Здравствуйте! Мы просим Вас принять участие в нашем исследовании, пожалуйста, отвечайте честно, здесь нет правильных и не правильных ответов. Нам очень важно знать именно Ваше мнение! Мы гарантируем Вам, что все данные, полученные нами, будут использованы только в целях исследования в анонимном виде. Заранее спасибо за участие!
Тест родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин)
Инструкция: внимательно прочитайте утверждения Если вы согласны с утверждением то поставьте знак «+», если не согласны с утверждением – поставьте «-»
1. Я всегда сочувствую своему ребенку.
2. Я считаю своим долгом знать все, о чем думает мой ребенок.
3. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.
4. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
5. Я испытываю к ребенку чувство симпатии.
6. Я уважаю своего ребенка.
7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.
8. Мой ребенок часто мне неприятен.
9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.
10. Бывают случаи, когда недоброе отношение к ребенку приносит ему пользу.
11. По отношению к своему ребенку я испытываю досаду.
12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.
13. Мне кажется, что другие дети потешаются над моим ребенком.
14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые заслуживают осуждения.
15. Мой ребенок отстает в психологическом развитии и для своего возраста выглядит недостаточно развитым.
16. Мой ребенок специально ведет себя плохо, чтобы досадить мне.
17. Мой ребенок, как губка, впитывает в себя все самое плохое.
18. При всем старании моего ребенка трудно научить хорошим манерам.
19. Ребенка с детства следует держать в жестких рамках, только тогда из него вырастет хороший человек.
20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.
21. Я всегда принимаю участие в играх и делах ребенка.
22. К моему ребенку постоянно «липнет» все дурное.
23. Мой ребенок не добьется успехов в жизни.
24. Когда в компании говорят о детях, мне становится стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как другие дети.
25. Я жалею своего ребенка.
26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, то они кажутся мне воспитаннее и разумнее, чем мой ребенок.
27. Я с удовольствием провожу с ребенком свое свободное время.
28. Я часто жалею о том, что мой ребенок взрослеет, и с нежностью вспоминаю то время, когда он был еще совсем маленьким.
29. Я часто ловлю себя на том, что с неприязнью и враждебно отношусь к ребенку.
30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг того, что лично мне не удалось в жизни.
31. Родители должны не только требовать от ребенка, но и сами приспосабливаться к нему, относиться к нему с уважением, как к личности.
32. Я стараюсь выполнять все просьбы и пожелания моего ребенка.
33. При принятии решений в семье следует учитывать мнение ребенка.
34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.
35. Я часто признаю, что в своих требованиях и претензиях ребенок по-своему прав.
36. Дети рано узнают о том, что родители могут ошибаться.
37. Я всегда считаюсь с ребенком.
38. Я испытываю дружеские чувства по отношению к ребенку.
39. Основная причина капризов моего ребенка – это эгоизм, лень и упрямство.
40. Если проводить отпуск с ребенком, то невозможно нормально отдохнуть.
41. Самое главное – чтобы у ребенка было спокойное, беззаботное детство.
42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.
43. Я разделяю увлечения моего ребенка.
44. Мой ребенок кого угодно может вывести из себя.
45. Огорчения моего ребенка мне всегда близки и понятны.
46. Мой ребенок часто меня раздражает.
47. Воспитание ребенка – это сплошная нервотрепка.
48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
49. Я не доверяю своему ребенку.
50. За строгое воспитание дети потом благодарят своих родителей.
51. Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.
52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.
53. Мне близки интересы моего ребенка, я их разделяю.
54. Мой ребенок не в состоянии сделать что-либо самостоятельно, и если он это делает, то обязательно получается не так, как нужно.
55. Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.
56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.
57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.
58. Я восхищаюсь своим ребенком.
59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.
60. Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.
61. Ребенок должен дружить с теми детьми, которые нравятся его родителям.
Опросник «Сознательное родительство»
Выберете один вариант ответа, который отражает Ваше мнение.
Вариант для женщин
1. Стремитесь ли вы к согласованию своих планов с планами других членов семьи?
2. Думаю, что в дальнейшем наш ребенок не будет причинять значительного беспокойства.
2) Скорее не согласна.
3. Я смогу все простить своему ребенку.
2) Скорее не согласна.
4. Понимаете ли вы свою роль в укреплении семьи?
2) Не уверена, что могу что-то изменить.
3) От меня зависит не больше, чем от моего мужа.
5) Очень многое в моих силах.
6. Как вы считаете, какую роль лучше удается реализовать вашему супругу (подчеркните 5 позиций): мужа, отца, взрослого, добытчика, хозяина, мужчины, наставника, заступника, друга, организатора, труженика, квартиранта, эмоционального лидера?
7. Сможете ли вы поступиться своими планами ради семьи?
3) В определенных ситуациях это возможно.
5) Смогу, для меня семья важнее всего.
8. Нужно обсуждать возникающие противоречия в семье, чтобы выявить их причину и избежать конфликтов в дальнейшем?
2) Скорее не согласна.
9. Дети были бы более счастливы и лучше бы себя вели, если бы родители проявляли интерес к их делам?
2) Скорее не согласна.
10.Считаете ли вы, что на ваше слово можно всегда положиться?
11.Принимая какое-либо решение, родителям следует всерьез считаться с мнением своего ребенка?
2) Скорее не согласна.
12. Всегда ли контакты с мужем и ребенком/детьми оставляют у вас приятные переживания?
13. Я уверена в себе как родитель, в своих силах и возможностях.
1) Нет, это неверно для меня.
2) Скорее не согласна.
14. Вы проводите свой досуг вместе со своей семьей?
5) Практически всегда.
15. Дети, с которыми у родителей установлены неформальные отношения, чаще всего бывают счастливы?
2) Скорее не согласна.
16. Я чересчур снисходительна к домашним.
2) Скорее не согласна.
17. В определенных пределах родители должны обращаться с ребенком как с равным.
2) Скорее не согласна.
18. Умеете ли вы понимать чувства членов своей семьи?
1) Мне это очень сложно.
2) Далеко не всегда.
19. Вы опаздывали когда-нибудь на занятия или свидание?
20. Несправедливо, если женщина вынуждена нести одна все бремя воспитания ребенка.
1) Почему бы и нет: мать лучше чувствует своего ребенка.
2) Скорее это справедливо.
5) Согласна: воспитывать ребенка должны оба родителя.
21. Вы хотели бы иметь: ни одного, 1, 2, 3, 4 и более детей (подчеркните).
22. Я готова отдать свое счастье ради счастья своего ребенка.
23. Иногда необходимо, чтобы родители сломили волю ребенка.
4) Скорее не согласна.
24. Я искренна с супругом и ребенком/детьми.
25. Я общаюсь со своей семьей чаще с позиции сотрудничества.
26. Может ли ребенок вызывать у родителей негативные чувства?
27. Считаю себя отзывчивой к призывам о помощи в своей семье.
2) Скорее не согласна.
28. У вас возникает иногда желание побыть в одиночестве?
29. Вам нравится проводить время в кругу семьи?
30. Ребенок имеет право на собственную точку зрения, и ему должно быть позволено ее высказывать.
2) Скорее не согласна.
31. Считаю себя компетентным родителем.
2) Скорее не согласна.
32. Я способна признать свою неправоту в отношениях в семье.
2) Скорее не согласна.
33. Я, как родитель, умею настоять на своем.
5) Нет, это мне несвойственно.
34. Я терпима к недостаткам членов моей семьи.
2) Скорее не согласна.
35. Всей семье будет лучше, если всю ответственность и заботу о ней возьмет на себя мать.
4) Скорее не согласна.
36. Согласны ли вы, что даже если муж и жена любят друг друга, то все равно они могут раздражать друг друга и ссориться?
2) Скорее не согласна.
37. Любите ли вы иногда прихвастнуть?
38. В семейной жизни для меня важно опираться лишь на собственные взгляды, даже если они противоречат общественному мнению.
2) Скорее не согласна.
39. Мой муж и я обычно обговариваем требования к ребенку и оказываем друг другу поддержку в вопросах воспитания.
2) Скорее не согласна.
40. Можете ли вы иногда веселиться в компании, не сдерживая себя?
41. По своей натуре я доброжелательна.
2) Скорее не согласна.
42. Родитель должен пользоваться уважением в семье.
2) Скорее не согласна.
44. Иногда вы ведете себя несдержанно?
45. Планировать домашнее хозяйство должна мать, так как она одна знает, что делается в доме.
4) Скорее не согласна.
46. Согласны ли вы, что если смеяться и шутить вместе с детьми, то это многое облегчает в семье?
2) Скорее не согласна.
47. Благополучие в семье важнее, чем хорошее состояние дел на работе.
1) Нет, работа не менее важна, чем семья.
5) Полностью согласна.
48. В нашей семье уделяется мало внимания обсуждению проблем воспитания детей.
4) Скорее не согласна.
Анкета выявления мотивации рождения детей.
1. Сколько Вам лет _______
3. Сколько детей у Вас в семье ________
4. Сколько братьев и сестер в Вашей родительской семье?________
5.Сколько детей Вы хотели иметь до вступления в брак?__________
6. Что способствовало рождению 3-го ребенка и последующих детей? (можно выбрать до 3-х вариантов)
Б) ожидание ребенка определенного пола (рождение пока не появится мальчик (девочка);
В) осознание того, что аборт – это убийство;
Г) моя родительская семья многодетная, поэтому я стремился (-ась) к такой же;
Д) привлекло материальное вознаграждение, льготы и т.д.
Е) обеспечение поддержки в старости («будет кому стакан воды подать»);
Ж) всегда хотел (-а) иметь много детей;
7. Хотели бы Вы, чтобы родился еще один ребенок?
А) да, мы планируем в ближайшее время / ожидаем;
Б) да, но чуть позже.
В) нет, но если случится беременность, аборт делать не будем;
Г) нет, ни в коем случае;
Д) другое (укажите, что именно) ________________________________
8. Если у Вас возникли какие-либо мысли или предложения, по поводу темы исследования, Вы можете поделится с ними ниже: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Анкета «Репродуктивное поведение россиян» (стр. 1 )
Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6
Дата проведения опроса число __ __ месяц _____________
Код субъекта Российской Федерации (по ОКАТО) __ __
Код населенного пункта (по ОКАТО) __ __ __ __ __ __ __ __ __
Номер анкеты (в пределах субъекта Российской Федерации) __ __ __ __
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ
«Репродуктивное поведение россиян»
Приглашаем Вас принять участие в специальном обследовании по вопросам семьи, рождения и воспитания детей, проводимом совместно с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. Просим Вас высказать Ваше личное мнение по ряду современных проблем семьи и детей в России.
Ваши ответы на предлагаемые вопросы будут использованы для разработки новых мер поддержки семьи и детей, повышения рождаемости в нашей стране.
Опрос полностью анонимный. Надеемся, что Вы ответите на наши вопросы, и заранее благодарим Вас.
2. МЕСЯЦ И ГОД ВАШЕГО РОЖДЕНИЯ _______________ (месяц) _______ (год)
3. СКОЛЬКО ЧЕЛОВЕК (ВКЛЮЧАЯ ВАС) ВХОДИТ В СОСТАВ ВАШЕЙ СЕМЬИ? (имеются в виду Ваши родственники, которые постоянно проживают вместе с Вами. Если Вы живете одна (один), поставьте цифру «1») ________
4. ВАШ УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ
1 – начальное общее (начальное)
2 – основное общее (неполное среднее)
3 – среднее (полное) общее
4 – начальное профессиональное (на базе среднего общего образования)
6 – неполное высшее профессиональное (незаконченное высшее)
7 – высшее профессиональное (высшее: бакалавр, специалист, магистр)
8 – послевузовское профессиональное
5. СОСТОИТЕ ЛИ ВЫ СЕЙЧАС В БРАКЕ?
1 – состою в зарегистрированном браке
2 – состою в незарегистрированном браке
3 – не состою, но раньше состоял(а)
4 – никогда не состоял(а) в браке Þперейти к вопросу 11
6. ЕСЛИ ВЫ СОСТОИТЕ СЕЙЧАС ИЛИ КОГДА-ЛИБО СОСТОЯЛИ В БРАКЕ, ТО, ВСПОМНИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, КОГДА ВЫ ВСТУПИЛИ В ПЕРВЫЙ БРАК? (укажите, пожалуйста, месяц и год начала Вашего первого брака, независимо от того, был ли он зарегистрирован или нет) _______________ (месяц) _______ (год)
Внимание! На вопросы 7–10 отвечают только те, кто сейчас состоит в браке, независимо от того, зарегистрирован брак или нет. Остальные переходят к вопросу 11.
7. ВАШ НЫНЕШНИЙ БРАК ПЕРВЫЙ ИЛИ НЕ ПЕРВЫЙ?
1 – первый Þперейти к вопросу 9
8. КОГДА ВЫ ВСТУПИЛИ В НЫНЕШНИЙ БРАК? (укажите, пожалуйста, месяц и год, независимо от того, был ли тогда Ваш брак зарегистрирован или нет)
_______________ (месяц) _______ (год)
9. ЕСЛИ ВАШ НЫНЕШНИЙ БРАК ЗАРЕГИСТРИРОВАН, ТО КОГДА? (укажите, пожалуйста, месяц и год регистрации Вашего брака) _____________ (месяц) ______ (год)
10. ЕСЛИ ВАШ БРАК НЕ ЗАРЕГИСТРИРОВАН, ТО СОБИРАЕТЕСЬ ЛИ ВЫ ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬ ЕГО В СЛЕДУЮЩИХ ВОЗМОЖНЫХ СЛУЧАЯХ? (дайте, пожалуйста, один ответ по каждой строке)
Мотивации деторождения беременных женщин в ракурсе становления материнской идентичности
Стоянова И.Я. (Томск), Магденко О.В. (Новосибирск)
Стоянова Ирина Яковлевна
– член научно-редакционного совета журнала «Медицинская психология в России»;
– доктор психологических наук, руководитель группы медицинской психологии в НИИ психического здоровья СО РАМН, профессор кафедры психологического консультирования и психотерапии на факультете психологии Томского государственного университета.
E-mail: Fiale@yandex.ru redo@mail.tomsknet.ru
Магденко Ольга Владиславовна
– научный сотрудник кафедры анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности Новосибирского государственного педагогического университета, сотрудник психологического центра перинатальной психологии г. Новосибирска.
Аннотация. Проблематика настоящего сообщения обусловлена актуальностью изучения репродуктивной мотивации у беременных женщин в качестве факторов, способствующих благополучному освоению роли матери, так и препятствующих становлению материнской идентичности. Значимость изучения психологических аспектов становления материнской ролевой идентичности у беременной женщины обусловлена необходимостью сохранения здоровья будущей матери и ребенку.
Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.
Актуальность изучения репродуктивных мотиваций у беременных женщин связана с наличием психологических, социальных и экономических противоречий, переживаемых в обществе и российской семье. Снижение репродуктивной функции семьи как ответ на социально-экономическую нестабильность коснулось, прежде всего, семей, проявляющих ответственность по отношению к детям (Саттеруэйт М., 2006).
Наиболее разбалансированным остается процесс рождаемости. В новых условиях наблюдается трансформация репродуктивного поведения женщин, что обусловлено ценностными установками, противостоящими традиционным этическим нормам, нарушающим устоявшиеся представления о роли матери и мотивации к деторождению.
Мотивационная сфера будущей матери как стержневое звено в психологической системе личности сфокусировала в себе всю сложность и противоречивость современной социальной ситуации. С одной стороны, желание женщины иметь ребенка и реализовать свое природное предназначение подкрепляется возможностью использовать материнский капитал. С другой стороны, даже временное прерывание профессиональной реализации (в связи с беременностью и рождением малыша) способствует снижению ее конкурентной способности и, следовательно, самооценки. К тому же ситуация на рынке труда делает женщин первыми жертвами увольнений, т.к. из-за перерывов, вызванных деторождением и уходом за ребенком, они становятся менее «выгодными» работниками (Родштейн М.Н., Рулина Т.К., 2010).
Подмена ценностей и приоритетов в пользу профессионального и материального благополучия, даёт женщине временное ощущение внутренней самодостаточности и самореализации в профессиональной сфере, что отдаляет её от истинно природного предназначения быть матерью. Комплекс социальных и личностных конфликтов, переживаемых современной женщиной, обостряет и затрудняет процесс адаптации к состоянию беременности, а также сопровождается трудностями ролевой идентификации становления новой, «не престижной» роли матери. Всё это влияет на психическое состояние беременной женщины при становлении материнской ролевой идентичности.
Обозначенный комплекс социальных и личностных противоречий способствует формированию кризиса идентичности, что проявляется в конфликтах мотивов и актуальных потребностей.
Материнская ролевая идентичность – целостная система социально-психологических характеристик, становление которой определяется отношением к принятию новой социальной роли матери.
В.С. Петров и М.М. Авакян (2001) отмечают скачкообразный характер личностных изменений беременной женщины в условиях дестабилизации социальной действительности. Исследователи акцентируют внимание на том, что формирование личностных новообразований у беременной женщины происходит на фоне необходимости решения определенных жизненных задач в сжатые сроки. Все это свидетельствует о том, что беременность является критическим периодом в развитии личности женщины, этапом кардинального пересмотра своих жизненных позиций и перспектив и сопровождается внутриличностными конфликтами. Маркером этих феноменов может являться репродуктивная мотивация женщины.
Репродуктивные мотивации – совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих индивида к достижению разного рода целей и смыслов, обусловленных рождением ребенка. Репродуктивная мотивация понимается как внутренне присущая идентификационным процессам составляющая. Она необходима для формирования Я-концепции и поиска своего жизненного смысла (Филиппова Г.Г., 2002; Скрицкая Т.В., Дмитриева Н.В., 2002; Захарова Е.И., 2003 и др.). Взаимозависимые цели и мотивы, порождаемые системой ценностных ориентаций и ценностно-операциональной структурой, составляют основу Я-концепции, своеобразное ядро личности беременной женщины (Коваленко-Маджуга Н.П., 2010).
Конструктивные репродуктивные мотивации включают стремление дать жизнь другому человеку со всей его уникальностью неповторимостью, переживание беременности как способа принадлежности к семейной системе, как выражения обоюдного желания супругов иметь ребенка, стремления быть матерью при психофизиологической готовности женщины к материнству, а также потребности в заботе о ребёнке и ощущении радости материнства.
Деструктивные репродуктивные мотивации проявляются в отношении к беременности как стремлении иметь существо, которое реализует мечты и планы матери, избежать одиночества, способу восполнения дефицита любви к самой себе. К этим феноменам также относятся мотивации беременности как соответствие социальным ожиданиям, способ сохранения отношений и удержания супруга в браке, достижение псевдодифференциации от родительской семьи, беременность как способ легализации брака, как основы для материальных или социальных благ, беременность ради сохранения собственного здоровья, беременность как отказ от настоящего.
Несмотря на значительное число исследований, посвященных становлению материнской ролевой идентичности, остаются недостаточно изученными психологические факторы, как способствующие, так и препятствующие формированию конструктивной репродуктивной мотивации, что определяет актуальность темы исследования. Значимость изучения психологических аспектов становления материнской ролевой идентичности у беременной женщины обусловлена необходимостью сохранения здоровья будущей матери и ребенку.
Целью настоящего сообщения является рассмотрение мотиваций деторождения у беременных женщин.
Материалы и методы исследования. В исследовании участвовало 76 женщин в возрасте от 19 до 38 лет со сроками беременности от 6 до 26 недель (I и II триместра беременности). Средний возраст – 26,5 лет. Исследование проводилось в Новосибирском Центре Новых Медицинских Технологий в Академгородке, Новосибирском Городском Перинатальном Центре, женской консультации ЦКБ СОРАН г. Новосибирска.
Исследовательская программа психодиагностики включала следующие методики и подходы: тест отношений беременной женщины (Добряков И.В.), опросник «Репродуктивных ролевых ориентаций деторождения» (Родштейн М.Н.), авторская анкета-опросник по изучению репродуктивных мотиваций у беременных женщин (Магденко О.В.), анализ дневниковых записей и речи.
Опросник отношений И.В. Добрякова создан на базе концепции о психологической компоненте гестационной доминанты (ПКГД). Это совокупность механизмов психической саморегуляции, которые проявляются у женщин при беременности. Они направлены на сохранение беременности (гестации) и создание условий для будущего ребёнка.
Психологическая диагностика репродуктивных мотиваций в период беременности необходима для того, чтобы выявить истинные причины, мотивы и обстоятельства, побудившие женщину к сохранению данной беременности и дополнить представление специалистов о психологическом состоянии и личностных особенностях беременной женщины, её отношении к будущему ребенку. Этот аспект является важным для дальнейшего проведения своевременной психологической коррекции деструктивных репродуктивных мотиваций.
Анализ литературных источников, посвященных изучению психологических особенностей беременных женщин, показал, что в настоящее время недостаточно представлены стандартизованные методы диагностики репродуктивных мотиваций. В этой связи была разработана авторская анкета-опросник репродуктивных мотиваций, апробация которого осуществлялась на базе Новосибирского Центра Новых Медицинских Технологий в Академгородке. Первым этапом построения анкеты-опросника было формулирование свойств изучаемого явления. На основании наблюдений за беременными женщинами, опроса, беседы, анкетирования, фактами повседневной жизни мы попытались сформулировать связь между поведением женщины в состоянии беременности и выяснением мотивов, причин и обстоятельств, которые побудили женщину к сохранению данной беременности. Анкета, состоит из 70 утверждений, относящихся к разным мотивам беременности. В анкете представлены наиболее значимые социальные, психологические и экономические мотивы, которые влияют на репродуктивную мотивацию. Данная анкета дает возможность выявления конструктивных и деструктивных репродуктивных мотиваций у беременных женщин разного возраста и в любом триместре беременности.
На основе наблюдений за беременными женщинами, анкетирования, бесед с ними, анализа «Дневников беременности», анализа речевой продукции беременных женщин были выявлены и дополнительно рассмотрены следующие репродуктивные мотивации: «потребность рождения ребёнка определённого пола», «рождение ребенка для получения поддержки в старости», «беременность по религиозным убеждениям».
Опросник «репродуктивных ролевых ориентаций деторождения» (Родштейн М.Н.) предусматривает изучение представлений женщин по двум шкалам. Первая шкала свидетельствует о показателях в континууме «генофилия-генофобия», вторая шкала – о «репродуктивной активности – репродуктивной пассивности». Эти базовые стратегии репродуктивных ролевых ориентаций деторождения определяют психологические возможности женщин управлять специфическими требованиями репродуктивной задачи, соответствующими или превышающими личностный ресурс.
Результаты исследования. Установлено, что для большинства женщин характерно проявление таких деструктивных репродуктивных мотиваций, как желание соответствовать социальным ожиданиям (21,05%), сохранять беременность ради собственного здоровья (18,42%), получения материальной выгоды (11,84%) и сохранения отношений. (7,89%). Также отмечаются мотивации беременности ради рождения ребёнка определенного пола (6,58%), как ухода от одиночества (5,26%), как протеста (2,63%), по религиозным представлениям (2,56%), для получения поддержки в старости (2,56%). В целом деструктивные репродуктивные мотивации в выборке исследования составляют 68 случаев (89,47%). Только у восьми чел. (10,53,%) отмечаются конструктивные мотивации деторождения – сохранение беременности ради самого ребенка.
Показатели субъективных предпочтений ролевых ориентаций деторождения представлены в таблице 1.
Предпочтения репродуктивных ролевых ориентаций деторождения у беременных женщин
Результаты исследования свидетельствуют о преобладании в выборке исследования страхов, связанных с рождением детей, отсутствие готовности к материнству, предпочтение материнству профессиональной карьеры, возможность полноценного существования без наличия детей, представления о том, что рождение ребенка – это помеха успеху. В этих предпочтениях нередко проявляется стремление женщин сохранить свою независимость, избежать материнства, защитить эгоистические цели в пользу карьеры и материального благополучия. Эти представления свидетельствуют о негативных установках, связанных с рождением детей.
Многие женщины реализацию репродуктивной функции связывают со страхами, тревогой, опасениями, что свидетельствует о психологической напряженности и состоянии фрустрации. Можно констатировать, что представленные ролевые ориентации деторождения являются результатом внутриличностного конфликтного взаимодействия доминирующих потребностей и репродуктивных мотиваций. Искажение ценностей материнства и деторождения нарушает становление материнской ролевой идентичности и свидетельствует о недостаточности психологической готовности к материнству.
Определение типа ПКГД может существенно дополнить представление об отношении к беременности и будущему ребенку. Данная информация помогает психологу определить условия, в которых вынашивается и рождается ребёнок, понять, как складываются отношения в семье в связи с рождением ребёнка. Всё это необходимо учитывать при проведении психокоррекционной работы.
В выборке исследования выявлены следующие типы психологического компонента гестационной доминанты: оптимальный тип – 19,74% случаев, гипогестогнозический тип ПКГД – 34,22%, эйфорический тип – 14,47%, тревожный тип – 26,31%, депрессивный тип – 5,26%.
Для оптимального типа ПКГД характерно ответственное, адекватное отношение к беременности, чувство радости при ощущении ребёнка, направленность на ожидание его рождения.
Гипогестогнозический тип характеризуется недостаточностью планирования рождения ребенка, случайной беременностью и отношением к будущему ребенку как нарушающему планы профессионального роста.
При тревожном типе ПКГД характерен высокий уровень тревоги и беспокойства по поводу собственного здоровья, его осложнений во время беременности, переживают за здоровье ребёнка, а также неуверенны в своей материнской роли. Они переживают за будущего ребенка, испытывают неуверенность по поводу ролевого вхождения в материнство.
Для женщин, длительное время лечившихся от бесплодия, более характерно эйфорическое отношение к переживаниям беременности. Они эмоциональны, демонстрируют чрезмерную любовь к ещё не родившемуся ребёнку, претенциозны, требуют от окружающих повышенного внимания, выполнения любых прихотей, подчеркнуто нуждаются в заботе (особенно со стороны мужа).
Для депрессивного типа психологического компонента гестационной доминанты характерно подавленное, угнетённое, мнительное состояние, что может привести к развитию патологических состояний. Женщины данной группы тяжело вынашивают беременность.
В целом дисгармоничные типы ПКГД представлены в выборке исследования в 80,23% случаев.
Таким образом, интегративные данные, полученные в результате психологического исследования мотиваций деторождения и отношения к беременности и будущему ребенку, позволяют выделить факторы риска при становлении материнской ролевой идентичности. К ним относятся отвергающее отношение к материнству, наличие негативной установки деторождения, преобладание деструктивных репродуктивных мотиваций, отсутствие психологической готовности к материнству. Выявлено искажение ценностей материнства, трудности в принятии новой роли матери, узкий репертуар самоидентификаций, преобладание дисгармоничных типов психологического компонента гестационной доминанты.
Результаты исследования имеют прогностическое значение в плане выявления комплексных психологических характеристик беременных женщин, позволяющих определить направления психологической помощи. Эти данные свидетельствуют о необходимости психологической работы, направленной на изменение деструктивной репродуктивной мотивации беременных женщин и обретение опыта в освоении роли матери.
Литература
Ссылка для цитирования
Стоянова И.Я., Магденко О.В. Мотивации деторождения беременных женщин в ракурсе становления материнской идентичности [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2012. – N 3 (14). – URL: http://medpsy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка» (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.