акъикъа при рождении ребенка
Обряд жертвоприношения за новорожденного ребёнка
«Посланник Аллаха (мир ему и благословение) повелел заколоть за рождённого ребёнка-мальчика две овцы, а за ребёнка-девочку – одну овцу»
Акика – это жертвоприношение, которое совершается на седьмой день после рождения ребенка. Если человек заранее, до появления ребёнка на свет, заколол животное, то этого недостаточно.
Если не получилось совершить акика на седьмой день, то можно сделать это на четырнадцатый или двадцать первый день (и так далее, добавляя по семь дней) после рождения. Как стало ясно из хадиса, за младенца-мальчика – две овцы, а за девочку – одну овцу. Это очень желательное действие в Исламе.
Достоинство
У этого действия очень большие блага – как духовные, так и материальные. Что касается духовной стороны, то человек рождается на свет в сопутствии с благим делом, то есть с приношением в жертву животного и раздачи его бедным, что является благодатным и вознаграждаемым делом.
Что касается материального, то человек, который совершит закалывание акика, следуя сунне, с намерением получить довольство Аллаха, привлекает к себе, к своему имуществу, потомству благодать.
Ребёнок, за которого закололи акику, будет ходатаем за родителей в День Суда – в день, когда будет трудный отчёт, и каждый человек в жару будет ожидать свою очередь.
Имам Ахмад (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Ребёнок, за которого не закололи акику, не сможет быть ходатаем перед Аллахом за родителей в День Суда», – то есть Всевышний не предоставит возможность ребёнку ходатайствовать за родителей.
Казалось бы, что в акике особого, и многие даже не придают должного значения этому действию – одни жалеют денежные средства, а другие и вовсе не считают нужным соблюдать эту сунну: «Это же всего лишь желательно, но не обязательно».
Да, это «сунна», но это «сунна лучшего из творений и любимца Аллаха», Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), про которого Аллах в хадисе «аль-кудси» сказал: «Все ищут Моё довольство, Мухаммад, а Я ищу твоё довольство». То есть если человек добьётся любви Пророка (мир ему и благословение), то и Аллаха найдёт довольным, а что сделает Мухаммада (мир ему и благословение) довольным, кроме как следование его сунне?
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Человек, который желает заколоть животное за ребёнка, пусть сделает это» (Абу Давуд).
Из этого хадиса ясно, что акика является желательным действием.
Айша (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) повелел нам, чтобы мы закалывали двух овец за ребёнка-мальчика, и одну овцу – за ребёнка-девочку» (ат-Тирмизи; хадис достоверный).
Мудрость этого действия – в том, чтобы выразить радость и благодарность Аллаху, а также дать всем знать о рождении ребёнка.
Каждый человек желает здоровья и счастья для ребёнка. Если он искренне этого желает, то акика является одним из средств к началу удачной и счастливой жизни человека, за которого закололи животное.
Кто режет и за кого режут?
Акику желательно закалывать тому, кто обязан обеспечить семью, и за тех, кого он обеспечивает. То есть жертвоприношение должен совершить отец, который имеет такую возможность, во время рождения ребёнка и в период послеродовых выделений у женщины.
Если же человек был неимущим при рождении ребёнка, и в период послеродовых выделений возможность для жертвоприношения не появилась, то уже отпадает желательность акики.
Отец режет жертвенное животное за детей, которые ещё не достигли совершеннолетия. После совершеннолетия дети уже приносят жертву сами за себя, однако отец может за них (совершеннолетних детей) тоже резать, попросив у них полномочия, к примеру если дети совершеннолетние, но неимущие.
Если ребёнок богатый, а отец неимущий (по тем или иным причинам), то отец имеет право принести в жертву за ребёнка животное с имущества этого ребёнка, но с намерением возместить потраченные средства, когда появится возможность.
Закалывать желательно самому, но если человек сам не может резать, к примеру, слабонервный или не умеющий закалывать, то он может уполномочить другого человека заколоть при условии, чтобы тот, кого уполномочивают, был мусульманином и знал, как это делать.
Животное для акика
Овца для жертвоприношения должна быть годовалая или у которой выпали передние зубы. Недостаточно взять слишком худую, больную, слепую, хромую, с отрезанным хвостом или отсечённым куском уха. Однако не является помехой, если ухо просто порванное или в виде надреза, при условии если ничего не отделилось от ухо. Так же в отношении других органов.
Если человек хочет заколоть козу, то условия те же, что и выше, но коза должна быть двухгодовалая. Если кто-то хочет принести в жертву крупнорогатый скот (телёнок, бычок), то условия те же, но при этом скотина должна быть двухгодовалая и её можно резать за семерых.
Ребёнок от прелюбодеяния
Если ребёнок родился от прелюбодеяния, то за него закалывать жертвенное животное желательно матери, потому как по Исламу мать обязана обеспечивать его, так как законного отца у ребёнка, родившегося в результате прелюбодеяния, нет. Также в данном случае матери желательно скрытно заколоть животное, дабы не распространять информацию о ребёнке, родившегося от греха.
Мясо животного
Разделывая животное, нужно аккуратно разделять кости по суставам, то есть не ломая их, – это символизирует сохранение костей ребёнка от травм, подобно костям этого животного. Мясо животного после разделывания желательно сварить и в варёном виде раздать бедным, причём отправить это мясо к ним (бедным) домой лучше, чем звать их к себе в гости. Если человек сломал кости животного или раздал мясо не в варёном виде, то нет в этом ничего запретного и акика считается.
Да поможет нам Аллах придерживаться сунны!
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Нормы шариата, связанные с рождением ребёнка
Одной из отличительных черт Ислама является то, что он имеет множество традиций и обрядов, связанных с рождением ребёнка. Дальнейшее воспитание ребёнка идёт в соответствии с ними.
1. Обряды и традиции при рождении ребёнка
Извещение о рождении ребёнка и поздравления
Дети – дар и милость Всевышнего. Поэтому мусульманину желательно как можно скорее поздравить родителей новорождённого и их родственников. Также является сунной читать следующее дуа (мольба): «О Аллах, помоги отцу и матери вырастить высоконравственного ребёнка и дай им силы воспитать его, почитающим Ислам».
Эти поздравления и пожелания наполняют сердца родителей радостью, укрепляют братские отношения между мусульманами, в результате чего крепнет согласие и дружеские связи в обществе.
О важности извещения и поздравления свидетельствует и то, что об этом сказано в нескольких местах Священного Корана. Так, Всевышний сказал:
يَا زَكَرِيَّا إِنَّا نُبَشِّرُكَ بِغُلَامٍ اسْمُهُ يَحْيَى لَمْ نَجْعَلْ لَهُ مِنْ قَبْلُ سَمِيًّا
«О Закарийя! Поистине, Мы радуем тебя вестью о мальчике (сыне), имя которого будет Яхья». (сура Марям: 7)
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) поздравлял родителей новорождённых и делал за них дуа.
Поскольку дети – дар Всевышнего Аллаха, известить родителей о рождении ребёнка и поздравить их надо не только при рождении мальчика, как это принято в некоторых странах, но и при рождении девочки. От Джабира ибн ‘Абдуллах (да будет доволен им Аллах) передаётся, что он слышал, как однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
مَنْ كَانَ لَهُ ثَلَاثُ بَنَاتٍ، يُؤْوِيهِنَّ، وَيَكْفِيهِنَّ، وَيَرْحَمُهُنَّ، فَقَدْ وَجَبَتْ لَهُ الْجَنَّةُ الْبَتَّةَ، فَقَالَ رَجُلٌ مِنْ بَعْضِ الْقَوْمِ: وَثِنْتَيْنِ، يَا رَسُولَ اللَّهِ؟ قَالَ: وَثِنْتَيْنِ
«Для того, кто является отцом троих дочерей, которым он предоставит кров, к которым будет проявлять милость, будет содержать и выдаст замуж, Рай станет обязательным». Затем его спросили: «А если он имеет двух дочерей?». На это Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Даже если имеет двух дочерей». (Бухари в «Аль-Адаб аль-муфрад», 78)
Отцу ребёнка также следует поздравить свою жену, благополучно разрешившуюся от бремени и поблагодарить Всевышнего. В некоторых семьях стало традицией дарить цветы и делать подарки родителям ребёнка. Это не противоречит духу и букве Ислама.
Чтение азана и икамата
Желательно, чтобы сразу же после рождения ребёнка отец прочитал в правое ухо новорождённого азан, а в левое – икамат. Это сунна.
От аль-Хасана ибн ‘Али (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
مَنْ وُلِدَ لَهُ مَوْلُودٌ فَأَذَّنَ فِي أُذُنِهِ الْيُمْنَى، وَأَقَامَ فِي أُذُنِهِ الْيُسْرَى رُفِعَتْ عَنْهُ أُمُّ الصَّبِيَّاتِ
«Если у человека родился ребёнок, и он произнёс азан ему в правое ухо, а икъама – в левое, то ему не причинит вреда джинн по имени Умм ас-сабийят». (Байхаки, «Шу‘аб аль-иман», 8254)
Также от Ибн Аббаса (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся:
أَذَّنَ فِي أُذُنِ الْحَسَنِ بْنِ عَلِيٍّ يَوْمَ وُلِدَ، فَأَذَّنَ فِي أُذُنِهِ الْيُمْنَى، وَأَقَامَ فِي أُذُنِهِ الْيُسْرَى
«Пророк (мир ему и благословение Аллаха) в день, когда родился Хасан, прочитал в правое ухо своего внука азан, а в левое – икамат». (Байхаки, «Шу‘аб аль-иман», 8255)
Смысл чтения азана и икамата в уши ребёнка заключается в том, чтобы первыми словами, услышанными новорождённым в этом мире, были слова возвеличивания и восхваления Аллаха и его Посланника Мухаммада (мир ему и благословение Аллаах), а также призыв к служению Аллаху, к благочестию и добру.
Кроме того, слова свидетельства Единобожия (ла илаха илла Ллах) прогоняют проклятого шайтана и защищают ребёнка от его козней.
Тахник
Следующим суннатом, связанным с рождением ребёнка, является тахник. Он заключается в протирании дёсен младенца слева и справа мякотью спелого финика. Если нет финика, можно использовать любую сладость: мёд, конфеты, сахар.
О желательности этого свидетельствует хадис, который передал Абу Муса (да будет доволен им Аллах):
وُلِدَ لِي غُلاَمٌ، فَأَتَيْتُ بِهِ النَّبِيَّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَسَمَّاهُ إِبْرَاهِيمَ، فَحَنَّكَهُ بِتَمْرَةٍ، وَدَعَا لَهُ بِالْبَرَكَةِ، وَدَفَعَهُ إِلَيَّ
Возможно, смысл тахника в том, чтобы первым вкусом, который новорождённый попробует в этой жизни, была не горечь, а сладость – сладость жизни. Совершать этот ритуал, как и другие, лучше доверить человеку богобоязненному, честному, доброму. Так больше надежды на воздействие его положительных качеств на дальнейшее поведение и характер ребёнка.
Бритьё головы
На седьмой день жизни ребёнка ему бреют волосы на голове. Волосы младенца не следует выкидывать, их надо собрать и взвесить. Родителям желательно раздать беднякам и нуждающимся в качестве милостыни количество золота или серебра, соответствующее весу волос. Затем волосы лучше закопать в чистом месте.
Смысл и цель бритья головы младенца заключается в следующем:
– оно укрепляет волосы и кожу головы; при этом одновременно улучшается зрение, обоняние и слух;
– раздача садака позволяет поддержать нуждающихся; в этом проявляется социальная солидарность между мусульманами;
– бритьё волос на седьмой день после рождения означает очищение и кладёт начало выполнению Сунны.
О желательности бритья головы говорится в хадисе, переданном от Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах):
عَقَّ رَسُولُ اللهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ عَنِ الحَسَنِ بِشَاةٍ، وَقَالَ: يَا فَاطِمَةُ، احْلِقِي رَأْسَهُ، وَتَصَدَّقِي بِزِنَةِ شَعْرِهِ فِضَّةً،
«Посланник Аллаха ﷺ зарезал акику за Хасана и сказал: «О Фатима, побрей ему голову и раздай неимущим милостыню серебром по весу его волос»». (Тирмизи, 1519)
К большому нашему стыду и сожалению, сегодня многие мусульмане не имеют никакого представления о том, как поступал лучший из сынов Адама, наш Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), после рождения ребёнка. Те же, кто знает это, часто не придерживаются этих суннатов.
Соблюдение этих обрядов, несмотря на то, что они являются лишь желательными действиями, считается очень важным и богоугодным делом. С ними связаны дальнейшие успехи в воспитании ребёнка и его поведение.
Сложное начинается с простого, большое – с малого, обязательное – с желательного. Поэтому, если мы не будем внимательными к желательным действиям, то это неминуемо и закономерно приведёт к небрежности и в обязанностях.
Будем же соблюдать нормы Ислама не только на словах, но и в поступках!
2. Имянаречение и его правила.
Имянаречение – очень важное и знаменательное событие в жизни новорождённого младенца. Имя – составная часть как личности, так и души человека. Поэтому в Исламе уделяется очень большое внимание этому вопросу. Все нормы, относящиеся к имянаречению, имеют своё объяснение и практическую пользу. Приведём некоторые из них.
Время имянаречения
От ‘Абдуллаха бин ‘Амр бин аль-‘Аса (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся:
أن النبيّ صلى اللّه عليه وسلم أمرَ بتسمية المولود يومَ سابعهِ، ووضعِ الأذى عنه، والعقّ.
«Пророк ﷺ велел давать имя младенцу, сбривать ему волосы и приносить жертву на седьмой день после рождения». (Тирмизи, 2832)
Из этого хадиса следует, что дать имя ребёнку следует на седьмой день. Но имеются и хадисы, которые гласят, что можно назвать младенца в первый же день после рождения.
Так, со слов Анаса (да будет доволен им Аллах) передают, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
وُلِدَ لي اللَّيْلَةَ غُلامٌ فَسَمَّيْتُهُ باسْمِ أبي: إبْرَاهِيم صلى اللّه عليه وسلم
«Сегодня ночью у меня родился сын, и я назвал его по имени моего отца Ибрахима (да благословит его Аллах и приветствует)». (Муслим, 2315)
3. Ритуал акика и его нормы.
Акика – это принесение в жертву за новорождённого одной или двух овец и раздача мяса бедным и нуждающимся.
О желательности этого ритуала говорится во многих хадисах. Так, передают со слов Самуры бин Джундуба (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
كُلُّ غُلَامٍ مُرْتَهَنٌ بِعَقِيقَتِهِ، تُذْبَحُ عَنْهُ يَوْمَ السَّابِعِ، وَيُحْلَقُ رَأْسُهُ وَيُسَمَّى
«Каждый новорождённый ребёнок зависит от жертвоприношения (акики), которое совершается за него на седьмой день после рождения, когда ему следует также сбрить волосы и дать имя». (Ибн Маджах, 3165)
Также от Айши (да будет доволен ею Аллах) передаётся:
«Посланник Аллаха ﷺ повелел принести в жертву (совершить акику) за мальчика двух баранов, а за девочку – одного». (Ибн Маджах, 3163)
Предпочтительное время для акики
Как уже отмечалось в вышеприведённых хадисах, принести в жертву (совершить акику) за младенца лучше всего на седьмой день от рождения ребёнка. Однако совершение акики не ограничивается только этим днём.
Принести в жертву овцу одинаково желательно как при рождении мальчика, так и при рождении девочки. Но при рождении мальчика предпочтительно резать две овцы, а при рождении девочки — одну. Допускается и за мальчика зарезать одну.
Нежелательно разбивать кости зарезанного животного.
При разделывании туши зарезанной овцы, приготовлении мяса и во время еды необходимо заботиться о том, чтобы не разбить кости жертвы. Каждую кость надо отделить от другой по суставу.
Нормы, связанные с акикой
Необходимо, чтобы овца, предназначенная для жертвоприношения (акики), была годовалой. Также необходимо, чтобы она была здоровой, целой, невредимой, без изъянов и недостатков.
Не допускается, чтобы овца была слепой, хромой, беззубой или безухой. Но разрешается приносить овцу в жертву, если у неё есть маленькие недостатки, например, сломанные рога или метка на ушах, незначительная хромота.
Польза от акики
Акыка – это жертвоприношение ради Всевышнего за новорождённого в первые же дни его существования в этом мире. Оно служит выражением благодарности Аллаху, Дарующему блага.
Это своего рода искупление за ребёнка с целью уберечь его от бед и искушений, это проявление радости при рождении младенца, укрепление любви и согласия, социальной гармонии между различными слоями общества.
Акъикъа при рождении ребенка
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Акика” (жертвоприношение за новорожденного)
Акика” (жертвоприношение за новорожденного)
Относительно положения акъики есть три мнения:
1. Что это уаджиб.
2. Что это желательная Сунна.
3. Что это порицаемо.
В данном случае рассматриваются два первых варианта. Одна группа опиралась на веления пророка (мир ему и благословение Аллаха), который говорил совершать акъикъу. ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) говорила: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) повелевал нам приносить в жертву двух баранов за мальчика и одного – за девочку». Ибн Маджах 2/1056, ат-Тирмизи 3/35. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность.
А другие ученые опирались на хадис, в котором пророк (мир ему и благословение Аллаха) связал совершение акъиъки с желанием самого человека. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, у кого родился ребенок и кто желает совершить за него жертвоприношение, то пусть принесет в жертву за мальчика двух барашек, а за девочку одного». Абу Дауд 2842. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим.
От имам аш-Шафи’и передаются такие слова: «Впали в крайность в отношении акъиъки два вида людей! Один из них говорит: Это нововведение! А другой говорит: Это уаджиб!» См. «Фатхуль-Бари» 4/12.
Ученые Постоянного Комитета (КСА) сказали: «’Акика – это сунна муаккада
пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «За каждого новорожденного следует приносить жертву (‘акъикъа) на седьмой день после его рождения». Абу Дауд 8/38, Ибн Маджах 3165. Достоверность хадиса подтвердили имам Абу Иса ат-Тирмизи, Ибн аль-Къайим и шейх аль-Альбани.
Однако если человек не успел или не смог совершить акъикъу на седьмой день, то он может сделать это на 14 или 21 первый день после рождения ребенка. От Бурайды передается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «‘Акъикъа совершается на седьмой день или на четырнадцатый или на двадцать первый день (после рождения ребенка)». аль-Байхакъи 9/303. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса.
Насчет того когда делается акыка, то говорит имам Науауи:
Сунна, и желательно сделать акыку на седьмой день и считается седьмой день, со дня рождения (т.е. день рождения тоже считается) в более достоверном мнении (в Шафиитском мазхабе)…
И не минует акыка по прошествии семи дней, но из выбранного, чтобы не отсрочили до совершеннолетия.
Говорит аль-Бушанджий из наших учёных: «Если не сделали акыка на седьмой день, то делается на четырнадцатый, или на двадцать первый.
Делается (акыка) на седьмой день, но если отсрочили (или опоздали) то можно в любой день. И не будет греха в этом (т.е. после семи дней), но лучше поторопится.
Фатава Ляджна Даима 11\439
Количество приносимых жертвенных животных
1) Передается от Салмана ибн ‘Амира аль-Дабби, который сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “За новорожденного мальчика следует приносить жертву /‘акика/. Выпускайте из неё кровь и устраняйте то, что доставляет страдания (младенцу)”». Передано аль-Бухари, 5154.
2) Передается от ‘Айиши (да будет доволен ей Аллах), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) приказал им приносить двух одинаковых овец за мальчика и одну за девочку. Передано ат-Тирмизи, он сказал: «Хадис хасан»; Ибн Маджа, 3161; Сахих ат-Тирмизи, 1221
Большинство же ученых считали, что акъикъа по положению своему подобна жертвоприношению адха (курман) и по этой причине на нее распространяются те же условия, что и для Курмана, т.е. жертвенные животные не должны быть из птиц, а в них входят баран, козел, крупнорогатый скот и верблюд.
Имам Малик говорил: «Поистине, акъикъа по положению подобна праздничному жертвоприношению!» См. «аль-Мууатта» 2/400.
То же самое сказали имам Ибн Къудама из ханбалитов и имам ан-Науауи из шафиитов.
Имам аш-Шаукани сказал: «Упоминание в хадисах слова «баран» не указывает на не дозволенность другого животного». См. «Найлюль-аутар» 5/156.
Распределения мясо акыйки
Принесение жертвы ‘акика по случаю рождения ребенка – это Сунна. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «С мальчиком должна быть ‘акъикъа, поэтому пролейте кровь (жертвенного животного) за него и удалите с него вред (т.е. сделайте обрезание)» Хадис передали аль-Бухари (5049) и ат-Тирмизи (1434), который сказал: хадис хасан сахих.
Разрешается есть мясо этого ‘акъикъа так же, как разрешено накормить им родственников, друзей и бедняков. Разрешается накормить приготовленным мясом или раздать его в сыром виде. Передается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала про мясо ‘акики: «Его делят на части, съедают и дают другим». Хадис передается от Ибн Аби Шейбы в «Аль-Мусаннаф» (5).
Передается от Ибн Сирин и Хасан аль-Басри: «Поистине, они рассматривали ‘акику в качестве жертвы – они ели ее и раздавали другим». Аль-Мухьалля, Ибн Хьазм (6).
Желательно сварить всё мясо полностью, даже ту часть, которая предназначается для милостыни. Потому что передано от некоторых салафов о желательности этого, например, от Джабира б. Абд-Аллаха, да будет доволен им Аллах. ‘Атаъ б. Аби Раббахь говорил насчет ‘акика: «Она должна быть поделена на части, сварена в посоленной воде и подарена ближним». Хадис передал аль-Байхьакъи в «Сунан» (19827).
Можно ли ломать кости акыки и когда она делается
Пришло в «Кифаят аль-Ахъяр»:
«И желательно снимать мясо с костей, не ломая кости, надеясь на здравость костей ребёнка.
И говорит ибн Сабаг: «И если будут сломаны, то это не будет макрухом в более достоверном мнении (учёных в Шафиитском мазхабе)». 683 стр.
Говорит имам Науауи в «Минхадж ат-Талибин»
«И не ломаются кости»
Шарх Хатыба ащ-Щирбини:
«Т.е. желательно это, по мере возможностей, но режется кость на сгибах надеясь на здравость костей ребёнка. Но если сломает, то не будет это макрухом т.к. не утверждено (в Сунне) на это запрета, но это положения хиляф аль-ауля (т.е. лучше не делать так)».
Мугни аль-Мухтадж 4\392
И пришло от имама Ахмада что макрух.
А то, что пришло от имама Малика то нет проблем в ломании костей.
Говорит ибн аль-Кайим:
«Из-за этого те (учёные) которые говорят о том, что можно ломать кости говорят, что на это не пришло запрета и макруха, к которому можно было бы склонится. И существовала привычка (или так было) ломать кости и в этом польза для питания и нет пользы в запрете от этого.
А те которые устремились к мнению того что это макрух, взялись за некоторые предания от сахабов и табиинов и на хадис мурсаль (слабый)»
Тухватуль аль-Маудуд 13-я глава.
Из-за этого слово, то что сказал Хатыб ащ-Щирбини, которое мы приводили в этом вопросе:
«Но если сломает, то не будет это макрухом т.к. не утверждено (в Сунне) на это запрета, но это положения хиляф аль-ауля (т.е. лучше не делать так)».
Акика – жертвоприношение за новорожденного
Акика – это жертвоприношение, которое совершается мусульманами, когда рождается ребёнок, и ему бреют голову. Но бритьё головы не обязательно должно совпадать с обрядом акика. Хотя совмещение бритья головы и акика предпочтительнее.
По мнению трёх имамов ведущих исламских мазхабов (аш-Шафии, Малика и Ахмада ), акика является настоятельной сунной (сунна муаккада). То есть, такой сунной, которую крайне желательно выполнять, если есть на это возможность. По мазхабу имама Абу Ханифы принесение в жертву акика не является сунной – это дозволенное (мубах) действие («Аль-Фикху аль-исламийю ва идиллатуху», том 4, стр. 2745).
Доводы Шариата в пользу дозволенности акика.
Доказательством в пользу дозволенности акика является хадис Пророка Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям): «За новорожденного следует совершить жертвоприношение» (Аль-Бухари). Сам Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) принёс в жертву акика по одному барану за Хасана и Хусейна. И в последующем, асхабы при рождении детей совершали жертвоприношение акика.
Мудрость жертвоприношения – акики.
В том, что религия нам указывает на желательность совершения жертвоприношения акика, есть много пользы:
Время совершения обряда акика.
Жертвоприношение можно совершить сразу после рождения ребёнка. Самое предпочтительное время для акика – это седьмой день после рождения. Если не получится на седьмой день, то на 14 день, если и так не получится, то на 21 день и так далее, через каждую неделю, до достижения ребёнком совершеннолетия. Если жертвоприношение за младенца не было совершено до его совершеннолетия, то после достижения совершеннолетия ему желательно совершить акика – за себя самому. Это разрешается и желательно сделать до конца жизни.
За кого совершается акика?
Акика совершается за новорожденного. Даже если ребёнок умрёт при родах или позже – желательно совершить акика. Также, если родится мёртвый ребёнок, но, будучи в животе матери он был живой, то и за такого малыша тоже совершается акика. Если же младенец не был живым, т.е. плод не подавал признаков жизни – то за такого ребёнка не совершается акика и ему не дают имя. Всевышний знает лучше!
За мальчика желательно принести в жертву двух баранов. Если есть возможность, желательно принести в жертву двух баранов-однолеток, у которых годы одинаковы. Если принести в жертву одного барана, то и это будет достаточным для выполнения сунны. За девочку желательно принести в жертву одного барана. Желательно совершить жертвоприношение за каждого новорожденного ребёнка. Если родится двойня, то режут двух баранов.
Животные, пригодные для акика.
Для совершения акика пригодны такие же животные, которых берут для жертвоприношения на Курбан: верблюды, крупный рогатый скот, мелкий рогатый скот. Тому, у кого нет возможности сделать это, следуя мнению Ибну Аббаса, можно принести в жертву курицу, петуха, утку, индюка, гуся. Но имеющему возможность – следует принести в жертву упомянутых ранее животных. Качества животных, которые приносятся в жертву в качестве акика, должны соответствовать требованиям жертвоприношения Курбан. Животное, которое непригодно для жертвоприношения в качестве Курбана, также непригодно и для акика. Подобно тому, как верблюда и крупный рогатый скот разрешается приносить в жертву в качестве Курбана за семерых, этих животных также разрешается приносить в жертву за семерых и в качестве акика.
Намерение для акика следует делать следующим образом: «Я намереваюсь принести это животное в жертву в качестве акика за моего сына (за дочь, за себя)».
Вознаграждение за жертвоприношение, также как и за любое благое деяние, можно посвятить всей мусульманской общине (умме), живым и покойным.
Кто должен совершить обряд акика?
Жертвоприношение акика совершает отец, а если его нет, то его отец, т.е. дедушка, если и его нет, то его отец, т.е. прадедушка. То есть акика следует совершить тому, кто по Шариату обязан содержать ребёнка. Жертвоприношение отец должен совершить из своего имущества. К примеру, если у ребёнка есть имущество (полученное по наследству, по завещанию, в подарок и т.д.) – то не разрешается совершать акика с использованием имущества этого ребёнка, также, как не разрешается совершать жертвоприношение Курбан. Если же у отца или его отца (у дедушки) нет возможности совершить жертвоприношение акика, то это делает мать этого ребёнка (если у неё есть возможность). Отец, дедушка, мать считаются имеющими возможность совершить жертвоприношение акика, если в течение 60 дней после рождения младенца (до окончания послеродовых выделений матери) у них есть достаточно средств на суточное пропитание и, сверх того, на покупку жертвенного животного. Если в этом промежутке у них не было такой возможности, то они считаются не имеющими возможности на жертвоприношение, и Шариат не требует (призывает) от них совершения жертвоприношения. Если в период этого времени у них была возможность и они не совершили жертвоприношения, то они должны совершить его до наступления совершеннолетия ребёнка. Если в случае прелюбодеяния родился младенец, то за незаконнорожденного должна совершить жертвоприношение мать, потому что, в соответствии с Шариатом, у этого ребёнка нет отца. Не следует обнародовать то, что этот ребёнок рождён от прелюбодеяния – по возможности, подобное необходимо держать в тайне.
Важность жертвоприношения акика.
Ранее было упомянуто, что акика является настоятельной сунной Пророка (салляллаху аляйхи васаллям), и также были разъяснены смысл, мудрость и польза совершения акика. То, что акика является настоятельной сунной, видно из этого достоверного хадиса Пророка (салляллаху аляйхи васаллям): «Ребёнок находится под ручательством акика» («Хамидият», том 12, стр. 291). Смысл хадиса заключается в том, что если не совершить за ребёнка акика, то он не будет расти должным образом, поправляться, и не будет защищённым. Имам Ахмад растолковал этот хадис так: ребёнок, за которого не было совершено жертвоприношение, не сможет заступаться, то есть, если этот ребёнок умрёт маленьким, он не будет иметь право заступаться за своих родителей. Также, если малыш повзрослеет, станет хорошим человеком и умрёт после совершеннолетия – он не будет также иметь право заступаться за родителей, которые не совершили за него жертвоприношение («Хамидият», том 12, стр. 291). Но, если после совершеннолетия ребёнок сам за себя совершит жертвоприношение, он сможет заступаться за родителей.
Этика жертвоприношения акика.
Желательно совершить жертвоприношение на седьмой день после рождения ребёнка. Если он родится ближе к вечеру, то и этот день считается одним из семи дней. Если младенец родится ночью, то начиная с утра этого дня надо отсчитать семь дней. Самое предпочтительное время для жертвоприношения – при восходе солнца. При совершении жертвоприношения акика желательно сказать: «Бисмиллагьи валлагьу акбар. Аллагьумма гьаза минка ва илайка. Аллагьумма гьаза гIакъикъату… (имя новорожденного или новорожденной)». Смысл: «О Аллах, это жертвоприношение ради Тебя. О Аллах, оно приносится в жертву за (и назвать имя ребёнка)».
Из мелкого рогатого скота, самым предпочтительным является самый дорогой по цене белый, красивый, упитанный баран, у которого большие рога, то есть, такой же, как и для Курбана. Мясо этого животного желательно сварить и раздать бедным нуждающимся людям, по возможности желательно не ломать кости этого животного с намерением, чтобы у этого ребёнка также не ломались кости, и чтобы он вырос здоровым. Но если кости этого животного сломает употребляющий мясо или тот, кому его дали – то в этом нет нежелательности. Некоторые учёные говорят, что ломать кости животного акика не является нежелательным и поэтому разрешается ломать кости, если разделывание или употребление мяса не обходится без поломки костей. При приготовлении мяса желательно добавить сладость с намерением, чтобы у ребёнка характер стал хорошим. Правую заднюю ляжку этого животного в сыром виде желательно дать акушерке, принимавшей роды. Предпочтительнее, сварив мясо, сделать из него суп и отправить бедным нуждающимся людям, чем приглашать в гости на угощение. Разрешается давать мясо животного акика богатым людям. И богатые люди вправе поступать с этим мясо как угодно: могут сами употреблять, могут продать и т.д. Если был дан обет (сделан назру) принести в жертву акика, то необходимо раздать всё мясо, и обязательно – хотя бы малую часть мяса отдать в сыром виде.
Разница между Курбаном и акика.
Почти во всех решениях акика схож с Курбаном. Но есть некоторые моменты, где между ними есть разница:
Курамухаммад-хаджи Рамазанов «Обряд жертвоприношения в Исламе».