актуальна ли классическая литература в наши дни итоговое сочинение
Сочинение на тему: Актуальна ли классическая литература в наши дни?
Актуальна ли классическая литература в наши дни?
17 предложений/ 276 слов
Школьная программа по литературе состоит в основном из произведений русских и зарубежных классиков. На уроках мы читаем рассказы, повести и романы, учимся анализировать их и работаем с критикой. У многих моих одноклассников часто возникает вопрос, почему для изучения были выбраны именно эти произведения, большинство из которых написано более сотни лет назад? Неужели они всё ещё актуальны? Я и сама не раз задумывалась над этим.
В процессе таких размышлений я пришла к следующим выводам. Вспомнив произведения своих любимых классиков: А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова и М. А. Булгакова, — я поняла, что эти писатели в своих работах так или иначе обращались к вечным темам. Они размышляли о смысле жизни, о добре и зле, о человеческих отношениях, о любви.
Особенности времени и нравы определённого общества в этих произведениях не играли ключевой роли, выступая лишь декорациями, на фоне которых развивались основные события. Чаще всего авторов-классиков интересовала жизнь человеческой души — те внутренние изменения, которые происходили с их героями под воздействием определённых обстоятельств.
Обстоятельства эти могли быть совершенно различны. Боевые действия, как у Толстого в романе «Война и мир» или Пушкина в повести «Капитанская дочка». Неожиданная влюблённость и поиски себя, как в рассказах Чехова, или даже нашествие на мир дьявола, как в романе Булгакова «Мастер и Маргарита». Но в таких совершенно различных условиях герои классических произведений учились делать правильный выбор.
Мысли и сомнения, которые их посещали в периоды душевных терзаний, близки и понятны современному человеку. Поступки, которые они совершали, также часто имеют прямую аналогию с действительностью сегодняшнего дня. И, наконец, та радость, которую испытывали герои, сумевшие обрести своё счастье, непременно находит живой отклик в душе каждого читателя, вне зависимости от того, представителем какого поколения он является.
Актуальна ли классическая литература в наши дни итоговое сочинение
Так нужна ли классическая литература современному читателю? Что может она дать, чему научить? Может быть, стоит читать только произведения, рассказывающие о жизни в наши дни?
К моему великому удивлению, ни один из словарей не смог дать четкого определения интересующему нас понятию. Ясно лишь одно – «классическая литература» пытается разобраться в непреходящих вещах, вечных ценностях, которые актуальны во все времена. Именно поэтому, мне думается, она столь ценна. Но тогда возникает другой вопрос – а почему мнение именно этих писателей считается образцовым, верным? Почему именно они, а не другие люди, творившие в это время, могут чему-то научить нас, людей 21 века?
Наверное, именно «классические» писатели наиболее точно ответили на многие вопросы, волновавшие человечество во все времена. Именно они дали тонкий анализ человеческой природы, психологии, смогли сформулировать основные «законы», по которым всегда существовал человек.
Наверное, моим самым любимым «классиком» является Ф.М. Достоевский. Его роман «Братья Карамазовы», на мой взгляд, универсальное произведение, дающее ответы на вечные вопросы, рано или поздно возникающие в голове у каждого человека.
В центре повествования находятся судьбы четырех братьев. Их жизни тесным образом связаны между собой и с жизнью их отца – человека деспотичного, развратного, грешного в самом широком понимании этого слова.
Братья Карамазовы – чрезвычайно разные люди. Каждый из них, живя в тяжелых условиях деспотизма и самодурства отца, пытается найти ответы на важные вопросы бытия. И им кажется, что они эту идею находят.
Так, Иван Карамазов в основу угла ставит разум, логику. Он пытается рационально понять и обосновать то, что происходит вокруг. Однако это герою плохо удается. Иван не может многого постичь, не может принять жестокий и несправедливый мир.
Этому герою тяжело жить на свете, он пытается найти что-то, что облегчило бы ему существование, но не находит такой спасительной отдушины. Его удел – это безнадежность и отчаяние.
Другой брат – Смердяков – живет в постоянной ненависти. Этот человек ненавидит все – отца, братьев, людей, Россию, себя, в конце концов. Смердяков приходит к тому, что надо жить, позволяя себе все. Он отказывается от всяких нравственных и моральных законов внутри себя, стремится к саморазрушению.
Самый гармоничный среди братьев – Алеша Карамазов. Он обладает ценнейшей способностью – верить. Именно вера в бога делает Алешу светлым человеком, способным справиться со своими темными сторонами и дарить людям свет. Из монастыря Алеша вынес всепрощающую любовь к людям и смирение – то, чего, по Достоевскому, не хватает людям во все времена.
Но в жестком, несправедливом и противоречивом мире, в котором живут братья, никто не слышит слабый голос Алеши. Все заняты собой, своими обидами и страстями. Складывается такое ощущение, что каждый из героев один на один бьется с роком, который, в любом случае, одержит верх и сломает героев.
Образ жизни и мысли Карамазовых влечет их к трагедии. И эта трагедия происходит – Смердяков убивает своего отца. Однако в этом преступлении оказываются замешаны все – подал страшную идею Иван, а расплачивается каторгой за нее Митя. Таким образом, Достоевский утверждает, что в преступлениях, совершающихся в мире, нет невиновных. В том, что происходит, духовно виноваты все. Это одна из основных мыслей в романе «Братья Карамазовы».
Один из крупнейших философов начала 20 века, В. Розанов, так охарактеризовал жизненную позицию Достоевского: «Достоевский не хочет всеобщего счастья в будущем, не хочет, чтобы это будущее оправдывало настоящее. Он требует иного оправдания и лучше предпочитает до изнеможения колотиться головой об стену, чем успокоиться на гуманном идеале».
Писатель считает, что отвлеченные размышления о прекрасном будущем преступны. Пока люди философствуют о том, что будет завтра, сегодня в мире творится зло. Каждый человек должен жить здесь и сейчас, стремясь сделать так, чтобы настоящая жизнь стала гуманнее и добрее. Всем известны слова Достоевского о том, что никакое прекрасное будущее не стоит одной-единственной слезы ребенка в настоящем.
Показывая жизнь семьи Карамазовых, автор еще раз стремится донести до читателя, что нужно переиначивать обыденную жизнь вокруг себя. А изменить мир может лишь нравственное очищение, которое, по мысли писателя, происходит лишь через страдания. Именно на этот путь Достоевский направляет Митю Карамазова, видя в нем огромный человеческий потенциал.
Таким образом, надеюсь, я ответил на вопрос, поставленный мною вначале. Я считаю, что классическая литература – это литература на все времена. Она должна стать основой, базой, которая формирует человека, его внутренний мир, морально-нравственные взгляды. Именно поэтому классическая литература изучается в школе. Именно поэтому, на мой взгляд, ее должен читать и перечитывать каждый человек, претендующий на звание Человека.
Нужна ли современному читателю классическая литература?
Все чаще и чаще перед молодым поколением встает вопрос: “Нужно ли современному читателю, читателю 21 века, читать роман Толстого “Война и мир”? Или нужно ли ему читать и знать Пушкина, Лермонтова, Чехова? Есть ли надобность современному читателю в Шекспире, Бальзаке, Стендале?
Одним словом, нужно ли читать классику в наше время?
Для меня этот вопрос имеет лишь один ответ – безусловно, нужно. Ведь все эти писатели потому и классики, что они в своих произведениях затрагивают очень важные, коренные вопросы, касающиеся сути человека,
Решить эти вопросы-проблемы и помогает классическая литература.
Лично меня не оставил равнодушным роман-эпопея Толстого Л. Н. “Война и мир”. Мне очень близка идея этого писателя о необходимости самосовершенствования человека. Я тоже считаю, что красота, физическая и душевная, не дается от природы, над ней нужно работать.
В постоянном самосовершенствовании
Такие люди-“мумии” представлены в романе в лице Элен Курагиной, например, или Сони. Сонечка хороша всем: и красива, и достаточно умна, и благонравна. Но скучна, потому что “застыла” на одном месте, предсказуема и неинтересна.
Поэтому-то Николай Ростов, которого она так любит, замечает красоту Сонечки, но жениться на ней не хочет. Он думает, что “теперь столько еще других радостей и занятий!”
Наташа же Ростова жаждет жить, она не прикрывается, как Сонечка, “срисовыванием узоров”. Наташа с головой окунается в жизнь, стремится чувствовать, совершать ошибки. Она хочет быть счастливой и, в конце концов, ей это удается.
Наташа находит свою любовь, выходит замуж, у нее появляется своя семья, любящий муж и любимые дети. По Толстому, Наташа выполнила свое природное предназначение – стала матерью, продолжила свой род, то есть обрела смысл жизни.
Таким образом, “Война и мир” отвечает на вопрос о смысле человеческой жизни о способах достижения счастья. А эти вопросы – самые актуальные во все времена.
Кроме того, это произведение показывает нам, на мой взгляд, идеальную семью, рисует взаимоотношения их членов. В романе это семья Ростовых и семья Болконских. Лично мне ближе семья Ростовых.
Мне нравится дух, атмосфера, царящая в этом доме, нравятся, как родители относятся к своим детям и наоборот.
Главное в семье – это любовь, любовь безоговорочная, все принимающая и всех примиряющая. Строгая, но до безумия любящая своих детей княгиня Ростова. Добрый, простодушный, мягкий князь, готовый в любую минуту поддержать каждого из своих детей.
Вспомним, как он достает деньги для проигравшегося в пух и прах Николая, закладывая имение.
Но и дети поддерживают родителей в трудный момент. Когда убили общего любимца, младшего Петеньку, княгиня чуть не сошла с ума от горя. Но Наташа очень сильно поддерживала свою мать, тем самым и она сама смогла легче пережить такое тяжелое для всей семьи событие.
В своем романе Толстой проповедует, кроме “мысли семейной”, “мысль народную”. Это, на мой взгляд, особо актуально в наше время. Сейчас, как и в начале 19 века, идет засилье зарубежной культуры. Страна говорит на английском языке, смотрит американские фильмы, слушает американскую музыку.
Даже передачи, выпускаемые, вроде бы, русским телевидением, очень четко ориентируются на Америку, не учитывая специфику русского менталитета.
В начале 19 века кумиром русской знати была Франция. Ей подражали во всем, начиная с языка и заканчивая манерой поведения. Показателен в этом плане салон Анны Павловны Шерер.
Здесь собирались сливки высшего общества, говорили только на французском языке, обсуждали французскую моду. Эти люди пусты, внутренне мертвы. Они не способны к настоящему патриотизму. В этом плане показательна их реакция на войну с Наполеоном.
В салоне запретили разговаривать на французском – это все, на что они были способны. Такому лжепатриотизму противопоставлен подлинный патриотизм лучших героев Толстого. Например, Наташа Ростова очень близка простому русскому народу. Ее патриотизм идет из глубины души.
Благодаря ее напору семья Ростовых отдает подводы для раненых. Истинно патриотичен Кутузов, он близок простым солдатам. Толстой превозносит полководца за его доброту, искренность, житейскую мудрость.
Читая классическую литературу, Толстого, в частности, можно обогатиться духовно и нравственно. Во времена технического прогресса есть большая опасность духовного увядания. Классические произведения Толстого, как, впрочем, и вся русская литература 19 века, напоминает читателю о величии человеческой души, о необходимости беречь, ценить и бесконечно развивать свое внутреннее богатство.
Поэтому с полной уверенностью можно сказать, что классическая литература не оставляет современного читателя равнодушным.
Related posts:
Исследовательский проект: «Актуальна ли русская классическая литература сегодня? Классическая литература в жизни подростков МАОУ СОШ №23»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Актуальна ли русская классическая литература сегодня?
Классическая литература в жизни подростков МАОУ СОШ №23
Авторы:
Гетте Анна, Морозова Татьяна, ученицы
8 «б» класса, МАОУ СОШ №23
Руководитель:
Широкова Вера Вячеславовна,
учитель русского языка и лите-
ратуры МАОУ СОШ №23
Глава 1. Творчество классиков литературы «золотого века» 7
Глава 2. Произведения художественной литературы о роли книги 12
Глава 3. Известные люди о классической литературе 14
Глава 4. Педагоги МАОУ СОШ № 23 о любимых книгах 16
Глава 5. Сравнение данных социологических опросов, проведённых в библиотеках России, с анкетами учащихся 8-х классов МАОУ СОШ№23 19
Глава 6. Сопоставление данных, полученных при анкетировании
28 января 2015 года, в Московском художественном театре им. А.П. Чехова был дан старт Году литературы, который должен, по мнению его организаторов, привлечь внимание общества к литературе и чтению. Открыл Год литературы президент Российской Федерации Владимир Путин:
Не отрицали их и ведущие актеры МХТ разных поколений, представившие в этот вечер литературно-художественную композицию «Круг чтения», режиссером которой выступила Марина Брусникина. Со сцены отрывки из произведений русской классики и современных авторов читали Олег Табаков, Константин Хабенский, Ирин Мирошниченко, Дарья Мороз, Станислав Любшин, Александр Семчев, Анатолий Белый, Игорь Верник, Евгения Добровольская, Ирина Пегова и многие другие, включая объявленного на днях в розыск на Украине Михаила Пореченкова. И со сцены, великой мхатовской сцены лился Пушкин и Лермонтов, Достоевский и Толстой, Гоголь и Чехов, Блок и Гумилев, Пастернак и Ахматова, Цветаева и Булгаков, Солженицын и Бродский.
Новостные программы, СМИ, трансляция открытия года литературы, отношение артистов и политиков к проблеме «кризиса чтения» поставили и передо мной лично ряд вопросов таких, как: действительно ли в современном обществе стали меньше читать, почему «золотой век» дал миру так много великих писателей и поэтов, почему мало великих имен на современном этапе, актуальна ли классическая литература среди моих сверстников, что нужно сделать, чтобы она стала актуальной и востребованной? На часть этих вопросов попытаемся ответить в данной проектно-исследовательской работе.
Тема пректа: Актуальна ли русская классическая литература сегодня?
Классическая литература в жизни подростков МАОУ СОШ №23
Актуальность выбранной темы определяется проблемой, которая стоит перед обществом в целом – это «кризис чтения». То, что 2015 год был объявлен Годом литературы, само по себе говорит об ощущении некой неудовлетворённости литературными делами – и в той части общества, что не потеряла ещё навык к чтению, в том числе и в государственных структурах, инициировавших этот план. Достаточно вспомнить, что указ о проведении Года литературы подписан Президентом РФ, Организационный комитет по проведению Года литературы сформирован распоряжением председателя правительства, а возглавляет его председатель Государственной Думы РФ.
Что же тогда вызывает неудовлетворение и заставляет объявлять Год литературы?
Трудно не согласиться с мнением Михаила Михайловича Голубкова — доктора филологических наук, профессора филологического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова: «По нашему глубокому убеждению, причина одна: резкое изменение её статуса. Из важнейшей сферы общественного сознания, в которой формировались национально значимые культурные образы, модели личного и социального поведения, способность чувствовать и думать, иными словами – важнейшие принципы русского взгляда на мир, литература превратилась в сферу частную, локальную, едва ли не приватную, а читающая публика разбрелась в соответствии со своими пристрастиями и представлениями, оформленными разнообразными премиями и «толстыми» журналами. И вот итог за последние 15 лет: русская культура утратила присущий ей на протяжении последних трёх столетий литературоцентризм».
В связи с чем, цель проекта звучит так:
— Исследовать влияние классической литературы на кругозор и нравственность человека и причины непопулярности классической литературы среди подростков МАОУ СОШ №23.
В своей работе хотелось бы исследовать именно подростковую группу, потому что мы – подростки. Все, о чем мы пишем здесь, касается нас, наших друзей и подруг.
Исследовать литературные источники, описывающие процветание «золотого века», признаки принадлежности авторов к «золотому веку».
Изучить творчество писателей 19 века. Составить небольшой литературный справочник по творчеству писателей и поэтов.
Подобрать материал для изучения отношения подростков к чтению, классической литературе (вопросы, анкеты, темы бесед, интернет-ресурсы, опрос)
Провести анкетирование среди подростков
Обработать материал по изучению отношения подростков к изучаемой проблеме
В зависимости от результатов исследования, предложить пути дальнейшего продвижения по изучаемому вопросу (проект)
Презентовать результаты исследования публике.
Предмет исследования: широта кругозора и уровень нравственности выпускников школы.
Объект исследования: выпускники гимназии начала XX века и учащиеся 8-х классов МАОУ СОШ №23.
Гипотеза: Если школьник будет больше читать классической художественной литературы, размышлять о поступках героев, знакомиться с шедеврами музыки и живописи, то он станет умным, развитым, образованным и нравственным человеком, способным к самосовершенствованию.
2. Сравнение и анализ результатов анкет.
4.Работа с художественной и публицистической литературой, информационными источниками.
Глава 1. Творчество классиков литературы «золотого века»
К нашему удивлению, ни один из словарей не смог дать четкого определения интересующему нас понятию. Ясно лишь одно – «классическая литература» пытается разобраться в непреходящих вещах, вечных ценностях, которые актуальны во все времена. Именно поэтому, мне думается, она столь ценна. Но тогда возникает другой вопрос – а почему мнение именно этих писателей считается образцовым, верным? Почему именно они, а не другие люди, творившие в это время, могут чему-то научить нас, людей 21 века?
Наверное, именно «классические» писатели наиболее точно ответили на многие вопросы, волновавшие человечество во все времена. Именно они дали тонкий анализ человеческой природы, психологии, смогли сформулировать основные «законы», по которым всегда существовал человек. Остановимся на творчестве некоторых из них.
Н.В. Гоголь вошел в литературу с яркими, колоритными повестями из украинского быта: «Вечер накануне Ивана Купалы», «Вечера на хуторе близ Диканьки». Гений русской классики принес нечто глубоко неповторимое со своими героями-парубками и дивчинами, со своим особенным слогом, в котором так силен украинский колорит – в сплетении слов, в неповторимом юморе, в полноте цветущей жизни. Гоголь словно раздвинул географию русской классики, показав, что именно вся Русь явится как единый поэтический образ в литературе – от столиц до отдаленных краев. Именно после Гоголя русская литература стала восприниматься как литература всех населяющих Россию народов, а уж тем более – как литература славянского единства…Таков путь Гоголя: от лукавого Рудого Панька к высокому слогу «Размышлений о Божественной литургии», высокому замыслу «Мертвых душ».
Именно Гоголь так настоячиво и открыто соединил художественное творчество с борьбой за идеалы христианства. Это художник и христианский проповедник одновременно: после Гоголя именно на этом пути русская классика достигнет самых великих достижений.
И.С. Тургенев вошел в историю не только русской, но и мировой литературы как непревзойденный психолог и художник слова. Этот писатель известен прежде всего как автор романов «Отцы и дети», «Дворянское гнездо», «Рудин» и другие. Кроме того, он является создателем стихов в прозе, полных лиризма и глубоких раздумий над жизнью, и других прозаических произведений.
Определяя главную особенность своего творческого пути, Тургенев говорил: «Я стремился, насколько хватало сил и умения добросовестно и беспристрастно изобразить и воплотить то, что Шекспир называл самый образ и давление времени».
Все творчество Ф.М. Достоевского — это художественное исследование человека, его идеальной сути, его судьбы и будущего. Человек Достоевского — это существо, потерявшее целостность, это человек в разладе, в несовпадении с действительностью и с самим собой. Можно сказать, что герой Достоевского – это мятущийся герой, который постоянно находится в поисках себя. Этот путь полон страданий, крови, греха. Но всегда это – мыслящий человек, пытающийся познать себя. В своем отрицании и Бога и жизни герой Достоевского намного честнее, чем многие «верующие» и «добропорядочные» люди.
Персонажи Достоевского кровно связаны с Богом, хотя часто и отрицают его. Сами того не ведая, они часто проходят путь многих евангельских святых, буквально «перестрадав» свою веру.
Мир Достоевского – это мир «униженных и оскорбленных». Взгляд писателя обращен именно к ним, обнажая жизнь и страданья этих людей. Во многом, поэтому Ф.М. Достоевского называют «великим русским гуманистом».
Писатель считает, что отвлеченные размышления о прекрасном будущем преступны. Пока люди философствуют о том, что будет завтра, сегодня в мире творится зло. Каждый человек должен жить здесь и сейчас, стремясь сделать так, чтобы настоящая жизнь стала гуманнее и добрее. Всем известны слова Достоевского о том, что никакое прекрасное будущее не стоит одной-единственной слезы ребенка в настоящем.
Автор стремится донести до читателя, что нужно переиначивать обыденную жизнь вокруг себя. А изменить мир может лишь нравственное очищение, которое, по мысли писателя, происходит лишь через страдания.
Герои Толстого не чужды противоречий, в них происходит упорная внутренняя борьба, но лучшие душевные качества никогда не изменяют им. Интуитивная душевная чуткость Наташи, благородство Пьера, аналитический ум и моральная красота князя Андрея, тонкая душа княжны Марьи — все это объединяет героев «Войны и мира», несмотря на индивидуальность каждого характера. Можно сказать, что всех лучших героев Толстого объединяет богатство душевного мира и стремление к счастью.
Произведения Чехова сложны и очень тонки. В них несколько смысловых пластов, раскрыть которые может только внимательный и знающий читатель. Все произведения этого русского писателя наполнены множеством символов, позволяющих раскрыть всю их глубину.
Таким образом, надеюсь, мы ответили на вопрос, поставленный вначале. Считаем, что классическая литература – это литература на все времена. Она должна стать основой, базой, которая формирует человека, его внутренний мир, морально-нравственные взгляды. Именно поэтому классическая литература изучается в школе. Именно поэтому, на наш взгляд, ее должен читать и перечитывать каждый человек, претендующий на звание Человека.
Существует такое предание. Однажды афиняне спросили философа Диогена :
Что ты ищешь, Диоген, днём с огнём?
Как вы думаете, какой смысл вложен в это предание?
Человек сложен, его сущность скрыта даже от него самого. Понять сущность человека, понять человека как частицу окружающего мира – вот этот смысл имел в виду Диоген.
Так вот классическая литература и призвана помочь раскрыть богатый, но такой сложный внутренний мир человека .
Произведения художественной литературы о роли книги
В разных произведениях художественной литературы мы находим примеры, как повлияло чтение книг на становление человека.
А.Грин «Зеленая лампа».
— Бедняк Джон Ив, посвятивший свое время чтению книг, стал образованным человеком и врачом.
— Подростком будущий капитан Грэй прочитает книги о мореплавателях и будет мечтать о море и путешествиях.
В.Каверин «Два капитана».
— Герой романа Саня Григорьев собирается стать капитаном (становится полярным летчиком), поэтому очень много читает книг о путешественниках.
— Характер героини повести Асю во многом сформировался под влиянием романа Пушкина «Евгений Онегин». Асина любимая героиня – Татьяна Ларина. Она даже первая признается в любви, как и пушкинская героиня.
М.Горький «Детство», «В людях».
— Автобиографический герой научился читать по Библии. Но настоящим открытием для него стали поэмы и сказки Пушкина: «Пушкин до того удивил меня простотой и музыкой стиха, что долгое время проза казалась мне неестественной и читать её было неловко…»
М.Цветаева «Мой Пушкин».
— «Но ещё одно, не одно, а многое, предопределил во мне «Евгений Онегин». Если я потом всю жизнь по сей последний день всегда первая писала, первая протягивала руку – и руки, не страшась суда – то только потому, что…Татьяна в книге это на моих глазах сделала. И если я потом, когда уходили, не только не протягивала вслед рук, а головы не оборачивала, то только потому, что тогда в саду, Татьяна застыла статуей.
Урок смелости. Урок гордости. Урок верности. Урок судьбы. Урок одиночества».
Ю.Бондарев о книгах К.Паустовского:
— «На книгах Паустовского воспитывалось не одно поколение. Я знаю молодых людей, которые захотели стать моряками и стали после того, как влюбились в «Черное море» Паустовского».
К.Паустовский о книгах А.Грина:
— «Рассказы Грина вызывают в людях желание разнообразной жизни, полной риска, смелости и чувства высокого, свойственного исследователям, мореплавателям, путешественникам. После рассказов Грина хочется увидеть весь мир…»
К.Паустовский о сказках Андерсена:
— «Милый чудак и поэт научил меня вере в победу солнца над мраком и доброты человеческого сердца над злом…»
Мы ещё имеем небольшой читательский опыт, но теперь, знакомясь с произведениями художественной литературы, читая интервью и мемуары известных людей, будем интересоваться: какую роль в их жизни сыграла книга, каков был их круг чтения.
Хотелось бы закончить этот раздел мыслями писателя и библиофила Андре Моруа о чтении:
— «Хорошие книги никогда не оставляют человека таким, каков он был до знакомства с ними. Читая их, он становится лучше».
— «Книги – это двери, распахнутые в чужие души».
В наше время молодежь все меньше и меньше читает классику и не старается в чем-то походить на героев классической литературы. А в них есть много хороших качеств, например, доброта, честность, порядочность, любовь к Родине, к людям, уважение, терпеливость, старание и многое другое.
Почему же молодежь стала меньше читать классическую литературу? Сегодня большое количество различных эстрадных исполнителей, актеров, и молодежь старается им как-то подражать, быть на них похожими.
Школьники, в основном, читают классику только по школьной программе или внеклассному чтению и летом по списку литературы. Молодежи не хочется читать книги не только классические, но и современные. Поскольку они читают мало классической литературы, то, следовательно, не хотят быть похожими на замечательных героев её произведений. И все чаще современная молодежь стремится все сделать для себя, а не для окружающих её людей. Классики же, наоборот, стремились сделать жизнь людей лучше, звали вперед, стремились знать как можно больше.
Известные люди о классической литературе
Обратимся к изданиям периодической печати и телевизионным информационным источникам, чтобы исследовать, есть ли у известных современных людей любимые писатели-классики и какие книги сыграли в их жизни большую роль.
Елена Сафонова («Телесемь», 5-11 декабря 2010 года)
Алексей Булдаков («Телесемь» 27 марта-2 апреля 2011)
-Булгаков, Достоевский, Толстой, Островский
Лариса Гузеева («Телесемь» 20-26 марта 2010)
Владимир Вдовиченков («Телесемь» 3-9 апреля 2010)
Анна Димова («Телесемь» 3-9 апреля 2011)
Галина Польских («Телесемь» 17-23 апреля 2009)
Александр Дедюшко, актёр («Телесемь» №38 2009)
Алла Демидова, актриса («Телесемь» №9 2010)
-Пушкин, Ахматова, Бродский
Галина Тюнина, актриса («Телесемь» №7 2011)
-Томас Манн, Лев Толстой, Чехов
Виктор Вержбицкий, актёр («Телесемь» №7 2009)
Игорь Корнелюк, композитор, певец («Телесемь» №7 2009)
-Булгаков, Толстой, Чехов, Тургенев
Мария Порошина, актриса («Телесемь» №7 2009)
-Кобо Абэ, Ромен Гари, Кутзее
Алексей Горшенев, солист группы «Кукрыниксы» (Журнал «Мне 15» март 2009)
-Роберт Шекли, Василий Шукшин, Михаил Веллер, Ремарк
Сергей Безруков, актер (Авторский видеопроект А.Лиханова «Уроки нравственности»)
Евгений Рейн, поэт («Ночной полет» телеканал «Культура» март 2010)
— Зачем нужна поэзия? Поэзия воспитывает артистизм в человеке.
Юрий Титов, певец (Журнал «Мне 15» октябрь 2009)
-«Мастер и Маргарита». Я постоянно перечитываю эту книгу, а многие главы знаю почти наизусть.
Михаил Пиотровский, директор Эрмитажа («Телесемь №8 2011)
Дмитрий Мартынов, актёр («Телесемь» №7 2010)
— Стихи русских поэтов, «Гарри Поттер»
Вывод : Классическая литература, как выяснилось, влияет на людей положительно. Она открывает для них что-то новое, необычное. Прочитав произведения известных писателей, они вычерпывают оттуда умные мысли и жизненный опыт.
Известные и авторитетные люди, как видим, воспитывались на классической русской и зарубежной литературе, на шедеврах детской классики. Многие из них читают классику и сейчас. Думается, что книга играет огромную роль в их жизни, роль друга, советчика и источника знаний о жизни.
Педагоги МАОУ СОШ № 23 о любимых книгах
Колюпанова Любовь Леонидовна
Любимая книга русского автора: «Война и мир»
Любимая зарубежный автор: Эмиль Золя
Любимый поэт: Маяковский
Любимый современный поэт: Римма Козакова
Любимый исторический герой: Суворов
Любимый герой- современник: Зельтин
Любимый герой зарубежной литературы: Шерлок Холмс
Бажанова Жанна Николаевна
Любимая книга: «Евгений Онегин»
Любимые поэты: Есенин и Тютчев
Зарубежную литературу не читает
Солодянникова Анна Здиславовна
Любимая книга: «Всадник без головы» и «Два капитана».
Любимый жанр: детектив
Любимый поэт: Маяковский
Мясунова Наталья Александровна
Любимая книга русского автора: « Мастер и Маргарита»
Любимая книга зарубежного автора: «Джейн Эйр»
Любимый поэт: Ахматова А.А.
Любимый герой зарубежной литературы: Скарлетт о Хара
Кремер Ирина Владимировна
Любимые авторы: Жюль Верн, Конан Дойл, Абрамов Ф.А
Любимая книга русского автора: Абрамов Ф.А. «Трилогия»
Любимые жанры: драма, фантастика
Вывод: По мнению педагогов, книги, вошедшие в русскую и мировую литературу под определением «вечные», никогда не выйдут из моды, никогда не будут забыты, никогда не потеряют свою значимость в нашем мире, никогда не перестанут быть нашими лучшими друзьями. Великие классики писали о проблемах, которые не поддаются времени, и именно поэтому выдающиеся творения уже много лет передаются от одного поколения к другому. Книги А. Пушкина, Л.Н.Толстого, И.С.Тургенева, С. Есенина, Жюля Верна хочется перечитывать снова и снова, ибо произведения с каждым разом волнуют наше сердце всё больше.
Сравнение данных социологических опросов, проведённых в библиотеках России, с анкетами учащихся 8-х классов МАОУ СОШ №23
В последнее время в средствах массовой информации часто звучат фразы: «молодежь мало или совсем не читает», «молодежь не стремится к духовному росту и эмоциональному развитию», «современная молодежь – это поколение с «пустыми файлами» и т.д. Но так ли это на самом деле?
Для того чтобы понять, какие цели преследуют молодые люди, читая литературу, в библиотеках России были проведены социологические опросы. Респондентам было предложено в письменной форме ответить на простой вопрос: «Для чего вы читаете?» и даны возможные варианты ответов:
• Для того чтобы отдохнуть, отвлечься;
• Получить необходимую информацию;
• Получить помощь в учебе, работе;
• Для развития, повышения интеллектуального уровня;
• Потому что заставляют родители;
• Другие варианты ответа.
При ответах на вопросы можно было выбирать несколько вариантов.
Из этого опроса следует, что побудительной причиной чтения у молодежи является помощь в учебе, а также проведение досуга. Наряду с учебной литературой, востребованными является художественная литература развлекательного характера. Наиболее предпочтительные жанры- «фэнтези», детективы, историческая фантастика, любовные романы.
Художественную литературу легких жанров молодежь читает регулярно, более серьезную – время от времени, что связано с особенностями читательских интересов и занятостью.
В большинстве случаев 60% молодежь читает для того, чтобы отдохнуть, занять свободное время. Другой вариант ответа – расширить свой кругозор (27%). Среди прочих ответов были и такие: повысить культурный уровень (10%), найти смысл жизни (3%). Книги для чтения большинство опрошенных (71%) выбирает в библиотеке. Обмениваются книгами с друзьями и знакомыми 14% респондентов.
Покупают издания в книжных магазинах 13%. В основном приобретается справочная и учебная литература, художественные издания покупаются редко (5%). Связано это с тем, что современные издания развлекательного характера в дальнейшем перечитываться не будут, а произведения русских и зарубежных классиков уже есть в семейной библиотеке.
И лишь небольшая часть (2%) ответила, что книги предпочитает «скачивать» из Интернета – во-первых, это экономит время (для получения новой книги не нужно идти в библиотеку), во-вторых, благодаря Интернету становится доступной литература, которой нет в фонде городских библиотек. И, тем не менее, печатная книга по-прежнему востребована, не уходит в прошлое, а книжный фонд библиотеки остается значительным источником информации.
Мы провели свое исследование. В исследовании приняли участие 38 человек, которые являются учениками 8 «а» и 8 «Б» классов МАОУ СОШ №23. Исследование позволило получить следующие данные:
2. Для чего вы читаете? Были предложены следующие варианты ответов
• Получить необходимую информацию – 18%;
• Получить помощь в учебе, работе 5%;
• Для развития, повышения интеллектуального уровня 14%;
• Потому что заставляют родители 5%;
• Другие варианты ответа 14% (люблю читать, чтобы скоротать время, читаю в поезде, чтобы быть в курсе, найти смысл жизни)
3. Твоя любимая книга
Русская литература- 23%
Зарубежная литература – 42%
Нет любимой книги – 35%.
4. Читаете ли вы классическую литературу?
5. Назовите любимого автора – классика.
Среди любимых писателей-классиков называли А. Пушкина (25%), М.Ю.Лермонтов (13%), И.С.Тургенев (8%), Л.Н.Толстой (5%), С.Есенин, Ф.Тютчев, М. Булгаков по 2%. А вот нет любимого автора – классика у 43%!
6. Актуальна ли сегодня классическая литература?
7.Выберите самого популярного классика.
Заменяет ли вам интернет книгу?
9. Какие жанры предпочитаете?
Историческая литература 7%
Классическая литература 13%
Научно-популярная литература 7%
Проведенные исследования показали, что подростки не утратили способности читать книги. Они читают, но читают разножанровую литературу. К классической литературе 19-20 века не испытывают особого стремления, но и не отвергают актуальности и нужности классики в настоящее время. На наш взгляд, если проводить определенную работу по сплочению подростков вокруг классической литературы (организовывать клубы, публичные обсуждения произведений классиков, обмениваться мнениями о прочитанных книгах). Думаем, что это направление будет продолжением нашего проекта.
Анализ анкет учащихся 8-х классов МАОУ СОШ №23 (38 анкет) и ответов гимназистов начала 20 века. (Вопросы разработаны Российской Государственной библиотекой; ответы гимназистов мы взяли из книги Галицких Е.О. «От сердца к сердцу» (СПб, 2010)
1.На кого из героев литературных произведений ты бы хотел быть похожим?