андре дерен субботний день
АНДРЕ ДЕРЕН
Субботний день
181х229, xолст, масло
До 1948 – ГМНЗИ. До 1918 – собр. С.И. Щукина
Истинной жемчужиной Дерена в собрании музея является его большое панно «Субботний день», созданное во время сильного увлечения художника готическим искусством. Название этому произведению, по преданию, дал Гийом Аполлинер. На первый взгляд, картина по своему сюжету напоминает произведения голландских жанристов. Перед нами интерьер, в котором изображены три персонажа: сидящая за столом с книгой хозяйка, выслушивающая ее наставления служанка, занимающаяся рукоделием девушка. Дерен тщательно выписывает все детали обстановки: покрытый зеленой скатертью стол, стоящие на нем кофейник и тарелку с фруктами на белой салфетке, цветы в вазах на тумбочке и камине, недорогую посуду на полках. Но художник превращает повседневную сцену в ритуальное действо. Деформация фигур женщин, каждая из которых образует замкнутый пластический объем, доведена до предела. Удлиненные пропорции моделей с вытянутыми шеями, тонкими длинными пальцами, напряженными застывшими лицами, напоминающими ритуальные маски, свидетельствуют об изучении Дереном готической скульптуры и негритянского искусства. Влияние средневековых традиций отразилось и в использовании обратной перспективы в изображении стола, и в орнаментальном узоре ломких, мерцающих «готических» складок тканей, и в особой значительности жестов. Мрачный колорит с доминированием черных, коричневых, серых и зеленых тонов придает атмосфере картины ощущение томительного ожидания. В этом суровом и драматичном по своему духу полотне, воплотились лучшие качества живописи Дерена.
Изнанка «Субботы»
Сотрудники отдела реставрации и консервации Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина обнаружили под картиной «Суббота» французского художника Андре Дерена перевернутое изображение другой композиции. Как сообщается на сайте музея, в процессе работы Дерен перевернул холст и написал окончательный вариант картины.
«Суббота», Андре Дерен, 1913–1914. Картина после реставрации
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина
Андре Дерен (1880–1954) начал самостоятельно учиться живописи в 15 лет. Когда ему было 18, он, одновременно обучаясь инженерному делу, стал посещать занятия у художника-символиста Эжена Каррьера (Eugène Carrière). На занятиях он познакомился с Анри Матиссом, который уговорил его бросить обучение на инженера и посвятить себя живописи. Летом 1905 года оба художника работали в деревушке на средиземноморском побережье, а написанные полотна выставили на Осеннем салоне. Из-за ярких ненатуральных цветов картин художественный критик Луи Воксель назвал их авторов «дикими зверями» (по-французски les fauves). Случайное название закрепилось за новым художественным течением — фовизмом.
В начале 1910-х годов Дерен изучал полотна старых мастеров, писавших до 1800 года. Его творчество 1911–1914 годов иногда называют «готическим» периодом художника. В это время он написал одно из самых знаменитых своих полотен, «Субботу», которое в 1913 году приобрел московский купец и коллекционер Сергей Щукин. На картине изображена бытовая сцена — сидящая с книгой женщина дает распоряжения служанке, а у другого конца стола девушка занимается рукоделием. По свидетельствам современников, Дерен долго работал над сюжетом картины, переписывая целые участки и внося изменения. Считается, что название картине дал поэт Гийом Аполлинер, который разместил репродукцию картины в своем журнале «Суаре де Пари» (Soirees de Paris) в 1914 году. В 1925 году поэт, писатель и художественный критик Андре Сальмон, говоря о Дерене, упомянул и его произведение: «. знаменитая «Суббота», шедевр, над которым Дерен, неистощимый на идеи, упорно трудился, не помышляя о признании, и по поводу которого он произнес изречение, достойное лучших изречений Пикассо: «Я заново переписал всю картину; натюрморт (в первоначальном значении «пища») съел людей».
Комбинированное изображение — рентгенограмма, наложенная на картину
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина
Рентгенограмма картины. Общий вид.
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина
Рентгенограмма картины, фрагмент с центральной и левой фигурами
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина
В 1911 году Дерен сделал снимок своей будущей жены, Алис Жери, в накинутом на голову белом или светлом платке. Она сидит за столом, на котором стоят фрукты, графин и бутыль из темного стекла, а на заднем плане виден камин и висящая над ним картина или зеркало. Исследователи предположили, что фотография вдохновила художника на создание первого варианта картины. В пользу этого предположения говорит то, что в архиве Дерена сохранились сделанные им фотографии, непосредственно связанные с сюжетами его картин.
Алис Жери, будущая жена Дерена, 1911
Каталог выставки «Андре Дерен. Решающее десятилетие 1904–1914» (Andre Derain. 1904–1914. La décennie radicale) в Центре Помпиду в Париже
После реставрации картины она была представлена в парижском Центре Помпиду на выставке работ Дерена, открывшейся в начале октября. В Москву она вернется только в следующем году.
Субботний день
Описание картины «Субботний день»
Кажется, что в эту комнату, изображенную Андре Дереном чуть ли не в натуральную величину, зритель мог бы войти – а возможно, он уже в ней, рядом с тремя женщинами. Хозяйка с резкими чертами лица что-то говорит служанке, оторвавшись от книги, страницы которой заложила пальцем, а девушка с рукоделием сосредоточена на своей тонкой работе. Каждая могла бы стать отдельным портретом.
У них узкие длинные фигуры с вытянутыми шеями, головы чуть повернуты и наклонены, жесты тонких пальцев многозначительны, а складки на одежде заложены туго и тщательно – да и все остальные драпировки тоже. Сумрачный колорит, простота обстановки с автономным натюрмортом на столе и лаконичный пейзаж за окном дополняют сходство со средневековой живописью. Это впечатление подтверждается тем, что тумбочка слева, стол и камин нарисованы в обратной перспективе.
Дерен написал это панно в годы пристального внимания к готическому искусству и африканской деревянной скульптуре, оттого фигуры женщин напоминают статуи, а их лица – четкий рельеф экспрессивных масок.
В то же время войти в этот мир не так-то легко. И не только из-за того, что он парадоксально сочетает архаику с модерном и многослойную тесноту с ощущением отстраненности, если не одиночества. Странность этого мира нежна и хрупка, почти божественна. Он убран, чист, украшен цветами. Дыхание в нем как будто замедляется. Считают, что название «Субботний день» дал картине Андре Дерена поэт Гийом Аполлинер. Суббота – день отдыха, и служанка, задумавшись о чём-то своём, смотрит с теплотой. А взгляд зрителя в конце концов уходит из этой комнаты вправо – туда, где обсаженная деревьям аллея увлекает к далекому горизонту.
Андре Дерен
Субботний день. Около 1912
Истинной жемчужиной Дерена в собрании музея является его большое панно «Субботний день», созданное во время сильного увлечения художника готическим искусством. Название этому произведению, по преданию, дал Гийом Аполлинер. На первый взгляд, картина по своему сюжету напоминает произведения голландских жанристов. Перед нами интерьер, в котором изображены три персонажа: сидящая за столом с книгой хозяйка, выслушивающая ее наставления служанка, занимающаяся рукоделием девушка. Дерен тщательно выписывает все детали обстановки: покрытый зеленой скатертью стол, стоящие на нем кофейник и тарелку с фруктами на белой салфетке, цветы в вазах на тумбочке и камине, недорогую посуду на полках. Но художник превращает повседневную сцену в ритуальное действо. Деформация фигур женщин, каждая из которых образует замкнутый пластический объем, доведена до предела. Удлиненные пропорции моделей с вытянутыми шеями, тонкими длинными пальцами, напряженными застывшими лицами, напоминающими ритуальные маски, свидетельствуют об изучении Дереном готической скульптуры и негритянского искусства. Влияние средневековых традиций отразилось и в использовании обратной перспективы в изображении стола, и в орнаментальном узоре ломких, мерцающих «готических» складок тканей, и в особой значительности жестов. Мрачный колорит с доминированием черных, коричневых, серых и зеленых тонов придает атмосфере картины ощущение томительного ожидания. В этом суровом и драматичном по своему духу полотне, воплотились лучшие качества живописи Дерена.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Статистика
Андре Дерен
Странность этого мира нежна и хрупка, почти божественна. Он убран, чист, украшен цветами. Дыхание в нем как будто замедляется.
Считают, что название «Субботний день» дал картине Андре Дерена поэт Гийом Аполлинер.
Описание картины «Субботний день»
Кажется, что в эту комнату, изображенную Андре Дереном чуть ли не в натуральную величину, зритель мог бы войти – а возможно, он уже в ней, рядом с тремя женщинами.
Хозяйка с резкими чертами лица что-то говорит служанке, оторвавшись от книги, страницы которой заложила пальцем, а девушка с рукоделием сосредоточена на своей тонкой работе. Каждая могла бы стать отдельным портретом.
У них узкие длинные фигуры с вытянутыми шеями, головы чуть повернуты и наклонены, жесты тонких пальцев многозначительны, а складки на одежде заложены туго и тщательно – да и все остальные драпировки тоже.
Сумрачный колорит, простота обстановки с автономным натюрмортом на столе и лаконичный пейзаж за окном дополняют сходство со средневековой живописью.
Это впечатление подтверждается тем, что тумбочка слева, стол и камин нарисованы в обратной перспективе.
Дерен написал это панно в годы пристального внимания к готическому искусству и африканской деревянной скульптуре, оттого фигуры женщин напоминают статуи, а их лица – четкий рельеф экспрессивных масок.
В то же время войти в этот мир не так-то легко. И не только из-за того, что он парадоксально сочетает архаику с модерном и многослойную тесноту с ощущением отстраненности, если не одиночества.
Странность этого мира нежна и хрупка, почти божественна. Он убран, чист, украшен цветами. Дыхание в нем как будто замедляется. Считают, что название «Субботний день» дал картине Андре Дерена поэт Гийом Аполлинер.
Суббота – день отдыха, и служанка, задумавшись о чём-то своём, смотрит с теплотой. А взгляд зрителя в конце концов уходит из этой комнаты вправо – туда, где обсаженная деревьям аллея увлекает к далекому горизонту.
Автор: Мария Храпачева
Рубрики: | Культура, искусство, история |
Метки: Андре Дерен Субботний день
Процитировано 2 раз
Понравилось: 7 пользователям