26 июля день парашютиста история
День парашютиста в России
Перед глазами только синее-синее небо! (Фото: VanderWolf Images, Shutterstock)
Ежегодно 26 июля отмечается, пока неофициально, праздник советских и российских профессионалов и любителей парашютного спорта — День парашютиста.
26 июля 1930 года группа советских летчиков и механиков 11-й авиационной бригады Московского военного округа под руководством комбрига ВВС РККА Леонида Григорьевича Минова впервые совершила под Воронежем серию прыжков с самолетов. Это событие положило начало массовому развитию парашютизма в СССР.
Именно в честь этого события ежегодно 26 июля российские профессионалы и любители парашютизма и отмечают свой профессиональный праздник, который пока не утвержден законодательно, но известен и широко празднуется среди парашютистов.
К концу 1931 года советскими парашютистами было выполнено около 600 тренировочных и показательных прыжков. В этом же году молодые инструкторы совершили ряд прыжков на воду, в глубокий снег, ночью с большой высоты и затяжные прыжки, получившие в дальнейшем широкое распространение.
Парашютный спорт увлек и советских женщин. 14 июля 1931 года впервые в СССР совершила прыжок с парашютом В.Кулешова. Несколько позже, 19 августа, совершили прыжки с парашютами В.Федорова и А.Чиркова.
Первый парашют был разработан, сконструирован и испытан техником-самоучкой Глебом Котельниковым, которого не оставляли равнодушным трагические исходы в авиационных полетах. Первый парашют был легким, уложенным в ранец, всегда находился с летчиком. Результаты испытаний показали, что парашют действовал безотказно.
Но, осознавая важность дела, Котельников продолжил работу и в 1923 году создал новую модель ранцевого парашюта «РК-2», а позднее модель парашюта «РК-3» с мягким ранцем, который 4 июля 1924 года был запатентован. Модель «РК-3» стала первым в мире парашютом с мягким ранцем — подобные модели используются и по сей день.
В том же 1924 году Котельников изготовил грузовой парашют «РК-4» с куполом диаметром 12 метров. На этом парашюте можно было опускать груз массой до 300 килограммов. В 1926 году Котельников передает все свои изобретения Советскому правительству.
В конце 1929 года по решению партии и правительства парашюты стали обязательными для авиации и воздухоплавания.
Сегодня в России парашютные прыжки с самолетов, аэростатов и других летательных аппаратов исчисляются десятками тысяч, а парашюты применяются в авиации, армии, спорте и других сферах жизнедеятельности человека. Также проводится немало соревнований по парашютному спорту.
Другие праздники в разделе «Праздники России»
С небес на землю: как и когда отмечается День парашютиста в России
Что такое прыжок с парашютом? Ощущение полета, свободы и неописуемого восторга. Сумасшедший выброс адреналина и возможность испытать себя. Каждый, кто хоть раз попробовал скайдайвинг, уже никогда не забудет эти непередаваемые ощущения.
День парашютиста: история и традиции
Ежегодно 26 июля в России отмечается День парашютиста. Праздник не имеет официального статуса, но своим его считают как профессионалы, так и любители этого экстремального развлечения.
В этот день принято устраивать состязания по парашютному спорту и зрелищные групповые прыжки с последующим построением фигур в воздухе. Профессионалы демонстрируют свое мастерство и проводят мастер-классы для новичков.
Дата была выбрана отнюдь не случайно. Именно 26 июля 1930 года под Воронежем группа летчиков под командованием Леонида Минова выполнила первую серию прыжков с борта самолета. С этого момента началось активное развитие парашютного спорта в нашей стране.
Уже к концу 1931 года советские парашютисты совершили более пяти сотен прыжков, в том числе с приземлением в сложнейших условиях: в глубокий рыхлый снег, на воду, в темноте и так далее. 9 июля того же года к отважным мужчинам присоединилась и первая в СССР женщина-парашютист. Ею стала сотрудница Особого конструкторского бюро по созданию отечественных парашютов Любовь Кулешова.
О других вехах и любопытных фактах в истории парашютизма — в статье ФАН, посвященной Дню парашютиста.
От Леонардо да Винчи до наших дней
Считается, что идея изобретения такого летательного устройства, как парашют, принадлежит Леонардо да Винчи. В одной из его работ, датированной 1485 годом, имеется запись о том, что человек может без риска для жизни спуститься с высоты, если в его распоряжении имеется приспособление вроде палатки из накрахмаленного полотна, имеющего размеры 12х12 локтей, что примерно равняется диаметру современных парашютов (шесть-семь метров).
Впрочем, если верить летописям, дошедшим до наших дней, и до эпохи Возрождения возможность спуска, так сказать, с небес на землю, будоражила умы людей, которые предпринимали отчаянные попытки прыжков с различных высотных сооружений, вооружаясь разнообразными предметами, отдаленно напоминающими зонтики. Нетрудно догадаться, что чаще всего такие эксперименты заканчивались трагически — тяжелыми травмами или гибелью смельчаков, не знакомых с законами физики.
Наиболее правдоподобное описание аппарата (кстати, основанное на эскизах да Винчи), напоминающего настоящий парашют, в XVII веке составил хорватский ученый Фауст Вранчич, который сам же успешно испытал свое изобретение в 1617 году, спустившись с невысокой башни.
Это интересно! В 1620 году детищем Вранчича воспользовался французский заключенный Лавен с целью сбежать из тюрьмы. Используя сшитый из простынь купол, хитрец выпрыгнул из окна крепости Мольянс и целый и невредимый сел на воды реки Изер. К несчастью для беглеца, бдительные охранники заметили попытку дерзкого побега и отправили Лавена обратно в камеру.
А вот Жану Думье повезло больше. В 1777 году на улицах Парижа появилось объявление, приглашающее всех желающих поглазеть на небывалое представление: приговоренному к смерти заключенному предстояло прыгнуть с башни с помощью «летающего плаща» профессора Фонтанжа. В случае успеха его ждало помилование. Поскольку терять Думье было нечего, он согласился на эксперимент, который, к слову, прошел успешно.
Само слово «парашют» означает «против падения». Понятие ввел в обиход физик Луи-Себастьян Ленорман, который прыгнул с крыши обсерватории в конце 1783 года, используя лично им сконструированный аппарат.
Первый настоящий прыжок состоялся 22 октября 1797 года, когда Андре-Жак Гарнерен прыгнул с воздушного шара над парком Монсо в Париже.
А вот лавры создания ранцевого парашюта в том виде, в котором знаем его все мы, принадлежат нашему соотечественнику Глебу Котельникову. Инженер из Санкт-Петербурга понял, что для максимальной безопасности парашют должен быть легким и находиться на теле летчика. Так ему первому в мире пришла в голову мысль укладывать шелковое полотно в рюкзак. Изобретение успешно прошло все испытания, было запатентовано и успешно используется по сей день.
День парашютиста
Значение: | приурочен к совершению первой в истории серии прыжков с самолетов с парашютами под Воронежем 26.07.1930 |
Традиции: | спортивные состязания; показательные выступления |
День парашютиста – праздник парашютистов-профессионалов и любителей. В торжествах принимают участие все, кто имеет отношение к прыжкам с парашютом: спортсмены, десантники, спасатели, пожарные, спецназовцы, пилоты и космонавты. К ним присоединяются их близкие, друзья и родственники.
В России в 2022 году День парашютиста отмечает 26 июля. В России праздник не имеет официального статуса.
Значение: праздник приурочен к совершению первой в истории серии прыжков с самолетов с парашютами под Воронежем 26.07.1930.
К торжеству проводят спортивные состязания и показательные выступления. Профессионалы приурочивают к дате праздника юбилейные прыжки.
История праздника
26 июля в 1930 году под Воронежем группа парашютистов во главе с Б. Мухортовым совершила серию прыжков с самолетов. Это событие стало началом массового увлечения парашютным спортом на российской территории. А дата его проведения стала праздничным днем.
Традиции праздника
В России День парашютиста обрел широкую популярность. Праздничные мероприятия проходят в профессиональных кругах, а также среди любителей экстрима и поклонников этого вида спорта. На гражданских и военных аэродромах проводятся спортивные состязания и показательные выступления. К этой дате парашютисты стараются приурочить свои юбилейные прыжки. Мастера этого спорта пытаются установить мировые рекорды на точность приземления, высоту сброса, длительность прыжка и т.д. В парашютных клубах после подготовки осуществляют вывоз новичков для совершения первых прыжков.
Задание на день
Попытайтесь представить, какие эмоции испытывает парашютист во время прыжка. Найдите и посмотрите видео, снятые во время полета.
Интересные факты
Тосты
«С праздником всех парашютистов! Пусть купол над вами всегда разворачивается без всяких проблем, пусть ветер не сносит вас с намеченного курса, а погода всегда подходит для полетов и прыжков. Хорошего взлета, захватывающего прыжка и удачного приземления»!
«Каждый прыжок – это, немножко риск, но ты так любишь высоту, что тебя тянет как магнитом в небеса! Поздравляю с Днем парашютиста! Сегодня хочется похвалить тебя за храбрость и пожелать, не унывая смело идти к своим мечтам, любить и всегда улыбаться»!
«С праздником поздравляем тех, кто отдает свою жизнь в руки судьбы и удачи, тех, для кого небо — родная среда обитания, тех, кто летает без крыльев. Да, именно парашютисты сегодня имеют честь отмечать свой профессиональный праздник. Желаем, чтобы парашют всегда открывался, посадка была мягкой, а ощущения оставались незабываемыми на всю жизнь».
Подарки
Подарочный сертификат. Подарочный сертификат на прыжок с парашютом станет отличной идеей подарка для любителя экстрима и новых ощущений.
Портативная видеокамера. Портативная видеокамера станет отличным вариантом подарка парашютисту и позволит снимать свои прыжки.
Профессиональная экипировка. Парашют, страхующие приборы, очки, шлем – станет практичным презентом для парашютиста. Альтернативой такого подарка будет подарочный сертификат в специализированный магазин.
рекордсмены-авиации«>Конкурсы
Рекордсмены авиации
Участникам конкурса выдается по листу бумаги, из которой они должны соорудить самолеты. Выстроившись в линию, участники начинают запускать свои летательные аппараты. Побеждает участник, чей самолет улетит на самое дальнее расстояние.
Песенный конкурс
В конкурсе принимают участие две команды. Ведущий предлагает конкурсантам вспомнить и исполнить песни, в которых упоминается слово «небо». Побеждает та команда, на чьем счету окажется больше музыкальных композиций.
Эстафета чувств
В конкурсе может принимать любое количество участников. Ведущий заранее подготавливает карточки, на которых написано: любовь, дружба, уважение, злость, коварство, раздражение, безразличие и т.д. Участники становятся в ряд и закрывают глаза. Крайний в ряду участник выбирает наугад карту и читает попавшееся слово. Он должен передать соседу чувство используя тактильные прикосновения: поглаживания, щипки, объятия и т.д. Участник, который «получил» чувство, должен его определить и передать следующему человеку. Когда последний игрок получит тактильный сигнал, все открывают глаза, в обратном порядке произносят чувство, которое они отгадали, обсуждают ход игры и допущенные ошибки. Затем первый в ряду участник перемещается в конец и эстафета возобновляется.
О парашютах
Предполагается, что первый вариант данного устройства, более схожий с современным, был сконструирован Леонардо да Винчи. Впоследствии многие ученые, механики и просто пытливые люди пытались собрать конструкцию, которая могла бы выдержать вес человека и дать ему возможность спрыгнуть с высоты без ущерба для своего здоровья и жизни.
Первым наиболее успешным считается прыжок с парашютом, который совершил в конце XVIII века француз Гарнерен с воздушного шара, поднявшегося на высоту 700 метров. Его племянница, увлекшаяся прыжками, стала первой женщиной-парашютисткой. Она более 60 раз шагнула в голубое небо с воздушным куполом.
В течение следующего века конструкция устройства не менялась, несмотря на то, что сами прыжки были весьма популярным развлечением. Развитие авиации дало мощный импульс к дальнейшему совершенствованию парашюта. Уже в начале XX века был сконструирован ранец для складывания воздушного купола со всеми необходимыми для его раскрытия механизмами. Постепенно парашют стал принимать современный облик и становился все более безопасным летательным приспособлением. После первых прыжков, совершенных группой советских летчиков-спортсменов в СССР, началась настоящая парашютная эра. Молодые люди, увлеченные небом, создавали свои кружки и объединения. Парашютный спорт всемерно поддерживался советским правительством.
Продолжались прыжки не только показательного характера, но и испытательные, на основании которых вносились изменения для увеличения его безопасности.
Сегодня парашюты являются спортивной и военной атрибутикой. Они используются в военных действиях, авиации и спорте. Прыжки, совершаемые за год, исчисляются десятками тысяч, а число их поклонников растет с каждым годом.
Этот праздник в других странах
Как и в России, День парашютиста празднуется 26 июля в Украине и странах бывшего Советского Союза.
ДЕНЬ ПАРАШЮТИСТА В РОССИИ, ИСТОРИЯ И ТРАДИЦИИ ПРАЗДНИКА
Первые советские парашютисты Леонид Минов и Яков Мошковский
26 июля 1930 года под Воронежем 5 советских лётчиков и механиков (Мошковский, Егоров, 3ахаров, Коваленков, Кухаренко, Мухин, Поваляев, Пойдус, Филиппов, Фрейман, Черкашин) во главе с Миновым впервые в СССР совершили серию тренировочных прыжков с самолёта. Для прыжков использовались американские парашюты компании «Ирвин», закупленные в результате поездки Минова в США [5]. Всего же, за время проведения сборов с 29 по 29 июня, было выполнено 59 тренировочных и показательных прыжков с парашютом.
Первый опыт, полученный в 1930 году, дал толчок для дальнейшего развития парашютизма в Советском Союзе. Уже к концу 1931 года советские парашютисты выполнили около 600 тренировочных и показательных прыжков [6]. Увлечение было столь популярным, что в городских парках культуры и отдыха устанавливались «парашютные вышки», с которых мог прыгнуть любой желающий [7].
Сейчас этот праздник отмечают не только профи в парашютном деле, но также и любители и даже те, кто просто хоть раз попробовал прыгать с парашютом. День парашютиста не утвержден законодательно, но это не отменяет его огромной популярности.
После события 1930 года, уже к концу 1931 года было совершено около 600 тренировок и показательно-технических прыжков. В этом же году молодыми инструкторами было совершен ряд прыжков в воду, в снег, все это происходило, естественно, ночью. Такие прыжки получили массовое признание и получили широкое распространение.
История парашютного спорта
Как это ни странно, но парашютный спорт стал привлекать в свои ряды и советских женщин.
Итогом такого массового прихода женщин, в этот вид спорта, стало то, что 14 июля 1931 года В. Кулешова впервые в СССР, прыгнула с парашютом. Чуть позже ее примеру последовали А. Чиркова и В. Федорова.
Самый первый парашют в СССР был спроектирован и сконструирован Глебом Котельниковым, которого раздражали частые смертельные исходы в авиационных полетах.
Его парашют был аккуратно уложен в ранец, был весьма легок и всегда находился под рукой у летчика. Результаты его собственных испытаний показывали, что созданный им парашют действовал во всех случаев без каких-либо сбоев или отказов.
Через небольшой отрезок времени, 27 октября 1911 года конструктор Котельников получил патент на свое изобретение. После этого его посетила мысль, что его творение может использовать и военная авиация. Но, военные не посчитали его изобретением какой-то бесполезной вещицей и отказали ему.
Но, мастер, как говорится, свое дело знает, и останавливаться на достигнутом Котельников не собирался. После «РК-1» (модель его парашюта), были созданы «РК-2» в 1923 году и «РК-3», где он сделал ранец более мягким. Запантетовал же он его в 1924 году.
В этом году он создал специальный парашют грузового типа «РК-4». Его купол имеет диаметр 12 метров. Он создавался Котельниковым специально для спуска тяжелых грузов.
В 1926 году конструктор-самоучка Котельников решил отдать правительству СССР свои творения, так сказать, на «поруки».
В 1929 году правительство СССР постановило, что изобретения Котельникова, а конкретно его парашюты, должны использоваться в рядах советской авиации.
День парашютиста: как родился праздник ныряльщиков в небесную глубину
26 июля 1930 года под Воронежем состоялись первые в нашей стране массовые прыжки с парашютом
В истории развития парашютизма в России 1930 год занимает особое место. В апреле на первой в СССР парашютной фабрике в московском Тушино сшили и скомпоновали первые спасательные устройства для пилотов. В августе впервые в стране состоялась выброска воздушного десанта — и с тех пор 2 августа ежегодно отмечается как день Воздушно-десантных войск. А за несколько дней до этого, 26 июля, в русском небе впервые раскрылись сразу несколько парашютов — и этот день навсегда стал днем рождения парашютизма в нашей стране.
Хотя русские инженеры и не могут претендовать на то, что именно им принадлежит сама идея спасательного купола для спуска человека с высоты (на эту роль с достаточным основанием претендует легендарный Леонардо да Винчи), создателем первого в мире ранцевого парашюта был именно русский. 9 ноября 1911 года выпускник Киевского военного училища конструктор-самоучка Глеб Котельников получил российское «охранное свидетельство» (подтверждение приема заявки на патент) на свой «спасательный ранец для авиаторов с автоматически выбрасываемым парашютом». В январе 1912 года Котельников получил французский патент на изобретение, а 6 июня прошло первое испытание парашюта его конструкции — РК-1, то есть «Русский, Котельникова, первая модель». Поначалу военные не проявили интереса к новинке, но Первая мировая война расставила все по местам: после ее начала военное ведомство заказало Глебу Котельникову 70 парашютов для эскадры бомбардировщиков «Илья Муромец», а затем и для других авиачастей. В итоге к 1918 году в России было зафиксировано 57 документально подтвержденных случаев применения парашюта РК-1, оказавшегося очень надежным средством спасения: лишь однажды летчик, использовавший его, получил… ушиб ног!
Из-за революции и Гражданской войны к усовершенствованию своего изобретения конструктор вернулся только в 1924 году, создав РК-2, а затем и РК-3, после чего передал все свои патенты правительству Советской России. И оно сумело найти им достойное применение. Именно парашюты Котельникова наряду с американскими парашютами «Ирвинг» компании Irving Air Chute легли в основу конструкции первых советских парашютов НИИ-1. Первая партия была выпущена 18 апреля 1930 года на фабрике, которой руководил Михаил Савицкий, а в 1931 году в России был выпущен сконструированный Савицким первый десантный парашют ПД-1. К этому времени страна уже имела свои воздушно-десантные войска — и свой День парашютиста.
У его истоков стоял легендарный человек — первый в стране мастер парашютного спорта СССР (в 1934 году он получил подтверждающий это звание знак № 1) и первый русский профессиональный парашютист Леонид Минов. Профессиональный летчик, начавший свою карьеру в 1920 году, он в 1928-м выступил с идеей оснащения всей советской авиации парашютами — и принял на себя ответственность за ее реализацию. О том, как он справился с этой задачей и чем ему запомнился день 26 июля 1930 года, он в красках рассказывал сам — а нам остается лишь процитировать этот рассказ, впервые опубликованный в сборнике «В километре от планеты Земля» (1980 год):
«Я не думал, что один прыжок может изменить в жизни многое. Я всей душой любил летать. Как и мои товарищи, относился в то время к парашютам с недоверием. Да попросту о них и не думал. В 1928 г. мне довелось быть на совещании руководящего состава Военно-Воздушных Сил, где сделал доклад об итогах работы по слепым полетам в Борисоглебской школе военных летчиков.
После совещания меня позвал Петр Ионович Баранов, начальник ВВС, и спросил:
— В своем докладе вы говорили, что вслепую летать надо непременно с парашютом. Леонид Григорьевич, а как, по-вашему: нужны ли парашюты в военной авиации?
Что я мог тогда сказать! Конечно, парашюты нужны. Лучшим доказательством тому был вынужденный прыжок с парашютом летчика-испытателя М. Громова. Вспомнив этот случай, я ответил Петру Ионовичу утвердительно. Тогда он предложил мне поехать в США и познакомиться, как у них обстоят дела со спасательной службой в авиации. Честно говоря, я согласился неохотно. Мне хотелось летать, а тут дело совсем новое, неизвестное.
Из Соединенных Штатов Америки я вернулся «налегке»: с «дипломом» в кармане и тремя прыжками. Петр Ионович Баранов мою докладную записку положил в тощую папку. Когда он закрыл ее, на обложке я увидел надпись: «Парашютное дело».
Пока он закуривал, я смотрел на его худощавое, с крупными чертами лицо и старался угадать, как он относится к моим предложениям. Ясность внесло его первое слово:
Я облегченно вздохнул. Кому из нас, летчиков военной авиации, соприкасавшихся с Барановым, не было известно это чудесное «нуте-с»? И кто из нас после доклада, объясняя или, тем более, возражая, с душевным трепетом не ждал первого слова начальника ВВС?
— Нуте-с, — начинал Петр Ионович, и мы уже знали, что все будет в порядке. Но если слышали сухое «стало быть», становилось не менее ясно, что грозы не избежать. И уж во всяком случае можно не надеяться на легкую победу вашего мнения.
Из кабинета Баранова я вышел через два часа. Предстояла большая работа по внедрению парашютов в авиации, по организации различных исследований и экспериментов, направленных на повышение безопасности полетов. Было решено провести в Воронеже занятия с целью ознакомления летно-подъемного состава с парашютами, с организацией прыжков. Баранов предложил подумать о возможности подготовки на воронежских сборах 10–15 парашютистов для выполнения группового прыжка.
26 июля 1930 года участники сборов Военно-Воздушных Сил Московского военного округа собрались на аэродроме под Воронежем. Мне предстояло выполнить показательный прыжок. Конечно, все, кто был на летном поле, считали меня асом в этом деле. Ведь я здесь был единственным человеком, который уже получил воздушное парашютное крещение и прыгал не раз, не два, а имел целых три прыжка! И занятое мною призовое место на соревнованиях сильнейших парашютистов США, по-видимому, казалось присутствующим чем-то недосягаемым.
От пристальных взглядов, повышенного внимания я смущался, волновался еще больше, но старался ничем не выдать себя. Хотелось выполнить прыжок как можно лучше, своим поведением заинтересовать летчиков, вселить в них уверенность, зажечь их желанием сделать то же самое.
Вместе со мной готовился к прыжку летчик Яков Мошковский, назначенный на сборах моим помощником. Больше желающих пока не было.
Мой прыжок действительно удался. Приземлился я легко, недалеко от зрителей, даже на ногах устоял. Встретили аплодисментами. Откуда-то взявшаяся девушка вручила букет полевых ромашек.
А как там Мошковский? Самолет заходит на курс. В проеме двери хорошо видна фигура Якова Давидовича. Уже пора бы прыгать. Пора! Но он по-прежнему стоит в дверях, видимо, не решаясь броситься вниз. Еще секунда, вторая. Наконец-то! Над падающим человеком взметнулся белый шлейф и тут же превратился в тугой купол парашюта.
— Ура-а-а. — раздалось вокруг.
Я тоже кричал от радости. И как же не радоваться! Представьте: первый прыжок! Сам летчик рассчитывал время, самому ему и парашют пришлось раскрыть, ведь никаких приборов, даже вытяжной веревки не было.
Многие летчики, видя нас с Мошковским целыми и невредимыми, изъявили желание тоже прыгнуть. В тот день совершили прыжки командир эскадрильи А. Стоилов, его помощник К. Затонский, летчики И. Поваляев и И. Мухин. А через три дня в рядах советских парашютистов насчитывалось 30 человек.
Выслушав по телефону мой короткий доклад о ходе занятий, Баранов спросил:
— Скажите, можно ли за два-три дня подготовить, скажем, десять или пятнадцать человек для группового прыжка?
Получив положительный ответ, Петр Ионович пояснил свою мысль:
— Было бы очень хорошо, если бы оказалось возможным по ходу воронежского учения продемонстрировать выброску группы вооруженных парашютистов для диверсионных действий на территории «противника».
Надо ли говорить, что это оригинальное и интересное задание мы приняли к исполнению с огромным энтузиазмом».
«Интересное задание», о котором рассказывает Леонид Минов, было реализовано через неделю — 2 августа 1930 года. В нем участвовали десять человек, которые за прошедшие дни успели совершить тренировочные прыжки: помимо упомянутых выше Мухина и Поваляева, это были летчики и техники Филиппов, Егоров, Пойдус, Фрейман, Черкашин, Кухаренко, Захаров и Коваленков (увы, имена этих энтузиастов история не сохранила). А руководили высадкой Леонид Минов и Яков Мошковский, возглавившие две группы первых советских десантников. Вот как описывал Минов саму высадку:
«— Приготовиться! — стараясь перекричать гул моторов, скомандовал я. Ребята тут же поднялись и встали друг за другом, сжимая в правой руке вытяжное кольцо. Лица напряжены, сосредоточены. Как только пересекли площадку, дал команду:
И вот уже в небе вновь появился наш «Фарман» со второй группой. Как и было запланировано, группа Мошковского покинула самолет на высоте 500 метров. Приземлились они рядом с нами. Понадобилось всего несколько минут, и 12 десантников, вооруженных двумя ручными пулеметами, винтовками, револьверами и гранатами, были в полной готовности к боевым действиям».
О том, с какой скоростью шло в Советской России развитие парашютного дела, можно судить по таким фактам. К концу 1931 года русские парашютисты совершили около 600 показательных и тренировочных прыжков, в 1934 году в военных учениях участвовали 600 парашютистов, а год спустя на маневрах Киевского военного округа с самолетов десантировались 1188 десантников. К этому времени счет парашютистов-любителей шел уже на десятки тысяч, многие из которых в начале войны пополнили пять первых воздушно-десантных корпусов Красной армии.