апостол и евангелие страстотерпцев и дня
Евангелие дня
Евангелие от Луки, Глава 11, стихи 1-10
01 Случилось, что когда Он в одном месте молился, и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи! научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих.
02 Он сказал им: когда молитесь, говорите: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
03 хлеб наш насущный подавай нам на каждый день;
04 и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.
05 И сказал им: положим, что кто-нибудь из вас, имея друга, придёт к нему в полночь и скажет ему: друг! дай мне взаймы три хлеба,
06 ибо друг мой с дороги зашел ко мне, и мне нечего предложить ему;
07 а тот изнутри скажет ему в ответ: не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мною на постели; не могу встать и дать тебе.
08 Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит.
09 И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам,
10 ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.
01 Случилось, что когда Он в одном месте молился, и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи! научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих.
02 Он сказал им: когда молитесь, говорите: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
03 хлеб наш насущный подавай нам на каждый день;
04 и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.
05 И сказал им: положим, что кто-нибудь из вас, имея друга, придёт к нему в полночь и скажет ему: друг! дай мне взаймы три хлеба,
06 ибо друг мой с дороги зашел ко мне, и мне нечего предложить ему;
07 а тот изнутри скажет ему в ответ: не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мною на постели; не могу встать и дать тебе.
08 Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит.
09 И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам,
10 ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.
В сегодняшнем чтении мы слышим, как ученики обращаются ко Христу с просьбой научить их молиться. Просьба по-человечески очень понятная, раз мы пошли за тобой, дай нам какую-нибудь особую молитву, чтобы она нас отличала и было понятно, что мы именно Твои ученики.
Интересно, как им Христос отвечает. Во-первых, важен сам факт того, что Он согласился, а не сказал: «Молитесь обычными молитвами, ведь и Бог ваш тот же, и нужды те же». Во-вторых, важно понимать, что практически все прошения этой молитвы в том или ином виде содержатся уже в Ветхом Завете. Даже самое первое и важное слово Отец, с которого молитва начинается, Бог уже применяет к себе в пророческих книгах.
Это значит, что молитва, которую дает Христос содержательно опирается на ветхозаветную традицию богообщения. Он не называет Отцом какого-то иного Бога, потому что Новый Завет — это обновление, и углубление Ветхого.
Кому-нибудь это может показаться странным? Было бы логично — если ты хочешь основать свою религию, ты должен сформулировать новые молитвы. Должен что-то новое сказать о Боге и о человеке, должен открыть какие-то новые грани их отношений.
Но разве всего этого нет в христианстве? Разве не стал Иисус Христос основателем чего-то нового? Конечно, стал. Но та новизна, о которой можно говорить в связи с христианством заключается не в новых формах молитв, как это иногда хотят представить, не в новом богословском языке. Новизна нашей веры в Нем Самом. В Иисусе Христе. Без Него и помимо Него молитва «Отче наш» — это просто один из вариантов обращения к Богу, в котором нет ничего, с чем не согласился бы любой иудей того времени. Однако благодаря тому, что во Христе эту молитву нам сообщает сын Божий, вся она приобретает совершенно особенный смысл. Ведь именно Он по-настоящему усыновил нас Небесному Отцу, Он открыл нам Его Имя и своей смертью даровал нам вход в Его царство. Своей жизнью Христос показал, что исполнение воли Отца Небесного происходит не само по себе, но совершается нами, благодаря нашему усилию воли. Именно Он, Иисус научил нас правильному отношению к хлебу земному и даровал нам Свое Тело, как Хлеб Небесный. Он пришел вернуть наш долг Богу, чего мы сами после грехопадения уже не способны были сделать. Наконец, Он стал подобен нам во всем кроме греха, прошел через наши человеческие искушения и избавил нас власти зла, как дьявольского, так и того, что скрывается в нас самих. Читая молитву Господню сегодня, мы понимаем, что она не просто дана Христом, но находит свое исполнение в Нем и через Него.
Апостол и евангелие страстотерпцев и дня
Мч. Нестора Солунского (ок. 306).
Прп. Нестора Летописца, Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1114). Прп. Нестора, некнижного, Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Обретение мощей блгв. кн. Андрея Смоленского в Переславле-Залесском (1539). Мцц. Капитолины и Еротииды (304). Мч. Марка и иже с ним.
Прмч. Сергия Чернухина (1942).
Кол., 249 зач., I, 1–2, 7–11.Лк., 55 зач., XI, 1–10.Мч.:Еф., 233 зач., VI, 10–17.Лк., 106 зач., XXI, 12–19.
Апостол
Вторник, 9 ноября. Послание апостола Павла к колоссянам, 1:1-2:7-11
Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, и Тимофей брат, находящимся в Колоссах святым и верным братиям во Христе Иисусе: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. Благодарим Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа, всегда молясь о вас, услышав о вере вашей во Христа ИисусаЧитать далее
Понедельник, 8 ноября, Апостола Павла послание к филиппийцам 4:10-23
Я весьма возрадовался в Господе, что вы уже вновь начали заботиться о мне; вы и прежде заботились, но вам не благоприятствовали обстоятельства. Говорю это не потому, что нуждаюсь, ибо я научился быть довольным тем, что у меня есть. Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всемуЧитать далее
Воскресенье, 7 ноября. Послание апостола Павла к галатам, 1:11-19
Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа. Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее, и преуспевал в Иудействе более многихЧитать далее
Суббота, 6 ноября. Послание второе апостола Павла к коринфянам, 1:8-11
Ибо мы не хотим оставить вас, братия, в неведении о скорби нашей, бывшей с нами в Асии, потому что мы отягчены были чрезмерно и сверх силы, так что не надеялись остаться в живых. Но сами в себе имели приговор к смерти, для того, чтобы надеяться не на самих себя, ноЧитать далее
Пятница, 5 ноября. Послание апостола Павла к филлипийцам, 3:8-19
Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: ||для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога поЧитать далее
Четверг, 4 ноября. Послание апостола Павла к филлипицам, 3:1-8
Впрочем, братия мои, радуйтесь о Господе. Писать вам о том же для меня не тягостно, а для вас назидательно. Берегитесь псов, берегитесь злых делателей, берегитесь обрезания, потому что обрезание — мы, служащие Богу духом и хвалящиеся Христом Иисусом, и не на плоть надеющиеся, хотя я могу надеяться и на плоть.Читать далее
Среда, 3 ноября. Послание апостола Павла к филлипийцам, 2:24-30
Я уверен в Господе, что и сам скоро приду к вам. Впрочем я почел нужным послать к вам Епафродита, брата и сотрудника и сподвижника моего, а вашего посланника и служителя в нужде моей, потому что он сильно желал видеть всех вас и тяжко скорбел о том, что до вас дошелЧитать далее
Вторник, 2 ноября. Послание апостола Павла к филлипийцам, 2:17-23
Но если я и соделываюсь жертвою за жертву и служение веры вашей, то радуюсь и сорадуюсь всем вам. О сем самом и вы радуйтесь и сорадуйтесь мне. Надеюсь же в Господе Иисусе вскоре послать к вам Тимофея, дабы и я, узнав о ваших обстоятельствах, утешился духом. Ибо я не имеюЧитать далее
Понедельник, 1 ноября. Послание апостола Павла к филлипийцам, 2:12-16
Итак, возлюбленные мои, как вы всегда были послушны, не только в присутствии моем, но гораздо более ныне во время отсутствия моего, со страхом и трепетом совершайте свое спасение, потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению. Всё делайте без ропота и сомнения, чтобы вам бытьЧитать далее
Воскресенье, 31 октября. Послание второе апостола Павла к коринфянам, 11:31-12:9
Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословенный во веки, знает, что я не лгу. В Дамаске областной правитель царя Ареты стерег город Дамаск, чтобы схватить меня; *и я в корзине был спущен из окна по стене и избежал его рук. Не полезно хвалиться мне, ибо я приду к видениямЧитать далее
Суббота, 30 октября. Послание первое апостола Павла к коринфянам, 15:58-16:3
Итак, братия мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом. При сборе же для святых поступайте так, как я установил в церквах Галатийских. В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние,Читать далее
Пятница, 29 октября. Послание апостола Павла к филлипийцам, 1:27-2:4
Только живите достойно благовествования Христова, чтобы мне, приду ли я и увижу вас, или не приду, слышать о вас, что вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно за веру Евангельскую, и не страшитесь ни в чем противников: это для них есть предзнаменование погибели, а для вас — спасения. И сиеЧитать далее
Четверг, 28 октября. Послание апостола Павла к филлипийцам, 1:20-27
Среда, 27 октября. Послание апостола Павла к филлипийцам, 1:12-20
Желаю, братия, чтобы вы знали, что обстоятельства мои послужили к большему успеху благовествования, так что узы мои о Христе сделались известными всей претории и всем прочим, и бóльшая часть из братьев в Господе, ободрившись узами моими, начали с большею смелостью, безбоязненно проповедовать слово Божие. Некоторые, правда, по зависти и любопрению,Читать далее
Вторник, 26 октября. Послание апостола Павла к филлипийцам, 1:8-14
Бог — свидетель, что я люблю всех вас любовью Иисуса Христа; и молюсь о том, чтобы любовь ваша еще более и более возрастала в познании и всяком чувстве, чтобы, познавая лучшее, вы были чисты и непреткновенны в день Христов, исполнены плодов праведности Иисусом Христом, в славу и похвалу Божию. Желаю,Читать далее
Понедельник, 25 октября. Послание апостола Павла к филлипийцам, 1:1-7
Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа, всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах, с епископами и диаконами: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. Благодарю Бога моего при всяком воспоминании о вас, всегда во всякой молитве моей за всех вас принося с радостью молитвуЧитать далее
Воскресенье, 24 октября. Послание второе апостола Павла к коринфянам, 9:6-11
При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог. Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякоеЧитать далее
Суббота, 23 октября. Послание первое апостола Павла к коринфянам, 15:39-45
Не всякая плоть такая же плоть; но иная плоть у человеков, иная плоть у скотов, иная у рыб, иная у птиц. Есть тела небесные и тела земные; но иная слава небесных, иная земных. Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. Так иЧитать далее
Пятница, 22 октября. Послание апостола Павла к ефесянам, 6:18-24
Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых и о мне, дабы мне дано было слово — устами моими открыто с дерзновением возвещать тайну благовествования, для которого я исполняю посольство в узах, дабы я смело проповедовал,Читать далее
Четверг, 21 октября. Послание апостола Павла к ефесянам, 5:33-6:9
Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа. Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле. И вы, отцы, неЧитать далее
Среда, 20 октября. Послание апостола Павла к ефесянам, 5:25-33
Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, какЧитать далее
Вторник, 19 октября. Послание апостола Павла к ефесянам, 5:20-26
благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа, повинуясь друг другу в страхе Божием. Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своимЧитать далее
Понедельник, 18 октября, Апостола Павла послание к ефесянам 4:25-32
Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу. Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем; и не давайте места диаволу. Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся. Никакое гнилое словоЧитать далее
Воскресенье, 17 октября, послание второе апостола Павла к коринфянам, 6:16-7:1
Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас.Читать далее
Суббота, 16 октября, послание первое апостола Павла к коринфянам,10:23-28
Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает. Никто не ищи своего, но каждый пользы другого. Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести; ибо Господня земля, и чтó наполняет ее. Если кто из неверных позовет вас, и вы захотитеЧитать далее
Указатель Евангельских и Апостольских чтений на каждый день года
Год в церковном исчислении времени, относительно чтения Евангелия и Апостола начинается днем Светлого Христова Воскресения и разделяется на три периода:
Вс 3, «О мироносицах»
Вс 8, Пятидесятница
Вс 1, Всех святых
Вс 2, «По Всех святых»
Вс 9
Вс 13
Вс 20
ЕВАНГЕЛИЯ УТРЕННИЕ ВОСКРЕСНЫЕ
Апостолы и Евангелия праздников непереходящих
Богослужебные указания
Богослужебные указания за 17 июля 2021 года
4. Суббота. Свт. Андрея, архиеп. Критского. Прп. Марфы, матери Симеона Дивногорца. Прп. Андрея Рублева, иконописца. Страстотерпцев царя Николая, царицы Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татианы, Марии и Анастасии. Блгв. вел. кн. Андрея Боголюбского.
Обретение мощей прп. Евфимия Суздальского (службу зри 1 апреля).
А. На великой вечерне «Блажен муж» – 1‑й антифон.
На «Господи, воззвах» стихиры страстотерпцев, глас 2‑й и глас 6‑й – 8. «Слава» – страстотерпцев, глас 6‑й: «Союзом любве…», «И ныне» – догматик, глас 2‑й: «Прейде сень законная…».
Вход. Прокимен дня. Паримии страстотерпцев – 3.
На стиховне стихиры страстотерпцев, глас 5‑й (со своими припевами). «Слава» – страстотерпцев, глас 8‑й: «Мучениче царю Николае…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «О, преславнаго чудесе. ».
По Трисвятом – тропарь страстотерпцев, глас 4‑й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 2‑й: «Вся паче смысла…».
На утрене на «Бог Господь» – тропарь страстотерпцев, глас 4‑й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 2‑й: «Вся паче смысла…».
Полиелей. Величание страстотерпцев и избранный псалом. Седален страстотерпцев по полиелее, глас 3‑й: «Днесь царственнии страстотерпцы…» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Вострубим трубою песней…». Степенна – 1‑й антифон 4‑го гласа. Прокимен страстотерпцев, глас 4‑й: «Пролияша кровь их, яко воду»; стих: «Вменихомся яко овцы заколения». Евангелие страстотерпцев. По 50‑м псалме: «Слава» – «Молитвами царственных страстотерпец…». Стихира страстотерпцев, глас 6‑й: «Страстотерпче Христов…».
В храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и страстотерпцев на 8.
В храме святого – канон Богородицы (с прошедшей Недели) со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и страстотерпцев на 8.
Примечание. При совпадении памяти славословного, полиелейного или бденного святого с субботним днем в храме святого должен петься Богородичный канон Октоиха с воскресной утрени отдаваемого гласа (см. Типикон, гл. 11‑я, «зри»; Минея общая, «Изъявление вкратце»). Это является особенностью субботнего богослужения, на котором происходит отдание гласа, действовавшего в течение седмицы.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия «Отверзу уста моя…».
По 3‑й песни – седален страстотерпцев, глас 4‑й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.
По 6‑й песни – кондак и икос страстотерпцев, глас 8‑й.
На 9‑й песни поем «Честнейшую».
По 9‑й песни «Достойно есть» не поется. Светилен страстотерпцев (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи.
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры страстотерпцев, глас 8‑й – 4. «Слава» – страстотерпцев, глас тот же: «О, святая седмерице…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «О, преславнаго чудесе. ».
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь страстотерпцев, глас 4‑й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 2‑й: «Вся паче смысла…».
На часах – тропарь и кондак страстотерпцев.
На Литургии блаженны страстотерпцев, песнь 3‑я – 4 (со ирмосом) и песнь 6‑я – 4.
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь страстотерпцев. «Слава» – кондак страстотерпцев, «И ныне» – кондак храма.
В храме святого – тропарь храма, тропарь страстотерпцев; кондак храма. «Слава» – кондак страстотерпцев, «И ныне» – «Предстательство христиан…».
Апостол и Евангелие – страстотерпцев и дня.
Б. На вечерне кафизма 18‑я.
На «Господи, воззвах» стихиры на 6: святителя, глас 1‑й – 3, и преподобной, глас 4‑й – 3 (первая стихира – дважды). «Слава» – преподобной, глас тот же: «Духовною благодатию…», «И ныне» – догматик, глас 2‑й: «Прейде сень законная…».
Входа нет. Прокимен дня.
На стиховне стихиры Октоиха, глас 2‑й (мученичны из числа стихир на «Господи, воззвах» – 2‑й: «Иже земныя сласти…», 3‑й: «Святым мучеником…», 4‑й: «Лицы мученичестии…», припевы обычные со стиховны – см. Часослов). «Слава» – святителя, глас 8‑й: «Монахов множества…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Чистая Дево…».
На утрене на «Бог Господь» – тропарь святителя, глас 4‑й: «Правило веры…» (дважды). «Слава» – тропарь преподобной, глас 8‑й: «В тебе, мати…», «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Иже нас ради…».
В храме Господском, Богородицы и святого – канон святителя со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), преподобной на 4 и Октоиха (мученичный) на 4.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия по 3‑й, 6‑й, 8‑й и 9‑й песнях – ирмосы мученичного канона Октоиха.
По 3‑й песни – кондак преподобной, глас 2‑й; седален святителя, глас 4‑й. «Слава» – седален преподобной, глас тот же, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.
По 6‑й песни – кондак и икос святителя, глас 2‑й.
На 9‑й песни поем «Честнейшую».
По 9‑й песни поется «Достойно есть». Светилен святителя. «Слава» – ексапостиларий Октоиха, «И ныне» – Богородичен Октоиха.
«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.
Читается вседневное славословие.
На стиховне стихиры Октоиха, глас 2‑й (мученичны из числа стихир на хвалитех – 1‑й: «По Христе пострадавше…», 2‑й: «Всяк град и страна…», 3‑й: «Крест Христов…»; припевы обычные со стиховны – см. Часослов). «Слава» – святителя, глас 6‑й: «Преподобне отче Андрее…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Бога, из Тебе воплотившагося…».
По Трисвятом – тропарь святителя, глас 4‑й: «Правило веры…». «Слава» – тропарь преподобной, глас 8‑й: «В тебе, мати…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Дево Пречистая…».
На часах – тропарь святителя. «Слава» – тропарь преподобной. Кондаки преподобной и святителя читаются попеременно.
На Литургии блаженны Октоиха – 6.
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь дня: «Апостоли, мученицы…», тропарь святителя, тропарь преподобной; кондак храма, кондак святителя, кондак преподобной. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Яко начатки естества…».
В храме святого – тропарь дня: «Апостоли, мученицы…», тропарь святителя, тропарь преподобной; кондак святителя, кондак преподобной. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Яко начатки естества…».
Прокимен, аллилуиарий и причастен – святителя и дня.
Апостол и Евангелие – святителя и дня.
В. На великой вечерне «Блажен муж» – 1‑й антифон.
На «Господи, воззвах» стихиры преподобного, глас 3‑й и глас 5‑й – 8 (первые две стихиры – дважды). «Слава» – преподобного, глас 4‑й: «Изначала даром…», «И ныне» – догматик, глас 2‑й: «Прейде сень законная…».
Вход. Прокимен дня. Паримии преподобного – 3.
На стиховне стихиры преподобного, глас 1‑й (со своими припевами). «Слава» – преподобного, глас тот же: «Недоведомей тайне Единицы…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Неизследимо и никакоже мыслимо…».
По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 3‑й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 2‑й: «Вся паче смысла…».
На утрене на «Бог Господь» – тропарь преподобного, глас 3‑й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 2‑й: «Вся паче смысла…».
В храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и преподобного на 8.
В храме святого – канон Богородицы (с прошедшей Недели) со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и преподобного на 8.
Примечание. При совпадении памяти славословного, полиелейного или бденного святого с субботним днем в храме святого должен петься Богородичный канон Октоиха с воскресной утрени отдаваемого гласа (см. Типикон, гл. 11‑я, «зри»; Минея общая, «Изъявление вкратце»). Это является особенностью субботнего богослужения, на котором происходит отдание гласа, действовавшего в течение седмицы.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия «Отверзу уста моя…».
По 3‑й песни – седален преподобного, глас 8‑й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.
По 6‑й песни – кондак и икос преподобного, глас 8‑й.
На 9‑й песни поем «Честнейшую».
По 9‑й песни «Достойно есть» не поется. Светилен преподобного (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен: «Тя песньми немолчными ублажаем, Дево, яко от Троицы Единаго родила еси, Богородице, и носиши на Божественную руку Пребогатое Слово, непременно и неизменно» (см. в Минее общей, гл. 12, л. 73).
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры преподобного, глас 4‑й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – преподобного, глас 5‑й: «Днесь торжествует…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Утоли болезни…».
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 3‑й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 2‑й: «Вся паче смысла…».
На часах – тропарь и кондак преподобного.
На Литургии блаженны преподобного, песнь 3‑я – 4 (со ирмосом) и песнь 6‑я – 4.
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь преподобного. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак храма.
В храме святого – тропарь храма, тропарь преподобного; кондак храма. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – «Предстательство христиан…».
Апостол и Евангелие – преподобного и дня.
Г. На великой вечерне «Блажен муж» – 1‑й антифон.
На «Господи, воззвах» стихиры благоверного князя, глас 2‑й и глас 1‑й – 8 (первая стихира – дважды). «Слава» – благоверного князя, глас 8‑й: «Приидите, людие…», «И ныне» – догматик, глас 2‑й: «Прейде сень законная…».
Вход. Прокимен дня. Паримии благоверного князя – 3.
На стиховне стихиры благоверного князя, глас 1‑й (со своими припевами). «Слава» – благоверного князя, глас 6‑й: «России столпа непоколебимаго…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Творец и Избавитель…».
По Трисвятом – тропарь благоверного князя (по выбору). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 2‑й: «Вся паче смысла…».
На утрене на «Бог Господь» – тропарь благоверного князя (по выбору; дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 2‑й: «Вся паче смысла…».
Полиелей. Величание благоверного князя и избранный псалом. Седален благоверного князя по полиелее, глас 5‑й. «Слава» – ин седален благоверного князя по полиелее, глас тот же, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. Степенна – 1‑й антифон 4‑го гласа. Прокимен благоверного князя, глас 4‑й: «Возвеселится праведник о Господе и уповает на Него»; стих: «Услыши, Боже, глас мой, внегда молитимися к Тебе». Евангелие благоверного князя. По 50‑м псалме: «Слава» – «Молитвами святаго благовернаго князя…». Стихира благоверного князя, глас 6‑й: «Приидите, вси вернии…».
В храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и благоверного князя (два канона) на 8.
В храме святого – канон Богородицы (с прошедшей Недели) со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и благоверного князя (два канона) на 8.
Примечание. При совпадении памяти славословного, полиелейного или бденного святого с субботним днем в храме святого должен петься Богородичный канон Октоиха с воскресной утрени отдаваемого гласа (см. Типикон, гл. 11‑я, «зри»; Минея общая, «Изъявление вкратце»). Это является особенностью субботнего богослужения, на котором происходит отдание гласа, действовавшего в течение седмицы.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия «Отверзу уста моя…».
По 3‑й песни – седален благоверного князя, глас 5‑й. «Слава» – ин седален благоверного князя, глас тот же, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.
По 6‑й песни – кондак и икос благоверного князя, глас 8‑й.
На 9‑й песни поем «Честнейшую».
По 9‑й песни «Достойно есть» не поется. Светилен благоверного князя. «Слава» – ин светилен благоверного князя, «И ныне» – Богородичен Минеи.
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры благоверного князя, глас 1‑й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – благоверного князя, глас 8‑й: «От святаго корене…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Владычице, приими…».
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь благоверного князя (по выбору). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 2‑й: «Вся паче смысла…».
На часах – тропарь и кондак благоверного князя.
На Литургии блаженны благоверного князя, 1‑го канона песнь 3‑я – 4 (со ирмосом) и 2‑го канона песнь 6‑я – 4.
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь благоверного князя. «Слава» – кондак благоверного князя, «И ныне» – кондак храма.
В храме святого – тропарь храма, тропарь благоверного князя; кондак храма. «Слава» – кондак благоверного князя, «И ныне» – «Предстательство христиан…».
Апостол и Евангелие – благоверного князя и дня.
2 См.: Минея-Июль. Ч. 1. М., 2002. С. 590–606.
3 Там же. С. 610–625.
4 Каждение на 17‑й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей (ср.: Типикон, гл. 15).
5 У святых, имеющих полиелей, канон Богородицы иногда находится в Минее на ряду (см., например, 17 января и 30 ноября), но иногда на ряду его нет (см., например, 6 октября). В таком случае он заимствуется из дополнительной части Октоиха (глас 8‑й: «Колесницегонителя фараона…») или же из Часослова или Следованной Псалтири (глас 8‑й: «Воду прошед…»).
6 См.: Типикон, гл. 15‑я; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 372.
7 Типикон умалчивает о тропаре святителя, глас 1‑й: «Христову Церковь…», и о тропаре преподобной, глас 4‑й: «Житием чистым…». В Минее синодального периода (см.: Минея-Июль. Киев, 1893. Л. 27 об.–28) эти тексты также отсутствуют.
8 На 17‑й кафизме иерей совершает полное каждение храма, как на «Господи, воззвах»; царские врата остаются закрытыми (см. Типикон, гл. 12).
9 Ср.: Сырников Н. С. Ключ к Церковному Уставу. М., 1910. Л. 31 об.
10 Каждение на 17‑й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей (ср.: Типикон, гл. 15).
11 У святых, имеющих полиелей, канон Богородицы иногда находится в Минее на ряду (см., например, 17 января и 30 ноября), но иногда на ряду его нет (см., например, 6 октября). В таком случае он заимствуется из дополнительной части Октоиха (глас 8‑й: «Колесницегонителя фараона…») или же из Часослова или Следованной Псалтири (глас 8‑й: «Воду прошед…»).
12 См.: Типикон, гл. 15‑я; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 372.
13 Каждение на 17‑й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей (ср.: Типикон, гл. 15).
14 У святых, имеющих полиелей, канон Богородицы иногда находится в Минее на ряду (см., например, 17 января и 30 ноября), но иногда на ряду его нет (см., например, 6 октября). В таком случае он заимствуется из дополнительной части Октоиха (глас 8‑й: «Колесницегонителя фараона…») или же из Часослова или Следованной Псалтири (глас 8‑й: «Воду прошед…»).
15 См.: Типикон, гл. 15‑я; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 372.
Богослужебные указания с сайта Патриархии на каждый день.