актуальны ли в наши дни мысли карамзина
Философия истории Н. М. Карамзина и современность
Горохов Павел Александрович |
доктор философских наук
профессор, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, филиал в Оренбурге
460000, Россия, Оренбургская область, г. Оренбург, ул. Курача, 26
Gorokhov Pavel Aleksandrovich
Doctor of Philosophy
Professor, the department of Humanitarian and Socio-Economic Disciplines, Orenburg Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration; Educational Center “Eurasia”
460000, Russia, Orenburgskaya oblast’, g. Orenburg, ul. Kuracha, 26
Просмотров статьи: 8527 c 5.5.2015
Дата направления статьи в редакцию:
Аннотация: Предметом исследования в настоящей статье выступают некоторые аспекты воззрений Н. М. Карамзина на философию истории, наиболее актуальные для современной эпохи: взаимоотношение народа и государственной власти, политики и нравственности, роль личности в историческом процессе. Изучение наследия великого историка, ориентированного в своем творчестве патриотически, является актуальной задачей в эпоху глобализации. Автор рассматривает роль историософских представлений в структуре мировоззрения Карамзина. Особое внимание уделяется роли Карамзина в формировании исторического самосознания и социокультурной самоидентификации гражданина. В качестве методологической основы данного исследования применены историко-философский и сравнительно-исторический анализ, культурологический подход. Основные выводы исследования. Патриотический консерватизм Карамзина оказался вновь востребованным, так как его труд стимулировал появление теории «официальной народности», переживающей ныне второе рождение. Карамзин может считаться в России основателем исторической и историософской компаративистики, ибо в «Истории Государства Российского» он непрерывно сравнивает исторических деятелей, их деяния и оставленное ими социокультурное наследие.
Ключевые слова: философия истории, Карамзин, исторический процесс, история России, консерватизм, историческое образование, компаративистика, политика, власть, нравственность
Abstract: The subject of this research is the most relevant to modern era aspects of the views of N. M. Karamzin upon the philosophy of history: the relation between people and state authority, politics and ethics, role of personality in historical process. Examination of the heritage of the accomplished historian, who expressed the patriotic ideology in his works, represents a relevant task in the era of globalization. The author analyzes the role of historiosophical views within the structure of Karamzin’s worldview. Special attention is given to the role of Karamzin in establishment of the historical self-consciousness and sociocultural self-identification of a citizen. Karamzin’s patriotic conservatism have become demanded yet again due to the fact that his works encouraged the emergence of the theory of “official nationalism”, which experiences the second birth. N. M. Karamzin can be considered a founder of the Russian historical and historiosophical comparativism, because in “History of the Russian State” he constantly compares the historical figures, their actions, and the sociocultural heritage they left behind.
historical education, conservatism, history of Russia, historical process, Karamzin, philosophy of history, comparativism, politics, authority, ethics
Цель статьи – историко-философская реконструкция тех историософских представлений Н. М. Карамзина, которые могут быть особенно актуальными для переживаемой Россией современности. Эта цель конкретизируется в следующих задачах: анализ взглядов мыслителя на такие историософские проблемы, как взаимоотношение народа и государственной власти, политики и нравственности, роль личности в историческом процессе. В качестве методологической основы данного исследования применены историко-философский и сравнительно-исторический анализ, культурологический подход. Разумеется, для полноценного достижения заявленной цели необходима работа более солидного объема, поэтому настоящее исследование должно рассматриваться как абрис потенциального монографического исследования.
В России всегда был велик интерес к истории страны, хотя современная ситуация в отечественном образовании еще очень далека от подлинной и всеобщей «исторической грамотности». Но лишь в нашем Отечестве с такой яростной активностью обсуждают и спорят о наследии давным-давно умерших исторических деятелей. Иван Грозный, Ленин и Сталин являются предметом живого интереса в такой мере, в какой это никогда не удавалось Генриху VIII в Англии, Наполеону I Бонапарту во Франции или Отто Бисмарку в Германии. И поэтому труды великих историков не перестают быть актуальными в нашей стране. А любой талантливый историк – не просто описатель событий, но и их интерпретатор. Интерпретация – это объяснение, а высшая форма объяснения настоящего и прошлого – философия.
В нашу эпоху вновь стала актуальной идея сильной авторитарной власти, которая одна лишь в состоянии сохранить цивилизационную идентичность России и предотвратить ее распад. Ведь гибель Советского Союза стала, по сути, уничтожением исторической России. Современная Россия ненамного отличается по своим границам от Московского царства времен Иоанна Грозного. Терять территории страны так, как это происходило при Ельцине, недопустимо. Сильная государственная власть неизбежно приводит к ограничению прав и свобод личности, особенно личности с деструктивно ориентированными идеалами, мечтающей о социальных потрясениях и революции. Сильная власть является одновременно гарантом сохранения самого государства. И лучше обосновывать «необходимость самовластья» в современную эпоху, используя талантливо написанные труды Карамзина, нежели каким-либо другим образом.
Герои всемирной истории часто упоминаются на страницах труда Карамзина, причем рассказ о конкретно-исторических событиях часто перемежается с этическими, мировоззренческими и аксиологическими размышлениями. По сути, именно Карамзин может считаться в России основателем исторической и историософской компаративистики, ибо в своем труде по ходу повествования он непрерывно сравнивает исторических деятелей, их деяния и оценивает оставленное ими социокультурное наследие.
Вне зависимости от того, является ли история в большей степени наукой или искусством, эта особая форма человеческой культуры притягивает людей с античных времен. Как и философия, история диалектически объединяет в себе научный и художественный подходы к постижению реальности. И если наука история осуществляет реконструкцию канувшего в Лету прошлого, то историк-лектор обязан представить студентам самые главные и важнейшие результаты такой реконструкции, которые могли бы быть полезны при воспитании патриота и гражданина. Изучение истории способствует не только умственному и эстетическому, но и патриотическому и духовному развитию подрастающего поколения.
Примечательно, что сам Уваров мыслил эту идеологему как российский ответ на идеологическую аксиому Французской революции «Свобода, Равенство, Братство», под знаменем которой совершались судьбоносные потрясения. Император Николай I был уверен, что русская триединая формула не только обеспечит стране стабильность, но и предохранит державу от потрясений и смут.
Карамзин в изучении отечественной истории поднялся на высочайшие интеллектуальные и профессиональные вершины. Эти вершины, на наш взгляд, в XIX столетии смогли покорить лишь три великих русских историка и блестящих стилиста: С. М. Соловьев (1820-1879) со своей грандиозной, но незавершенной «Историей России с древнейших времен», В. О. Ключевский (1841-1911) с замечательным «Курсом русской истории», М. Н. Покровский (1868-1932) с написанной в марксистском ключе «Русской историей». Отметим, что все эти ученые являлись университетскими профессорами, в отличие от Карамзина, который никогда не занимался преподаванием истории в стенах учебных заведений. Духовные ученики и последователи Карамзина высказывали с университетских кафедр те воззрения и концепции, которые были созданы ими в собственных исторических трудах. Таким образом, подвергалась действенной проверке степень воздействия добытого и передаваемого исторического знания на живую студенческую аудиторию.
В целом, именно XIX столетие вошло в историю русской духовности как золотой век в развитии отечественной исторической науки. Жгучий интерес к истории своей страны становится неотъемлемым свойством образованного человека вообще. И мощный импульс для возникновения такого интереса задала именно «История Государства Российского». Вспомним, что для Ф. М. Достоевского в детские годы любимой книгой был именно труд Карамзина, который помогал в становлении гражданина, а не «Ивана, не помнящего родства». История для молодых людей того времени становилась подлинной « magisra vitae ». И именно Н. М. Карамзину принадлежит в этом главная заслуга. Недаром А. С. Пушкин гениально выразил это патриотическое отношение к истории в следующих бессмертных строках:
Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
На них основано от века
По воле Бога Самого
На наш взгляд, вся логика труда Карамзина приводит читателя к мысли о благостности сильной государственной власти для истории населяющих Россию народов. Как только государственная власть ослабевает, начинается разброд и анархия, которые могут привести к гибели самого государства. Период раздробленности Руси и Смутное время начала XVII века – лучшее тому доказательство. Карамзин среди причин Смуты называл безнравственность власти и народа («ослепление или разврат людей от черни до вельможного сана» [6, с. 466] ), не забывая и иноземное вмешательство. Мы же, бывшие граждане некогда великой страны СССР, погибшей от схожих причин, можем вспомнить наше недавнее горькое прошлое.
В наше противоречивое время труд Карамзина актуален как никогда прежде. На примерах из его «Истории» можно и должно воспитывать патриота и гражданина России, ценящего и почитающего все светлое и великое в истории своей Родины, но не закрывающего глаза и на ее темные страницы. Сообщаемые Карамзиным исторические знания привносят свою лепту в личностное становление и патриотическое воспитание народа, то самое «самостоянье», о котором писал Пушкин.
Резюмируем наш ответ на поставленные в начале исследования задачи. На наш взгляд, консерватизм Карамзина носил ярко выраженную русофильскую и патриотическую окраску. Народ ведом государственной властью, но в определенные периоды истории выступает ее творцом. История творится выдающимися личностями, которые во имя достижения высоких идеалов порой пренебрегают нравственными законами.
В чём актуальность повести Бедная Лиза? Сочинение Нужно сочинение около 100 слов
Главные действующие лица повести – Лиза и Эраст относятся к разным социальным категориям, следовательно, и ценности у них также разные. Лиза принадлежит к тому сословию, в котором ценности заключаются в трудолюбии, трогательности в проявлении взаимных чувств, дочерней и материнской любви. После ухода из жизни Лизиного отца она стала во всем помогать матери. Эта женщина, добрейшей души человек называла ее кормилицей и молилась, чтобы Бог наградил ее за все старания и усердие.
Размеренная жизнь была нарушена встречей Лизы и Эраста – молодого человека из дворянской семьи. Он пришелся по душе матери девушки. Никто и предположить не мог, что эта встреча закончится трагично. Эраст клялся в вечной любви своей избраннице. Девушка искренне верила в честность его намерений. Сама Лиза умела любить верно и преданно. Предательство, которое она испытала от Эраста, довело ее до самоубийства. Автор не винит девушку ни в излишней доверчивости, ни в совершении греха. Он оплакивает ее плачевную судьбу.
Лиза погибла из-за социального неравенства, из-за того, что у каждого из слоев были свои ценности, устои. Если для Лизы любовь была смыслом жизни, то для ее второй половинки лишь забава. В своей повести Карамзин обвиняет наше общество в несовершенстве, в том, что из-за победы материальных ценностей над нравственными, погибла ни в чем не повинная девушка. А разве это не проявляется в наше время? Мы «размениваем» свои моральные принципы на деньги и власть. Это произведение останется актуальным на все времена.
Н.Карамзин. «Бедная Лиза» глазами современного читателя.
Отечественная литература включает в себя массу великолепных произведений, среди которых почётное место заняла повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза». Автор написал её ещё в 1792 году, когда российское дворянство в большинстве своём вело праздный образ жизни. Главными персонажами повести являются молодые люди — Лиза и Эраст.
Казалось бы, очередная история любви парня и девушки, но особенной её делают несколько нюансов. Первое, на что стоит обратить внимание — это принадлежность молодых людей к разным социальным сословиям. Девушка родилась в крестьянской семье, а Эраст — дворянской.
Бедная Лиза сочинение-рассуждение
Весь сюжет строится на любовной истории и её трагичном завершении.
Когда-то в довольно обеспеченной крестьянской семье умер глава, оставив после себя дочь Лизу и жену. Женщина, оставшись без поддержки, заболела и все заботы о пропитании пали на хрупкие плечи девушки. Милая представительница крестьянского класса рвала прекрасные цветы, составляла букеты, и носила их в город на продажу. Вырученные деньги помогали сводить концы с концами и не умереть от голода.
Однажды в городе скромная и обаятельная девушка привлекла к себе внимание Эраста, который купил у неё все букеты. Юноша был образован, и сумел без особых усилий очаровать Лизу, делая ей примитивные комплименты. Эта первая встреча вызвала в душе Лизы бурю эмоций и ввела её в большое смущение.
Это интересно: Горе от ума, характеристика героев Грибоедова.
Девушка из народа была очарована словами Эраста, и поэтому быстро поддалась на его уговоры и обещания. Она даже по своей наивности, представляла себя в роли жены своего возлюбленного.
Парень же, соблазнив наивную девушку, вскоре ушёл на войну. И даже защита Родины не пропитала душу юноши патриотизмом. Его легкомысленная натура во время военной кампании раскрывается во всей красе, где он, азартно играя в карты, проматывает своё состояние.
Вернувшись домой Эраст, дабы избежать позора банкротства, принимает решение — жениться на богатой зрелой женщине. Деньги для Эраста самый важный аргумент. Печально то, что он даже не вспомнил о бедной крестьянской девушке, которая преданно его ждала.
И только после случайной встречи в городе после его возвращения с войны, Лиза узнаёт о намерении Эраста жениться на богатой даме. Вот такой краткий рассказ неравной любви.
Горю девушки нет границ, она решается на самоубийство и бросается в пруд.
Сочинение Повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» глазами современного читателя
«Бедная Лиза» глазами современного читателя (сочинение)
Образ Лизы стал показательным не только в русской литературе, схожие истории можно встретить у многих народов. Подобный социальный подтекст был раскрыт Карамзиным не зря. В те времена в России можно было обнаружить немало таких реальных историй, где молодые дворяне, пользуясь своим положением и безнаказанностью, совращали и соблазняли крестьянских девушек.
Основные причины легкодоступности крестьянских девушек:
Это интересно: что такое кульминация в литературе, ее литературное и музыкальное значение.
Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» глазами современного читателя
Модернизация повести «Бедная Лиза» Карамзина Н
Если бы сочинение Бедная Лиза Карамзин (9 класс) писалось современником, то акцент в нём мог быть немного другим.
В свете последних событий и ажиотажа с группами — смерти, общественность стала проявлять озабоченность участившимися случаями гибели подростков. У каждой жертвы были свои причины для ухода из жизни, но не исключено, что одной из них была неразделенная любовь. Характеристика Лизы из произведения Карамзина впишется в образ потенциальной жертвы группы-смерти. Её не отличает способность трезво смотреть на жизнь, она весьма сентиментальна, романтична и лишена практицизма.
В чём схожесть образа жизни Эраста и современных парней — мажоров:
Каждый выбирает для себя свой путь. Будет ли он счастливым — никто не знает. Для одних аргумент — деньги, для других — любовь. Жизнь бедной Лизы закончилась слишком рано. Она умерла так и не познав настоящего счастья. А что было бы, если девушка смогла сдержать свой импульсивный порыв и продолжила жить? Сочинение по произведению «Бедная Лизаможет лишь предположить другое развитие событий.
Судьба Эраста сложилась так, как пожелал, но стал ли он счастливым? Вот вопрос, который стоит задать читателю после прочтения повести.
Бедная «Бедная Лиза»
Что вам ближе всего у Карамзина?
Наталья Михайлова: Может, это покажется странным, но я очень люблю «Бедную Лизу». Это прекрасная проза. Хорошо помню свое первое, еще школьное, впечатление от этой повести.
Именно «Бедной Лизе», а не карамзинской «Истории государства Российского» вы посвятили открывшуюся не так давно выставку.
Неужели вы надеетесь, что «Бедная Лиза» тронет современную девушку?
Наталья Михайлова: Я думаю, что если ей что-то объяснить, то непременно тронет. Вот для этого и нужны исследователи.
И что бы вы сказали девочке, которая думает, читать ей «Бедную Лизу» или зависнуть в социальных сетях?
А на башне увидишь памятную табличку «Близ этих стен жила бедная Лиза, героиня повести Карамзина».
Наталья Михайлова: Такой таблички на Симоновом монастыре мы не найдем. И не знаю, нужна ли она. А вот скульптурную группу я бы поставила. Чтобы вновь у Симонова монастыря можно было увидеть Лизу и Эраста. К ним бы приходили влюбленные. Вспоминаю мультфильм «Бедная Лиза», снятый еще в 1978 году, там музыка Алексея Рыбникова и невероятно выразительные куклы Нины Виноградовой. А поставила фильм режиссер Идея Николаевна Гаранина. Там нет ни одного слова, но, на мой взгляд, это одна из самых выдающихся экранизаций литературного произведения.
Вернемся к башням Симонова монастыря и девочке, которая думает, читать или не читать «Бедную Лизу».
Оно было каким-то особенным?
В 1818 году Василий Львович пишет Вяземскому: «Мы ездили в Симонов монастырь, были у всенощной, гуляли по берегу Москвы-реки, видели пруд, где Бедная Лиза кончила жизнь свою, и я нашел собственной руки моей надпись, которую я начертил лет двадцать, а может, и более назад: Non la conobbe il mondo mentre l ebbe; Conobbil io, ch a pianger qui rimasi».
В 1796 году, когда вышло первое отдельное издание «Бедной Лизы», оно сопровождалось гравюрой, изображающей и Симонов монастырь, и пруд, и там же воспроизведены некоторые надписи на березах. Одна из них, та самая строчка из Петрарки, стала эпиграфом к повести!
Интересно, ведал ли Карамзин, что эту надпись вырезал на дереве именно Василий Львович?
Наталья Михайлова: Пока я не могу это утверждать. Как неизвестно, знал ли Василий Львович о том, что цитата из Петрарки перекочевала с березы в «Бедную Лизу» с его легкой руки. И все-таки главное нам уже открылось: своей надписью из Петрарки, вырезанной на березе, Василий Львович Пушкин включил «Бедную Лизу» в контекст мировой культуры, ведь две строки из Петрарки являются и эпиграфом к роману Жан Жака Руссо «Юлия, или Новая Элоиза». И теперь встают в один ряд: Петрарка, Руссо и Карамзин. На мой взгляд, это очень интересно.
И мне интересно, но как сделать так, чтобы все это было интересно и тем ребятам, которые проходят «Бедную Лизу» в девятом классе?
Наталья Михайлова: Здесь велика роль историков литературы. Они должны писать не только для своих собратьев по научному цеху, но и для современного читателя. И многое зависит от учителя.
Разговоры на уроках о чувствах, похоже, остались в 1970-х. Учитель так перегружен отчетностью, что у него просто не остается времени на то, чтобы выслушать ребят, поспорить с ними или вместе отправиться на поиски Лизиного пруда.
Наталья Михайлова: Эта система директивно заданных рамок абсолютно губительна именно для преподавания литературы. Если нет радости, то остается один прагматизм: «Зачем мы пойдем в музей, если это не поможет нам сдать ЕГЭ? А зачем я буду читать книгу. » В результате мы получаем поколения, которые не могут высказать свою мысль ни письменно, ни устно.
Чувствительность сегодня понимается как слабость.
Продолжение Карамзинских бесед читайте в одном из ближайших номеров «РГ-Недели»
Государственный музей А.С. Пушкина расположен в Москве по адресу: Пречистенка, 12/2. Проезд до станции «Кропоткинская». Музей открыт с 11.00 до 19.00, по четвергам с 12.00 до 21.00. Каждое третье воскресенье месяца музей работает бесплатно. Выходной день: понедельник. Выставка «Лиза и ландыши» будет открыта до конца сентября.
“Бедная Лиза”: о чем заставляет задуматься
Почему повесть Карамзина до сих пор актуальна
“Бедная Лиза”: о чем заставляет задуматься повесть? Как именно принимаемые Лизой решения повлияли на развязку сюжета? Это извечные вопросы, которыми задается читатель после изучения труда Н. Карамзина.
Что бы понять повесть, недостаточно всего лишь прочитать её. Особенность в том, что читатель должен поставить себя на место каждого героя и посмотреть на жизнь его глазами. И со стороны Эраста (главный герой книги) и со стороны Лизы (его возлюбленная, героиня повести).
Написанный в 1792 году труд даже в наше время популярен как у молодежи, так и у старшего поколения. Актуальности тема произведения не теряет. Любовь и страдания встречаются в любых отношениях.
Читается повесть легко, у автора отличный слог и минимальное использование сложных словосочетаний. Лирическая работа является классикой мировой литературы, и, по мнению многих ценителей искусства, должна быть обязательной к прочтению каждым человеком.
Начинается все весьма предсказуемо. Крестьянка Лиза влюбляется в городского аристократа Эраста. Они понимают, что испытывают сильные чувства сразу, с одного взгляда.
Отказываясь от всего, пара тайно встречается и девушка все больше влюбляется в обаятельного, приятного и симпатичного мужчину. Внутри нее разгорается настоящий огонь, который светит все ярче. Эраст был потрясен красотой девушки. Чистая и непорочная, она была именно той, которую он искал во многих женщинах.
Их долгие свидания были прерваны внезапной новостью: матушка пообещала выдать девушку за сына зажиточного крестьянина. Она отказалась от помолвки ради любимого. Но вскоре стала замечать, что его отношение поменялось. Молодой человек охладел и стал все реже приходить на свидания.
Здесь автор великолепно передал тонкости стандартной ситуации – ветреный мужчина, жаждущий победы, и хрупкая, ранимая девушка, которая ради любви готова пойти на все.
Последняя их встреча закончилась печально. Эраст рассказал, что вынужден уехать в связи с прохождением службы в армии, но будет любить Лизу и ждать их встречи. Спустя несколько недель она видит его в дорогой карете в Москве.
Короткий разговор расставляет все на свои места – он помолвлен и больше не может встречаться с девушкой. Опечаленная, она бросается в реку и тонет. Эраст, в свою очередь, узнав о том, что стал причиной смерти юной Лизы, корил себя всю жизнь, приходя к ней на могилу.
Мораль повести не так проста, как может показаться. Со стороны Лизы можно выделить несколько ключевых моментов:
Но с другой стороны, можно понять Эраста. Молодой человек не смог найти своё место в жизни. Проиграв все состояние в карты, он был вынужден жениться на богатой вдове и остаться несчастным. Ветреный и избалованный, он не понимал ценность настоящих чувств и не смог объясниться с девушкой.
После прочтения остается не приятный осадок внутри. Практически каждый имеет похожую историю за плечами и понимает действия как одного, так и второго персонажа. Повесть очень простая, минимум героев позволяет не запутаться в сюжетной линии. Сразу после выхода творение Н. Карамзина имело огромный резонанс.
Публика, привыкшая к произведениям с хорошим концом, была поражена и восхищена повестью, так четко и прямо описывающей самоубийство, горечь, утрату и предательство.
Возможно, в литературе того времени как раз не хватало такой открытости. Небольшое произведение может научить многому – сострадать, сопереживать, быть честным и открытым, понимать ценность человеческой жизни и чувств.
Жаль, что Эраст понял это слишком поздно. Когда вернуть уже ничего нельзя. По мотивам рукописи было снято множество фильмов, написано большое количество книг.
Самое интересное, что сам автор одинаково сочувствует как Эрасту, так и Лизе. Ничто из их поведения не осуждается, ведь для всего есть свое время. Любовь всегда быстротечна, но что-то должно прийти вместо нее: или глубокое разочарование, или огромная радость от того, что объект вожделения находится всегда рядом.
Никаких нравоучений между строк нет. Автор не только не пытается поучить читателя, а и не навязывает ему свое мнение. Каждый видит в повести что-то особенное для себя. Но все критики и читатели сходятся в одном – прочитать «Бедную Лизу» и не задуматься над ней просто не возможно.