альфа банк возврат денег сколько дней
8 лайфхаков для владельцев карты CashBack от Альфа-Банка
По карте CashBack Альфа-Банка можно вернуть часть средств за оплату на заправках, в ресторанах и за любые другие покупки, а ещё получить процент на остаток. Однако эти бонусы дают не всегда, а при определённых условиях. Рассказываем об особенностях карты, которые помогут выгодно её использовать.
С 7 апреля 2020 года Альфа-Банк прекратил выдавать новые карты CashBack. Но старые продолжат действовать.
1. Размер кэшбэка зависит от размера трат по карте
Банк не начислит кэшбэк, если потратить меньше 10 тысяч ₽ в месяц. Если сумма покупок превысит 10 тысяч ₽, то за оплату на АЗС банк будет возвращать 5%, в кафе и ресторанах — 2,5% и 0,5% — за все остальные покупки.
В два раза больше кэшбэка будет начисляться при расходах по карте от 100 тысяч ₽ в месяц: 10% за покупки на АЗС, 5% — за кафе и рестораны и 1% — за другие платежи.
Максимальный размер кэшбэка, который может вернуть банк, ограничен 5 тысячами ₽ в месяц. Для владельцев карт «Премиум» этот лимит составляет 10 тысяч ₽ в месяц, но не больше 3000 ₽ при тратах на АЗС и 3000 ₽ за рестораны, кафе и бары.
2. Кэшбэк нельзя выводить
Каждый месяц до 10 числа Альфа-Банк переводит кэшбэк на счёт. Он начисляется баллами, а не рублями. Начисленные баллы нельзя перевести в рубли и вывести со счёта. Ими можно компенсировать сделанные по карте покупки. Сделать это можно через Альфа-Мобайл.
Программа по начислению кэшбэка действует в течение пяти лет, начиная с 25 сентября 2018 года, то есть до 24 сентября 2023 года. «Срок действия программы может быть продлён по решению банка», — отмечается в условиях программы.
3. Кэшбэк не начисляют за оплату покупок в некоторых магазинах
4. До использования кэшбэка нужно погасить долги
Согласно пункту 2.18 программы лояльности, накопленные баллы нельзя использовать для компенсации покупок, если у владельца карты есть просроченный платёж по кредиту в Альфа-Банке.
Если у вас есть долг, то сначала погасите его. Только потом запрашивайте компенсацию покупок.
5. Не стоит платить картой только в спецкатегориях
Если вы хотите оформить карту CashBack для оплаты покупок только в категориях с повышенным кэшбэком, то лучше этого не делать. Банк это заметит и не начислит вам бонусы.
По условиям программы лояльности, банк может не начислить кэшбэк, если:
платежи по карте были только в категориях: автозаправки, кафе/бары/рестораны и кинотеатры;
платежи в категориях автозаправки, кафе/бары/рестораны и кинотеатры в пять раз превышают платежи во всех остальных категориях.
6. Перевод денег теперь платный
Если вы хотите перевести деньги по номеру карты в другой банк, то за это возьмут комиссию 1,95% от суммы перевода, но не меньше 30 ₽. Перевод по реквизитам прежде был бесплатный, а теперь стоит 9 ₽ за операцию. Для отправки денег нужно знать:
номер счёта получателя;
Также при переводе нужно указать имя получателя денег (или название юридического лица) и написать назначение платежа (например, «Возврат долга» или «Жене на покупку продуктов»).
Если вы ошибётесь хотя бы в одном символе реквизитов, то банк отклонит перевод и вернёт деньги на ваш счёт. Перевод по реквизитам может занимать от нескольких минут до трёх рабочих дней.
7. Процент на остаток выгоден только при больших тратах
Банк начисляет небольшой процент на сумму, которая лежит на вашем счёте. Но если вы потратите за месяц до 10 тысяч ₽, то банк ничего не начислит. Если сумма трат будет от 10 тысяч до 99,99 тысячи ₽, то процент на остаток составит 4%. Можно получить доходность в размере 5%, если тратить по карте больше 100 тысяч ₽ в месяц.
8. Можно столкнуться с комиссией за снятие наличных
Банк обещает бесплатное снятие наличных в банкоматах по всему миру (до 50 тысяч ₽). Однако за снятие всё-таки предусмотрена комиссия в размере 1,99%, но не меньше 199 ₽, если за предыдущий месяц сумма покупок по всем дебетовым картам Альфа-Банка не превышала 10 тысяч ₽ или на счетах не находилось от 30 тысяч ₽.
Как вернуть страховку по кредиту в Альфа-Банке?
Покупка полиса добровольного страхования при оформлении кредита увеличивает полную стоимость сделки. Поэтому у заемщиков возникают вопросы: можно ли вернуть страховку по кредиту в Альфа-Банке, когда это допускается, что можно предпринять, если страховщик отказывает в возврате страховки.
Особенности оформления страховки в Альфа-Банке
Альфа-Банк максимально лояльно относится к заемщикам, понимая сложность выплат для многих кредитов и процентов, поэтому снижает для них дополнительные расходы по обслуживанию долга. Страховка жизни и здоровья заемщика в банке не навязывается, клиенты сами определяют необходимость заключения договора страхования.
Какие риски включены в полис страхования:
Занимается оформлением документов частная страховая группа «АльфаСтрахование», но заемщик вправе самостоятельно выбрать страховщика.
Виды страховок, которые можно вернуть
Оформление договора страхования по кредитам в Альфа-Банке осуществляется в обязательном и добровольном порядке. Обязательному страхованию подлежат объекты недвижимости, приобретаемые за счет ипотечного кредита. Для снижения риска невозврата долга, заемщики могут добровольно застраховать жизнь и здоровье при оформлении следующих видов кредитов:
Все виды добровольных страховок можно вернуть, если выполнять установленные требования. Однако предварительно следует оценить, насколько возрастет риск невозврата долга.
Процедура возврата страховки по кредиту в Альфа-Банке
Независимо от вида кредита, процедура возврата страховки является универсальной:
После выдачи кредита
Если при получении кредита в Альфа-Банке был оформлен договор страхования, расторгнуть его и вернуть страховую премию можно в течение 14 дней с момента заключения договора, при условии, что в этот период не наступил страховой случай. В практике этот период называется «охлаждением», он считается необходимым для того, чтобы заемщик изучил условия страхования, просчитал плюсы и минусы сделки.
Длительность периода установлена Указанием Банка России № 4500-У, от 21.08.2017 г. Страховая компания вправе увеличить срок по своему усмотрению, определив его в договоре.
После погашения займа
После погашения займа вернуть страховку не получится, если это не оговорено в договоре.
После досрочного погашения займа
Условия возврата страховой премии при досрочном погашении задолженности должны быть оговорены в договоре страхования. Если выплаченная сумма неиспользованной страховой премии является достаточно высокой, заемщик может обратиться в суд, т. к. в связи с завершением сделки исчезает риск.
Практика показывает, что решение судебных органов зависит от индивидуальных условий сделки и спрогнозировать, какое оно будет, невозможно.
Что делать, если получен отказ страховой в возврате денег?
Страховщик не всегда принимает положительное решение о расторжении договора, причинами отказа могут быть:
Если страхователь считает, что отказ необоснованный, он может обратиться Роспотребнадзор или пытаться отстоять свои права в суде.
Оспаривание страховки в Роспотребнадзоре
Роспотребнадзор – это государственный орган, который создан для защиты прав потребителей, поэтому заемщик может обратиться с жалобой на действия банка в эту организацию.
Подать жалобу можно на сайте Роспотребнадзора или на портале Госуслуг, с приложением необходимых документов. Срок рассмотрения составляет 30 календарных дней. Если контролирующий орган найдет нарушение законодательства, он вправе потребовать удовлетворить претензию, в противном случае заявитель получает официальный отказ.
Возврат страховки Альфа-банка в судебном порядке
Правоохранительные органы обязаны контролировать исполнение законодательных актов и реагировать на поступающие жалобы и претензии. Срок рассмотрения заявления составляет 15–30 дней, далее до заявителя доводится результат. Если жалоба признана обоснованной, суд удовлетворяет заявление или отказывает в удовлетворении.
Можно ли сразу отказаться от страховки по кредиту в Альфа-Банке?
Отказаться от добровольной страховки можно сразу, на этапе оформления кредита. Это не повлияет на решение кредитора о предоставлении кредита, но ужесточит условия выдачи. Может быть увеличена процентная ставка, уменьшена сумма выдачи.
Более подходящим вариантом считается оформление договора страхования, когда оплата страховой премии производится частями, ежемесячно, вместе с погашением кредита. В этом случае при погашении кредита возвращать страховку не потребуется. Этот способ применяется при оформлении кредитных карт. По другим кредитным продуктам Альфа-Банка страховая премия списывается сразу за весь период пользования кредитом.
Часто задаваемые вопросы по проведению расследований по платежам
Как вернуть исполненный платеж?
Для этого нужно заполнить заявление на проведение расследования по исходящим платежам.
Где взять бланки заявлений на проведение расследования?
Вы можете использовать бланки с нашего сайта:
Сколько будет стоить проведение расследования?
Стоимость зависит от вашего тарифа. Уточнить сумму комиссии вы можете у своего персонального менеджера или по телефону в Центре Поддержки бизнеса.
Когда вернется платеж по заявлению о возврате платежа в рублях?
К сожалению, возврат платежа не гарантирован: если платеж уже зачислен получателю, то возврат средств возможен только по решению получателя.
Когда вернется платеж по заявлению на отзыв валютного платежа?
К сожалению, возврат платежа не гарантирован. Для возврата средств рекомендуем дополнительно обратиться к получателю.
Почему после оформления заявления на проведение расследования по изменению назначения платежа в рублях платеж в интернет-банкинге не изменился?
Реквизиты в исполненном платеже не меняются. По заявлению на проведение расследования в банк получателя направляется уточнение назначения платежа.
Возможно ли проведение расследования по бюджетным платежам?
Расследование по бюджетным платежам невозможно. Но банк может направить в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП) извещение об уточнении информации о приеме к исполнению бюджетного платежа
Как изменить реквизиты бюджетного платежа?
Необходимо предоставить в Банк Заявление с нашего сайта:
Почему при проведении валютного платежа сторонний банк снял комиссию из суммы перевода?
Для выяснения причины можете предоставить в Банк заявление на расследование с заполненным полем «Просим выяснить причину взимания банками дополнительной комиссии в размере». Стоимость услуги зависит от вашего тарифа.
Можно ли внести исправления в заполненное и подписанное заявление на проведение расследования?
Нет. Необходимо подготовить новое заявление.
Почему сумма валютного платежа дошла до получателя не в полном объеме?
Согласно международной практике проведения платежей, банки-посредники снимают свою комиссию за проведение платежа из суммы перевода. Чтобы доставить платежи в долларах США получателю в полной сумме, вы можете воспользоваться услугой «Гарантированное OUR», комиссия за которую списывается в соответствии с тарифами.
Как заполнить валютный перевод, чтобы он дошел до получателя в полной сумме, используя услугу «Гарантированное OUR»?
Чтобы доставить платежи в долларах США получателю в полной сумме, вы можете воспользоваться услугой «Гарантированное OUR», комиссия за которую списывается в соответствии с тарифами. Для выбора услуги при заполнении валютного перевода укажите в поле «Комиссии» — значение «OUR», в поле «Информация отправителя получателю» — кодовое слово /FND/ (указание «//» обязательно).
Сроки возврата денег на карту альфа банка
Сколько Дней Возвращаются Деньги на Карту Альфа Банка
Каковы сроки возврата денег на банковскую карту покупателя при возврате товара
Условия и основания
Процедура оформления
Согласно российскому законодательству вернуть товар вы вправе даже без чека, но для этого обязательно понадобятся свидетели, которые смогут подтвердить свершившийся факт сделки (при необходимости и в суде).
Возврат на кредитную карту
На самом деле, кредитные карты мало чем отличается от дебетовой, конечно, для пользователя на кредитной карте предусмотрен кредитный лимит, одобренный банком, но на порядок возврата денежных средств этот факт никоим образом не влияет. Поэтому обратимся к нормам действующего законодательства, в общей сложности возврат денег продавцом на кредитную карту занимает не менее 30 календарных дней. И это еще не предел, ведь здесь еще во многом все будет зависеть от технической сложности товара, например, при возврате мобильного телефона или бытовой техники сроки увеличиваются за счет проведения экспертизы.
Процесс возврата товара
Когда вы оплачиваете товары дебетовой картой, вы используете собственные денежные средства, а вот когда пользуются кредитным лимитом, по сути, ваши покупки оплачивает банк, которому за это нужно будет платить определенный процент. Постольку, поскольку сроки возврата денежных средств на карту при возврате товара довольно длинные, покупатели интересуются, кто обязуется уплатить проценты банку.
Важно! Если вы потеряли кассовый или товарный чек, то это не является поводом для отказа в получении денежных средств за уплаченный ранее товар, продавцы не имеют права не принять у вас товар, постольку, поскольку доказательством покупки могут служить и записи с камер видеонаблюдения или свидетельские показания.
Кто будет платить проценты банку
На практике процесс возврата в соответствии с законом «О защите прав потребителей» будет выглядеть по следующему алгоритму:
Возврат денег на карту
Сразу обратим внимание на то, что сотрудники банка не имеют права разглашать личные данные получателя денег человеку, неверно отправившему деньги. Если это имеет место, то должностное лицо нарушает российское законодательство. Что же делать горе-отправителю в таком случае? Можно поступить одним из следующих способов:
Ошибся при совершении перевода на другую карточку
Это явление не такое частое. Во-первых, последовательность цифр в номере карты не случайна, каждая из них имеет определенный смысл. Во-вторых, при совершении перевода банкомат указывает данные получателя для проверки.
Оператор возвращает деньги только тогда, когда при вводе номера клиент неправильно вписал 3 или менее цифр. Порядок следования не должен быть нарушен для более чем 4 цифр. Альфа-Банк:
А что делать в том случае, если вернуть деньги человек отказывается? На это у него есть все основания. Тогда и разобраться с ситуацией будет сложнее.
Мегафон
После этого ответственные лица проверяют заявление и указанные в нем факты. Если они подтверждаются, то возврат средств осуществляется не позднее 45 дней с момента подачи заявления. Деньги отправляются на карту клиента.
Другие статьи об Альфа Банке:
Сколько Дней Возвращаются Деньги на Карту Альфа Банка
Часто задаваемые вопросы
Карту какой категории можно получить в качестве кредитной?
Оформление кредитной карты с собственным дизайном невозможно, но вы можете оформить кредитную карту с дизайном из Галереи. После выпуска основной карты вы сможете заказать дополнительную карту с оформлением лицевой стороны карты собственным дизайном.
Если вы забыли ПИН-код, обратитесь в любое отделение банка или Телефонный центр «Альфа-Консультант» по круглосуточным телефонам +7 (495) 78-888-78 (Москва) или 8 800 200-00-00 (другие регионы) и установите новый ПИН-код. Что делать, если я забыл ПИН-код?
Чем отличается карта с чипом от не чиповой, в чем ее преимущества?
Возврат денег на карту при возврате товара сроки альфа банк
Процесс возврата представляет собой довольно сложную систему, включающую в себя несколько этапов: Для начала бухгалтерия магазина передает в банк, с которым заключен договор обслуживания пластиковых карт клиентов, копии заявлений покупателей. Этот этап зависит только от расторопности сотрудников бухгалтерии и может занять несколько дней.
Также чтобы продавец осуществил данную операцию, необходимо выполнить определенный порядок действий. Согласно закону нужно написать заявление, к которому прилагаются такие документы, как чеки за покупку и на снятие денег, копия паспорта. После передачи документов производится проверка и перечисление оплаченной суммы на кредитную карту.
Это связано с определенными причинами. Если вы купили товар за наличные, то осуществить безналичный возврат денег будет невозможно. Если коротко рассказать о правах покупателей, то они имеют право в течение 14 дней вернуть товар, если он не соответствует каким-либо требованиям покупателя.
Каковы сроки возврата денег на банковскую карту покупателя при возврате товара
Налоговики определяют такие операции обналичивания как незаконные и наказывают за них очень строго. где можно снять деньги без комиссии для альфа банка? А серьезные штрафы, конечно же, не нужны ни одной организации. если я не на тот счет положила деньги в альфа банке? Следует иметь в виду, что сроки возврата при ошибке перевода могут достигать 140-160 дней.
Поэтому продавцы просто вынуждены возвращать оплату точно в том виде, в котором она производилась, то есть по по безналичному расчету.
Чтобы вернуть на свою карту деньги за не подошедший товар, при обращении в магазин вам предстоит выполнить следующие операции:
Возврат на кредитную карту
Важно! Если вы потеряли кассовый или товарный чек, то это не является поводом для отказа в получении денежных средств за уплаченный ранее товар, продавцы не имеют права не принять у вас товар, постольку, поскольку доказательством покупки могут служить и записи с камер видеонаблюдения или свидетельские показания.
На практике процесс возврата в соответствии с законом «О защите прав потребителей» будет выглядеть по следующему алгоритму: На практике возврат денег на карточку осуществляется в несколько этапов. Для того чтобы понять почему так долго приходится ждать возврата рассмотрим каждый из них более подробно:
Здесь все очевидно: если вы оформляли карточку и подписывали договор с банком, значит, за пользование средствами должны платить именно вы, независимо от того, через сколько времени поступит возврат денег на вашу банковскую карту.
Но при этом каждая банковская карта имеет льготный период, это срок, в течение которого процент платить нет необходимости. В разных банках он может быть продолжительностью от 50 дней и более, а по закону возврат денежных средств на счет карты не должен превышать 40 дней, поэтому есть большая вероятность того, что вы успеете получить возврат до начисления процентов.
Возврат денег на карту при оплате банковской картой альфа срок
При этом ответственность за любое нарушение срока несет магазин (ст.
Рекомендуем также к прочтению нашу статью «Возврат товара по закону о защите прав потребителей». Итак, возврат денег на карту за возвращенный товар должен быть осуществлен в течение 10 дней с момента получения магазином заявления от покупателя и в безналичной форме — если оплата за товар была произведена посредством использования платежной карты.
К заявлению можно прикрепить дополнительные бумаги, например, результаты независимой экспертизы. Через сколько дней возвращаются деньги на банковскую карту? В зависимости от оперативности работы всех задействованных в процессе структур — от бухгалтерии магазина до обслуживающего банка — сроки поступления денег могут составить и 3 дня, и 40 дней. При этом в обязательном порядке должны быть предъявлены:
Читать про другие услуги и продукты банка:
Чего не дождались банки и их клиенты от новых правил работы с пластиковыми картами.
Екатерина Аликина
ДЕНЬГИ, 20.01.2014
От поправок к закону «О национальной платежной системе» граждане ждали ускорения возврата украденных денег, а банкиры — защиты от мошенников. В результате и те и другие получили головную боль и увеличение расходов на обслуживание карт.
С нового года вступили в силу новые правила возврата денег, незаконно списанных с карточного счета клиента. Весь прошлый год вокруг этих правил шла активная дискуссия. Дело в том, что для банков предполагалось ввести обязанность сначала возвращать списанные деньги, а уже потом проводить расследование. И только в случае, если удастся доказать, что деньги были сняты из-за неосторожности клиента или мошенничества с его участием, средства будут возвращены в кредитную организацию. Банки были категорически против таких нововведений и вели активную лоббистскую борьбу против их вступления в силу в таком варианте.
Напомним, до 1 января 2014 года держатель карты должен был сам доказывать, что деньги у него украли и он непричастен к мошенничеству. Подобные разбирательства нередко тянулись месяцами, и вернуть похищенные деньги зачастую было невозможно. Показательная история произошла в 2013 году с москвичом Александром. Мошенники, укравшие у него бумажник, в первые десять минут воспользовались найденной в нем кредитной картой в ближайшем салоне связи. О покупке двух телефонов на 70 тыс. руб. хозяина карты оповестило SMS. Александр вызвал полицию, которая в тот же день завела уголовное дело. На следующий день владелец карты обратился в банк с просьбой заморозить деньги. Только через пять месяцев банк прислал официальный ответ, в котором сообщил о проведенном расследовании и заявил, что по его результатам вся ответственность ложится на держателя карты. Подробности расследования банк предпочел не раскрывать, и теперь, вероятнее всего, история продолжится в суде.
По новым правилам уже банк должен доказывать, что в списании средств виноват сам держатель карты. Правда, возвращать деньги сразу после получения от клиента заявления о неверной операции банк не должен. Дело в том, что четкие сроки возврата денег банком в новой версии закона «О национальной платежной системе» не определены. В документе лишь сказано, что банк обязан дать ответ клиенту в течение 30 дней с момента обращения, если деньги списаны на территории нашей страны, и в течение 60 дней — при операции за рубежом. Однако ответ — не деньги. Получается, что банк может затянуть возврат средств на неопределенный срок, как и прежде. К слову, в США банк сначала возвращает деньги, а потом уже проводит расследование.
Зато новые правила очень жестко регламентируют процедуру подачи претензии в банк — на это даются лишь сутки с момента получения уведомления об операции. До сих пор клиенты в подобных случаях в среднем обращались в банк в течение 25 дней и удовлетворялось около 86% таких претензий. «С точки зрения клиентов, главная неприятность — это необходимость незамедлительно реагировать на все уведомления банков, которые к ним поступают, то есть, по сути, надо спать с мобильным телефоном,- говорит зампред правления Альфа-Банка Владимир Сенин.- Если клиент в течение дня не успеет сообщить банку о несогласии с операцией, то утрачивает право на получение возмещения. Ожидаю, что число судебных споров из-за карточных трансакций возрастет в пять-десять раз».
Нельзя сказать, что, не успев сообщить о несогласии с операцией в течение суток, клиент полностью лишается шансов получить назад свои средства. «Если в течение суток клиент не обнаружил того, что деньги со счета списаны и не успел обратиться в кредитную организацию, решение принимается на усмотрение банка,- уточняет зампред комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков.- По формальным признакам он может отказать в удовлетворении претензии. Я согласен с тем, что установленный для клиентов срок очень короткий. Иногда объективно нельзя проинформировать банк о том, что вы не согласны с той иной трансакцией, в течение суток. Поэтому думаю, что споры возникать действительно будут».
И здесь можно рассчитывать, например, на то, что кредитная организация не захочет нести репутационные риски и в очевидных случаях будет сразу идти навстречу клиенту. Начальник управления пластиковых карт ВТБ24 Александр Бородкин утверждает, что новые правила очень мало изменили порядок взаимодействия банка с клиентами: «ВТБ24 и ранее шел навстречу клиенту, возмещая потери в случае, если он не по своей вине стал жертвой мошенников. Так же мы продолжаем работать и сегодня. Причем для нас не важно, в течение одного дня с момента операции клиент подал претензию или нет». «Первые дни после новогодних праздников — небольшой срок для того, чтобы делать какие-то выводы, однако банки с большим вниманием анализируют новую практику и статистику обращений,- рассказывает директор департамента карточных и дистанционных технологий Росбанка Андрей Грачев.- По результатам этого анализа будут предприняты соответствующие шаги, от внесения в пакет документов на возмещение средств копии заявления в правоохранительные органы до вынесения законодательной инициативы об ограничении суммы, подлежащей безусловному возмещению».
Кроме того, у граждан остается право оспорить решение банка в суде. В таких случаях Гражданский кодекс более подробно, чем закон об НПС, регламентирует действия кредитной организации. «Статья 314 „Срок исполнения обязательств“ гласит, что должник (в данном случае банк) должен исполнить обязательство в „разумный“ или в семидневный срок,- рассказывает ответственный секретарь Финпотребсоюза Ирина Свинцовская.-То есть владелец карты должен будет получить свои средства не позднее семи дней с момента информирования банка о неправильной операции».
Впрочем, не только гражданам новые правила могут доставить серьезные проблемы. Сутки на оспаривание операции даются гражданину не с момента ее проведения, а с момента оповещения о ней клиента банком. А оповещать каждого клиента обо всех совершенных по его карточному счету операциях теперь от кредитных организаций требует закон. И это может привести к дополнительным затратам для банков и даже судебным разбирательствам. Ведь из документа неясно, какими способами банк должен доводить до заемщика информацию о совершенных им операциях.
В законе говорится о «направлении уведомлений», хотя на практике многие клиенты и кредитные организации предпочитают использовать интернет-банк. В этом случае банк размещает информацию в личном кабинете заемщика, но с формальной точки зрения уведомления ему не направляются. «В результате этой неясности некоторые банки решили перейти на поголовную рассылку клиентам SMS-сообщений о совершенных операциях,- рассказывает Владимир Сенин.- Для этого им пришлось запрашивать у граждан номера мобильных телефонов, что породило предновогоднюю истерию. В прессе тут же начали циркулировать слухи о том, что банки заблокируют карты тех заемщиков, которые не сообщат им номер телефона. Безвыходная ситуация сложилась с предоплаченными картами. Клиенты большинства таких карт не идентифицированы банком, закон допускает такую ситуацию. Однако статья 9 закона „О национальной платежной системе“ требует, чтобы и этим клиентам рассылались уведомления, что неисполнимо».
В результате одним из наиболее вероятных последствий вступления в силу статьи 9 закона об НПС станет повышение тарифов банков на обслуживание карт.
Затраты на судебные споры с клиентами о сроках и объеме возмещения списанных средств банки тоже вряд ли возьмут на себя. «В случае если массовая судебная практика будет негативной для банков, соответственно, возрастут их расходы,- говорит начальник управления пластиковых карт банка „Открытие“ Юрий Божор.- У банка нет иной возможности компенсировать рост расходов, кроме как изменить тарифы и условия. Таким образом, если ситуация не будет откорректирована, вполне возможно развитие процесса, при котором за действия мошенников будут расплачиваться добросовестные клиенты банков».
Кроме того, банки несут убытки и от действий мошенников. По замыслу авторов закона «О национальной платежной системе» одна из основных целей введения в действие 9-й статьи — противодействие карточному мошенничеству, которое в последние годы становится все более массовым и изощренным. «Уже в прошлом году получило распространение так называемое дружеское мошенничество,- рассказывает президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян.- По предварительной договоренности граждане перекрестно обменивались карточками, снимали с них деньги в других городах, а банкам заявляли о несанкционированном списании денежных средств и требовали возврата денег. И если в прошлом году банк не должен был это делать, то в этом — обязан. И это может подтолкнуть мошенников к активным действиям».
Как отмечают эксперты, оснащенность правоохранительных органов в области выявления и пресечения высокотехнологичных финансовых преступлений сегодня далека от совершенства. Раскрываемость таких преступлений крайне низка, и, по данным международных платежных систем, потери банков ежегодно увеличиваются. По словам Владимира Сенина, кредитные организации уже заявляют о повышении тарифов на обслуживание банковских карт. Ведь, согласно статистике, только около 15% несанкционированных трансакций сегодня происходит по вине владельцев самих карт. Посредством передачи пин-кодов и другой информации заведомо создаются ситуации несанкционированного списания средств. В остальных 85% незаконных списаний средств клиенты не виноваты, а значит, банки по идее должны эти деньги вернуть.
Таким образом, кредитные организации и заемщиков сегодня заставляют играть в игру, в которой пока проигрывают обе стороны. По мнению большинства участников рынка, 9-я статья ФЗ N161 требует доработки и существенных поправок. «Нам неизбежно придется возвращаться к этой статье для того, чтобы более четко прописать процедуры уведомлений, возврата денег и расследования, — говорит Анатолий Аксаков. — Сейчас было решено пойти по пути накапливания практики, в том числе негативной, для того чтобы, опираясь на нее, можно было впоследствии закон скорректировать».