52 тбап день части шайковка

52-й Гвардейский тяжелый бомбардировочный авиационный полк

Дата публикации: 06.01.2017 19:54

Во исполнение Постановления ГКО СССР от 4 октября 1944 г. на аэродроме Манзовка Приморского края началось формирование 52-го гвардейского дальнебомбардировочного авиационного полка.

Полк изначально формировался как гвардейский, поскольку должен был войти в состав гвардейского авиакорпуса отдельной гвардейской воздушно-десантной армии.

Основу полка составили 15 летных экипажей из 251-го ДБАП и пять экипажей из 53-го ДБАП 10-й воздушной армии Дальневосточного фронта. Формирование продолжилось уже в Европейской части Союза после перебазирования на расположенный на окраине Калинина (ныне Тверь) аэродром Мигалово. В Мигалово полк базировался с октября 1944 г. по июнь 1946 г.

52 тбап день части шайковка. Смотреть фото 52 тбап день части шайковка. Смотреть картинку 52 тбап день части шайковка. Картинка про 52 тбап день части шайковка. Фото 52 тбап день части шайковкаТБ-3РН во время подготовки к параду над Москвой в 1945 г.

Здесь полк вошел в состав 21-й гвардейской тяжелой бомбардировочной авиационной дивизии. Гвардейское Боевое Знамя вручено 23 февраля 1945 г., годовой праздник установлен 12 декабря. В июне 1945 г. полк был передан в 45-ю Гомельскую тяжелую бомбардировочную авиационную дивизию. Экипажи полка готовились принять участие в августовском воздушном параде над Москвой – последний раз в истории должны были проплыть над столицей воздушные корабли ТБ-3.

Летом 1948 г. начался процесс перевооружения части бомбардировщиками Ту-4. Личный состав, что называется, сходу начал осваивать Ту-4. Наибольший налет за 1949 г. пришелся именно на Ту-4 – 1253 ч.

В 1955 г. началось переучивания на Ту-16. Первые летные экипажи проходили переподготовку в Энгельсе под руководством инструкторов из 203-го гвардейского ТБАП.

Вышестоящее командование неоднократно поднимало вопрос о переводе 52-го гв. ТБАП, на авиабазу Шайковка в Калужской обл. Это способствовало процветанию среди личного состава и семей военнослужащих, всевозможных домыслов и слухов. У командования полка появилось своеобразное идеальное средство воздействия на личный состав.

В 1958г. было принято окончательное решение о перебазировании на авиабазу ШАЙКОВКА именно 52-й гв. ТБАП.

Подтверждением этого существует следующая, заслуживающая внимания версия.

В 1957 году командиром 52-го ТБАП был назначен выпускник Военно-воздушной академии молодой амбициозный майор Кротов Анатолий Сергеевич. В народе его прозвали «Глобус» за абсолютно лысый череп. Вышестоящее командование дало понять, что для дальнейшего роста в должностях и званиях необходимо вывести полк в ряды отличных. В ответ, не лишенный чувства карьеризма, молодой командир попросил выделить для его полка отдельный гарнизон, каковым и оказалась пустующая Шайковка. Последовал приказ, и в мае — июле 1959г. 52 гв. ТБАП полностью перебазировался на свободный и капитально отремонтированный аэродром Шайковка в Калужской области, получив при этом, неофициальное название «Гауптвахта Дальней Авиации». Просьба, не путать с названием «Могильник Дальней Авиации», принадлежавшей по праву бывшему авиагарнизону Сольцы в Новгородской области.

В марте 1961 г. полк из 22-й дивизии передали в 326-ю ТБАД. В феврале 1964 г. – очередное переподчинение, теперь полк включили в состав 56-й ТБАД.

Август 1962 г. был отмечен трагедией. 15 августа на выполнение воздушной стрельбы на полигоне ушла пара Ту-16. Ведущим был определен самолет командира отряда гвардии майора В.Т. Максимова, ведомым – Ту- 16 гвардии капитана М.Г. Каримова. Оба командира корабля – военные летчики 1-го класса, но Каримов не имел опыта полетов в плотном строю. Вопреки указаниям, майор Максимов перед полетом отдал указание подчиненному при возвращении с полигона идти ведущим. На обратном пути ведомый самолет (Максимова) «наехал» на самолет ведущего (Каримова). По словам очевидцев, самолеты сложились в воздухе. Оба экипажа погибли.

Полк долгое время был вооружен самолетами Ту-16 в варианте классического бомбардировщика. Теоретическое освоение системы К-16-11 началось в 1967 г. Первый практический пуск ракеты КСР-2 в истории полка выполнил в 1969 г. экипаж командира 52-го гв. ТБАП гвардии полковника Сабурова (штурман гвардии подполковник В.Ф. Рожков). На вооружении 1-й эскадрильи состояли Ту-16 с ракетами КСР-1 1, 2-й эскадрильи – Ту-1 6 с ракетами КСР-2, на вооружении 3-й – постановщики помех.

Помимо охоты за надводными целями, в 1970 г. полк начал осваивать поиск и уничтожение субмарин, используя целеуказание и наведение от самолетов ПЛО морской авиации. Продолжались полеты в Арктике. В 1971 г. 12 экипажей летало с тундровых аэродромов в Воркуте и Чекуровке. В 1972-1973 г. на вооружение двух первых эскадрилий поступил единый ракетный комплекс К-26 с ракетами КСР-5. На вооружении состояло 30 самолетов Ту-16 – 21 ракетоносец и девять постановщиков помех.

В феврале 1975 г. полк передали в 13-ю гвардейскую ТБАД 2-го отдельного бомбардировочного корпуса.

52 тбап день части шайковка. Смотреть фото 52 тбап день части шайковка. Смотреть картинку 52 тбап день части шайковка. Картинка про 52 тбап день части шайковка. Фото 52 тбап день части шайковкаПринято считать, что перебои с топливом в отечественных ВВС начались в 90-е годы, а до этого ВВС так «гудели»! В принципе – это так. Только в 90-е годы с топливом происходили вовсе не перебои, его просто не было. Перебои же начались еще в 1984 г. «Катастройка» началась все-таки не на ровном месте. Весь сентябрь и половину октября 1984 г. полк не летал по причине отсутствия керосина.

Первой войной для 52-го полка стал Афган. В составе 185-го ТБАП боевые вылеты по целям, расположенным в Афганистане, выполняли четыре гвардейских экипажа из Шайковки, экипажи капитана Примака, майора Червинского, старших лейтенантов Кулеша и Имальдинова.

52 тбап день части шайковка. Смотреть фото 52 тбап день части шайковка. Смотреть картинку 52 тбап день части шайковка. Картинка про 52 тбап день части шайковка. Фото 52 тбап день части шайковка Эмблема 52-го полка

В истории полка катастроф было не так много, по сравнению с другими полками. Тем не менее каждая катастрофа – трагедия. 14 февраля 1989 г. проводились учения эскадрильи, в которых принимал участие экипаж гвардии капитана Г.В. Карпенко. Ту-22М2 поднялся в воздух в 18 ч 14 мин в составе группы из шести самолетов. Полет по маршруту до полигона прошел нормально. На обратном пути в 20 ч 50 мин находившийся на борту летчик-инструктор полковник В.И. Логунов по радио доложил об отказе бортового электропитания и запросил посадку на ближайшем аэродроме, а в 20 ч 55 мин самолет по данным РЛС ПВО перешел в резкое снижение по крутой траектории. В 20 ч 57 мин Ту-22М2 пропал с экранов радаров. Ту-22М2 упал в 36 км от г. Мариуполя.

52 тбап день части шайковка. Смотреть фото 52 тбап день части шайковка. Смотреть картинку 52 тбап день части шайковка. Картинка про 52 тбап день части шайковка. Фото 52 тбап день части шайковка Эмблема 1-й эскадрильи

О нехватке топлива речь уже шла выше. Перебои с керосином, имевшие место в 1984 г., показались через десять лет недоразумением, не более: в 1994 г. полк получил ГСМ 11% от потребного количества! Все-таки, не взирая на все организационно-бытовые сложности и минимальный налет на экипажи, в полку по-прежнему выполнялось 1-2 практических пуска ракет в год.

Реорганизация Дальней Авиации привела к переподчинению полка в сентябре 1994 г. штабу 326-й Тарнопольской ордена Кутузова тяжелой бомбардировочной авиационной дивизии, а с мая 1998 г. – штабу 22-й гвардейской Краснознаменной Донбасской ТБАД.

В 1999 г. впервые после семилетнего перерыва были выполнены боевые стрельбы из бортовых пушек ракетоносцев снарядами с ИК ловушками и уголковыми отражателями, а в рамках учений «Запад-99» – три практических пуска ракет. Тогда же экипаж заместителя командира полка по летной подготовке гвардии подполковника Н.А. Бибикова произвел полет вдоль границ стран Балтии, Польши и Украины, вскрыв несколько десятков ранее не зафиксированных радиоизлучающих объектов. Два пуска ракет было произведено в 2000 г., в том числе один – по морской цели. С 3 по 18 февраля 2003 г. Военная инспекция МО РФ проводила проверку 22-й тяжелой бомбардировочной авиадивизии. В ходе проверки экипажи 52-го ТБАП на «отлично» выполнили два практических пуска ракет и полигонное бомбометание.

По итогам 2003 г. 52-й гвардейский тяжелый бомбардировочный авиаполк назван лучшим в 37-й ВА ВГК (СН), став обладателем переходящего приза в виде выполненного из хрусталя шлема древнерусского богатыря.

Командиры год вступления полка в должность:

Источник

75 лет на страже дальних подступов. Юбилей 52 Гв.ТБАП в Шайковке.

Автор: Олег Тесленко · Опубликовано 16.01.2020 · Обновлено 16.01.2020

В предыдущем материале мы показали полеты и рассказали о Ту-22М3, всемирно известных Backfire’ах, но нам не хочется далеко уходить от этих красивых машин и людей, благодаря которым они живут в небе. Благо, есть отличный повод.

Минувшей осенью, на авиабазе Шайковка отметил 75-летие 52-й Гвардейский Тяжелый Бомбардировочный Авиационный Полк.

52 тбап день части шайковка. Смотреть фото 52 тбап день части шайковка. Смотреть картинку 52 тбап день части шайковка. Картинка про 52 тбап день части шайковка. Фото 52 тбап день части шайковка

Эта история началась в 1944 году на Дальнем Востоке. Новый полк был сформирован постановлением Государственного Комитета Обороны от 4 октября на аэродроме Манзовка, потом перебазирован в Мигалово под Тверью и, в конечном счете, после ряда перелетов, в 1959 г. полк приземлился на аэродроме Шайковка, где базируется по сей день. В октябре 2019 в Шайковке состоялся праздник, посвященный Дню Рождения полка. Его главными действующими лицами стали тяжелые боевые машины Ту-22М3

52 тбап день части шайковка. Смотреть фото 52 тбап день части шайковка. Смотреть картинку 52 тбап день части шайковка. Картинка про 52 тбап день части шайковка. Фото 52 тбап день части шайковка

И, конечно, люди – личный состав полка. Точно в назначенное время гвардейцы встали в парадном строю возле своих самолетов.

52 тбап день части шайковка. Смотреть фото 52 тбап день части шайковка. Смотреть картинку 52 тбап день части шайковка. Картинка про 52 тбап день части шайковка. Фото 52 тбап день части шайковка

Не обошлось и без приятных сюрпризов. Поздравить юбиляров прилетели их товарищи по Дальней Авиации. Их «медведь» – Ту-95МС, скромно сложив винты, занял достойное место в ряду своих реактивных собратьев.

52 тбап день части шайковка. Смотреть фото 52 тбап день части шайковка. Смотреть картинку 52 тбап день части шайковка. Картинка про 52 тбап день части шайковка. Фото 52 тбап день части шайковка

Так же гостям праздника продемонстрировали аэродромную технику – нужные машины, без работы которых полет будет невозможен.

52 тбап день части шайковка. Смотреть фото 52 тбап день части шайковка. Смотреть картинку 52 тбап день части шайковка. Картинка про 52 тбап день части шайковка. Фото 52 тбап день части шайковка

В самый торжественный момент были вынесены знамена – государственный флаг Российской Федерации и боевое гвардейское знамя – символ любой воинской части.

52 тбап день части шайковка. Смотреть фото 52 тбап день части шайковка. Смотреть картинку 52 тбап день части шайковка. Картинка про 52 тбап день части шайковка. Фото 52 тбап день части шайковка

Полк построен под своим флагом, рядом со своими боевыми машинами. Начались поздравления – от командования, от ветеранов, от руководства региона. Было произнесено очень много добрых слов и светлых пожеланий именинникам.

52 тбап день части шайковка. Смотреть фото 52 тбап день части шайковка. Смотреть картинку 52 тбап день части шайковка. Картинка про 52 тбап день части шайковка. Фото 52 тбап день части шайковка

В завершении официальной гвардейцы-авиаторы прошли торжественным маршем!

52 тбап день части шайковка. Смотреть фото 52 тбап день части шайковка. Смотреть картинку 52 тбап день части шайковка. Картинка про 52 тбап день части шайковка. Фото 52 тбап день части шайковка

И праздник продолжился. Гостям была предоставлена возможность поближе познакомиться с тяжелым сверхзвуковым дальним бомбардировщиком с изменяемой геометрией крыла Ту-22М3. Дети и взрослые были в восторге! Столько раз они видели эти самолеты на учебных полетах, на парадах над главной площадью страны и вот они могут прикоснуться к ним рукой.

52 тбап день части шайковка. Смотреть фото 52 тбап день части шайковка. Смотреть картинку 52 тбап день части шайковка. Картинка про 52 тбап день части шайковка. Фото 52 тбап день части шайковка

А гости продолжают прибывать! Поздравить земляков прилетели авиаторы-соседи с ближайших аэродромов.

52 тбап день части шайковка. Смотреть фото 52 тбап день части шайковка. Смотреть картинку 52 тбап день части шайковка. Картинка про 52 тбап день части шайковка. Фото 52 тбап день части шайковка

В том числе пилотажная группа «Реакторы» на трех L-29, отлетавшая программу пилотажа и приземлившаяся в Шайковке.

52 тбап день части шайковка. Смотреть фото 52 тбап день части шайковка. Смотреть картинку 52 тбап день части шайковка. Картинка про 52 тбап день части шайковка. Фото 52 тбап день части шайковка

52 тбап день части шайковка. Смотреть фото 52 тбап день части шайковка. Смотреть картинку 52 тбап день части шайковка. Картинка про 52 тбап день части шайковка. Фото 52 тбап день части шайковка

После обеда мероприятия закончились, гости разъехались а самолеты уснули, чтобы проснуться с новым полетом.

52 тбап день части шайковка. Смотреть фото 52 тбап день части шайковка. Смотреть картинку 52 тбап день части шайковка. Картинка про 52 тбап день части шайковка. Фото 52 тбап день части шайковка

Праздник закончен, заканчивается и наш рассказ. Со своей стороны редакция ТЕХФОТО присоединяется к прозвучавшим поздравлениям и искренне желает гвардейцам из Шайковки счастливых полетов, мягких посадок и мирного чистого неба.

Корреспонденты Дмитрий Казаков и Олег Тесленко

Источник

70-летие 52-го гвардейского тяжёлого бомбардировочного авиационного полка в Шайковке

Дата публикации: 10.01.2017 09:49

52 тбап день части шайковка. Смотреть фото 52 тбап день части шайковка. Смотреть картинку 52 тбап день части шайковка. Картинка про 52 тбап день части шайковка. Фото 52 тбап день части шайковка

В 2014 году 52-й гвардейский тяжёлый бомбардировочный авиационный полк в Шайковке отпраздновал свое 70-летие. Торжества по случаю этого знаменательного события прошли на авиабазе Шайковка (Кировский район) в субботу 4 октября 2014 года.

52 тбап день части шайковка. Смотреть фото 52 тбап день части шайковка. Смотреть картинку 52 тбап день части шайковка. Картинка про 52 тбап день части шайковка. Фото 52 тбап день части шайковкаПо случаю знаменательной даты здесь на аэродроме состоялся митинг с участием несущих сегодня службу воинов-авиаторов и полковых ветеранов.

С поздравлениями к ветеранам и нынешнему составу полка выступили командир Шайковской авиационной группы гвардии полковник Владимир Алесенко, глава Кировской районной администрации Игорь Феденков и архиепископ Песоченский и Юхновский Максимилиан, который в знак глубокого уважения передал войнам полка икону Божией Матери.

— 23 февраля 1945 года 52-му полку было вручено гвардейское Красное Знамя, — отметил В. Алесенко. — Гвардейские традиции позволили воспитать целую плеяду талантливых лётчиков, штурманов, техников. За боевые заслуги более 850 человек личного состава были удостоены орденов и медалей.

По словам Владимира Михайловича, география мест базирования 52-го полка была достаточно широка, пока в 1959 году он не был расквартирован на гостеприимной калужской земле. И вот уже на протяжении 55 лет крепнут его взаимоотношения с калужанами.

— На сегодняшний день перед нами стоит много задач, — сказал командир авиационной группы. — Но главными являются такие: недопущение снижения боеспособности авиачасти, выполнение миссии по ядерному сдерживанию, патрулирование в акватории Чёрного, Балтийского, Баренцева морей. У нас есть профессионалы своего дела, есть лучшие в мире самолёты, есть топливо, и есть желание летать. А значит, небо родного Отечества под надёжным щитом.

52 тбап день части шайковка. Смотреть фото 52 тбап день части шайковка. Смотреть картинку 52 тбап день части шайковка. Картинка про 52 тбап день части шайковка. Фото 52 тбап день части шайковкаПомимо поздравлений, в честь юбилея, в Шайковке на здании Штаба воинской части открыли мемориальную доску, посвящённую 70-й годовщине образования 52-го гвардейского тяжёлого бомбардировочного авиационного полка. Она установлена на здании штаба воинской части.

Кроме того, в рамках проведения праздника был в гарнизоне был разбит новый сквер.

52-й гвардейский тяжёлый бомбардировочный авиационный полк был создан в 1944 году на основании постановления государственного комитета обороны СССР для выполнения поставленных государством боевых задач, освоения новой техники, совершения полётов в Арктику, участия в командно-штабных учениях и парадах.

23 февраля 1945 года 52-му полку было вручено гвардейское Красное Знамя. С 1959 года полк был расквартирован на авиабазе Шайковка.

На сегодняшний день главными задачами полка являются выполнение миссии по ядерному сдерживанию, патрулирование в акватории Чёрного, Балтийского, Баренцева морей.

Источник

52 тбап день части шайковка

52-й Гвардейский тяжелый бомбардировочный авиационный полк

52 тбап день части шайковка. Смотреть фото 52 тбап день части шайковка. Смотреть картинку 52 тбап день части шайковка. Картинка про 52 тбап день части шайковка. Фото 52 тбап день части шайковка

Во исполнение Постановления ГКО СССР от 4 октября 1944 г. на аэродроме Манзовка Приморского края началось формирование 52-го гвардейского дальнебомбардировочного авиационного полка. Полк изначально формировался как гвардейский, поскольку должен был войти в состав гвардейского авиакорпуса отдельной гвардейской воздушно-десантной армии.

Основу полка составили 15 летных экипажей из 251-го ДБАП и пять экипажей из 53-го ДБАП 10-й воздушной армии Дальневосточного фронта. Формирование продолжилось уже в Европейской части Союза после перебазирования на расположенный на окраине Калинина (ныне Тверь) аэродром Мигалово. В Мигалово полк базировался с октября 1944 г. по июнь 1946 г. Здесь полк вошел в состав 21-й гвардейской тяжелой бомбардировочной авиационной дивизии. Гвардейское Боевое Знамя вручено 23 февраля 1945 г., годовой праздник установлен 12 декабря. В июне 1945 г. полк был передан в 45-ю Гомельскую тяжелую бомбардировочную авиационную дивизию. Экипажи полка готовились принять участие в августовском воздушном параде над Москвой – последний раз в истории должны были проплыть над столицей воздушные корабли ТБ-3.

52 тбап день части шайковка. Смотреть фото 52 тбап день части шайковка. Смотреть картинку 52 тбап день части шайковка. Картинка про 52 тбап день части шайковка. Фото 52 тбап день части шайковка
52 тбап день части шайковка. Смотреть фото 52 тбап день части шайковка. Смотреть картинку 52 тбап день части шайковка. Картинка про 52 тбап день части шайковка. Фото 52 тбап день части шайковка

ТБ-3РН во время подготовки к параду над Москвой в 1945 г.

52 тбап день части шайковка. Смотреть фото 52 тбап день части шайковка. Смотреть картинку 52 тбап день части шайковка. Картинка про 52 тбап день части шайковка. Фото 52 тбап день части шайковка

В-25 в окраске Советских ВВС

52 тбап день части шайковка. Смотреть фото 52 тбап день части шайковка. Смотреть картинку 52 тбап день части шайковка. Картинка про 52 тбап день части шайковка. Фото 52 тбап день части шайковка

С 23 января 1946 г. полк переведен на штат мирного времени, а в августе его посетил с инспекцией заместитель Командующего Дальней Авиацией Герой Советского Союза генерал- полковник М.М. Громов.

Полк имел на вооружении летающий антиквариат – бомбардировщики ТБ-ЗРН. Приказом штаба 18-й воздушной армии были запрещены все полеты ТБ-3 в связи с окончанием срока эксплуатации самолетов. Практически сразу перед полком поставили новую задачу: «Приступить к переучиванию личного состава на новую мат. часть – самолеты В-25».

В-25 рассматривался как переходной тип по отношению к перспективному Ту-4. К 1 января 1948 г. полк в составе 24 экипажей полностью завершил программу переучивания на В-25. К этому времени летные экипажи отработали боевое применение бомбардировщиков днем в простых метеоусловиях во взаимодействии с истребителями. В 1948 г. половина экипажей летала днем в СМУ, а пять экипажей освоили ночные полеты в ПМУ. В этот период полк уже базировался на аэродроме Балюбасово (Оршанский район Витебской области).

Летом 1948 г. начался процесс перевооружения части бомбардировщиками Ту-4. В ожидании поступления советских В-29 «Митчеллы» были переданы в 22-ю бомбардировочную авиадивизию, а взамен из 203-го гвардейского полка поступили «Либерейторы». Официально процесс переучивания на «Либерейторы» и теоретического изучения Ту-4 начался 15 августа 1948 г. До конца года В-24 освоили 23 командира корабля. Десять летных экипажей с 8 ноября 1948 г. проходили переподготовку на Ту-4 в Казани на базе 890-го учебного авиаполка.

По состоянию на январь 1949 г. в полку имелось шесть самолетов В-24, один транспортный Ли-2 и один связной По-2. Первые два Ту-4 полк получил в марте 1949 г. В мае с завода прибыл еще один Ту-4, в июне – также один, в июле – пять, в сентябре – семь, в октябре – шесть. Кроме того, в июле из 22-й дивизии забрали назад пару «Митчеллов». До конца года полк в составе 21 экипажа был готов к выполнению боевых заданий днем в простых метеоусловиях на высотах порядка 6000 м. Четыре экипажа летали ночью. Полк принял участие в трех воздушных парадах над Москвой: 1 мая (один экипаж), на День Воздушного Флота (восемь экипажей) и 7 ноября (16 экипажей). За освоение новой техники командир полка гвардии полковник Трехин был награжден орденом Красной Звезды.

Личный состав, что называется, сходу начал осваивать Ту-4. Наибольший налет за 1949 г. пришелся именно на Ту-4 – 1253 ч. Для сравнения: на В-24 налетали в сумме 456 ч, на В-25 – 88 ч. А ведь реально летали на Ту-4 всего полгода! О высокой выучке летного и технического состава говорит отсутствие в полку серьезных поломок и летных происшествий. В полном объеме боевое применение Ту-4 днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях, с больших и средних высот на полный радиус личный состав освоил в 1950 г. Своеобразным экзаменом стало выполнение спец. Задания Командующего Дальней Авиацией: дальний высотный групповой полет двух отрядов с целью поверки режимов работы винтомоторных групп самолетов и расхода ГСМ с максимальной полетной массой. Три экипажа выполнили еще одно специальное задание – высотный маршрутный полет ночью с входом в световое поле зенитных прожекторов. Два экипажа выполнили реальные сбросы специзделий на полигонах. Парадный расчет полка в составе 18 экипажей принял участие в традиционных трех воздушных парадах над Москвой.

С 1951 г. личный состав начал осваивать морские театры военных действий, учиться минным постановкам и бомбометанию по надводным целям. Полк уже традиционно принимал участие в воздушных парадах. В том же году изменилось место дислокации части – новым домом полка стали Мачулищи под Минском.

1953 г. знаменовал собой отказ от тактики действий большими группами. Теперь основной упор был сделан на одиночные полеты и действия мелкими группами, не более эскадрильи.

В 1955 г. началось переучивания на Ту-16. Первые летные экипажи проходили переподготовку в Энгельсе под руководством инструкторов из 203-го гвардейского ТБАП. Самыми первыми освоили Ту-16 летчики майоры Кази- мирчук, Постернак и Борганинов. Три экипажа полка выполнили облет аэродромов истребительной авиации ПВО с целью ознакомления летного состава с новой техникой и выработки новых приемов воздушного боя реактивных истребителей с реактивными бомбардировщиками. До конца года полк в составе 15 экипажей завершил переучивание на Ту-16. Все 15 экипажей принимали участие в воздушных парадах над Москвой. Средний налет на Ту-1 6 составил 104 ч на экипаж.

52 тбап день части шайковка. Смотреть фото 52 тбап день части шайковка. Смотреть картинку 52 тбап день части шайковка. Картинка про 52 тбап день части шайковка. Фото 52 тбап день части шайковка
52 тбап день части шайковка. Смотреть фото 52 тбап день части шайковка. Смотреть картинку 52 тбап день части шайковка. Картинка про 52 тбап день части шайковка. Фото 52 тбап день части шайковка
52 тбап день части шайковка. Смотреть фото 52 тбап день части шайковка. Смотреть картинку 52 тбап день части шайковка. Картинка про 52 тбап день части шайковка. Фото 52 тбап день части шайковка

Первые крупные учения после перевооружения на Ту-16 были проведены 9 июня 1956 г. на перелете с Чкаловской в Мачулищи. Отрабатывались действия тяжелого бомбардировочного авиаполка в составе дивизии совместно с самолетами-постановщиками помех по разрушению стартовых площадок запуска ракет типа «земля- земля» дальнего действия в условиях преодоления сильной ПВО, радио- и радиолокационных помех. Учение проходило совместно с истребительной авиацией Московского округа и Минским корпусом ПВО. Экипажи бомбардировщиков «отразили» 22 атаки истребителей.

На следующий год общественность Северной Пальмиры широко праздновала 250-летие города на Неве. Праздник проходил с 11 по 14 июля 1957 г. «на земле, в небесах и на море». Дальнюю Авиацию представляли 18 Ту-16 из 52-го полка. Многие гвардейцы были награждены юбилейными медалями.

На свое нынешнее место дислокации, в Шайковку, 52-й гв. ТБАП перебазировался в июне 1959 г.

В марте 1961 г. полк из 22-й дивизии передали в 326-ю ТБАД. В феврале 1964 г. – очередное переподчинение, теперь полк включили в состав 56-й ТБАД.

Август 1962 г. был отмечен трагедией. 15 августа на выполнение воздушной стрельбы на полигоне ушла пара Ту-16. Ведущим был определен самолет командира отряда гвардии майора ВТ. Максимова, ведомым – Ту- 16 гвардии капитана М.Г. Каримова. Оба командира корабля – военные летчики 1-го класса, но Каримов не имел опыта полетов в плотном строю. Вопреки указаниям, майор Максимов перед полетом отдал указание подчиненному при возвращении с полигона идти ведущим. На обратном пути ведомый самолет (Максимова) «наехал» на самолет ведущего (Каримова). По словам очевидцев, самолеты сложились в воздухе. Оба экипажа погибли.

Полк долгое время был вооружен самолетами Ту-16 в варианте классического бомбардировщика. Теоретическое освоение системы К-16-11 началось в 1967 г. Первый практический пуск ракеты КСР-2 в истории полка выполнил в 1969 г. экипаж командира 52-го гв. ТБАП гвардии полковника Сабурова (штурман гвардии подполковник В.Ф. Рожков). На вооружении 1-й эскадрильи состояли Ту-16 с ракетами КСР-1 1, 2-й эскадрильи – Ту-1 6 с ракетами КСР-2, на вооружении 3-й – постановщики помех.

Помимо охоты за надводными целями, в 1970 г. полк начал осваивать поиск и уничтожение субмарин, используя целеуказание и наведение от самолетов ПЛО морской авиации. Продолжались полеты в Арктике. В 1971 г. 1 2 экипажей летало с тундровых аэродромов в Воркуте и Чекуровке. В 19721973 г.г. на вооружение двух первых эскадрилий поступил единый ракетный комплекс К-26 с ракетами КСР-5. На вооружении состояло 30 самолетов Ту-16 – 21 ракетоносец и девять постановщиков помех.

В феврале 1975 г. полк передали в 13-ю гвардейскую ТБАД 2-го отдельного бомбардировочного корпуса.

52 тбап день части шайковка. Смотреть фото 52 тбап день части шайковка. Смотреть картинку 52 тбап день части шайковка. Картинка про 52 тбап день части шайковка. Фото 52 тбап день части шайковка
52 тбап день части шайковка. Смотреть фото 52 тбап день части шайковка. Смотреть картинку 52 тбап день части шайковка. Картинка про 52 тбап день части шайковка. Фото 52 тбап день части шайковка

52 тбап день части шайковка. Смотреть фото 52 тбап день части шайковка. Смотреть картинку 52 тбап день части шайковка. Картинка про 52 тбап день части шайковка. Фото 52 тбап день части шайковка

Принято считать, что перебои с топливом в отечественных ВВС начались в 90-е годы, а до этого ВВС так «гудели»! В принципе – это так. Только в 90-е годы с топливом происходили вовсе не перебои, его просто не было. Перебои же начались еще в 1984 г. «Катастройка» началась все-таки не на ровном месте. Весь сентябрь и половину октября 1984 г. полк не летал по причине отсутствия керосина.

Первой войной для 52-го полка стал Афган. В составе 185-го ТБАП боевые вылеты по целям, расположенным в Афганистане, выполняли четыре гвардейских экипажа из Шайковки, экипажи капитана Примака, майора Червин- ского, старших лейтенантов Кулеша и Имальдинова.

В истории полка катастроф было не так много, по сравнению с другими полками. Тем не менее каждая катастрофа – трагедия. 14 февраля 1 989 г. проводились учения эскадрильи, в которых принимал участие экипаж гвардии капитана Г.В. Карпенко. Ту-22М2 поднялся в воздух в 18 ч 14 мин в составе группы из шести самолетов. Полет по маршруту до полигона прошел нормально. На обратном пути в 20 ч 50 мин находившийся на борту летчик-инструктор полковник В.И. Логунов по радио доложил об отказе бортового электропитания и запросил посадку на ближайшем аэродроме, а в 20 ч 55 мин самолет по данным РЛС ПВО перешел в резкое снижение по крутой траектории. В 20 ч 57 мин Ту-22М2 пропал с экранов радаров. Ту-22М2 упал в 36 км от г. Мариуполя.

О нехватке топлива речь уже шла выше. Перебои с керосином, имевшие место в 1984 г., показались через десять лет недоразумением, не более: в 1994 г. полк получил ГСМ 11% от потребного количества! Все-таки, не взирая на все организационно-бытовые сложности и минимальный налет на экипажи, в полку по-прежнему выполнялось 1-2 практических пуска ракет в год.

52 тбап день части шайковка. Смотреть фото 52 тбап день части шайковка. Смотреть картинку 52 тбап день части шайковка. Картинка про 52 тбап день части шайковка. Фото 52 тбап день части шайковка

Ту-22МЗ 52-го гв. тбап

52 тбап день части шайковка. Смотреть фото 52 тбап день части шайковка. Смотреть картинку 52 тбап день части шайковка. Картинка про 52 тбап день части шайковка. Фото 52 тбап день части шайковка

Эмблема 52-го полка

52 тбап день части шайковка. Смотреть фото 52 тбап день части шайковка. Смотреть картинку 52 тбап день части шайковка. Картинка про 52 тбап день части шайковка. Фото 52 тбап день части шайковка

Эмблема 1-й эскадрильи

52 тбап день части шайковка. Смотреть фото 52 тбап день части шайковка. Смотреть картинку 52 тбап день части шайковка. Картинка про 52 тбап день части шайковка. Фото 52 тбап день части шайковка

Командир 52-го гв. тбап гв. полковник Б. В. Середкин

Реорганизация Дальней Авиации привела к переподчинению полка в сентябре 1994 г. штабу 326-й Тарно- польской ордена Кутузова тяжелой бомбардировочной авиационной дивизии, а с мая 1 998 г. – штабу 22-й гвардейской Краснознаменной Донбасской ТБАД.

В 1999 г. впервые после семилетнего перерыва были выполнены боевые стрельбы из бортовых пушек ракетоносцев снарядами с ИК ловушками и уголковыми отражателями, а в рамках учений «Запад-99» – три практических пуска ракет. Тогда же экипаж заместителя командира полка по летной подготовке гвардии подполковника Н.А. Бибикова произвел полет вдоль границ стран Балтии, Польши и Украины, вскрыв несколько десятков ранее не зафиксированных радиоизлучающих объектов. Два пуска ракет было произведено в 2000 г., в том числе один – по морской цели. С 3 по 18 февраля 2003 г. Военная инспекция МО РФ проводила проверку 22-й тяжелой бомбардировочной авиадивизии. В ходе проверки экипажи 52-го ТБАП на «отлично» выполнили два практических пуска ракет и полигонное бомбометание.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *