225 лет со дня рождения рылеева

225 лет со дня рождения рылеева

225 лет со дня рождения рылеева. Смотреть фото 225 лет со дня рождения рылеева. Смотреть картинку 225 лет со дня рождения рылеева. Картинка про 225 лет со дня рождения рылеева. Фото 225 лет со дня рождения рылеева

225 лет со дня рождения русского поэта Кондратия Фёдоровича Рылеева

Родился 18 (29) сентября 1795 года в селе Батово ныне Гатчинского района Ленинградской области, в мелкопоместной дворянской семье.

В 1801 году был отдан в Первый кадетский корпус, уже здесь проявилась его склонность к стихотворчеству, – сохранилась шуточная поэма «Кулакиада», посвящённая будням кадетской жизни.

В 1814 году был выпущен из корпуса в чине прапорщика.

В 1813-1815 годах принял участие в походах русской армии в Германию, Швейцарию и Францию.

После отставки из действующей армии в 1818 году занялся литературной деятельностью. В 1820 году в журнале «Невский зритель» были напечатаны его эпиграммы, элегии и сатирическая ода «К временщику» (1820) – обличение порядков, заведённых видным государственным деятелем А. А. Аракчеевым. Ода принесла ее автору известность.

В том же 1820 году женился на Н. М. Тевяшевой, переехал в Петербург, где примкнул к Вольному обществу любителей российской словесности, вошёл в ряды масонской ложи «Пламенеющей звезды».

С 1821 года был избран от дворянства заседателем Петербургской уголовной палаты, на этой службе заслужил славу неподкупного сторонника справедливости.

Рылеев был вхож в литературный мир Петербурга, дружен с А. С. Пушкиным, А. А. Бестужевым (литературный псевдоним Марлинский).

В 1825 году вышел отдельным изданием написанный Рылеевым в 1821-1823 годы цикл «Думы», состоящий из баллад «Олег Вещий», «Мстислав Удалый», «Смерть Ермака», «Иван Сусанин», «Пётр Великий в Острогожске», «Державин» и другие. Персонажи этих произведений – исторические личности, совершившие подвиг во славу России. Героическое прошлое Отечества служит автору материалом для переосмысления в ключе гражданских идеалов поэта.

Пушкин назвал «Думы» ходульными и ненародными, их обвиняли в нравоучительности и схематизме. Хотя и в этих строках порой звучала высокая поэзия.

Поэма «Войнаровский» утвердила Рылеева в статусе настоящего поэта.

В этом произведении сквозь прямолинейность и назидательность проступают черты романтизма. В нарушение исторической правды Мазепа и Войнаровский у Рылеева – идеализированные романтические герои. В строках поэмы читается вольнолюбие Рылеева, а также предчувствие скорой трагической судьбы – и автора, и всего декабристского движения.

Остались незавершёнными поэмы «Наливайко» (фрагменты были опубликованы в 1825 году), «Хмельницкий» и «Палей» – из жизни украинского казачества в XVI- XVII веках.

В 1823 году Рылеев стал членом тайного Северного общества декабристов. В 1824-1825 ввёл в члены революционного Общества братьев А. А. Бестужева и Н. А. Бестужева, П. Г. Каховского, В. К. Кюхельбекера и многих других, возглавил наиболее радикальную и демократическую его часть.

Рылеев считал необходимым принимать в Общество купцов и мещан, выступал за освобождение крестьян с последующим наделением их землёй. Резко возражал против насильственных действий и кровавых мер, предлагаемых некоторыми членами Общества.

Наиболее ярко гражданская позиция и политические взгляды Рылеева выражены в стихотворении 1824 года «Гражданин» («Я ль буду в роковое время. »).

Рылеев был руководителем восстания 14 декабря 1825 на Сенатской площади в Петербурге.

На следующий день был арестован и заключён в каземат Алексеевского равелина.

После допроса у императора Рылееву была разрешена переписка с женой. Из писем Рылеева становится ясно: он понимал, что обречён. Вину свою признавал. Принимал свою участь достойно и твердо. Сочинял стихи и в заключении, – накалывал буквы иглой на кленовые листы, затем передавал их на свободу через сторожа.

По приговору Верховного уголовного суда 13 июля 1826 года повешен в Петропавловской крепости в числе пяти руководителей декабристского движения.

Современники вспоминают Рылеева, как человека с большой харизмой, которому несложно было повести людей за собой. «В его взгляде, — вспоминал декабрист барон Розен, — в чертах его лица виднелась одушевленная готовность на великие дела; его речь была ясна и убежденна».

Казнь Рылеева стала поводом для создания множества романтических легенд, его предсмертное письмо к жене: «Бог и Государь решили участь мою: я должен умереть и умереть смертию позорною. » ходило в множестве списков, многие вырезали и хранили журнальные публикации стихов поэта.

Произведения крамольного Рылеева не издавались в России вплоть до начала 70-х годов XIX века, затем до 1917 года публиковались с цензурными сокращениями.

Поэзия декабриста Кондратия Рылеева выразила противоречия, которые были свойственны движению декабристов в целом: революционные настроения нередко вступали в борьбу с либеральными идеями.

Источник

29 сентября 225 лет со дня рождения Кондратия Рылеева

225 лет со дня рождения рылеева. Смотреть фото 225 лет со дня рождения рылеева. Смотреть картинку 225 лет со дня рождения рылеева. Картинка про 225 лет со дня рождения рылеева. Фото 225 лет со дня рождения рылеева

Кондратий Фёдорович Рылеев (29 сентября 1795, село Батово, Санкт-Петербургская губерния — 25 июля 1826, Петропавловская крепость, Санкт-Петербург) — русский поэт, общественный деятель, декабрист, один из пяти казнённых руководителей Декабристского восстания 1825 года.

Кондратий Рылеев родился в семье управляющего имением княгини Варвары Голицыной, мелкопоместного дворянина Фёдора Андреевича Рылеева и Анастасии Матвеевны Эссен. В 1801 — 1814 годах учился в Петербургском первом кадетском корпусе. Участвовал в заграничных походах русской армии 1813 — 1814 годов.

Существует описание внешности Рылеева периода его военной службы: «Роста он был В 1818 году вышел в отставку. В 1820 году женился на Наталье Михайловне Тевяшёвой. С 1821 года служил заседателем Петербургской уголовной палаты, с 1824 — правителем канцелярии Российско-американской компании.

В 1820 году написал знаменитую сатирическую оду «К временщику»; в апреле 1821 года вошёл в «Вольное общество любителей российской словесности». В 1823 — 1825 годах Рылеев совместно с Александром Бестужевым выпускал ежегодный альманах «Полярная звезда».

В 1823 году стал членом Северного общества декабристов.

Был одним из главных организаторов восстания 26 декабря 1825 г. Находясь в крепости, выцарапал на оловянной тарелке, в надежде, что кто-нибудь прочтёт, свои последние стихи. Брал всю вину на себя, стремился оправдать товарищей, возлагал тщетные надежды на милость к ним императора.

Кондратий Фёдорович Рылеев был казнён через повешение 25 июля 1826 год в Петропавловской крепости в числе пяти руководителей Декабрьского восстания вместе с П. И. Пестелем, С. И. Муравьёвым-Апостолом, М. П. Бестужевым- Рюминым, П. Г. Каховским. Рылеев был одним из трёх, чья верёвка оборвалась. Он провалился внутрь эшафота и спустя некоторое время был повешен повторно. По некоторым источникам, именно Рылеев сказал перед своей повторной казнью: «Несчастная страна, где они даже не знают, как тебя повесить» (иногда слова эти приписываются П. И. Пестелю или С. И. Муравьёву-Апостолу).

Точное место погребения К. Ф. Рылеева, как и других казнённых декабристов, неизвестно. По одной из версий, похоронен вместе с другими казнёнными декабристами на острове Голодае.

При жизни Кондратия Рылеева в 1825 году вышли две его книги — «Думы» и поэма «Войнаровский».

В 1823 году Рылеев дебютировал в качестве переводчика — вольный перевод с польского стихотворения Ю. Немцевича «Глинский: Дума». После декабристского восстания издания Рылеева были запрещены и по большей части уничтожены. Известны рукописные списки стихотворений и поэмы Рылеева, которые распространялись нелегально на территории Российской Империи.

Также нелегально распространялись берлинские, лейпцигские и лондонские издания Рылеева, предпринятые русской эмиграцией, в частности Огаревым и Герценом в 1860 году.

Источник

225 лет со дня рождения Кондратия Фёдоровича Рылеева!

Сегодня 225 лет со дня рождения Кондратия Фёдоровича Рылеева!

Поэт, декабрист, человек с тяжелым детством и трагической судьбой, оставивший большой след в истории за свою короткую, но очень насыщенную жизнь.

225 лет со дня рождения рылеева. Смотреть фото 225 лет со дня рождения рылеева. Смотреть картинку 225 лет со дня рождения рылеева. Картинка про 225 лет со дня рождения рылеева. Фото 225 лет со дня рождения рылеева

Кондратий Федорович родился в семье бывшего армейского офицера. Рылеев старший много пил и довольно часто обижал супругу. В конце концов терпение матери лопнуло, она забрала пятилетнего Кондратия и ушла от мужа.

Детство и юность Кондратия Федоровича прошло в кадетском корпусе, где он учился 13 лет.

Патриотическое воодушевление на службе побудило Рылеева взяться за перо, и он начинает писать оды «Любовь к отчизне» (1813) и «Князю Смоленскому» (1814), прозаическую «Победную песнь героям» (1813) и др.

В своем творчестве, молодой поэт славил героя-патриота, жертвующего всем ради отчизны. Меняясь, обогащаясь, этот образ будет жить во многих стихах декабриста.

Выйдя в отставку в 1818 году, он принял решение целиком посвятить себя творчеству. В 1820 году стал для него счастливым: он женился на Наталье Тевяшевой и написал знаменитую оду «К временщику».

225 лет со дня рождения рылеева. Смотреть фото 225 лет со дня рождения рылеева. Смотреть картинку 225 лет со дня рождения рылеева. Картинка про 225 лет со дня рождения рылеева. Фото 225 лет со дня рождения рылеева

Рылеев стал членом Северного декабристского общества, под влиянием которого его политические взгляды существенно изменились.

225 лет со дня рождения рылеева. Смотреть фото 225 лет со дня рождения рылеева. Смотреть картинку 225 лет со дня рождения рылеева. Картинка про 225 лет со дня рождения рылеева. Фото 225 лет со дня рождения рылеева

После подавления восстания декабристов, всех причастных к нему лиц арестовали. В заключении поэт вел себя достойно и всячески оправдывал товарищей, надеясь на помилование от императора. Чего, однако, не последовало.

Самого Кондратия Федоровича, а также его товарищей по Северному обществу: П. Пестеля, М. Бестужева-Рюмина, С. Муравьева-Апостола и П. Каховского повесили 13 (25) июля 1826 года.

Рылееву пришлось терпеть удушение дважды: в первый раз оборвалась веревка.

225 лет со дня рождения рылеева. Смотреть фото 225 лет со дня рождения рылеева. Смотреть картинку 225 лет со дня рождения рылеева. Картинка про 225 лет со дня рождения рылеева. Фото 225 лет со дня рождения рылеева

Точное место его погребения не установлено.

Источник

«Тюрьма мне в честь. ». Cо дня рождения Кондратия Рылеева – 225 лет

В массовом сознании сегодня он воспринимается главным образом как один из самых активных и ярких деятелей декабристского движения, которое трагически разрешилось двумя восстаниями – в Петербурге и на Украине.

225 лет со дня рождения рылеева. Смотреть фото 225 лет со дня рождения рылеева. Смотреть картинку 225 лет со дня рождения рылеева. Картинка про 225 лет со дня рождения рылеева. Фото 225 лет со дня рождения рылеева

РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО ТАСС

В организации столичного «бунта» поэт принял самое деятельное участие. Члены тайного Северного общества принимали окончательное решение о выступлении именно на квартире Рылеева в доме Российско-американской компании, который находился в двух шагах от Сенатской площади (набережная реки Мойки, 72).

В этой компании поэт служил правителем канцелярии и был активным ее акционером. А потому миф о некоторой романтичности натуры нашего юбиляра хотя и бытует до сих пор среди любителей литературы, но относится скорее к его юности – годам учебы в Кадетском корпусе и участию в Отечественной войне 1812 года и заграничных походах русской армии в 1813 – 1814 годах.

Старт же поэтической славы Рылеева случился в 1820 году, когда он сочинил острополемическую оду «К временщику». Однако политических последствий для автора это поэтическое послание не имело. Кондратий Федорович продолжал свою творческую и общественную деятельность, внушая членам русского общества идеи свободы и разумного устройства государства. В качестве примера часто ссылался на Америку (хотя там рабство отменили чуть позже, чем крепостную зависимость в России).

Рылеев использовал для продвижения идей кардинального переустройства любую возможность – от участия в масонской ложе до издания ежегодного альманаха «Полярная звезда». И, конечно, писал, сочинял, распространял результаты собственного творчества. При жизни поэт только дважды увидел изда ния своих стихов. То были «Думы» и поэма «Войнаровский». Обе вышли в роковом для Рылеева и всех декабристов 1825 году.

Именно в «Думах» поэт представил читателям свое видение отечественной истории и современности, являя ключевых, по его мнению, персонажей, начиная от Вещего Олега до Державина. В этом собрании стихотворных портретов буквально физически ощущается борьба автора между желанием сохранить ритм фразы с легкостью рифм и пафосом внушения идей свободы, о трагической цене которой он постоянно напоминал в стихах. Поэзия была для него самым адекватным вариантом выражения того, о чем он думал и что хотел изменить в окружающем его политическом устройстве Родины. Даже будучи заключенным в Петропавловскую крепость и находясь под следствием, Рылеев писал стихи:

Тюрьма мне в честь,

За дело правое я в ней,

И мне ль стыдиться

Коли ношу их за Отчизну.

Первое открытое столкновение Рылеева с властью случилось в сентябре все того же 1825 года, когда он стал секундантом своего друга поручика Чернова на дуэли с флигель-адъютантом Новосильцевым. Это была щепетильная история, связанная с сословным неравенством: Чернов вынужден был защищать честь своей сестры, опозоренной отказом Новосильцева жениться на ней. Оба дуэлянта были смертельно ранены и скончались. Похороны же Чернова вылились в демонстрацию, которая была организована не без участия декабристов.

Следующая схватка с самодержавием для Рылеева и его товарищей закончилась куда более массовым кровавым итогом: десятками жертв, арестами, уголовным преследованием, ссылкой, каторгой. Для пятерых же декабристов глоток свободы и вовсе завершился виселицей. Кондратий Рылеев оказался одним из этой «пятерки».

Место его захоронения, как и других его казненных соратников, до сих пор неизвестно. Память о Рылееве хранит в нашем городе улица, названная его именем. Такие же улицы есть во многих городах на просторах постсоветского пространства от Донецка до Владивостока. И если сегодня цитировать поэта и гражданина Кондратия Рылеева, то прежде всего вспоминается его стихотворное предсказание:

Того, кто первый восстает

На утеснителей народа;

Судьба меня уж обрекла.

Но где, скажи, когда была

Без жертв искуплена

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 175 (6773) от 29.09.2020 под заголовком ««Тюрьма мне в честь. »».

Источник

Преодоление легенды

Спецпроекты ЛГ / Литературный музей / Ракурс с Дискурсом

225 лет со дня рождения рылеева. Смотреть фото 225 лет со дня рождения рылеева. Смотреть картинку 225 лет со дня рождения рылеева. Картинка про 225 лет со дня рождения рылеева. Фото 225 лет со дня рождения рылеева

О творчестве, личности и судьбе поэта и декабриста беседуем с доктором исторических наук, профессором Российского государственного гуманитарного университета Оксаной Киянской.

– В книге «Рылеев» (серия «ЖЗЛ»), написанной вами в соавторстве с Анастасией Готовцевой, отмечается, что биография Кондратия Фёдоровича насквозь легендарна. Насколько изучены его жизнь и творческая судьба сегодня? Какие имеются лакуны?

– Да, действительно, биография Рылеева, как и многих других участников тайных обществ 1820-х годов, легендарна. Легенда эта о том, что всю сознательную жизнь Рылеев боролся с российским самодержавием, был противником власти во всех её проявлениях. Мы с Анастасией Геннадьевной Готовцевой постарались в своей книге преодолеть эту легенду, написать биографию Рылеева исходя из документов – как опубликованных, так и архивных. Нам удалось ввести в научный оборот немало новых документов о Рылееве: это и мемуары, и финансовые документы семьи, и письма. Если суммировать то, о чём мы писали в книге, то биография Рылеева – это биография успешного литератора, одного из организаторов литературного процесса в России, удачливого коммерсанта – правителя дел крупной коммерческой организации, Российско-Американской компании. Безусловно, Рылеев сотрудничал с властью, был близок, в частности, с либерально настроенным министром духовных дел и народного просвещения князем Голицыным. И только после того, как Голицын лишился своего места, а в России настало царство консерватизма – или, как этот период называют историки, аракчеевщины, – Рылеев стал революционером.

– Если говорить о литературном творчестве самого Рылеева, то в своих произведениях он часто показывал реальных людей: как исторических деятелей,так и своих современников. Мифологизированы ли их образы или, напротив, по большей части правдоподобны?

– Ну в данном случае о правдоподобии говорить не приходится. Конечно, герои Рылеева – это не реальные исторические деятели, а персонажи литературных произведений, а сами «Думы» – исторические баллады. Рылеев не историк, он не ставил перед собой исследовательских задач. Герои «Дум» – это прежде всего вполне традиционные для гражданской лирики начала XIX в. патриоты. Тут следует отметить, что большинство «Дум» написаны ещё до вступления Рылеева в тайное общество.

– Пушкин критиковал «Думы» (считал, что они «составлены из общих мест»), немного лояльнее относился к «Ивану Сусанину», с нетерпением ждал «Войнаровского». В общем – за тем, что пишет Рылеев, внимательнейшим образом следил. Какие отношения были между двумя поэтами?

– Судя по сохранившейся переписке Пушкина и Рылеева, лично они знакомы не были. Однако Пушкин вспоминал о некоей дуэли с Рылеевым, которая то ли была, то ли должна была быть. Подробностей о ней обнаружить не удалось. Если говорить о переписке Пушкина и Рылеева, то она возникла в 1825 году, начал её Рылеев, сразу же перейдя на «ты». Поэты обсуждали литературные новости и не обсуждали, конечно, политику и планы заговорщиков. Александр Сергеевич, несмотря на то что скептически оценивал «Думы», внимательно слушал Кондратия Фёдоровича. Пушкин был прав: потенциал Рылеева-поэта был очень высок, его поэма «Войнаровский» – одна из лучших романтических поэм. И не случись восстания и казни, он вполне мог бы претендовать на место в первом ряду «поэтов пушкинской плеяды».

– Занимая активную общественную позицию, Кондратий Рылеев не мог не отразить её и в творчестве. Как в нём уживались поэт и гражданин?

– Гражданская поэзия ещё со времён Ломоносова – неотъемлемая часть российской (и европейской) поэтической традиции. Так что противоречия тут нет, «поэтом-гражданином» был и Пушкин, и многие другие литераторы эпохи.

– Пушкинская эпоха – тот период, когда менялся язык художественной литературы. Что можно сказать о поэтическом языке Рылеева?

– В начале 1820-х гг. слова очень много значили в жизни мыслящего человека. Были своеобразными маркерами, по которым интеллектуалы узнавали «своих», либерально настроенных людей, и отличали «чужих». Рылеев это прекрасно понимал. И употреблял слова, характерные именно для либерального, антиаракчеевского дискурса. Таковы, например, несущие положительный смысл слова «гражданин», «патриот», «общественное благо», «роковое время», «отрицательное» слово «временщик», которым современники характеризовали воплощение политического зла – фаворита Александра I графа Аракчеева.

– Современники отзывались о Кондратии Фёдоровиче как о человеке жертвенном, способном взять на себя вину товарищей. Если говорить о нравственных качествах поэта и декабриста, с кем мы имеем дело? И актуальна ли сейчас тема движения декабристов?

– Безусловно, жертвенность присуща и Рылееву, и его товарищам по тайному обществу. Многие из них, Рылеев в их числе, понимали, что удачи, скорее всего, не будет, что восстание, которое они организовали, – весьма рискованное предприятие. Однако шли на это, чтобы, как они говорили, «научить других» собственной неудачей, «славно умереть».

Но одной жертвенностью смысл деятельности Рылеева не исчерпывался. Декабристы – это, конечно, политики, которые хотели добиться воплощения в жизнь своих замыслов. Это причудливое сочетание жертвенности и реализма в практических действиях и отличает декабристов от последующих российских революционеров.

Если говорить о поведении Рылеева на следствии, то он был достаточно откровенен. Император поддержал финансово его семью – жену и дочь, и поэт был за это ему очень благодарен. В начале следствия действительно у него была идея взять всю вину на себя, но впоследствии эту идею он оставил.

Ещё год назад я сказала бы, что тема декабристов больше не интересна ни обществу, ни историкам. Но сейчас, насколько я понимаю, происходит своеобразный ренессанс темы декабристов в общественном сознании – и причиной тому вышедший не так давно фильм «Союз спасения». И в СМИ, и в социальных сетях ведутся жаркие споры о декабристах, о том, чего они добивались, во зло или во благо России действовали. Я очень надеюсь, что этот общественный ренессанс приведёт и к возрождению декабристоведения как отрасли исторической науки.

– Несмотря на то что Рылеев часто подвергался критике, сегодня он занимает своё бесспорное место в русской литературе. Чем может быть интересно его творчество современному читателю?

– Да, действительно, место Рылеева в истории русской литературы бесспорно. О том, что это за место, критики и исследователи спорят уже много десятилетий. Например, Александр Герцен утверждал, что Рылеев «выше» Пушкина, потому что он не только воспел свободу, но и умер за неё. Это, конечно, сомнительное утверждение. Однако Рылеев как поэт по-прежнему актуален: в его стихах можно найти ответ на вопрос о том, что будет, если власть не прислушается к общественному мнению. Этот ответ современный читатель найдёт и в поэме «Войнаровский», и в стихотворении «Я ль буду в роковое время. », и в отрывках из поэмы «Наливайко», и во многих других поэтических текстах Рылеева.

Беседу вела
Юлия Могулевцева

Оксана Ивановна Киянская – специалист по российской истории, литературе и журналистике XIX–XX вв. Автор книги «Южный бунт. Восстание Черниговского пехотного полка», биографий серии «ЖЗЛ»: «Пестель», «Рылеев» (совм. с А.Г. Готовцевой), «Декабристы»; книг, написанных в соавторстве с Д.М. Фельдманом: «Очерки истории русской советской литературы и журналистики 1920–19300-х годов: Портреты и скандалы», «Эпоха и судьба чекиста Бельского», «Словесность на допросе. Следственные дела советских писателей и журналистов 1920–1930-х годов».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *