а пахмутова день победы
«И вновь продолжается бой» (1974 год). История песни.
Наверное, ни одна песня супругов,Пахмутовой и Добронравова, не вызывала столько критики и интерпретаций, как знаменитая композиция о вечно молодом Ленине и юном Октябре. Причём критика звучала с совершенно разных сторон…
Николай Добронравов– советский и российский поэт-песенник, автор текстов к большинству песен Александры Пахмутовой. Среди совместно созданных шлягеров наиболее знаменитыми стали песни «Надежда», «И вновь продолжается бой», «Нежность», «Команда молодости нашей».
Александра Николаевна Пахмутова — легенда советского и российского композиторского искусства. Она считается одним из самых востребованных композиторов Советского Союза, за что в 1984 году была удостоена звания Народной артистки СССР. Музыкальная биография Александры Пахмутовой насчитывает свыше 400 авторских популярных композиций, а также немалое число произведений для симфонического оркестра.
Изначально «И вновь продолжается бой» была сочинена для церемонии закрытия XVII съезда ВЛКСМ, проходившего в апреле 1974 года. Пахмутова вспоминала, что запись песни проходила в авральном режиме — Иосиф Кобзон и ВИА ПЕСНЯРЫ потратили на неё целую ночь.
На съезде композиция прозвучала, после чего её… запретили. Что, согласитесь, выглядело чрезвычайно странно для столь идеологически выверенной песни.
Тем не менее у чиновников от культуры были претензии не только в отношении текста (такое случалось регулярно), но и в отношении музыки (впервые за всю карьеру Пахмутовой).
«Был такой штамп, что на съездах партии должны исполняться солидные медленные песни, выводить их должны величественные баритоны из Большого театра. А у нас был комсомольский съезд — молодые люди, полные энергии. И я решила написать свежую молодежную песню. Кстати, с комсомольцами у нас никаких заморочек не было — они приняли песню. …Цензорам она показалась слишком сумасшедшей. Роковые барабаны, ритм, энергетика…».
Кроме того, цензоров сильно смущала строчка — «И юный Октябрь впереди». Это что же — у нас ожидается ещё одна революция?
Неба утреннего стяг
В жизни важен первый шаг.
Слышишь: реют над страною
Ветры яростных атак!
И вновь продолжается бой,
И сердцу тревожно в груди.
И юный Октябрь впереди!
Весть летит во все концы:
Будут новые победы,
Встанут новые бойцы!
С неба милостей не жди!
Жизнь для правды не щади.
Нам, ребята, в этой жизни
Только с правдой по пути!
Мир и беден и богат
Наш всемирный стройотряд!
Конечно же, авторы «И вновь продолжается бой» не имели в виду никакого социального переустройства — они просто воспевали революционную энергию, которая должна вдохновлять молодёжь на новые свершения и подвиги.
В мире зной и снегопад…
Мир и беден, и богат…
С нами юность всей планеты —
Наш всемирный стройотряд!
К чести Пахмутовой, ничего менять в песне она не стала.
«Я никогда не делала трагедии из того, что ту или иную песню запретили. Всегда относилась к этому философски: не сегодня — значит, завтра выйдет».
И действительно, история песни продолжилась уже через полтора года, «И вновь продолжается бой» прозвучала на сцене «Песни года-75» в исполнении Льва Лещенко.
По иронии судьбы, СССР ждала не революция, а контрреволюция, приведшая не только к падению коммунистического строя, но и к распаду страны. Вместо «юного Октября», россиян ждал октябрь 1993-го, когда танки выбивали из Белого дома последние остатки парламентаризма.
Это событие очень сильно повлияло на бывшего яростного антисоветчика Егора Летова — настолько, что лидер ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ вступил в ряды Национал-большевистской партии Лимонова и резко изменил свой репертуар. По сути, именно благодаря Летову старая песня Пахмутовой возродилась в новом качестве. Оказалось, что бой действительно продолжается, а революционный Октябрь вполне может оказаться «впереди».
Недаром к нынешнему 100-летию одного из важнейших событий ХХ века,пошли на хитрость. Поняв, что замолчать юбилей не удастся, пустили по СМИ странный термин — «Великая русская революция», чтобы смешать в одну кучу совершенно разные по содержанию Февральскую и Октябрьскую революции, и главное — ни в коем случае не произносить слова «социалистическая».
Нечто подобное произошло и с песней «И вновь продолжается бой».
Её мощная энергетика оказалась весьма благодатной для разного рода современных интерпретаций.
Но если Летов пел песню вполне серьёзно, то другие версии носили явный оттенок ёрничества.
В нулевых годах нового века на «И вновь продолжается бой» был даже сделан танцевальный ремикс (от проекта B&G).
А вскоре появилось и видео, где под этот ремикс лихо отплясывают чернокожие парни в… Нью-Йоркском метро.
Да и в исполнении группы ЛЕНИНГРАД песню иначе как стёб воспринять трудно.
Из последних каверов на песню наиболее талантливым и необычным стала инструментальная версия новосибирского трио SILENZIUM, выпущенная в 2015 году.
К песне было снято и видео, где трое девушек в пионерских нарядах, стоя у памятника Ленину, играют хит Пахмутовой на скрипках и виолончели.
Девушки говорят, что песня выбрана не случайно — мол, они вполне разделяют идеи коммунизма и всегда голосуют за КПРФ (заметим, что нынешний мэр Новосибирска — Анатолий Локоть — как раз из этой партии).
Лидер группы SILENZIUM Наталья Григорьева:
«Я себе представляю общество будущего, конечно же, коммунистическим и справедливым. А еще ориентированным не на стяжание (надеюсь, деньги упразднят в будущем, и просто все будут иметь в равной степени все необходимое для жизни), а на созидание новых идей и на творчество в широком смысле этого слова».
Многие потом исполняли эту песню.
Внезапно понял, что размер Филатовского «Федота-стрельца» совпадает с этой песней. Забавно звучало бы под данную музыку, например:
Сразу мысль: а как народ?
И икра не лезет в горло,
И компот не льется в рот!
Великая песня! А драйв какой.
У Сметанникова самое сильное и душевное исполнение. Сразу чувствуется что душу вкладывал. Песня вне времени. Спасибо за интересную историю.
Вот только КПРФ с коммунизмом ничего общего не имеет
Один из замечательных семейных союзов, принесший замечательные песни (и неважно, о чем поется в некоторых песнях)))
Почему не может быть золотой середины, что ж нас носит-то из крайности в крайность?
На Евровидение-2019 надо оправлять SILENZIUM (с этой песней), а не Бузову.
Великолепная песня. Часто её пою в ванной.
Спасибо за пост! Весьма познавательно.
Замечательная и музыка и слова, берёт за душу. А у силензиума есть ещё хорошие каверы.
То, что капиталистический строй рано или поздно потерпит окончательное поражение, это понятно.
А почему она с отчеством, а он просто Николай?
Вот те на к распаду СССР привела контрреволюция, а не ебнутые методы экономики.
Крайне неоднозначная личность эта Пахмутова. Большинство песен напоминают венигрет из произведений зарубежных классиков.
Чего только стоит пресловутая «Нежность», до ноты содранная у Бриттена.
Валентина Толкунова: «Я не могу иначе»
Сегодня день рождения замечательной певицы, чей безошибочно узнаваемый голос как маленькое волшебство проникает в самое сердце и как будто даёт успокоение, Валентины Толкуновой (1946-2010).
Я помню, как во время учёбы на отделении эстрадного вокала на лекциях по джазу преподаватель открыл для меня Валентину Толкунову с совершенно новой и прекрасной стороны: оказывается, в молодости (с середины 60-х до середины 70-х годов) она пела джаз и пела великолепно!
Юрию Гагарину: «Опустела без тебя Земля… Если можешь, прилетай скорей…»
Майя Кристалинская «Нежность». Фрагмент к/пр. «Творческий вечер композитора А.Пахмутовой». 1975. Источник: канал на YouTube «Советское телевидение. Гостелерадиофонд России», www.youtube.com/c/gtrftv
В эпоху покорения космоса в СССР тема полётов к звёздам нашла отражение во многих сферах нашей жизни и, в том числе, конечно, в музыке. И поскольку мы сегодня вспоминаем нашего Юрия Гагарина, первого космонавта Земли, для меня память о нём связана, в первую очередь, с песней Александры Пахмутовой «Нежность» на слова Сергея Гребенникова и Николая Добронравова. Знаменитые авторы были дружны с семьями некоторых лётчиков-космонавтов, и поэтому неудивительно, что им удалось создать песни, которые полюбились и самим космонавтам, и всем слушателям.
В начале 60-х Александра Пахмутова работала над созданием цикла песен «Обнимая небо», посвящённого советским лётчикам. И вот что вспоминает об этом периоде советский поэт Евгений Долматовский: «В «Звёздном городке» — космическом центре под Москвой — в январе 1964 года встретились приехавшая в клуб космонавтов выступать композитор Александра Пахмутова и первый человек, шагнувший к звёздам, — Юрий Гагарин. (…) Запевала отряда первопроходцев звёздных дорог, Юрий Алексеевич увлечённо слушал песни комсомольского композитора, сам подпевал. (…) Композитор и космонавт подружились. Юрий Алексеевич часто рассказывал Александре Пахмутовой и её соавторам о своей жизни, о своих товарищах. (…) С судьбами лётчиков и космонавтов и знакомых всем по портретам и телевизионным передачам, и близких друзей, товарищей, соседей по кварталу связаны сюжеты многих песен Александры Пахмутовой. Самая известная из этих песен — «Нежность». «Нежность» — как заклинание женщины, подруги лётчика, отпустившей своего любимого к звёздам и ждущей его возвращения. Исток песни — те полтора часа, что понадобились Юрию Гагарину, чтобы облететь земной шар, те часы и минуты, которые провели в смелых полётах другие космонавты и Георгий Мосолов (кумир и товарищ Юрия Гагарина, лётчик, Герой Советского Союза, полковник). Не случайно поэты Гребенников и Добронравов вспомнили Экзюпери. Одним из первых талантливо рассказал о переживаниях и ощущениях человека, обретшего крылья, этот мечтатель и воин, и космонавты, в том числе Юрий Гагарин, часто говорили поэтам: напишите об Экзюпери!
Для того чтоб родилась и получилась песня, нужны многие обстоятельства, впечатления, находки. Важно вспомнить, что к песне «Нежность» подвёл авторов Юрий Гагарин. Он очень любил эту песню, пел её вместе с товарищами, специально ходил слушать — чтоб не по радио, не по телевизору, а вот здесь, рядом, она звучала.»
Как известно, первой «Нежность» исполнила Майя Кристалинская. И хотя сначала публика не приняла песню, Кристалинская пела её на каждом своём концерте, как будто старалась открыть слушателям глаза на её красоту и смысл.
Песня «День Победы»: текст и непростая история
«Стихи сложились, и я отдал их Давиду Тухманову, с которым мне работается особенно радостно и чей талант ценю очень высоко. Через несколько дней — телефонный звонок: Давид Федорович сообщил, что песня готова. Он сел к роялю, мы с женой прижались к телефонной трубке и услышали вступительные аккорды, а потом голос Тани Сашко, его супруги, которая, таким образом, стала для нас первой исполнительницей «Дня Победы». Не скрою, песню мы слушали сквозь слезы», – рассказывал автор, поэт-фронтовик Владимир Гаврилович Харитонов.
«Этот день мы приближали, как могли», – Харитонов повторил эту строчку в песне трижды, сделал ее рефреном еще в запеве.
Мэтры против
В 1975 году Давид Тухманов получил текст песни за несколько дней до окончания конкурса Союза композиторов СССР на лучшую песню о Великой Отечественной войне к 30-летию Победы. Но никакого места песня на конкурсе не заняла. Несколько авторитетных членов Союза композиторов раскритиковали произведение Харитонова и Тухманова.
По данным разных источников,
Тухманова они посчитали слишком молодым и незрелым, он не мог соответствовать статусу автора песни государственного масштаба.
Хотя он уже создал хиты «Последняя электричка», «Эти глаза напротив», «Белый танец», «Песенка про сапожника», «Я люблю тебя, Россия», «Мой адрес — Советский Союз», «Как прекрасен этот мир» и многие другие, у Тухманова еще не было никаких званий и регалий, кроме премии Московского комсомола, а членом Союза композиторов он стал в 1973 году.
Первый исполнитель «Дня Победы», звезда советской эстрады Лев Лещенко спустя много лет так ответил в интервью на вопрос о придирках к песне и причинах ее запрета: «А ничего внятного и не произносилось!
Вроде слова простоваты для такого случая.
Кого-то не устроило исполнение. А народ оказался простым, во все эти «премудрые» благоглупости не вникал, а просто полюбил песню, принял ее душой. И оказалось, что против этого уже ничего не попишешь».
Зал плакал
Весной 1975 года к Лещенко подошел один из редакторов радиостанции «Юность» и рассказал о песне, предупредив, что худсовет не пускает ее в эфир. В апреле популярный певец едет на гастроли в Алма-Ату, поет там «День Победы».
«С людьми тогда творилось что-то невероятное! Зал вставал, плакал.
В тот же вечер я позвонил Тухманову и попросил оставить песню для меня. Но оказалось, что на концерт в честь 30-летия Победы ее уже отобрали для съемки телевизионного «Огонька» – в исполнении Лени Сметанникова. Он и спел ее 9 Мая. После чего. ее «закрыли» окончательно. В том числе и в моем исполнении», – вспоминал певец.
Было много восторженных писем, но в судьбе песни это ничего не изменило. И вот через полгода, 10 ноября, Лещенко пришел на репетицию концерта, посвященного Дню милиции. Он предложил спеть «День Победы», после репетиции милицейское руководство попросило завершить этой песней концерт. А он транслировался в прямом эфире по радио и двум центральным каналам.
На следующий день после выступления
И она стала лауреатом фестиваля. В течение всего 1976 года на Гостелерадио приходило множество писем с просьбой повторить эту песню, что и было сделано на фестивале «Песня-76».
Брежнев – Харитонову: «Нас не будет, Володя, а народ будет петь твою песню»
В том же 1976 году песня «День Победы» прозвучала в художественном фильме – последнем фильме актера и режиссера Леонида Быкова «Аты-баты, шли солдаты. ».
Среди исполнителей «Дня Победы» — Иосиф Кобзон, Муслим Магомаев, Юрий Богатиков, Юрий Гуляев, Эдита Пьеха, ВИА «Лейся, песня».
Однажды после военного парада на Красной площади на приеме в Кремле по случаю 9 Мая Леонид Ильич Брежнев сказал поэту Владимиру Харитонову: «Нас не будет, Володя, а народ будет петь твою песню».
В 2016 году песня «День Победы» в исполнении Льва Лещенко стала победителем XI Всероссийского фестиваля «Катюша» в специальной номинации «Звезда России», как лучшая песня о Великой Отечественной войне.
В 2018 году запись о песне «День Победы» появилась в Книге рекордов России. По инициативе мэра Красноярска Сергея Еремина 9 мая после прохождения колонны всероссийской акции «Бессмертный полк» все собравшиеся на площади Мира исполнили «День Победы». В акции участвовали 13911 человек.
В одном из интервью Лев Лещенко вспоминал свое первое концертное исполнение «Дня Победы» в Казахстане: «На глазах у людей появились слезы, многие встали, стоя слушали эту песню. Я понял, что это великая песня, и испытал огромное чувство удовлетворения, радости. Думаю, она вполне может быть вторым гимном Российской Федерации».
Текст песни «День Победы» (музыка Давид Тухманов, текст Владимир Харитонов):
День Победы, как он был от нас далек,
Как в костре потухшем таял уголек.
Были версты, обгорелые, в пыли, –
Этот день мы приближали как могли.
Этот День Победы
Порохом пропах,
Это праздник
С сединою на висках.
Это радость
Со слезами на глазах.
День Победы!
День Победы!
День Победы!
Дни и ночи у мартеновских печей
Не смыкала наша Родина очей.
Дни и ночи битву трудную вели –
Этот день мы приближали как могли.
Этот День Победы
Порохом пропах,
Это праздник
С сединою на висках.
Это радость
Со слезами на глазах.
День Победы!
День Победы!
День Победы!
Здравствуй, мама, возвратились мы не все.
Босиком бы пробежаться по росе!
Пол-Европы, прошагали, пол-Земли, –
Этот день мы приближали как могли.
Этот День Победы
Порохом пропах,
Это праздник
С сединою на висках.
Это радость
Со слезами на глазах.
День Победы!
День Победы!
День Победы!
Леонид Сметанников: «День Победы» я пел больше десяти тысяч раз»
Первый исполнитель главной песни 9 Мая рассказал, как она объединяла народы
Нет в России человека, незнакомого с этой песней. Стоит произнести: «День Победы», сразу в голове всплывают ритм марша и слова «Как он был от нас далёк», затем рефрен «Этот день мы приближали, как могли». И, конечно, мы слышим при этом голос человека, который дал песне путёвку в жизнь — впервые спел её для миллионов слушателей. В дни празднования 75-летия Великой Победы мы попросили знаменитого саратовского певца Леонида Сметанникова вспомнить, как всё было 45 лет назад.
фото из архива Леонида Сметанникова
Народная слава сильнее худсовета
Культура не только помогает людям стать совершеннее и духовно чище — она способна мирить враждующие стороны, наводить мосты между народами и укреплять их дружбу. Культурные связи бывают сильнее дипломатических премудростей и политических противоречий, они несут людям мир и взаимопонимание. Одним из ярких тому примеров служит песня, посвящённая главному событию ХХ века — Победе нашей страны в Великой Отечественной войне.
9 Мая — главный российский праздник, когда перед величием подвига армии и народа склоняют головы люди всех национальностей и всех поколений. Символом этой даты стала песня «День Победы» — её мотив узнают во всём мире, число исполнителей на разных языках достигает нескольких тысяч. Первым же был солист Саратовского театра оперы и балета имени Н. Г. Чернышевского Леонид СМЕТАННИКОВ. Отсчёт славы песни начался 9 мая 1975 г., в день 30-летия Победы в Великой Отечественной войне, в любимой всем Советским Союзом праздничной программе «Голубой огонёк». Попасть туда было большой честью для артистов, допускали только лучших из лучших.
фото из архива Леонида Сметанникова — После этого, где бы я ни выступал — в СССР, в России или за рубежом — меня всегда просят спеть эту песню, — говорит Леонид Анатольевич. — Каждый свой концерт я завершаю «Днём Победы», так в течение уже 45 лет. Не сосчитать, сколько было концертов за эти годы — наверное, больше десяти тысяч. Приспосабливаясь к современным условиям, всегда желаю слушателям, чтобы победы им сопутствовали везде: в труде, в творчестве, в любви.
К середине 1970-х саратовского певца уже хорошо знали на всесоюзном или, как тогда говорили, Центральном телевидении. Поистине звёздным оказался для него 1973 г. Он стал лауреатом Всесоюзного конкурса профессиональных исполнителей советской песни в Минске, Х Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Берлине, VI Всесоюзного конкурса вокалистов имени Глинки в Кишинёве. Тогда же впервые выступил на «Голубом огоньке» 7 ноября, в годовщину Великой Октябрьской социалистической революции с песней Александры ПАХМУТОВОЙ «Знаете, каким он парнем был». С тех пор в «Огоньках» баритон с берегов Волги участвовал регулярно. Там на него обратили внимание авторы музыки и слов к известным песням.
— Композитор Давид ТУХМАНОВ и поэт Владимир ХАРИТОНОВ вместе с редактором «Голубого огонька» Ноной НЕСТЕРОВСКОЙ в марте 1975 года сказали, что есть песня для меня и надо её срочно выучить. Это была песня «День Победы». 19 марта я записал песню в московском Доме звукозаписи. Сделал 12 дублей, но в итоге услышал, что песня не прошла. Однако на следующий день в Первой студии ЦТ запись продолжилась. Я записал ещё девять дублей. Последний дубль — 21-й, счастливое число — вышел в эфир «Голубого огонька» 9 мая 1975 года.
фото из архива Леонида Сметанникова Та весна была для саратовского артиста временем напряжённой работы в Москве. К первомайскому «Голубому огоньку» он записал сразу две песни: Серафима ТУЛИКОВА «Не отдам тебя другому» и Евгения ЖАРКОВСКОГО «В Москву нельзя не влюбиться». Тогда же были записи песен Туликова «Страна моей мечты» и Рудольфа МАНУКОВА «Милицейский вальс». В творческом дневнике певца остались пометки об этом: «Голос ложится хорошо».
Ещё состоялись ежедневные концерты в зале «Россия» с оркестром Максима ДУНАЕВСКОГО. Леонид Сметанников пел песни композиторов Евгения МАРТЫНОВА, Исаака ДУНАЕВСКОГО и даже песню на французском языке «Для тебя».
фото из архива Леонида Сметанникова Почти все эти записи потом звучали в популярных радиопередачах «С добрым утром», «Рабочий полдень», «Для тех, кто не спит». А вот песню «День Победы» на радио… не приняли. Авторы Давид Тухманов и Владимир Харитонов не захотели преодолеть сопротивление членов так называемого худсовета радио.
— Мне тогда говорили, что в этом худсовете сидели «несмышлёные старушки», — вспоминает певец. — Вроде бы они потребовали, чтобы Харитонов переделал куплет со словами «Здравствуй, мама, возвратились мы не все, босиком бы пробежаться по росе». Чем-то им эти слова не угодили. Поэт, конечно, ничего в своих стихах менять не стал. Такое в те времена бывало нередко. Автора одной из первых «победных» песен «Ехал я из Берлина» Льва ОШАНИНА (музыку к ней в 1945-м написал Исаак Дунаевский) заставили на премьере песни убрать из текста строчку «чарочку хмельную полнее наливай». Вместо этого появились слова: «Эй, встречай, с Победой поздравляй, милыми руками покрепче обнимай». Теперь можно смеяться над бдительностью партийных критиков искусства, а тогда приходилось считаться.
фото из архива Леонида Сметанникова Но песня «День Победы» уже пошла в народ, и остановить её шествие было не под силу никаким худсоветам и политуправлениям. Не звучала по радио, зато звучала на всех сценах. Её пели в театрах, клубах, домах культуры. Вернувшись из столицы в Саратов, Леонид Сметанников выступил с ней на городских торжествах в честь 30-летия окончания Великой Отечественной войны. С тех самых пор песня «День Победы» его не отпускает.
Концерт под пушечные залпы
Артист хорошо помнит, как слушали песню ветераны войны, фронтовики.
— У всех — рядовых, полковников, генералов — оживали глаза, они снова становились молодыми, сильными, как в военные годы, готовы были снова идти в бой за Родину. Мой отец, фронтовик, просто с ума сходил от этой песни. Такое же впечатление на него потом произвела другая военная песня, которую я тоже исполнял, — «Ради матушки-земли». Люди, прошедшие войну, признавались, что у них дух захватывало.
фото из архива Леонида Сметанникова Сметанникову доводилось исполнять «День Победы» даже под гром пушечных залпов. Это было во время выступлений в Сочи, там старались максимально точно воссоздать атмосферу победного мая 1945 г.
Я пел в парке культуры при огромном скоплении народа, под открытым небом, среди благоухающих цветов и слышал раскаты пушек. Ощущение было таким, будто в самом деле это был тот первый День Победы, что порохом пропах.
Песня — посол дружбы
Уже много лет песню «День Победы» поёт весь мир. Война всё дальше во времени, но песня с каждым годом становится всё мощнее. Она не раз превращалась в связующее звено между странами и народами.
Так получилось, что в 1989 г., когда прилагали огромные усилия по нормализации советско-китайских отношений, Леониду Сметанникову выпала роль посла культуры СССР в Китае.
— В феврале 1989-го в КНР съездил министр иностранных дел Советского Союза Эдуард ШЕВАРДНАДЗЕ. Встретился с руководством, договорился о встрече на высшем уровне — в мае в Китай отправился тогдашний советский лидер Михаил ГОРБАЧЁВ. Между этими двумя визитами высших лиц государства к восточному соседу было решено направить делегацию деятелей культуры. Вошли в неё всего два человека: министр культуры РСФСР Юрий Серафимович МЕЛЕНТЬЕВ — он мой земляк, с Урала, в 1950 году оканчивал в Саратове суворовское училище — и я. Третьим был переводчик. Мелентьев выбрал меня, потому что полностью мне доверял.
Принимали посланцев советской культуры как самых почётных гостей. Отвели огромные апартаменты в лучшей гостинице Пекина, каждая комната площадью в 50 квадратных метров, окружили роскошью. И тогда на одном из приёмов Леонид Анатольевич вдруг услышал, как китайцы поют «День Победы» на своём языке.
— Конечно, это было очень далеко от моей манеры исполнения. Пели совсем в другой тональности, да и ритм иной, вовсе не маршевый, слишком быстрый. Но свою песню я узнал сразу. Вообще, несмотря на то, что отношения между нашими странами много лет были далеки от дружественных, доходило даже до боевых столкновений в конце 1960-х, в Китае советские песни были очень популярны. Пели по-китайски «Катюшу», «Подмосковные вечера», «Одинокую гармонь» и другие. Песня «День Победы» пользовалась особенной любовью китайцев, её знали многие. За время нашего пребывания там не раз довелось её услышать. Искусство оказалось сильнее политики. Песни сблизили народы ещё задолго до того, как дипломаты нашли общий язык.
С 1997-го по 2012 г. Сметанников ежегодно гастролировал по США. Выступал в Вашингтоне в сопровождении Русского оркестра, в Нью-Йорке, в Лос-Анджелесе. На каждом концерте обязательно исполнял «День Победы» и почувствовал, что американцы относятся к этой песне даже более трепетно и уважительно, чем отечественные слушатели.
— Весь зал вставал при первых словах песни. Слушали стоя, с серьёзными одухотворёнными лицами. Я стал и на концертах в России об этом говорить — в последнее время у нас тоже все встают, чувствуя величие песни.
Прекрасно воспринимают песню и в Германии. Саратовский певец часто выступал на немецкой земле, где шли последние бои Второй мировой войны. И во времена разделения страны на ГДР и ФРГ, и в обновлённой, объединённой Германии после падения Берлинской стены.
Гимн победителей
Сейчас принято жаловаться на то, что молодёжь совсем не знает истории, не помнит славы своей страны. Война для нынешних молодых людей — далёкое событие. Интересно, доходит ли до них высокий пафос песни «День Победы»?
— Мне приходилось слышать жалобы, что военные песни не находят сейчас своего молодого слушателя. Но это касается не меня, а других исполнителей, — говорит Леонид Сметанников. — Ко мне, наоборот, часто подходят после концертов юноши и девушки, восхищаются, спрашивают, как я сам ощущаю эту песню, что она для меня значит. Я всегда говорю им: для меня «День Победы» — гимн победителей. Когда пою, чувствую себя победителем, вручающим славу и память старшего поколения наследникам России. Эта песня несёт мощнейший энергетический заряд, она вызывает подъём душевных сил исполнителя и слушателей, дарит людям радость.