античная сюжетика большое общественное содержание являются ведущими положениями эстетики
Классицизм как художественное направление эпохи абсолютизма
Классицизм (от лат. Classicus — образцовый) появился во Франции конца XVII в. — времени утверждения абсолютизма. Именно абсолютизм, нашедший свое адекватное и законченное выражение в придворной аристократической культуре, определил основные черты эстетики классицизма. Именно абсолютизм, в политикеФранции ограничивавший личность государственными интересами и заставлявшийиндивидуальное приносить в жертву общественному, вывел на сцену нового героя — полководца, монарха, дворянина, поступки которого были вызваны общественной необходимостью (попутно отметим, что классицизм XVIII в. был связан с идеями Просвещения, выразил гражданские идеалы и показал абсолютно нового героя — представителя третьего сословия).
Идеологией классицизма во Франции стали рационалистическая философияР. Декарта, драматургия П. Корнеля, Ж. Расина, Ж.Б. Мольера, поэтика Н. Буало.
Ведущие положения эстетики классицизма XVII в.:
· Античная сюжетика. Сюжеты, характеры, идеи, формы, мифологияантичности были востребованы классицизмом, но они наполнялись новым историческим содержанием. Наибольшее влияние на классицизм оказали традиции поздней римской античности и философия римских стоиков, призывавших сохранять твердость духа в любой ситуации и подчинять личное внеличным целям. В архитектуре классицизма, а также в стилях ампири историзм, следовавших тем же традициям, но уже в условиях XIX в. были востребованы античный греческий портик, римская арка и купол.
· Большое общественное содержание (главная тема — конфликт общественного и личного, долга и чувства). Идеологической основой классицизма становятся концепции государственности, идеи патриотизма,воспроизведения человека, ставящего и достигающего высоких целей, человека, искренне предпочитающего собственным интересам интересы общественные, а личному счастью — установленные обществом нормы морали, человека, формой бытия которого становится опора на общество и сознательное служение ему и ощущающего свой союз с обществом как равноправный и добровольный. Этот конфликт между личным чувством и общественным долгом, составляющий сущность классицизма, выражен в пьесе Корнеля «Сид». Таким образом, личность и свобода индивида в эстетике классицизма приносится в жертву обществу (вспомним по аналогии, что в искусстве Средневековья личность подчинялась Богу, в искусстве Возрождения мерой свободы человека выступал сам человек, наделяющий себя волей к любым проявлениям этой свободы).
В противовес классицизму в стиле рококо, который развивался параллельно, акцентировалась камерность, интимность, предметы данного стилевого направления — веера, столовые приборы, ширмы, даже кареты — выглядят безделушками, украшенными прихотливым декором, а картины — как изысканныешпалеры, предназначенные для декорирования будуаров.
· Однако классицизм в то же время был дидактичным и назидательным, образы — схематичными и маскообразными. Это было связано со стремлением оценивать типическое выше индивидуального, а также ориентация на основополагающую категорию классицизма — категорию меры, сопрягающуюся с категорией нормы. Нарушение меры — основной вид конфликта, который характерен как трагическому, так и комическому его преломлению. Инструментом меры становится разум, обеспечивающий господство в нем «высшего порядка». Иллюстрацией подобного отношения к типизации и индивидуализации выразил Н. Буало:
Иной строчит стихи как бы охвачен бредом:
Ему порядок чужд и здравый смысл неведом.
Чудовищной строкой он доказать спешит,
Что думать так, как все, его душе претит.
Не следуйте ему.
Придется одолеть преграды на пути,
Намеченной тропы придерживаться строго:
Порой у разума всего одна дорога.
Эти строки свидетельствуют о том, что в классицизме краске с явной степенью превосходства противопоставлялась форма, оригинальному — типическое.
· Это господство типического и привело к четкости и ясности формы, которая характеризует все без исключения виды художественного творчества.
· В литературе особенности формообразования проявились в наличии правила трех единств (места, времени, действия), а также в иерархии жанров,различающихся как высокие: трагедия, эпопея, ода (Корнель, Расин, Вольтер), низкие: комедия, сатира, басня (Мольер, Лафонтен) и средние.
· В театральном искусстве четкость формы выразилась в торжественном статичном строе спектакля и размеренном чтении стихов.
· В архитектуре — в ясности и геометризме форм, лаконизме сочетания стены с ордером и сдержанным декором. В России традициям классицизма следовали зодчие не только XVIII в., но и XIX в., претворяя их в стилях ампир и историзм: Баженов, Казаков, Воронихин, Пименов, Росси, Монферран. В парковом дизайне эти принципы воплотились в строгости и симметрии планировки.
· В изобразительном искусстве ясность формы воплотилась в уравновешенности композиции, обобщенном плавном рисунке. ЖивописьЛоррена, Давида, Энгра, Пуссена прославляет человека, совершающего подвиги во имя нации и культуры, человека гордого и прекрасного, полногочувственно-привлекательной красоты. Французская академия живописи и скульптуры, открытая в 1648 г., провозгласила Пуссена лучшим художником и представила его идеальным образцом для подражания, находящимся вне критики. Однако работы последователей Пуссена, взявших для копирования формальные приемы мастера, оказались образцами холодного академического искусства.
Представителем голландской ветви классицизма становится живописьРембрандта Харменса ван Рейна, столь же выверенная и органичная по композиции. Излюбленным приемом художника стало изображение рук и лица человека, выступающих из темноты. Эта темнота воспринимается художником как разрушающая враждебная красоте сила, борьба с которой и становится задачей человека.
В музыке XVII в. классицизм сочетался с эстетикой барокко. Стремление создать завершенные, гармоничные конструкции, монументальные, ясные и благородно простые привело к формированию особой структуры оперы — seria,с ее определенной трактовкой речитативов secco и accompagnato, с ее явным предпочтением формы da capo, упорядоченностью характеров и ситуаций. Влияние классицизма у композиторов венской классической школы XVIII в. (Й. Гайдна, В.А. Моцарта, Л. ван Бетховена) привело к оформлению сонатно-симфоническогоцикла, утверждению сонатной формы и симфонизма как метода раскрытия жизненных противоречий, а также парного состава оркестра и основных принципов тембровой драматургии.
Эстетические учения античности
Развитие эстетической мысли античности было тесно связано с философией и прошло несколько периодов:
— зрелая классика (Сократ, Платон, Аристотель);
зыке. Эта теория изложена Пифагором в произведении, названном «Золотые стихи».
Учение пифагорейцев развивал Гераклит Эфесский, бравший за основу всего живого «вечно живой огонь». Конкретизируя понятие красоты, Гераклит говорит о гармонии как о единстве противоположностей. Она возникает и проявляется в борьбе противоположностей. Гармония по Гераклиту является основой красоты и имеет универсальный характер: мы видим ее в основе космоса, человеческих связей, она присутствует в искусстве. Гераклит подробно говорит о мере, которая носит всеобщий и универсальный характер.
Демокриту приписывается взгляд на искусство как на деятельность, подражающую поведению живых природных существ. По сути, это первая формулировка теории мимесиса, в которой искусство рассматривается как подражание.
Сократ,один из знаменитейших философов античности, считал, что:
• органы чувств лишены познавательной способности;
• эстетическая деятельность является целесообразной и ее результаты необходимо оценивать, прежде всего, с позиций их необходимости;
Платонсвои эстетические идеи изложил в диалогах («Федр», «Кра-тил», «Ион», «Гиппий Больший», «Пир», «Тимей», «Филеб» и др.). Платон был одним из первых, кто обратился к проблеме эстетических категорий, рассматривая их как парные категории. В целом основные идеи Платона заключаются в следующем:
как создают привлекательный вид путем слепого копирования чисто внешней формы истины, идеала или предмета;
• красота имеет три уровня: телесная, душевная и абсолютная;
• есть два вида творчества: божественное и человеческое;
• искусство есть сфера применения человеческого мастерства, дар богов, мудрость и наука;
• искусство в руках мудрого правителя может стать средством воспитания народа;
• сущность музыки может быть отражена с помощью морального и умственного критерия, а не просто объемом доставляемого удовольствия.
Основными трудами, излагающими эстетические идеи Аристотеля, являются «Поэтика» и «Политика». В отличие от Платона, Аристотель рассматривает прекрасное в материалистическом духе, как объективное качество вещей. Наиболее характерными признаками прекрасного он считает порядок (в пространстве), соразмерность и определенность в явлениях и предметах реального мира. Противоположностью прекрасного (безобразным) Аристотель считает неоформленность предмета, отсутствие в нем таких свойств, как целостность, единство, порядок, соразмерность.
Основные эстетические положения Аристотеля:
• степень обобщения служит мерилом высшего качества как в области научных знаний, так и в подражательном искусстве;
• порядок, симметрия и сведение всех частей в единое целое свойственны всем видам подражания, но трагедия является образцом;
• основными источниками искусства являются интерес человека к воспроизведению жизненных явлений и его любовь к творчеству;
• искусство достигает своей цели, когда доставляет удовольствие, а удовольствие меняет свои формы в зависимости от характера искусства, от вкусов и возраста публики;
• в трагедии можно выделить фабулу, характеры, разумность, сценическую обстановку, словесное выражение и музыкальную композицию. Трагедия должна раскрывать причинную связь явлений;
В александрийскую и римскую эпохи (эллинизм) появляется много трудов, посвященных изучению искусства: теоретических трактатов, исторических исследований, грамматик, каталогов и книг критического содержания.
Однако в это время было высказано некоторое количество новых эстетических идей, суть которых можно свести к следующему:
• выдвижение проблем истории и динамики искусства (Аристарх Самофракийский стал первым, кто начал объяснять литературные тексты, исходя из современных им общественных условий);
• красота трансцендентна (Плотин);
• признание красоты художественной формы как таковой и красоты природы;
• идеальный образ находится в голове художника, которому необходимо только найти соответствующую материальную форму (Цицерон);
• зависимость таких эстетических свойств, как грандиозность и изящество форм, от взаимодействия со зрителем;
• признание значения слова в поэзии как эстетической единицы в искусстве риторики (Теофраст «Поэтика»);
• признание произношения и звучания слова обратной стороной мысли (стоики);
• выделение пяти достоинств литературного стиля: безупречная правильность в употреблении греческого языка, ясность, лаконичность, точность и благородная манера выражения, свободная от просторечия (стоики);
• высшим критерием «чудесного порядка» музыкальных звуков служит ухо человека, действующее совместно с человеческим разумом (Аристоксен).
Идеалистическая линия эллинизма наиболее рельефно обозначилась в неоплатонизме (Плотин, Порфирий, Ямвлих и Прокл). Свои идеи Плотин
изложил в 54 трактатах, получивших название «Эннеады». Он утверждает, что рассмотрение прекрасного как соразмеренного и пропорционального является ошибочным, так как:
• существует множество вещей, воспринимаемых нами как прекрасное (золото, сияние звезд), лишенных пропорциональности;
• внутренняя красота человека мало соотносится с принципами пропорций (одно и то же лицо, изменяясь в разных ситуациях, может вызывать разные ощущения);
• непропорциональными оказываются многие явления духовного или общественного характера, воспринимаемые нами как прекрасные. Стоики выдвигают учение о симметрии как основе и сущности прекрасного в природе. Суть подражания природе по их мнению состоит в использовании художниками основных принципов и законов, по которым творит сама природа. Стоики признавали моральную ценность красоты. Они вводят в эстетическую теорию термин «изящество».
Если стоики представляли в эллинизме материалистическую линию, то у скептиков ясно определились субъективистские и индивидуалистические тенденции. В области эстетики скептики выдвинули тезис о равносильности всех суждений. Это привело их к критике и низвержению всех существующих теорий. Положительным моментом в их деятельности было развитие логики суждения и опровержения.
Представители эпикуреизма (Эпикур, Филодем и Тит Лукреций Кар) высказывают мысль о том, что искусство доставляет такое же удовольствие, как еда или питье, поэтому оно не может оказывать влияние на волю человека и при этом не является подражанием природе. Искусство возникло из потребностей людей и обусловлено подражанием природе.
В целом античные философы сформулировали главные проблемы эстетической мысли:
• об отношении эстетического сознания к действительности,
• о природе искусства,
• о сущности творческого процесса,
• о месте искусства в жизни общества и человека.