актуально ли творчество маяковского в наши дни
В чем актуальность сатирических стихов В. В. Маяковского в наши дни?
Сатира в творчестве В. В. Маяковского играет серьезную роль. Поэт считал, что только сатирические строки способны помочь в борьбе с человеческими и общественными пороками: бюрократизмом, лицемерием, ханжеством, мещанством, чинопочитаением и другими, многие из которых, несомненно, актуальны во все времена.
Не являются исключением они в современной нам России, причем бюрократизм и чинопочитание в настоящий момент достигли огромных масштабов. В своих стихах Маяковский активно борется против тупого мещанства, так как именно в мещанской пошлости
В одном из своих первых стихотворений – “О дряни” – автор заявляет, что “страшнее Врангеля обывательский быт”. Во многих своих сатирических стихотворениях на эту тему поэт сумел раскрыть сущность мещанства, показать его духовное убожество, эгоизм. Эти герои повседневной жизни волнуются только о положении в свете, о “прибавке к тарифу”, об “уютных кабинетах и спаленках”:
Со всех необъятных российских нив,
С первого дня своего рождения
Наскоро оперенья переменив,
Намозолив от пятилетнего сидения зады,
Крепкие, как умывальники,
Живут и поныне – тише воды.
Свили уютные кабинеты и спаленки.
Грубоватое озорство Маяковского может оправдать и понять любой современный читатель, которому издевки советского поэта наверняка покажутся очень меткими и правдивыми, потому что многое из услышанного кажется таким знакомым. Особую ненависть к себе Маяковский вызывает у тех, кого тот откровенно обвиняет и высмеивает. Недовольны им лицемеры-угодники, сплетники, трусы, “служаки” и тому подобные негодяи.
Примечательно то, что названия сатирических стихотворений Маяковского точны, кратки и остры: “О дряни”, “Подлиза”, “Ханжа”, “Блэк энд уайт”, “Прозаседавшиеся”, “Нате!”, “Вам”, “Гимн судье” и другие.
В них поэт четко противопоставляет свою гражданскую позицию той позиции и манере поведения, которые он жестко критикует в стихотворении “Блэк энд уайт”. Здесь Маяковский обнажает неравенство, пронизывающее все области капиталистического мира (на примере расовой дискриминации), которое выделяется в четкий контраст белого и черного: “у белых – доллары, у черных – нет”. В этом мире изначально установлено и усвоено, что лучшее, качественное, вкусное и красивое – для белых и богатых, а бедным и чернокожим уготована в этом мире лишь черная работа да “изломанная жизнь”:
Белый ест ананас спелый,
Черный – гнилью моченый.
Белую работу делает белый,
Черную работу – черный.
Буквально в нескольких строках поэт передает свое отношение к такому несправедливому устройству жизни. В сатирических строках изображена “рай-страна Гавана”, “страна что надо”, и тут же четкое авторское противопоставление – на фоне “райской жизни” читатель видит бедного негра Вилли, жизнь которого безрадостна, поэтому “волос у Вилли вылез”, а “живот у Вилли влез”.
К сожалению, эта картина очень напоминает нам нынешнее положение в стране, которая также стала капиталистической, когда стала отчетливо видна грань между жизнью богатых и бедных.
Можно по-разному относиться к смелым обличительным словам Маяковского и его творчеству в целом, но невозможно не заметить, что это крик души поэта-гражданина, безумно любящего своего родину, поэта, который идет вперед и ведет за собой, помогая своим искусством “выволочь” страну из грязи, чтобы жить лучше. Маяковский не мог и считал недостойным поэта писать “сладенькие” стихи тогда, когда страна серьезно “болела”.
Related posts:
В. В. Маяковский и современность
Я человек решительный,
Я хочу сам поговорит
Не все то, что в наше стремительное столетие большие изменения созданы мыслью художника, входит как что-то значительное в жизнь человечества. Время, которое вносит свои поправки и коррективы в характеры людей, меняет мировоззрение и восприятие жизни целых поколений, перелистывает страницы книг, проверяя сурово и требовательно их истинную ценность, и сохраняет в памяти человеческой лишь те из них, которые владеют, я считаю, главными для истинного шедевру качествами — актуальностью и болезненно острым стремлением автора правдиво и честно ответить на самое важное в истории человечества вопроса о смысле жизни. Именно к таким важным ценностям я отношу произведения Владимира Владимировича Маяковского
Что же делает творчество Маяковского неотъемлемым достоянием современной литературы? Ответ на этот вопрос может быть только одна: произведения Владимира Маяковского, согретые чистой любовью к простым людям, преисполненные открытой ненависти к буржуазии и ко всему устойчивому в жизни, наделенные всеми признаками истинного искусства
Стихи Маяковского актуальные до сих пор. В своих произведениях поэт раскрывает перед читателями недостатки общества, которое, к сожалению, существуют и по сей день. Считая, что «дрянь пока что имело поредела» и «много разных мерзавцев ходят по нашей земля и вокруг», поэт старается бороться с ними словом — «полководцем человеческой силы». «Поговорим в дряни», — решительно выкрикивает он, и невольно задумываешься: «А разве в наше время имело паскуд?». Я разделяю ненависть Владимира Маяковского к бюрократизму, который укоренил как явление в нашем обществе:
К мандатам почтения нету
Ну как тут не согласиться с поэтом. «Надо жизнь сначала переделать, переделав — можно воспевать», — говорит Маяковский. И это действительно да.
Превыше всего меня захватывает патриотизм поэта, трепетная и нежная любовь громкоголосого трибуна к своей молодой Советской стране, гордость за нее, которая оказывается даже в поклонении «молоткастому, серпастому советскому паспорту»:
Даже сейчас на глаза невольно навертываются слезы гордости за свою опороченную, но когда-то большую Отчизну. Я очень признательная Маяковскому за то, что, прочитавши его «Стихи в советском паспорте», действительно ощутила себя упражнению гордиться своей страной
В творчестве этого поэта мне очень близкое то, что Маяковский понимает значение истинного искусства в жизни общества. Стремление поэта довести равнодушным к поэзии сытым обывателям всю их духовную убогость и никчемность по сравнению со служителями искусства звучит в стихе «Нате!»:
А если сегодня мнет, грубому гунну,
Кривятся перед вами не захочется — и вот
Я захохочу и радостно плюну,
Я — бесценных слов транжир и мот.
Но творчество Владимира Маяковского нельзя рассматривать только как попытку обновить существующее устройство: Маяковский — личность разностороняя, многогранная и, что ближе всего мне, нежная. Эта нежность угадывается в строках:
. хотите — буду безукоризненно нежный.
Не мужчина, а — облако в штанах!
Умение любить искренне, нежно и отдано, острота и сила переживаний этого сильного и мужественного человека, «жилистой громадины», «бронзовой глибы» глубоко растрогали меня:
Плавлю лбом стекло окошечное.
Что же, и этого не хватит?
Скоро воплем издерется рот.
и все-таки Маяковский во многих своих стихах настойчиво и упорно старается ответить на вопрос, для чего же нужная жизнь и как надо его прожить? «Светить всегда, светить везде, к дней последних донца», — утверждает он свое жизненное кредо. Ответ на вопрос, который веками интересовало человечество, поэт старается дать и в своем стихе «Послушайте!»:
Ведь если звезды зажигают —
Значит, этому кому-нибудь нужно?
Стихи Владимира Маяковского поражают меня пылкой любовью к родины, убежденностью поэта в величии простого человека. Маяковский был выдающимся гением в свое время, он был голосом своей эпохи, ее глашатаем, произведения его не потеряли своей актуальности и жизненной правды. Стихи Маяковского учат нас искренности, глубинному пониманию искусства, пробужу-ють стремление изменить жизнь к лучшему. Я считаю, что его стихи злободневные и современные
В чём заключается актуальность лирики В. В. Маяковского? (ЕГЭ по литературе)
В. В. Маяковский — один из величайших поэтов Серебряного века, футурист. Его лирика отличается многозначностью метафор, резкостью и динамичностью образов. Многие темы, затрагиваемые в стихотворениях, остаются актуальными и для современного читателя.
Для подтверждения вышесказанного обратимся к стихотворению «Хорошее отношение к лошадям».
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
В нём описывается случай, произошедший с лошадью, которая «на круп грохнулась». В самом начале произведения автор использует прием аллитерации-повтор согласных «г», «р», «б», «т»: «Гриб. Гроб. Груб. Грабь». С помощью этого вида звукописи в воображении возникает образ бодрого постукивания копыт. Чуть дальше мы видим прием «отзеркаливания», который подчеркивает масштабность «трагедии»:
Несмотря на насмешки со стороны людей, животное встает самостоятельно, почувствовав поддержку лирического героя: «Лошадь, слушайте — чего вы думаете, что вы сих плоше?». Дальнейшее обилие глагольных форм «рванулась», «встала», «пошла» придают стихотворению динамичность, а также помогает увидеть стремление идти дальше в светлое будущее. Образ лошади многозначен, под ним понимается не только животное, но и человек, способные оступиться на жизненном пути. Однако он находит в себе силы и встает, не обращая внимания на насмешки бездушной толпы. Действительно, иногда и мы опускаем руки из-за непонимания со стороны людей. В. В. Маяковский словно напоминает современному читателю, что нельзя сдаваться, а необходимо уметь находить в себе силы, чтобы продолжать свой жизненный путь.
Обратим внимание и на стихотворение «А вы могли бы?» Данное произведение богато метафорами, например: «карта будня», «косые скулы океана», «на чешуе жестяной рыбы». Именно они помогают понять основной конфликт произведения: мнения личности и толпы, привыкшей к обыденности жизни, чаще всего не совпадают. Иногда человек не может встретить близкую душу, которая способна увидеть мир по-новому. В. В. Маяковский говорит о том, что не нужно опираться на чужое мнение, а сохранять индивидуальность. Прежде всего необходимо попытаться изменить серость жизни вокруг себя, а не опускать руки и слепо верить окружающим.
На примере двух этих стихотворений мне удалось доказать, что лирика В. В. Маяковского актуальна и для современного человека. Поэт заставляет нас не падать духом при малейших неудачах, находить в себе силы, чтобы продолжать жизненный путь и изменять мир вокруг себя.
Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
Чтобы вывести это сочинение введите команду /id90236
Маяковский в 21 веке
В 7 классе на уроках литературы мы изучали произведения Владимира Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» и «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Меня заинтересовало творчество поэта. Я решила познакомиться с ним поближе: почитала его произведения, почитала литературу о поэте.
Я увидела, что Маяковский – фигура в истории русской литературы неоднозначная. Одни – его ругают, другие – хвалят. Но никого творчество Маяковского не оставляет равнодушным.
В статье «Маяковский детям» Самуил Яковлевич Маршак пишет: «Вряд ли можно найти человека, который бы относился к этому поэту безразлично. Его любят или не любят, живут его стихами или спорят с ним и о нем, но нельзя не слышать в гуле нашего времени его уверенную поступь, силу его звучного, навсегда молодого голоса». 1 Эту статью Маршак написал в середине 20 века.
Мне стало интересно: а как звучит поэзия В.Маяковского сейчас, в 21 веке, актуальны ли его произведения.
Цель моей работы: понять, насколько наследие Маяковского сохраняет актуальность в современной культуре.
1. проанализировать произведения В.Маяковского и познакомиться с особенностями его творчества;
2. научиться видеть актуальное, современное содержание в лирическом произведении;
3. изучить научную литературу, касающуюся личности и творчества поэта;
4. провести социологический опрос, выявляющий отношение наших современников к творчеству В.Маяковского;
5. изучить Интернет-ресурсы по данной теме.
Гипотеза: творчество В.Маяковского продолжает оказывать влияние на современного человека, а проблематика произведений не теряет своей актуальности.
1) описание; 2) опрос; 3) анализ, синтез; 4) обобщение.
Объект исследования: произведения Маяковского, Интернет-ресурсы о поэте.
Предмет исследования: актуальность звучания произведений Владимира Маяковского.
II. Маяковский в литературоведении.
О Маяковском написано очень много. Мнения о нём часто противоположны. Интересно то, как менялось отношение к творчеству В.Маяковского в разные периоды истории нашей страны.
В 1920-е годы поэт был одним из многих на поэтической арене. Он ещё не был «обласкан» властью и государством. Быть может, именно поэтому в этот период им написаны лучшие стихотворения.
В 1934 году, благодаря Сталину, Маяковский объявляется «поэтом №1».
В 1953 году его канонизируют окончательно. Маяковский – первый поэт, связанный, прежде всего, с советской действительностью. Из интервью с А.М.Ушаковым 1 : «Стало принято считать, что до революции он только искал себя и нашел уже вместе с революционными изменениями. На него следует равняться всем советским поэтам. Он же намечает дорогу поэзии мировой. Именно эта концепция намечала пути исследования в советское время».
Во время перестройки в литературоведении наметился противоположный подход к изучению творчества Маяковского. В стране происходила переоценка советского наследия, и Маяковский был низвергнут с поэтического олимпа. Делались попытки по-новому «прочитать» поэта. В частности, в книге Ю.Карабчиевского «Воскресение Маяковского» 2 поэт предстаёт как певец насилия. Автор исследования считает, что основной мотив поэзии Маяковского – месть, культ жестокости. Основной пафос – пафос погрома. Карабчиевский пишет: «Он был человеком без убеждений, без концепции, без духовной родины. Декларируя те или иные крайности, он ни в чём не мог дойти до конца и вечно вынужден был лавировать. Он провозглашает цинизм своей эстетикой…и стремится любым способом покорить аудиторию. Он напрочь отвергает литературу – и делает всё, чтобы в ней остаться». На мой взгляд, в стороне при таком подходе остаётся роль Маяковского – реформатора русского стиха.
И в новом тысячелетии не утихают «страсти по Маяковскому», Маяковский остается в центре внимания критиков и литературоведов. Появляются новые книги, статьи, заметки об одном из самых значимых поэтов 20 века.
Событием 2006 года явилась книга критика и литературоведа Бенедикта Сарнова «Маяковский. Самоубийство», в которой автор представляет концепцию жизни и творчестве поэта, основанную на свидетельствах Л.Ю. Брик и людей близких к ней. Книга Сарнова транслирует накопившиеся в маяковсковедении мифы и фактические ошибки.
Как видим, и сегодня наблюдается интенсивное переосмысление истории России и отечественной литературы, в том числе и творчества В.Маяковского.
В современном маяковедении творчество поэта всё больше рассматривается как самоценное, с позиции современности и нравственно-этической точки зрения. Мне такой подход нравится. Хотя, конечно, нельзя отбрасывать до конца исторический и идеологический контекст произведений.
III . Маяковский в Интернет-ресурсах.
Я обратилась к Интернет-ресурсам, чтобы выяснить, как представлено творчество поэта в Интернете, найти наиболее информативные сайты, посвященные творчеству Маяковского. Мне показались интересными следующие сайты.
«Новая Литературная сеть создала сайт о В.Маяковском, на котором собирает все возможные материалы, связанные с именем поэта: http://www.vmayakovsky.ru
Интересный сайт «Владимир Владимирович Маяковский». Здесь собраны материалы, связанные с жизнью и творчеством поэта. Информация дублируется и на английском языке: http://v-mayakovsky.com/
Много собрано материала о поэте, его творчестве на сайте http://mayakovsky.narod.ru/ Здесь также можно найти произведения поэта.
Интересная информация о Маяковском содержится на http://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%E0%FF%EA%EE%E2%F1%EA%E8%E9,_%C2%EB%E0%E4%E8%EC%E8%F0_%C2%EB%E0%E4%E8%EC%E8%F0%EE%E2%E8%F7
Стихи В.Маяковского можно найти на сайтах:
Викитека: http://ru.wikisource.org/wiki (нужно ввести «Стихотворения Маяковского)
Сайт «Владимир Маяковский»: http://er3ed.qrz.ru/mayakowsky.htm
Библиотека поэзии. В.Маяковский: http://mayakovskiy.ouc.ru/
Сайт Русская поэзия: http://www.rupoem.ru/mayakovskij/all.aspx
Сборник произведений поэта на сайте http://shalomfilm.com/1033-vladimir-vladimirovich-mayakovskij-sbornik-proizvedenij.html
Произведения Маяковского читать и скачать можно на сайте http://lib.rus.ec/
Статьи о творчестве В.В.Маяковского:
Интернет-ресурс «Владимир Маяковский – проза, статьи, стенограммы»:
Информационные сайты Государственного музея В.В.Маяковского:
В социальной сети «В Контакте» найдено 1 436 сообществ, так или иначе связанных с именем В.Маяковского. Самые многочисленные группы, отличающиеся наибольшей информационной наполненностью (фотографии, аудиозаписи, видеозаписи, статьи, обсуждение творчества):
1.В.В.Маяковский. Послушайте! (21 651 участник)
2. Владимир Маяковский. Поэт. (3 977 подписчиков)
3. Владимир Маяковский (2 882 участника)
4. Секта почитателей В.Маяковского (1 478 участников)
Изучение Интернет-ресурсов показало, что Маяковский интересен людям (это подтверждается большим количеством сайтов, форумов о Маяковском). Только взгляд на поэта и его творчество изменился. Если раньше в школах и ВУЗах его изучали как «официального поэта» советской власти, а стихи воспринимались как пропаганда, то сейчас Маяковский читается уже по-другому. Читатель 21 века отличается от читателя прошлого столетия. Наверное, нам сегодняшним, не хватает искренности, сильных чувств, нестандартности мышления. И мы находим это у Маяковского. Молодое поколение оценивает творчество поэта уже не с идеологических позиций, а с нравственно-эстетических.
IV . Социологический опрос.
Я решила выяснить: интересно ли творчество поэта людям, живущим уже в 21 веке. Для этого я провела опрос. Было задано 4 вопроса. Опрашиваемых разделила на две категории по возрасту: группа от 15 до 30 лет (27 чел.) и группа от 30 лет(20 чел.). Среди них были мои одноклассники, учащиеся моей школы, учителя, родители, а также жители поселка Учебный.
Вопросы были следующие:
1)Знакомы ли вы с творчеством Владимира Маяковского? (Приложение 1)
2)Можете ли вы прочитать стихотворения Маяковского наизусть? (Приложение 2)
3) Назовите произведение Владимира Маяковского, которое вам нравится. (Приложение 3)
4)Как вы думаете, актуально ли творчество поэта в 21веке? (Приложение 4)
По результатам опроса видно, что Маяковского современный читатель знает, его творчество считает актуальным. Большинство из опрошенных могут процитировать Маяковского (хотя бы несколько строк). Есть некоторые различия в стихотворениях, которые нравятся,
среди разных возрастных категорий. Во многом это объясняется, на мой взгляд, разным подходом в обучении в советской и современной школе.
V . Актуальность проблематики произведений В.Маяковского.
На одном из выступлений в аудитории Политехнического музея поэту поступила записка: «Ваши стихи слишком злободневны. Они завтра умрут. Вас самого забудут. Бессмертие – не ваш удел…»
— А вы зайдите через тысячу лет, там поговорим! – ответил Маяковский.
И оказался прав. Ушла в прошлое целая эпоха, а поэзия Маяковского живёт и не теряет своей актуальности. Почему?
Много произведений у В.Маяковского написано на тему пошлости, мещанства и обывательщины. Это стихотворения «Нате!», «О дряни», «Вам!», «Стих не про дрянь, а про дрянцо. Дрянцо хлещите рифм концом» и другие.
Аналогии с нашим обществом потребления и накопительства звучат в стихотворении «Плюшкин послеоктябрьский скопидом обстраивает стол и дом»:
А такому мучительному для российского народа явлению, как бюрократизм, Маяковский «посвятил» множество сатирических стихотворений. Это и «О том, как некоторые втирают очки…», и «Бумажные ужасы», и «Прозаседавшиеся», и «Бюрократиада». Разве мало в современной России аналогичных пустых заседаний, абсурдных постановлений, бумажной волокиты? ( «О, хотя бы ещё одно заседание относительно искоренения всех заседаний»).
В стихотворении «Хулиган» («Ливень докладов…») нашло отражение и сегодняшнее общее снижение культуры. Разве не встречался нам тот, о ком пишет поэт:
Смотрит – кому бы заехать в ухо?
Что башка не придумает дурья?!
Бомба из безобразий и ухарств, дурости, пива и бескультурья.
А в «Стихотворении о Мясницкой, о бабе и о всероссийском масштабе» мы находим параллели с общим неблагополучием в государстве. Поэт прав: «Что бабе масштаб грандиозный наш?! Бабе грязью обдало рыло, и баба, взбираясь с этажа на этаж, сверху и меня, и власти крыла». И у поэта, и у нас возникает вопрос: «Почему это о грязи на Мясницкой вопрос никто не решает в общемясницком масштабе?!».
И уж совсем современно, к сожалению, звучит стихотворение «Протекция» (поэт назвал её «Обывателиадой в 3-х частях»). Почти столетие прошло, а чиновничий произвол, круговая порука, «семейственность» во власти по-прежнему процветает. Маяковский призывает:
Нам нужно прислушаться к словам Маяковского из стихотворения «Хулиган» («Республика наша в опасности…») и сделать их сегодняшним лозунгом: «Пора топором закона отсечь гнилые дела и речь!»
Общечеловеческие ценности в поэзии Маяковского.
Маяковский интересен читателю двадцать первого столетия не только как обличитель людских пороков и негативных общественных явлений. В его поэзии звучат вечные темы, которые близки каждому человеку. Главная из них – любовь. Это и любовь к женщине, и любовь к человеку, и любовь к миру.
В своём письме Л.Брик Маяковский пишет: «Любовь – это жизнь, это главное. От неё разворачиваются и стихи, и дела и всё прочее. Любовь – это сердце всего. Если оно прекратит работу, всё остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце работает, оно не может не проявляться во всём». И вот это проявление любви «во всём» является отличительной особенностью творчества Маяковского.
Говоря о стихотворениях, посвященных любви к женщине, нельзя не сказать о той мощи, энергии, которые исходят от строк. Несомненно, для Маяковского любовь – чувство глобального масштаба, способное полностью изменить внутренний мир человека, преобразить в глазах влюблённого действительность, вдохновить его на подвиги. И мы, современные читатели, интуитивно ощущаем эту вселенную, даже если не сразу понимаем метафоричность строк. Почему не могут оставить нас равнодушными стихотворения Маяковского о любви? Потому что о самом интимном поэт говорит искренне, правдиво.
Не смоют любовь
ни ссоры,
ни вёрсты.
Продумана,
выверена,
проверена.
Подъемля торжественно стих строкопёрстый,
клянусь —
люблю
неизменно и верно!
Но не только любовью к женщине наполнены произведения В.Маяковского, но и любовью к Человеку. Поэт видел предназначение поэта и человека в служении людям. Сейчас в мире дефицит жертвенности, и тем сильнее звучат стихотворения Владимира Маяковского.
Как необходимы нам сейчас, в век жестокости и равнодушия, строки стихотворения «Хорошее отношение к лошадям». В нём автор говорит о чёрствости людей и призывает нас быть добрее и милосерднее. Ведь в жизни каждого человека наступает такой период, когда он нуждается в сочувствии, сострадании, поддержке. Знаменитая фраза «все мы немножко лошади» стала крылатой. И это является прямым доказательством актуальности творчества поэта.
Таким образом, я уверена, стихи Маяковского о нас и для нас, живущих в XXI веке. Маяковский сегодня звучит современно. Искренность, жертвенность, трудолюбие и стремление сделать мир лучше – вот ценности, о которых мы задумываемся, благодаря поэту, и которые пытаемся сохранить.
В стихотворении «Кем быть?» поэт говорит об активном отношении к труду, жизни и в каждой профессии находит черты, привлекательные для ребёнка. Читая, ребёнок как бы играет в эти профессии, пробует себя в них.
Вот верблюд, а на верблюде
возят кладь
и ездят люди.
Он живет среди пустынь,
ест невкусные кусты…
Это стихотворение проникнуто какой-то особой теплотой и гуманизмом.
И пусть некоторые персонажи стихотворений Маяковского для детей сегодня принадлежат истории (нет уже нэпманов, буржуев), в нравственном плане они по-прежнему актуальны. Сейчас детям как никогда не хватает простых и ясных понятий о том, «что такое хорошо и что такое плохо».
VI . Значимость творческого наследия поэта для культуры.
1. Новаторство языка.
Маяковский интересен, прежде всего, как новатор поэтического языка. Велики заслуги поэта в создании новой системы стихосложения. Можно с уверенностью сказать, что Маяковский совершил революцию в поэзии. Начало 20 века – время поиска нового языка. Экспериментируют со словом и ищут новый строй языка представители всех течений Серебряного века: символисты, акмеисты, футуристы. Но лишь Маяковскому удаётся создать новый, так называемый «акцентный» стих. Поэт «раскрепостил русскую рифму, провёл оригинальнейшие эксперименты в области рифмовки». Об этом доступно и интересно рассказывает А.М.Ушаков в своё интервью 1 : «Мы знаем, что такое речь. Она ограничена законами грамматики, и так будет всегда. Часть футуристов – как например, Кручёных – считали, что язык нужно освободить от любого внутреннего обоснования, отбросить грамматику. Однако в результате его поэзия стала сводиться к какому-то набору звуков. Примерно так же хотел «расковать речь» Бенедикт Лившиц. Но речь расковать нельзя – законы языка вырабатывались тысячелетиями или, может, вообще были даны свыше. Маяковский не так уж много пытался поменять в самом языке: убрал некоторые глаголы, использовал инверсию для большей экспрессии. Главным же оказалось его метафорическое мастерство. Он умел создавать совершенно невероятные метафоры из любого явления. Равного ему по метафорической насыщенности нет и… вряд ли появится в ближайшие полстолетия. При экспрессивной силе его стихов всё это создаёт уникальную поэзию и открывает совершенно новые пласты в языке. Интонации голоса Маяковского, его лексика, образный строй неповторимы».
Вслушаемся в строчки:
на цыпочки б волн встал,
приливом ласкался к луне бы.
клочьями порванной тучи
на ржавом кресте колокольни!
Ю.Олеша в книге «Ни дня без строчки» 1 писал о Маяковском: «Это был король метафор. Я несколько раз предпринимал труд по перечислению метафор Маяковского. Едва начав, каждый раз я отказывался, так как убеждался, что такое перечисление окажется равным перечислению всех его строк».
2. Влияние В.Маяковского на изобразительное искусство.
Говоря о влиянии творчества В.Маяковского на культуру и общество, нельзя не сказать и о его вкладе в становлении советского изобразительного искусства. Маяковский, работая в «Окнах РОСТА, создавал интересные рисунки с краткими, легко запоминающимися стихотворными текстами. Можно сказать, что поэт стоял у истоков рекламы. Кроме того, существуют разработанные поэтом афиши и обложки книг. Его рисунки отличаются подчёркнутой простотой, лаконизмом и необычайной выразительностью, удачной подборкой цвета. Работы Маяковского можно считать началом формирования современного дизайна.
3. Песни на стихи В.Маяковского.
Итак, я пришла к выводу, что творчество В.Маяковского продолжает оказывать влияние на современного человека, а проблематика произведений не теряет своей актуальности. Я убеждена в том, что, несмотря на некоторое временное забвение в конце 20 века, в двадцать первом столетии Маяковский возвращается к читателю.
Преодолев предубеждения, я попыталась научиться читать его стихи, понимать в них главное.
Владимир Маяковский – Поэт и Человек с большой буквы. Категоричный в своих чувствах и оценках, громогласный и даже грубоватый, но откровенный, прямой и честный. Мне хочется верить, что в XXI веке такие понятия, как искренность, нестандартность мышления, любовь к человеку и миру будут востребованы и Маяковский станет понятен и близок всем.
VIII. Список использованной литературы
Творчество В.В.Маяковского в начале XXI века: Новые задачи и пути исследования. Изд.: «ИМЛИ РАН», 2008.
А.М.Ушаков: На уровне Маяковского современная поэзия, к сожалению, не существует. Интервью от 20.07.09 Фонд Русский мир (информационный портал)
Ю.А.Карабчиевский. Воскресение Маяковского. Изд.: «ЭНАС», 2008.
Ю.К.Олеша. Ни дня без строчки. – М.: Худож. лит.,1989.
В.Н.Альфонсов. В конфликте с любимым искусством (из книги «Слова и краски»
М.В.Покотыло. Маяковский. Судьба поэта: особенности восприятия творчества поэта. http://www.jurnal.org/articles/2010/fill20.html
Горб Б. Шут у трона революции. Внутренний сюжет творчества и жизни поэта и актёра Серебряного века Владимира Маяковского. — М., 2001.
Знакомыли вы с творчеством Владимира Маяковского?
Можете ли вы прочитать стихотворения Маяковского наизусть?
Назовите произведение Владимира Маяковского, которое вам нравится.
Назовите произведение Владимира Маяковского, которое вам нравится.
Как вы думаете, актуально ли творчество поэта в 21веке?
1 А.М.Ушаков: На уровне Маяковского современная поэзия, к сожалению, не существует. Интервью от 20.07.09 Фонд Русский мир (информационный портал)
2 Ю.А.Карабчиевский. Воскресение Маяковского. Изд.: «ЭНАС», 2008.
1 Горб Б. Шут у трона революции. Внутренний сюжет творчества и жизни поэта и актёра Серебряного века Владимира Маяковского. — М., 2001.
1 В.Маяковский «Сергею Есенину».
1 А.М.Ушаков: На уровне Маяковского современная поэзия, к сожалению, не существует. Интервью от 20.07.09 Фонд Русский мир (информационный портал)
1 Ю.К.Олеша. Ни дня без строчки. – М.: Худож. лит.,1989.