абхазия день памяти жертв кавказской войны
Жители Абхазии вспомнили жертв Кавказской войны
Траурные мероприятия, посвященные Дню памяти жертв Кавказской войны и насильственного выселения горских народов Кавказа, прошли в Сухуме.
Кавказская война продлилась с 1763 по 1864 год и поставила адыгские народы на грань полного исчезновения. После войны и массовой депортации адыгов в Османскую империю на родине их осталось чуть более 50 тысяч человек. Черкесские организации настаивают на том, что власти России должны признать геноцид черкесов во время Кавказской войны. В разделе «Справочник» «Кавказским узлом» опубликованы статьи «Кавказская война» и «Парад в Красной Поляне. Как Россия сломила сопротивление черкесов».
«Кавказский узел» сообщал, что 21 мая молебны и митинги в память жертв Кавказской войны прошли в Адыгее, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии и на Кубани. Шествие представителей черкесской диаспоры состоялось на проспекте Истикляль в Стамбуле.Адыги (или черкесы) — общее название единого народа в России и за рубежом, разделенного на кабардинцев, черкесов, адыгейцев. Язык имеет два литературных диалекта — адыгейский и кабардино-черкесский. Большинство адыгов двуязычны, и помимо родного языка владеют государственным языком страны проживания, говорится в опубликованной «Кавказским узлом» справке о народе «Адыги». Большинство адыгов проживают за пределами России. Всего, по разным данным, в Турции, Иордании, Сирии, Ливии, Германии и других странах проживают от 5 до 7 миллионов адыгов.
После минуты молчания в память о жертвах была исполнена песня «Шьишь-нани» («Колыбельная махаджиров») на стихи народного поэта Абхазии Баграта Шинкуба.
Абхазия должна укреплять работу, направленную на репатриацию потомков, изгнанных из своих земель в XIX веке, заявил советник президента Владимир Зантария.
Затем собравшиеся на набережной отпустили венки в море в память о тысячах жертв массового изгнания и пустили в небо зажженные фонарики. Традиционно в конце акции был зажжен памятный костер на берегу моря.
Ранее этот день в Абхазии отмечали 31 мая, но с 2011 года он отмечается 21 мая, напоминает «Абхазия-Информ».
Материалы о положении черкесов в России и за рубежом публикуются «Кавказским узлом» на специальной тематической странице «Черкесский вопрос».
Автор: Кавказский Узел
День памяти жертв Кавказской войны в Абхазии
День светлой памяти жертвам Кавказской войны (Фото: Grisha Bruev, Shutterstock)
21 мая в Абхазии отмечают День памяти жертв Кавказской войны и насильственного выселения горских народов Кавказа.
Выбор даты связан с тем, что 21 мая 1864 года русский генерал П.В. Граббе провёл военный парад в урочище Кбаада (Красная Поляна) в честь победы над горскими народами. Таким образом, закончилась кровопролитная Кавказская война, в результате которой Российская империя окончательно установила свой контроль над территорией Северного Кавказа.
В шестидесятые — семидесятые годы 19 века тысячи абхазов были вынуждены покинуть свою историческую родину и переселиться в страны Ближнего Востока. Махаджиры селились общинами, восстанавливая законы и традиции, принятые на Кавказе. Потомки абхазских махаджиров живут в 45 странах. Самая многочисленная абхазская диаспора — в Турции.
Надо сказать, что ранее День памяти махаджиров в Абхазии, в отличие от республик Северного Кавказа, отмечался 31 мая. С 2011 года этот день отмечается 21 мая.
На Набережной Махаджиров в Сухуми в этот день проходит ставшее уже традиционным возложение венков и цветов к памятнику махаджирам. Изначально на этом месте на Сухумской набережной был заложен 31 мая 1990 года памятный камень. А в сентябре 2010 года на месте камня установили памятник абхазским махаджирам — жертвам Кавказской войны 19 века.
Памятник представляет собой отлитые из бронзы фигуры всадника и коня, поднятая вверх и сжатая в кулак рука наездника символизирует стремление к возрождению. Автор скульптуры — известный абхазский художник и скульптор Геннадий Лакоба. Помимо исторической, памятник, безусловно, имеет и высокую художественную ценность.
Потомки махаджиров уверены, что этот памятник — очень важный символ и для тех, кто вернулся на историческую родину, и для тех, кто по-прежнему живёт за границей, и что трагедия, которая произошла на Кавказе в девятнадцатом веке, не должна быть забыта.
Установка памятника, по мнению самих абхазцев, имеет еще и серьезное политическое значение. Тема махаджирства сыграла не последнюю роль в возрождении самосознания абхазского народа и во многом повлияла на политические процессы, которые происходили в восьмидесятых годах прошлого века и, в итоге, привели к провозглашению независимости Абхазии.
Сегодня ежегодно в день памяти махаджиров на Сухумскую набережную приходят люди и возлагают цветы и венки к памятнику. В церемонии возложения венков также принимают участие руководители государства, члены правительства, депутаты парламента, потомки абхазских махаджиров.
Другие праздники в разделе «Праздники Абхазии»
Антироссийская акция или история одного фейка?
Мемориал памяти жертв Русско-Кавказской войны на набережной Махаджиров в Сухуме
Оказывается, в глазах некоторых российских авторов абхазы не имеют никакого права отдавать дань памяти своим предкам, ставшим жертвами Русско-Кавказской войны XIX века. А традиция делать это уже тридцать лет на приморской набережной Сухума – это, в их глазах, антироссийская акция. В том числе и в глазах автора «Комсомольской правды», привлекшего внимание абхазской общественности.
А подпись автора под фото не оставляла сомнений, что он сам наблюдал это все своими глазами. А еще обратите внимание на то, что, по-видимому, нежелание Абхазии становиться частью Российской Федерации для Ворсобина – это черная неблагодарность и ужаснейшее преступление.
Опубликованный в солидной газете фейк радостно подхватили российские авторы определенного толка. Вот что писал вскоре один из абхазских Telegram-каналов:
Помимо прочего, невеже-автору, видно, невдомек, что на официальном уровне день памяти махаджиров в Абхазии начали отмечать на двадцать лет раньше, в 1991 году. Так же, как и на Северном Кавказе. И как отмечают его адыго-абхазские диаспоры во всем мире.
Вчерашняя публикация интернет-издания «Апсадгьыл-инфо» пролила на ситуацию дополнительный свет. Вот отрывок из нее:
«21 мая 2021 года сотни граждан Абхазии были на берегу, у памятника махаджирам, но никто не видел никаких фотографий, которые несли бы участники мероприятия. Были только факелы и флаги. Мероприятие организовали Госкомитет по репатриации и Всемирный абхазо-абазинский конгресс.
Чёрная неблагодарность абхазов
В Абхазии прошло русофобское факельное шествие
21 мая в Абхазии прошли мероприятия, посвященные памяти жертв Кавказской войны, сообщили Sputnik в Государственном комитете по репатриации Абхазии.
Как отмечается на сайте Комитета, в республике День памяти жертв Русско-Кавказской войны отмечается ежегодно на государственном уровне.
Однако участие молодежи в этом факельном шествии оказалось деструктивным. В сети появились фотографии, на которых участники шествия демонстрируют русофобские плакаты, в частности, перечёркнутый красными линиями портрет умиротворителя Кавказа русского генерала Алексея Петровича Ермолова.
Вообще в последнее время наблюдается волна сепаратизма и русофобии. Как будто бы малые народы проверяют Россию на прочность.
«Русская народная линия» сообщала о памятных мероприятиях в Кабардино-Балкарии в честь жертв Кавказской войны, «пострадавших от агрессии русских». Ранее в Татарстане был установлен День памяти «павших при взятии Казани» в 1552 году.
Волна русофобии настигла и Абхазию. Настораживает тот факт, что власти республики, организовавшие факельное шествие, не пресекли русофобские выступления на этом мероприятии. Государственный комитет по репатриации Абхазии, рекламировавший шествие, до сих пор не сделал официального заявления по поводу этой провокации. Складывается впечатление, что республиканская власть поддерживает подобные русофобские выходки. И это странно, учитывая, что Абхазия приобрела государственную правосубъектность именно благодаря России. К слову сказать, абхазские пенсионеры получают пенсии из российского бюджета. Вообще самим своим безопасным существованием Абхазия обязана нашей стране. Но вместо благодарности — русофобия.
Если Кремль не отреагирует на эти демонстративные русофобские выступления или ограничиться заявлениями в духе Дмитрия Пескова: мол, ничего страшного не происходит, поэтому не стоит на это обращать внимания, то это может привести к усилению сепаратистских и русофобских настроений…
Редакция «Русской народной линии»
Антироссийская акция или история одного фейка?
Оказывается, в глазах некоторых российских авторов абхазы не имеют никакого права отдавать дань памяти своим предкам, ставшим жертвами Русско-Кавказской войны XIX века. А традиция делать это уже тридцать лет на приморской набережной Сухума – это, в их глазах, антироссийская акция. В том числе и в глазах автора «Комсомольской правды», привлекшего внимание абхазской общественности.
«Комсомольскую правду» издавна ласково называют «Комсомолкой». «Студентка, комсомолка, спортсменка, красавица!» – эту восхищенную фразу из «Кавказской пленницы» многие могли бы адресовать и этой газете, еженедельный выпуск которой (так называемая «толстушка») все постсоветские десятилетия делит в России с «Аргументами и фактами» лидерство по тиражу среди бумажных версий периодики. Это благожелательное и уважительное отношение к популярной российской газете до поры до времени доминировало и в Абхазии, пока многих читателей в ней не стал неприятно удивлять многолетний цикл негативных статей о республике обозревателя газеты Владимира Ворсобина. Нет, говорят они, никто не просит, чтобы российские авторы нас исключительно «гладили по шерстке», сами знаем обо всех проблемах, которых выше крыши, но писать о них можно по-разному – и с доброжелательностью, и со злобой. У Ворсобина же это неизменные издевочка, пренебрежение, нередко – искажение фактов и домыслы.
Антироссийская акция или история одного фейка?
No media source currently available
Вот и вышедшая на днях в «КП» пространная статья «Абхазия забыла про туристов и мандарины ради биткоинов» изобилует такими утверждениями, не подкрепленными ничем, кроме того, что пришло в голову автору. «Два года бедная Абхазия не видела туристов» – восклицает он, вызывая недоумение у абхазского читателя. Все помнят, как хлынули сюда российские туристы после того, как закрытая на пандемийный карантин граница на Псоу открылась 1 августа прошлого года. Все видят, какие рекорды бьет их заезд в этом году. «Большинство абхазов проголосовали бы за вхождение в состав России» – категорически убежден он, хотя никаких опросов, разумеется, не проводил, но ему так хочется думать. Многие обратили внимание и на придуманный ради красного словца заголовок статьи: да, всем нам хорошо известно о «майнинговой лихорадке» в Абхазии, но при этом ни туротрасль не забыла про туристов, ни земледельцы – про мандарины.
Но скандал в Абхазии и за ее пределами разразился из-за другого. В публикации автор живописал такую картину: «А в центре Сухума, к глухому раздражению русских, пылал костер. Абхазы отмечали День памяти жертв Кавказской войны и насильственного выселения горских народов Кавказа. С факелами. Президентом. Всеми членами правительства. И даже старательно наряженным горцем, несшим портрет «главного врага» – российского генерала Алексея Ермолова. Перечеркнутый красным. Смысл церемонии читался ясно: «В Россию – никогда».
А подпись автора под фото не оставляла сомнений, что он сам наблюдал это все своими глазами. А еще обратите внимание на то, что, по-видимому, нежелание Абхазии становиться частью Российской Федерации для Ворсобина – это черная неблагодарность и ужаснейшее преступление.
Опубликованный в солидной газете фейк радостно подхватили российские авторы определенного толка. Вот что писал вскоре один из абхазских Telegram-каналов:
«Кто в России нагнетает страсти вокруг Абхазии? На днях информационная повестка многих Telegram-каналов запестрела истеричными сообщениями об антироссийских настроениях в Абхазии, факельных шествиях (с факелом – значит, бандеровец), перечеркнутом портрете Ермолова, протурецком влиянии и т.д. Некоторые из черносотенных призывов реинкарнировать Ермолова и Паскевича перепостили и мы – пусть все ознакомятся с подобными планами. Откуда все началось? 21 мая мы поделились сообщением из одного Telegram-канала с колоритной фотографией паренька, держащего портреты Ермолова и Толстого, причем Ермолов был перечеркнут. Ничего особенного, свобода выражения мнения, в рамках прав человека. И вот тут началось и поехало. При этом российские авторы делают упор на то, что Сухум дрейфует в сторону Турции, хватит их кормить и т.п. С далеко идущими выводами. Так был ли мальчик? Вот фотография с шествия, прошедшего в СТАМБУЛЕ (!), с участием местной черкесской диаспоры. Слева виден наш паренек в той же одежде, с тем же портретом. Источник солидный, крупное турецкое информационное агентство (ANADOLU AGENCY). Стоило огород городить?»
Геннадий Аламиа: «Мы обязаны помнить о прошлом и смотреть в будущее»
А вот отрывок из одного из упомянутых текстов с черносотенными призывами: «Сейчас в Абхазии… активно скорбят по махаджирам. Так, памятник беглым абхазам открыли в Сухуме в сентябре 2010 года. А уже с 2011 года день памяти «жертв Кавказской войны» отмечается на официальном уровне. Видимо, таким образом власти республики решили отблагодарить русских за независимость от Грузии. Искренне считаем, что современной Абхазии не нужны русские деньги. И русские туристы не нужны. Современной Абхазии нужны новые Ермоловы и новые Паскевичи. И, видимо, новые мухаджиры».
Помимо прочего, невеже-автору, видно, невдомек, что на официальном уровне день памяти махаджиров в Абхазии начали отмечать на двадцать лет раньше, в 1991 году. Так же, как и на Северном Кавказе. И как отмечают его адыго-абхазские диаспоры во всем мире.
Вчерашняя публикация интернет-издания «Апсадгьыл-инфо» пролила на ситуацию дополнительный свет. Вот отрывок из нее:
«21 мая 2021 года сотни граждан Абхазии были на берегу, у памятника махаджирам, но никто не видел никаких фотографий, которые несли бы участники мероприятия. Были только факелы и флаги. Мероприятие организовали Госкомитет по репатриации и Всемирный абхазо-абазинский конгресс.
«События XIX века являются трагическими для многих народов Кавказа, и негоже спекулировать на этой чувствительной теме. Программа и сценарий мероприятия, приуроченного к очередной годовщине дня памяти жертв вынужденного переселения горских народов Кавказа, не предусматривали ни в этом году, ни когда-либо в прошлом, шествия с какими-либо фотографиями или транспарантами. Соответственно, фотография с изображением Ермолова, или кого бы то ни было другого, размещенная на страницах «Комсомольской правды», не могла появиться на памятной акции. К сожалению, «Комсомольская правда» и раньше допускала к публикации непроверенные материалы о Республике Абхазия, в которых правдой и не пахло», – отмечает исполнительный секретарь Всемирного абхазо-абазинского конгресса Инар Гицба.
«Мы являемся организаторами этого мероприятия. Ежегодно 21 мая чтим память жертв Кавказской войны, но никогда не позволяли себе такие выходки. Зачем кому-то понадобилось что-то сочинять, делать далеко идущие выводы?» – говорит председатель Госкомитета по репатриации Вадим Харазия.
После обращения пресс-службы президента Абхазии в редакцию «Комсомольской правды», в котором она обратила внимание на то, что в тексте приводится неправильная информация и фотография с генералом Ермоловым сделана не в Абхазии, фотография была удалена из статьи, размещенной на сайте газеты. Но остается печатная версия, которую никто не изымал из продажи».
Сегодня «Эхо Кавказа» связалось с Алхасом Чолокуа, начальником Управления по связям со средствами массовой информации Администрации президента Абхазии, который и обращался в редакцию «Комсомольской правды». Вот что он рассказал о своей беседе с главным редактором газеты:
«Он меня выслушал. Я сказал, что по содержанию всей статьи – нравится-не нравится, я не об этом… Я говорю о конкретных фактах, которые не соответствуют действительности. Во-первых, фотография сделана не в Абхазии, и у нас вообще нет такой традиции устраивать подобные акции с перечеркнутыми портретами. Во-вторых, президента в тот день просто не было в республике. Вот так я объяснил редактору, и он пообещал разобраться. Потом я дозвонился до самого автора, который сказал, что он эту фотографию – хотя там было подписано, что это его фотография – взял с одного из абхазских форумов. Я ему тоже сказал, что она сделана не в Абхазии и что вообще эта акция не носит того характера, который он хотел бы ей придать. Это дань памяти наших предков, и она никак не направлена ни против современной России, ни против русских, как он пытается преподнести. В общем, он это убрал на сайте. Я ему сказал еще, что он описал, как президент возлагал цветы, а президента там физически не было».
Мы заговорили в целом о публикациях Ворсобина об Абхазии, и Чолокуа вернулся к их телефонному разговору:
«Я ему говорю: «Ну, вот в чем вы уловили антироссийские настроения в Абхазии, нет ведь такого! Это все из пальца высосано». А он говорит: «Нет, вы не против русских, это я признаю, но вы не хотите войти в состав России»».
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
Виталий Шария
В 1969 году окончил сухумскую 7-ю среднюю школу, в 1974 году – факультет журналистики Белорусского госуниверситета.
В 1975-1991 годах работал в газете «Советская Абхазия», в 1991-1993 годах – заместитель главного редактора газеты «Республика Абхазия».
С 1994 года – главный редактор независимой газеты «Эхо Абхазии».
Заслуженный журналист Абхазии, член Союза журналистов и Союза писателей Абхазии.