антонова пушкинский музей год рождения
Антонова пушкинский музей год рождения
Биография Ирины Александровны Антоновой
Ирина Александровна Антонова (20 марта 1922 года — 30 ноября 2020 года) возглавляла Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина с февраля 1961 года по июль 2013 года, когда была назначена президентом музея.
Будучи не только музейным, но и общественным деятелем, с 1992 года И.А. Антонова являлась почетным членом Международного совета музеев, академиком Российской академии образования, Российской академии художеств, почетным доктором Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ), заслуженным деятелем искусств РФ.
И.А. Антонова награждена орденами Трудового Красного Знамени, Октябрьской революции, Дружбы народов, «За заслуги перед Отечеством» I, II, III и IV степеней (полный кавалер ордена).
Лауреат Государственной премии РФ 1995 года.
Также она являлась командором ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой», командором ордена Искусств и литературы (Франция), кавалером ордена Почетного легиона.
За вклад, внесенный в развитие культурного сотрудничества между Японией и Россией, И.А. Антоновой был присужден орден Восходящего солнца (Золотая и Серебряная звезды).
И.А. Антонова выступала инициатором и возглавляла рабочую группу по подготовке концепции развития музея, создания Музейного городка, о котором мечтал его основатель Иван Владимирович Цветаев. По предложению Ирины Александровны к участию в работе по реконструкции музея был привлечен один из крупнейших мировых архитекторов, имеющий большой опыт в области современной музейной архитектуры, сэр Норман Фостер (Великобритания).
Под руководством И.А. Антоновой была разработана программа мероприятий к 100-летию ГМИИ им. А.С. Пушкина в 2012 году, получившая поддержку и финансирование Правительства РФ. Энергично осуществляя реализацию этой программы, Антонова руководила деятельностью музея по магистральным направлениям, включая проектирование и капитальное строительство, издательскую и выставочную программу, информационное обеспечение музейной деятельности. Благодаря ее инициативе в последние годы издан ряд систематических каталогов коллекций музея («Немецкий, австрийский и швейцарский рисунок XV–XX веков» в 2-х тт., «Французский рисунок конца XIX — XX века», «Коптские ткани», «Собрание живописи. Германия, Австрия, Швейцария XV–XX века. Дания, Исландия, Норвегия, Финляндия, Швеция XVIII–XX века», «Итальянский рисунок» в 3-х тт. и др.), осуществлен ряд масштабных выставочных проектов, завоевавших огромный зрительский интерес: «Встреча с Модильяни» (2007), «Тёрнер. 1775–1851» (2008), «Футуризм. Радикальная революция» (2008), «Пикассо в Москве» (2010), «Сальвадор Дали» (2011), «Кандинский и „Синий всадник“» (2011), «Караваджо» (2011), «Воображаемый музей. К 100-летию ГМИИ им. А.С. Пушкина» (2012), «1000 лет золота инков» (2013) и многие другие.
Высокая репутация И.А. Антоновой в музейном сообществе позволила музею представить у себя уникальные шедевры мировой живописи из крупнейших художественных собраний, которые чрезвычайно редко выдаются за рубеж. Это «Антея» Пармиджанино (Музей Каподимонте, Неаполь, 2007), «Святое семейство» Мантеньи (Государственные собрания Дрездена, 2009), «Портрет неизвестного с серыми глазами» Тициана (Галерея Палатина, Флоренция, 2008), «Дама с единорогом» Рафаэля (Галерея Боргезе, Рим, 2011), картины Караваджо из собраний Италии и Ватикана (2011), произведения прерафаэлитов из музеев и частных коллекций Великобритании и США (2013), шедевры Тициана из музейных собраний восьми городов Италии (2013).
При деятельном участии Антоновой был создан Попечительский совет музея.
Особое внимание Ирина Александровна уделяла работе детского центра «Мусейон».
По инициативе Ирины Александровны с 1967 года в ГМИИ им. А.С. Пушкина ежегодно проводится научная конференция «Випперовские чтения», посвященная памяти выдающегося искусствоведа Б.Р. Виппера. Особенность чтений — комплексное рассмотрение проблем искусства и культуры на основе материалов самых значительных выставок музея.
Существенным вкладом в художественную жизнь России стали «Декабрьские вечера» (с 1998 — «Декабрьские вечера Святослава Рихтера») — уникальный фестиваль искусств, возникший по инициативе С.Т. Рихтера и И.А. Антоновой и проводимый ежегодно с 1981 года. Его особенность — объединение в пределах одного пространства и времени пластических и музыкальных искусств.
На протяжении многих лет И.А. Антонова вела преподавательскую работу (отделение истории и теории искусства исторического факультета МГУ, Институт кинематографии, аудитория ГМИИ им. А.С. Пушкина, цикл лекций в Институте восточных языков в Париже и т.д.). Кроме того, всю свою творческую жизнь она успешно занималась популяризацией ГМИИ им. А.С. Пушкина: она — автор более 100 публикаций (каталожных и альбомных статей, сценариев научно-популярных фильмов, телевизионных передач и т.д.).
Занимаясь активной общественной деятельностью, И.А. Антонова вносила значительный вклад в развитие культурных связей с зарубежными странами. Будучи членом Международного совета музеев, в течение 12 лет исполняла обязанности вице-президента ИКОМ. С 1992 года — Почетный член этой авторитетной международной организации.
И.А. Антонова ушла из жизни 30 ноября 2020 года.
Антонова пушкинский музей год рождения
Ирина Александровна Антонова
Вечером 30 ноября 2020 года в возрасте 98 лет скончалась Ирина Александровна Антонова, президент ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Ирина Александровна посвятила Пушкинскому музею 75 лет своей жизни и стала его подлинным символом. В годы ее руководства музей превратился в важнейший культурный центр страны и завоевал широкое международное признание, здесь прошли десятки важнейших выставок, легендарным стал фестиваль «Декабрьские вечера Святослава Рихтера», созданный Ириной Александровной вместе с великим музыкантом сорок лет назад.
В годы Великой Отечественной войны, пройдя курсы медицинских сестер, И.А. Антонова работала в госпитале на Красной Пресне. Окончив МГУ, 10 апреля 1945 года она начала свой путь в ГМИИ им. А.С. Пушкина в должности научного сотрудника отдела западноевропейского искусства. В 1946–1949 годах Ирина Александровна училась в аспирантуре при музее. В ту пору областью ее научных интересов стало итальянское искусство эпохи Возрождения. С февраля 1961 по июль 2013 года она занимала должность директора, а затем – президента музея.
В минувшие десятилетия Пушкинскому музею под руководством И.А. Антоновой выпала уникальная миссия открыть нескольким поколениям отечественных зрителей сокровища мировой художественной культуры. Именно смелое решение Ирины Александровны сделало возможным проведение в ГМИИ эпохальной выставки «Москва — Париж. 1900–1930» (1981), которая в условиях жесткого идеологического контроля стала важнейшим прорывом к воссозданию подлинной картины русской художественной культуры ХХ века. Международный авторитет директора ГМИИ им. А.С. Пушкина сделал возможным показ в Москве самого знаменитого произведения мирового искусства – «Джоконды» Леонардо да Винчи (1974).
Среди других выставок, организованных под руководством Ирины Антоновой, необходимо упомянуть «Сокровища гробницы Тутанхамона» (1973), «Марк Шагал. К 100-летию со дня рождения художника» (1987), «Мир этрусков» (1990 и 2004), «Москва — Берлин. 1900–1950» (1996), «В сторону Пруста» (2001), «Россия — Италия. Сквозь века. От Джотто до Малевича» (2005), «Встреча с Модильяни» (2007), «Тёрнер. 1775–1851» (2008), «Альберто Джакометти» (2008) и многие другие.
В 1974 году, после капитального ремонта музея, Ирина Александровна инициировала крупнейший проект новой экспозиции музея. Преодолев критику профессионального сообщества, она приняла решение значительно сократить экспозицию слепков на втором этаже, чтобы расширить показ живописной коллекции, в том числе, произведений импрессионистов и постимпрессионистов.
За годы руководства музеем Ирины Антоновой его площадь значительно расширилась благодаря передаче целого ряда зданий в прилегающих кварталах. Это началось в далеком 1961 году, когда ГМИИ им. А.С. Пушкина получил нынешний Дом графики. Впоследствии Ирина Александровна выступила инициатором создания Музейного городка, о котором мечтал основатель музея Иван Владимирович Цветаев. Активные работы по реконструкции целого ряда зданий ведутся сейчас, и мечта Ирины Александровны найдет свое осуществление в ближайшие годы.
По инициативе Ирины Александровны с 1967 года в ГМИИ имени А.С. Пушкина ежегодно проводится научная конференция «Випперовские чтения», посвященная памяти выдающегося искусствоведа Бориса Робертовича Виппера. Особенность этого симпозиума — комплексное рассмотрение проблем искусства и культуры на основе материалов самых значительных выставок музея.
Ирина Александровна активно способствовала возвращению забытых имен коллекционеров, в частности Сергея Ивановича Щукина и Ивана Абрамовича Морозова, а также поддержала инициативу Ильи Самойловича Зильберштейна, открыв в январе 1994 года Музей личных коллекций (ныне — Отдел личных коллекций) в составе ГМИИ.
И.А. Антонова являлась почетным членом Международного совета музеев, академиком Российской академии художеств, Российской академии образования, почетным доктором Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ), заслуженным деятелем искусств РФ.
Ирина Александровна – полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», она была удостоена ряда государственных наград Советского Союза – орденов Октябрьской революции, Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, а также стала лауреатом Государственной премии РФ 1995 и 2017 годов.
И.А. Антонова является командором ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой», командором ордена Искусств и литературы (Франция), кавалером ордена Почетного легиона. За вклад, внесенный в развитие культурного сотрудничества между Японией и Россией, она была удостоена ордена Восходящего солнца (Золотая и Серебряная звезды).
В течение многих десятилетий музей было невозможно представить без Ирины Антоновой – ее непреклонной воли и вдохновенного энтузиазма. До последних своих дней Ирина Александровна жила жизнью музея, постоянно участвовала в обсуждении долгосрочных задач и текущих проектов, со свойственными ей страстью и последовательностью отстаивая свою точку зрения.
Для товарищей и коллег уход Ирины Александровны – колоссальная личная потеря, сравнимая с потерей родного человека. Для многих и многих посетителей музея, зрителей ее программ на канале «Культура», для всех просвещенных людей страны уход Ирины Александровны – окончание целой эпохи в культурной жизни России. За полвека своего руководства она сформировала современный облик ГМИИ им. А.С. Пушкина, воспитала поколения его сотрудников, и теперь миссия Пушкинского музея – продолжать ее благородное дело служения высокому искусству, поддержания связи времен и культур.
Марина Лошак, директор ГМИИ им. А.С. Пушкина:
Трудно представить себе Пушкинский музей без Ирины Александровны Антоновой, которая стала его неизменной составляющей, его лицом, его символом – частью мифа Пушкинского во всех его проявлениях. Она пришла в музей в 1945 году, будучи юной девушкой, и до сегодняшнего дня, за исключением нескольких месяцев этого года, связанных с коронавирусом, практически каждый день приходила в музей, и мы привыкли ощущать ее рядом. Даже когда не разговаривали с ней о делах, даже когда просто слышали шуршание бумаг или звук ее голоса за дверью ее кабинета, мы понимали, что она есть и ощущали ее присутствие. Присутствие человека очень эмоционального, очень открытого, любящего не на показ и очень строгого в своем отношении к жизни. Мне трудно назвать подобную нам институцию, которая так плотно срослась бы с образом человека, как Пушкинский музей и Ирина Александровна Антонова. Ирина Александровна была человеком абсолютно бесстрашным – бесстрашным как профессионал, бесстрашным как личность. Она на протяжении своей профессиональной жизни демонстрировала очень яркие шаги, сделанные навстречу новому, шаги человека, который готов рисковать. Это были поступки человека, который понимает, что дело и принципы важнее всего остального. Это происходило в довольно сложное время работы Ирины Александровны в музее – в советские годы, когда многое из того, к чему мы сейчас привыкли, было под запретом, поэтому особенно ценны ее завоевания: выставка «Москва — Париж. 1900–1930» (1981), выставка «Москва — Берлин. 1900–1950» (1996), выставки, связанные с именами крупнейших художников мира, приезд «Моны Лизы» в музей. Предшествовала всему этому и ее работа в период пребывания в ГМИИ коллекции Дрезденской галереи. Судьба этого человека каждым своим моментом жизни связана непосредственно с музейной историей, победной и уникальной. Нам, сотрудникам музея, будет очень недоставать ее, ее бескомпромиссного отношения к жизни, ее честного мнения, ее открытого забрала перед опасностью, ее умения отстраниться от сиюминутного и продемонстрировать отвагу. Нам будет не хватать этого человека, который, безусловно, часть нас и часть наших собственных жизней.
Причиной смерти Ирины Александровны послужила острая сердечно-сосудистая недостаточность, осложненная коронавирусной инфекцией. Ирина Александровна, согласно ее желанию, будет похоронена на Новодевичьем кладбище рядом c матерью и мужем. В связи со сложной эпидемиологической ситуацией прощание состоится в закрытом формате в музее в узком кругу близких людей.
Президент ГМИИ им. Пушкина Ирина Антонова: главное о 97-летней «железной женщине»
Хроника
Ирина Александровна Антонова — настоящая легенда: она всю жизнь руководила одним из лучших музеев страны — Государственным музеем изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Сейчас Антоновой 97 лет, и она по-прежнему активно работает, занимая должность президента музея. У нее репутация «железной леди», при этом о ней отзываются как об очень интеллигентном и жизнелюбивом человеке.
Недавно рассказ о жизни Ирины Александровны уже появился в блогах на «Сплетнике», и мы решили узнать еще больше подробностей о биографии этой легендарной персоны.
Ирина Антонова родилась в Москве. Ее отец был электриком, при этом, как она говорит, «прошел путь от монтера до человека, который получил высшее образование, но с младенческих лет любил литературу, музыку, театр». В свое время Александр Антонов возглавил Институт экспериментального стекла. В начале столетия вступил в большевистскую партию, и его дочь говорит, что была «очень советским ребенком»:
Была уверена, что живу в великой стране, которая строит великое будущее.
Мать Антоновой из Литвы. Она училась в Харьковской консерватории, прекрасно пела — даже оперные арии. Поскольку отец тоже любил музыку, с детства Ирина Александровна слышала в доме классику:
Отец покупал пластинки. В конце 20-х — начале 30-х мы жили в Германии несколько лет, папа работал в посольстве, и мы были завалены пластинками Тосканини и других.
Отец дружил с директором Большого театра Малиновской. Мы сидели в Большом очень часто. Точнее, я не столько сидела, сколько спала за ложей. Первый акт я выдерживала, но мне было шесть-семь лет.
Ирина Антонова с родителями
Познакомились родители Антоновой на войне, а потом вместе переехали в Москву:
Мама работала наборщицей в типографии. Ей приходилось работать и по ночам. А мы тогда как раз жили с ней одни, без папы. И мне, трехлетней, снились сны, как мама уходит от меня вслед за солдатами. Это был синдром одиночества маленького ребенка. Мы с мамой были большие подруги. Она умерла, когда ей было больше 100 лет. До последнего была на ногах,
— рассказала Антонова в интервью изданию «Только звезды».
В какой-то момент у отца Ирины Александровны появилась другая семья, в ней тоже родилась дочка — Галина. Впоследствии она стала известной художницей по стеклу. В детстве девочки три года провели вместе, когда их отца отправили по работе в Берлин.
А потом отец вернулся в нашу семью, но я всегда чувствовала напряженность в отношениях родителей,
— говорит Ирина Александровна.
Антонова в детстве мечтала стать балериной или артисткой цирка, но поступила на искусствоведческое отделение в Институт философии, литературы и истории, который через год после ее поступления объединили с МГУ. Во время войны она работала медсестрой.
В первый послевоенный год Ирина Александровна пришла работать научным сотрудником в ГМИИ имени Пушкина, окончив учебу.
О своих впечатлениях от нового места работы она рассказывает:
Когда я пришла работать в музей, сказала себе: «Долго я здесь не задержусь». Я любила искусство, но в 1945 году музей был пустой: картин на стенах не было, стояли ящики, еще не распечатанные. Только холод и весьма пожилой персонал — многим тогда было лет по пятьдесят. Я подумала: «Неужели они будут моими подружками? Какой кошмар!».
Через 16 лет работы в музее Антонова была назначена его директором.
В числе своих поводов для гордости на этом посту Антонова называет выставку 1981 года «Москва — Париж». В интервью для «Известий» она вспоминает:
Люди и не подозревали обо всех этих Малевичах, Филоновых и прочих. Это было открытие самих себя. Я вас уверяю, публика приходила не столько на французов, сколько на наше искусство. Был великий праздник, никто просто не верил, что это возможно.
По мнению Антоновой, ни одной выставке пока не удалось превзойти по популярности «Москву — Париж». В традиционной рубрике журнала Esquire «Правила жизни» Ирина Александровна говорила:
Вопрос, где делать выставку «Москва — Париж», обсуждался в Центре Помпиду. Фраза тогдашнего директора Третьяковки стала почти крылатой: «Через мой труп». Примерно так же отреагировала Академия художеств. Но я сказала следующее: «Знаете, коллеги, у нас такая подпорченная репутация из-за международных выставок, что эту я бы взяла на себя». Все облегченно вздохнули. С моей стороны это уже был поступок.
Как отмечает российский Vogue, Ирина Александровна к тому же была первой, благодаря кому моду в нашей стране приравняли к искусству: в 2007 году рядом с Давидом работы Микеланджело публике представили наряды Chanel, в 2011-м — показали выставку, посвященную Dior.
В целом Антонова всегда придерживалась принципа: публике нужно видеть великое искусство разных эпох, нельзя ее «кормить только одним каким-то продуктом»:
Конечно, надо показывать современное. Но мы это и делали: мы первыми показали Энди Уорхола, Марка Шагала, Сальвадора Дали, Билла Виолу, Йозефа Бойса. Мы сделали «Москву — Париж», «Москву — Берлин». Я уж не говорю о Пикассо, которого мы показывали с 1956 года вопреки всему. Наша сила в том, что, опираясь на все мировое искусство, мы выискиваем те новые явления, которые считаем нужным показать публике. И должны за них отвечать. Ведь мы это искусство рекомендуем, музеефицируем, включаем в орбиту великой истории культуры. Поэтому мы должны быть очень разборчивы. В этом разница между музеем и галереей. Когда что-либо новое показывает музей, на мой взгляд, это предполагает особую ответственность.
Ирина Александровна признается: она не жалеет, что вся ее жизнь оказалась связана с ГМИИ.
Я думаю, что музей — это фантастическое создание, это удивительный организм, особенно такой музей, в котором работаю я, — музей мирового искусства, где перед вами проходит вся мировая история искусства, начиная с Древнего Египта и кончая сегодняшним днем. Это дает каждому человеку, который долго работает в музее, как мне кажется, специальное измерение внутреннее: он соотносит себя со всем миром.
Летом 2013 года Антонова покинула пост директора ГМИИ по собственному желанию. Она говорит в интервью «Собеседнику», что на это у нее была «причина личного характера», но не скрывает, что на ее решение повлияла и ситуация с разделом коллекции Музея нового западного искусства. Еще в 1948 году по указу Сталина музей был ликвидирован как вредящий «воспитанию советского человека». Собрание музея перевезли в Пушкинский, но потом разделили: часть коллекции осталась там, часть переехала в Эрмитаж.
Антонова называет это катастрофой, поскольку произошел «раздел единой коллекции великого музея»:
А в результате Москва лишилась первого в мире музея современного искусства. Первого, потому что он был создан в 1923‑м, на пять лет раньше знаменитого нью-йоркского Museum of Modern Art. Когда я в 2012 году изложила проблему на встрече президента Владимира Путина с деятелями культуры, он, как мне показалось, отнесся к ней с пониманием.
Однако призывы Антоновой к восстановлению музея ни к чему не привели. По ее словам, та ситуация вызвала в ней «естественное отвращение», и вскоре она приняла решение уйти со своей должности. Но не стала отвергать предложение занять должность президента ГМИИ из-за нежелания покидать свой музей окончательно.
На этой должности, как говорит Антонова, свободного времени у нее стало еще меньше, появилось больше новых, интересных для нее проектов — научных, просветительских. Она продолжает вести лекции — в том числе специализированный курс для людей старше 55 лет. К тому же в музее постоянно проходят выставки, и в организации каждой Ирина Александровна принимает активное участие.
При этом она не боится выражать несогласие с решениями руководства ГМИИ. Так, в интервью трехлетней давности для ТАСС выразила свою позицию:
Проводится масса абсолютно ненужных, лишних выставок. Количество их зашкаливает. 40 выставок в год, 50. Куда столько? Ни один серьезный музей мира этого не делает. Три-четыре крупные выставки — норма.
На открытии выставки работ английского художника Уильяма Тернера: Ирина Антонова, Светлана Медведева, Александр Авдеев, Алишер Усманов и Ирина Винер
Ирина Александровна говорит, что, несмотря на ее довольно жесткий характер, в коллективе музея у нее никогда не было ни с кем конфликтов. По поводу того, что ее называют «железной леди», она высказалась в интервью для «Известий» так:
Просто я старалась никогда не врать моим коллегам, а когда говоришь, что думаешь, это не может всем нравиться. Но я понимала, что отвечаю за музей и должна добиваться результата, а потому настаивала. Помимо удовольствия я получаю за свою работу деньги — значит, должна делать дело. Но никто из-за меня не ушел из музея.
Взгляды на современное искусство
Ирина Александровна воздерживается от того, чтобы строго критиковать современных авторов, но говорит, что далеко не все, что представляется как искусство, она считает таковым:
Большое количество сегодняшних произведений на самом деле искусством не являются. Это какое-то другое измерение — тоже, если хотите, творческое, в том смысле, что придуманное, но это явление не художественное. Да, разумеется, я могу, как все люди, ошибаться, но я доверяю своему восприятию, которое прошло все-таки очень длинный путь. И моя задача — отделить искусство от неискусства.
Что касается восприятия искусства современным поколением, то Ирина Александровна говорит, что ее расстраивает одно: мы живем в «век репродукций», лишаясь прямого контакта с произведениями художников:
Знаю многих людей, кто судит о выставках по телепередачам, они говорят: ну мы же все видели, чего нам туда идти. Вот это прискорбно. Люди отвыкли от прямого общения с искусством, а всякая репродукция ущербна изначально. Поскольку для глубокого погружения и понимания искусства важно абсолютно все: манера и техника письма, цвет и насыщение полотна, которые никакой копией не передаются адекватно, размер подлинника и материал — мрамор, например, или бронза. Я уже не говорю, как важна атмосфера, особенно если это фреска или скульптура, которая стоит на площади в городе и рассчитана на небо, на погодные изменения.
По словам Ирины Александровны, она из тех людей, которые, разглядывая картину или слушая мелодию, могут растрогаться до слез:
Если глубоко погрузиться в мир, изображенный на полотне, можно даже всплакнуть, расчувствовавшись. Это из области сильного художественного переживания.
Так, рассказывает Антонова, она не смогла сдержать слез, разглядывая одну из картин Вермеера, такие же чувства вызывают у нее музыкальные шедевры — будь то Шестая симфония Чайковского, Адажиетто Малера или My Way Фрэнка Синатры.
Вот я бы хотела, чтобы, когда умру, сыграли эту мелодию,
— говорит она о легендарной песне американского певца.
По словам Ирины Александровны, когда тебе уже исполнилось 95, «можно уже не говорить ничего либо только чистую правду». Она признается, что в своем возрасте стала смотреть на мир совершенно по-новому, не так, как пару десятилетий назад. И считает, что долгие годы жизни — это дар, которым важно правильно распорядиться:
Если человек покидает грешную землю в 70, это нормально. Мой папа, например, прожил 72 года, а мама ровно 100. Было время заявить о себе, сделать что-то полезное для других. Все, что сверх 70, — вроде бы премия, бонус. Как распорядиться этим подарком? Лучше с умом. Обязательная программа закончилась, начинается произвольное катание,
— говорит Антонова в беседе с корреспондентом ТАСС. В том же интервью 2017 года она признается, что не боится умереть, а в жизнь после смерти не верит, называя себя убежденной атеисткой:
Да, живу долго, но не собираюсь жить вечно. Жизнь имеет смысл, пока работает голова и есть физические силы, чтобы следить за собой. Но могу вам честно сказать: мой возраст мне нравится. Только очень не хватает мужа.
Муж Ирины Антоновой Евсей Иосифович Ротенберг скончался в 2011 году в 91-летнем возрасте. Он тоже учился в ИФЛИ, где был одним из лучших студентов. Ирина Александровна рассказывала:
Его невозможно было застать без книги. Много читал и много смотрел — и это сделало его одним из самых глубоко разбирающихся в искусстве людей. Он — мой второй университет.
Они познакомились в ГМИИ, когда Антонова там уже работала. Брак продлился 64 года:
Конечно, мы и ссорились, и ругались, иногда весьма основательно. Но покинуть друг друга — нет, такого вопроса никогда не вставало. Он — счастливый шанс в моей жизни.
Антонова признается, что ей бы очень хотелось поговорить сейчас с супругом на самые разные темы, «начиная с последних событий в мире искусства и заканчивая избранием Трампа президентом».
Сын пары Борис — инвалид с детства, всю жизнь он жил с родителями. Сейчас Ирина Александровна живет с Борисом одна, ухаживать за ним помогает няня.
Я давно, с 1964 года, вожу машину, в субботу еду на рынок, в магазин, покупаю продукты, привожу домой и готовлю сама. Методы у меня скоростные, выработанные жизнью, которые обеспечивают мне возможность все это быстро делать,
Желаем нашей героине крепкого здоровья и такой же, как сейчас, бодрости духа!