При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов.
Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.
Установите соответствие между событиями (процессами) и их участниками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЯ (ПРОЦЕССЫ)
УЧАСТНИКИ
А) созыв Стоглавого собора
Б) начало Реформации в Германии
В) заключение Андрусовского перемирия
1) кардинал Ришелье
3) А. Л. Ордин-Нащокин
4) митрополит Макарий
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Запишите термин, о котором идёт речь.
Срок, в течение которого владельцы могли возбудить иск о возвращении им беглых крепостных крестьян.
Прочтите отрывок из исторического источника и выполните задание.
«А января в 3 день прислал царь и великий князь ___________ из Слободы к Афанасию, митрополиту всея Руси, список, а в нём писаны измены боярские и воеводские и всяких приказных людей, которые они делали государству его, до его государьского возрасту, после отца его, блаженные памяти великого государя и великого князя Василия Ивановича всея Руси; и царь и великий князь опалу свою положил в том, что при его государстве, в его государьские несовершенные лета, бояре и все приказные люди его государства людям многие убытки делали и казны его государьские истощили. К гостям же и к купцам и ко всему православному христианству града Москвы царь и великий князь прислал грамоту; а в грамоте своей к ним писал, чтобы они себе сомнения не держали, гневу на них и опалы никаких нет».
Укажите прозвище царя, имя которого пропущено в отрывке.
Укажите название политики, начало проведения которой связано с событиями, описанными в отрывке.
При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов.
Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.
Установите соответствие между событиями (процессами) и их участниками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЯ (ПРОЦЕССЫ)
УЧАСТНИКИ
А) битва при Молодях
Б) введение урочных лет
В) создание ордена иезуитов
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Запишите термин, о котором идёт речь.
«Прошение, заявление, жалоба в Российском государстве XV–XVII вв».
Прочтите отрывок из исторического источника и выполните задание.
«А января в 3 день прислал царь и великий князь ___________ из Слободы к Афанасию, митрополиту всея Руси, список, а в нём писаны измены боярские и воеводские и всяких приказных людей, которые они делали государству его, до его государьского возрасту, после отца его, блаженные памяти великого государя и великого князя Василия Ивановича всея Руси; и царь и великий князь опалу свою положил в том, что при его государстве, в его государьские несовершенные лета, бояре и все приказные люди его государства людям многие убытки делали и казны его государьские истощили. К гостям же и к купцам и ко всему православному христианству града Москвы царь и великий князь прислал грамоту; а в грамоте своей к ним писал, чтобы они себе сомнения не держали, гневу на них и опалы никаких нет».
Укажите прозвище царя, имя которого пропущено в отрывке.
Укажите название политики, начало проведения которой связано с событиями, описанными в отрывке.
Назовите российского монарха, в период правления которого состоялся обозначенный на карте поход.
Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.
А) «А января в 3 день прислал царь и великий князь из Слободы ко отцу своему и богомольцу к Афанасию митрополиту всея Руси …список, а в нём писаны измены боярские и воеводские и всяких приказных людей, которые они измены делали и убытки государству его до его государьского возрасту после отца его блаженные памяти …великого князя Василия Ивановича…. И царь и великий князь гнев свой положил… на архиепископов и епископов, и на архимандритов, и на игуменов, и на бояр своих, и на дворецкого и конюшего, и на окольничих, и на казначеев, и на дьяков, и на детей боярских, и на всех приказных людей опалу свою положил…
И царь и государь и великий князь от великие жалости сердца, не хотя их многих изменных дел терпеть, оставил своё государство…»
Б) «Пришёл митрополит государь Филарет под Москву. Государь царь… всея Руси встретил отца своего, государя Филарета Никитича, за рекою Преснею с боярами и дворянами и со всем народом Московского государства. Многие же слёзы были тогда от радости у государя царя и всего народа Московского. И после же [были слёзы], ибо радость была на Москве великая, потому что столь много лет был [Филарет Никитич] в Литве в утеснении и гонении… Государь же… всея Руси в тот день, в который его государя отца Филарета Никитича выменяли, поставил храм во имя пророка Елисея между Никитской улицей и Тверской и установил празднование большое».
1) Царь, о котором говорится в тексте, — Михаил Фёдорович.
2) Данные события привели к установлению опричнины.
3) События относятся к XVI в.
4) Государь, о котором говорится в тексте, был первым представителем династии на престоле.
5) В том же столетии, к которому относятся описываемые в документе события, Русское государство освободилось от власти Орды.
6) В царствование государя, о котором говорится в тексте, к русскому государству был присоединён Новгород.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.
А) «Во всём казаки боярам и дворянам сильны, делают, что хотят, а дворяне де и дети боярские разъехалися по поместьям, а на Москве осталось дворян и детей боярских всего тысячи с две, да казаков полпяты тысячи (4500) человек, а стрельцов с тысячу человек, да мужики чернь. А бояр де и князя Ф. И. Милославского с товарищи, которые на Москве сидели, в думу не припускают, а писали об них в городы ко всяким людям: пускать их в думу, или нет? А делает всякие дела князь Димитрий Трубецкой, да князь Димитрий Пожарский, да Кузёмка Минин. А кому вперёд бытии на господарстве (царстве), того ещё не постановили. »
И царь и государь и великий князь от великие жалости сердца, не хотя их многих изменных дел терпеть, оставил своё государство. »
1) Описываемая в источнике ситуация относится к XVI в.
2) В результате описываемых в источнике событий была установлена опричнина.
3) В том же веке, к которому относятся описываемые в источнике события, к Московскому государству была присоединена Тверь.
4) Описываемая в источнике ситуация относится к XVII в.
5) Источник описывает события, связанные с последствиями церковного раскола.
6) Современником событий, о которых говорится в тексте, был Михаил Фёдорович Романов.
При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов.
Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.
Установите соответствие между событиями (процессами) и их участниками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЯ (ПРОЦЕССЫ)
УЧАСТНИКИ
А) издание указа об «урочных летах»
Б) разгром Непобедимой армады
В) учреждение Приказа Тайных дел
4) Алексей Михайлович
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Запишите термин, о котором идёт речь.
«Социальная группа, обладающая закреплёнными обычаем или законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями».
Прочтите отрывок из исторического источника и выполните задание.
«А января в 3 день прислал царь и великий князь ___________ из Слободы к Афанасию, митрополиту всея Руси, список, а в нём писаны измены боярские и воеводские и всяких приказных людей, которые они делали государству его, до его государьского возрасту, после отца его, блаженные памяти великого государя и великого князя Василия Ивановича всея Руси; и царь и великий князь опалу свою положил в том, что при его государстве, в его государьские несовершенные лета, бояре и все приказные люди его государства людям многие убытки делали и казны его государьские истощили. К гостям же и к купцам и ко всему православному христианству града Москвы царь и великий князь прислал грамоту; а в грамоте своей к ним писал, чтобы они себе сомнения не держали, гневу на них и опалы никаких нет».
Укажите прозвище царя, имя которого пропущено в отрывке.
Укажите название политики, начало проведения которой связано с событиями, описанными в отрывке.
Назовите монарха, в период правления которого в состав России фактически вошёл город, обозначенный на карте цифрой 1.
Рассмотрите карту и выполните задания 4, 5.
Подпишите на карте город Тобольск и Макарьевскую ярмарку.
Рассмотрите карту и выполните задания 4, 5.
Какие из приведённых памятников культуры были созданы в XVI в.? Выберите два памятника культуры и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Ознакомьтесь с приведённым перечнем и изображениями памятников культуры и выполните задания 6, 7.
1) «Великие Четьи-Минеи»
2) «Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков»
Какой из приведённых памятников культуры был создан митрополитом Макарием? Укажите порядковый номер этого памятника культуры.
Ознакомьтесь с приведённым перечнем и изображениями памятников культуры и выполните задания 6, 7.
1) «Великие Четьи-Минеи»
2) «Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков»
Укажите время, с точностью до десятилетия, когда в России был созван Стоглавый собор. Укажите одно любое событие этого же века и десятилетия из истории зарубежных стран. Не следует указывать событие из истории международных отношений, одной из сторон которого была Россия.
Время с точностью до десятилетия:
Событие из истории зарубежных стран:
Какой из приведённых исторических фактов можно использовать для аргументации следующей точки зрения: «При царе Фёдоре Ивановиче удалось улучшить международное положение страны»? Укажите порядковый номер этого факта в списке.
1) Смоленская война
2) заключение Тявзинского мирного договора со Швецией
3) создание полков нового строя
Объясните, как с помощью выбранного Вами факта можно аргументировать данную точку зрения.
Укажите год (годы), к которому(-ым) относится выбранное Вами событие (процесс). Приведите два любых факта, характеризующие ход этого события (процесса).
Прочтите перечень из четырёх событий (процессов). Выберите ОДНО событие (процесс) из перечня, а затем выполните задания 10, 11, рассматривая в каждом из заданий выбранное событие (процесс).
Перед выполнением каждого из заданий 10, 11 укажите букву, которой выбранное событие (процесс) обозначено в перечне. Указанные в заданиях 10, 11 буквы должны быть одинаковыми.
Перечень событий (процессов)
А) введение единой денежной единицы в Российском государстве