алые паруса 1975 года праздник
Праздник, известный на весь мир: История «Алых парусов» с 1968-го по 2021-й
Самые яркие и запоминающиеся моменты легендарного праздника выпускников и одной из визитных карточек Санкт-Петербурга.
Фото: РИА Новости / Вадим Жернов
История «Алых парусов» началась в далеком 1968 году. Тогда, 53 года назад, в Санкт-Петербурге провели первый общегородской праздник выпускников. За кораблем-мечтой с алыми парусами наблюдали десятки тысяч людей. Сказка писателя Александра Грина воплотилась в жизнь! А город получил еще одну визитную карточку — «Алые паруса» стали известны на весь мир.
В преддверии долгожданного ежегодного события 5-tv.ru рассказывает богатую историю праздника от зарождения до современности.
В 1969-м праздник стал настоящим театрализованным шоу! В назначенный день по Неве прошла эскадра катеров. С борта «Атома» выпускников приветствовали молодые ученые, с судна «Молот» — рабочие, с катера «Серп» — работники села. Корабль с алыми парусами шествовал в акватории Невы под «Гимн великому городу» Глиэра, исполненный вживую симфоническим оркестром.
Шли годы. «Алые паруса» стали популярны: уже не только выпускники, но и жители города собирались посмотреть на корабль-мечту из повести-феерии Александра Грина. На «Алых парусах» выступали Бен Бенцианов, Эдита Пьеха, читали стихи Всеволод Рождественский, Ольга Берггольц…
В 1979-м праздник стал последним в истории СССР. «Алые паруса» отменили якобы из-за большого скопления народа. Выпускники следующих лет продолжали приходить на набережные Ленинграда, а энтузиасты проводили менее масштабные «Алые паруса» в Сестрорецке.
25 лет спустя, в 2005-м, по инициативе Акционерного банка «РОССИЯ», Правительства Санкт-Петербурга и Пятого канала праздник выпускников возродили. Ведущими первых в современной истории России «Алых парусов» стали Иван Ургант и Татьяна Геворкян. Праздник превратился в театрализованное шоу с музыкальным концертом : ежегодно выпускников поздравляют со сцены знаменитые деятели российской эстрады. Кульминация — проход брига в акватории Невы.
«Алые паруса» в цифрах: Считаем залпы фейерверков и международные награды
В каком году впервые провели праздник выпускников «Алые паруса»? Сколько минут длится грандиозное пиротехническое шоу? Какая высота мачт брига «Россия»?
Фото: РИА Новости / Вадим Жернов
«Алые паруса» — одно из самых ярких событий в Санкт-Петербурге. Посмотреть на театрализованное шоу и шествие брига собираются жители города и туристы со всего мира. 5-tv.ru публикует цифры из истории главного праздника выпускников России, где невозможно сосчитать только эмоции.
1968 год — первые «Алые паруса»
Впервые праздник состоялся 53 года назад, в ночь с 27 на 28 июня. Выпускники собрались на Дворцовом мосту и Адмиралтейской набережной, где встретили яхту «Металлист» — первый символ праздника. «Алые паруса» продолжились в центре Ленинграда: выпускников приглашали поучаствовать в конкурсах, где призами были прогулки на речных трамвайчиках и поездки на такси по ночному городу.
25 тысяч выпускников посетили первый праздник выпускников
С каждым годом количество желающих увидеть проход галиота «Секрет» из повести-феери и Александра Грина т олько увеличивалось. Поэтому в разные годы «Алые паруса» проводили на Крестовском острове, стадионе имени Кирова и в большом концертном зале «Октябрьский».
26 лет спустя возродили «Алые паруса»
В 1979-м легендарный петербургский бал выпускников прошел в последний раз в истории СССР. Затем праздник отменили из-за опасного скопления людей. Ленинградские выпускники не видели проход корабля с алыми парусами 26 лет. В 2005-м праздник возродили по инициативе Акционерного Банка «РОССИЯ», Правительства Санкт-Петербурга и Пятого канала. Уже больше 15 лет «Алые паруса» — не просто городское мероприятие, а мультимедийное шоу, известное во всем мире.
900 квадратных метров — размер алых парусов брига «Россия»
«Алые паруса» в цифрах: Считаем залпы фейерверков и международные награды
История «Алых парусов»: советский праздник романтики испортили пьяные выпускники ПТУ
Петербуржцы, окончившие школу более 40 лет назад, вспомнили, каким был самый известный в СССР праздник выпускников, кого они мечтали на нем увидеть и почему традиция его отмечать была прервана на долгие десятилетия.
дня памяти 22 июня праздник сдвинут ровно на сутки, и шоу начнется воскресным вечером. А все остальное останется прежним: парусник с алыми парусами, пальба пиротехники, дым петард и изрезанное скальпелями лазеров ночное небо.
Тех, кто помнит первые «Алые паруса», упорно искал и нашел специально для НТВ корреспондент Роман Закурдаев.
Чуть дороже деревянный. Более доступный вариант пластмассовый. Купить главный символ возрожденного праздника выпускников теперь можно без особых трудностей. На «Алых парусах» как на бренде Петербурга, конечно, зарабатывают, но и на поддержание этого бренда тратят в разы больше. Грандиозное пиротехническое шоу на Неве, световое представление с лазерными установками. Все это, кажется, затмило былой романтизм, наивность и неподдельную искренность самых первых «Алых парусов».
Елена Бондарева, выпускница 1969 года: шум пустил: „Машина времени“, „Машина времени“. Это был совершенно новый ансамбль. Они наши ровесники. песни знали. Поэтому так хотелось их услышать. Мы прибежали, а их уже не было».
Кажется, и без «Машины времени» в тот июньский вечер выпускница Елена Бондарева была полна впечатлений. Ленинградские школьники тогда впервые увидели на Неве корабль с алыми парусам. Ну, или почти с алыми.
Елена Бондарева, выпускница 1969 года: «Не было алых парусов как таковых. Они представляли собой подсвеченные красными юпитерами или факелами образ Алых парусов».
Организацию и написание сценария первого общегородского праздника выпускников доверили Ленинградскому дворцу пионеров. Лидия Буланкова поминутно помнит всю программу торжества. Ей поставили непростую задачу придумать, чем занять вчерашних школьников после представления на Неве.
Буланкова пошла на риск. Идея с детскими абсолютно наивными конкурсами оправдала все ожидания. Юноши и девушки наизусть читали басни Крылова в Летнем саду. Всем классом танцевали «яблочко», «гапак» и «лезгинку».
«Алые паруса» прочно закрепились в календаре городских праздников. Правда, многолетней традицией так и не стали. Лидия Буланкова до сих пор считает большой ошибкой то, что на школьный выпускной начали приглашать учащихся ПТУ.
Лидия Буланкова, заместитель директора Ленинградского дворца пионеров гг. : «Если после первого праздника нам на утро сообщала милиция, хорошо все прошло или нет. Первые разы все было в порядке. А тут появились пьяные. ходами приносили с собой выпивку и прочее. Поэтому городской отдел народного образования праздник запретил».
Сказка для большого города
Свобода, простор, романтика, предвкушение новой жизни и корабль, явившийся из сказки, — в эту субботу, 23 июня, на Неве уже в 14-й раз пройдет самый большой в мире (и наверняка самый известный в России) праздник для выпускников «Алые паруса». За последние годы он успел превратиться в одну из важнейших достопримечательностей Северной столицы. Между тем самой идее праздника, неразрывно связанной с одноименной повестью Александра Грина (тоже, кстати, написанной в Петербурге), в этом году исполняется 50 лет. С чего начинались «Алые паруса», какое отношение к ним имеет шхуна вполне реального корсара и почему полететь в космос может быть проще, чем провести парусник по Неве, выяснял портал iz.ru.
«Подумайте и доложите»
Идея провести общегородской праздник выпускников возникла в Ленинграде накануне лета 1968 года. До этого новая жизнь для многих поколений школьников начиналась примерно одинаково. Праздновали выпускные по районам. Программа была стандартной: официальная часть с небольшим концертом и напутствием от чиновников районо и последующие — уже неофициальные — прогулки по городу.
Придумать новый, большой праздник поручили сотрудникам ленинградского Дворца пионеров.
«Однажды нас вызвали в городской отдел народного образования и сказали: «Есть мнение, что необходимо организовать общегородской праздник выпускников. Поэтому вам, специалистам по детским массовым мероприятиям, дается задание подумать, как бы это могло быть. Подумайте и доложите», — рассказывала позднее «Санкт-Петербургским ведомостям» Лидия Буланкова, в то время — заместитель директора дворца.
«Алые паруса», 1974 г.
Подумать было над чем. До этого момента не только в Ленинграде, нигде в Советском союзе, таких событий не проводили. У будущих создателей первых «Алых парусов» была одна-единственная зацепка — к тому моменту среди выпускников уже сложилась неофициальная традиция после завершения официальной части идти гулять по набережным Невы.
Правда, проводить такие гуляния на официальном уровне казалось делом рискованным — все-таки рядом река, известная своим строгим нравом, а вокруг толпы празднично настроенной молодежи. Но во дворце решили рискнуть: слишком красива и заманчива была перспектива.
Дело оставалось за малым — придумать название. Сначала, признавалась Лидия Буланкова, ничего, кроме «Авроры», в голову не шло. Но потом кто-то вспомнил вышедший за несколько лет до этого (и по-прежнему очень популярный среди молодежи) фильм по повести Александра Грина. И концепция праздника сложилась сама собой.
С фанфарами и факелами
Несмотря на то что тогда, в конце 1960-х, в распоряжении организаторов были довольно скромные технические возможности, строились первые «Алые паруса» при этом по вполне современным принципам — со световыми эффектами, трансляцией в режиме реального времени и театрализованным действом на историческую тематику. Праздник действительно получился запоминающимся, но главное — он был очень живым.
Вечером 28 июня зрители, выпускники нескольких городских школ и их родители, собрались на Дворцовой набережной и на стрелке Васильевского острова. Само действие разворачивалось на воде между Троицким (тогда — Кировским) и Дворцовым мостами.
Вслед за прозвучавшей по радио романтической увертюрой (исполняли «Гимн великому городу» Рейнгольда Глиэра) по воде прошла парадная эскадра катеров. Катера везли главных героев советской истории города: выпускников приветствовали рабочие-путиловцы и матросы революционных лет, солдаты Великой Отечественной и так — до 1960-х годов.
На набережной работали радиоточки (происходившее на воде почти в режиме реального времени обсуждали дикторы), но у этой колонны было живое звуковое сопровождение. За него отвечали фанфаристы и барабанщики Суворовского и Нахимовского училищ, тоже расположившиеся на катерах.
У стрелки Васильевского острова колонну ждала изящная яхта под алыми парусами. А по ступеням набережной к воде спускались колонны из 400 человек с незажженными факелами в руках.
Как только катера подошли к зрителям, двое молодых людей — юноша и девушка из числа выпускников — подожгли факелы стоявших у воды. По цепочке огонь побежал вверх, к Ростральным колоннам. Когда загорелись все факелы, сверху послышались хлопки — это вспыхнуло пламя над Ростральными колоннами, а за ним — огни на стенах Петропавловской крепости. Почти одновременно ударили вверх фейерверки, которые запустили с земли, — казалось, что «загорелось» всё небо над Невой.
И только после этого ждавший своего часа корабль под алыми парусами ожил и пошел по реке…
Возрождение «Алых парусов»
Общегородской праздник быстро полюбился жителям — с каждым годом к нему присоединялось всё больше школ. Но в начале 1980-х он был запрещен. По официальной версии — из соображений безопасности. Но не исключено, что кому-то «наверху» просто не по душе пришлась слишком идеалистическая, слишком свободная атмосфера вечера.
Так или иначе праздник продолжал существовать, но на скромном, неофициальном уровне — ведь, чтобы «держать марку», требовались немалые деньги и опытные организаторы. Так что возродить его решились лишь в 2005 году. Инициатором стал акционерный банк «РОССИЯ», который по-прежнему является генеральным спонсором праздника, идею поддержали в правительстве Санкт-Петербурга.
Первое после возрождения шоу продлилось около получаса — собравшиеся на набережных города увидели шоу катеров, фейерверки, которые запускали прямо на реке, и световое шоу на стенах Петропавловки. Но главное — спустя почти 25 лет гриновский парусник под алыми парусами вновь шел по Неве, словно возвращенный из небытия.
После этого с каждым годом шоу становилось всё сложнее и масштабнее. Уже в 2007 году праздник установил европейский рекорд по численности зрителей среди мероприятий для выпускников — его посетили около 1 млн человек.
Праздник общегородского масштаба
Одно из главных отличий современных «Алых парусов» от праздника-предшественника — превращение «сухопутного» концерта на Дворцовой площади в самостоятельную часть программы. Теперь праздник начинается именно с концерта на Дворцовой и уже затем продолжается зрелищем, которое разворачивается в акватории Невы.
В разные годы участие в концерте принимали группа «Мумий тролль», Полина Гагарина, Диана Арбенина, группы «Сплин» и «Ногу свело», Дима Билан, Иван Ургант и многие другие. В 2010 году, например, в постановке приняла участие всемирно известная труппа Cirque Du Soleil.
Впрочем, чем активнее растет и развивается сам праздник, тем важнее сохранить его изначальное предназначение — сохранить его в первую очередь как вечер (и ночь) выпускников, а не очередное, пусть и потрясающее своими масштабами или виртуозностью исполнения, общегородское шоу.
В банке «РОССИЯ», который с момента возрождения «Алых парусов» остается генеральным спонсором праздника, подчеркивают, что «это не только подарок городу, но и вклад в воспитание нового поколения, которое является залогом дальнейшего развития региона и всей страны».
В 2014 году у мероприятия появился и новый девиз — «Вместе с Россией». В 2017-м организаторы построили всю программу так, чтобы напомнить участникам о главной идее праздника: будущее — в руках выпускников и работать над воплощением своей мечты они могут начать уже сейчас. Тогда на территории праздника появились красные рояли: и не бутафорские, а самые настоящие. На них играли одаренные выпускники городских музыкальных школ, к тому моменту уже лауреаты многочисленных международных конкурсов.
«Танцующая» Биржа
Каждый год зрителей «Алых парусов» стараются впечатлить чем-то новым. Одним из самых эффектных стало световое шоу, которое показали в 2015 году — тогда с помощью световых технологий организаторы заставили знаменитое здание петербургской Биржи «двигаться» под шедевры Мусоргского, Чайковского, Стравинского, Шостаковича и Артемьева.
Это, кстати, еще одно важное правило «Алых парусов» — из года в год здесь используется музыка только отечественных композиторов разных периодов. Но каждый раз музыкальное сопровождение создается, что называется, «с нуля».
«Каждые «Паруса» для меня особенные. Каждый раз я смотрю на предстоящую работу новым взглядом, но опираясь на предыдущий опыт. В этом году мы продолжаем концепцию, начатую в первой части праздника на Дворцовой площади. Завершающим аккордом ее будет песня на стихи Роберта Рождественского, специально написанная к празднику, в исполнении юного и очень талантливого певца Гриши Туркина», — рассказал «Пятому каналу», который является партнером праздника, композитор Игорь Заливалов, отвечающий за музыкальное сопровождение праздника.
Учитывая, сколько сил ежегодно вкладывается в создание уникального шоу, неудивительно, что в 2016 году «Алые паруса» выиграли сразу в пяти номинациях европейской премии European Best Event Awards. Их рекомендуют для посещения туристам двадцати европейских стран. И они остаются единственным в мире праздником выпускников, который вообще проводится с таким размахом.
От пиратского судна до «Штандарта»
Как бы ни менялся сам праздник, как бы ни совершенствовались технологии, ключевым, скрепляющим всё сложное действо элементом и в 1960-е годы, и сегодня остается парусник.
Мало кто знает, но в начале 1970-х роль галеона «Секрет» из повести Александра Грина исполняло настоящее пиратское судно — в акваторию Невы входила трофейная немецкая шхуна, которая в годы Первой мировой войны принадлежала известному немецкому корсару, барону Феликсу фон Люкнеру. Позднее она попала в ведение Нахимовского училища, а уже оттуда была передана в детскую школу яхтсменов. Там корабль, в начале века известный как «Зеетойфель», или «Морской черт», а после Великой Отечественной войны — как «Надежда», получил новое имя — «Ленинград».
С самого начала для участвующих в празднике парусников специально отшивались не бутафорские, а самые настоящие алые паруса — пошив первых из них организаторы заказывали еще в 1968 году.
После возрождения праздника, в 2005 году, в нем участвовал «Штандарт» — точная копия фрегата Петра I была построена в 1994 году. Он появлялся перед выпускниками еще в течение двух лет, а затем ему на смену пришла сначала шхуна «Юный балтиец», а затем, в 2009 году, знаменитый «Мир», самый быстрый парусник на планете. Он во время праздника стоял перед зрителями на рейде.
«Алые паруса», 1978 г.
С кораблей, участвующих в празднике, особый спрос. И дело не только в том, что они должны соответствовать романтическому образу брига капитана Грея. Далеко не каждый парусник сможет успешно справиться с капризами акватории Невы — узкой и известной своими переменчивыми ветрами. Тем более что, что бы ни происходило с погодой, перед зрителями алые паруса должны появиться с точностью до секунды.
Так что тут требуется не только маневренное судно, но и очень опытная команда, способная виртуозно им управлять.
Проще в космос полететь
Уже почти 10 лет — с 2009 года — с этой сложнейшей задачей справляется шведский бриг Tre Kronor капитана Аллана Палмера — официальный бриг «Алых парусов».
Он, кстати, стал первым шведским судном, которое вообще зашло в акваторию Петербурга со времен Петра I. Tre Kronor, название которого переводится как «Три короны», часто называют «парусником мира» — корабль, построенный на средства благотворителей со всего мира, задумывался как учебный, и на его борту, как правило, находится интернациональная команда.
Парусник регулярно участвует во всевозможных регатах — на одной из них его приметили организаторы «Алых парусов». Сначала, впрочем, идея Аллану Палмеру показалась по меньшей мере странной. Еще больше сомнений у него появилось после того, как он изучил условия судоходства в этом районе Невы. В конце концов капитан и команда все-таки поддались на уговоры. А потом прочитали повесть Грина, приняли участие в первом шоу — и сами загорелись этим событием.
«Когда нас пригласили участвовать в празднике выпускников и мне впервые сказали, что паруса будут алыми, я подумал: «Что за черт?», но сейчас могу точно сказать, что не видел ничего более фантастического. Хотя обычно во время проводки я ничего не замечаю — всё внимание на управление парусником и маневры, но потом, смотря шоу в записи, думаю: «Какая же все-таки красота!» — вспоминал капитан судна Аллан Палмер.
Капитан Сергей Тимошков, консультировавший команду с русской стороны, еще в 2013 году рассказал изданию «Собака», что работа, которую выполняют в акватории Невы Палмер и его команда, настолько сложна, что сегодня «людей, побывавших в космосе, в сто раз больше тех, кто умеет командовать таким парусником». Одно неверное движение — и корабль заденет мост или сядет на мель.
В этом году, впрочем, у капитана появится новый помощник — место рядом с ним за штурвалом займет 12-летний певец Рутгер Гарехт.