актуальность дня народного единства
День народного единства, чем он так важен?
В России 4 ноября отмечается очень важный праздник – День народного единства. Сегодня, в условиях «обособления» и «отделения» многих стран от мировой культуры, этот праздник имеет большое значение.
Инициатива сделать четвёртое ноября праздничным днём принадлежит представителям совета России по межрелигиозным вопросам. Эта идея была поддержана комитетом по труду и социальной политике Думы, и в две тысячи четвёртом году было предложено установить на эту дату праздник, культурно и исторически значимый для россиян. День народного единства стал символом сплочения людей разного вероисповедания и этнической, народной принадлежности. История этого праздничного дня тесно переплетается с российской историей, ведь примерно в эти дни, в ноябре 1612 года, под руководством народных героев Пожарского и Минина, народные ополченцы освободили столицу от захватчиков из Польши. Эти события доказали, что люди разных религий и этносов способны объединиться ради достижения общей благородной цели.
Скульптурный монумент Минину и Пожарскому, ru.wikipedia.org
День народного единства – один из праздников, которые жизненно необходимы для современного общества России. Наша страна – мультикультурная держава, на её территории проживает в том или ином количестве порядка 200 этносов и народностей. Самые крупные из них:
Чем праздник так важен?
Этот день ноября должен напомнить нам, что, несмотря на все это этническое разнообразие, мы – один народ. И только народное единство поможет России сплотиться и выйти на новый уровень развития. Ведь огромным стратегическим ресурсом нашей страны является культурное и историческое разнообразие, неповторимый быт и традиции, которые вы не встретите нигде в мире. Крупные и малые народы, живущие на территории России – главное её достояние.
В Прибалтике уже длительное время процветает неонацизм. Там, радикально настроенные группы активистов периодически проводят националистические марши, которые не запрещаются государством. Например, в ноябре 2016 и в марте 2018 года. В литовском городе Каунас могут агрессивно отреагировать на русскую речь: если подойти и задать вопрос на русском языке, вас могут либо начать оскорблять, либо просто проигнорируют. И дело вовсе не в незнании языка, а в том, что русская речь под неофициальным запретом литовского общества. Это якобы язык оккупантов, язык врага.
В Германии из-за огромного притока мигрантов так же процветает национализм. Любое преступление, совершенное мигрантом, вызывает широкий общественный резонанс, побуждает массы людей выходить на протест против гуманитарной помощи беженцам арабских стран. А политики, поддерживающие националистический курс страны, получают поддержку в обществе.
В Испании активно развиваются сепаратистские настроения: Каталония желает независимости, каталонцы хотят образовать своё собственное государство. В связи с этим уже долгое время в стране не утихают массовые беспорядки, постоянные протесты, политическое и социальное противостояние. Политиков, которые несут ответственность за проведение референдума о независимости или поддерживают отделение Каталонии, сажают на огромные сроки, самый большой срок заключения – 13 лет. Это вызывает ещё большее недовольство среди граждан: скорее всего, в ноябре 2019 массовые беспорядки только продолжатся.
Великобритания продолжает добиваться своего: брексит – самый важный политический процесс последнего времени не только для страны, но и для Европы в целом. Накануне ноября правительство Великобритании снова потерпело неудачу, и государство не смогло выйти из состава ЕС. Сам процесс выхода так же обусловлен британским культурным национализмом. Нежелание граждан смешивать свою экономику, политику, традиции и историю со странами Европы привело к брекситу, который может ввести страну в состояние глубокого кризиса и даже распада.
Эти примеры мирового масштаба доказывают, что утверждение такого праздничного дня, как День народного единства, имеет весомое культурное и социальное значение. В странах мира идут процессы обособления и разъединения, которые ведут к кризису в области общественных контактов. Пока это происходит, России очень важно развивать и укреплять взаимодействие между народностями, населяющими нашу страну. Процессы интеграции и культурного взаимодействия стоят на политической повестке нашей страны. Мы не должны обособляться, народности должны проникать в традиции и быт друг друга для того, чтобы научиться пониманию.
День народного единства – это праздничный день ноября, который напоминает обществу о том, как важно объединяться для того, чтобы добиваться чего-то значимого: свободы, уверенности в будущем, развития, благополучия. Пусть традиции, уклад жизни у нас может быть разный, но цели мы преследуем одни, и вместе достичь их будет намного проще. Пока между Россией и западным миром идёт идеологическое и экономическое противостояние нельзя допускать, чтобы внутри страны происходил разлад.
Южноуральцам предлагают рассказать о традициях и обычаях народов региона
Хабаровчан начнут прививать от COVID-19 американской вакциной
Известия опубликовали новое видео с пострадавшим во время драки в Новой Москве
Синоптик Синенков: Понедельник станет самым холодным днём в Москве с начала осени
Алексей Текслер поздравил южноуральцев с Днем народного единства
Метеоролог Тишковец: 4 ноября в Москве станет одним из самых теплых дней в истории
Süddeutsche Zeitung: США обратились к Евросоюзу из-за «наращивания российских сил у границы с Украиной»
Синоптик Леус сообщил, когда в Москве выпадет снег
Володин призвал людей во власти «извлечь уроки из Смутного времени» и ориентироваться на развитие страны, а не ослабление
МВД: трое задержанных за нападение на отца с ребёнком в Новой Москве впоследствии получили российское гражданство
Симоньян удивлена «резкой реакцией» Кадырова на сообщение о драке в Новой Москве
В этот день в истории: Второе народное ополчение изгнало поляков из Москвы
Собянин призвал москвичей становиться донорами плазмы для лечения COVID-19
Станьте членом КЛАНА и каждый вторник вы будете получать свежий номер «Аргументы Недели», со скидкой более чем 70%, вместе с эксклюзивными материалами, не вошедшими в полосы газеты. Получите премиум доступ к библиотеке интереснейших и популярных книг, а также архиву более чем 700 вышедших номеров БЕСПЛАТНО. В дополнение у вас появится возможность целый год пользоваться бесплатными юридическими консультациями наших экспертов.
Исследовательская работа по теме «4 НОЯБРЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНСТВА РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
VII ОКРУЖНАЯ МЕЖШКОЛЬНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
Тема: «4 НОЯБРЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНСТВА РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА»
Лазарева Варвара Александровна
Рыжикова Виолетта Евгеньевна,
учитель истории и обществознания
Глава I. Победа, сохранившая святую Русь…_______________________с.5-11
Глава II. День Единства-история и современность_________________с.12-18
Список использованной литературы________________________________с.20
Сейчас в России День народного единства, отмечаемый 4 ноября в России, становится всё популярнее. Не смотря на тот факт, что праздник этот «молодой» и получил статус официального лишь в 2004 году, его история уходит корнями в далекое прошлое. Каждый народ бережно пытается сохранить свою историю для будущих поколений, изучив и поняв которую наши потомки могут жить и гордиться своими предками. Ведь гордость за свою Родину, за её прошлое и настоящее, и вера в её счастливое будущее — это то, что неизменно объединяет людей и делает их единым народом. И память это передается из поколения в поколение и не иссякнет пока живы люди на Земле.
Для изучения данной темы была поставлена следующая цель : изучить историю возникновения праздника «День Народного Единства» и выявить отношение к нему разных возрастных групп.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать учебную литературу по данной тематике;
2. Выявить основные события в истории, относящиеся к складыванию праздника 4 ноября, отмечаемого в России;
3.Провести и проанализировать социологическое исследование среди различных возрастных групп респондентов из МБОУ «Школы №79»;
4.Создать информационный буклет, посвященный истории праздника 4 ноября.
Предметом данного исследования выступает- история возникновения праздника 4 ноября в России.
Объектом является социологический опрос разных возрастных групп (школьники старшего и среднего звена, педагоги МБОУ «Школы №79»).
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что большинство респондентов знает точное название праздника 4 ноября и какому событию в истории нашей страны он посвящен. Но сомневаемся, что большинство из опрашиваемых знает точную дату введения этого праздника в России и относится серьезно к его празднованию и нужности для сплочения и поддержания единства русского народа.
Для изучения истории Смутного времени и Народного ополчения 1612 года в России была использована следующая литература: статья Каменевой В. И. «Во славу Отечества» из устного журнала для уч-ся 5 – 11-х кл. к Дню народного единства, статья Т. Дорошенко «Преодоление «Великой разрухи» русского государства» монография Чухонцева Ю. В. «1612 год : спасители Отечества», историческое сочинение Валишевского К. «Смутное время», монография Забелина И. Е. Минин и Пожарский. «Прямые» и «кривые» в Смутное время, которая ярко и всесторонне раскрывает образы русских национальных героев К. Минина и Д. Пожарского, условия и обстоятельства их деятельности по преодолению Смуты, книга Козлякова В. Н. «Герои Смуты», где автор книги обратился к биографиям главных действующих лиц исторического отрезка 1610-1613 гг. Курганов А. Б. «Люди Смутного времени», в которой в центре повествования – забытые герои Смутного времени – Иван Овчина-Оболенский, Симеон Бекбулатович, Богдан Бельский, Федор Андронов и др.,Костомаров, Н. И. Исторические монографии и исследования, где все работы данного сборника посвящены событиям русской истории XVI-XVIII вв. Читателям представлены несколько историко-литературных произведений: «Личность царя Ивана Васильевича Грозного», «Повесть об освобождении Москвы от поляков в 1612 году и избрание царя Михаила», «Царевна Софья» и др.
Глава I. Победа, сохранившая святую Русь…
«История назвала Минина и Пожарского
спасителями Отечества: отдадим справедливость
их усердию, не менее и гражданам, которые в сие решительное
время действовали с удивительным единодушием».
В 2012 году вся Россия торжественно отметила знаменательную дату своей истории – 400 лет окончания эпохи Смутного времени. Времени глубокого политического, духовного и нравственного кризиса. Времени тяжелых испытаний для всего российского общества и для каждого человека [10].
Некоторые исторические фигуры прославляются парами. Их образы сплетаются в исторической памяти народа, размываются, становятся единым целым. Как невозможно представить Герцена без Огарева, Маркса без Энгельса или даже Немировича без Данченко и Салтыкова без Щедрина, так невозможно представить князя Дмитрия Пожарского отдельно от земского старосты Козьмы Минина. Без этих людей немыслима история России, наполненная великими победами и свершениями [9].
Одна из грамот патриарха Гермогена попала в Нижний Новгород, в руки земского старосты Козьмы Минина (Сухорука). Был он простым купцом, происхождения невысокого, но человеком был набожным, умным и энергичным. А главное – был большим патриотом [11]. Призыв церкви к ополчению был им услышан, он немедленно приступил к делу и стал собирать людей. «Захотим помочь московскому государству, так не жалеть нам имения своего, не жалеть ничего, дворы продавать, жен и детей закладывать, бить челом тому, кто бы вступился за истинную православную веру и был у нас начальником». Минин собирал пожертвования, объясняя народу, куда пойдут их деньги, став практически финансовым директором ополчения. Именно это событие отражено на картине Константина Маковского «Воззвание Минина к народу», которая пожалована государем Николаем Александровичем городу Нижнему Новгороду, а сегодня составляет гордость экспозиции художественного музея города [6].
Именно этим двум людям предстояло сыграть центральную роль в освобождении страны от иноземных захватчиков. За зиму 1611-1612 гг. к ополченцам Нижнего Новгорода присоединились многие другие из отечественных городов и весей, недовольные засильем иноземцев. До того как идти на Москву, Пожарскому пришлось усмирить бунты в Поволжье. На это ушло все лето 1612 г. Зимой Пожарский собрал Земский Собор в Ярославле и передал ему управление всей Московской землей. На Собор прибыли представители всех сословий почти из всех русских городов, чтобы обсудить план дальнейших действий. В том числе и похода на Москву. Но вскоре стало известно, что польский король Сигизмунд уже выслал большое войско, и Пожарский решил не откладывая, сразу же выступать в поход [5].
Войско было небольшим: всего несколько тысяч человек. Пошли на Ярославль, в обход опасных мест, занятых казаками. По дороге к ополчению примыкали все новые ратники. Самые большие отряды присоединились к войску в Ярославле [9].
История религии:
День народного единства. Актуальность и важность нового праздника.
Икона Казанской Божией Матери, бывшая во Втором земском ополчении. XVII век.
Иван IV Васильевич Грозный (25.08.1530 – 18.03.1584) – великий князь московский и всея Руси с 1533 г., первый русский царь с 1547 г.
И.Глазунов. Легенда о царевиче Димитрии.
Борис Годунов (ок.1552 – 13.04.1605 г.) – царь с 1598 г.
Голод при царе Борисе Годунове. Литография XIX в.
С. Иванов. Смутное время.
Ф. Снедецкий. Дмитрий Самозванец.
А.Васнецов. Гонцы. Смутное время в Кремле.
В.Васнецов Бог Саваоф «… преклоняю колена мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа, от которого именуется всякое отечество на небесах и на земле».
М.Нестеров. Дмитрий – царевич убиенный.
Гермоген (ок.1530 – 17.02.1612) – патриарх Московский и всея Руси с 1606 г.
Панорама Костромы конца XVII века. Вид с Волги. Реконструкция.
Ипатьевский монастырь. Фрагмент гравюры XVI века, цветная копия ХIХ века.
С.Милорадович. Оборона Троице-Сергиевой Лавры.
К.Маковский. Воззвание Минина.
М.Скотти. Гражданин Козьма Минин и князь Дмитрий Пожарский.
Освобождение Москвы в 1612 г.
Э. Лисснер. Изгнание польских интервентов из Московского Кремля.
Патриарх Филарет (боярин Федор Никитич Романов).
Инокиня Марфа (Ксения Ивановна Романова, урожденная Шестова).
Михаил Федорович Романов (12.07.1597 – 13.07.1645) – первый русский царь из династии Романовых. Избран царем на созванном в Москве Земском Соборе 21 февраля 1613 г. Основной заботой первых лет царствования Михаила Федоровича было воссоздание пришедшего в полный упадок хозяйства, укрепление расшатанного государственного аппарата. И.Ведекинд. Портрет царя Михаила Федоровича Романова.
1. ВВЕДЕНИЕ. НОВЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРАЗДНИК
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА
2.1. ОТЕЧЕСТВО – ДАР БОЖИЙ
2.2. ПРЕОДОЛЕНИЕ СМУТЫ В XVII ВЕКЕ
2.3. НЕБЕСНАЯ ЗАСТУПНИЦА РУСИ. КАЗАНСКИЙ ОБРАЗ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
3. ВЫВОД. АКТУАЛЬНОСТЬ И ВАЖНОСТЬ НОВОГО ПРАЗДНИКА
КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ – ЗНАМЕНИЕ НЕБЕСНОГО ПОКРОВА БОГОРОДИЦЫ
О СМУТНОМ ВРЕМЕНИ ХХ ВЕКА
Традиция празднования 7 ноября годовщины Великой Октябрьской социалистической революции укоренила в сознании многих граждан убеждение, что с царизмом было покончено именно благодаря революционной деятельности большевиков. Как-то забывалось, что прежде октябрьского переворота произошла февральская буржуазная революция, что именно после нее были арестованы и находились под строгой охраной Николай II, его родные, близкие, сподвижники. Царя и его семью можно было без особых хлопот выпроводить за рубеж, в частности, к их родственникам, царствующим в Великобритании. Но буржуазные демократы этого не сделали, что предопределило трагическую гибель не только царя и царицы, но и их ни в чем не повинных детей.
Как известно, Николай II, подобно последнему генеральному секретарю КПСС, добровольно-принудительно отказался от власти. Однако генсеку посчастливилось благоденствовать и после падения с высоты иерархической пирамиды. Это свидетельствует о том, что он не был противником для тех, кто совершал в СССР буржуазную революцию сверху, он был их сторонником и пособником.
Победа буржуазии в России означала, что с этой поры знатность, заслуги перед Отечеством (или царем, правящей партией) уступили место капиталу, изворотливости, умению накапливать, добывать и преумножать деньги. Восторжествовала идеология личного благоденствия, обогащения любой ценой. В начале ХХ века она не могла прочно укорениться в стране, где народ и большинстве своем аристократия не привыкли поклоняться «золотому тельцу». Не случайно даже некоторые русские богачи материально поддерживали большевиков, признавая их правду. Не случайно значительная часть царских офицеров и генералов не только за страх, но и за совесть служили Красной Армии, сражаясь за целостность государства Российского.
Свергнуть царизм первая буржуазная российская революция смогла достаточно просто, однако ее торжество оказалось скоротечным, временным, подобно правительству того периода. У нее не оказалось глубоких корней в российском обществе. Буржуазная идеология оказалась чуждой для значительной части аристократии, творческой и технической интеллигенции, разночинцев, подлинных православных крестьян. Свержение Временного правительства и победа большевиков в Гражданской войне были результатом комплекса факторов, но один из наиболее существенных был фактор духовный. Это было поражение буржуазного, или мещанского, низменно-материального духа и индивидуализма.
Однако, показательно, что уже через десятилетие после окончания Гражданской войны в России снова стала складываться буржуазно-революционная ситуация. Материальные ценности стали привлекать многих советских чиновников, служащих, рабочих, военачальников, партработников или их близких. Далекие коммунистические идеалы становились все более чуждыми этим людям (впечатляющие реалистические образы «совбуржуев» воплощены в произведениях Маяковского, Заболоцкого, Булгакова, Зощенко и других писателей). Эта готовность паразитировать на ослабленном общественном организме – характерная черта определенной категории людей в благоприятной для них исторической ситуации. Но если общество может оправиться от такого потрясения, значит, есть в нем силы, умеющие преодолеть, перебороть, подавить хищные инстинкты беспринципного собственника, озабоченного только личными интересами.
Такие силы в русском обществе нашлись после Гражданской войны. Но их не оказалось во времена брежневско-горбачевско-ельцинские, да и современный период в этом отношении мало чем от них отличается к лучшему. В этом принципиальная разница между двумя революционными периодами ХХ века. Первый был кровавый, разрушительный, принесший огромное количество жертв и разруху. Однако последствия его были созидательными, потому что в стране был установлен жесткий государственный порядок, не позволивший паразитическим группам и прослойкам присваивать национальные богатства. Второй революционный период был сравнительно мирным, почти бескровным, сам по себе не сопровождался миллионами жертв и разрухой. Однако последствия его оказались губительными для общества, потому что власть в стране захватили предатели и мошенники от финансов и политики.
22 августа 1991 года. Бурное ликование московской интеллигенции по случаю победы ельцинистов. Радостные митинги и демонстрации по случаю свершившейся бескровной революции. «Обреченная на гибель русская интеллигенция торжествовала Революцию, как свершение всех своих исторических чаяний. Происходило трагическое недоразумение: вестника гибели встречали цветами и плясками, принимая его за избавителя. Русское общество, уже много десятилетий жившее ожиданием революции, приняло внешние признаки… за сущность события и радовалось симптомам гангрены, считая их предвестниками исцеления. Эти месяцы были вопиющим и трагическим противоречием между всеобщим ликованием и трагической действительностью. Все дифирамбы в честь свободы и демократии – все митинговые речи и газетные статьи того времени – были нестерпимой ложью…» Как верно сказано! Но сказано в начале 1918 года Максимилианом Волошиным. Удивительно, но и в те давние, и в недавние времена наименее понятливой частью общества оказалась интеллигенция, привыкшая питаться иллюзиями, заниматься самообманом, не забывая при этом прислуживать имущим власть и капитал [2, с.382].
В конце ХХ века в ельцинской России власть захватили олигархи. В книге американского историка и публициста Пола Хлебникова «Крестный отец Кремля Борис Березовский» главный герой сам назвал олигархов «семибанкирщиной»: аналогия с «семибоярщиной» полная и не случайная. Но особенность «семибанкирщины» в России конца ХХ века заключается в том, что она выражена не столь очевидно, как в начале XVII века. Потому что в настоящее время стало актуально не просто «жизненное пространство» и не территории сами по себе, а тот доход, который они могут принести: экологическая и экономическая эксплуатация стали приоритетными для всех крупных капиталистических государств. Получается так, будто расхитители национальных богатств вовсе не предают Россию, а только продают природные ресурсы. Такой нехитрый подлог (предательство под видом «продательства») вполне удовлетворил тех, кто имел необоримое желание воспользоваться распродажей национальных богатств для личного обогащения.
А общество уже было подготовлено к благосклонному отношению к предательству благодаря идеологической обработке: понятие «патриот» сумели опорочить и опозорить; «советский» стал «совком» или «красно-коричневым» (гнуснейший намек на сходство коммунизма и фашизма»), СССР стали преподносить как «империю зла»; Сталина – при котором советский народ улучшал свое благосостояние, увеличивался в числе и победил в неимоверно тяжкой войне, – стали проклинать, а Ельцина – при котором народ стал беднеть и вымирать – провозгласили «отцом русской демократии». Переворот произошел с молчаливого одобрения значительной части граждан. Само общество в смятении приняло активное участие в «продательстве» [2, с.85].
Как видим, в разных исторических эпохах ситуации не меняются, меняется народ. Точнее сказать – меняется та значительная часть социума, которая принимает решения о судьбе страны.