апл комсомолец на дне фото внутри субмарины
Секрет ядерного гонщика: почему на самом деле затонула подлодка «Комсомолец»
К-278 затонула в Норвежском море 7 апреля 1989 года. Поднимать атомную субмарину после пережитого в 1986 году Чернобыля не торопились. Считалось, что подлодка лежит на глубине и не представляет опасности, но с такими выводами согласились не все.
Атака века: как советские морские волки затопили корабль с четырьмя тысячами нацистов
Малозаметности субмарины планировали достичь за счёт применения титана — при меньшей (относительно стальных сплавов) массе он мог выдерживать чудовищные нагрузки (в 20–30 раз больше) и в теории позволял подлодке погружаться на глубины, недоступные другим кораблям. Расчёты разработчиков подтвердились на практике — в 1985 году после выхода в море и начала испытаний на предельных режимах лодка смогла погрузиться на рекордную (даже для современного флота) глубину — 1027 метров.
СМИ: Американская подлодка была готова топить российские корабли у берегов Сирии
В 1989 году К-278 «Комсомолец» вышел в свою третью «автономку». По плану экипаж должен был провести корабль через районы патрулирования ВМС США и НАТО и выйти в район Лабрадорского моря. Поход прошёл по плану, но на базу «Комсомольцу» вернуться было уже не суждено: 7 апреля 1989 года на глубине 380 метров в одном из отсеков «Комсомольца» начался пожар. Попытка потушить его силами экипажа закончилась безрезультатно, и командир корабля приказал всплывать. Быстрое всплытие с максимальной глубины было «визитной карточкой» К-278, и до глубины 150 метров аварийное всплытие шло как на учениях. Однако через пару минут сработала аварийная защита реактора. И у подлодки внезапно «пропала тяга». Огромная субмарина водоизмещением 8,5 тысячи тонн камнем пошла ко дну — туда, откуда её отчаянно пытались вытащить члены экипажа.
При попытке продуть главный балласт (с его помощью подлодка всплывает на поверхность) произошла новая авария — трубопровод, по которому подаётся воздух, оказался повреждён. Воздух под огромным давлением хлынул в отсеки и сработал как поддувало в огромной печи. К тому моменту, как «Комсомолец» всплыл на поверхность, внутри подлодки уже горели шестой и седьмой отсеки, а через несколько минут после всплытия пожар охватил и три соседних — второй, третий и пятый отсеки. Через 20 минут после всплытия экипажу «Комсомольца» удалось отправить сообщение в штаб флота, и практически сразу «в ружьё» поставили все спасательные службы. После единственного сообщения на берег по субмарине пронеслась «волна» коротких замыканий — на корабле пропала вся связь, в том числе и аварийная — последний «мостик» на большую землю был сожжён пожаром.
Через несколько часов после всплытия «Комсомолец», и без того набравший лишней воды во время всплытия и получивший крен на левый борт, внезапно начал «заваливаться» назад — в системе сброса давления кормовых балластных цистерн случился сбой, и лодка начала «заглатывать» тонны морской воды. Подводники, до последнего ожидавшие, что к ним на помощь придут спасатели Северного флота, не надевали жилеты и опомнились лишь в тот момент, когда оказались по колено в ледяной воде. Через пятнадцать минут набравшая воды субмарина начала резко крениться и «встала свечкой» — вертикально, как «Титаник» во время крушения. В таком положении подлодка простояла десять минут, а затем со страшным грохотом пошла ко дну, забирая с собой всех, кто оставался внутри и не успел отплыть на безопасное расстояние.
К-278 затонула на глубине 1658 метров. Жертвами трагедии стали 42 подводника. Большинство моряков утонули и замёрзли в ледяной воде Норвежского моря, другие погибли в пожаре, ещё трое скончались уже на борту подоспевших на помощь кораблей. Спасти удалось 27 человек.
Мичман Виктор Слюсаренко: «Я всплыл с 1000 метров. «
И начинает рассказ.
Путь к причалу
Я родом из поселка Гнивань Винницкой области. Там работал фрезеровщиком на заводе в Гнивани, там записался в секцию подводного плаванья. Потому и призвали на флот. Служил на Северном срочную да так и остался там. А после свадьбы уехал в Кронштадт.
Тогда же и попал на «Комсомолец».
«Пожар в седьмом отсеке!»
В этот момент лодка накренилась. И пошла ко дну.
Шанс для пятерых
Нас там оказалось пятеро.
Всплытие
Мичман Юдин не смог вовремя натянуть ИДА, мы с матросом Черниковым бросились к нему. Потом к командиру, он тоже не надел ИДА и умирал. И в это время прозвучал громкий хлопок. Наша камера всплыла на поверхность за несколько минут, стрелка глубиномера показала 0.
Внутреннее давление сорвало люк, и моего товарища Черникова выбросило на высоту примерно 30 метров. Ударившись сверху о воду, он умер сразу от разрыва легких. Меня тоже подбросило вверх, но я сумел ухватиться за горловину люка и удержаться.
Камера начала тонуть, и я попросту спрыгнул в воду.
В ледяной воде люди умирают через 15-20 минут. Я продержался 40. Мимо прошло судно, но в волнах меня не заметили. Но кто-то углядел оранжевый мешок погибшего Черникова, и тогда спасатели увидели меня. И направили к небольшому надувному плоту, за который держались мои товарищи. Их было около 60 человек.
Подходили суда. Но спасти удалось не всех. Люди умирали, даже когда их переносили на палубу. Переохлаждение, потеря сил.
Нас отогрели, покормили. Я плохо это помню. Только почувствовал облегчение, когда натерли коньяком ноги, которых не чувствовал.
Хождение за три глубины АПЛ «Комсомолец». Лишь одна субмарина в мире опустилась на 1000 метров (3 фото)
Но экипаж К-278 находился под защитой сверхпрочного титанового панциря.
О том, что это был за корабль, рассказывает бывший начальник Технического управления Северного флота контр-адмирал-инженер Николай Мормуль:
Строилась лодка долго. Корпус был изготовлен из чистого титана, и в ходе освоения этого металла возникало множество трудностей. Он агрессивен к другим металлам, и сопряжение титановых конструкций с серийным оборудованием требовало новых технических решений. При насыщении титана водородом образовывались трещины, поэтому сварка производилась в особой газовой среде. Однако когда лодка прошла глубоководные испытания на столь ошеломляющей глубине, все усилия оказались оправданными.
Рассказывает старшина команды штурманских электриков К-278 мичман запаса Вениамин Матвеев:
— В тот день с глубиномера в центральном посту была оторвана черная бумажка, закрывавшая на его шкале секретности ради цифры предельной глубины. Мы ахнули: 900, 1000, 1100 метров. Это же вдвое больше, чем может погружаться обычная атомная подлодка!
Встал рядом с другом.
Когда открыли передние крышки торпедных аппаратов, увидели, как дрогнули от напора глубины задние. Дрогнули, но чудовищное забортное давление удержали. Торпеда вышла нормально. А давление нарастало. Гребные валы вдруг изогнулись, потом снова приняли свою форму. Дейдвудные сальники кувалдами подбивали. Линолеум на палубах вспучивался.
Штурман К-278 капитан 3-го ранга Александр Бородин:
— Гидроакустик, который обеспечивал наше погружение с надводного корабля, качал потом головой: «Я из-за вас чуть не поседел. Такой скрип стоял, такой скрежет. » Но наш прочный корпус выдержал. Обжатие его было таким, что мою железную койку выгнуло, как лук.
На 700-метровой рабочей глубине вывели реактор на 100-процентную мощность. Наконец боцман, управлявший горизонтальными рулями, доложил:
И они ушли на глубину 1027 метров, туда, где еще никогда не вращались гребные винты подводных лодок.
По злой прихоти судьбы через пять лет подводный рекордсмен навсегда уйдет именно в эту котловину на дне Норвежского моря. Но тогда они были на вершине победы.
На рулях глубины в тот исторический день сидел боцман атомарины мичман Вадим Полухин. Это, подчиняясь его рукам, уходила атомарина на рекордную глубину. Он сидел в каске, чтобы, не дай бог, какой-нибудь срезанный давлением болт не угодил в голову.
Мичман запаса Вениамин Матвеев:
— Штурман, что у тебя с перископом? Поднять зенитный!
О выполнении важнейшего испытания было доложено главнокомандующему ВМФ СССР Адмиралу Флота Советского Союза Сергею Горшкову и членам правительства. О том небывалом и до сих пор непревзойденном рекорде не трубили в газетах. О нем узнали лишь тогда, когда атомная подводная лодка К-278 навсегда скрылась в пучине Норвежского моря, быть может, в том самом месте, где и был поставлен главный мировой рекорд подводного судостроения в XX веке.
Мичман запаса Вениамин Матвеев:
Полковник медицинской службы Евгений Никитин, автор книги «Холодные глубины», высказался на этот счет более определенно:
— Вернувшийся с испытаний корабль посетил командующий Северным флотом адмирал Иван Матвеевич Капитанец. Он поздравил всех с успешным проведением главных испытаний, назвал экипаж перед строем «экипажем героев» и приказал представить всех его членов к государственным наградам.
Тихо и безрадостно закончил он свою флотскую службу капитаном-диспетчером заводской гавани в Северодвинске.
И все-таки капитан 1-го ранга Юрий Зеленский был первым в мире подводником, который увел свой корабль за километровую отметку глубины. Запомним это навсегда.
«Не надо ничего там бередить» Радиация затонувшей АПЛ «Комсомолец» угрожает жизни людей. Почему ее не торопятся поднять
Экспедиция к затонувшей в Норвежском море советской атомной подводной лодке (АПЛ) К-278 «Комсомолец» обнаружила локальную утечку радиации. В настоящее время специалисты изучают взятые с морской глубины образцы и заявляют о безопасности акватории для рыболовства. Однако уже в обозримой перспективе затонувшие российские (советские) АПЛ могут спровоцировать ухудшение экологической обстановки в регионе. Почему — рассказывает «Лента.ру».
Чтобы лучше спалось
АПЛ К-278 «Комсомолец» проекта 685 «Плавник» затонула 7 апреля 1989 года на глубине 1680 метров в 180 километрах к югу от острова Медвежий в Норвежском море. Из 69 находившихся на субмарине человек погибли 42. Считается, что катастрофу спровоцировал пожар в седьмом (кормовом) отсеке субмарины, однако внятного и однозначного объяснения причин инцидента власти до сих пор не предоставили.
Дело труба
В начале июля в рамках программы арктического мониторинга Arctic Monitoring and Assessment Programme (AMAP) подлодку «Комсомолец» изучал телеуправляемый необитаемый подводный аппарат (ТНПА) Ægir 6000 научно-исследовательского судна G. O. Sars. ТНПА провел визуальное исследование подлодки, а также взял пробы воды и придонного грунта. Целью экспедиции, организованной Норвежским агентством по радиационной и ядерной безопасности и Институтом морских исследований (Норвегия) при участии Центра радиоактивности окружающей среды (Норвегия) и научно-производственного объединения «Тайфун» (Россия), стало исследование радиационной обстановки вблизи затонувшей подлодки.
Согласно предварительным данным, обнародованным специалистами, наибольшая удельная объемная активность цезия-137, составившая 800 беккерелей на литр, наблюдалась в образце воды, взятом непосредственно из вентиляционной трубы реакторного отсека субмарины. Данный показатель в 800 тысяч раз превышает естественный уровень радиации в Норвежском море, равный 0,001 беккереля на литр. Показатель радиоактивности другой пробы, взятой из той же вентиляционной трубы, как ранее сообщали ученые, составил 100 беккерелей на литр.
Содержание радионуклидов в других пробах оказалось значительно ниже. Например, заборы, проведенные на высоте нескольких метров над вентиляционной трубой, не продемонстрировали значимого превышения допустимого уровня радиации. Подобные результаты позволили специалистам предположить, что утечка радиации связана с пылевым облаком в районе вентиляционного отверстия, которое легко просматривается на видео с Ægir 6000, а разброс полученных значений удельной объемной активности обусловлен переносами водных масс. Такое объяснение фактически предполагает, что при сохранении текущей обстановки в регионе находящийся на морском дне радиоактивный К-278 «Комсомолец» не представляет угрозы.
Пока угрозы нет
Полученные предварительные данные не удивили ученых. Только Россия с момента аварии провела семь экспедиций к К-278 «Комсомолец». Последнее российское погружение к субмарине состоялось в марте 2007 года. Тогда же и была подтверждена утечка радиации в районе одной из вентиляционных труб реакторного отсека, ранее фиксируемая в российских и норвежских экспедициях.
Поскольку К-278 «Комсомолец» находится на глубине 1680 метров, где практически отсутствуют течения и крайне мало морских животных, вероятность попадания радиоактивных веществ в трофическую цепь человека ученые считают очень низкой. Тем не менее действующие в Норвегии нормы (измененные после аварии на Чернобыльской атомной электростанции, ЧАЭС, в апреле 1986 года) устанавливают предельную удельную объемную активность в пищевых продуктах в 600 беккерелей на килограмм, что все же ниже, чем наблюдаемый максимальный уровень радиации от АПЛ.
«Загрязнение разрежается крайне быстро, что видно в отобранной нами воде. Во всех пробах, взятых не вблизи вентиляционной трубы, загрязнение не обнаружено», — сказала The Barents Observer руководитель экспедиции к К-278 «Комсомолец» Хильде Элисе Хельдал. Специалист подчеркнула важность регулярного мониторинга радиационной обстановки вокруг субмарины, поскольку Норвежское и Баренцево моря выступают одними из основных источников рыбы в Европе и имеют важное экономическое значение для Норвегии и России.
Лицо кирпичом
Реакция некоторых российских комментаторов на экспедицию норвежцев традиционно оказалась своеобразной. «Если посмотреть внимательно на опубликованные норвежцами снимки, то мы отчетливо видим, как щуп аппарата проникает внутрь лодки, но это недопустимо! Корпус играет роль саркофага, как в Чернобыле. А норвежцы, получается, проникли внутрь и теперь еще удивляются, что уровень радиации вырос тысячекратно», — заявил «Московскому комсомольцу» редактор журнала «Арсенал отечества» Алексей Леонков.
Отметился и бывший командующий Северным флотом адмирал Вячеслав Попов, руководивший операцией по спасению АПЛ К-141 «Курск», утонувшей 12 августа 2000 года со 118 членами экипажа в Баренцевом море в 175 километрах от Североморска на глубине 108 метров. «Не может такого быть, чтобы без каких-то видимых причин фон в районе реактора вдруг возрос и превысил норму в сто тысяч раз», — сказал «Московскому комсомольцу» военный. По его мнению, «океан сам по себе хорошая защита» и «не надо ничего там бередить, ворошить, чтобы не возникло никаких осложнений». Справедливости ради нельзя не отметить, что Попов, сегодня заседающий в Мурманской областной думе, в свое время умолчал об остававшихся в живых после взрыва торпеды 65-76А («Кит») в девятом отсеке К-141 «Курск» 23 подводниках.
В отличие от военных комментаторов, российские ученые оказались сдержаннее. «Информация о превышении нормы в сто тысяч раз кажется нам странной. Уровень там, как я видел [из сообщений СМИ] — 800 беккерелей. Обычно в морской воде 2-4 беккереля. Это не в пищу уж точно. Важно дождаться радионуклидного анализа», — сказал ТАСС заместитель генерального директора «Тайфун» Владимир Булгаков. По его словам, последняя экспедиция к К-278 «Комсомолец» была исключительно норвежской, а с российской стороны в ней принимал участие всего один эксперт, который наблюдал за методами работы скандинавских коллег.
Доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник Международной лаборатории по изучению климата, землепользования и биоразнообразия Тюменского государственного университета (ТюмГУ) Александр Хаустов в беседе с «Интерфаксом» напомнил об отложенном эффекте накопления малых доз радиации. «Малые дозы приносят отдаленный эффект. То есть мы не знаем, какие последствия — они могут проявиться через 15-20 лет. Как сейчас в Чернобыле рождаются телята с двумя головами — вот это все отдаленные последствия», — отметил ученый.
Цветочки и ягодки
Руководитель международной общественной организации Bellona Foundation норвежский эколог Фредерик Хауге напомнил The Barents Observer, что еще в 1990-х годах фонд Komsomolets Foundation, организованный петербургским центральным конструкторским бюро морской техники «Рубин» (разработчик российских АПЛ) и нидерландскими компаниями Mammoet и Smit International (при их участии поднимался К-141 «Курск»), счел трудновыполнимым подъем К-278 «Комсомолец». «В то время мы пришли к выводу, что поднять субмарину технически невозможно. Тросы длиной около 1700 метров будут слишком тяжелыми», — сказал ученый.
Хауге согласился с Элисе Хельдал в том, что радиационное загрязнение от К-278 «Комсомолец» практически не скажется на пищевой цепочке человека. Между тем эколог обратил внимание на гораздо более серьезную и актуальную на сегодняшний момент угрозу, исходящую от еще одной российской АПЛ — находящейся на глубине 248 метров в Баренцевом море севернее Кольского залива в местах рыбного промысла субмарине К-159 проекта 627А «Кит». Проржавевшая советская субмарина 30 августа 2003 года якобы из-за шторма утонула по пути буксировки из отстойника в закрытом городе Островной (Мурманская область) на плановую утилизацию в город воинской славы Полярный. В результате инцидента погибли девять человек.
Любопытно, что на утилизацию К-159 и других 15 атомных субмарин из отстойника западные страны выделили России около 200 миллионов долларов. По словам руководителя операции по буксировке К-159 капитана второго ранга Сергея Жемчужнова, впоследствии обвиняемого в инциденте с АПЛ (в 2005 году уголовное дело в отношении военного из-за недоказанности было прекращено), зарубежные «деньги требовалось как можно быстрее освоить, отрапортовав в Москву об очистке баз Северного флота».
В интервью «Коммерсантъ» военный рассказывал, что понтоны-двухсоттонники ССП-200, с помощью которых подлодка держалась на плаву, были изготовлены в 1940-х годах, предназначались для подъема кораблей, а не буксировки и крепились к проржавевшему «корпусу, прочность которого в некоторых местах была сопоставима с прочностью обыкновенной фольги». «Конструкция, созданная из таких деталей, вряд ли может считаться надежной. Но так как я по образованию не являюсь судоводителем, в данном случае я полагался на мнение специалистов, которые готовили проект и осуществляли контроль за подготовкой АПЛ к переходу», — утверждал Жемчужнов.
К-159, как отмечается в презентации Курчатовского института, представляет серьезную актуальную опасность для радиационной обстановки в Баренцевом море. Причина этого заключается, помимо сравнительно неглубокого залегания субмарины и неудовлетворительного состояния ее корпуса, в самом устройстве АПЛ, где фактически отсутствуют надежные защитные барьеры между отработавшим ядерным топливом (ОЯТ) и морской средой.
Все для людей
Материалы по теме
Военная тайна
Однако, например, еще в августе 2011 года мурманские «Вести» сообщали, что К-159 содержит 800 килограммов отработавшего ядерного топлива, в связи с чем «Росатом» решил поднять эту и «еще одну атомную подводную лодку, которая потерпела крушение на востоке Карского моря».
В октябре того же года руководитель проектного офиса комплексной утилизации АПЛ дирекции ядерной и радиационной безопасности госкорпорации Анатолий Захарчев заявил РИА Новости, что подъем К-278 «Комсомолец» Россия самостоятельно в ближайшие десять лет провести не сможет, а перед этим имеет смысл извлечь советскую К-27 — единственную АПЛ проекта 645 ЖМТ с жидким металлом в качестве теплоносителя, у которой еще в мае 1968 года в реакторе левого борта произошел перегрев тепловыделяющих элементов. Тогда аварийный корабль на реакторе правого борта сумел добраться до базы. В результате инцидента погибли девять человек, остальные члены экипажа были переоблучены. В сентябре 1981 года К-27 с законсервированными реакторами затопили у полуострова Степового в Карском море, где до сих пор субмарина и находится на глубине около 70 метров.
Стоимость работ по извлечению К-27 Захарчев оценил в «50 миллионов долларов плюс-минус 10-15 миллионов». Для сравнения, подъем К-141 «Курск» во второй половине 2001 года обошелся всего в 100 миллионов долларов. После этого Россия ни разу не поднимала ни одну свою затонувшую АПЛ.
Хождение за три глубины АПЛ «Комсомолец»
О том, что это был за корабль, рассказывает бывший начальник Технического управления Северного флота контр-адмирал-инженер Николай Мормуль:
Строилась лодка долго. Корпус был изготовлен из чистого титана, и в ходе освоения этого металла возникало множество трудностей. Он агрессивен к другим металлам, и сопряжение титановых конструкций с серийным оборудованием требовало новых технических решений. При насыщении титана водородом образовывались трещины, поэтому сварка производилась в особой газовой среде. Однако когда лодка прошла глубоководные испытания на столь ошеломляющей глубине, все усилия оказались оправданными.
Рассказывает старшина команды штурманских электриков К-278 мичман запаса Вениамин Матвеев:
— В тот день с глубиномера в центральном посту была оторвана черная бумажка, закрывавшая на его шкале секретности ради цифры предельной глубины. Мы ахнули: 900, 1000, 1100 метров. Это же вдвое больше, чем может погружаться обычная атомная подлодка!
Встал рядом с другом.
Когда открыли передние крышки торпедных аппаратов, увидели, как дрогнули от напора глубины задние. Дрогнули, но чудовищное забортное давление удержали. Торпеда вышла нормально. А давление нарастало. Гребные валы вдруг изогнулись, потом снова приняли свою форму. Дейдвудные сальники кувалдами подбивали. Линолеум на палубах вспучивался.
Штурман К-278 капитан 3-го ранга Александр Бородин:
— Гидроакустик, который обеспечивал наше погружение с надводного корабля, качал потом головой: «Я из-за вас чуть не поседел. Такой скрип стоял, такой скрежет. » Но наш прочный корпус выдержал. Обжатие его было таким, что мою железную койку выгнуло, как лук.
На 700-метровой рабочей глубине вывели реактор на 100-процентную мощность. Наконец боцман, управлявший горизонтальными рулями, доложил:
И они ушли на глубину 1027 метров, туда, где еще никогда не вращались гребные винты подводных лодок.
По злой прихоти судьбы через пять лет подводный рекордсмен навсегда уйдет именно в эту котловину на дне Норвежского моря. Но тогда они были на вершине победы.
На рулях глубины в тот исторический день сидел боцман атомарины мичман Вадим Полухин. Это, подчиняясь его рукам, уходила атомарина на рекордную глубину. Он сидел в каске, чтобы, не дай бог, какой-нибудь срезанный давлением болт не угодил в голову.
Мичман запаса Вениамин Матвеев:
— Штурман, что у тебя с перископом? Поднять зенитный!
О выполнении важнейшего испытания было доложено главнокомандующему ВМФ СССР Адмиралу Флота Советского Союза Сергею Горшкову и членам правительства. О том небывалом и до сих пор непревзойденном рекорде не трубили в газетах. О нем узнали лишь тогда, когда атомная подводная лодка К-278 навсегда скрылась в пучине Норвежского моря, быть может, в том самом месте, где и был поставлен главный мировой рекорд подводного судостроения в XX веке.
Мичман запаса Вениамин Матвеев:
Полковник медицинской службы Евгений Никитин, автор книги «Холодные глубины», высказался на этот счет более определенно:
— Вернувшийся с испытаний корабль посетил командующий Северным флотом адмирал Иван Матвеевич Капитанец. Он поздравил всех с успешным проведением главных испытаний, назвал экипаж перед строем «экипажем героев» и приказал представить всех его членов к государственным наградам.
Тихо и безрадостно закончил он свою флотскую службу капитаном-диспетчером заводской гавани в Северодвинске.
И все-таки капитан 1-го ранга Юрий Зеленский был первым в мире подводником, который увел свой корабль за километровую отметку глубины. Запомним это навсегда.
Вместо послесловия к этой истории приведу слова Героя Советского Союза вице-адмирала Евгения Чернова: «По поводу ситуации, сложившейся с оценкой службы основного экипажа глубоководной подводной лодки К-278 Северного флота и его командира капитана 1-го ранга Ю. А. Зеленского, при испытаниях подводной лодки погружением и плаванием на предельной глубине 1000 метров.
Командующий Северным флотом адмирал И. М. Капитанец приказал подготовить наградные документы на всех членов экипажа, что и было сделано немедленно.
В конце 80-х годов капитан 1-го ранга Зеленский был назначен на тупиковую должность в Северодвинск и там же уволен в запас. Его взял на работу диспетчером по части буксиров генеральный директор СМП Д. Г. Пашаев. Зеленский «виноват» в том, что не дал в обиду свой корабль при установлении причин его катастрофы. Главком Куроедов выделил ему квартиру во Всеволожском районе Ленинградской области. »
АПЛ ПРОЕКТА 685 «ПЛАВНИК»
Для экстренного (в течение 20-30 с.) создания положительной плавучести на больших глубинах при поступлении внутрь лодки забортной воды была установлена система продувания балласта одной из цистерн средней группы при помощи пороховых газогенераторов. Носовые горизонтальные рули выдвижные. Было решено отказаться от торпедопогрузочного люка и прочной рубки. Вход в лодку осуществлялся через ВСК (всплывающую спасательную камеру). Все это позволило свести к минимуму число отверстий в прочном корпусе.
Лодка имела шесть носовых 533-мм ТА с устройством быстрого заряжения. Каждый ТА имел автономное пневмогидравлическое стреляющее устройство. Стрельба могла производиться на всех глубинах погружения.
Боекомплект состоял из 22 единиц (торпеды и ракетоторпеды). Типовой вариант загрузки ТА был следующий: 2 торпеды САЭТ-60М, 2 ракетоторпеды РК-55, 2 реактивные торпеды ВА-111 «Шквал». На стеллажах находились шесть ракетоторпед и десять торпед. Выдачу целеуказания для применения ракетоторпедного вооружения осуществлял ГАК «Скат».
Лодка получила тактический номер К-278. Строилась на СМП (заводской номер 510). Закладка состоялась 22 апреля 1978 года. 9 мая 1983-го она была спущена на воду и после завершения госиспытаний 20 октября того же года вошла в состав Северного флота. В октябре 1988-го была переименована в «Комсомолец». Этот уникальный корабль, гордость отечественного подводного кораблестроения, погиб 7 апреля 1989 года в 17 часов 8 минут в Норвежском море.