акика жертвоприношение по случаю рождения ребенка
Акика в Исламе. Как правильно делать?
Акика в Исламе – это жертвоприношение по случаю рождения ребенка в мусульманской семье. Что нужно знать об этом обряде, как правильно делать акику, обо всем этом поговорим в сегодняшней статье.
Согласно шариату, акика – это животное, приносимое в жертву на седьмой день после рождения ребенка, а языковой смысл ал-акика – волосы на голове ребенка. Арабы, по их обычаю, животное, приносимое в жертву по случаю рождения ребенка, назвали «акика», по причине сбривания волос новорожденного при забое животного.
Акика в Исламе. Мудрость совершения жертвоприношения
В указании на желательность жертвоприношения акика есть много пользы:
1. Это проявление благодарности Всевышнему Аллаху за то, что Он даровал нам ребенка и облегчил его рождение. Всевышний Аллах преумножает блага тем своим рабам, которые проявляют благодарность.
2. Это объявление людям о том, что в какой-то семье и роду родился ребенок, чтобы люди знали род и семью этого ребенка.
3. Это воспитание в человеке щедрости и очищение его сердца от скупости и жадности. А о том, что щедрые люди бывают счастливыми, говорится в Коране.
4. Это радость души членов семьи, родственников и бедных людей, когда они все собираются за столом для угощения, это способствует усилению любви и взаимоуважения между ними.
О том, кто должен совершить жертвоприношение акика
Сунной является совершение жертвоприношения акика отцом новорожденного на свои средства. Если его нет, то дедушкой. То есть это совершает тот, кто по шариату обязан содержать ребенка. Сообщается со слов Ибн ‘Аббаса «Пророк принес в жертву акика от Хасана и Хусейна (мир им обоим) по барану».
О времени совершения жертвоприношения ал-‘акика
Желательно совершить жертвоприношение акика на седьмой день после рождения ребенка. Если ребенок родится ближе к вечеру, то этот день засчитывается в число семи дней, если родится ночью, то дни отсчитываются с утра этого дня.
Сообщается, что Сальман бин Амир ад-Дабби сказал:
Я слышал, как Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «За новорожденного мальчика следует приносить жертву ал-акика. Выпускайте из неё кровь и устраняйте то, что доставляет страдания младенцу (имеется в виду сбривание волос или совершение обрезания)». (Приводит ал-Бухари, №5472).
Желательно совершить жертвоприношение акика в Исламе, как при рождении мальчика, так и при рождении девочки. Но при рождении мальчика предпочтительно зарезать две овцы, а при рождении девочки одну. В крайнем случае, можно и за мальчика зарезать одну овцу. Здесь под овцой имеется в виду, животное, приносимое в жертву акика.
Со слов ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «За мальчика режут две овцы, а за девочку одну». (Приводит имам Ахмад).
Имам Ахмад сказал: «Ребенок, за которого не принесли жертву (ал-‘акику) не сможет ходатайствовать за своих родителей в Судный день (ему не разрешать это)».
Джама’а ханбалитского мазхаба остановили свой выбор на том, что человеку можно произвести жертвоприношение ‘акика от себя по желанию, и этот обряд не особенен, и не связан только младенчеством, и поэтому отец может зарезать ‘акика от ребенка, и после его совершеннолетия, потому что время для этого не ограничено.
О животных, пригодных для акика и их возрасте
Для этого вида жертвоприношения пригодны: овца и баран, которым 1 год, коза и козел, которым 2 года, предпочтение дают самцам (разрешается и кастрированное животное, но не кастрированное лучше, также светлый цвет предпочтительнее темного).
Сунной является, чтобы животное предназначенное для жертвоприношения как для курбана, так и для ал-‘акика было здоровым, целым, упитанным, рогатым, не обладающими недостатками, которые явились бы причиной уменьшения мяса или наносили бы вред здоровью животного.
Самым предпочтительным является самый дорогой по цене, белый красивый упитанный баран с большими рогами, то есть, такой же как для курбана. В хадисе со слов Анаса сообщается, что Пророк (мир ему) зарезал для курбана два белых и рогатых барана.
О признаках, делающих животное непригодным для акика
О признаках, которые делают животное непригодным как для курбана, так и для ‘акика, сообщается в хадисе, со слов ал-Барраъа бин ‘Азиба: «Четыре признака являются недозволенными для животного, предназначенного для жертвоприношения: явная слепота, явная болезнь, явная хромота, истощение, приведшее к высыханию костного мозга». (Приводят четыре мухаддиса и имам Ахмад).
О совершении забоя ал-‘акика и его времени
Сунной является, чтобы человек совершающий забой акика был мусульманин, и чтобы это делалось днем, и чтобы дали животному попить воды, и чтобы искали для совершения забоя мягкое место, и чтобы уложили его на левый бок, мордой к кибле, и связали три ноги, а правую заднюю ногу оставили свободной, и чтобы сам человек совершающий забой тоже обратился лицом к кибле, и чтобы он произнес имя Всевышнего Аллаха «бисмиллагь» или «бисмиллагьи-р-рахмани-р-рахим», и чтобы затем он произнес слова благословения на Посланника Аллаха (мир ему) «Аллагьумма салли гала саййидина Мухаммад», и чтобы затем он сказал: «Аллагьума гьаза минка ва илайка, такъаббал мини. О Аллах! Это животное приносится в жертву ‘акика за (назвать ребенка)», и чтобы забой совершил наточенным ножом, решительно и быстро перерезав животному горло, и чтобы погладил его, и старался не причинить ему лишних стараний.
О мясе и костях акика
Сунной является, сварив мясо ал-‘акика, делать из него блюдо, и кушать самым, и накормить бедных и неимущих людей, и по возможности, не ломать кости этого животного с надеждой, чтобы у этого ребенка также не ломались кости, и чтобы он вырос здоровым. Поэтому туша животного разделяют по суставам, а после кулинарной обработки мяса, кости отделяют и закапывают в землю, где их не находят люди. Нельзя продавать ничего от ал-‘акика.
В хадисе, со слов ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) сообщается: «Сунной (акика является) две одинаковые овцы от мальчика, и одна овца от девочки, (мясо) которых варят, разделав его не ломая костей. (Затем) его едят, и им угощают, и его дают в садака, и это в седьмой день (рождения ребенка)».
Разрешается давать это мясо и богатым людям. Правую заднюю ляжку этого животного желательно дать акушерке, принимавшей роды. Если был дан обет (назр) принести в жертву акика, то необходимо раздать все мясо ал-акика, а одну часть его раздать в сыром виде.
Наш любимый Пророк (мир ему) сказал Фатиме (да будет доволен ею Аллах) о акиках, которые были принесены в жертву от Хасана и Хусайна: «Отправьте акушерке, принимавшей роды ляжку (правую заднюю), ешьте сами и угощайте (бедных), и не ломайте их кости». (Приводит имам Ахмад).
(Из книги: «Исламские имена, нормы шариата, связанные с рождением ребенка» М. А. Амирханов, Махачкала)
Акика (жертвоприношение по случаю рождения ребенка)
Жертвоприношение по случаю рождения ребенка называется ‘акика. Ученые разошлись во мнениях по поводу этого обряда: некоторые говорят, что это обязательно, другие же считают это сунной муаккада (подтверждённой сунной).
Первые волосы, появившиеся у ребенка после рождения, называются «акика». По истечению семи дней после рождения ребенка, ему стригут или полностью состригают волосы и дают имя. Затем, в знак благодарности Аллаху за этого ребенка, совершается жертвоприношение-акика. По мнению ученых ханафитского мазхаба, данное жертвоприношение является не сунной или ваджибом, а является мустахабом (поощряемым деянием), потому что почтенная Аиша (да будет доволен ею Аллах!) передает, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) совершил жертвоприношение акика по истечению семи дней после рождения его внуков Хасана и Хусейна (да будет доволен ими Аллах!), дал им имя и приказал сбрить им волосы.
Так же в одном хадисе, переданном от Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах!), говорится, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) совершил жертвоприношение акика для Хасана и Хусейна. На каждого из них он принес в жертву по одному барану и сказал, что одновременно с родившимся мальчиком есть акика. По этой причине принесите в жертву животное и сбрейте волосы у ребенка. Самура ибн Джундаб (да будет доволен им Аллах!) передает следующие слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!): «Каждый (рожденный) ребенок, по истечению семи дней (после рождения), является, как бы заложником жертвоприношения акика. После совершения (жертвоприношения акика) необходимо побрить (голову ребенка) и дать ему имя». Этот священный хадис говорит нам, что так же, как необходимо оставлять залог для пользования какой-либо вещью, необходимо совершать жертвоприношение акика для того, чтобы ребенок был хорошим и послушным. Следовательно, если человек, у которого родился ребенок, имеет хорошее финансовое положение, то будет лучше, если он совершит жертвоприношение акика, тем самым получив заслуженную награду от Аллаха. Помимо этого, акика будет способствовать укреплению отношений между близкими людьми.
Во времена невежества, жертвоприношение совершали только если рождался мальчик. При рождении девочки акика не совершалась. С приходом ислама порядок совершения акика изменился. Как передает Умму Курс (да будет доволен им Аллах!), пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Если родится мальчик, то для него приносится в жертву два одинаковых по возрасту барана, если же девочка, то один». Так как мужчине дана сила, обязанность заботиться о доме, большая ответственность и авторитет в семье, поэтому Аллах повелел приносить для мальчика в жертву двух баранов, а для девочки – одного. Так как эта ситуация опирается на принцип «благословение за данное бремя», то ни о какой несправедливости не может идти и речи. Следовательно, тот, кому Аллах дал материальную возможность, тот должен принести в жертву двух баранов если родится мальчик и одного барана — если девочка. Тому, кто находится в непростом материальном положении дозволяется принесение в жертву по одному барану. Приведем следующее предание. Если человек последует примеру этого предания, то получит награду и тем самым, будет считаться выполнившим свою сунну.
Во времена джахилии кровь жертвенного животного мазали на голову ребенка. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) запретил это делать. Как передает Язид ибн Абду’ль-Музани (да будет доволен им Аллах!), пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Для новорожденного ребенка нужно совершить жертвоприношение, нельзя задевать ребенка кровью жертвенного животного». Следовательно, нельзя мазать голову ребенка кровью жертвенного животного.
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) не любил говорить слово «акика», так как оно образовано от того же корня, что и слово «укук», означающее неповиновение родителям. Вместо этого он употреблял слово «насика», которое образовано от корня «нусук», означающее послушание и поклонение. Одновременно с этим, то, что в священном хадисе используется слово акика, объясняется следующим образом: Это было сделано для того, чтобы люди понимали, о чем идет речь, и оно не несет в себе плохой смысл. Таким образом, среди мусульман больше используется слово «акика», а не «насика».
Те же критерии, которые должны быть у жертвенного животного во время праздника Курбан-Байрам, так же должны быть у животного, которое приносится в жертву при рождении ребенка. Правила, касающиеся мяса жертвенного животного, те же. То есть мясо животного, которое было принесено в жертву из-за рождения ребенка, могут кушать как сами хозяева, так же его можно раздать неимущим людям.
Как было сказано ранее в священном хадисе, совершать жертвоприношение акика на седьмой день после рождения ребенка является мустахабом. В этот день сбривать волосы с головы ребенка, давать ему имя, раздавать золото или серебро, эквивалентное весу волос в качестве милостыни, так же является мустахабом. Если жертвоприношение не было совершено на седьмой день, то разрешено делать его в четырнадцатый, двадцать первый или же в другие дни.
Кости жертвенного животного разделяются в тех местах, где они соединены и готовятся в таком виде, с намерением, чтобы ребенок был живым и здоровым. После этого эти кости закапываются в одном месте. Некоторые же улемы говорят, что для того, чтобы уничтожить жадность в ребенке, необходимо, чтобы сломались кости жертвенного животного.
Акика, или Как по исламу отметить рождение ребёнка
Рождение ребёнка в семье – это всегда счастье. Особенно если это долгожданный ребёнок, чьё появление ждали пять, шесть, а может, и десять лет.
Как и многие другие сферы жизни мусульман, шариат описывает и устанавливает рамки для события, связанного с рождением ребёнка. Это и имянаречение, пиршество по случаю рождения нового члена семьи и многое другое. Всё в исламе упомянуто и чётко разъясняется.
Так как многие мусульмане только краем уха слышали об обрядах, проводимых после рождения чада, и это событие зачастую вызывает у них в голове мысль о том, что нужно позвать людей из мечети, чтобы те прочитали мавлид, мы постараемся с помощью Аллаха коротко и ясно рассказать обо всех нормах шариата, связанных с этим радостным событием.
Акика: Желательно или обязательно?
Для начала нужно запомнить, что акикой называется жертвоприношение по случаю рождения ребёнка. Если в шариатских текстах приводится слово «акика», то в первую очередь подразумевается жертвоприношение. Но люди также называют акикой мероприятие, которое организовывают после рождения ребёнка.
Первый вопрос, который далее назревает в голове у любого мусульманина, – это вопрос о статусе данного события. Желательно всё-таки проводить акику или это обязательно?
Согласно распространённому в Дагестане шафиитскому мазхабу акика, то есть жертвоприношение, является особо желательной Сунной, которую выполняет опекун ребёнка.
Передаётся, что Сальман ибн Амир ад-Дыбби, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “За новорождённого мальчика следует приносить жертву. Выпускайте из неё кровь и устраняйте то, что доставляет страдания младенцу”». Хадис передал имам аль-Бухари.
Из хадисов посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, ясно, что приношение в жертву животного (акика) является желательным, и если человек не выполнит данное действие, то на нём не будет греха.
Когда и как?
Желательно принести в жертву животное (Акика) на седьмой день после рождения ребёнка. Это наиболее предпочтительное время, указанное в Сунне Пророка, мир ему и благословение Аллаха.
Однако акику можно совершить и до окончания семи дней. Сразу после рождения ребёнка его опекун может исполнить этот обряд.
Передаётся от Самуры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Ребёнок связан со своей акикой. За него приносят в жертву животное на седьмой день, нарекают именем и ему и бреют голову». Хадис передал Абу Дауд.
Что приносят в жертву и в каком количестве?
Передаётся от матери правоверных Аиши, да будет доволен ею Аллах, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, повелел принести в жертву за мальчика двух средних барашков, а за девочку одного барашка.
Но если материальное состояние человека не позволяет ему исполнить самую лучшую форму обряда, то он исполнит Сунну, если принесёт в жертву одного барашка за мальчика и одного барашка за девочку.
Передаётся со слов Али, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, принёс в жертву от Хасана (своего внука) одного барашка.
Что делать с мясом?
После того как мы подобрали хорошее жертвенное животное и на седьмой день зарезали его, возникает вопрос: что делать с мясом? Можно ли оставить всё мясо себе? Или лучше раздать его полностью бедным? Если нужно отдавать, то в сыром виде или его лучше сварить? Ответы на эти вопросы вы узнаете прямо сейчас, иншааЛлах!
Что касается мяса животного, то его лучше сварить и разделить в таком виде. Предпочтительной формой разделения мяса будет на три части: одна часть для домочадцев, другая – для близких и соседей, а третья часть для бедных и нуждающихся.
Можно устроить одно большое торжество, куда придут и друзья, и близкие, и бедные. Разрешено раздать мясо целиком или оставить себе всё мясо целиком. Однако желательно раздать хоть маленькую часть, чтобы получить вознаграждение от Аллаха.
По словам некоторых учёных, желательно не ломать кости жертвенного животного во время приготовления мяса. Но если в этом будет необходимость, то нет проблем.
Нормы шариата, связанные с ребёнком
1. Произнесение слов азана в ухо ребёнка
Среди людей бытует мнение, что слова азана в ухо ребёнка произносят в день, когда за него приносят в жертву животное и нарекают именем. На самом деле слова азана в правое ухо и, согласно мнению некоторых учёных, слова икамата в левое ухо произносятся сразу после рождения.
Это делается для того, чтобы первое, что услышал человек в нашем мире, были слова единобожия и имя Аллаха.
В хадисе, который передаёт имам ат-Тирмизи, сообщается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, прочитал слова азана в ухо Хасана ибн Али, когда Фатима, да будет доволен ею Аллах, родила его.
2. Тахник
Одним из желательных действий после рождения ребёнка является тахник. Это помещение в ротовую полость новорождённого чего-либо сладкого. Желательно, чтобы это был разжёванный финик, который нежно проведут по деснам и нёбу ребёнка, чтобы сладость попала в его желудок.
Передаётся в сборнике имама Муслима, что Абу Муса, да будет доволен им Аллах, сказал, что, когда его жена родила ему сына, он отнёс его к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, который назвал ребёнка Ибрахимом и сделал тахник фиником.
3. Подбор имени
Желательно подобрать для ребёнка красивое имя и наречь его им на седьмой день от рождения. Процедура наречения не представляет собой какой-либо обряд. Вы просто объявляете близким и родственникам, что решили дать своему ребёнку определённое имя.
Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «В Судный день вас будут звать вашими именами и именами ваших отцов, так выбирайте же красивые имена!» Хадис передал Абу Дауд.
Также от Ибн Умара, да будет доволен им Аллах, передаётся, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, самыми любимыми именами для Аллаха являются имена: Абду-ЛЛах и Абду-р-Рахман». Хадис передал Муслим.
4. Бритьё головы
После того как на седьмой день мы подобрали имя для новорождённого и принесли жертвоприношение, желательно побрить голову ребёнка (вне зависимости от того, мальчик это или девочка) и раздать милостыню золотом или серебром в размере веса волос ребёнка. То есть если мы побреем голову мальчика, а потом взвесим собранные волосы и получится, к примеру, три грамма, то желательно раздать нуждающимся три грамма золота.
В наше время лучше всего это сделать, подсчитав, сколько будет стоить в рублях то количество золота, и отдать деньгами.
Передаётся от Али, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, принёс в жертву одного барашка от Хасана и сказал: “О Фатима, побрей его голову и раздай милостыню серебром в размере веса его волос!”» Хадис передал ат-Тирмизи.
5. Обрезание
Каким образом оно примерно совершается, почти все знают. Но это дело лучше доверить специалистам, например, врачам-хирургам, которые сделают это максимально безболезненно и безопасно. Не сведущим в этом вопросе людям ни в коем случае нельзя самостоятельно пытаться сделать обрезание ребёнку, так как это может привести к тяжёлым последствиям.
Также уместным будет напомнить об опасности домашних родов для тех, кто никогда этого не практиковал. В любом деле лучше обращаться к профессионалам и мастерам, особенно когда речь идёт о таком важном и опасном процессе как роды. Медицина – это благо, данное нам Аллахом, поэтому нужно принимать дарованные Им милости.
Заключение
Это небольшая часть желательных действий, переданных в Сунне посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, которые рекомендуется совершить опекунам новорождённого, чтобы снискать милость Аллаха и дать ребёнку хорошее начало в этом мире. Надеемся, что данный материал принесёт пользу мусульманам и даст возможность каждому из нас радоваться рождению детей! Амин!
Умар Бутаев [islamcivil.ru]
Появились вопросы?
Акика – жертвоприношение за новорожденного
Акика – это жертвоприношение, которое совершается мусульманами, когда рождается ребёнок, и ему бреют голову. Но бритьё головы не обязательно должно совпадать с обрядом акика. Хотя совмещение бритья головы и акика предпочтительнее.
По мнению трёх имамов ведущих исламских мазхабов (аш-Шафии, Малика и Ахмада ), акика является настоятельной сунной (сунна муаккада). То есть, такой сунной, которую крайне желательно выполнять, если есть на это возможность. По мазхабу имама Абу Ханифы принесение в жертву акика не является сунной – это дозволенное (мубах) действие («Аль-Фикху аль-исламийю ва идиллатуху», том 4, стр. 2745).
Доводы Шариата в пользу дозволенности акика.
Доказательством в пользу дозволенности акика является хадис Пророка Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям): «За новорожденного следует совершить жертвоприношение» (Аль-Бухари). Сам Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) принёс в жертву акика по одному барану за Хасана и Хусейна. И в последующем, асхабы при рождении детей совершали жертвоприношение акика.
Мудрость жертвоприношения – акики.
В том, что религия нам указывает на желательность совершения жертвоприношения акика, есть много пользы:
Время совершения обряда акика.
Жертвоприношение можно совершить сразу после рождения ребёнка. Самое предпочтительное время для акика – это седьмой день после рождения. Если не получится на седьмой день, то на 14 день, если и так не получится, то на 21 день и так далее, через каждую неделю, до достижения ребёнком совершеннолетия. Если жертвоприношение за младенца не было совершено до его совершеннолетия, то после достижения совершеннолетия ему желательно совершить акика – за себя самому. Это разрешается и желательно сделать до конца жизни.
За кого совершается акика?
Акика совершается за новорожденного. Даже если ребёнок умрёт при родах или позже – желательно совершить акика. Также, если родится мёртвый ребёнок, но, будучи в животе матери он был живой, то и за такого малыша тоже совершается акика. Если же младенец не был живым, т.е. плод не подавал признаков жизни – то за такого ребёнка не совершается акика и ему не дают имя. Всевышний знает лучше!
За мальчика желательно принести в жертву двух баранов. Если есть возможность, желательно принести в жертву двух баранов-однолеток, у которых годы одинаковы. Если принести в жертву одного барана, то и это будет достаточным для выполнения сунны. За девочку желательно принести в жертву одного барана. Желательно совершить жертвоприношение за каждого новорожденного ребёнка. Если родится двойня, то режут двух баранов.
Животные, пригодные для акика.
Для совершения акика пригодны такие же животные, которых берут для жертвоприношения на Курбан: верблюды, крупный рогатый скот, мелкий рогатый скот. Тому, у кого нет возможности сделать это, следуя мнению Ибну Аббаса, можно принести в жертву курицу, петуха, утку, индюка, гуся. Но имеющему возможность – следует принести в жертву упомянутых ранее животных. Качества животных, которые приносятся в жертву в качестве акика, должны соответствовать требованиям жертвоприношения Курбан. Животное, которое непригодно для жертвоприношения в качестве Курбана, также непригодно и для акика. Подобно тому, как верблюда и крупный рогатый скот разрешается приносить в жертву в качестве Курбана за семерых, этих животных также разрешается приносить в жертву за семерых и в качестве акика.
Намерение для акика следует делать следующим образом: «Я намереваюсь принести это животное в жертву в качестве акика за моего сына (за дочь, за себя)».
Вознаграждение за жертвоприношение, также как и за любое благое деяние, можно посвятить всей мусульманской общине (умме), живым и покойным.
Кто должен совершить обряд акика?
Жертвоприношение акика совершает отец, а если его нет, то его отец, т.е. дедушка, если и его нет, то его отец, т.е. прадедушка. То есть акика следует совершить тому, кто по Шариату обязан содержать ребёнка. Жертвоприношение отец должен совершить из своего имущества. К примеру, если у ребёнка есть имущество (полученное по наследству, по завещанию, в подарок и т.д.) – то не разрешается совершать акика с использованием имущества этого ребёнка, также, как не разрешается совершать жертвоприношение Курбан. Если же у отца или его отца (у дедушки) нет возможности совершить жертвоприношение акика, то это делает мать этого ребёнка (если у неё есть возможность). Отец, дедушка, мать считаются имеющими возможность совершить жертвоприношение акика, если в течение 60 дней после рождения младенца (до окончания послеродовых выделений матери) у них есть достаточно средств на суточное пропитание и, сверх того, на покупку жертвенного животного. Если в этом промежутке у них не было такой возможности, то они считаются не имеющими возможности на жертвоприношение, и Шариат не требует (призывает) от них совершения жертвоприношения. Если в период этого времени у них была возможность и они не совершили жертвоприношения, то они должны совершить его до наступления совершеннолетия ребёнка. Если в случае прелюбодеяния родился младенец, то за незаконнорожденного должна совершить жертвоприношение мать, потому что, в соответствии с Шариатом, у этого ребёнка нет отца. Не следует обнародовать то, что этот ребёнок рождён от прелюбодеяния – по возможности, подобное необходимо держать в тайне.
Важность жертвоприношения акика.
Ранее было упомянуто, что акика является настоятельной сунной Пророка (салляллаху аляйхи васаллям), и также были разъяснены смысл, мудрость и польза совершения акика. То, что акика является настоятельной сунной, видно из этого достоверного хадиса Пророка (салляллаху аляйхи васаллям): «Ребёнок находится под ручательством акика» («Хамидият», том 12, стр. 291). Смысл хадиса заключается в том, что если не совершить за ребёнка акика, то он не будет расти должным образом, поправляться, и не будет защищённым. Имам Ахмад растолковал этот хадис так: ребёнок, за которого не было совершено жертвоприношение, не сможет заступаться, то есть, если этот ребёнок умрёт маленьким, он не будет иметь право заступаться за своих родителей. Также, если малыш повзрослеет, станет хорошим человеком и умрёт после совершеннолетия – он не будет также иметь право заступаться за родителей, которые не совершили за него жертвоприношение («Хамидият», том 12, стр. 291). Но, если после совершеннолетия ребёнок сам за себя совершит жертвоприношение, он сможет заступаться за родителей.
Этика жертвоприношения акика.
Желательно совершить жертвоприношение на седьмой день после рождения ребёнка. Если он родится ближе к вечеру, то и этот день считается одним из семи дней. Если младенец родится ночью, то начиная с утра этого дня надо отсчитать семь дней. Самое предпочтительное время для жертвоприношения – при восходе солнца. При совершении жертвоприношения акика желательно сказать: «Бисмиллагьи валлагьу акбар. Аллагьумма гьаза минка ва илайка. Аллагьумма гьаза гIакъикъату… (имя новорожденного или новорожденной)». Смысл: «О Аллах, это жертвоприношение ради Тебя. О Аллах, оно приносится в жертву за (и назвать имя ребёнка)».
Из мелкого рогатого скота, самым предпочтительным является самый дорогой по цене белый, красивый, упитанный баран, у которого большие рога, то есть, такой же, как и для Курбана. Мясо этого животного желательно сварить и раздать бедным нуждающимся людям, по возможности желательно не ломать кости этого животного с намерением, чтобы у этого ребёнка также не ломались кости, и чтобы он вырос здоровым. Но если кости этого животного сломает употребляющий мясо или тот, кому его дали – то в этом нет нежелательности. Некоторые учёные говорят, что ломать кости животного акика не является нежелательным и поэтому разрешается ломать кости, если разделывание или употребление мяса не обходится без поломки костей. При приготовлении мяса желательно добавить сладость с намерением, чтобы у ребёнка характер стал хорошим. Правую заднюю ляжку этого животного в сыром виде желательно дать акушерке, принимавшей роды. Предпочтительнее, сварив мясо, сделать из него суп и отправить бедным нуждающимся людям, чем приглашать в гости на угощение. Разрешается давать мясо животного акика богатым людям. И богатые люди вправе поступать с этим мясо как угодно: могут сами употреблять, могут продать и т.д. Если был дан обет (сделан назру) принести в жертву акика, то необходимо раздать всё мясо, и обязательно – хотя бы малую часть мяса отдать в сыром виде.
Разница между Курбаном и акика.
Почти во всех решениях акика схож с Курбаном. Но есть некоторые моменты, где между ними есть разница:
Курамухаммад-хаджи Рамазанов «Обряд жертвоприношения в Исламе».