альтернативные концовки 28 дней спустя смотреть
Альтернативные концовки 28 дней спустя смотреть
Альтернативные концовки СПОЙЛЕРЫ
Финал фильма, показанный в окончательной версии — не единственный, отснятый для фильма. Три более пессимистичных финала были размещены на DVD с фильмом в качестве бонусных материалов. Во всех этих концовках Джим погибает.
Джим умирает в больнице
Этой сценой фильм заканчивался в первоначальном варианте, продемонстрированном на предварительных показах; она была отброшена, как чересчур мрачная; большинство зрителей сочло, что женщины уходят навстречу неминуемой смерти. Режиссёр фильма Бойл и сценарист Гарланд, однако, отмечали эту концовку как «истинную», в которой Джим завершает своего рода цикл, снова оказавшись один в заброшенной больнице.
Спасатели находят выживших, кроме Джима
Этот вариант концовки, отснятый, но полностью не смонтированный, очень напоминает вышедший в итоге на экраны финал фильма. В нём точно так же показаны хлопочущие в доме Селена и Ханна, умершие от голода заражённые на дорогах, самолёт-разведчик и выложенное простынями слово HELLO. Единственное отличие — в сцене отсутствует Джим. Этот вариант концовки должен был дополнить предыдущий, где Джим умирает в больнице, показав, что хотя бы для его спутниц все закончилось благополучно.
Они обнаруживают, что военные — погибшие или разбежавшиеся — охраняли большой медицинский центр, тот самый, откуда распространилась эпидемия. Внутри они находят полусумасшедшего учёного, запершегося за бронированной дверью в комнате с запасами еды и воды; он не желает пускать выживших внутрь, боясь, что они покусятся на его запасы и впустят внутрь заражённых; кроме того, он не хочет разговаривать с выжившими, будучи уверен, что они скоро погибнут, и боясь привязаться к ним. После безуспешных попыток открыть дверь или выманить учёного наружу Джим всё-таки выпытывает у него, что лекарство от болезни всё-таки существует — болезнь лечится полным переливанием крови. Из выживших лишь у Джима та же группа крови, что у Фрэнка, и он решает пожертвовать собой, перелив Фрэнку всю свою кровь. В итоге переливания Фрэнк возвращается в чувство, но Джим заражается сам; в медицинский центр вламывается толпа заражённых, и Фрэнк, Селена и Ханна прячутся за бронированной дверью вместе с учёным. В финале фильма камеры наблюдения показывают буйствующего Джима, привязанного к столу точно так же, как в начале фильма к тому же столу был привязан лабораторный шимпанзе.
Бойл и Гарленд разработали этот альтернативный вариант сценария, решив рассмотреть такой расклад, при котором четвёрка выживших оставалась бы в центре повествования до самого финала. В итоге они всё же отвергли его, посчитав исцеление посредством переливания крови слишком нереалистичным.
Как вспоминал режиссёр Бойл, он с удовольствием смотрел фильмы о зомби, но понимал, что они были продуктами своей эпохи — времён холодной войны, когда общество находилось в постоянном страхе перед ядерной войной. У современности свои страхи, и его привлекла в сценарии Гарленда идея вирусного апокалипсиса — причём с вирусом, действующим не столько на организм, сколько на психику человека. Идея «вируса ярости», по мнению Бойла, перекликается с характерной для современности проблемой социальной агрессии — на дорогах, в больницах, даже в супермаркетах.
Продюсер фильма Эндрю Макдональд отметил, что учёные-вирусологи в фильме пытались разработать успокоительное средство, пресекающее гнев, подобное «Валиуму» (диазепаму). Специально для его испытаний была получена и введена лабораторным обезьянам культура вируса, вводившая их в состояние постоянного раздражения, вплоть до слепой ярости.
Дэнни Бойл так изложил концепцию вируса:
В известной степени идея вызываемого «вирусом ярости» заболевания перекликается с бешенством, также вирусной лихорадкой, вызывающей у заражённых животных изменения поведения; однако основой для его концепции послужила геморрагическая лихорадка Эбола, тоже вирусная. Вирус Эбола поражает приматов (обезьян и людей), передаётся именно через кровь и слизистые оболочки (глаза, полость рта), практически во всех случаях летален. У лихорадки Эбола были заимствованы и внешние симптомы — сильная дегидратация, интенсивное внутреннее и внешнее кровоточение, поражение кожи; один из наиболее пугающих симптомов — пораженные вирусом глазные яблоки наполняются кровью, сочащейся наружу При этом больной, что естественно, слепнет, однако в фильме заражённые даже при наполненных кровью глазах оставались зрячими. В фильме этот характерный симптом имитировался с помощью специального грима и красных контактных линз; по словам продюсера Макдональда, на грим заражённых ушла большая часть бюджета фильма.
28 дней спустя
Великобритания | 2002 г. | 113 мин. | ужасы
Рейтинг:
Кинопоиск 7,5 IMDb 7,6
Страна:
Длительность:
Режиссер фильма «28 дней спустя»:
Актеры фильма «28 дней спустя»:
Содержание фильма «28 дней спустя»:
Фильм «28 дней спустя» (28 Days Later, 2002) — хоррор Дэнни Бойла.
Сюжет фильма «28 дней спустя»
Очень заразный, вызывающий гнев вирус распространяется в Великобритании. Группа защитников животных попыталась освободить шимпанзе, заражённых вирусом в Кембридже. Вирус быстро распространился среди населения.
Через 28 дней после первой вспышки велосипедный курьер Джим ( актёр Киллиан Мёрфи ) выходит из комы в больнице Святого Томаса. Он осознаёт, что город пуст.
В Лондоне на него нападают инфицированные. Его спасает Селена и Марк ( актёр Ноа Хантли ). Они сообщают Джиму о вирусе, который распространился по всему миру.
В борьбе Марк случайно пронзает ножом свою руку. Селена ( актриса Наоми Харрис ) убивает его.
Джим и Селена встречают таксиста Фрэнка ( актёр Брэндан Глиссон ) и его дочь Ханну ( актриса Мэган Барнс ). Фрэнк сообщает Джиму и Селене о военной передаче, предлагающей защиту выжившим в блокаде в Манчестере.
Запасы истощаются, они пьют воду из аквариума. Фрэнк просит сопровождать его с Ханной в блокаду. Группа садится в такси Фрэнка.
Когда они достигают блокады, видят, что она пустынна. Фрэнк заразился, когда капля крови мертвеца попадает в его глаз. Солдаты убивают Фрэнка.
Оставшиеся в живых перевезены в особняк майора Генри Веста ( актёр Кристофер Экклестон ). Безопасности нет. Вест сообщает Джиму, что радиопередача заманивала выживших женщин в сексуальное рабство.
Джим пытается сбежать с Селеной и Ханной, но люди Веста останавливают их.
Сержант Фаррелл ( актёр Стюарт Маккари ) пытается помочь им. Их с Джимом намерены казнить.
Фарелл объясняет Джиму, что Британия на карантине, а остальной мир незаражённый.
Джим убегает, пока Фаррелл отвлекает палачей. Джим замечает пролетающий над головой самолёт.
Селена и Ханна остались с людьми Веста. Джим возвращается в блокаду за ними. Вест пытается сбежать, но Джим мешает ему.
Джим, Селена и Ханна пытаются сесть в такси Фрэнка. На заднем сидении сидит Вест. Он стреляет в Джима. Друзья убивают Веста и бегут из особняка.
Через 28 дней Джим выздоравливает. Пролетает финский истребитель. Джим, Селена и Ханна призывают его огромным постером. У фильма есть альтернативные концовки.
Фото фильма «28 дней спустя»:
Как это снято: «28 дней спустя»
15 лет назад Дэнни Бойл снял один из самых необычных хорроров XXI века. Разбираем, чем так важен фильм «28 дней спустя»: апгрейд образа зомби, безлюдный Лондон, первые цифровые камеры, а также при чем здесь датская «Догма», Эбола и построк.
Драматургия: эволюция зомби-хоррора, трехактовая структура и коллективные страхи
Идея «28 дней спустя» родилась у сценариста Алекса Гарленда после завершения работы над фильмом Дэнни Бойла «Пляж». Гарленд в то время увлекся жанром зомби-хоррора и, изучив все возможные картины, книги и игры на эту тему, написал собственный сценарий. Текст заинтересовал Бойла и его постоянного продюсера Эндрю МакДональда, и после нескольких драфтов картину запустили в производство.
Как это обычно бывает у Бойла, в фильме четко прослеживается драматургическая структура. У «Дней. » есть пролог, эпилог и три акта. Действие каждого акта разворачивается в разных местах: в Лондоне, в дороге и в особняке военных. При этом каждый акт отражает разные этапы эволюции характера главного героя. Как и многие другие авторы, Бойл и Гарленд долго сомневались насчет концовки своего детища, но случай «28 дней спустя» довольно редкий в том смысле, что для картины сняли три разных финала. Два других были мрачными, — главный герой в исполнении Киллиана Мерфи погибал, — и реакция на них фокус-группы не воодушевила Бойла. Поэтому было решено остановиться на хэппи-энде.
По словам Бойла, одна из причин, по которой он захотел взяться за сценарий Гарленда, заключалась в том, что будущий фильм виделся режиссеру полижанровым. И действительно — в картине совмещены ключевые мотивы зомби-хоррора и постапокалиптики. Сам Гарленд признавался, что при работе над сценарием на него особенно повлияли роман Джона Уиндема «День триффидов» и фильмы отца зомби-жанра Джорджа Ромеро. Сразу отметим, что «28 дней спустя» во многом способствовал возвращению моды на зомби. Возможно, дело в том, что авторы усовершенствовали оживших мертвецов по сравнению с их каноническим образом — они научились бегать и вообще стали более агрессивными.
Другая важная особенность фильма — его актуальность. Мотив превращения людей в зомби из-за инфекции вдохновили реалии начала 2000-х годов. Во всем мире одной из самых обсуждаемых тем в тот момент была тема глобальной угрозы различных инфекций: от сибирской язвы и Эболы до ВИЧа. Другой социальным мотив, повлиявший на сюжет, — геноцид (например, в Руанде в 1994 году). Фильм таким образом стал отражением глобальных страхов и своего рода предостережением.
Съемки: как снять мегаполис без людей
«28 дней спустя» снимался в Великобритании, и страна здесь показана такой, какой на экране она еще не представала. Дело в том, что Дэнни Бойл решил добиться по-настоящему сильного эффекта убедительности постапокалисписа радикальным способом — он задумал показать знакомые всему миру места абсолютно пустынными. Так родилась, возможно, одна из самых сильных сцен фильма — Киллиан Мерфи в одиночестве ходит по Вестминстерскому мосту, площади Пикадилли, Оксфорд-стрит, улицам вокруг Собора Святого Павла и другим культовым частям Лондона, которые просто не бывают безлюдными никогда. Тем не менее кинематографистам удалось договориться о перекрытии необходимых мест, однако съемки можно было поводить только четыре дня в четыре утра и не дольше одного часа. Например, кадры, где Мерфи проходит мимо перевернутого даблдекера, были сделаны за двадцать минут. За это время удалось «опрокинуть» автобус, провести съемки и снова его убрать.
Помимо улиц Лондона группа также перекрывала одно из крупнейших шоссе Великобритании M1. Здесь было разрешено работать тоже только рано утром, но уже два часа. Актриса фильма Наоми Харрис замечает по этому поводу, что самым сложным в подобных ситуациях было осознание ответственности: из-за крайне сжатых сроков у группы и актеров не было права на ошибку, и снимать все необходимо было с первого раза.
Также примечательной локацией можно назвать Трафальгарское поместье XVIII века, находящееся недалеко от Солсбери. Здесь снимался третий акт картины. Владелец особняка разрешил снимать внутри, но с минимальными изменениями интерьеров и только на одном этаже. Так что авторам пришлось постараться, чтобы показать особняк более масштабным, чем он был для них доступен. Например, в кадре, в котором Мерфи прыгает через окно в крыше — актер в действительности прыгал из коридора в подвал.
Визуальное решение: ранние цифровые камеры, «американская ночь» и голландский угол
А еще выбор в пользу цифровых камер был продиктован логистикой. Снимай группа на 35-мм пленку, от части важных сцен пришлось бы просто отказаться, потому что физически их было бы невозможно сделать. Оператор фильма Энтони Дод Мэнтл (он, кстати, был первопроходцем съемок кино на видео — снимал на камеру Sony DCR-PC3 «Торжество» Томаса Винтерберга, первую картину датской «Догмы») рассказывает, что сцены пустынного Лондона не удалось бы снять на пленку, потому что не хватило бы камер и времени на их подготовку. Камеры Canon XL1 гораздо удобнее и проще в обращении. Кадры «прогулки» по Лондону снимались одновременно восемью такими камерами, благодаря чему сцену можно было сделать достаточно оперативно. Вообще значительная часть фильма снималась многокамерным способом (иногда число камер доходило до десяти). По словам Киллиана Мерфи, этот опыт был достаточно необычен, потому что играть приходилось без понимания, где располагается камера, ведь они были почти повсюду.
По словам Дод Мэнтла, одной из самых больших сложностей при съемках для него стал свет. Действие фильма разворачивается в мире постапокалипсиса, где почти нет искусственного освещения, а в фильме большое количество ночных сцен. Таким образом возможности сюжетного оправдания искусственного электрического освещения в кадре сужаются. По этой причине ночные сцены фильма в основном снимались днем, а изображение недоэкспонировалось на три-четыре ступени. При пост-обработке экспозиция опускалась еще больше, иногда до семи ступеней. «Дэнни и я хотели сделать кино темным настолько, насколько это возможно», — говорит Дод Мэнтл.
«28 дней спустя» визуально очень характерный для Бойла фильм, поскольку здесь постоянно используется излюбленный режиссером заваленный горизонт. Впрочем, здесь это кажется как никогда оправданным за счет тревожной, гнетущей атмосферы истории. Прием как бы визуально напоминает зрителю, что в мире фильма нет никакой стабильности и покоя, а ситуация в любой момент может выйти из под контроля. Также можно заметить, что для динамичной картины, снятой на видеокамеры, сама мобильность которых как бы подталкивает к движению, изображение часто статично. Дод Мэнтл отмечает, что это неспроста. По мнению оператора, излишние движения камеры перегрузили бы изображение и пошли бы только во вред истории.
Музыка: тлен и безысходность построка
Как и любой другой фильм меломана Бойла, «28 дней спустя» примечателен саундтреком. Картина во многом способствовала популяризации жанра построк. Дело в том, что незадолго до съемок Бойл познакомился с мрачным творчеством канадской построк группы Godspeed You! Black Emperor, и, по словам режиссера, снималась и монтировалась картина с расчетом именно на их угнетающую музыку. Правда, в итоге в фильм вошла только одна композиция коллектива (зато она легла на тот самый эпизод с пустынным Лондоном), а большую часть музыки написал Джон Мерфи. Работал он очевидно с оглядкой на построк Godspeed You! Black Emperor, причем их стилю он настолько удачно придал элемент популярной музыки, что трек «In The House — In a Heartbeat», стал лейтмотивом не только «28 дней спустя», но и сиквела, а также использовался в ряде других картин, вплоть до отечественного сериала «Закон каменных джунглей».
28 дней спустя
Эндрю Макдональд
Грег Каплан
Роберт Хау
Киллиан Мёрфи
Наоми Харрис
Ноа Хантли
Брендан Глисон
Меган Бернс
DNA Films
British Film Council
Это статья о фильме про зомби. О фильме с Сандрой Буллок смотрите 28 дней
«28 дней спустя» (англ. 28 Days Later. ) — британский постапокалиптический фильм режиссёра Дэнни Бойла. В главных ролях снимались Киллиан Мёрфи и Наоми Харрис.
Хотя в фильме не фигурируют классические восставшие из мёртвых «зомби», он оказал большое влияние на жанр фильмов о зомби, введя своеобразную концепцию «быстрых» или «бешеных» зомби (англ. fast zombies, rage zombies ), повторённую после него в ряде прямо не связанных с «28 днями спустя» фильмов и компьютерных игр. [2] Сам Бойл оценил свой фильм в том числе и как дань зомби-жанру, которому он и другие создатели фильма в какой-то степени придали новое дыхание. [1]
Содержание
Сюжет
Активисты движения защиты прав животных совершают налёт на исследовательскую лабораторию с целью освободить подопытных животных. Инфицированный неизвестным вирусом шимпанзе кусает одну из активисток, она превращается в зомби и убегает из лаборатории.
28 дней спустя главный герой Джим выходит из комы, оказавшись в покинутой всеми больнице. Выйдя на улицу, Джим видит, что Лондон полностью обезлюдел. Джим пытается найти убежище в церкви, но там его атакуют и преследуют заражённые вирусом зомби. Двое выживших — Селена и Марк — спасают его и приводят в укрытие. Там Джим узнаёт, что, пока он находился в коме, распространившийся вирус превратил людей в жестоких и безумных существ. Масштаб заражения неизвестен, связь с другими странами отсутствует.
Идя на световой сигнал, Джим и Селена встречают двоих выживших — Фрэнка и его дочь Ханну. Они слышат радиообращение, сделанное группой солдат из заставы близ Манчестера, с призывом к выжившим присоединиться к ним, и покидают Лондон, чтобы примкнуть к военным. Они добираются до заставы, но теряют случайно заразившегося Фрэнка.
Джим возвращается в укрепление и освобождает Почтальона — заразившегося солдата, которого его товарищи держали на цепи. Почтальон заражает ещё одного солдата, и двое зомби истребляют своих бывших товарищей. Джим освобождает женщин, все трое уезжают на машине Фрэнка. Майор Вест ранит Джима, но Ханна подставляет майора под атаку Почтальона.
Проходит ещё 28 дней, заражённые страдают и погибают от истощения. Джим, Селена и Ханна нашли убежище вдали от городов. Заметив пролетающий самолёт Королевских ВВС, они выкладывают на земле слово «Hello». Заметив сигнал, пилоты самолёта просят выслать туда вертолёт.
Альтернативные концовки
Финал фильма, показанный в окончательной версии, — не единственный, отснятый для фильма. Три более пессимистичных финала были размещены на DVD с фильмом в качестве бонусных материалов. Во всех этих концовках Джим погибает.
Создатели фильма
В ролях
Актёр | Роль |
---|---|
Киллиан Мёрфи | Джим Джим |
Наоми Харрис | Селена Селена |
Ноа Хантли | Марк Марк |
Брендан Глисон | Фрэнк Фрэнк |
Меган Бернс | Ханна Ханна |
Кристофер Экклестон | Генри Вест майор Генри Вест |
Марвин Кэмпбелл | Майлер рядовой Майлер |
Стюарт МакКуарри | Фаррелл сержант Фаррелл |
Крис Данн | отец Джима |
Эмма Хитчинг | мать Джима |
Съёмочная группа
«Вирус ярости»
Как вспоминал режиссёр Бойл, [1] он с удовольствием смотрел фильмы о зомби, но понимал, что они были продуктами своей эпохи — времён холодной войны, когда общество находилось в постоянном страхе перед ядерной войной. У современности свои страхи, и его привлекла в сценарии Гарленда идея вирусного апокалипсиса — причём с вирусом, действующим не столько на организм, сколько на психику человека. Идея «вируса ярости», по мнению Бойла, перекликается с характерной для современности проблемой социальной агрессии — на дорогах, в больницах, даже в супермаркетах.
Продюсер фильма Эндрю Макдональд отметил, что учёные-вирусологи в фильме пытались разработать успокоительное средство, пресекающее гнев, подобное «Валиуму» (диазепаму). Специально для его испытаний была получена и введена лабораторным обезьянам культура вируса, вводившая их в состояние постоянного раздражения, вплоть до слепой ярости. [1]
Дэнни Бойл так изложил концепцию вируса [1] :
It’s a primate-based virus. It’s hideously virulent and is spread by contact with the blood. It leads to an appalling state of aggression, where even the simple sound of a human voice makes you want to kill that person. It has a built-in obsolescence though because they can’t feed themselves, they don’t understand any process about living, other than killing..
Саундтрек
Диск с саундтреком к фильму был выпущен Beggars XL 17 июля 2003 года. Большая часть музыки к фильму была написана британским композитором Джоном Мёрфи; в фильме также звучали отдельные треки, написанные Брайаном Ино, музыкальными группами Grandaddy, Blue States и Godspeed You! Black Emperor. Трек последних — East Hastings (Джим идёт по улицам Лондона) на диске не представлен.
28 дней спустя
Телеграм-канал «Заскриптованный» разбирал сценарий фильма в формате маленьких постов с видео, фото и фактами. FURY собрал посты в большой материал. Enjoy!
Сценарий на изучении – «28 дней спустя» 103 страницы, продолжительность фильма 113 минут
Автор сценария: Алекс Гарленд Режиссёр: Дэнни Бойл
Зачем читаем? 🧟
На мой взгляд, это лучший фильм про зомби. Не один из лучших, а прям лучший, и в ходе разбора я объясню, что меня в нем так прет. Еще я люблю режиссера Дэнни Бойла, поэтому буду заставлять и вас его любить.
Вдобавок, летом 2019 (хотя мне почему-то казалось, что это было недавно) в очередной раз проскальзывала новость, что у франшизы будет третья часть.
Забегая вперед скажу, что «28 дней спустя» – один из тех сценариев, по которому МОЖНО учиться. И по структуре, и по пути героев, и по воздействию на зрителя все предельно понятно. В своих следующих работах Гарленд таким уже не балует 🙂
Начало эпидемии ☠️
Провоцирующее событие у Алекса Гарленда на пятой странице. Это появление нулевого пациента среди людей – тот момент, когда экоактивисты, ворвавшиеся в лабораторию, выпускают обезьяну, над которой ставят эксперименты.
Как только стену пластикового бокса снимают, обратное движение сюжета становится невозможным.
Гарленд в опенинге очень классно играет зрительскими эмоциями. Он начинает с крупного плана на кадры хроники, которые априори вызывают у нас отрицательные ассоциации. Затем сценарист усугубляет зрительское восприятие – Гарленд показывает привязанных шимпанзе и вскрытый труп, разобранный на органы. Бойл на этом сделал меньший акцент, чем Гарленд в сценарии. В этот момент в помещение врываются экоактивисты, которым мы сопереживаем. Пусть освободят бедолаг.
А потом Гарленд делает ситуацию не такой однозначной. Он вводит в действо ученого. С одной стороны, нам все еще хочется спасти бедненьких животных. С другой, их нельзя выпускать, потому что они инфицированы яростью.
Ученого не слушают… а зритель получает первую демонстрацию, как работает вирус. Жестокость, ярость, кровавая рвота, красные глаза и желание убивать.
В сценарии был еще короткий эпизод, показывающий, как вирус вырвался за периметр безопасности, но Бойл его снимать не стал. Подозреваю, что из желания ограничиться съемкой внутри павильона, не добавляя локацию за пределами исследовательского центра.
Симптомы вируса ярости в «28 днях спустя» Алекс Гарленд списал с лихорадки Эбола
Эболу переносят приматы. Люди ей заражаются через кровь, а среди симптомов – лихорадка, красные глаза, внутренние и внешние кровотечения.
По «28 дням спустя» есть графический роман, в котором даже указано, что учёные из Кэмбриджа использовали Эболу в качестве ингибитора. И вирус мутировал в ярость.
Занятный кадр с бэкстейджа «28 дней спустя»
Зачем?
Ну остается только строить догадки. Быть может, чтобы показать беспомощность и беззащитность. Еще, возможно, для того, чтобы создать контраст между началом фильма и его концом.
Каждый раз, когда смотрю «28 дней спустя», мучаюсь вопросом, а не содрал ли Роберт Киркман опенинг у Гарленда и Бойла. Его «Ходячие мертвецы» начинаются точно так же.
В интервью для Entertainment Weekly Киркман утверждает, что ничего не заимствовал.
Киркман: Это полное совпадение. Я посмотрел «28 дней спустя», когда первый выпуск «Ходячих мертвецов» уже вот-вот должен был появиться в продаже. Первый выпуск начал продаваться в октябре 2003 года, а «28 дней спустя» вышел в Штатах в июне 2003 года. Поэтому мы уже писали второй выпуск, когда я посмотрел «28 дней». Я подумал, что придется менять завязку и композицию всего выпуска, потому что слишком много было сходств. И тогда я принял решение, о котором сейчас порядком жалею. Я сказал себе: «Там дальше все так отличается. Я, возможно, больше никогда не услышу об этом совпадении». Я ошибался.
Сам Гарленд в разных интервью называл своими источниками вдохновения фильмы Джорджа Ромеро «Ночь живых мертвецов» и «Рассвет мертвецов», которые он смотрел в детстве. Но именно про зомби Гарленд захотел написать сценарий, когда поиграл в Resident Evil.
Настанет день, и сеттинг постапокалипсиса перестанут делать с помощью газетных вырезок. и начнут с помощью наклеек на входах в метро и торговые центры.
Когда разбирал «Тихое место» обращал внимание на то, как строят экспозицию через газетные заголовки в кадре. Они же и в сценарии были прописаны.
В «28 дней спустя» та же история. В сценарии заголовки прописаны, и в фильме Джим (Киллиан Мерфи) находит газету, чтобы зритель мог восстановить информационный пробел между появлением нулевого пациента и выходом главного героя из комы.
«28 дней спустя» максимально просто доносит до зрителя, что произошло – я бы сказал, что порциями.
Порция 1: 6 страниц – появление нулевого пациента, и как происходит заражение
Порция 2: 5 страниц – как изменился мир после появления вируса
Порция 3: 3 страницы – нам прямым текстом объясняют правила мира, в котором разворачиваются события
Про порцию 1 — здесь
Про порцию 2 есть хорошая цитата Дэнни Бойла:
«История начинается спустя 28 дней после событий в лаборатории. Зритель начинает узнавать о произошедшем в обратном, ретроспективном порядке. Мы физически разбросали по кадру улики, по которым аудитория сама домысливает все произошедшие ужасы. Это великолепная находка, которая экономит нам миллионы бюджет и исходит прямиком от писательского гения Алекса Гарленда».
Про порцию 3 — смотри скриншот:
Здесь Гарленд и Бойл нарушают золотое правило сценаристики ‘show, don’t tell’, но раз большую часть аудитории это не напрягает (не напрягает же?), значит, нарушили правило оправданно. Один из героев прямым текстом говорит Джиму и зрителю, что нужно делать, чтобы зомби не сожрали тебя в кадре.
Урок 1. Никогда никуда не ходи один, если только нет иного выбора.
Урок 2. Передвигаться только в дневное время, если только нет иного выбора.
Спойлер 1: Этот же герой чуть позже продемонстрирует на себе другие правила выживания;
Спойлер 2: Все проблемы у героев будут возникать только после нарушения одного из двух золотых правил.
Ради «28 дней спустя» Дэнни Бойл и Ко разнесли реальную заправочную станцию.
Для съёмок взрыва получили все необходимые документы, оповестили службы и жильцов. Но не всех… как только случился большой бум-бада-бум, полиция все равно приехала к месту взрыва и вызвала бригаду пожарных. Когда экстренные службы примчались к огню, встретили своих коллег, и так дежуривших у заправки на Canary Wharf. Разнос АЗС обошёлся бюджету фильма в 250 тысяч фунтов.
На заправке появляются два новых персонажа – Селина (черная женщина, 20+, с мачете и рюкзаком) и Марк (высокий привлекательный мужчина).
У каждого из персонажей есть закадровая история. Марк свою рассказывает спустя несколько страниц – он с семьей пытался покинуть Лондон на поезде и отправился на Паддингтонский вокзал. Там началась давка, в толпе были зараженные, пошла резня, мессиво, хаос. Марк смог забраться на крышу ларька, откуда видел, как его младшая сестра, мама и папа стали зомби.
Про мотивацию после конца света
На скриншоте из сценария «28 дней спустя» Селина говорит Джиму фразу, что планы бессмысленны, смысл имеет лишь выживание.
В этом обычно загвоздка постапокалиптичных сюжетов потому что на то, как просто выживают герои смотреть неинтересно (об этом могут рассказать те, кто бросил на дистанции сериал «Ходячие мертвецы»), и сложно придумать убедительный мотивационный крючок, за который зацепится зритель. Причём этот крючок не должен быть связан с самим апокалипсисом.
В «Дороге» отец тащит сына к морю. В «Обители зла» нужно группе людей спастись так, чтобы не выпустить вирус наружу, при этом не дав вынести вирус тем, кто в этом заинтересован. В «Мировой войне Z» ищут нулевого пациента, выявляют симптомы и исследуют вирус. В «Безумном Максе». у каждого героя своя мотивация, которая вообще не завязана на том, как произошёл апокалипсис.
Так вот, отчасти «28 дней спустя» для меня стал лучшим фильмом про зомби, потому что его сюжет работал бы и вне зомби-сеттинга. А живые мертвецы лишь повышают ставки и усиливают каждый авторский приём.
К слову про Макса Рокатански. Флэшбек к посту c его мотивацией. Так вот, Селина – это Макс из мира «28 дней спустя». Её желание – выжить. Её моральная нужда – спасти отца и его дитя (об этом чуть позже). Её призрак – родители и брат, которых ей не удалось cпасти. Этот факт биографии формирует желание Селины. Причём, что классно – Селина о своей нужде не догадывается вплоть до середины фильма.
Джим нарушил первое правило мира «28 дней спустя» – пошёл на кухню один => погиб человек.
В этой сцене нам показали, что не должно быть никакого сострадания в мире, где любое живое существо может тебя сожрать. Доброжелательный сосед мистер Бриджес влетел в кухню через стеклянную дверь, а Селина забила насмерть человека из подозрений, что он инфицирован. До этого во флэшбеке нам показали, какая была жизнь до — тёплая, с улыбками, в ярких красках.
Интересный акцент, которого нет в сценарии – зомбированный мистер Бриджес кидается на Джима из-за свечки. Этот момент снят субъективной камерой. В сценарии же мертвяки пришли к дому без видимых причин. Но в фильме добавили свечку, которую минут через 5 пояснят фразой: «Свет привлекает их».
«I’ll do it in a heartbeat»
Многие знают этот шедевральный трек Джона Мерфи, который другие композиторы потом «каверили» для своих саундтреков. Только сейчас, посмотрев фильм в оригинале и прочитав сценарий, понял, что его название относится к словам Селины.
После нападения зомби в доме Джим спрашивает, как Селина узнала, что Марк инфицирован. Она отвечает: «А я не знала». Но колебаться вредно, и «не важно, кто перед тобой брат или сестра, или старый друг. Просто чтобы ты знал, если это случится с тобой, я сделаю то же самое, не задумываясь (in a heartbeat)».
Позже с помощью этой фразы нам покажут, как эволюционирует персонаж Селины к концу фильма.
Как Гарленд создаёт напряжение в зомби-сеттинге
Способ 1 – сетапы без пэйоффа
Зритель давно знает все киношные тропы и понимает, что, если музыка в кадре вдруг затихла, жди скримера. Гарленд в «28 дней спустя» эти зрительские знания использует против него. Он создает напряжение, не доводя избитый прием до логического конца.
Иногда сценарист делает это чуть ли не насмешливо – главный герой говорит, глядя на забаррикадированный тележками вход: «Надеюсь, нам не нужно будет впопыхах через это нестись». И зритель думает: «Да нет, еще как нужно будет». Но нет, вместо этого герои спокойно покинут дом на такси, а зритель ненадолго выдохнет.
Или ночью герои засыпают в машине посреди чистого поля. Вроде бы плохая идея… протагониста потом еще и выдергивают из сна со словами: «Тихо!» А потом выясняется, что его просто разбудили, потому что он беспокойно спал.
Такая метода имеет накопительный эффект. Когда ты ждешь, что вот-вот что-то произойдет, постоянно находишься в напряжении, а фильм удерживает твое внимание.
Способ 2 – оповещение об угрозе
Зомби появляются в «28 днях спустя» двумя способами – либо внезапно, чтобы зритель не ждал появления, либо после оповещения.
Оповещением служит их рычание, которое в сценарии и вовсе описано как «завывание (howling)». И это оповещение заставляет зрителя напрячься вместе с героями. Мы слышим «завывание» и понимание, что ничего хорошего дальше героев не ждет.
Аналогичный прием использовался в «Войне миров», которую мы видим на GIF.
Там таким оповещением служил раскатистый гул, издаваемый треногой перед атакой.
Способ 3 – лимиты для героев
Здесь на самом деле речь не только про зомби-сеттинг, а вообще про создание напряженной ситуации в любой обстановке. Чтобы создать для героев экстремальную ситуацию, у них должно быть намерение и препятствие. Чтобы это препятствие было сложно преодолеть, нужно задать героям максимум ограничений.
Намерение: Выбраться из Лондона
Средство: У героев есть машина и профессиональный водитель, знающий город
Препятствие: Путь лежит через тоннель, заваленный брошенными машинами
Ограничения: Пробита шина, нужно заменить колесо. Бежать некуда, мы внутри тоннеля. С другой стороны тоннеля бегут «завывающие» зомби. Колесо мешают менять крысы, убегающие от зомби.
Если делить «28 дней спустя» на условные три акта, то…
1-7 страница – опенинг
8-29 – первый акт: от пробуждения Джима в больнице до того, как Джим и Селина приходят домой к Фрэнку и его дочке Ханне. Событие, завершающее первый акт – сообщение от военных, «приезжайте к нам, мы нашли лекарство».
30-76 – второй акт: «28 дней спустя» превращаются в роуд-муви, которое в какой-то момент становится идиллическим и спокойным. А потом умирает Фрэнк, а Селина сокрушается и кричит: «It’s all fucked»… Прям, как в «Плохих парнях», когда главный герой заканчивал второй акт фразой «shit just got real».
77-101 – третий акт: всё действие, которое разворачивается в особняке с военными.
102-103 – развязка.
Ученые пытаются создать похожий на валиум препарат, подавляющий ярость, и испытывают его на шимпанзе. Но вирус, наоборот, провоцирует психоз с постоянным состоянием безумной ярости.
Так идею фильма описывает продюсер «28 дней спустя» Эндрю МакДональд.
Бойл про фильм рассказывал так:
Несмотря на то, что фильм про зомби-апокалипсис, Бойл и Гарленд создавали историю не про физическую инфекцию, а про феномен психологического вируса социальной ярости (нечто подобное в более буквальном смысле было в «Kingsman»).
Таким образом, «28 дней спустя» мог бы спокойно быть не зомби-апокалипсисом, а антиутопией будущего, в которой главный герой ходил бы по улице, боясь, что каждый его поступок или слово может привести в ярость окружающих, и его за это растерзают.
После таких сцен порой хочется, чтобы сразу шли титры…
…но на самом деле такие сцены означают, что дальше героев ничего хорошего не ждет.
Диалог важный для арки персонажа Селины. Она уже не так жестит и стала помягче, потому что на данный момент фильма удовлетворяется ее моральная нужда. У Селины появилась «семья», которую она готова защищать.
Джим, наоборот, пока не столкнулся с той ситуацией, когда ему придется жестить. Кульминационный момент его персонажной арки еще впереди.
Вскоре после умиротворяющей сцены на лужайке случилось то, что должно было – «семейную» идиллию разрушили.
Добравшись до блокпоста, откуда передается сообщения, герои нашли лишь кучку трупов. Фрэнк психанул и попросил оставить его одного… тем самым нарушил закон мира «28 дней спустя». Он пнул железную конструкцию, и ему в глаз попала капля зараженной крови.
Фрэнк начал превращаться в зомби. Джим замешкался. Изменившаяся Селина не побежала мочить Фрэнка, а принялась защищать девочку Ханну. Поэтому Фрэнка застрелили военные – тут-то мы и переходим в заключительный акт истории.
Тонкая деталь в подготовке основного конфликта третьего акта «28 дней спустя».
Когда Селину, Ханну и Джима военные везут в особняк, они по рации делают акцент на поле выживших:
«Повторяю: один — мужского пола, двое – женского».
В нашем сценарии этого нет, а значит, скорее всего, это добавили уже на поздних стадиях работы над фильмом.
Fun fact: Если вынести за скобки опенинг, то от рук и зубов зомби человек умирает только на 90-й странице сценария и на 95-й минуте фильма.
Еще один момент, за который люблю «28 дней спустя»
Короткий монолог Майора Генри на 72-й странице, в котором в 10 строчек уместились понятия:
— социальной ярости
— новой реальности
— деструктивной природы человека
Это всё накладывается на события в фильме, где на момент речи Майора Генри зомби ещё никого в кадре не убили (опенинг не в счёт), зато Майор Генри и Ко убили отца Ханны, перед которой он сейчас вещает ‘it’s just people killing people’.
Ещё любопытно, что первой фразу ‘killing people’ озвучивают не военные, а на 12-й странице произносит Селина. Она говорит: «Всё началось с погромов и беспорядок, на которых убивали людей». После Генри этот же посыл повторяет один из его вояк, он повторяет: «Нет никакой инфекции, просто люди убивают людей». А потом добавляет: «Он свихнулся».
Посыл, что люди гибнут только из-за других людей — конструирующий принцип сценария.
Ещё этот момент можно расценивать, как начало цепочки на пути к поворотному событию, которое изменит Джима и подведет нас к кульминации.
Вырезанные сцены из «28 дней спустя»
Самая крутая на 7:46 – она мне и на бумаге эффектной казалась, и, глядя на то, как ее сняли, я не понимаю, почему вырезали
Жить ради выживания = зло
С одной стороны «28 дней спустя» – survival horror в зомби-сеттинге. С другой стороны, силы антагонизма в фильме – люди, которые пытаются выжить, не оставаясь при этом людьми. Они у Бойла и Гарленда недалеко ушли от инфицированных вирусом «социальной ярости».
На 78-й странице у сил антагонизма появляется конкретное лицо. Это Майор Генри Уэст, который пообещал своим воякам женщин. Сделал он это из мотивации выживания, потому что «будущее – это дети, а дети, значит, жизнь».
К кульминации фильма в сценарии выстраивается интересная понятийная цепочка, по которой к антагонизму относятся: ‘killing people’, ‘in a heartbeat’ и ‘survival’. То есть, пока ты, не задумываясь, убиваешь ради выживания, ты не особо отличаешься от зомби.
Это одна из самых крутых сцен в истории кино
Звучит пафосно, но каждый раз смотрю, и мурашки по телу. Как – же – драйвово! И какой же охеренный Киллиан Мерфи!
Когда приближался к странице с этой бойней, было интересно, какой уровень жести прописывал Гарленд. Оказалось, что прям такой, как на экране… jams his thumbs in Mitchell’s eyes.
Кульминационная бойня заканчивается тем, что Джима подстрелили, и тут Гарленд устраивает нам еще одну петлю. Джим вырубается и просыпается не пойми где – точно так же, как в начале фильма. Но в этот раз это не ад, а… привет, новый мир. Этот контраст для нас обыгрывают с помощью надписи на лужайке HELL-O.
Всё. Хэппи-энд. Кат ту блэк.
Концовка и альтернативные версии
Бойл предлагал Джима умертвить. Пожалуй, это даже соответствовало бы правилам созданного мира, потому что главный герой поубивал людей ради выживания. Есть даже снятая версия фильма с такой концовкой:
Джим умирает, а на букве «О» прыгают только Селина и Ханна. Но фокус-группа печальный финал не оценила.
Есть еще один финал – тоже несчастливый для Джима. В нем вообще нет военных. Добравшись до блокпоста, герои никого не находят. Отец Ханны психует, заражается, и Джим его вырубает битой. Далее герои находят исследовательский корпус, где все началось и тащат туда Фрэнка. Там Джим его спасает, делая переливание крови. Вирус же в крови, то есть, сделав полное переливание крови, теоретически можно излечить инфицированного. Фрэнк, Ханна и Селина уходят, а Джим остается лежать на столе перед мониторами, на которых все еще транслируют сцены насилия. Он занял место шимпанзе из оупенинга.
Резюмируем
Отлично провел время в компании зомби 🧟♂️ надеюсь, вы тоже. Здесь интересно то, как Гарленд обращает вспять каноны зомби-хорроров. Просто выживать – плохо, даже если вокруг тебя живые мертвецы. Нужно оставаться людьми. Он эту мысль транслирует через героев, которых помещает в разные ситуации, но в каждом случае, когда персонаж говорит о выживании, ход его мыслей должен пугать.
Еще Гарленд пугает сетапами без пэйоффа. Этот прием отмечал здесь. Также он регулярно нарушает правило «рассказывай, а не показывай», но это не портит впечатление и не мешает просмотру, что лишний раз подтверждает – можно нарушать любые правила, если в целом созданное произведение работает.
Интересно почитать еще какой-нибудь сценарий Гарленда, где он больше философствует – Devs или Ex Machina, например.
Разбирал: Слава Копысов (Заскриптованный, @ireadscripts)
Готовила материал: Яна Например (FURY)
Для всех влюбленных в Николаса Кейджа наш прошлый разбор «Скалы»
Для всех любителей гения Нолана наш прошлый разбор «Темного рыцаря»
Для любителей киберпанка наш прошлый разбор «Бегущего по лезвию»
Для любителей виртуоза Арона Соркина наш прошлый разбор «Социальной сети»
Для любителей Саймона Пегга и Cornetto наш прошлый разбор Hot Fuzz
Для любителей чибургеров и акваколы наш прошлый разбор «Безумного Макса: Дорога ярости»
Для любителей словить маканаги наш прошлый разбор «Настоящего детектива»
Для любителей жути наш прошлый разбор «Нечто»
Для любителей «Настоящего детектива» по-русски наш разбор «Мертвого озера»
Для любителей Бонда…Джеймса Бонда наш разбор «Казино Рояля»
Для любителей Крейга в других ролях кроме Бонда наш разбор «Девушки с татуировкой дракона»
Для любителей помолчать наш разбор «Тихого места»
Для любителей добряка Киану Ривза наш разбор «Матрицы»
- альтернатива шарикам на день рождения
- альтернативный гороскоп по дате рождения