алентова возраст год рождения
Вера Алентова
фотографии >>
биография
Алентова Вера Валентиновна
Родилась 21 февраля 1942 года в городе Котласе Архангельской области.
Заслуженная артистка РСФСР (11.06.1982).
Народная артистка России (25.08.1992)
Отец — Быков Валентин Михайлович, актёр. Мать — Алентова Ирина Николаевна, актриса, работавшая во многих театрах СССР. Отец умер, когда девочке не было ещё 4 лет, и Вера с мамой уехали на Украину, навсегда оставив родной Север. В школу пошла на Украине, поучилась в Узбекистане, окончила десятилетку на Алтае. После школы поступала в медицинский институт в городе Барнауле, но, мечтая стать актрисой, одновременно с поступлением в ВУЗ решила показать свои актёрские данные в Барнаульском драматическом театре, где работала её мама, и была принята в труппу на должность актрисы вспомогательного состава.
Мама, Ирина Николаевна, не признавала на профессиональной сцене любительщины. Она предложила дочери поехать в Москву и поступить в театральный институт, а до поступления — вместо театра пойти на завод, поработать там.
Проработав год на Барнаульском меланжевом комбинате в должности чернорабочей, следующим летом поехала в Москву.
В 1961 году поступила в Школу-студию имени В.И. Немировича-Данченко при МХАТе на курс В.П. Маркова. На 2-м курсе вышла замуж за студента Владимира Меньшова. В 1965 году, после окончания Школы-студии, поступила на работу в Московский театр имени А.С. Пушкина. В театре встретилась с драматургией Бернарда Шоу («Шоколадный солдатик», 1966), Джона Б. Пристли («Сокровище», 1976), Фридриха Шиллера («Разбойники», 1975). Работала с разными режиссёрами, с Борисом Равенских, который поставил с ней «Шоколадного солдатика» Бернарда Шоу. Спектакль был любим зрителями и прошёл более 300 раз с неизменным успехом. «Невольницы» по пьесе А.Н. Островского в постановке молодого режиссёра А. Говорухо наделали много шума в театральной Москве неординарностью решения всего спектакля и блистательной работой Алентовой — главной героини Евлалии, за которую актриса получила диплом 1-й степени имени А.Н. Островского.
Спектакль «Я — женщина» по сценарию Виктора Мережко был поставлен режиссёром Борисом Морозовым в 1984 году. Сценарий предназначался для фильма, но кинематографические власти сценарий по неведомым причинам именно в 1984 году запретили (позже он появится в прокате под названием «Прости»), театральные же власти оказались либеральнее и поставить спектакль разрешили, правда, под своим тщательным контролем, и это обернулось для спектакля небольшим, но существенным изменением драматического финала. Спектакль всё равно получился. Алентова играла свою героиню Машу, находящуюся на грани нервного срыва, в таком мощном эмоциональном накале, что зрители ещё долго после окончания спектакля были под его воздействием. Спектакль на многие годы стал любимцем театральной Москвы, на него невозможно было достать билет, его смотрели по несколько раз, а театральные фанаты помнят до сих пор все перипетии страданий полюбившейся Маши и жалеют, что спектакль больше не идёт.
В кино дебютировала в 1966 году в роли Лидии в фильме «Дни лётные».
Интересной работой актрисы был девятисерийный телефильм «Такая короткая долгая жизнь» по сценарию Иосифа Ольшанского и с режиссурой Константина Худякова. Фильм вышел на телеэкраны в 1976 году, тогда сериалы были внове, и Москва завороженно следила за ставшими родными героями телефильма.
настоящий успех актрисе принес фильм «Москва слезам не верит» (1979). Владимир Меньшов снял этот свой второй по счёту фильм, получивший мировую любовь кинозрителей и множество наград как отечественных, так и зарубежных в 1979 году. В феврале 1980 года фильм вышел на экраны страны и начал свое победное шествие по всему миру. Его сразу же купили для проката более 100 стран, а за один только 1980 год и только в нашей стране фильм посмотрели 90 миллионов человек.
В 1983 году на экраны страны вышел фильм «Время желаний» выдающегося режиссёра Юлия Райзмана, где актриса сыграла одну из лучших своих ролей в кино.
1965 «Аленький цветочек» по С. Аксакову — Аленушка
1966 «Шоколадный солдатик» Б. Шоу — Райна (реж. Б. Равенских)
«Квадратура круга» В. Катаева — Людмила (реж. А. Говорухо)
«Человек и джентльмен» Э. де Филиппо — Биче (реж. Оскар Ремез)
1970 «Зыковы» М. Горького — Павла (реж. П. Васильев)
1972 «Невольницы» А.Н. Островского — Евлалия (реж. А. Говорухо)
1974 «Последние дни» М. Булгакова — Гончарова (реж. Б. Толмазов)
1975 «Разбойники» Ф. Шиллера — Амалия (реж. А. Говорухо)
1976 «Сокровище» Джона Б. Пристли — Роберта Крой (реж. Б. Толмазов)
1978 «Жил-был Я» А. Штейна — Мерцальская (реж. А. Говорухо)
1979 «Дети солнца» М. Горького — Елена (реж. А. Говорухо)
1981 «Кафедра» В. Врублевской (реж. Л. Танюк)
1982 «Сочная вырезка для фрекен Авсениус» Р. Огорда
1984 «Я — женщина» В. Мережко — Маша (реж. Б. Морозов)
1987 «Подонки» Я. Гловацкого — Директор (реж. Ю. Еремин)
1988 «Разбитое счастье» («Светит, да не греет») А. Островского — Ренева (реж. Ю. Еремин)
1992 «Призраки» Э. де Филиппо — Мария (реж. Ю. Еремин)
1994 «Французский бенефис» по мотивам пьес М. Беркье-Маринье и М. Митуа — Актриса (реж. Андрей Максимов)
1996 «Варшавская мелодия» Л. Зорина — Гелена (реж. Ю. Еремин)
1996 «Где любезная моя?» по пьесам А. Н. Островского — Антрыгина (реж. и автор инсценировки Ю. Еремин)
«Красотки кабаре» А. Белинского и А. Мерлина на темы оперетт Имре Кальмана — Героиня (реж. А. Белинский)
2001 «Недосягаемая» С. Моэма — Каролина Эшли (реж. А. Говорухо)
2003 «Наваждение» А. Галина — Зинаида (реж. Р. Козак)
2006 «Счастливые дни» Сэмюэла Беккета — Винни (реж. М. Бычков)
2006 «Девичник club» Айвон Менчелл — Люсиль (реж. Р. Козак)
2007 «Пули над Бродвеем» — Хелен Синклейр (реж. Е. Писарев)
2009 «Федра» М. Цветаевой — Кормилица
2010 «Бешеные деньги» А. Островского — Надежда Антоновна Чебоксарова (реж. Р. Козак)
2011 «Любовь. Письма» Альберта Гурнея — Мелисса (реж. Ю. Меньшова)
2013 «Две дамочки в сторону севера» Пьера Нотта — Бернадетта (реж. Н. Аракчеева)
Театр Антона Чехова
1993 «Чествование» Б. Слейда
1997 «Поза эмигранта» Г. Слуцка
2000 «Пизанская башня» Н. Птушкиной (реж. Ю. Еремин)
Антреприза «Театральная ассамблея Петра Гладилина»
«Афинские вечера» П. В. Гладилина — Людмила
Вера Алентова
фотографии >>
биография
Алентова Вера Валентиновна
Родилась 21 февраля 1942 года в городе Котласе Архангельской области.
Заслуженная артистка РСФСР (11.06.1982).
Народная артистка России (25.08.1992)
Отец — Быков Валентин Михайлович, актёр. Мать — Алентова Ирина Николаевна, актриса, работавшая во многих театрах СССР. Отец умер, когда девочке не было ещё 4 лет, и Вера с мамой уехали на Украину, навсегда оставив родной Север. В школу пошла на Украине, поучилась в Узбекистане, окончила десятилетку на Алтае. После школы поступала в медицинский институт в городе Барнауле, но, мечтая стать актрисой, одновременно с поступлением в ВУЗ решила показать свои актёрские данные в Барнаульском драматическом театре, где работала её мама, и была принята в труппу на должность актрисы вспомогательного состава.
Мама, Ирина Николаевна, не признавала на профессиональной сцене любительщины. Она предложила дочери поехать в Москву и поступить в театральный институт, а до поступления — вместо театра пойти на завод, поработать там.
Проработав год на Барнаульском меланжевом комбинате в должности чернорабочей, следующим летом поехала в Москву.
В 1961 году поступила в Школу-студию имени В.И. Немировича-Данченко при МХАТе на курс В.П. Маркова. На 2-м курсе вышла замуж за студента Владимира Меньшова. В 1965 году, после окончания Школы-студии, поступила на работу в Московский театр имени А.С. Пушкина. В театре встретилась с драматургией Бернарда Шоу («Шоколадный солдатик», 1966), Джона Б. Пристли («Сокровище», 1976), Фридриха Шиллера («Разбойники», 1975). Работала с разными режиссёрами, с Борисом Равенских, который поставил с ней «Шоколадного солдатика» Бернарда Шоу. Спектакль был любим зрителями и прошёл более 300 раз с неизменным успехом. «Невольницы» по пьесе А.Н. Островского в постановке молодого режиссёра А. Говорухо наделали много шума в театральной Москве неординарностью решения всего спектакля и блистательной работой Алентовой — главной героини Евлалии, за которую актриса получила диплом 1-й степени имени А.Н. Островского.
Спектакль «Я — женщина» по сценарию Виктора Мережко был поставлен режиссёром Борисом Морозовым в 1984 году. Сценарий предназначался для фильма, но кинематографические власти сценарий по неведомым причинам именно в 1984 году запретили (позже он появится в прокате под названием «Прости»), театральные же власти оказались либеральнее и поставить спектакль разрешили, правда, под своим тщательным контролем, и это обернулось для спектакля небольшим, но существенным изменением драматического финала. Спектакль всё равно получился. Алентова играла свою героиню Машу, находящуюся на грани нервного срыва, в таком мощном эмоциональном накале, что зрители ещё долго после окончания спектакля были под его воздействием. Спектакль на многие годы стал любимцем театральной Москвы, на него невозможно было достать билет, его смотрели по несколько раз, а театральные фанаты помнят до сих пор все перипетии страданий полюбившейся Маши и жалеют, что спектакль больше не идёт.
В кино дебютировала в 1966 году в роли Лидии в фильме «Дни лётные».
Интересной работой актрисы был девятисерийный телефильм «Такая короткая долгая жизнь» по сценарию Иосифа Ольшанского и с режиссурой Константина Худякова. Фильм вышел на телеэкраны в 1976 году, тогда сериалы были внове, и Москва завороженно следила за ставшими родными героями телефильма.
настоящий успех актрисе принес фильм «Москва слезам не верит» (1979). Владимир Меньшов снял этот свой второй по счёту фильм, получивший мировую любовь кинозрителей и множество наград как отечественных, так и зарубежных в 1979 году. В феврале 1980 года фильм вышел на экраны страны и начал свое победное шествие по всему миру. Его сразу же купили для проката более 100 стран, а за один только 1980 год и только в нашей стране фильм посмотрели 90 миллионов человек.
В 1983 году на экраны страны вышел фильм «Время желаний» выдающегося режиссёра Юлия Райзмана, где актриса сыграла одну из лучших своих ролей в кино.
1965 «Аленький цветочек» по С. Аксакову — Аленушка
1966 «Шоколадный солдатик» Б. Шоу — Райна (реж. Б. Равенских)
«Квадратура круга» В. Катаева — Людмила (реж. А. Говорухо)
«Человек и джентльмен» Э. де Филиппо — Биче (реж. Оскар Ремез)
1970 «Зыковы» М. Горького — Павла (реж. П. Васильев)
1972 «Невольницы» А.Н. Островского — Евлалия (реж. А. Говорухо)
1974 «Последние дни» М. Булгакова — Гончарова (реж. Б. Толмазов)
1975 «Разбойники» Ф. Шиллера — Амалия (реж. А. Говорухо)
1976 «Сокровище» Джона Б. Пристли — Роберта Крой (реж. Б. Толмазов)
1978 «Жил-был Я» А. Штейна — Мерцальская (реж. А. Говорухо)
1979 «Дети солнца» М. Горького — Елена (реж. А. Говорухо)
1981 «Кафедра» В. Врублевской (реж. Л. Танюк)
1982 «Сочная вырезка для фрекен Авсениус» Р. Огорда
1984 «Я — женщина» В. Мережко — Маша (реж. Б. Морозов)
1987 «Подонки» Я. Гловацкого — Директор (реж. Ю. Еремин)
1988 «Разбитое счастье» («Светит, да не греет») А. Островского — Ренева (реж. Ю. Еремин)
1992 «Призраки» Э. де Филиппо — Мария (реж. Ю. Еремин)
1994 «Французский бенефис» по мотивам пьес М. Беркье-Маринье и М. Митуа — Актриса (реж. Андрей Максимов)
1996 «Варшавская мелодия» Л. Зорина — Гелена (реж. Ю. Еремин)
1996 «Где любезная моя?» по пьесам А. Н. Островского — Антрыгина (реж. и автор инсценировки Ю. Еремин)
«Красотки кабаре» А. Белинского и А. Мерлина на темы оперетт Имре Кальмана — Героиня (реж. А. Белинский)
2001 «Недосягаемая» С. Моэма — Каролина Эшли (реж. А. Говорухо)
2003 «Наваждение» А. Галина — Зинаида (реж. Р. Козак)
2006 «Счастливые дни» Сэмюэла Беккета — Винни (реж. М. Бычков)
2006 «Девичник club» Айвон Менчелл — Люсиль (реж. Р. Козак)
2007 «Пули над Бродвеем» — Хелен Синклейр (реж. Е. Писарев)
2009 «Федра» М. Цветаевой — Кормилица
2010 «Бешеные деньги» А. Островского — Надежда Антоновна Чебоксарова (реж. Р. Козак)
2011 «Любовь. Письма» Альберта Гурнея — Мелисса (реж. Ю. Меньшова)
2013 «Две дамочки в сторону севера» Пьера Нотта — Бернадетта (реж. Н. Аракчеева)
Театр Антона Чехова
1993 «Чествование» Б. Слейда
1997 «Поза эмигранта» Г. Слуцка
2000 «Пизанская башня» Н. Птушкиной (реж. Ю. Еремин)
Антреприза «Театральная ассамблея Петра Гладилина»
«Афинские вечера» П. В. Гладилина — Людмила
Вера Алентова
Биография
Судьба советской актрисы Веры Алентовой тесно переплелась с жизнью и творчеством знаменитого артиста и режиссера Владимира Меньшова, который приходился ей мужем. Вместе они создали культовую картину «Москва слезам не верит», прославившую их имена на весь мир. Также артистка знаменита тем, что многие годы остается верной одному театральному коллективу.
Детство и юность
Вера Валентиновна родилась 21 февраля 1942 года в провинциальном городе Котласе. Она появилась на свет в династии актеров: мать Ирина Николаевна и бабушка были артистками театра. Отец Валентин Михайлович Быков также был актером, но умер, когда Вере было 4 года, поэтому она не помнит его. После смерти супруга мама решила переехать в Украину, в Кривой Рог, где будущая актриса пошла в школу.
Детство артистки проходило в бедности. Мать много работала, но денег на игрушки все равно не хватало, и ей приходилось делать кукол из картона. Вера много времени проводила наедине с собой, придумывая веселые рассказы, чтобы скоротать время. Вскоре она начала приобщать к ним и друзей со двора. Алентова втайне мечтала стать актрисой, но мать была категорически против подобной профессии.
Семья Алентовых часто переезжала. Из Украины они переселились в Узбекистан, а потом на Алтай, в город Барнаул. Там будущая актриса по настоянию матери пыталась поступить в медицинский институт, но ей не хватило знаний для успешной сдачи экзаменов. Тем не менее, Вера не отказалась от мечты и с помощью отчима попала в труппу местного театра. Узнав об этом, Ирина Николаевна закатила скандал, ведь дочери следовало сначала получить образование в Москве, а потом уже пробовать стать актрисой.
Алентова была вынуждена пойти работать, но брать к себе несовершеннолетнюю девочку никто не хотел. Ей отказали на почте, потом в аптеке. Единственным местом, куда приняли будущую артистку, оказался меланжевый комбинат, где она проработала год.
Театр
В 1961 году Вера отправилась поступать в Москву. Она подала документы во все столичные театральные училища и была принята в Школу-студию МХАТ, на курс Василия Маркова. Там судьба свела ее с Владимиром Меньшовым. К слову, тогда будущего оскароносного режиссера считали неперспективным студентом, а его супруге прочили печальное будущее рядом с несостоявшимся артистом.
По воспоминаниям Алентовой, курс оказался сильным. Студенты старались перещеголять друг друга в знаниях и оригинальности творческих идей, поэтому запоем читали литературу, в том числе и самиздат, и популярные журналы «Иностранная литература», «Техника молодежи», «Знание – сила», «Новый мир». Ребята посещали поэтические слушания, где выступали Белла Ахмадулина, Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский.
Будучи студенткой, Алентова начала выходить на сцену МХАТа. Девушка надеялась попасть в этот театр и после окончания вуза, но молодой выпускнице было отказано. Пережив шок, Вера поспешила в Московский театр им. Пушкина, где до окончания набора молодых актеров оставалось несколько дней.
Прослушивание артистка прошла успешно и в 1965-м была зачислена в труппу театра. Там Вера сразу получила главную роль в «Шоколадном солдатике» Бернарда Шоу, а в скором времени она стала одной из ведущих актрис.
Исполнительнице удавались характерные и драматические образы. Одним из ярких эпизодов театральной карьеры стала постановка «Я – женщина», которая шла несколько лет с аншлагами. Но жизнь в театре не была простой, наивную и доверчивую актрису всюду окружали интриги и обманы. Другие члены труппы порой выдумывали невероятные истории об Алентовой, чтобы отобрать у нее лакомые роли.
Режиссеры наперебой предлагали участие в своих постановках, но случались и периоды застоя, когда актриса долго прозябала в родном театре. Наиболее плодотворным оказался творческий союз Веры и режиссера Романа Козака. Вместе они поставили 7 премьерных спектаклей за 9 лет. Именно на этот период пришелся пик театральной карьеры артистки.
На сцену ставшего родным театра Вера Алентова выходила и с мужем. Спектакль «Любовь. Письма» ставила их дочь Юлия Меньшова. Во время репетиционного процесса творческо-семейный тандем трещал по швам, трем лидерам было непросто ужиться на одной площадке. Перед премьерой конфликтная ситуация между отцом и дочерью достигла апогея: Юлия готова была отменить премьеру. Спасла положение Вера Валентиновна.
Фильмы
Если в театре Вера Валентиновна буквально сразу стала получать ведущие роли в спектаклях, то в кино ее ждала совершенно противоположная ситуация. Ее дебютом стала роль школьной учительницы в фильме о летчиках «Дни летные». Потом последовала еще одна незаметная роль в кино, и на 10 лет актриса забыла о съемках, сосредоточившись на театральной карьере.
В 1977 году она сыграла в картине «Рождение», а спустя 2 года стала звездой советского кинематографа. И все благодаря культовому фильму «Москва слезам не верит», снятому Владимиром Меньшовым.
Удивительно, но пригласить жену на роль Кати режиссер решил только после отказа двух других кандидаток. Ирине Купченко не понравился сценарий, а Маргарита Терехова в то время отправлялась на съемки в Одессу. Тогда Меньшов предложил роль Алентовой, которую и утвердил худсовет.
Их родственные связи мало помогали съемкам, наоборот, Владимир со всей строгостью относился к работе супруги. Фильм «Москва слезам не верит» ожидал невероятный успех, пересекший границы СССР и достигший Америки. В 1981 году он был удостоен премии «Оскар», но режиссер не мог покинуть страну, поэтому за границу поехала Алентова.
Актриса путешествовала по миру и вместе с людьми разных национальностей смотрела свою работу. К ней подходили девушки и благодарили за душевную и правдоподобную историю.
За эту роль Вера Валентиновна удостоилась государственной премии СССР и была признана лучшей актрисой по версии журнала «Советский экран».
После столь оглушительного успеха Алентову стали приглашать на главные роли в кино. В 1982 году вышел фильм «Время для размышлений», где она сыграла в паре с Владимиром Меньшовым. Вера снялась в последней картине режиссера Юлия Райзмана «Время желаний» (1984).
Ее партнером стал Анатолий Папанов, сыгравший немолодого интеллигентного чиновника, который в лице героини Алентовой Светланы Васильевны хотел обрести семью, спокойную и счастливую жизнь. Но предприимчивая женщина добивается его повышения по службе против его воли, и все в итоге заканчивается трагично. В 1986 году за участие в картине артистка стала лауреатом Государственной премии имени братьев Васильевых.
С Меньшовым актриса работала еще не раз. В 1995 году она снялась в его комедии «Ширли-мырли», где сыграла сразу несколько ролей, а спустя 5 лет появилась в фильме «Зависть богов». В последнем она даже появилась в кадре с французский актером Жераром Депардье. Алентова сыграла возлюбленную Андрэ. Роль главного персонажа картины исполнил Анатолий Лобоцкий.
В середине 2000-х фильмография актрисы пополнилась работами в комедии «Бальзаковский возраст, или Все мужики сво…» и драме «И все-таки я люблю». В этих проектах Алентова предстала в возрастных ролях. В первом случае она сыграла маму героини Веры (Юлия Меньшова), во втором – мать Вадима Лягушова (Антон Хабаров).
Вместе с супругом артистка появилась в музыкальной комедии «Первый дома», где также участвовали Иван Ургант, Николай Фоменко, Дмитрий Нагиев и другие звезды кино и российского шоу-бизнеса. В мелодраме «Дар Божий» Алентова воплотила на экране образ Веры Левиной. Вскоре на экраны вышел фильм «Любовь как мотив». По сюжету героиня Веры Валентиновны, мать Дины (Евгения Брик), становится случайной убийцей зятя, а затем сама погибает при загадочных обстоятельствах.
В 2014 году на экраны вышла лента «Дорога без конца», где Владимир Валентинович выступил в роли продюсера. Как нетрудно догадаться, главную роль исполнила Алентова. В этом же году актриса порадовала поклонников образом элегантной дамы Галины Семеновны, героини комедии «С Восьмым марта, мужчины!».
В 2009 году Алентова стала преподавателем кафедры актерского мастерства Всероссийского государственного университета кинематографии имени С. А. Герасимова, где и по сей день обучает студентов.
Личная жизнь
С Владимиром Меньшовым Алентова познакомилась в стенах Школы-студии МХАТ. Свадьбу молодые люди сыграли еще студентами, после чего последовало трудное испытание бытом и семейной жизнью.
Вера Алентова
Имя: Вера Алентова (Vera Alentova)
Отчество: Валентиновна
День рождения: 21 февраля 1942 (79 лет)
Кто родился в этот день: узнать
Место рождения: г. Котлас, Архангельская обл.
Вес: 67 кг
Карьера: актриса
Семейное положение: замужем за Владимир Меньшов †
Фото: Вера Алентова
Биография Веры Алентовой
Детство
Вера Алентова, в девичестве Быкова, родилась 21 февраля 1942 года в Архангельской области, в актерской семье Ирины Николаевны Алентовой и Валентина Михайловича Быкова. Оба служили в Котласском драматическом театре.
Девочка, получившая имя в честь бабушки, появилась на свет через 8 месяцев после начала войны. Мама Веры продолжала выступать в театре, а после работы шла на фабричную смену, после чего, уже дома, пришивала пуговицы на солдатскую одежду.
Детство было нелегким: еда была, но самая простая, вкус сладостей Вера даже не знала, а все игрушки из картона делала своими руками мама. Пока девочка ходила в садик, Ирина Алентова работала не покладая рук. Она служила в театре Кривого Рога, а по вечерам брала в руки нитку и иголку. Работа швеей помогала им не умереть от голода, ведь зарплату в театре задерживали месяцами.
В школу малышка пошла в платье, перешитом из маминого фланелевого халата. Долгие годы ее единственной кофточкой была старая водолазка, которую Вера стирала каждый вечер.
Самое грустное воспоминание из этого периода – двойная кража денег из маминого кошелька. Вера украла рубль и купила на него мороженое, на следующий день сделала то же самое. Ирина заметила пропажу, ведь по тем временам сумма была серьезная, и устроила Вере взбучку. Но самым страшным был не выговор, а слезы, которые текли по маминому лицу. Женщина корила себя за то, что не может сделать детство единственного ребенка счастливым.
Впрочем, Вера Алентова никогда не считала детство несчастливым. Дети умеют находить счастье в мелочах, даже будучи лишенными материальных благ. У маленькой Веры была любящая мама, друзья, игры.
Вере было восемь лет, когда она впервые вышла на сцену театра. Однажды мама взяла ее на работу. Ставили спектакль, в котором одну из ролей играла маленькая девочка. И как раз в тот день юная актриса заболела. Веру попросили выйти вместо нее. Тогда-то Алентова, по ее же словам, и подхватила «театральную бациллу».
Вечера после школы Вера проводила в одиночестве, в основном за книгами. Это приучило ее к самостоятельности и дисциплине. Заболев малярией, она скрупулезно отсчитывала время на часах, чтобы принять лекарство точно в срок. Актриса никогда не считала одиночество пороком, наоборот, умела находить с ним общий язык и обращать на пользу: анализировать текст, учить роли.
Мать и дочь помотало по просторам Советского Союза: Вера пошла в школу на Украине, училась в Узбекистане, аттестат получила на Алтае. Когда Вере было 15, Ирина вышла замуж во второй раз. Отчимом Алентовой стал актер Барнаульского драматического театра, коллега Ирины. Именно он разглядел в Вере задатки актрисы, поскольку Ирина настаивала, чтобы после школы дочь поступала в медицинский институт в Барнауле. Женщина, прошедшая через войну и вдовство, понимала, что искусство не способно прокормить семью, а вот профессия врача – другое дело, медики нужны всегда. Ирина не хотела, чтобы дочь повторила ее судьбу.
Втайне от мамы Вера решила попробовать свои силы на актерском поприще и пришла на пробы в Барнаульский драмтеатр. Ее приняли в труппу как актрису вспомогательного состава. При этом долгое время девушка и сама была уверена, что станет врачом. Но на подготовительных курсах к университету она увидела вживую операцию, причем не самую серьезную, но Вере стало плохо, она потеряла сознание. После этого инцидента Алентова поняла, что врачом ей не быть. Ирина выслушала переживания дочери и смирилась с выбором актерской профессии, но, будучи принципиальной женщиной, не терпящей профанов на сцене, наказала Вере поступать в театральное училище Москвы.
Было уже слишком поздно: набор во всех театральных вузах закончился. Так что следующий год Вера трудилась рабочей на барнаульском меланжевом комбинате, где занимались производством пряжи. Каждое утро девушка вставала спозаранку, добиралась до фабрики в переполненном автобусе, а потом всю смену носила металлические прутья. От машин в цеху стоял такой шум, что нельзя было расслышать собственные мысли. «Я сцепила зубы и работала», – вспоминала актриса.
Знакомство с Владимиром Меньшовым
Вера погрузилась в новую жизнь: бесконечные репетиции, прогонки, фолианты заученных реплик и прочитанной литературы. Времени на личную жизнь не было, но студентка была счастлива.
В первый же год она сблизилась с однокурсником Владимиром Меньшовым. Поначалу она не питала к нему романтических чувств. Они стали близкими друзьями, но уже тогда Вера заметила, что у Володи есть три качества, которые, по ее мнению, необходимы хорошему актеру: внутренний стержень, искренность и свой взгляд на вещи.
Между тем педагоги не замечали этих качеств и быстро повесили на Меньшова ярлык бездарности, в отличие от Веры, считавшейся на курсе одной из лучших студенток. Владимир не был обучен хорошим манерам и хронически производил плохое впечатление. Самым талантливым парнем на курсе считался Андрей Мягков, живший в одной комнате с Меньшовым. Но Владимир не оставлял надежд исправить положение дел, постоянно что-то учил, репетировал, писал. Уже позже он осознал, что душа его скорее лежит к режиссуре, нежели к актерству.
Когда Вера выбрала его хотя бы «в друзья», Владимир был на седьмом небе от счастья. Товарищи намекали ему, что для актера у него слишком неказистая внешность. Вера же была, по его словам, ослепительно красива. Они коротали вечера за долгими разговорами, Владимир долго и красиво ухаживал, стараясь удивлять Веру чем-то новым.
К концу второго курса молодые люди объявили о решении расписаться, чем немало удивили друзей по Школе-студии. Предложение сделал Меньшов, Вера же была настроена скептически. И не потому, что не любила, а по причине врожденного свободолюбия. Мама с детства твердила ей, что нужно рассчитывать только на себя. Да и скоропалительный брак казался ей большой ошибкой. Но когда Вера узнала, что в случае свадьбы им как молодой семье дадут отдельную комнату в общежитии, то согласилась.
Свадьбы была скромной – у молодоженов не нашлось и трех рублей, чтобы расплатиться с фотографом. Праздновать продолжили в общежитии, с нарезанной на газете колбасой и шампанским.
Первые роли
После выпуска Меньшов не мог найти работу в столице и отправился по распределению в Ставропольский драматический театр, уже понимая, что его актерская карьера, скорее всего, закончится, не успев толком начаться. Алентова же попала в Московский театр имени Пушкина.
В театре Алентова встретилась с драматургией Бернарда Шоу, Джона Б. Пристли, Фридриха Шиллера, Р. Огорда, Эдуарде де Филипе. Она играла в пьесах «Невольница», «Светит, да не греет», постановках «Зыковы», «Дети солнца», «Последние дни», «Кафедра».
Москва слезам не верит
Дальнейшая карьера
Семья
Вера Алентова сейчас
Также актриса появится в экранизации романа Виктора Пелевина «Ампир V», в котором молодой ничем не примечательный москвич превращается в вампира и выясняет, что ему подобные и управляют миром на самом деле. Алентова играет Иштар Борисовну, начальницу вампиров. Премьера запланирована на 2021 год.
5 июля 2021 года не стало Владимира Меньшова – 81-летний режиссер умер от последствий коронавируса. Его госпитализировали в конце июня, а следом в больницу попала и Алентова. Но у актрисы болезнь протекала спокойней – как сообщали СМИ, когда умирал Меньшов, ее уже перевели из реанимации в обычную палату. Сообщалось, что после новостей о смерти мужа Алентовой стало хуже – якобы ее снова перевели в реанимацию. Дочь Алентовой опровергла эти слухи и сказала, что актрису уже выписали с отрицательным тестом на covid. 8 июля она попрощалась с Владимиром Меньшовым.