225 лет со дня рождения рылеева
225 лет со дня рождения рылеева
225 лет со дня рождения русского поэта Кондратия Фёдоровича Рылеева
Родился 18 (29) сентября 1795 года в селе Батово ныне Гатчинского района Ленинградской области, в мелкопоместной дворянской семье.
В 1801 году был отдан в Первый кадетский корпус, уже здесь проявилась его склонность к стихотворчеству, – сохранилась шуточная поэма «Кулакиада», посвящённая будням кадетской жизни.
В 1814 году был выпущен из корпуса в чине прапорщика.
В 1813-1815 годах принял участие в походах русской армии в Германию, Швейцарию и Францию.
После отставки из действующей армии в 1818 году занялся литературной деятельностью. В 1820 году в журнале «Невский зритель» были напечатаны его эпиграммы, элегии и сатирическая ода «К временщику» (1820) – обличение порядков, заведённых видным государственным деятелем А. А. Аракчеевым. Ода принесла ее автору известность.
В том же 1820 году женился на Н. М. Тевяшевой, переехал в Петербург, где примкнул к Вольному обществу любителей российской словесности, вошёл в ряды масонской ложи «Пламенеющей звезды».
С 1821 года был избран от дворянства заседателем Петербургской уголовной палаты, на этой службе заслужил славу неподкупного сторонника справедливости.
Рылеев был вхож в литературный мир Петербурга, дружен с А. С. Пушкиным, А. А. Бестужевым (литературный псевдоним Марлинский).
В 1825 году вышел отдельным изданием написанный Рылеевым в 1821-1823 годы цикл «Думы», состоящий из баллад «Олег Вещий», «Мстислав Удалый», «Смерть Ермака», «Иван Сусанин», «Пётр Великий в Острогожске», «Державин» и другие. Персонажи этих произведений – исторические личности, совершившие подвиг во славу России. Героическое прошлое Отечества служит автору материалом для переосмысления в ключе гражданских идеалов поэта.
Пушкин назвал «Думы» ходульными и ненародными, их обвиняли в нравоучительности и схематизме. Хотя и в этих строках порой звучала высокая поэзия.
Поэма «Войнаровский» утвердила Рылеева в статусе настоящего поэта.
В этом произведении сквозь прямолинейность и назидательность проступают черты романтизма. В нарушение исторической правды Мазепа и Войнаровский у Рылеева – идеализированные романтические герои. В строках поэмы читается вольнолюбие Рылеева, а также предчувствие скорой трагической судьбы – и автора, и всего декабристского движения.
Остались незавершёнными поэмы «Наливайко» (фрагменты были опубликованы в 1825 году), «Хмельницкий» и «Палей» – из жизни украинского казачества в XVI- XVII веках.
В 1823 году Рылеев стал членом тайного Северного общества декабристов. В 1824-1825 ввёл в члены революционного Общества братьев А. А. Бестужева и Н. А. Бестужева, П. Г. Каховского, В. К. Кюхельбекера и многих других, возглавил наиболее радикальную и демократическую его часть.
Рылеев считал необходимым принимать в Общество купцов и мещан, выступал за освобождение крестьян с последующим наделением их землёй. Резко возражал против насильственных действий и кровавых мер, предлагаемых некоторыми членами Общества.
Наиболее ярко гражданская позиция и политические взгляды Рылеева выражены в стихотворении 1824 года «Гражданин» («Я ль буду в роковое время. »).
Рылеев был руководителем восстания 14 декабря 1825 на Сенатской площади в Петербурге.
На следующий день был арестован и заключён в каземат Алексеевского равелина.
После допроса у императора Рылееву была разрешена переписка с женой. Из писем Рылеева становится ясно: он понимал, что обречён. Вину свою признавал. Принимал свою участь достойно и твердо. Сочинял стихи и в заключении, – накалывал буквы иглой на кленовые листы, затем передавал их на свободу через сторожа.
По приговору Верховного уголовного суда 13 июля 1826 года повешен в Петропавловской крепости в числе пяти руководителей декабристского движения.
Современники вспоминают Рылеева, как человека с большой харизмой, которому несложно было повести людей за собой. «В его взгляде, — вспоминал декабрист барон Розен, — в чертах его лица виднелась одушевленная готовность на великие дела; его речь была ясна и убежденна».
Казнь Рылеева стала поводом для создания множества романтических легенд, его предсмертное письмо к жене: «Бог и Государь решили участь мою: я должен умереть и умереть смертию позорною. » ходило в множестве списков, многие вырезали и хранили журнальные публикации стихов поэта.
Произведения крамольного Рылеева не издавались в России вплоть до начала 70-х годов XIX века, затем до 1917 года публиковались с цензурными сокращениями.
Поэзия декабриста Кондратия Рылеева выразила противоречия, которые были свойственны движению декабристов в целом: революционные настроения нередко вступали в борьбу с либеральными идеями.
29 сентября 225 лет со дня рождения Кондратия Рылеева
Кондратий Фёдорович Рылеев (29 сентября 1795, село Батово, Санкт-Петербургская губерния — 25 июля 1826, Петропавловская крепость, Санкт-Петербург) — русский поэт, общественный деятель, декабрист, один из пяти казнённых руководителей Декабристского восстания 1825 года.
Кондратий Рылеев родился в семье управляющего имением княгини Варвары Голицыной, мелкопоместного дворянина Фёдора Андреевича Рылеева и Анастасии Матвеевны Эссен. В 1801 — 1814 годах учился в Петербургском первом кадетском корпусе. Участвовал в заграничных походах русской армии 1813 — 1814 годов.
Существует описание внешности Рылеева периода его военной службы: «Роста он был В 1818 году вышел в отставку. В 1820 году женился на Наталье Михайловне Тевяшёвой. С 1821 года служил заседателем Петербургской уголовной палаты, с 1824 — правителем канцелярии Российско-американской компании.
В 1820 году написал знаменитую сатирическую оду «К временщику»; в апреле 1821 года вошёл в «Вольное общество любителей российской словесности». В 1823 — 1825 годах Рылеев совместно с Александром Бестужевым выпускал ежегодный альманах «Полярная звезда».
В 1823 году стал членом Северного общества декабристов.
Был одним из главных организаторов восстания 26 декабря 1825 г. Находясь в крепости, выцарапал на оловянной тарелке, в надежде, что кто-нибудь прочтёт, свои последние стихи. Брал всю вину на себя, стремился оправдать товарищей, возлагал тщетные надежды на милость к ним императора.
Кондратий Фёдорович Рылеев был казнён через повешение 25 июля 1826 год в Петропавловской крепости в числе пяти руководителей Декабрьского восстания вместе с П. И. Пестелем, С. И. Муравьёвым-Апостолом, М. П. Бестужевым- Рюминым, П. Г. Каховским. Рылеев был одним из трёх, чья верёвка оборвалась. Он провалился внутрь эшафота и спустя некоторое время был повешен повторно. По некоторым источникам, именно Рылеев сказал перед своей повторной казнью: «Несчастная страна, где они даже не знают, как тебя повесить» (иногда слова эти приписываются П. И. Пестелю или С. И. Муравьёву-Апостолу).
Точное место погребения К. Ф. Рылеева, как и других казнённых декабристов, неизвестно. По одной из версий, похоронен вместе с другими казнёнными декабристами на острове Голодае.
При жизни Кондратия Рылеева в 1825 году вышли две его книги — «Думы» и поэма «Войнаровский».
В 1823 году Рылеев дебютировал в качестве переводчика — вольный перевод с польского стихотворения Ю. Немцевича «Глинский: Дума». После декабристского восстания издания Рылеева были запрещены и по большей части уничтожены. Известны рукописные списки стихотворений и поэмы Рылеева, которые распространялись нелегально на территории Российской Империи.
Также нелегально распространялись берлинские, лейпцигские и лондонские издания Рылеева, предпринятые русской эмиграцией, в частности Огаревым и Герценом в 1860 году.
225 лет со дня рождения Кондратия Фёдоровича Рылеева!
Сегодня 225 лет со дня рождения Кондратия Фёдоровича Рылеева!
Поэт, декабрист, человек с тяжелым детством и трагической судьбой, оставивший большой след в истории за свою короткую, но очень насыщенную жизнь.
Кондратий Федорович родился в семье бывшего армейского офицера. Рылеев старший много пил и довольно часто обижал супругу. В конце концов терпение матери лопнуло, она забрала пятилетнего Кондратия и ушла от мужа.
Детство и юность Кондратия Федоровича прошло в кадетском корпусе, где он учился 13 лет.
Патриотическое воодушевление на службе побудило Рылеева взяться за перо, и он начинает писать оды «Любовь к отчизне» (1813) и «Князю Смоленскому» (1814), прозаическую «Победную песнь героям» (1813) и др.
В своем творчестве, молодой поэт славил героя-патриота, жертвующего всем ради отчизны. Меняясь, обогащаясь, этот образ будет жить во многих стихах декабриста.
Выйдя в отставку в 1818 году, он принял решение целиком посвятить себя творчеству. В 1820 году стал для него счастливым: он женился на Наталье Тевяшевой и написал знаменитую оду «К временщику».
Рылеев стал членом Северного декабристского общества, под влиянием которого его политические взгляды существенно изменились.
После подавления восстания декабристов, всех причастных к нему лиц арестовали. В заключении поэт вел себя достойно и всячески оправдывал товарищей, надеясь на помилование от императора. Чего, однако, не последовало.
Самого Кондратия Федоровича, а также его товарищей по Северному обществу: П. Пестеля, М. Бестужева-Рюмина, С. Муравьева-Апостола и П. Каховского повесили 13 (25) июля 1826 года.
Рылееву пришлось терпеть удушение дважды: в первый раз оборвалась веревка.
Точное место его погребения не установлено.
«Тюрьма мне в честь. ». Cо дня рождения Кондратия Рылеева – 225 лет
В массовом сознании сегодня он воспринимается главным образом как один из самых активных и ярких деятелей декабристского движения, которое трагически разрешилось двумя восстаниями – в Петербурге и на Украине.
РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО ТАСС
В организации столичного «бунта» поэт принял самое деятельное участие. Члены тайного Северного общества принимали окончательное решение о выступлении именно на квартире Рылеева в доме Российско-американской компании, который находился в двух шагах от Сенатской площади (набережная реки Мойки, 72).
В этой компании поэт служил правителем канцелярии и был активным ее акционером. А потому миф о некоторой романтичности натуры нашего юбиляра хотя и бытует до сих пор среди любителей литературы, но относится скорее к его юности – годам учебы в Кадетском корпусе и участию в Отечественной войне 1812 года и заграничных походах русской армии в 1813 – 1814 годах.
Старт же поэтической славы Рылеева случился в 1820 году, когда он сочинил острополемическую оду «К временщику». Однако политических последствий для автора это поэтическое послание не имело. Кондратий Федорович продолжал свою творческую и общественную деятельность, внушая членам русского общества идеи свободы и разумного устройства государства. В качестве примера часто ссылался на Америку (хотя там рабство отменили чуть позже, чем крепостную зависимость в России).
Рылеев использовал для продвижения идей кардинального переустройства любую возможность – от участия в масонской ложе до издания ежегодного альманаха «Полярная звезда». И, конечно, писал, сочинял, распространял результаты собственного творчества. При жизни поэт только дважды увидел изда ния своих стихов. То были «Думы» и поэма «Войнаровский». Обе вышли в роковом для Рылеева и всех декабристов 1825 году.
Именно в «Думах» поэт представил читателям свое видение отечественной истории и современности, являя ключевых, по его мнению, персонажей, начиная от Вещего Олега до Державина. В этом собрании стихотворных портретов буквально физически ощущается борьба автора между желанием сохранить ритм фразы с легкостью рифм и пафосом внушения идей свободы, о трагической цене которой он постоянно напоминал в стихах. Поэзия была для него самым адекватным вариантом выражения того, о чем он думал и что хотел изменить в окружающем его политическом устройстве Родины. Даже будучи заключенным в Петропавловскую крепость и находясь под следствием, Рылеев писал стихи:
Тюрьма мне в честь,
За дело правое я в ней,
И мне ль стыдиться
Коли ношу их за Отчизну.
Первое открытое столкновение Рылеева с властью случилось в сентябре все того же 1825 года, когда он стал секундантом своего друга поручика Чернова на дуэли с флигель-адъютантом Новосильцевым. Это была щепетильная история, связанная с сословным неравенством: Чернов вынужден был защищать честь своей сестры, опозоренной отказом Новосильцева жениться на ней. Оба дуэлянта были смертельно ранены и скончались. Похороны же Чернова вылились в демонстрацию, которая была организована не без участия декабристов.
Следующая схватка с самодержавием для Рылеева и его товарищей закончилась куда более массовым кровавым итогом: десятками жертв, арестами, уголовным преследованием, ссылкой, каторгой. Для пятерых же декабристов глоток свободы и вовсе завершился виселицей. Кондратий Рылеев оказался одним из этой «пятерки».
Место его захоронения, как и других его казненных соратников, до сих пор неизвестно. Память о Рылееве хранит в нашем городе улица, названная его именем. Такие же улицы есть во многих городах на просторах постсоветского пространства от Донецка до Владивостока. И если сегодня цитировать поэта и гражданина Кондратия Рылеева, то прежде всего вспоминается его стихотворное предсказание:
Того, кто первый восстает
На утеснителей народа;
Судьба меня уж обрекла.
Но где, скажи, когда была
Без жертв искуплена
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 175 (6773) от 29.09.2020 под заголовком ««Тюрьма мне в честь. »».
Преодоление легенды
Спецпроекты ЛГ / Литературный музей / Ракурс с Дискурсом
О творчестве, личности и судьбе поэта и декабриста беседуем с доктором исторических наук, профессором Российского государственного гуманитарного университета Оксаной Киянской.
– В книге «Рылеев» (серия «ЖЗЛ»), написанной вами в соавторстве с Анастасией Готовцевой, отмечается, что биография Кондратия Фёдоровича насквозь легендарна. Насколько изучены его жизнь и творческая судьба сегодня? Какие имеются лакуны?
– Да, действительно, биография Рылеева, как и многих других участников тайных обществ 1820-х годов, легендарна. Легенда эта о том, что всю сознательную жизнь Рылеев боролся с российским самодержавием, был противником власти во всех её проявлениях. Мы с Анастасией Геннадьевной Готовцевой постарались в своей книге преодолеть эту легенду, написать биографию Рылеева исходя из документов – как опубликованных, так и архивных. Нам удалось ввести в научный оборот немало новых документов о Рылееве: это и мемуары, и финансовые документы семьи, и письма. Если суммировать то, о чём мы писали в книге, то биография Рылеева – это биография успешного литератора, одного из организаторов литературного процесса в России, удачливого коммерсанта – правителя дел крупной коммерческой организации, Российско-Американской компании. Безусловно, Рылеев сотрудничал с властью, был близок, в частности, с либерально настроенным министром духовных дел и народного просвещения князем Голицыным. И только после того, как Голицын лишился своего места, а в России настало царство консерватизма – или, как этот период называют историки, аракчеевщины, – Рылеев стал революционером.
– Если говорить о литературном творчестве самого Рылеева, то в своих произведениях он часто показывал реальных людей: как исторических деятелей,так и своих современников. Мифологизированы ли их образы или, напротив, по большей части правдоподобны?
– Ну в данном случае о правдоподобии говорить не приходится. Конечно, герои Рылеева – это не реальные исторические деятели, а персонажи литературных произведений, а сами «Думы» – исторические баллады. Рылеев не историк, он не ставил перед собой исследовательских задач. Герои «Дум» – это прежде всего вполне традиционные для гражданской лирики начала XIX в. патриоты. Тут следует отметить, что большинство «Дум» написаны ещё до вступления Рылеева в тайное общество.
– Пушкин критиковал «Думы» (считал, что они «составлены из общих мест»), немного лояльнее относился к «Ивану Сусанину», с нетерпением ждал «Войнаровского». В общем – за тем, что пишет Рылеев, внимательнейшим образом следил. Какие отношения были между двумя поэтами?
– Судя по сохранившейся переписке Пушкина и Рылеева, лично они знакомы не были. Однако Пушкин вспоминал о некоей дуэли с Рылеевым, которая то ли была, то ли должна была быть. Подробностей о ней обнаружить не удалось. Если говорить о переписке Пушкина и Рылеева, то она возникла в 1825 году, начал её Рылеев, сразу же перейдя на «ты». Поэты обсуждали литературные новости и не обсуждали, конечно, политику и планы заговорщиков. Александр Сергеевич, несмотря на то что скептически оценивал «Думы», внимательно слушал Кондратия Фёдоровича. Пушкин был прав: потенциал Рылеева-поэта был очень высок, его поэма «Войнаровский» – одна из лучших романтических поэм. И не случись восстания и казни, он вполне мог бы претендовать на место в первом ряду «поэтов пушкинской плеяды».
– Занимая активную общественную позицию, Кондратий Рылеев не мог не отразить её и в творчестве. Как в нём уживались поэт и гражданин?
– Гражданская поэзия ещё со времён Ломоносова – неотъемлемая часть российской (и европейской) поэтической традиции. Так что противоречия тут нет, «поэтом-гражданином» был и Пушкин, и многие другие литераторы эпохи.
– Пушкинская эпоха – тот период, когда менялся язык художественной литературы. Что можно сказать о поэтическом языке Рылеева?
– В начале 1820-х гг. слова очень много значили в жизни мыслящего человека. Были своеобразными маркерами, по которым интеллектуалы узнавали «своих», либерально настроенных людей, и отличали «чужих». Рылеев это прекрасно понимал. И употреблял слова, характерные именно для либерального, антиаракчеевского дискурса. Таковы, например, несущие положительный смысл слова «гражданин», «патриот», «общественное благо», «роковое время», «отрицательное» слово «временщик», которым современники характеризовали воплощение политического зла – фаворита Александра I графа Аракчеева.
– Современники отзывались о Кондратии Фёдоровиче как о человеке жертвенном, способном взять на себя вину товарищей. Если говорить о нравственных качествах поэта и декабриста, с кем мы имеем дело? И актуальна ли сейчас тема движения декабристов?
– Безусловно, жертвенность присуща и Рылееву, и его товарищам по тайному обществу. Многие из них, Рылеев в их числе, понимали, что удачи, скорее всего, не будет, что восстание, которое они организовали, – весьма рискованное предприятие. Однако шли на это, чтобы, как они говорили, «научить других» собственной неудачей, «славно умереть».
Но одной жертвенностью смысл деятельности Рылеева не исчерпывался. Декабристы – это, конечно, политики, которые хотели добиться воплощения в жизнь своих замыслов. Это причудливое сочетание жертвенности и реализма в практических действиях и отличает декабристов от последующих российских революционеров.
Если говорить о поведении Рылеева на следствии, то он был достаточно откровенен. Император поддержал финансово его семью – жену и дочь, и поэт был за это ему очень благодарен. В начале следствия действительно у него была идея взять всю вину на себя, но впоследствии эту идею он оставил.
Ещё год назад я сказала бы, что тема декабристов больше не интересна ни обществу, ни историкам. Но сейчас, насколько я понимаю, происходит своеобразный ренессанс темы декабристов в общественном сознании – и причиной тому вышедший не так давно фильм «Союз спасения». И в СМИ, и в социальных сетях ведутся жаркие споры о декабристах, о том, чего они добивались, во зло или во благо России действовали. Я очень надеюсь, что этот общественный ренессанс приведёт и к возрождению декабристоведения как отрасли исторической науки.
– Несмотря на то что Рылеев часто подвергался критике, сегодня он занимает своё бесспорное место в русской литературе. Чем может быть интересно его творчество современному читателю?
– Да, действительно, место Рылеева в истории русской литературы бесспорно. О том, что это за место, критики и исследователи спорят уже много десятилетий. Например, Александр Герцен утверждал, что Рылеев «выше» Пушкина, потому что он не только воспел свободу, но и умер за неё. Это, конечно, сомнительное утверждение. Однако Рылеев как поэт по-прежнему актуален: в его стихах можно найти ответ на вопрос о том, что будет, если власть не прислушается к общественному мнению. Этот ответ современный читатель найдёт и в поэме «Войнаровский», и в стихотворении «Я ль буду в роковое время. », и в отрывках из поэмы «Наливайко», и во многих других поэтических текстах Рылеева.
Беседу вела
Юлия Могулевцева
Оксана Ивановна Киянская – специалист по российской истории, литературе и журналистике XIX–XX вв. Автор книги «Южный бунт. Восстание Черниговского пехотного полка», биографий серии «ЖЗЛ»: «Пестель», «Рылеев» (совм. с А.Г. Готовцевой), «Декабристы»; книг, написанных в соавторстве с Д.М. Фельдманом: «Очерки истории русской советской литературы и журналистики 1920–19300-х годов: Портреты и скандалы», «Эпоха и судьба чекиста Бельского», «Словесность на допросе. Следственные дела советских писателей и журналистов 1920–1930-х годов».