актуальность лизинга в россии на сегодняшний день

«2020-й — год лизинга в России»

актуальность лизинга в россии на сегодняшний день. Смотреть фото актуальность лизинга в россии на сегодняшний день. Смотреть картинку актуальность лизинга в россии на сегодняшний день. Картинка про актуальность лизинга в россии на сегодняшний день. Фото актуальность лизинга в россии на сегодняшний день

— Как вы в целом можете охарактеризовать ситуацию на российском рынке лизинга?

— Согласно предварительным оценкам итогов 2020 года рейтингового агентства «Эксперт РА», объем нового бизнеса в 2020 году составил 1,4 трлн руб., спад рынка по отношению к прошлогодним показателям — 6%. Падение — впервые с 2015 года. Однако, несмотря на это, я могу с уверенностью сказать, что в целом 2020 год был для лизинга благоприятным.

— Отчего такой оптимизм?

— В основном снижение общих показателей произошло за счет сокращения крупных корпоративных сделок с авиа- и железнодорожным транспортом, судами, недвижимостью, на которые традиционно приходится большая часть российского рынка лизинга. Что касается целевого для нашей компании розничного сегмента, работающего в основном с малым и средним предпринимательством (МСП), обеспечивая его ликвидной техникой, оборудованием, то здесь в прошлом году был явный рост. По предварительным экспертным оценкам по итогам года он будет не менее 10%. Это несколько ниже, чем среднегодовой показатель за последние три года (не менее +25%), но все равно достаточно неплохо, с учетом известных обстоятельств.

Конечно, сегмент МСП сильно пострадал из-за коронакризиса. Однако если смотреть на ситуацию глобально, то это можно расценивать как неприятный эпизод. В целом, учитывая тренды последних лет и прогнозы на перспективу, рынок лизинга в рознице будет только развиваться, набирать популярность.

— Какие основные стимулы у розничного сегмента лизинга?

— Один из драйверов — нацпроекты: в первую очередь, в части строительства дорог, жилья, развития инфраструктуры, городской среды. Даже в период ограничительных мер реализация нацпроектов, их финансирование практически не прекращались. И все это будет продолжаться как минимум до конца 2025 года, обеспечивая фронтом работ огромное количество подрядчиков, нуждающихся в дорожной, строительной автотехнике, грузовой и пр., которые являются одними из основных клиентов лизинговых компаний. Сюда же можно добавить агропромышленную отрасль и соответственно лизинг сельхозтехники и оборудования.

Очевидно, что определенные плоды принесла госполитика по поддержке МСП, где традиционно есть дефицит собственного капитала, собственных инвестиций для развития. Многие предприниматели первым делом обращаются к лизингу, который как продукт является более доступным, чем банковское финансирование. Главным минусом лизинга исторически была более высокая стоимость денег по сравнению с банковским финансированием. Однако сейчас ситуация очень сильно изменилась. Важным фактором в 2020 году стало снижение ставок фондирования, что повысило доступность практически всех финансовых продуктов, а лизингового особенно, поскольку для него предусмотрены государственное субсидирование и определенные налоговые преференции.

Кроме того, финансирование стало доступнее для самих лизинговых компаний, которые стали активнее выходить на долговой рынок, задействовать новые инструменты, к примеру, крауд-платформы.

Стимулом для развития лизинга стало развитие шеринга. Россияне, особенно это касается молодого поколения и жителей мегаполисов, все больше готовы к временному поочередному пользованию теми или иными предметами, благами: квартирами, машинами, электронной техникой, инвентарем. Суть шеринговой экономики — плата за комфорт. Причем услуги в этой сфере сегодня становятся все более доступными по стоимости. На рынке появляются профильные компании с устойчивой репутацией, уровень доверия потребителей к ним растет.

— За счет чего формируется доверие?

— Важнейшие элементы управления клиентским опытом — уровень сервиса и скорость. Здесь неоценимую роль играет цифровизация. Так получилось, что лизинг в плане «цифры» до недавних пор был более консервативным, чем банки. Конкуренция на нашем рынке долгое время была довольно слабой, а система лизинга вроде бы неплохо работала и без различных инноваций.

Однако в последние три года ситуация очень сильно изменилась. Спрос на лизинговые продукты начал расти. Вместе с тем клиенты, уже привыкшие к цифровым сервисам в банках, к мобильным приложениям, уже никак не собирались соглашаться на меньшее. Лизинговым компаниям пришлось в очень сжатые сроки переходить на цифровые рельсы, разрабатывать и внедрять новые сервисы. Зато в результате мы, например, пришли к тому, что сделка, которая раньше осуществлялась за пять дней, сейчас с помощью смартфона и мобильного приложения проводится за несколько часов. Дополнительный импульс процессу перехода рынка лизинга в «цифру» придала ситуация с пандемией.

— Какие конкретно направления цифровизации актуальны для лизинговых компаний?

— Первое — это электронный документооборот. Он помогает сокращать издержки, снижать риски, заключать сделки дистанционно. Для лизинга это особенно важно с учетом того, что в сделках задействовано много сторон, включая государственные органы — ГИБДД, Гостехнадзор и пр. И мы идем к тому, чтобы увеличивать долю дополнительных услуг, предоставлять комплексные решения, включая различные спутниковые противоугонные системы, топливные карты и так далее.

Второй важнейший элемент — это система «личного кабинета», к которой наши клиенты уже привыкли, работая с банками. Сейчас через личный кабинет может проходить заключение сделки, а в перспективе — ее полное сопровождение. Здесь же мы можем предоставлять нашим клиентам услуги по мониторингу износа техники, отслеживанию ее местонахождения, все услуги телематики.

Будущее — это сделки, которые будут полностью осуществляться в режиме онлайн, практически без участия сотрудников лизинговой компании. Когда лизинговая компания будет выступать в качестве центра компетенций, а ее агенты (представители дилерских центров, производителей, страховых компаний, банков, партнерских сетей) смогут заключать сделки в рамках системы электронного взаимодействия.

— Вы говорите о формировании некой экосистемы?

— Возможно. Единая экосистема, позволяющая получить оперативное одобрение, договор, заверенный электронной подписью. А техника будет передаваться заказчику прямо к его дверям из официального дилерского центра или даже с завода-производителя.

Надо сказать, что за работой такой системы я еще около десяти лет назад наблюдал в рамках визита в крупнейшую лизинговую компанию мира BNP Paribas. Уверен, мы тоже к этому придем. Более того, соответствующую практику уже внедряют в России компании, которые специализируются на лизинге электроники, бытовой техники. Вообще, я считаю, что если вы видите какую-то технику, компьютер, мобильный телефон, то рядом должно стоять слово «лизинг», как это принято в развитых технологичных странах.

— Каким еще функционалом будет обладать экосистема?

— Развитие сервисов в рамках того эволюционного процесса, который может иметь место в лизинге. На начальной ступени этого процесса простой финансовый лизинг — услуга, похожая на кредит. Следующая стадия — финансовый лизинг с дополнительными услугами, когда предпринимателю или же физлицу предоставляется не только, скажем, автомобиль, но и все сервисы для пользования этим автомобилем: мойки, заправки, ремонт, хранение запчастей и пр. Это как раз текущая стадия развития инфраструктуры лизинга.

Дальнейшая ступень — это развитие опции операционной аренды, когда вы не просто берете технику на долгий срок, а потом можете ее вернуть или выкупить, а имеете возможность оформить на нее подписку. Это подразумевает, что за определенную абонентскую плату в счет погашения основного долга вы по мере обновления линейки, к примеру, автомобилей BMW, будете каждый раз получать в пользование новую модель плюс весь пакет сопутствующих сервисов: техобслуживание и техпомощь на дорогах, страховку, сезонную замену колес и т.д. Многие автопроизводители уже сейчас начинают развивать подобные услуги, в том числе при участии лизинговых компаний.

— Вы сказали, что лизинговым компаниям стало легче привлекать финансирование. За счет чего?

— Если говорить в целом про структуру привлечения фондирования, то, конечно, банковское финансирование занимает львиную долю — более 50%, как минимум. При этом у лизинговых компаний сегодня есть потребность в бланковом финансировании, в первую очередь — облигационном. В 2020 году, как известно, в России был зафиксирован взрывной рост интереса со стороны частных инвесторов к фондовому рынку. Для нас это означает новые возможности. Поэтому в прошлом году компания «Интерлизинг» разместила дебютный облигационный заем на 1 млрд руб. с офертой через один и два года. Ставка на первый год установлена на уровне 8% годовых. Мы имеем достаточно высокий рейтинг кредитоспособности от агентства «Эксперт РА» — на уровне «ruBBB», но в этом году рассчитываем его повысить. В результате эмиссии мы действительно получили более устойчивую финансовую структуру компании.

— Как ваша компания пережила пандемию, как адаптировалась к соответствующим новым условиям?

— Мы однозначно использовали этот период как время возможностей. Для расширения своей доли на рынке лизинга, для выстраивания новых доверительных отношений с нашими действующими и потенциальными клиентами, в том числе за счет развития цифровых сервисов. Нас поддержал материнский банк «Уралсиб», в группу которого входит компания «Интерлизинг». Пауза в продаже продуктов была, но очень короткая. Мы, безусловно, ужесточили подход к риску на период пандемии. Но как только увидели положительные тренды, вернулись к обычному режиму. В результате в прошлом году наши объемы нового бизнеса увеличились на 43% относительно 2019 года. Это самый существенный рост среди российских частных лизинговых компаний.

В прошлом году мы завершили трехлетний стратегический цикл и сформировали стратегию на ближайшие три года. Основные фокусы развития — диджитализация, диверсификация, увеличение бланкового фондирования, расширение линейки в сторону продуктов с высокой добавленной стоимостью, улучшение функционала клиентских сервисов.

Источник

Лизинг в России: есть ли потенциал в отрасли?

актуальность лизинга в россии на сегодняшний день. Смотреть фото актуальность лизинга в россии на сегодняшний день. Смотреть картинку актуальность лизинга в россии на сегодняшний день. Картинка про актуальность лизинга в россии на сегодняшний день. Фото актуальность лизинга в россии на сегодняшний день

Одним из ключевых докладов на прошедшей конференции «Российский лизинг 2019» стало выступление генерального директора ВТБ Лизинг Дмитрия Ивантера. Предлагаем читателю ознакомиться с его основными положениями.

Последние прогнозы экспертов сводятся к тому, что рост рынка лизинга замедляется. Значит ли это, что потенциал отрасли исчерпан?

Для ответа на этот вопрос обратимся к макроэкономическим показателям. Относительно недавно рейтинговое агентство Fitch Ratings приняло решение о повышении суверенного рейтинга России.

Как отмечают аналитики, к позитивным факторам следует отнести, профицитность государственного бюджета и увеличение средств суверенного фонда. Fitch Ratings фиксирует улучшение макроэкономических показателей российской экономики. Валютные резервы государства дают ему возможность наращивать инвестиционную активность. Кроме того, снижается влияние на экономику волатильности в ценах на нефть. В целом прогноз можно назвать осторожно оптимистичным.

Лизинг по своей сути непосредственно связан с экономическим развитием и обновлением основных фондов, поэтому крайне чувствителен к макроэкономическим факторам. При этом по сравнению с Европой уровень проникновения лизинга в России чрезвычайно низкий. Если взять для сравнения экономики, сопоставимые по размеру с российской, — например, экономики Италии или Южной Кореи — то мы пока отстаем очень существенно. Или другой пример: российская экономика в три раза больше польской, но, если сравнивать наши страны в области лизинга, то объемы нового бизнеса у нас сопоставимы. Это говорит об огромном потенциале российского лизинга, который еще только предстоит реализовать.

Отрасль показывала последние годы активный рост, но двузначные цифры темпов развития не должны нас обольщать — это эффект низкой базы. Нельзя не видеть успехов, но путь, который предстоит пройти, гораздо дольше и сложнее.

Действительно, по сравнению с западными странами лизинговые инструменты в России еще не настолько развиты — по большому счету мало кто знает, как работает лизинг, не отрегулированы услуги для физических лиц, отрасль отстает от остальных сегментов финансового сектора в плане цифровизации. Но одновременно это и наши точки роста.

На западе большим спросом пользуется лизинг для физических лиц, а у нас он совсем не развит.

Работая с физическими лицами, компании имеют дело с совершенно иной правовой базой, и как будет складываться юридическая практика при наращивании объемов в этом сегменте, как будут защищены права потребителя услуг и права лизингодателя — большой вопрос. Пока мы видим, что попытки компаний начать масштабную работу с физическими лицами, как правило, в итоге приводят к точечному использованию этого механизма.

Кроме того, рынок сталкивается с недостаточной информированностью потенциальных клиентов о лизинге и его преимуществах. Особенно это касается субъектов малого и среднего бизнеса, которые иногда даже не задумываются о том, что лизинг является удобной альтернативной формой инвестирования.

Каковы же перспективы роста отрасли?

Я склонен считать, что отрасль будет развиваться в общемировом тренде, проникновение лизинга в различные сегменты экономики спустя некоторое время сравняется с развитыми странами. При реализации такого сценария ежегодный прирост будет выражаться двузначными цифрами. Правда, тут следует иметь в виду, что при относительно невысокой базе даже одна крупная сделка может существенно отразиться на отраслевой статистике. Так, например, поставка в операционный лизинг 100 самолетов Sukhoi Superjet «Аэрофлоту» — а это 3,5 млрд долларов — даст существенный скачок в показателях.

Где находятся точки роста?

По объему финансирования в российском лизинге традиционно большую долю рынка составляет авиализинг. Например, у нашей компании сделки по лизингу самолетов составляют более 40 процентов портфеля. Основным клиентом при этом является «Аэрофлот», поскольку S7 Airline работает исключительно с зарубежными лизингодателями. Конкуренция на этом рынке жесткая. Когда объявляется тендер на поставку, для участия в нем приходят все крупнейшие мировые лизингодатели, все заинтересованы в долгосрочной работе с крупнейшим российским перевозчиком. Шансов у российских компаний победить в этом конкурсе при нашей стоимости валютного фондирования практически нет. Поэтому прогноз по рынку авиализинга умеренно оптимистичный. Большие надежды лизингодатели возлагают на государственную программу развития авиастроения, поскольку государство видит перспективы в поставке отечественных воздушных судов с использованием механизма лизинга.

Железнодорожная техника несколько лет была драйвером роста рынка. Потенциал умеренного роста сохраняется.

Морские и речные суда. Существует большое количество госпрограмм в поддержку этой отрасли, но они направлены в большей части на строительство новых судов, и в этом случае уместнее использовать банковское финансирование.

Темная лошадка — это рынок недвижимости. Во всем мире этот сегмент является дайвером роста, чего не скажешь о России. Пока клиенты при покупке коммерческий недвижимости выбирают, судя по статистике, банковское финансирование.

Наиболее перспективный сегмент всей отрасли — автолизинг. Эксперты рынка прогнозируют его среднегодовые темпы роста не менее 15 процентов в ближайшие годы. Далеко не последнюю роль здесь играют механизмы государственной поддержки. Анализ обращений наших клиентов показывает, что малый и микробизнес без субсидирования не всегда может оплатить аванс за приобретаемую в лизинг технику. Программы, реализуемые Минпромторгом, это не поддержка лизинговых компаний, это реальная прямая помощь малому и среднему бизнесу. Мы ратуем за то, чтобы государственная поддержка этого направления продолжалась. Объемы, которые востребованы рынком в настоящий момент, существенно выше выделяемых бюджетных средств.

Очень важный драйвер автолизинга — каршеринг. В августе Россия, обогнав Японию, стала мировым лидером по количеству парка автомобилей каршеринга. Сегодня он приближается к 35 тысячам машин, мы прогнозируем рост еще на 80 тысяч единиц к 2023 году. В Москве, по данным столичного правительства, одним каршеринговым автомобилем в день пользуются 7 человек, что делает город абсолютным лидером в этом направлении. Отчасти каршеринг уже сегодня влияет на обстановку на дорогах: представьте, вместо 7 автомобилей потребности людей в передвижении удовлетворила одна машина. Но такой бурный рост и интерес к новой услуге несет в себе и определённые риски: в попытке занять большую долю рынка каршеринговые компании демпингуют, что приводит к отрицательным финансовым результатам. Для лизинговых компаний, которые поставляют машины операторам, это является определенной угрозой. Особенно это касается небольших клиентов, за которыми не стоит серьезный акционер, готовый покрыть убытки начального периода.

Как изменится рынок автолизинга?

Прежде всего, мы считаем, что будет увеличиваться доля оперативного лизинга. В настоящее время наиболее активными игроками на этом рынке являются представительства западных компаний. Мы намерены нарастить свое присутствие в этом сегменте. Считаем, что оперлизинг в ближайшее время трансформируется в полноценную услугу аутсорсинга, для чего нашей отрасли придется углубить свои компетенции и экспертизу в работе с автомобильными парком, плотнее работать с производителями, специализироваться в узких нишах.

Для развития оперлизинга нам необходимо устойчивое партнерство не только с производителями предмета лизинга, но и с сервисными организациями, причем оно должно быть масштабным. К примеру, чтобы клиент мог оперировать таким показателем, как готовность к выходу на линию, мы должны иметь возможность делать качественный ремонт.

Еще одно перспективное направление деятельности лизинговых компаний — сотрудничество с автопроизводителями. Интерес автопроизводителей к финансовой аренде позволяет лизинговым компаниям приобретать автотранспорт с существенными скидками, которые в итоге получает конечный потребитель. Мы находимся в постоянном диалоге с производителем и в своем лизинговом продукте можем подстраивать его под требования потребителя, тем самым стимулируя спрос. Таким образом, не только производящая отрасль влияет на нас, но и мы оказываем влияние на производителя, транслируя ему запросы конечных потребителей.

Один из примеров такого взаимовлияния — работа с таксопарками. Мы разработали для такси специальный продукт и видим, что дилеры готовы к поставкам в соответствии с требованиями по цене и техническим характеристикам.

При этом, если мы хотим успешно конкурировать с мировыми лидерами, то производители не должны ограничиваться самим фактом продажи. Наши потребители говорят о контракте жизненного цикла для предмета лизинга, и это формирует, по сути, новую услугу. Например, при закупке вагонов для столичного метрополитена — а метрополитен один из крупнейших клиентов ВТБ — был одновременно заключен контракт на сервисное обслуживание в течение тридцати лет.

Одним из драйверов развития лизинга и экономики в целом являются государственные инвестиции, которые реализуются в виде национальных проектов. В настоящее время запущены масштабные нацпроекты, которые, безусловно, потребуют значительно роста парка спецтехники. «Модернизация и расширение магистральной инфраструктуры», «Безопасные и качественные автомобильные дороги», «Жилье и городская среда», «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Общий объем финансирования этих проектов — более 25 трлн рублей.

Все эти факторы дают возможности для развития лизинга в стране, но при этом требуют от отрасли повышения конкурентоспособности по сравнению с банковским финансированием, формирования новых, востребованных потребителем продуктов, качественного управления бизнес-процессами.

В завершении вернусь к одному из первых тезисов. Для того чтобы сравняться по уровню проникновения лизинга с сопоставимыми экономиками других стран, мы должны нарастить объем отраслевого портфеля в три раза. Эта амбициозная задача, но, как показывает мировой опыт, выполнимая.

Источник

Современное состояние и перспективы развития рынка лизинга в РФ

актуальность лизинга в россии на сегодняшний день. Смотреть фото актуальность лизинга в россии на сегодняшний день. Смотреть картинку актуальность лизинга в россии на сегодняшний день. Картинка про актуальность лизинга в россии на сегодняшний день. Фото актуальность лизинга в россии на сегодняшний день

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 28.11.2020 2020-11-28

Статья просмотрена: 757 раз

Библиографическое описание:

Максименцев, А. А. Современное состояние и перспективы развития рынка лизинга в РФ / А. А. Максименцев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 48 (338). — С. 516-518. — URL: https://moluch.ru/archive/338/75788/ (дата обращения: 07.11.2021).

В данной статье проведен анализ российского рынка лизинга, рассмотрены основные тенденции и проблемы развития лизинговой формы финансирования в России на современном этапе.

Ключевые слова: лизинг, основные фонды, объем нового бизнеса, лизинговый портфель.

This article analyzes the Russian leasing market, examines the main trends and problems in the development of leasing financing at the present stage.

Key words: leasing, fixed assets, new business volume, leasing portfolio.

В настоящее время лизинг является одной из наиболее прогрессивных форм финансирования коммерческой деятельности, поскольку обладает возможностью предоставлять компаниям доступ к самым передовым технологиям производства и оборудованию.

Анализ экономического развития таких стран, как Китай, Малайзия, Южная Корея, позволяет сделать вывод о том, что использование именно лизинговой формы финансирования позволило этим экономикам в относительно короткие сроки провести полное техническое перевооружение и модернизацию национальных хозяйств и выйти на лидирующие позиции по уровню технологического развития производства.

Для России проблема модернизации и инновационного развития экономики является актуальной и насущной, однако объем российского рынка лизинга в совокупном объеме инвестиционного финансирования предпринимательской деятельности относительно невелик. Так, доля лизинга в совокупных инвестициях в основной капитал в России по итогам 2019 г. составила 9,2 %, тогда как в странах с развитой экономикой этот показатель колеблется в пределах 15–30 %.

Еще одной проблемой российской экономики является высокая степень износа основных фондов, составившая на конец 2018 года по данным Росстата более 47,4 %, что также свидетельствует об огромном потенциале развития отрасли лизинга в Российской Федерации.

Рассмотрим текущее состояние российского лизинга.

По итогам 2019 г. объем нового бизнеса на российском рынке лизинга составил порядка 1,5–1,6 трлн. руб., продемонстрировав, замедление роста до 13–15 % относительно динамики предыдущих трех лет. Данное замедление можно обусловить главным образом сокращением объема крупных корпоративных сделок в секторе железнодорожного и авиатранспорта.

Совокупный лизинговый портфель российских лизингодателей вырос с 4 трлн. руб. в 2018 г. до 4,6 трлн. руб. в 2019 г. Крупнейшими игроками отечественного рынка лизинга по-прежнему являются государственные компании. При этом на долю ТОП-10 крупнейших лизинговых компаний по объему портфеля пришлось 81,3 % от совокупного объема нового лизингового бизнеса против 72,5 % годом ранее, что свидетельствует о постепенном вытеснении мелких игроков с рынка и повышении рыночной концентрации. В текущем году данная тенденция может усилиться на фоне банкротства и неплатежеспособности предприятий малого и среднего бизнеса, являющихся клиентами небольших лизинговых компаний.

В настоящее время лидером российского рынка лизинга является «Сбербанк Лизинг» благодаря нескольким удачным сделкам с авиационной техникой. На втором месте находится компания «ГТЛК», специализирующаяся в основном на предоставлении в лизинг различных видов транспортных средств и техники для российских предприятий. Третью строчку занимает «ВТБ Лизинг».

ТОП-5 игроков по объему нового бизнеса в 2019 году

Наименование компании

2019, млрд. руб.

Доля в новом бизнесе, %

Рост г/г, %

Наибольшую долю в структуре российского рынка лизинга в 2019 году занял лизинг железнодорожной техники (34,4 %), второе место ожидаемо занял сегмент авиационного транспорта (16,6 %). Затем следовали такие сектора, как грузовой автотранспорт (11,5 %), морские и речные суда (9,5 %), легковые автомобили (8,5 %) и т. д.

В 2019 году наблюдалось сжатие в наиболее крупных сегментах лизингового рынка — железнодорожном (- 43 %) и авиационном (-52 %). Как следствие их доли в совокупном лизинговом портфеле существенно снизились — на 6,5 и 4,9 % соответственно. Данное снижение в железнодорожном сегменте произошло на фоне падения спроса на уголь (добыча угля составила 441 млн. тонн против прогноза в 445 млн. тонн), в сегменте авиаперевозок — ввиду сокращения поставок российских самолетов.

Договоры лизинга морских и речных судов, а также крупная сделка с недвижимостью лидера рынка поддержали корпоративные сегменты, тем не менее, продемонстрировавшие отрицательную динамику впервые с 2015 года. Остальные сегменты, напротив, продемонстрировали значительный рост, что во многом было связано с положительной динамикой сделок лизинга с автотранспортом, строительной техникой и оборудованием для добычи нефти и газа.

За первые пять месяцев 2020 г. зафиксировано снижение железнодорожной погрузки и грузооборота на 4,5 % и 5,5 %, соответственно. Наиболее существенным образом сократился объем отгрузки угля, цемента, черных металлов и лома, что обусловит рост профицита и простой вагонов на рынке и соответственно уменьшение спроса на железнодорожный лизинг.

Основным получателем российских самолетов является ГК «Аэрофлот», у которой пассажиропоток и пассажирооборот сократились вдвое за пять месяцев 2020 года в сравнении с 2019 годом. По прогнозам экспертов, восстановление пассажиропотока может занять минимум два года.

Таким образом, если в относительно стабильном 2019 году, на фоне снижения кредитных ставок и увеличения объемов фондирования, крупнейшие сегменты российского рынка лизинга продемонстрировали весьма ощутимое сжатие по сравнению с показателями 2018 года, то в текущем году на фоне макроэкономических рисков, связанных с пандемией коронавирусной инфекции, прогнозы для данных сегментов и рынка лизинга в целом выглядят еще более пессимистично. Так многие эксперты утверждают, что сокращение может составить 15–30 %.

На протяжении последних лет объемы лизингового финансирования стремительно сокращают отставание от объемов выдаваемых инвестиционных кредитов, в то время как в некоторых странах (например, в Польше, сопоставимой с Россией по объемам лизинга) лизинг уже превысил объем инвесткредитов.

Так, по данным Росстата, объем выдачи инвестиционных кредитов в России в 2019 году составил 1,87 трлн. руб., что на 15–20 % выше объема нового бизнеса лизинговых компаний за аналогичный период.

По нашему мнению, существенное влияние на российский рынок лизинга окажет реформа лизинговой отрасли, которую ЦБ намерен завершить в 2021 году. В числе положительных аспектов, связанных с реализацией начального этапа реформы, необходимо отметить тот факт, что по итогам 2020 года все без исключения лизинговые компании должны перейти на стандарт отчетности по МСФО и на новый план счетов. К 2021 году рынок должен будет выполнить все требования регулятора, касающиеся внедрения реестра лизинговых компаний и удовлетворения требований ЦБ к минимальному объему собственных средств.

Реформирование отрасли нацелено на регламентирование и усиление контроля деятельности лизинговых компаний, а также повышение стандартов и прозрачности их деятельности. Данные процессы одновременно снизят риски для лизингополучателей и кредиторов, а также приведут к еще большей концентрации рынка лизинга, так как рост расходов в связи с повышением требований к управлению рисками, переходом на МСФО и внедрением новых информационных систем приведет к вытеснению с рынка лизинга относительно мелких компаний.

Таким образом, с нашей точки зрения, учитывая рассмотренные перспективы развития рынка лизинга с максимальным учетом степени влияния внешних и внутренних факторов, можно отметить следующие моменты, касательно перспектив развития российского сегмента рынка лизинга в краткосрочной перспективе на 2020–2021 гг.:

Железнодорожный сегмент лизинга продолжит свое сокращение вследствие дальнейшего роста профицита подвижного состава из-за падения погрузки на сети РЖД.

Авиализинг показал себя довольно волатильным сегментом ввиду повышенной чувствительности к реализации крупных сделок. Кроме того, ослабление национальной валюты и ограничение полетов из-за пандемии приведут к снижению выручки авиакомпаний и приостановке их планов по наращиванию и обновлению воздушного парка.

Автолизингу из-за продолжающихся падений продаж автомобилей будет сложно показать в ближайшие годы темпы прироста более 5 %.

Следует ожидать просрочек выплат по уже заключенным договорам лизинга в силу сокращения доходов лизингополучателей, что станет импульсом для роста проблемной лизинговой задолженности, ухудшив таким образом качество лизинговых портфелей.

В случае повышения Центробанком учетной ставки у лизинговых компаний возникнет риск сокращения процентной маржи при фиксированной стоимости уже заключенных договоров лизинга.

В результате обозначенных факторов можно ожидать сокращение объемов нового бизнеса по итогам 2020 года на 20–40 % по сравнению с 2019 годом. Уменьшение темпов сокращения возможно только за счет реализации крупных сделок, динамика которых не будет отражать реального состояния всего российского рынка лизинга.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *