агавайрем марийский национальный праздник

Агавайрем марийский национальный праздник

Агавайрем

агавайрем марийский национальный праздник. Смотреть фото агавайрем марийский национальный праздник. Смотреть картинку агавайрем марийский национальный праздник. Картинка про агавайрем марийский национальный праздник. Фото агавайрем марийский национальный праздник

Агавайрем — праздник плуга — марийский национальный праздник весеннего сева. Он посвящён божествам плодородия, земли и силам природы. Праздником завершается весенний цикл праздничной обрядности марийцев.

Агавайрем распространён у луговых, северо-западных и восточных марийцев, с соблюдением традиционных форм отмечается в основном марийцами северо-восточных районов Марий Эл.

Агавайрем отмечают перед весенним севом, но большей частью — после него, в период между летним Николиным днём (Кеҥеж Миколо — 22 мая) и Духовым днём (Мланде Шочмо кече, через 50 дней после Пасхи).

Время и день праздника заранее выбираются картами, при этом желательно его проведение на новолуние. Всемарийское моление Оно Морко Агавайрем в Сернурском районе, завершающее празднование Агавайрема, проводится через восемь недель после Пасхи в субботу — за шесть дней до Девятой пятницы (Индеш кугарня).

К Агавайрему тщательно готовятся: производят уборку дома, двора, улицы, заранее запасаются продуктами для приготовления ритуальных блюд. В день праздника моются в бане, надевают чистую одежду, готовят обрядовые кушанья — блины, ватрушки с картофелем, сырники, вареники с творогом, варят пиво.

На моление в рощу Агавайрема или в специально отведённое место выходят в нарядной одежде. Во время моления, обращаясь к богу праздника Агавайрем-Юмо и божествам сил природы, молящиеся во главе с картом просят у них плодородия полей, хорошей погоды для своевременного проведения весенне-полевых работ, предохранения будущего урожая от бурь и града, от вредителей, благополучия и счастья всем присутствующим.

Восточные марийцы во время Агавайрема в прошлом проводили обряд изгнания злых сил.

В праздничные дни соблюдались запреты: нельзя было красить нитки, стирать бельё, устраивать шум.

С начала 1990-х годов праздник справляется на официальном уровне.

Материал подготовлен на основе информации интернет-журнала «Кидшер» («Пульс») и открытых источников.

Источник

Праздник пашни Агавайрем в Марий Эл: истоки и XXI век

агавайрем марийский национальный праздник. Смотреть фото агавайрем марийский национальный праздник. Смотреть картинку агавайрем марийский национальный праздник. Картинка про агавайрем марийский национальный праздник. Фото агавайрем марийский национальный праздник

Ключевые события в выживании общества часто принимали религиозный характер, поскольку исход их не всегда зависел от людских решений. Так тысячелетиями история человечества покрывалась особыми маркерами – праздниками и памятными датами, которые обрастали своими обрядами и фетишами. Оттуда происходит наша внутренняя потребность просить помощи у высших сил или же благодарить их за поддержку.

Простые молитвы

агавайрем марийский национальный праздник. Смотреть фото агавайрем марийский национальный праздник. Смотреть картинку агавайрем марийский национальный праздник. Картинка про агавайрем марийский национальный праздник. Фото агавайрем марийский национальный праздник

14 июня будет отмечаться большой марийский праздник Агавайрем. Он знаменует собой окончание посевных работ и связанный с ним целый цикл весенних молений у исповедующих традиционную религию мари. О том, что происходит в этот праздник, «Марийской правде» рассказал Александр Бирюков, глава Йошкар-Олинского общества традиционной религии «Марий кумалтыш»:

— Агавайрем посвящен завершению весенних посевных работ, он схож с праздниками пашни или сохи у других народов. Раньше все марийские деревни выходили на моленье в священные рощи, сейчас, конечно, меньше людей отмечают его. Празднуется он через семь недель после Пасхи. У каждого района есть свои особенности проведения праздника и свой день. Агавайрем обычно делают на новую луну.

Моления проходят в рамках одной деревни или территории, как и когда — решают карты. Это целый комплекс обрядов, пронизанных земледельческой тематикой. Они духовно сопровождают все важные этапы весенних аграрных работ, а завершает их Агавайрем. Просьбы жрецов обращены к природным силам. Они просты, сводятся к тому, чтобы в мире и природе было равновесие.

агавайрем марийский национальный праздник. Смотреть фото агавайрем марийский национальный праздник. Смотреть картинку агавайрем марийский национальный праздник. Картинка про агавайрем марийский национальный праздник. Фото агавайрем марийский национальный праздник

Гулянье

К Агавайрем верующие готовят угощения, это жертва богам, ведь на пустом месте, как считают марийцы, ничего не происходит.

агавайрем марийский национальный праздник. Смотреть фото агавайрем марийский национальный праздник. Смотреть картинку агавайрем марийский национальный праздник. Картинка про агавайрем марийский национальный праздник. Фото агавайрем марийский национальный праздник

В прежние времена особо в ритуальном действе выделялись яйца, которые долго собирали перед праздником, и в Агавайрем их было в изобилии. С яйцами, как символом плодородия, в праздник проводились различные магические действия. Их дарили молодушкам, чтобы имели много детей, зарывали в поле, чтобы зерна росли крупными, бросали через деревья, чтобы урожайность полей была высокая. Яйца были и призом для победителей состязаний, ведь Агавайрем – это не только моленья, но и народное гулянье с песнями, танцами, спортивными соревнованиями, национальными играми.

Беречь себя и природу

В Йошкар-Оле Агавайрем намечен на 12 июня, но в этом году без скопления людей. Сами понимаете, в условиях пандемии коронавирусной инфекции очень важно обеспечить сохранность здоровья. 14 июня пройдет последнее весеннее моленье, на котором соберутся карты из районов. Накануне праздника верховный карт республики Александр Таныгин сказал:

— Духовность нельзя терять ни на минуту, но при этом мы понимаем, какая сейчас ситуация, и договорились, что 14 июня на моление будут собираться только главы общин из районов. Мы будем соблюдать исключительные меры безопасности. У нас все моления хлебосольные, от Всевышнего без ничего не просят. Традиционно люди приносят свое угощение на общий стол, но сейчас мы решили приготовить все блюда в одном месте у одного человека, так безопаснее. Всем верующим хочу сказать: надо быть очень аккуратными, чистоплотными, соблюдать все правила, чтобы не болеть. Сейчас каждый должен молиться в своей семье, не обязательно молиться вместе в такое время.

Источник

Марийские жрецы попросили хорошую погоду и богатый урожай в Агавайрем

агавайрем марийский национальный праздник. Смотреть фото агавайрем марийский национальный праздник. Смотреть картинку агавайрем марийский национальный праздник. Картинка про агавайрем марийский национальный праздник. Фото агавайрем марийский национальный праздник

Землю мы до сих пор называем Матерью. Это имя показывает взаимосвязь, которая существует между людьми, животными и другими живыми существами. Однако мы не всегда обращаемся с нашей планетой так, как следует её детям.

К счастью, в нашей стране есть народы, в сердце которых особое место занимает Земля. Коренной народ Республики Марий Эл относится к природе с величайшей любовью и особым почтением.

Сегодня РИА SM-News предлагает познакомиться с марийским национальным праздником, который связан с божествами Земли и силами природы.

агавайрем марийский национальный праздник. Смотреть фото агавайрем марийский национальный праздник. Смотреть картинку агавайрем марийский национальный праздник. Картинка про агавайрем марийский национальный праздник. Фото агавайрем марийский национальный праздник

Марийский Праздник пашни и сохи

Весной в Республике Марий Эл отмечают национальный праздник Агавайрем. Причём данный праздник числится в одном ряду с большими марийскими обрядовыми молениями.

«Этот праздник проводится в период весенне-полевых работ», — объясняет глава Советской общины «Марий кумалтыш» Ефим Виногоров.

Как уточняет представитель марийской традиционной религии, по толкованию верховного карта Александра Таныгина, праздник олицетворяет творение природы. «Ага» обозначает простанство, а «вайрем» – творение.

При этом Ефим Михайлович добавляет, что у самобытного марийского торжества существует и другое значение – Праздник пашни и сохи. В данном случае «ага» переводится как поле, а «вайрем» («пайрем) – как праздник.

агавайрем марийский национальный праздник. Смотреть фото агавайрем марийский национальный праздник. Смотреть картинку агавайрем марийский национальный праздник. Картинка про агавайрем марийский национальный праздник. Фото агавайрем марийский национальный праздник

У любого праздника есть свои ритуалы, которые уходят корнями вглубь веков. Какие традиции связаны с марийским Праздником пашни и сохи? Виногоров объясняет, что хотя Агавайрем относится к обрядовым молениям, но он проводится без жертвоприношения.

Глава Советской общины «Марий кумалтыш» приоткрывает тайны обрядов марийского национального праздника. Предлагаем вам погрузиться в церемонию праздника Агавайрем.

Как рассказывает Ефим Михайлович, на праздник выходят люди в белой, чистой и нарядной одежде. Виногоров особо подчёркивает, что на любых праздниках народ мари бывает в традиционной нарядной одежде.

На праздновании Агавайрем марийцы приходят с крашеными яйцами, которые напоминают пасхальное угощение. Кроме того, на праздник марийцы приносят блины, творожные вареники, квас и другую еду.

«Каждый человек выходит со свечками на мольбище. Причём для Агавайрем оно всегда специальное. По размерам мольбище по сравнению с традиционными местами молений не очень большое.

Например, праздник проводят в рощице с березками. При этом у каждой деревни есть своё место», — говорит глава Советской общины «Марий кумалтыш» Ефим Виногоров.

Ближе к обеденному времени народ мари выходит к молельной роще Агавайрем и начинает собираться. В это время карт (жрец – прим.ред.), который ведёт моление, разжигает небольшой костёр.

При этом люди, которые пришли на моление, ставят свои угощения в ряд на белое полотенце. После этого карт начинает произносить молитвенные слова.

агавайрем марийский национальный праздник. Смотреть фото агавайрем марийский национальный праздник. Смотреть картинку агавайрем марийский национальный праздник. Картинка про агавайрем марийский национальный праздник. Фото агавайрем марийский национальный праздник

Моление марийских язычников

Главным образом, последователи марийской традиционной религии благодарят Богов за то, что пережили зиму вместе с её метелями и вьюгами.

Кроме того, народ мари выражает благодарность за то, что им хватило корма для домашних животных, а также за то, что сохранились семена для новой посадки. Одним словом, марийцы говорят слова благодарности за добрые моменты в своей жизни.

Затем участники моления просят Бога о хорошей погоде и богатом урожайном годе. Народ мари также молится о том, чтобы град и непогода проходили их стороной. Конечно, люди просят не только о богатом урожае, но и о своём здоровье.

После завершения этого ритуала начинается индивидуальное моление. Каждый человек подходит со своими просьбами к Богу, которые передаются через карта. Например, о здоровье и благополучии. Затем после своих желаний человек должен принести жертвоприношение – кусочек еды, которую он принёс.

«В заключении, после завершения процедуры, люди снова становятся в один ряд. Кроме того, в некоторых молениях на большую скатерть ставят угощение. После этого спрашивают, покачиваясь: «К кому теперь идти завершать этот праздник?». Обычно по старинке делалось именно так», — говорит Ефим Михайлович.

Представитель марийской традиционной религии объясняет, что после этого обряда выбирают человека или семью, из какого дома в следующем году выйдут на моление. В завершении празднования Агавайрем гости разговаривают и пьют квас.

агавайрем марийский национальный праздник. Смотреть фото агавайрем марийский национальный праздник. Смотреть картинку агавайрем марийский национальный праздник. Картинка про агавайрем марийский национальный праздник. Фото агавайрем марийский национальный праздник

Самобытное торжество народа мари

Сохранились ли традиции празднования марийского Праздника пашни и сохи до сегодняшних дней? Или ритуал Агавайрем стал историей? Глава Советской общины «Марий кумалтыш» Ефим Виногоров заявляет, что, конечно, это торжество отмечается в Республике Марий Эл и сегодня.

«Каждый год этот праздник обязательно проводится. Агавайрем отмечается масштабно. Даже более широко, чем обычные моления. Причём праздник проводится в каждой деревне», — добавляет представитель марийской традиционной религии.

«Существуют ли различия в праздновании Агавайрем в зависимости от географии?» — спрашиваем у Ефима Михайловича. Всё-таки в республике живут и горные, и луговые мари.

Как рассказывает глава Советской общины «Марий кумалтыш», в районах Марий Эл торжество проходит практически одинаково. По словам Виногорова, праздник может отмечаться в течение недели и заканчиваться «Оно Морко Агавайрем» (Всемарийское моление – прим.ред.).

Кстати, ранее праздник включал в себя две части. Во время первой проходило само моление, а в ходе второй – обрядовые игры. Причём в некоторых местах и сегодня проводят традиционные развлечения. При этом на некоторых территориях идёт только моление.

Например, во время Агавайрем карты дарили молодым девушкам яйца, чтобы те имели много детей. Кроме того, после выхода из священной рощи марийцы устраивали бега на перегонки, различные игры с яйцами.

Ефим Михайлович заверяет, что после завершения праздника народ мари верит, что впереди будет только хорошее, так как природа их охраняет от невзгод и непогоды.

агавайрем марийский национальный праздник. Смотреть фото агавайрем марийский национальный праздник. Смотреть картинку агавайрем марийский национальный праздник. Картинка про агавайрем марийский национальный праздник. Фото агавайрем марийский национальный праздник

Ps Scr Национальный музей Марий Эл

Виртуальный Путь к святилищу

Сегодня РИА SM-News предлагает своим читателям посетить онлайн-выставку «Путь к святилищу… (страницы из дневника)», которую подготовили специалисты Национального музея Марий Эл.

Создатели экспозиции приглашают всех желающих отправиться в путешествие за границы пространств: жилого и нежилого, людей и богов. Такое виртуальное странствие стало возможным после изучения результатов многочисленных экспедиций.

Сотрудники музея выделили в мифологии народа мари мир «домашних» духов, а также два пути – к богам и к предкам. Под первой дорогой специалисты понимают святилища и священные рощи, а под второй – могильники и кладбища.

По данным пресс-службы культурного учреждения, основой онлайн-экспозиции стали фото, которые сделали во время экспедиции по районам Марий Эл на протяжении последних 20 лет.

«Эти фотографии получены по результатам обследования девяти районов Республики Марий Эл и 76 различных культовых объектов (34 священные рощи, восемь кладбищ, 45 одиночных жертвенных деревьев)», — отметили в Национальном музее Марий Эл.

Кстати, в разделе «Путь к предкам» вы сможете узнать о традициях расположения средневековых могильников и кладбищ, а также обряды проведения молений, в том числе, во время Агавайрем.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *