20 октября день основания российского военно морского флота вмф 325 лет
В 2021 году исполняется 325 лет российскому флоту. Это событие напрямую связано с именем Петра I и указом Боярской думы 1696 г. «Морским судам быть!», инициировавшим создание регулярного военного флота. С тех пор флот играет серьезнейшую роль в развитии российского государства. Благодаря его политическим и военным победам наша страна стала великой морской державой и завоевала статус империи – одной из самых влиятельных на международной арене. И символично, что в этом году мы отмечаем также 300-летие победы в Северной войне и заключения Ништадтского мира, по итогам которых Россия утвердилась как империя.
Для АО «ОСК» предстоящий юбилей ВМФ особенно важен, поскольку судьбы флота и судостроения – от первых деревянных судов до современных сверхмощных ледоколов и ракетных крейсеров – неразделимы. С парусным фрегатом «Орёл» и днем «госзаказа» на его строительство связан наш профессиональный праздник – День кораблестроителя. Нам памятно и то, что именно над палубой «Орла» впервые взвился российский триколор, ставший государственным флагом Российской Федерации.
Юбилею флота посвящен цикл публикаций, которые в течение года будут размещаться на официальном сайте АО «ОСК» в разделе «325 лет флоту. Россия – морская держава». Они расскажут об истории отечественного судостроения и наиболее значимых победах русских моряков, о государственных деятелях, флотоводцах и корабелах, чьими трудами создавалось морское могущество нашей страны. Впервые широкой аудитории станут доступны документы и артефакты из музеев старейших судостроительных предприятий России.
День основания Военно-морского флота России
Решение о создании регулярного флота принималось как раз на фоне бурных событий на южных рубежах российского государства. Первый штурм Азова, тогда еще бывшего османской крепостью, окончился неудачно, что заставило Петра активизировать работу по созданию флота. Азовская крепость фактически запирала выход из Дона в Азовское море, поэтому для того, чтобы обеспечить свободный выход русским судам, и предстояло освободить крепость от турок. Весной 1696 года были построены два корабля, два галеаса, 23 галеры и 4 брандера. Строили их на реке Воронеж, с прицелом на то, чтобы корабли затем вошли в Дон и спустились бы к Азову. Адмиралом флота был назначен Франц Лефорт – выходец из Швейцарии, ко времени описываемых событий уже более двадцати лет находившийся на русской службе.
Азовский флот строился Петром I с 1695 по 1711 годы. Наблюдением за строительством кораблей в конце 1690-х гг. занимался вице-адмирал Корнелиус Крюйс – норвежец по происхождению, ставший в 1705 году первым командующим Балтийским флотом. Для строительства Азовского флота были созданы дополнительные верфи в Таврове и Ново-Павловске, а также в районе реки Икорц. Всего с 1695 по 1710 годы было построено 67 кораблей, прамов и фрегатов, столько же бомбардных судов, брандеров, галер, около тысячи бригантин и прочих судов. Однако поспешность в строительстве кораблей сыграла свою роль – первый русский флот очень быстро приходил в негодность. Когда в 1710 г. началась война с Османской империей, в строю были лишь 5 кораблей, 1 фрегат, 2 шнявы и 1 тялка. С такими силами рассчитывать на победу в войне с турками было преждевременно. По итогам Прутского мира Россия была вынуждена вернуть туркам Азов, убрать верфи в Таганроге.
После Северной войны началось строительство Балтийского флота Российской империи. Его базы размещались в Санкт-Петербурге, затем – в Кронштадте, Выборге, Гельсингфорсе, Ревеле и Або. Именно с создания Балтийского флота фактически и началась победоносная история российских военно-морских сил. К 1725 г. Россия уже располагала 130 парусными кораблями, в том числе 36 линейными кораблями, 9 фрегатами, 3 шнявами. Кроме того, империя имела и мощный гребной флот из 396 кораблей. Строительство кораблей велось на многочисленных верфях, наиболее крупные из которых располагались в Воронеже, Казани, Архангельске, Переяславле, Олонце, Астрахани, а затем и Санкт-Петербурге. В 1718 году для управления флотом и решения всех важнейших вопросов его строительства была создана Адмиралтейская коллегия.
На первых порах существования российского флота важную роль в его становлении и развитии играли иностранные военные специалисты, прежде всего выходцы из стран Скандинавии, Нидерландов, Англии. Многие из них делали успешную карьеру сначала в европейских государствах, а затем и на службе русскому царю. В качестве примеров можно привести того же Франца Лефорта, Корнелиуса Крюйса, Томаса Гордона и многих других высокопоставленных офицеров. Однако именно в Петровскую эпоху появились и отечественные флотоводцы, довольно быстро догнавшие иностранных специалистов и даже превзошедшие их по своим командирским талантам, а главное – по отваге и мужеству. К «золотой плеяде» петровских флотоводцев можно отнести Федора Апраксина, Наума Сенявина, Алексея Сенявина, Михаила Голицына. Именно эти люди формировали лицо русского флота в начале XVIII века.
Смерть Петра I стала огромным ударом для русского флота. Темпы кораблестроения сбавились. Ситуацию удалось исправить только после восшествия на престол Анны Иоанновны, при власти которой была учреждена Воинская морская комиссия под председательством вице-канцлера графа Андрея Остермана. В состав комиссии вошли известные флотоводцы вице-адмирал граф Николай Головин, вице-адмирал Наум Сенявин, вице-адмирал Томас Сандерс, контр-адмирал Пётр Бредаль и контр-адмирал Василий Дмитриев-Мамонов.
Вторая половина XVIII века стала временем подлинного расцвета русского военно-морского флота. Русско-турецкие войны, присоединение к России земель Крымского ханства способствовали развитию Черноморского флота. Русские корабли стали выходить в Средиземное море, где успешно действовали против турок. Именно в это время взошла звезда русского военно-морского гения Федора Ушакова – одного из ярчайших защитников Российской империи, чье имя стоит в одном ряду с именем генералиссимуса Александра Суворова.
На рубеже XVIII-XIX вв. Российская империя уже обладала одним из самых сильных в мире флотов – третьим по количеству кораблей после флотов Великобритании и Франции. В начале XIX века русские моряки принимали самое активное участие в географических открытиях, совершая экспедиции в Арктике и Антарктике.
Очередным переломным моментом в истории русского флота стала Крымская война. Она продемонстрировала всему миру мужество русских военных моряков, в том числе и адмиралов, героически погибавших в обороне Севастополя. Но именно война в Крыму выявила и многочисленные недостатки русского флота, просчеты в организационной структуре, в управлении и комплектовании. Стало ясно, что Россия серьезно отстает от передовых стран мира в области судостроения.
По итогам Крымской войны устаревший парусный флот был заменен паровым флотом. Началось строительство броненосцев, мониторов и плавучих батарей, которые, однако, из-за тяжести не были способны ходить на большие расстояния. Конец XIX века стал для России и эпохой продолжающегося технического совершенствования флота. Особенно бурными темпами флот развивался после восшествия на престол императора Николая II. Однако начавшаяся Русско-японская война довольно быстро выявила и определенные просчеты, связанные не столько с качеством личного состава, сколько с неразберихой в управлении, высоким уровнем коррупции. Но ситуацию как всегда исправляли сами русские моряки – от матросов до адмиралов. Они демонстрировали чудеса отваги. Так, вошел в историю мирового флота подвиг моряков крейсера «Варяг».
19 марта 1906 года в составе российского императорского флота были созданы подводные силы. С этого времени развитие подводного флота стало одним из наиболее важных направлений, тем более, что подводные лодки демонстрировали все большую эффективность.
Первая мировая война стала последним испытанием российского императорского флота. Как всегда, моряки демонстрировали героизм, высокую боевую выучку. В Черном море российскому флоту удалось добиться превосходства над противостоявшим ему флотом Османской империи. Готовилась Босфорская операция. Однако революционные события 1917 года привели к развалу российского флота. Стоит отметить, что одну из ключевых ролей в революции сыграли именно матросы Балтийского и Черноморского флотов. Это было связано с тем, что среди матросов преобладали призванные на флотскую службу квалифицированные рабочие, многие из которых еще до мобилизации имели связи с революционными организациями. «Красные матросы» стали одним из символов Октябрьской революции.
По итогам Гражданской войны большая часть кораблей российского императорского флота была выведена белыми и интервентами. Советской России пришлось создавать свой флот практически с нуля и, надо сказать, новая власть с этой задачей превосходно справилась. В течение 1920-х – 1930-х гг. был создан прекрасно вооруженный и подготовленный советский флот. Именно в эти годы закладывался фундамент той организационной структуры, системы подготовки и образования военно-морского флота, который до сих пор используется уже постсоветской Россией.
Великая Отечественная война – трагедия для страны, но и героическая страница в истории нашего флота. Поскольку судьба страны решалась на сухопутном фронте, значительная часть моряков была переброшена на сушу, где воевала как обычные пехотные подразделения. Гитлеровцы боялись советских моряков как огня, называя их «черными дьяволами». Всего за годы Великой Отечественной войны флот направил на помощь сухопутным войскам более 400 тысяч матросов и офицеров. Многие из них были отмечены за проявленную доблесть высокими правительственными наградами.
Послевоенный период – эпоха Холодной войны, длительного противостояния Советского Союза и Соединенных Штатов Америки. Военно-морской флот СССР не прекращал свое совершенствование и развитие, одновременно продолжая решать самые разные боевые задачи уже по всему миру. Советские военные моряки бывали в Анголе и Йемене, Египте и Сомали, Мозамбике и Бангладеш. К концу 1980-х гг. в состав ВМФ СССР входили более 100 эскадр и дивизий, численность личного состава достигала 450 тысяч человек. В Советском Союзе существовали многочисленные военно-морские учебные заведения, ставшие настоящей кузницей высококвалифицированных офицерских кадров для ВМФ СССР, а также флотов союзных государств.
Конечно, распад Советского Союза не мог не оказать соответствующего влияния и на ситуацию на флоте. Тяжелее всего пострадал Черноморский флот, оказавшийся разделенным между Россией и Украиной. Далеко не все моряки согласились перейти на службу в украинский флот, что привело к большим сокращениям личного состава.
В настоящее время Военно-Морской Флот Российской Федерации состоит из Балтийского флота, Северного флота, Тихоокеанского флота, Черноморского флота и Каспийской флотилии. В состав ВМФ РФ входят надводные и подводные силы, береговая и палубная морская авиация, береговые войска флота в составе войск береговой обороны и морской пехоты. В условиях обострившейся военно-политической ситуации, в том числе в Средиземноморье, российский флот решает важнейшие политические задачи, в том числе связанные с поддержанием боеспособности группировки российских войск в Сирии.
В последние годы российское правительство уделяет особое внимание развитию и совершенствованию Военно-морского флота. На флот поставляются новые корабли, подводные лодки, улучшаются условия службы и содержания личного состава. Возвращается престиж военной службы на флоте – сегодня попасть служить на корабли ВМФ России мечтают очень многие призывники. Как здесь не вспомнить знаменитые слова о том, что лишь армия и флот являются единственными подлинными союзниками России.
В День основания Российского военно-морского флота «Военное обозрение» поздравляет с этой праздничной датой всех тех, кто служит, служил или иным образом причастен к Военно-морскому флоту СССР и России.
День основания ВМФ России
Другие названия: | День основания Российского Военно-Морского Флота, День рождения Флота |
Традиции: | торжественные построения личных составов; собрания; концерты; чествования; поздравления высших должностных лиц; подъем флагов; митинги; вручение наград, медалей и подарков |
Военно-Морской Флот РФ является символом могущества государства, вызывает чувство зависти у противника, пользуется уважением и почетом. Российские моряки испокон веков защищают рубежи Родины, уничтожают противников, посягнувших на ее территорию, и одерживают славные победы, восхваляя флот своей страны. Именно «морским волкам», служащим в Военно-Морском Флоте, посвящен этот праздник.
Когда отмечают
День основания ВМФ России отмечается ежегодно 30 октября.
Кто празднует
Дату справляют все моряки, имеющие отношение к Военно-Морскому Флоту РФ: матросы, сержанты, старшины, офицеры, прапорщики, адмиралы, мичманы и многие другие, включая ветеранов Флота, работников судоремонтных предприятий, учреждений ВМФ и воинских частей.
История праздника
30 октября 1696 года (20 октября по старому летоисчислению) Боярская Дума приняла решение об образовании регулярного военно-морского флота. Эта дата и стала днем его рождения. На этом настоял Петр I, так как взять Азовскую крепость и не потерять большей части солдат можно было только с моря. 4 ноября 1696 г. было заложено строительство Азовского флота.
Это время стало рассветом российской флотилии: строились новые суда, создавались флоты (Азовский, Балтийский и другие), совершались географические открытия и «кругосветки». В XVIII-XIX веках российский флот занял 3-е место в мире, а подвиги моряков в военных сражениях стали яркой страницей в его летописи.
По состоянию на 2021 год, ВМФ Российской Федерации имеет на вооружении мощные крейсеры, атомные подводные лодки, десантные суда, противолодочные корабли, самолеты морской авиации. Всем этим управляют лучшие специалисты, не лишенные мужества, доблести и чести.
Интересные факты
На протяжении нескольких лет россияне не могли определиться с датой основания ВМФ России. Некоторые выдвигали мысль, что это день, когда Петр I в амбаре двоюродного деда нашел башмак, который назвал «дедушкой русского флота». Другие придерживались даты появления флота на Плещеевом озере. Третьи вспоминали его выход в Белое море. Но одно было неизменно – это связь флота с государем Петром I.
Первый корабль в России был создан в 1667 году на реке Ока. Двухпалубный «Орел» имел 3 мачты и был построен при помощи голландских мастеров.
Когда на корабле поднимается белый флаг, это не говорит о том, что команда сдается. Это всего лишь означает, что капитан хочет вести переговоры. А вот если на корабле опускают все флаги (знамена), то это говорит о капитуляции капитана и его команды.
«Морским судам быть»: военно-морской флот был создан 325 лет назад
Острая необходимость в строительстве вооруженных кораблей высветилась в ходе неудачного похода 1695 года на турецкую крепость Азов. Штурмовать крепость с суши, когда турки могли сколько угодно выдерживать осаду, получая снабжение и подкрепления по морю, оказалось делом безнадежным.
Почему начали прорываться именно к Азовскому и Черному морям? Ответ простой: балтийские берега тогда контролировала сильная Швеция, а Турция выглядела более слабым противником, занятым борьбой и с другими внешними врагами, помимо России. Та русско-турецкая война началась еще в 1689 году и шла без видимых успехов. А ключ к ним Петр увидел именно в строительстве собственного флота.
До этого в царстве Московском судостроение не имело больших масштабов. Корабли строили в основном купцы для своих торговых целей. Чаще всего это были малоразмерные суда, которые к концу XVII века выглядели анахронизмом и сильно отставали по оснащению от западноевропейских образцов. А специальные боевые корабли не строились вообще.
Столь удачный опыт убедил Петра I, что надо создавать большой флот с более солидными кораблями. Он предложил боярской Думе высказаться на эту тему. Идея царя выглядела разумной (особенно на фоне победы в Азове) и Дума приговорила: «Морским судам быть!» Там же решили строить 52 больших морских судна. Для этого Петр предложил поделить все население страны на «кумпанства». Например, каждые 10 тысяч крестьянских дворов составляли одно кумпанство, которое должно было на свои средства построить один корабль. На кумпанства были поделены буквально все сословия, включая духовенство. Позже количество заложенных кораблей увеличили до 77.
Помимо крестьян, купцов, духовенства и землевладельцев, свой вклад в строительство флота вносило и государство (казна). Для этого было учреждено адмиралтейство.
Создание флота привело к большим преобразованиям и в экономическом плане: потребовалось построить немало предприятий для производства корабельной оснастки и вооружений. После 1696 года нормой стало и обучение корабелов и моряков заграницей, а также приглашение иностранных специалистов.
20 октября день основания российского военно морского флота вмф 325 лет
325 лет испытаний и побед – история российского флота
Изобретения и прорывы, победы и поражения – за свою более чем 300-летнюю историю российский флот успел пережить немало ярких запоминающихся событий. Днем рождения российского морского флота считается 20 (30 по новому стилю) октября 1696 года, когда Боярская дума утвердила указ Петра I о создании регулярного флота «Морским судам быть».
Какой корабль был первым в России, когда появился морской флаг и кто придумал подводную лодку, читайте в инфографике РИА Новости.
Строительство в России первого иностранного корабля «Фредерик» |
«Фредерик» считается первым известным вооруженным парусным кораблем западноевропейского типа, который построили в России иностранные мастера с помощью русских плотников и кузнецов. Несмотря на российское происхождение, ходил он под флагом Гольштейна.
В первом же плавании в Персию через Каспийское море в 1636 году «Фредерик» попал в мощный шторм и был посажен на мель.
Строительство первого российского военного корабля «Орел» |
Судно «Орел» было построено по указу Алексея Михайловича от 19 (29) июня 1667 года в селе Дединово Коломенского уезда. Этот указ стал фактически первым госзаказом на военный корабль и положил начало государственному судостроению в России. Над «Орлом» был впервые поднят бело-сине-красный флаг-триколор, ставший прообразом государственного флага Российской Федерации.
В 1669 году «Орел» был переведен в Астрахань для охраны русских торговых судов на Каспийском море.
В 1670 году корабль был захвачен восставшими крестьянами и казаками под предводительством Степана Разина. В дальнейшем много лет простоял в бездействии в одном из протоков Волги.
Ботик Петра I – «дедушка русского флота» |
В подмосковном селе Измайлово в амбаре Петр I обнаружил ботик, подаренный его отцу – царю Алексею Михайловичу. Его отремонтировали, а затем спустили на воду – сначала в Яузу, потом перевезли на Просяной пруд и, наконец, на озеро Плещеево (Переславское). Именно здесь Петром была построена Потешная флотилия, которая стала прообразом русского флота.
Сейчас ботик хранится в Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге.
Поездка Петра I в Архангельск и создание Соломбальской верфи |
В 1693 году Петр I отправился в Архангельск – единственный в то время российский порт. Здесь он впервые вышел в море на яхте «Святой Петр», построенной двинскими плотниками.
В этом городе Петр I устроил свою первую серьезную верфь – Соломбальскую (ныне старейшее судостроительное предприятие России «Красная кузница»). Тогда же на ней был заложен фрегат «Апостол Павел».
Начало строительства российских кораблей для Азовского флота |
После неудачного похода на крепость Азов в 1695 году, который показал необходимость мощного флота, Петр I развернул под Воронежем масштабное строительство кораблей. Он велел заложить 1300 стругов (крупных весельных лодок), 300 лодок поменьше и 100 плотов для перевозки войск и припасов.
Но главной силой русской армии стали 22 галеры, 4 брандера, 3 фрегата и 2 галеаса, сделанных по голландскому образцу.
«Морским судам быть» – день рождения российского регулярного флота |
К 1696 году в России уже был свой небольшой, но вполне боеспособный флот. Благодаря этому в ходе второй осады удалось взять крепость Азов. Царь Петр I лично вел суда на галере «Принципиум». Россия получила выход к Азовскому и Черному морям.
20 (30) октября Боярская дума утвердила указ Петра I о создании регулярного флота. Было принято принципиальное решение: «Морским судам быть». В России утвердили, по сути, первую программу судостроения.
«Великое посольство» Петра I |
В марте 1697 года за границу выехало Великое посольство. Царь Петр I ехал в его составе инкогнито – под именем Петра Михайлова. Во время этой поездки он лично учился на голландских верфях корабельному мастерству. Для строительства российского флота были закуплены корабельные принадлежности, наняты на российскую службу инженеры, морские офицеры и матросы, другие специалисты.
Создание морского приказа |
Центральным органом управления флотом стал воинский морской приказ, который возглавил адмирал Федор Головин. В 1700 году он был переименован в приказ Воинских морских дел, а в 1708‑м – в Адмиралтейский, который ведал строительством, вооружением и снабжением флота. В 1712 году он был преобразован в хозяйственный орган – Московскую адмиралтейскую канцелярию, а его функции переданы Петербургской адмиралтейской канцелярии и Канцелярии воинского морского флота.
Андреевский флаг – кормовой флаг кораблей российского флота |
1 (11) декабря 1699 года стяг с Андреевским крестом был провозглашен Петром I в качестве официального флага российского военного флота России.
Полотнище первоначально было разделено на три горизонтальные полосы (сверху вниз: белую, синюю, красную), перекрытые косым синим крестом. Такой крест символизировал апостола Андрея Первозванного, небесного покровителя России, и учрежденный тогда же первый российский военный орден Святого апостола Андрея Первозванного.
Создание школы математических и навигацких наук в Москве |
14 (25) января 1701 года Петр I открыл в Москве школу математических и навигацких наук, которая стала первым в России военно-морским учебным заведением.
Закладка первых судов для Балтийского флота |
Состоялась на верфи на реке Сясь. Корабли требовались для боевых целей начавшейся Северной войны.
Основание Санкт-Петербурга и создание Балтийского флота |
По замыслу Петра I город должен был стать ключом от Балтийского моря, создав удобный водный путь для торговли и базу для флота.
Также в этот год построен первый морской корабль для Балтийского флота «Штандарт».
Основание Адмиралтейской верфи в Санкт-Петербурге |
До 1709 года здесь строятся небольшие суда, строительство более крупных начинается после победы под Полтавой. В честь этой битвы назван первый линейный корабль, заложенный на Адмиралтейской верфи, – знаменитая «Полтава».
Адмиралтейские верфи существуют и сейчас. Это одно из старейших и ведущих судостроительных предприятий Санкт-Петербурга.
Введен чин адмирала |
Воинское звание высшего офицерского состава в военно‑морском флоте введено Петром. Он установил 4 адмиральских чина: генерал‑адмирал, адмирал, вице‑адмирал, контр‑адмирал. Генерал-адмирал считался высшим чином на флоте, по «Табели о рангах» приравнивался к генерал-фельдмаршалу.
Первая в истории русского флота крупная победа |
26-27 июля (6-7 августа) 1714 года у мыса Гангут (ныне полуостров Ханко в Финляндии) в рамках Северной войны произошло сражение между русским и шведским флотами.
Успех русских показал, что шведов можно одолеть не только на суше, но и на море. Петр приравнивал эту победу по значению к Полтавской битве.
Создание Морской академии |
В Санкт-Петербурге основана Морская академия (Академия морской гвардии). Новое учебное заведение организовано из воспитанников Московской школы математических и навигацких наук, однако учеников в нее набирали также из других городов. Морская академия, в отличие от навигацкой школы, была военным учебным заведением.
Создание первого морского устава |
«Устав морской о всем, что касается к доброму управлению в бытность флота на море» составил и издал лично Петр I. Он был утвержден в качестве закона 13 (24) января 1720 года, но издан только в апреле 1720 года.
Победа русского флота в морском сражении у острова Гренгам |
27 июля (7 августа) 1720 года состоялось сражение между шведским и русским флотами около острова Гренгам в Балтийском море. Это была последняя крупная битва Северной войны, положившая конец безраздельному влиянию Швеции на Балтийском море.
Окончание Северной войны, заключение Ништадтского мира и провозглашение России империей |
Северная война между Шведской империей и Россией в составе коалиции североевропейских государств закончилась заключением Ништадтского мира, по которому Россия получила преобладание на Балтийском море.
Основание Астраханской верфи |
По указу Петра I в Астрахани основана верфь для строительства судов Каспийской военной флотилии.
Испытано «Потаенное судно» Е.П. Никонова |
Талантливый самоучка Ефим Никонов придумал первый подводный аппарат – прообраз подводных лодок. Судно было построено из дерева в форме бочки.
Чесменская победа |
25-26 июня (5-7 июля) 1770 года состоялось знаменитое морское сражение в рамках русско-турецкой войны 1768‑1774 годов, по итогам которого турецкий флот был сожжен.
Эта победа предопределила поражение Османской империи в войне.
Рождение Черноморского флота. Создание Севастопольского адмиралтейства |
В июне 1783 года в Ахтиарской бухте на юго-западном побережье Крымского полуострова заложен Севастополь – южный форпост России и база Черноморского флота.
В один день с основанием города на западном берегу Южной бухты была заложена кузница для ремонта пришедших в город российских кораблей, первого корпуса Севастопольского адмиралтейства – предшественника Севастопольского Морского завода.
Победа русской эскадры под командованием Ф.Ф. Ушакова при Тендре |
Морское сражение у мыса Тендра в Черном море с турецкой эскадрой закончилось полной победой русских моряков, что решило исход русско-турецкой войны 1787‑1791 годов в пользу России.
Эта победа привела к уничтожению господства Турции на Черном море и утвердила положение России на его берегах.