акафист и канон на каждый день седмицы
Акафист и канон на каждый день седмицы
СОСТАВ КАНОНОВ
ДЛЯ МОЛИТВЕННОГО ПРАВИЛА
▫ Начало с Богом молитвенного правила
▫ Чин келейного чтения канонов и акафистов
▫ Канон и акафист Сладчайшему Господу нашему Иисусу Христу
▫ Канон молебный ко Пресвятой Богородице, поемый во всякой скорби душевной и обстоянии
▫ Канон Ангелу хранителю
▫ Канон и акафист Сладчайшему Господу нашему Иисусу Христу
▫ Канон молебный ко Пресвятой Богородице, поемый во всякой скорби душевной и обстоянии
▫ Канон Безплотным
▫ Канон Ангелу хранителю
▫ Канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу
▫ Канон молебный ко Пресвятой Богородице, поемый во всякой скорби душевной и обстоянии
▫ Канон Ангелу хранителю
▫ Канон святому Иоанну, Предтече Господню
▫ Канон и акафист Сладчайшему Господу нашему Иисусу Христу
▫ Канон Честному и Животворящему Кресту Христову
▫ Канон Пресвятой Богородице Одигитрии
▫ Канон Ангелу хранителю
▫ Канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу
▫ Канон молебный ко Пресвятой Богородице, поемый во всякой скорби душевной и обстоянии
▫ Канон Ангелу хранителю
▫ Канон святым апостолам
▫ Канон святителю и чудотворцу Николаю, архиепископу Мир Ликийских
▫ Канон Божественным Страстям Христовым
▫ Канон Честному и Животворящему Кресту Христову
▫ Канон молебный ко Пресвятой Богородице, поемый во всякой скорби душевной и обстоянии
▫ Канон Ангелу хранителю
▫ Канон и акафист Сладчайшему Господу нашему Иисусу Христу
▫ Канон и акафист Преблагословенной Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии
▫ Канон Ангелу хранителю
▫ Канон всем святым
▫ Канон о усопших
Какие акафисты следует читать на каждый день недели
Какие акафисты принято читать
Многовековая православная вера хранит в своих кладезях много жанров песнопений, среди которых особое место отводится акафисту. Акафист – это хвалебная ода в честь Спасителя, Пресвятой Богородицы, святых великомучеников и архангелов.
В переводе с греческого языка «акафист» означает «неседальная песнь», поэтому хвалебно-благодарственные песнопения исполняются стоя. Особенность «народной молитвы», как часто называются православные христиане акафист, состоит в том, что прихожане могут принимать участие в богослужении в храме.
Некоторые миряне, не имея возможности каждый день посещать церковь, читают акафисты дома. Прочтение хвалебно-благодарственной оды в домашних условиях не требует особой подготовки и соблюдения каких-то условностей. Главное, искренность и открытость во время обращения к Спасителю, Пресвятой Богородице и святым угодникам. Проводить данный ритуал лучше в уединении, отстранившись от бренных мыслей и мирских дел.
Любой акафист состоит из 25 коротких песен (13 кондаков и 12 икосов), отличающихся легким слогом и глубоким смыслом. Первые 12 кондаков и 12 икосов читаются поочередно, последний нечетный кондак зачитывается трижды с поклонами. Затем нужно повторить первый икос и первый кондак. Ритуал хвалебно-благодарственного песнопения заканчивается прочтением молитвы, расположенной в акафистнике в конце каждого акафиста.
При любых жизненных трудностях и невзгодах, при утрате веры православные христиане обращаются с молитвами к Спасителю, Пресвятой Богородице и святым угодникам, вопрошая о помощи и защите. С каждым днем недели, именуемой седмицей, православная церковь соединяет особые воспоминания. Согласно данному церковному уставу, существует определенный круг недельных богослужений, в том числе и прочтения акафистов в домашней обстановке.
В воскресенье
Воскресенье считается первым днем седьмицы, когда верующие христиане вспоминают и прославляют Воскресение Христово, соответственно в этот день принято проводить ритуал хвалебно-благодарственного песнопения Воскресению Христову.
Читая акафист Воскресения Христово, молящийся желает наполнить свое сердце любовью, измениться и изменить свою жизнь, чтобы в душе поселился покой и гармония.
Понедельник
Утро понедельника следует начать с прочтения «народной молитвы» Ангелу Хранителю, который оберегает от бед и напастей, предостерегает от греха и искушения, помогает стать на путь праведный и обрести веру в свои силы.
Также в этот день можно провести ритуал хвалебного песнопения, молясь Архангелу Михаилу. Как сказано в церковном предании, Архангел Михаил ниспослан Господом христианам для оказания помощи в разных бедах, нуждах и страданиях.
Вторник
Во вторник в утренней домашней молитве православные христиане прославляют святого угодника Иоанна Крестителя. Акафист святому Предтече Господню Иоанну читают, вопрошая о даровании чувства покаяния.
Во времена Руси хвалебно-благодарственные оды Предтече Господню Иоанну воспевали при освящении пчельника, а также в молитвах о защите и покровительстве посевов и плодородия.
Среду
Середина недели считается постным днем, когда в молитвах священнослужителей вспоминается предательство Иисуса Христа Иудою и в храмах проводятся службы во имя Животворящего Креста Господня. В этот день нужно читать акафист Пресвятой Богородице и акафист Иисусу Сладчайшему.
В ритуальном песнопении, обращенном к Пресвятой Богородице, молящийся просит защиты от греховных мыслей, искушений и страстей, благодати и покровительства над детьми, помощи в родах, исцеления от душевных и физических недугов.
Четверг
По четвергам в храмах и дома православные христиане прославляют святых апостолов и святителя Николая Чудотворца. Акафист святителю Николаю Чудотворцу, согласно церковным канонам, разрешается читать при нуждах на всякую потребу, особенно при прошении о чудесном исцелении от недугов души и тела.
Совершая обряд благодарственного песнопения и прославления святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла, молящийся просит помощи в преодолении различных житейских проблем и начинании новых дел. Апостол Петр является покровителем рыбаков, поэтому многие христиане обращаются в своих молитвах с просьбой об удаче в ловле.
Пятницу
В этот день принято вспоминать крестные страдания и распятие Иисуса Христа. По пятницам в православной церкви проводится служба в честь Животворящего Креста Господня. Уединившись и отстранившись от дел мирских, верующие христиане читают акафист Страстям Господним и акафист Честному и Животворящему Кресту Господню, вопрошая о благодати и защите от бед и горестей, душевных и физических недугов, сглаза и порчи, зла и различных опасностей.
Субботу
В субботу прославляется Божия Матерь и святые угодники. В домашних молитвах православные христиане исполняют хвалебную оду Пресвятой Богородице и акафист всем святым от века Богу благоугодившим.
Также в этот день поминаются все умершие в истинной вере и надежде, дома можно читать акафист об упокоении усопших.
Видео «Что такое акафист, как и когда его читать?»
В этом видео рассказывается, что такое акафист, как и когда его читать.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Чтение канонов и акафистов в течении седмицы.
В традиции Православной Церкви с древних времен в разные дни недели за богослужением воспоминаются те или иные события или святые. Со временем богослужебная традиция Церкви распространилась на домашние (келейные) молитвы. Так богослужение понедельника содержит молитвословия Небесным Силам, вторника – Иоанну Предтече. В среду, пятницу и воскресенье Святая Церковь вспоминает Евангельские события предательства Спасителя, Его Крестной смерти и Воскресения, соответственно и богослужебные тесты посвящены Господу и Пресвятой Богородице. Суббота по традиции день поминовения усопших и особого моления всем святым от века Богу благоугодившим. Особо следует выделить четверг – день, когда совершается память святых апостолов и святителя Николая Чудотворца.
В какой день какой акафист и канон читать?
Следуя правилам благочестия и подражая богослужебному строю миряне читают каноны и акафисты:
В понедельник:
Канон Небесным Силам безплотным
Канон Ангелу Хранителю
Акафист святому Архангелу Михаилу
Акафист святому Ангелу Хранителю
Вторник:
Канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу
Канон ко святому Иоанну Предтече
Акафист святому славному пророку, Предтече и Крестителю Господню Иоанну
Среду:
Канон умилительный Господу Иисусу Христу
Канон молебный ко Пресвятой Богородице
Акафист Иисусу Сладчайшему
Акафист Пресвятой Богородице
Четверг:
Канон святым апостолам
Канон святителю Николаю
Акафист святым первоверховным апостолам Петру и Павлу
Акафист святителю Николаю Чудотворцу
Пятницу:
Канон Честному и Животворящему Кресту Господню
Канон Божественным Страстем Христовым
Акафист Честному и Животворящему Кресту Господню
Акафист Божественным Страстям Христовым
Субботу:
Канон о упокоении усопших
Канон всем святым от века Богу благоугодившим
Акафист всем святым
Акафист о упокоении усопших
Воскресенье:
Канон воскресный глас 6
Акафист Воскресению Христову
Вообще порядок чтения в разных традициях может немного отличаться. Например в среду, в некоторых изданиях, публикуют вместо канона молебного Божией Матери канон Пресвятой Богородице «Одигитрии».
Как читать каноны и акафисты на каждый день?
Есть две традиции чтения канонов и акафистов на каждый день седмицы. Читают отдельно канон и отдельно акафист или читается канон, после 6 песни которого читается акафист, без молитвы, далее заканчивается канон и читаются молитвы.
Начало и окончание чтения канонов и акафистов обычное.
Как правильно читать каноны и акафисты на каждый день седмицы?
Православный сборник канонов и акафистов на каждый день седмицы предназначен для сугубой, то есть усиленной, домашней молитвы. Не являясь обязательными, они полюбились верующим за то, что наравне с утренними и вечерними молитвами помогают упорядочить молитвенную жизнь православного христианина, максимально приближая ее к церковной. Поэтому христианские акафисты на каждый день подобраны в соответствии с литургической направленностью дней седмицы.
Каким святым читаются акафисты на каждый день?
Очень часто верующие, уставшие от ежедневного рутинного молитвенного правила, с радостью берутся читать церковные акафисты на каждый день седмицы, полагая, что таким образом они вносят в него разнообразие.
Но следует знать, что каноны и православные акафисты на каждый день не заменяют утренние и вечерние молитвы, а дополняют его. В соответствии с правилами, установленными церковью, при чтении следует придерживаться следующего порядка:
Правила чтения православных акафистов в Великий пост
Во время православных постов чтение акафистов на русском языке значительно сокращается. В эти периоды следует отдавать предпочтение канонам покаянного характера, но существуют и исключения: с давних времен принято читать в пятую субботу пасхального поста акафист Богородице Радуйся, Невесто Неневестная, а в последнюю неделю – акафист Страстям Господним. Не возбраняется в пост и чтение покаянного акафиста, а также акафиста об упокоении усопших.
Акафист и канон на каждый день седмицы
(495) 592-72-52, (495) 330-03-81
КАНОНЫ И АКАФИСТЫ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ СЕДМИЦЫ[1]
С каждым днем недели (седмицы[2]) Церковь соединяет особые воспоминания. Это находит свое отражение как в недельном круге богослужений, так и в домашнем молитвенном правиле.
В воскресенье (первый день седмицы) воспоминается и прославляется Воскресение Христово.
В понедельник (первый день по неделе, т.е. после воскресенья) прославляются бесплотные силы – Ангелы, созданные прежде человека, ближайшие слуги Божии.
Во вторник прославляется святой Иоанн Креститель, как больший из всех пророков и праведных.
В среду воспоминается предательство Господа Иудою и, в связи с этим, совершается служба в память Животворящего Креста Господня (день постный).
В четверг прославляются святые апостолы и святитель Николай Чудотворец.
В субботу (день покоя) прославляются Божия Матерь, Которая ублажается и ежедневно, праотцы, пророки, апостолы, мученики, преподобные, праведные и все святые, достигшие упокоения в Господе. Также поминаются все усопшие в истинной вере и надежде на воскресение и жизнь вечную[3].
Состав дневных канонов, предназначенных для ежедневного совершения келейного (домашнего) молитвенного правила, определен на основе предписаний, которые приведены в Каноннике[4] в последовании повечерия. Соответственно, дневные каноны читаются вечером предыдущего дня, например, каноны на воскресенье – вечером в субботу и т.д. Каноны могут быть прочитаны и без повечерия – отдельно или в соединении с последованием молебна[5].
Для удобства усердно молящихся в состав канонов на среду включен также Канон Честному и Животворящему Кресту Христову, на пятницу – Канон Божественным Страстям Христовым, а на субботу – Канон о усопших.
Вместо канонов Божией Матери, прямо указанных в упомянутых предписаниях Канонника, могут читаться каноны Богородице по Октоиху[6] соответствующего гласа. В таком случае, чтобы найти необходимый канон, следует определить, какой идет глас по Октоиху[7], и открыть в этом гласе нужный день недели (например, для пения канона на повечерии в среду вечером нужно искать в Октоихе вечер среды)[8].
Начало с Богом молитвенного правила
Боже, милостив буди мне грешному. (Поклон)
Боже, очисти грехи моя, и помилуй мя. (Поклон)
Создавый мя, Господи, помилуй. (Поклон)
Без числа согреших, Господи, прости мя. (Поклон)
Владычице моя Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго. (Поклон)
Ангеле Христов, хранителю мой святый, от всякаго зла сохрани мя. (Поклон)
Святый апостоле [или мучениче, или преподобне отче] (имя), моли Бога о мне. (Поклон)
Чин келейного чтения канонов[9]
Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.
Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.
Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Трижды)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.
Господи, помилуй. (Трижды)
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
Господи, помилуй. (12 раз)
Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон)
Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон)
Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон)
Псалом 50
Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя; яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну. Тебе Единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих; яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши внегда судити Ти. Се бо, в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо, истину возлюбил еси; безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопом, и очищуся; омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие; возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом Владычним утверди мя. Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего; возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая; тогда возложат на oлтарь Твой тельцы.
Символ веры
1 Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. 2 И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. 3 Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. 4 Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. 5 И воскресшаго в третий день по Писанием. 6 И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. 7 И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. 8 И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. 9 Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. 10 Исповедую едино крещение во оставление грехов. 11 Чаю воскресения мертвых, 12 и жизни будущаго века. Аминь.
И чти каноны со акафисты.
Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем. (Поклон)
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Трижды)
Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.
Господи, помилуй. (Трижды)
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
Тропари
Помилуй нас, Господи, помилуй нас; всякаго бо ответа недоумеюще, сию Ти молитву яко Владыце грешнии приносим: помилуй нас.
Слава: Господи, помилуй нас, на Тя бо уповахом; не прогневайся на ны зело, ниже помяни беззаконий наших, но призри и ныне яко благоутробен, и избави ны от враг наших; Ты бо еси Бог наш, и мы людие Твои, вси дела руку Твоею, и имя Твое призываем.
И ныне: Милосердия двери отверзи нам, благословенная Богородице, надеющиися на Тя да не погибнем, но да избавимся Тобою от бед: Ты бо еси спасение рода христианскаго.
Господи, помилуй. (12 раз)
[1] Пояснения и названия молитв, напечатанные курсивом, не читаются во время молитвы.
[2] Слово «седмица» в переводе с церковнославянского языка соответствует современному слову «неделя». При этом церковнославянское слово «неделя» переводится на современный язык как «воскресный день» или «воскресенье» (т.е. первый день седмицы, день покоя).
[3] См.: Закон Божий для семьи и школы / Составил протоиерей Серафим Слободской. – М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2015, с. 631; Азы православного богослужения. – СПб.: Издательство «САТИСЪ», 2011, с. 39–40.
[4] Канонник. – М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2012.
[5] См.: Богородичник: Каноны Божией Матери на каждый день. Изд. 4-е, испр. – М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2013, с. 508.
[6] Октоих – Богослужебная книга, которая содержит песнопения (тропари, кондаки, каноны и др.), разделенные на восемь напевов или гласов. Каждый глас, в свою очередь, содержит песнопения на всю седмицу, так что службы Октоиха повторяются раз в восемь недель (см. Закон Божий для семьи и школы / Составил протоиерей Серафим Слободской. – М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2015, с. 631).
[7] Глас указывается в Церковном календаре в предыдущее воскресенье (неделю).
[8] См.: Богородичник: Каноны Божией Матери на каждый день. Изд. 4-е, испр. – М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2013, с. 508.
[9] Кроме заупокойных канонов.
[10] Когда написано «Слава:», «И ныне:», надо читать полностью: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу», «И ныне и присно и во веки веков. Аминь».