фото 190 лет со дня рождения русского писателя николая семеновича лескова

Лесков вступил на писательскую стезю в 1860-е годы, будучи уже зрелым, сформировавшимся человеком с большим жизненным опытом и огромным запасом житейских наблюдений. Не завершив образования в орловской гимназии, «свои университеты» будущий писатель постигал «самоучкой».

В литературе он выступил прежде всего как публицист. Лесков со­трудничал в разных периодических изданиях Москвы и Петербурга, и уже первые публикации «новейшего орловца» привлекли внимание читателей актуальной проблематикой, живой достоверностью и объёмностью знаний, честной авторской позицией, искренней интонацией. Стремясь, по его словам, «пролить в массы свет разумения», Лесков – публицист-просветитель поднимал множество тем: «Торговая кабала», «Вопрос об искоренении пьянства в рабочем классе», «Русские женщины и эмансипация», «Как относятся взгляды некоторых просветителей к народному просвещению», «Русские люди, состоящие “не у дел”» и др. В своих заметках, статьях, очерках, многие из которых и сегодня воспринимаются как остроактуальные, автор не просто высказывал собственное мнение по животрепещущим социально-экономическим, политическим, культурным вопросам, но и обращался к самой сути жизни России, ни на минуту не забывая об ответственной позиции «глашатая истины», призванного к активной борьбе со злом, произво­лом, деспотизмом, невежеством, косностью, коррупцией и другими пороками.

После статьи о петербургских пожарах, в которой автор призывал бездействующую власть либо опровергнуть слухи о поджигателях, либо – если толки небеспочвенны – найти и наказать злодеев, Лесков оказался в положении «между двух огней». В раскалённой политической атмосфере тех лет «пожарная статья» вызвала суровые нападки «справа» и «слева»: со стороны правящего лагеря своё неодобрение выразил Александр II, а радикальная литературная критика фактически объявила Лескову бойкот. Писатель, по его словам, был «распят заживо».

190 лет со дня рождения русского писателя николая семеновича лескова. Смотреть фото 190 лет со дня рождения русского писателя николая семеновича лескова. Смотреть картинку 190 лет со дня рождения русского писателя николая семеновича лескова. Картинка про 190 лет со дня рождения русского писателя николая семеновича лескова. Фото 190 лет со дня рождения русского писателя николая семеновича лескова

С тех пор он прокладывал себе «третий» путь – «против течений», искал «противоположную всем дорогу». Своё «уединённое положение» Лесков подчёркивал в показательной самохарактери­стике: «Дело просто: я не нигилист и не аутократ, не абсолютист и не ищу славы моея, но славы пославшего мя Отца».

О пастырском служении – «учить, вразумлять, отклонять от всякого вздора и суеверий» – размышлял Лесков уже в своём дебютном художественном произведении «Погасшее дело («Засуха»)» (1862). Знаменательно, что первым героем лесковской беллетристики стал сельский священник – отец Илиодор. В подзаголовке помечено: «Из записок моего деда». Дед Лескова умер ещё до рождения внука, но будущий писатель знал о нём от родных: «всегда упоминалось о бедности и честности деда моего, священника Димитрия Лескова». В характере героя «Засухи» многое предвещает центральную фигуру романа-хроники «Соборяне» (1872) – Савелия Туберозова. Болея душой за судьбу Родины, этот «мятежный протопоп» и бесстрашный проповедник убеждён, что нельзя жить «без идеала, без веры, без почтения к деяниям предков великих… это сгубит Россию».

Вечный конфликт добра и зла, воплощённый в современном мире буржуазно-юридических установлений, представлен в единственном лесковском драматическом произведении «Расточитель» (1867). Вслед за А.Н. Островским, чьи пьесы Лесков высоко ценил, он выступает обличителем «тёмного царства». 60-летний торговец-купец Фирс Князев – «вор, убийца, развратитель». Его антипод – добрый и деликатный Иван Молчанов – предстаёт в роли мученика, жертвы деспотического произвола. Пользуясь своим положением «первого человека в городе» и продажностью суда, старый купец добивается, чтобы Молчанова признали «злостным расточителем» и устранили «от права распоряжения своим имуществом», которое передаётся в опеку Князеву. Молодой человек, обращаясь к своим истязателям, обличает беззаконие: «Вы расточители. Вы расточили и свою совесть и у людей расточили всякую веру в правду, и вот за это расточительство вас все свои и все чужие люди честные – потомство, Бог, история осудят». Хорошо было бы увидеть его пьесу в репертуаре российских театров.

190 лет со дня рождения русского писателя николая семеновича лескова. Смотреть фото 190 лет со дня рождения русского писателя николая семеновича лескова. Смотреть картинку 190 лет со дня рождения русского писателя николая семеновича лескова. Картинка про 190 лет со дня рождения русского писателя николая семеновича лескова. Фото 190 лет со дня рождения русского писателя николая семеновича лескова

С целью опровержения крайне пессимистического заявления А.Ф. Писемского, объявившего, что он видит во всех своих соотечественниках одни только «мерзости», Лесков в предисловии к рассказу «Однодум» (1879) возвестил: «Мне это было и ужасно и несносно, и пошёл я искать праведных, пошёл с обетом не успокоиться, доколе не найду хотя то небольшое число трёх праведных, без которых “несть граду стояния”». Эти поиски стали магистральными в творчестве писателя. «У нас не переводились, да и не переведутся праведные, – утверждал он в рассказе «Кадетский монастырь» (1880). – Их только не замечают, а если стать присматри­ваться – они есть». «Это своего рода маяки», – писал Лесков в очерке «Вычегодская Диана (Попадья-охотница)» (1883). Почти в каждом его произведении, начиная с ранних, оживают типы людей «высокой пробы» всех сословий и званий. В этом отношении Лесков – уникальная фигура в истории литературы.

Праведники, написанные по внутреннему заданию «оправдать Русь», представляют собой «отрадные явления русской жизни», воплощают идеал ак­тивного, деятельного добра. Самоотверженная любовь к Богу и ближнему в соединении с практическим деланием – основной признак и качество праведности. Лесков не устаёт восхищаться характерами, хранящими в себе «живой дух веры», высоконравственные черты,. Таковы, например, неподкупность «неберущего квартального» Рыжова («Однодум»); бессребреничество, стремление к святости Брянчанинова и Чихачёва («Инженеры-бессребреники»); совестливость, благородство, участливость воспитателей-наставников («Кадетский мона­стырь»); духовный свет «русских богонос­цев» – священнослужителей («Некрещёный поп», «Владычный суд», «На краю света»); патриотизм и талантливость левши («Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе»). Готовы на подвиг самоотвержения во имя высокого человеколюбия герои рассказов «Павлин», «Пигмей», «Русский демократ в Польше», «Несмертельный Голован», «Тупейный художник», «Человек на часах», «Пугало», «Дурачок», «Томление духа», «Фигура» и многих других.

190 лет со дня рождения русского писателя николая семеновича лескова. Смотреть фото 190 лет со дня рождения русского писателя николая семеновича лескова. Смотреть картинку 190 лет со дня рождения русского писателя николая семеновича лескова. Картинка про 190 лет со дня рождения русского писателя николая семеновича лескова. Фото 190 лет со дня рождения русского писателя николая семеновича лескова

В своей «художественной проповеди» Лесков выступил как проповедник христианских истин и как духовный наставник своих читателей, которых он всем своим творчеством призывал не заглушать в себе «способности любить и уважать Истину».

Источник

В Крыму отмечают юбилей писателя Николая Лескова

Выставка отечественной словесности «Талант любить Россию»

16 февраля исполняется 190 лет со дня рождения Николая Семёновича Лескова, одного из самых удивительных и самобытных отечественных писателей, широко и многогранно отразившего жизнь России второй половины ХIХ века. «Я знаю русского человека в самую его глубь, и не ставлю себе этого ни в какую заслугу. Я не изучал народ по разговорам с петербургскими извозчиками, а я вырос в народе», – замечал автор, вошедший в литературу с огромным багажом жизненных наблюдений и впечатлений.

190 лет со дня рождения русского писателя николая семеновича лескова. Смотреть фото 190 лет со дня рождения русского писателя николая семеновича лескова. Смотреть картинку 190 лет со дня рождения русского писателя николая семеновича лескова. Картинка про 190 лет со дня рождения русского писателя николая семеновича лескова. Фото 190 лет со дня рождения русского писателя николая семеновича лескова

К юбилею выдающегося прозаика библиотека-филиал №4 им. М.М. Коцюбинского МБУК ЦБС для взрослых Симферополя организовала для своих читателей и удаленных пользователей выставку отечественной словесности «Талант любить Россию».

Человек сложной литературной судьбы, недооцененный большинством современников, Лесков получил полное признание только в ХХ веке. При этом известно, что Антон Чехов и Иван Тургенев называли Николая Семёновича своим учителем. Иван Гончаров писал о своем искреннем уважении к его «симпатичному русскому таланту», а Лев Толстой отличал Лескова, как «самого русского из наших писателей».

Литературоведческие работы Бориса Другова, Ирины Столяровой, Василия Десницкого, Бориса Эйхенбаума, а также книга сына писателя, Андрея Лескова «Жизнь Николая Лескова», представленные в разделе «Писатель – странник страстный» раскрывают страницы творческой биографии классика отечественной литературы.

190 лет со дня рождения русского писателя николая семеновича лескова. Смотреть фото 190 лет со дня рождения русского писателя николая семеновича лескова. Смотреть картинку 190 лет со дня рождения русского писателя николая семеновича лескова. Картинка про 190 лет со дня рождения русского писателя николая семеновича лескова. Фото 190 лет со дня рождения русского писателя николая семеновича лескова

Николай Семёнович Лесков родился в 1831 году в селе Горохово на Орловщине в семье скромного чиновника – выходца из духовной среды и дочери обедневшего дворянина. Детские и отроческие годы писателя прошли в Орле. Здесь он поступил в городскую гимназию, устроился на работу в уголовную палату. Трагические события в семье (смерть отца от холеры, пожар, уничтоживший весь семейный скарб) подтолкнули будущего писателя к смене жизненного уклада. При помощи дяди-профессора он перевелся на службу в Киев. Будучи чиновником различных ведомств, Лесков по роду службы много ездил по необъятной стране. Писатель с гордостью говорил, что знает Русь как свои пять пальцев. Ему были близки и сумрачный Север, и солнечный Юг. Не случайно в произведениях Лескова художественно отобразились средняя полоса России и Украина, остров Валаам и башкирские степи.

Начало литературной деятельности Николая Семёновича связано с его переездом в Санкт-Петербург в 1861 году. Авторские работы, сначала публицистические, стали появляться в «Отечественных записках» и «Северной пчеле». Почти все произведения писателя, начиная с самых ранних, основаны на его знании народной жизни. В одном из писем Лесков замечает: «Прожив изрядное количество лет, и много перечитав, и много переглядев во всех концах России, я порою чувствую себя, как «Микула Селянинович», которого «тяготила тяга» знания родной земли». Эти знания позволяют писателю достоверно изобразить нравы, характеры, уклад различных слоев российского общества: купечества и духовенства, помещиков и крестьян. В разделе «Знаток души русской» вниманию читателей представлены такие шедевры лесковской прозы, как «Тупейный художник», «Очарованный странник», «Запечатленный ангел», «Леди Макбет Мценского уезда», «Соборяне» и др.

190 лет со дня рождения русского писателя николая семеновича лескова. Смотреть фото 190 лет со дня рождения русского писателя николая семеновича лескова. Смотреть картинку 190 лет со дня рождения русского писателя николая семеновича лескова. Картинка про 190 лет со дня рождения русского писателя николая семеновича лескова. Фото 190 лет со дня рождения русского писателя николая семеновича лескова

Главное украшение литературного наследия Николая Лескова – его язык. Писатель блестяще умел имитировать народную речь, язык XVIII века, любил красочность, умел писать изысканно и одновременно просто. Большой любитель лесковских сказов и хроник, Лев Толстой замечал: «Язык он знал чудесно, до фокусов». Поэтические строки Игоря Северянина о словесном кружеве Лескова стали цитатой к разделу выставки «Человек живет словами»: «А какие в них ритмы! А какая в них залежь / Слов ядрёных и точных русского языка! / Никаким модернистом ты Лескова не свалишь / И к нему не посмеешь подойти свысока».

Раздел выставки «Когда «Левшу» писал он, писал он о себе» посвящен самой известной книге Николая Лескова – знаменитому «Сказу о тульском косом Левше и о стальной блохе». Интересно, что легендарная книга в этом году празднует свой 140-летний юбилей. В 1881 году писатель написал «Левшу» и почти сразу опубликовал свое произведение в журнале «Русь». Знаменитый сказ, написанный причудливым фольклорным языком с фантастическими преувеличениями – дань восхищения автора безымянными русскими умельцами, мастерами своего дела, которые труд превращают в искусство. «Там, где стоит «левша», надо читать «русский народ», – утверждал Лесков. Трагическую историю талантливого самородка писатель считал символичной для России. Не случайно автор свяжет повествование о Левше, его последние слова о секрете англичан с неудачами в грядущей Крымской войне: «А доведи они левшины слова в свое время до государя, – в Крыму на войне с неприятелем совсем бы другой оборот был». В этой финальной фразе горечь от поражения России в Крымской войне переплетается с осознанием того, что «нет пророка в своем Отечестве».

190 лет со дня рождения русского писателя николая семеновича лескова. Смотреть фото 190 лет со дня рождения русского писателя николая семеновича лескова. Смотреть картинку 190 лет со дня рождения русского писателя николая семеновича лескова. Картинка про 190 лет со дня рождения русского писателя николая семеновича лескова. Фото 190 лет со дня рождения русского писателя николая семеновича лескова

Юрий Нагибин писал: «Если читатель сумеет побороть внутреннюю суету, сосредоточиться в душевной тишине и по глотку осушить пряный кубок лесковской прозы, он откроет для себя целый мир невиданной красоты, неповторимых образов, сверкающей фантазии, расписной, причудливый мир, где русский дух, безмерный и в радости, и в печали, где Русью пахнет — и сладко, и горько, и нежно, и дымно». Библиотека Коцюбинского приглашает всех любителей живого русского языка окунуться в мир героев Николая Лескова.

Источник

190 лет назад родился великий русский писатель Н. Лесков

Творчество Николая Семёновича Лескова – примечательная страница русской литературы. Он, блестящий мастер слова, написал такие яркие произведения, как повести «Очарованный странник», «Леди Макбет Мценского уезда», романы «На ножах», «Соборяне», «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе». Однако вместо почестей, которые писателю полагались при жизни, ему досталась лишь горсть похвал.
Не слишком жаловали Лескова оттого, что он был независим, колюч и неуживчив. По его собственным словам: «Я шел дорогою очень трудною, – все сам брал без всякой помощи и учителя и вдобавок еще при целой массе сбивателей, толкавших меня и кричавших: «Ты не так… ты не туда… Это не тут… Истина с нами, мы знаем истину»». А во всем этом надо было разбираться и пробираться к свету сквозь тернии и колючий волчец…»
Странно – или это норма для такого необычного господина, как Лесков, но литературные вериги он взвалил на себя, когда ему было уже без малого тридцать. А до этого – звезд с неба не хватал, усердно чиновничал. Сын следователи Орловской уголовной палаты был канцелярским служителем, коллежским регистратором, столоначальником.
Но от шелеста без конца перекладываемых бумаг, скрипа перьев, визитов к начальству, поклонов, мелькания просителей, посетителей, молодой человек вскорости устал. Уволился со службы и пошел работать в компанию мужа своей тетки под названием «Шкотт и Вилькенс».
В предприятии, которое, по словам Лескова, пыталось «эксплуатировать все, к чему край представлял какие-либо удобства», он
часто бывал в разъездах. А это – новые люди, впечатления, красоты природы. Может, от впечатлений, вернее, от их избытка, Лесков и взялся за перо?
В 1860 году в киевской газете «Современная медицина» стали появляться статьи Лескова: «О рабочем классе», «Несколько слов о полицейских врачах в России», «Несколько слов о врачах рекрутских присутствий» и другие. Речь шла о взятках, низком уровне служащих, административных безобразиях и прочих нарушениях. «Но эти общественные темы не мешают Лескову уже здесь вставлять анекдоты и играть лексикой, «постановкой голоса», – писал литературовед Борис Эйхенбаум. – Язык этих статей испещрен профессиональными жаргонами, пословицами и народными словечками, предвещающими будущую «чрезмерность». В статью о полицейских врачах вставлены забавные цитаты будто бы из документов, но документы эти оказываются взятыми у Даля: «Такой-то, от тяжких побоев, не видя глазами зрения, впал в беспамятство» или «такой-то противузаконно застрелился, отчего ему от неизвестных причин приключилась…»»
Вскоре Лесков переехал в Санкт-Петербург, где публиковался уже постоянно – писал статьи для газеты «Санкт-Петербургские ведомости», журналов «Отечественные записки», «Русская речь», «Северная пчела». Голос его был еще не громкий, однако в 1862 году дошел до самого императора Александра II.
Лесков написал текст о пожарах в Апраксином и Щукином дворах, где упомянул о слухах, что поджоги осуществляют революционно настроенные студенты. При этом он потребовал от властей опровергнуть или подтвердить подобную версию. Автор выразил ироничное пожелание, «чтобы присылаемые команды являлись на пожары для действительной помощи, а не для стояния».
Статья была помещена в «Северной пчеле» и попала на глаза императору. Тот разгневался, но никаких мер по отношению к Лескову не предпринял. Да и не за что, в общем, было. Все ограничилось раздраженной ремаркой Александра II: «Не следовало пропускать, тем более, что это ложь».
Как-то быстро и неожиданно – может, и для себя самого? – Лесков переступил порог журналистики и вошел – ничуть не робея – в переполненную литературную гостиную со своим первым романом «Некуда», сатирически изображавшим быт нигилистической коммуны. К тому же прототипы были узнаваемы, что вызвало гнев их самих и сторонников.
Лесков опубликовал сей труд в журнале «Библиотека для чтения» под псевдонимом «М. Стебницкий».
К слову, псевдонимов у Лескова была пропасть, среди них – ироничные и диковинные: «В. Пересветов», «Николай Понукалов», «Николай Горохов», «Кто-то», «Дм. М-ев», «Н.», «Псаломщик», «Свящ. П. Касторский», «Любитель часов»…
На роман «Некуда» немедля набросились остервенелые критики. Но больше всех усердствовал Дмитрий Писарев, в то время заключенный в Петропавловскую крепость за текст «опасной» прокламации. Но тут Лесков выступил со своим «объяснением», а по сути, оправданием. В нем он, отрицая фотографичность действующих лиц, заявил, что на самом деле «видимое сходство» с известными людьми «не может никого ни обижать, ни компрометировать».
Это подзадорило Писарева, который набросился на автора со страшной силой. Его выступление в «Русском слове» завершалось беспощадным приговором и властным предостережением: «Меня очень интересуют два вопроса: 1) Найдется ли теперь в России… хоть один журнал, который осмелился бы напечатать на своих страницах что-нибудь, выходящее из-под пера Стебницкого и подписанное его фамилией? 2) Найдется ли в России хоть один честный писатель, который будет настолько неосторожен и равнодушен к своей репутации, что согласится работать в журнале, украшающем себя повестями и романами Стебницкого?»
Это было настоящее оскорбление. Впору было сломать перо, вылить чернила и никогда больше не прикасаться к бумаге. Некоторое время писателю и впрямь «Некуда» было податься, он оказался выбит из литературной колеи.
«Гнусное оклеветание», по словам писателя, испортило всю его творческую жизнь, надолго лишив возможности печататься в популярных журналах. По свидетельству сына Лескова Андрея Николаевича, «имя Писарева в нашем доме никогда не произносилось…»
Впрочем, сам писатель признавался, что «роман этот писан весь наскоро и печатался прямо с клочков, нередко писанных карандашом, в типографии…» И сетовал: «Некуда» – вина моей скромной известности и бездны самых тяжких для меня оскорблений. Противники мои писали и до сих пор готовы повторять, что роман этот сочинен по заказу III Отделения (все это видно из моих парижских писем). На самом же деле цензура не душила ни одной книги с таким остервенением, как «Некуда»… Я потерял голову и проклинал час, в который задумал писать это злосчастное сочинение…»
Случай с Лесковым – наглядный. Литераторы, собирающиеся в группы, готовы – так было и есть – гнобить каждого, кто не примыкает к ним, более того, смеет «свое суждение иметь». Они не обратят внимания его на тонкие мысли, оригинальные суждения, своеобразие языка. Оппонент более не существует для этих господ, отныне он – лишь мишень для их беспрестанного злословия…
Ненависть к людям, имеющим противоположные взгляды, свойственна не только литераторам, но и общественным деятелям. В статье «Деспотизм либералов» Лесков писал: «Если ты не с нами, так ты подлец! Держась такого принципа, наши либералы предписывают русскому обществу разом отречься от всего, во что оно верило и что срослось с его природой. Отвергайте авторитеты, не стремитесь к никаким идеалам, не имейте никакой религии (кроме тетрадок Фейербаха и Бюхнера), не стесняйтесь никакими нравственными обязательствами, смейтесь над браком, над симпатиями, над духовной чистотой, а не то вы «подлец»! Если вы обидитесь, что вас назовут подлецом, ну, так вдобавок вы еще «тупоумный глупец и дрянной пошляк»…
Подлецами, по словам писателя, чествуются те, кто не отвергает человеческого права в лицах, не благоприятствующих видам либералов, кто чтит право всякого свободного убеждения и не оправдывает гнусных мер для достижения великих целей…
Ради чего это делается? Куда простираются стремления ниспровергателей? Никуда – это путь в тупик. Ничего путного, только поток слов, считал Лесков.
Писатель предостерегал тех, кто выступал против существующего строя: «Кто же из мало-мальски смыслящих людей поверит в силу каких-нибудь клочков, например, хоть той подпольной прессы, произведения которой преследуются полицией и легко могут сделаться причиною несчастий для своих производителей?»
Писатель сокрушался, «видя идущих с завязанными глазами к пропасти и не замечающих, что они одни идут к ней». Он молит о спасении людей, увлеченных опасными занятиями, смотрящих на них как на моду, фатовство, ибо им грозит серьезное наказание.
Ныне в российском обществе – очередное брожение умов. И так же, как во времена Лескова, идут ожесточенные споры между теми, кто готов в очередной раз затеять слом государственных устоев, и их противниками, предостерегающих от губительных катаклизмов. Россия снова пребывает в тревоге…
О вкладе, который внес в русскую литературу писатель Лесков, говорилось многократно. Но его талант настолько велик, что чрезмерно усладить похвалами его творчество невозможно. Так что повторить «находки» людей, изучавших произведения Лескова и отдававших ему должное, совсем не грех.
Его высоко оценивали Лев Толстой: «Язык он знал чудесно, до фокусов», Максим Горький, Алексей Ремизов, Евгений Замятин, Юрий Нагибин. Эйхенбаум в статье «Чрезмерный писатель» (явственный намек на избыток лесковского таланта) писал, что «его отношение к слову и к языку было насквозь артистическим. Он работает на деталях синтаксиса и лексики; он вглядывается в оттенки каждого слова; у него особый словесный слух или словесное зрение. Он не столько живописец, сколько мозаист, собирающий и складывающий слова так, что получается иллюзия живой речи, иллюзия голоса и даже иллюзия лица. »
Откуда в нем такие способности, пояснял критик и писатель Александр Амфитеатров. По его мнению, словесное богатство писатель накопил в поездках по России, знакомясь с местными наречиями, изучая старину, выражения, народные обычаи.
«Лесков принял в недра своей речи все, что сохранилось в народе от его стародавнего языка, найденные остатки выгладил талантливой критикой и пустил в дело с огромнейшим успехом», – писал он.
Публицист и общественный деятель Михаил Меньшиков упрекал Лескова в «стремлении к яркому, выпуклому, причудливому, резкому – иногда до чрезмерности»: «Неправильная, пестрая, антикварная манера делает книги Лескова музеем всевозможных говоров; вы слышите в них язык деревенских попов, чиновников, начетчиков, язык богослужебный, сказочный, летописный, тяжебный, салонный, – тут встречаются все стихии, все элементы океана русской речи…»
Впрочем, какой тут упрек, это – та же похвала, только спрятанная за удивлением, суждение человека, пораженного причудливостью и изяществом прочитанного.
Игорь Северянин, поэт, поражавший обильным, разноцветным языком, неустанный собиратель неологизмов, углядел в Лескове родственную душу. Он написал стихотворение «На закате» с эпиграфом Лескова и ему посвященное:
…отдыхала глазами на густевшем закате…
Н. Лесков
Отдыхала глазами на густевшем закате,
Опустив на колени том глубинных листков,
Вопрошая в раздумьи, есть ли кто деликатней,
Чем любовным вниманьем воскрешенный Лесков?
Это он восхищался деликатностью нищих,
Независимый, гневный, надпартийный, прямой.
Потому-то любое разукрасят жилище
Эти книги премудрости вечной самой.
А какие в них ритмы! А какая в них залежь
Слов ядреных и точных русского языка!
Никаким модернистом ты Лескова не свалишь
И к нему не посмеешь подойти свысока.
Достоевскому равный, он – прозеванный гений.
Очарованный странник катакомб языка!
Так она размышляла, опустив на колени
Воскрешенную книгу, созерцая закат.
«Прозеванный гений» – необычно, но точно сказано. Потому что Лесков был сам по себе, ни с кем не шел в ногу. Но это и к лучшему – писатель избежал подражаний, не примкнул ни к одному течению. А то бы утонул в однообразии, суете, а так создал свой стиль, свои словеса, за что мы писателю несказанно благодарны.
«Я не считаю хорошим и пригодным иностранные слова, если только их можно заменить чисто русскими или более обруселыми. Надо беречь наш богатый и прекрасный язык от порчи» – говорил Лесков.
Как было это высказывание актуальным, так и осталось.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *