а белый июльский день
А. Белый, И. Северянин. Июльский полдень.
Июльский день: сверкает строго.
Июльский день: сверкает строго
Неовлажненная земля.
Неперерывная дорога.
Неперерывные поля.
А пыльный полудневный пламень
Немою глыбой голубой
Упал на грудь, как мутный камень,
Непререкаемой судьбой.
Недаром исструились долы
И облака сложились в высь.
И каплей теплой и тяжелой,
Заговорив, оборвались.
С неизъяснимостью бездонной,
Молочный, ломкий, молодой,
Дробим волною темнолонной,
Играет месяц над водой.
Недостигаемого бега
Недостигаемой волны
Неописуемая нега
Неизъяснимой глубины.
Источник текста: rupoem.ru/belyj/iyulskij-den-sverkaet.aspx
ИЮЛЬСКИЙ ПОЛДЕНЬ
Синематограф
Элегантная коляска, в электрическом биеньи,
Эластично шелестела по шоссейному песку;
В ней две девственные дамы, в быстро-темпном упоеньи,
В ало-встречном устремленьи – это пчелки к лепестку.
А кругом бежали сосны, идеалы равноправий,
Плыло небо, пело солнце, кувыркался ветерок;
И под шинами мотора пыль дымилась, прыгал гравий,
Совпадала с ветром птичка на дороге без дорог…
У ограды монастырской столбенел зловеще инок,
Слыша в хрупоте коляски звуки «нравственных пропаж»…
И с испугом отряхаясь от разбуженных песчинок,
Проклинал безвредным взором шаловливый экипаж.
Хохот, свежий точно море, хохот, жаркий точно кратер,
Лился лавой из коляски, остывая в выси сфер,
Шелестел молниеносно под колесами фарватер,
И пьянел вином восторга поощряемый шоффэр…
Источник текста: silveragepoetry.blogspot.com/2016/10/blog-post_66.html
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
«Июльский день: сверкает строго…» А. Белый
Июльский день: сверкает строго
Неовлажненная земля.
Неперерывная дорога.
Неперерывные поля.
А пыльный полудневный пламень
Немою глыбой голубой
Упал на грудь, как мутный камень,
Непререкаемой судьбой.
Недаром исструились долы
И облака сложились в высь.
И каплей теплой и тяжелой,
Заговорив, оборвались.
С неизъяснимостью бездонной,
Молочный, ломкий, молодой,
Дробим волною темнолонной,
Играет месяц над водой.
Недостигаемого бега
Недостигаемой волны
Неописуемая нега
Неизъяснимой глубины.
Дата создания: 1920 г.
Анализ стихотворения Андрея Белого «Июльский день: сверкает строго…»
Стихотворение «Июльский день: сверкает строго…» относится к пейзажной лирике Белого. Сюжетно оно разделено на три части. В первых восьми строках перед читателями предстает жаркий летний день. Земля истомилась, исстрадалась без живительной влаги. Нещадно палит солнце, словно обжигая природу пламенем, – пыльно, душно, тяжело дышать. Поэт показывает пейзаж в статике. Действительно, сложно представить какое-либо активное движение в столь мучительную и изматывающую жару. К тому же, в мировом искусстве летний полдень часто воспринимается как время, когда природа засыпает, когда большая часть живых существ предпочитает отдых в тени пребыванию на солнцепеке. Пейзаж разворачивается по горизонтали. Белому важно продемонстрировать его бескрайность, бесконечность – «непрерывная дорога», «непрерывные поля». Период полуденного томления продолжается недолго.
Во второй части стихотворения рисуемая поэтом картина сильно меняется. Небо затянули облака. На «неовлажненную землю» полился столь желанный, столь долгожданный дождь, дарующий жизнь и спасение от жары. Если ранее пейзаж разворачивался по горизонтали, то сейчас взгляд Белого скользит по вертикали. В центре его внимания – живительная влага, падающая с небес на землю. Вторую часть рассматриваемого текста отличает динамика. Движение здесь связано с водой, вода – с жизнью. Подобный взгляд характерен для тютчевской лирики, с которой Белый был хорошо знаком. Шум дождя в стихотворении похож на разговор. Капли его тяжелы и теплы, способны напитать землю. В третьей части произведения наступает темнота, иссякает водный поток, обрушившийся с небес. Приходит ночь, появляется «молочный, ломкий, молодой» месяц. Природа отдохнула, очистилась, преобразилась, воцарилась «неописуемая нега». Заключительное четверостишие – воспевание величественной живительной силы дождя.
Стихотворение «Июльский день: сверкает строго…» – великолепный образец пейзажной лирики Андрея Белого. Для описания природы поэт использует множество средств художественной изобразительности: оригинальных метафор, ярких эпитетов, красивейших метафор, нетривиальных сравнений. Благодаря этому, перед глазами читателей возникают и жаркий июльский день, и спасительный летний дождь, и тихая спокойная ночь, в которую на землю с небес взирает молодой месяц.
Анализ стихотворения А. Белого «Июльский день: сверкает строго» (5-11 классы)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Выполнила: Леушина Ольга,
магистрант 1 года обучения, «Литературное образование»
Анализ стихотворения А. Белого «Июльский день: сверкает строго»
Июльский день: сверкает строго
А пыльный полудневный пламень
Немою глыбой голубой
Упал на грудь, как мутный камень,
Недаром исструились долы
И облака сложились в высь.
И каплей теплой и тяжелой,
С неизъяснимостью бездонной,
Молочный, ломкий, молодой,
Дробим волною темнолонной,
Играет месяц над водой.
В конце стихотворения автор практически идеализирует некоторые образы, показывая их совершенство»:
Андрей Белый показывает, что этого сделать нельзя: нельзя достигнуть бега и волны, описать негу и объяснить глубину.
Образность этого стихотворения заключена и в знаках препинания. В конце многих строк автор ставит точку, что означает законченность, а значит, смысловую паузу.
С помощью этих средств выразительности, стихотворение наполняется эмоциональной глубиной, необычным ритмом и запоминающимися образами.
Июльский день: сверкает строго
Четырёхстопный ямб с усечённой стопой
Трёхстопный хорей с усечённой стопой
А пыльный полудневный пламень
Четырёхстопный ямб с усечённой стопой
Немою глыбой голубой
Упал на грудь, как мутный камень,
Четырёхстопный ямб с усечённой стопой
Недаром исструились долы
Четырёхстопный ямб с усечённой стопой
И облака сложились в высь.
И каплей теплой и тяжелой,
Четырёхстопный ямб с усечённой стопой
С неизъяснимостью бездонной,
Четырёхстопный ямб с усечённой стопой
Молочный, ломкий, молодой,
Дробим волною темнолонной,
Четырёхстопный ямб с усечённой стопой h
Играет месяц над водой.
Четырёхстопный ямб с усечённой стопой
Четырёхстопный ямб с усечённой стопой
Стихотворение состоит из пяти катренов, о чём также свидетельствует особая композиция рифмовки. Рифма перекрёстная, точная.
Для стихотворения характерна полиметрия, чёткий графический ритм.
Инверсия: Играет 2 месяц 1 над 3 водой 4
Эпитеты: июльский, неовлажнённая, непрерывная, пыльный, полудневный, немою, голубой, мутный, непререкаемой, тёплой, тяжёлой, бездонной, молочный, ломкий, молодой, темнолонной, недосигаемой, неописуемая, неизъяснимой.
Метафора: день сверкает; полудневный пламень; немою глыбой; неизъяснимость бездонная.
Сравнение: как мутный камень
Олицетворение: заговорив, оборвались.
Неологизмы: исструились, темнолонной,
Повторы: неперерывная дорога/неперерывные поля
недостигаемого бега/недостигаемой волны
Градация: непрерываная дорога непрерывные поля
Динамика: сверкает; упал; исструились; сложились; заговорив; оборвались; дробим волною; играет, бег.
Статика: строго; неовлажнённая земля, непрерывная дорога, поля, пыльный, полудневный пламень, немою, голубой, мутный камень, непререкаемой судьбой, каплей тёплой, тяжёлой, бездонной, молочный, ломкий, молодой месяц, темнолонной, недосигаемой волны, неописуемая нега, неизъяснимой глубины, долы, облака, высь, над водой,
Пыльный полудневный пламень
Облака сложились ввысь
Дробим волною темнолонной
Стихотворение рисует перед нами сельский летний пейзаж. Перед нами предстаёт художественная картина жаркого июльского дня. Летний июльский день беспощаден в своей обжигающей удушливой атмосфере. Солнце стоит высок и «сверкает» строго – это «пыльный полудневный пламень». Земля неовлажнена, замерли в своей бескрайности дорога и непрерывные поля. Картина активно разворачивается по горизонтали, в своей бескрайности линий. Но час этого томления недолог и вскоре одна картина жаркого засушливого летнего дня сменяется другой. Набегают облака («и облака сложились в высь») и падают первые после долгого перерыва капли живительной небесной влаги. Вырисовывается вертикальное пространство дождя, который упал, небесной «глыбой голубой». И затем обрушивается, обрывается целый поток, шум которого похож на разговор («заговорив, оборвались»). И вот уже месяц освещает преображённый летний пейзаж, долгожданный дождь несет с собой воды
«недосигаемые волны, неизъяснимой глубины». Всё это рождает неописуемую негу.
Яркой, точной прорисовки пейзажа способствует обилие разнообразных средств художественной выразительности. Это и инверсия, и неологизмы, и большое число красивейших метафор и эпитетов. Именно обилие метафорических выражений, эпитетов и неологизмов позволяет дать высочайшее по своей изобразительности описание июльского дня, чей неиссякаемый «пыл» был усмирён приходом дождя на исходе дня:
Молочный, ломкий, молодой,
Дробим волною темнолонной,
Играет месяц над водой.
Стоит отметить особое отношение динамики и статики. При этом статика используется и преобладает в большей мере при описании застывшего в своём полудневном пламени июльского дня. В то время, как динамика характеризует приход дождя и напоение дол, земли, полей влагой. Дождь рисуется возвышенно, иносказательно, символично, весь заключительный катрен возносит эту величественную и таинственную природную силу дождя:
При этом параллелизм и повторы усиливают энергетику природной силы дождя, воды. Пейзаж рисуется законченной картиной, невероятной красотой рисуются наглядные художественные образы «пламени» июльского дня и бездонной неизъяснимости «воды», дождя на исходе этого жаркого удушающего, пыльного, но всё-таки прекрасного в своей художественной пейзажности дня.
Июльский день: сверкает строго…
Анализ стихотворения Андрея Белого «Июльский день: сверкает строго…»
Стихотворение « Июльский день : сверкает строго…» относится к пейзажной лирике Белого. Сюжетно оно разделено на три части. В первых восьми строках перед читателями предстает жаркий летний день. Земля истомилась, исстрадалась без живительной влаги. Нещадно палит солнце, словно обжигая природу пламенем, — пыльно, душно, тяжело дышать. Поэт показывает пейзаж в статике. Действительно, сложно представить какое-либо активное движение в столь мучительную и изматывающую жару. К тому же, в мировом искусстве летний полдень часто воспринимается как время, когда природа засыпает, когда большая часть живых существ предпочитает отдых в тени пребыванию на солнцепеке. Пейзаж разворачивается по горизонтали. Белому важно продемонстрировать его бескрайность, бесконечность – «непрерывная дорога», «непрерывные поля». Период полуденного томления продолжается недолго.
Во второй части стихотворения рисуемая поэтом картина сильно меняется. Небо затянули облака. На «неовлажненную землю» полился столь желанный, столь долгожданный дождь, дарующий жизнь и спасение от жары. Если ранее пейзаж разворачивался по горизонтали, то сейчас взгляд Белого скользит по вертикали. В центре его внимания – живительная влага, падающая с небес на землю. Вторую часть рассматриваемого текста отличает динамика. Движение здесь связано с водой, вода – с жизнью. Подобный взгляд характерен для тютчевской лирики, с которой Белый был хорошо знаком. Шум дождя в стихотворении «Июльский день: сверкает строго…» похож на разговор. Капли его тяжелы и теплы, способны напитать землю. В третьей части произведения наступает темнота, иссякает водный поток, обрушившийся с небес. Приходит ночь, появляется «молочный, ломкий, молодой» месяц. Природа отдохнула, очистилась, преобразилась, воцарилась «неописуемая нега». Заключительное четверостишие – воспевание величественной живительной силы дождя.
Анализ стихотворения Андрея Белого “Июльский день: сверкает строго…”
Стихотворение “Июльский день: сверкает строго…” относится к пейзажной лирике Белого. Сюжетно оно разделено на три части. В первых восьми строках перед читателями предстает жаркий летний день.
Земля истомилась, исстрадалась без живительной влаги. Нещадно палит солнце, словно обжигая природу пламенем, – пыльно, душно, тяжело дышать. Поэт показывает пейзаж в статике.
Действительно, сложно представить какое-либо активное движение в столь мучительную и изматывающую жару. К тому же, в мировом искусстве летний полдень часто воспринимается
Период полуденного томления продолжается недолго.
Во второй части стихотворения рисуемая поэтом картина сильно меняется. Небо затянули облака. На “неовлажненную землю” полился столь желанный, столь долгожданный дождь, дарующий жизнь и спасение от жары.
Если ранее пейзаж разворачивался по горизонтали,
Движение здесь связано с водой, вода – с жизнью. Подобный взгляд характерен для тютчевской лирики, с которой Белый был хорошо знаком. Шум дождя в стихотворении “Июльский день: сверкает строго…” похож на разговор.
Капли его тяжелы и теплы, способны напитать землю. В третьей части произведения наступает темнота, иссякает водный поток, обрушившийся с небес. Приходит ночь, появляется “молочный, ломкий, молодой” месяц. Природа отдохнула, очистилась, преобразилась, воцарилась “неописуемая нега”.
Заключительное четверостишие – воспевание величественной живительной силы дождя.
Стихотворение “Июльский день: сверкает строго…” – великолепный образец пейзажной лирики Андрея Белого. Для описания природы поэт использует множество средств художественной изобразительности: оригинальных метафор, ярких эпитетов, красивейших метафор, нетривиальных сравнений. Благодаря этому, перед глазами читателей возникают и жаркий июльский день, и спасительный летний дождь, и тихая спокойная ночь, в которую на землю с небес взирает молодой месяц.