апостольские чтения на богородичные праздники

Неподвижные праздники

Церковное новолетие и годовщина Вели́́кого освящения (обновления) верхнего храма Феодоровского собора (2013 г.)

Прокимен, глас 3: Вéлий Госпóдь наш и вéлия крéпость Егó, / и рáзума Егó несть числá.

Стих: Хвалите Гóспода, яко благ псалóм, Бóгови нáшему да усладится хвалéние.

Прокимен, глас 4: Дóму Твоемý подобáет святыня, Гóсподи, в долготý дний.

К Тимофею послáния святаго апóстола Пáвла чтение

Чáдо Тимофе́́й! Прéжде всего прошу́ совершáть молитвы, прошéния, молéния, благодарéния за всех человéков, за царéй и за всех начáльствующих, дáбы проводить нам жизнь тихую и безмятéжную во всяком благочéстии и чистотé, ибо это хорошó и угóдно Спасителю нáшему Бóгу, Котóрый хóчет, чтóбы все люди спаслись и достигли познáния истины. Ибо един Бог, един и посрéдник между Бóгом и человéками, человéк Христóс Иисýс, предáвший Себя для искуплéния всех, Ему честь и держáва вéчная! Аминь. ( 1Тим. 2, 1–6; 6, 16 )

Ко евреем послáния святаго апóстола Пáвла чтение

Брáтия! Учáстники в небéсном звáнии, уразумéйте Послáнника и Первосвящéнника исповéдания нáшего, Иисýса Христá, Котóрый вéрен Постáвившему Егó, как и Моисéй во всём дóме Егó. Ибо Он достóин тем бóльшей слáвы пред Моисéем, чем бóльшую честь имéет в сравнéнии с дóмом тот, кто устрóил егó, ибо всякий дом устрояется кéм-либо; а устрóивший всё есть Бог.

Аллилуиа. 1. Тебе подобáет песнь, Бóже, в Сиóне, и Тебé воздáстся молитва во Иерусалиме.

2. Благословиши венéц лéта блáгости Твоея, Гóсподи.

3. Основáния егó на горáх святых.

РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Прокимен, глас 3, песнь Богорóдицы: Величит душá Моя Гóспода, / и возрáдовася дух Мой о Бóзе Спáсе Моéм.

Стих: Яко призрé на смирéние Рабы Своея, се бо, отныне ублажáт Мя вси рóди.

К филипписием послáния святаго апóстола Пáвла чтение

Брáтия! В вас должны быть те же чу́вствования, какие и во Христé Иисýсе: Он, бýдучи óбразом Бóжиим, не почитáл хищéнием быть рáвным Бóгу; но уничижил Себя Самогó, приняв óбраз рабá, сдéлавшись подóбным человéкам и по виду став как человéк; смирил Себя, быв послу́шным дáже до смéрти, и смéрти крéстной.

Посемý и Бог превознёс Егó и дал Ему имя выше всякого имени, дáбы пред именем Иисýса преклонилось всякое колéно небéсных, земных и преиспóдних, и всякий язык исповéдал, что Госпóдь Иисýс Христóс в слáву Бóга Отцá. ( Флп 2:5–11 )

Перевод архимандрита Ианнуария Брáтия! Пусть вáши помышлéния бýдут такими, какие и подобáет имéть тем, кто во Христé Иисýсе.

Он, живя жи́́знью Бóга, не мыслил, как о добыче, быть рáвным Бóгу. Но всё, чем владéл, óтдал Он, жизнь рабá приняв, став подóбен людям. И óблик принявший человéка, Он себя смирил, став послу́шным до смéрти – дáже до смéрти крéстной.

Потомý и Бог Егó выше всех возвысил и даровáл Ему Имя выше всякого имени, чтóбы пред Именем Иисýса преклонилось всякое колéно небéсных и земных и преиспóдних, и всякий язык исповéдал: Иисýс Христóс – Госпóдь! – во слáву Бóга Отцá.

1. Слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твоé.

2. Лицý Твоемý помóлятся богáтии людстии.

Суббота пред Воздвижением

Прокимен, глас 3: Пóйте Бóгу нáшему, пóйте, / пóйте Царéви нáшему, пóйте.

Стих: Вси язы́цы восплещите рукáми, воскликните Бóгу глáсом рáдования.

К кориняфном послáния святаго апóстола Пáвла чтение

Брáтия! Мýдрость мы проповéдуем между совершéнными, но мýдрость не вéка сегó и не властéй вéка сегó преходящих, но проповéдуем премýдрость Бóжию, тáйную, сокровéнную, котóрую предназнáчил Бог прéжде векóв к слáве нáшей, котóрой никтó из властéй вéка сегó не познáл; ибо éсли бы познáли, то не распяли бы Гóспода слáвы. Но, как написано: «Не видел тогó глаз, не слышало у́хо, и не приходило то на сéрдце человéку, что приготóвил Бог любящим Егó». ( 1Кор 2:6–9 )

1. Милости Твоя, Гóсподи, во век воспою, в род и род возвещý истину Твою усты моими.

2. Занé рекл еси: в век милость созиждется, на небесéх уготóвится истина Твоя.

Источник: Апостол: апостольские чтения во все дни года согласно Православному церковному календарю в русском переводе. Прокимны и аллилуарии на церковнославянском языке / пер. архим. Ианнуарий. — СПб. : Собор Феодоровской иконы Божией Матери в память 300-летия Дома Романовых (Феодоровский собор), 2017. — 338 с.

Вам может быть интересно:

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Про­ки­ме­ни, апо­сто­ли и ал­ли­лу­и­а­ре об­щи свя­тым, им­же егда тво­рим службу

СЛУЖ­БА ПРЕ­СВЯ­ТЕЙ БОГОРОДИЦЕ.

Про­ки­мен, глас 3. Песнь Бо­го­ро­ди­цы: Ве­ли­чит ду­ша Моя Гос­по­да, / и воз­ра­до­ва­ся дух Мой о Бо­зе Спа­се Мо­ем. Стих: Яко при­з­ре на сми­ре­ние ра­бы Сво­ея, се бо от ныне убла­жат Мя вси роди.

Дру­гий про­ки­мен, глас 6: По­мя­ну имя Твое / во вся­ком ро­де и ро­де. Стих: От­рыг­ну серд­це мое сло­во благо.

Апо­стол к фи­лип­пи­си­ем, за­ча­ло 240. Дру­гий ко ев­ре­ем, за­ча­ло 320.

Ал­ли­лу­иа, глас 8: Слы­ши дщи и виждь, и при­к­ло­ни ухо Твое. Стих: Ли­цу Тво­е­му по­мо­лят­ся бо­га­тии людстии.

СЛУЖ­БА СВЯ­ТЫМ НЕБЕС­НЫМ БЕЗ­П­ЛОТ­НЫМ СИЛАМ.

Про­ки­мен, глас 4: Тво­ряй Ан­ге­лы Своя ду­хи, / и слу­ги Своя пла­мень ог­нен­ный. Стих: Бла­го­сло­ви ду­ше моя Гос­по­да, Гос­по­ди Бо­же мой, воз­ве­ли­чил­ся еси зело.

Апо­стол ко ев­ре­ем, за­ча­ло 305.

Ал­ли­лу­иа, глас 5: Хва­ли­те Гос­по­да вси Ан­ге­ли Его, хва­ли­те Его вся Си­лы Его. Стих: Яко Той ре­че, и бы­ша: Той по­ве­ле, и создашася.

СЛУЖ­БА СВЯ­ТЫМ ПРО­РО­КОМ ОБЩА.

Про­ки­мен, глас 4: Ты иерей во век / по чи­ну Мел­хи­се­де­ко­ву. Стих: Ре­че Гос­подь Гос­по­де­ви мо­е­му: се­ди одес­ную Мене, дон­де­же по­ло­жу вра­ги Твоя под­но­жие ног Твоих.

Апо­стол к ко­рин­фя­ном, за­ча­ло 156. Дру­гий ко ев­ре­ем, за­ча­ло 314. Тре­тий от со­бор­на­го по­сла­ния Иа­ков­ля, за­ча­ло 57.

Ал­ли­лу­иа, глас 5: Мо­и­сей и Аарон во иере­ех Его, и Са­му­ил в при­зы­ва­щих имя Его. Стих: Свет воз­сия пра­вед­ни­ку, и пра­вым серд­цем веселие.

СЛУЖ­БА СВЯ­ТЫМ АПО­СТО­ЛОМ ОБЩА.

Про­ки­мен, глас 8: Во всю зем­лю изы­де ве­ща­ние их, / и в кон­цы все­лен­ныя гла­го­лы их. Стих: Небе­са по­ве­да­ют сла­ву Бо­жию, тво­ре­ние же ру­ку Его воз­ве­ща­ет твердь.

Апо­стол к ко­рин­фя­ном, за­ча­ло 131.

Ал­ли­лу­иа, глас 1: Ис­по­ве­дят небе­са чу­де­са Твоя Гос­по­ди, ибо ис­ти­ну Твою в церк­ви свя­тых. Стих: Бог про­слав­ля­емь в со­ве­те святых.

СЛУЖ­БА СВЯ­ТИ­ТЕ­ЛЮ ЕДИНОМУ.

Про­ки­мен, глас 1: Уста моя воз­гла­го­лют пре­муд­рость, / и по­уче­ние серд­ца мо­е­го ра­зум. Стих: Услы­ши­те сия вси язы­цы, вну­ши­те вси жи­ву­щии по вселенней.

Апо­стол ко ев­ре­ем, за­ча­ло 318.

Ал­ли­лу­иа, глас 2: Уста пра­вед­на­го по­учат­ся пре­муд­ро­сти, и язык его воз­гла­го­лет суд. Стих: За­кон Бо­га его в серд­це его, и не за­пнут­ся сто­пы его.

СЛУЖ­БА СВЯ­ТИ­ТЕ­ЛЕЙ ОБЩА.

Апо­стол ко ев­ре­ем, за­ча­ло 335.

Ал­ли­лу­иа, глас 2: Свя­щен­ни­цы Твои об­ле­кут­ся в прав­ду, и пре­по­доб­нии Твои возрадуются.

СЛУЖ­БА ПРЕ­ПО­ДОБ­НЫХ, И ХРИ­СТА РА­ДИ ЮРО­ДИ­ВЫХ ОБЩА.

Апо­стол к га­ла­том, за­ча­ло 213.

Ал­ли­лу­иа, глас 6: Бла­жен муж, бо­яй­ся Гос­по­да, в за­по­ве­дех Его вос­хо­щет зе­ло. Стих: Силь­но на зем­ли бу­дет се­мя его.

СЛУЖ­БА МУЧЕНИКА.

Про­ки­мен, глас 7: Воз­ве­се­лит­ся пра­вед­ник о Гос­по­де, / и упо­ва­ет на Него. Стих: Услы­ши, Бо­же, глас мой, вне­гда мо­ли­ти ми ся к Тебе.

Апо­стол к Ти­мо­фею, за­ча­ло 292.

Ал­ли­лу­иа, глас 4: Пра­вед­ник яко фи­никс про­цве­тет, яко кедр, иже в Ли­ване, умно­жит­ся. Стих: На­саж­де­ни в до­му Гос­под­ни, во дво­рех Бо­га на­ше­го процветут.

СЛУЖ­БА МУ­ЧЕ­НИ­КОВ ОБЩА.

Про­ки­мен, глас 4: Свя­тым, иже суть на зем­ли Его, / уди­ви Гос­подь вся хо­те­ния Своя в них. Стих: Пред­зрех Гос­по­да пре­до мною вы­ну, яко одес­ную мене есть, да не подвижуся.

Апо­стол к рим­ля­ном, за­ча­ло 99, или ко ев­ре­ем, за­ча­ло 330.

Ал­ли­лу­иа, глас 4: Воз­зва­ша пра­вед­нии, и Гос­подь услы­ша их, и от всех скор­бей их из­ба­ви их. Стих: Мно­ги скор­би пра­вед­ным, и от всех их из­ба­вит я Господь.

СЛУЖ­БА СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА.

Про­ки­мен, глас 7: Вос­хва­лят­ся пре­по­доб­нии во сла­ве, / и воз­ра­ду­ют­ся на ло­жах сво­их. Стих: Вос­пой­те Гос­по­де­ви песнь но­ву, хва­ле­ние Его в церк­ви преподобных.

Апо­стол ко ев­ре­ем, за­ча­ло 334.

Ал­ли­лу­иа, глас 2: Свя­щен­ни­цы Твои об­ле­кут­ся в прав­ду, и пре­по­доб­нии Твои возрадуются.

СЛУЖ­БА СВЯ­ЩЕН­НО­МУ­ЧЕ­НИ­КОВ ОБЩА.

Апо­стол ко ев­ре­ем, за­ча­ло 318, или к фи­лип­пи­си­ем, за­ча­ло 246.

Ал­ли­лу­иа, глас 2: Свя­щен­ни­цы Твои об­ле­кут­ся в прав­ду, и пре­по­доб­нии Твои возрадуются.

СЛУЖ­БА ПРЕ­ПО­ДОБ­НО­МУ­ЧЕ­НИ­КОВ ОБЩА.

Про­ки­мен, глас 7: Вос­хва­лят­ся пре­по­доб­нии во сла­ве, / и воз­ра­ду­ют­ся на ло­жах сво­их. Стих: Вос­пой­те Гос­по­де­ви песнь но­ву, хва­ле­ние Его в церк­ви преподобных.

Апо­стол пре­по­доб­но­му­че­ни­ка еди­на­го, к Ти­мо­фею, за­ча­ло 291. Пре­по­доб­но­му­че­ни­ком апо­стол к рим­ля­ном, за­ча­ло 99.

Ал­ли­лу­иа, глас 6: Бла­жен муж, бо­яй­ся Гос­по­да, в за­по­ве­дех Его вос­хо­щет зе­ло. Стих: Силь­но на зем­ли бу­дет се­мя его.

СЛУЖ­БА СВЯ­ТЫХ МУ­ЧЕ­НИЦ ОБЩА.

Про­ки­мен, глас 4: Ди­вен Бог во свя­тых Сво­их, / Бог Из­ра­и­лев. Стих: В церк­вах бла­го­сло­ви­те Бо­га, Гос­по­да от ис­точ­ник Израилевых.

Апо­стол к ко­рин­фя­ном, за­ча­ло 181. Дру­гий к га­ла­том, за­ча­ло 208.

Ал­ли­лу­иа, глас 1: Тер­пя по­тер­пех Гос­по­да, и внят ми и услы­ша мо­лит­ву мою.

СЛУЖ­БА ПРЕ­ПО­ДОБ­НЫХ ЖЕН ОБЩА.

Про­ки­мен и ал­ли­лу­иа пи­сан мученицам.

Апо­стол к га­ла­том, за­ча­ло 208.

СЛУЖ­БА ИСПОВЕДНИКОВ.

Про­ки­мен и ал­ли­лу­иа пи­сан преподобномучеником.

Апо­стол ко ефе­се­ем, за­ча­ло 233.

СЛУЖ­БА БЕЗМЕЗДНИКОВ.

Про­ки­мен пи­сан мучеником.

Апо­стол к ко­рин­фя­ном, за­ча­ло 153.

Ал­ли­лу­иа, глас 2: Се что доб­ро, или что крас­но, но еже жи­ти бра­тии вкупе?

СЛУЖ­БА ЗА МЕРТВЫЯ.

Про­ки­мен, глас 6: Ду­шы их / во бла­гих во­дво­рят­ся. Стих: К Те­бе, Гос­по­ди, воз­дви­гох ду­шу мою, Бо­же мой, на Тя упо­вах, да не по­сты­жу­ся во век.

В по­не­дель­ник апо­стол к рим­ля­ном, за­ча­ло 113.

Во втор­ник апо­стол к ко­рин­фя­ном, за­ча­ло 162.

В сре­ду апо­стол к ко­рин­фя­ном, за­ча­ло 178.

В чет­вер­ток апо­стол к ко­рин­фя­ном, за­ча­ло 160.

В пя­ток апо­стол к ко­рин­фя­ном, за­ча­ло 163.

В суб­бо­ту апо­стол к со­лу­ня­ном, за­ча­ло 270.

Ал­ли­лу­иа, глас 8: Бла­же­ни яже из­брал и при­ял еси, Гос­по­ди, и па­мять их в род и род.

Источник

Апостольское чтение на праздники Пресвятой Богородицы

апостольские чтения на богородичные праздники. Смотреть фото апостольские чтения на богородичные праздники. Смотреть картинку апостольские чтения на богородичные праздники. Картинка про апостольские чтения на богородичные праздники. Фото апостольские чтения на богородичные праздники

Пресвятая Богородице, спаси нас!

5. Сие бо да мудрствуется в вас, еже и во Христе Иисусе:
6. Иже, во образе Божии сый, не восхищением непщева быти равен Богу:
7. но Себе умалил, зрак раба приим, в подобии человечестем быв, и образом обретеся якоже человек:
8. смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя.
9. Темже и Бог Его превознесе и дарова Ему имя, еже паче всякаго имене,
10. да о имени Иисусове всяко колено поклонится небесных и земных и преисподних,
11. и всяк язык исповесть, яко Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.

5. Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе:
6. Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу;
7. но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек;
8. смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.
9. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени,
10. дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних,
11. и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.

Толкования:

Свт. Иоанн Златоуст

Свт. Феофан Затворник

…Апостол говорит как бы: вы должны, неотложный долг ваш есть — подражать Господу нашему Иисусу Христу. Господь же, будучи Бог по естеству, благоволил умалить Себя до приятия зрака рабия, когда это было необходимо для спасения человека. И не только это, но Он смирил Себя даже до смерти крестныя, — до последнего предела самоуничижения, ниже которого уже и сходить нельзя. Войдите в побудительную силу этого примера, и никогда не будете своих только смотрять, а не и дружних, никогда не будете выситься над другими, а напротив, станете смиренномудрием честию друг друга больша себе творить и особенно исполнитесь любовию друг к другу самоотверженною, ни в чем не отделяющеюся от братии, но со всеми живущею в одну душу и в один ум. Таким образом в этом примере светят все указанные пред сим добродетели и осуждаются все сказанные недобродетели. Но особенно светит благодеющее смиренномудрие.
Указать на сей пример достаточно было и кратким словом: сие да мудрствуется в вас. — Но святой Павел, ум которого всегда погружен был в созерцание великого и неисследимого домостроительства нашего спасения, не мог коснуться сего таинства, чтобы речь его не потекла неудержимым потоком. Почему он не упустил и здесь случая — сжато, но всеобъятно и всесторонне, очертить все дело Господа во спасение наше. Он сводит Сына Божия с превыше небес, облекает в человека Иисуса, низводит до крестной смерти и опять возводит превыше всего на поклонение всякому колену небесных, земных и преисподних. Догмат о воплощении и искуплении и о лице Иисуса Христа, яко Богочеловека, изображен здесь с такою определенностию, что одно это место поражает всех еретиков, погрешавших в сем отношении.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Как Христос говорит: будьте милосердны, как и Отец ваш небесный милосерд (Лк. 6:36), и затем: научитесь от Меня, ибо Я кроток (Мф. 11:29); так и Павел, научая смиренномудрию, чтобы больше устыдить нас, приводит в пример Христа, как и в другом месте говорит: Он, будучи богат, обнищал ради вас (2 Кор. 8:9). Когда он указывает на Сына Божия, высочайшего всякой высоты и так уничижившегося, кого из высокомудрствующих он этим не пристыдит?

Свт. Иоанн Златоуст

Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек;

Свт. Феофан Затворник

Кто Господь наш Иисус Христос? Естеством Бог, умаливший Себя до принятия естества человеческого, так что на вид Он был как всякий другой человек. В настоящем тексте говорится о Божестве Его, в следующем — о вочеловечении.
Иже во образе Божии сый. Образ Божий здесь не в том смысле, как в человеке есть образ Божий — черты подобия Богу; а в том, что само естество Его есть Божеское. Для всякого рода существ есть своя норма бытия, по которой тотчас определяем мы: а! это вот кто. Всем известна норма человека, норма животного, норма дерева; так что, взглянувши только, мы тотчас говорим: это человек, это дерево, это животное. Применительно к этому есть, рассуждая по-человечески, своя норма бытия и в Боге. Кто имеет сию норму Божеского бытия, тот Бог, как, кто имеет норму человеческого бытия, тот человек о Господе Спасителе Апостол говорит здесь, что Он по норме бытия — Бог, — бытие Его, существо и естество есть Божеское.

Но Себе умалил (истощил), зрак раба приим, в подобии человечестем быв, и образом обретеся якоже человек.

Но себе умалил, εκενωσεν,— истощил. Слово это употреблено по противоположности: не восхищением непщева. Сознавая Себя равным Богу, Он не восхитил чуждого: но, пребывая таким нечуждо восхитителем, Сам Себя добровольно обхитил, — опустошил, Свое с Себя сложил, совлекшись видимой славы и величия, свойственных Божеству и Ему, яко Богу, принадлежащих. В сем отношении некоторые умалил разумеют: сокрыл славу Своего Божества. «Бог по естеству, имея равенство со Отцом, сокрыв достоинство, избрал крайнее смирение» (блаженный Феодорит).
Следующие слова объясняют, как Он Себя умалил. — Зрак раба приим,— то есть приняв на Себя естество тварное. Какое же именно? Человеческое: в подобии человечестем быв. Не получило ли от сего естество человеческое какого-либо отличия? Нет. Как все люди, таков и Он был: образом обретеся якоже человек.
Зрак раба принял. Кто? Тот, Кто есть во образе Божий сый, — Бог по естеству. Если Он принял, яко Бог, то и по принятии пребыл Бог, приявший зрак раба. Зрак раба — не признак, а норму раба. Слово: раба — употреблено в противоположность Божеству в словах: во образе Божии сый. Там образ Бога означает норму Божеского естества, Творческое Божество; здесь зрак раба означает норму раба — естества, работного Богу, тварного. Зрак раба приим — приняв тварное естество, которое, на какой бы степени ни стояло, всегда есть работно Богу. Из сего что следовало? То, что безначальный — начинается; вездесущий — определяется местом, вечный — проживает дни, месяцы и годы; всесовершенный — возрастает возрастом и разумом; всесодержащий и всеоживляющий — питается и содержится Другими; всеведущий — не ведает; всемогущий — связывается; источающий жизнь — умирает. И все сие проходит Он, естеством Бог сый, принятым Им на Себя естеством тварным.
Какое тварное естество принял Бог? Человеческое. Не от Ангел приемлет, но от Семене Авраамова. Стал в зраке раба, в подобии человечестем быв.
…Словами: в подобии человечестем быв — определяется, что Он принял человеческое естество; а словами: и образом обретеся якоже человек — означается, что Он подчинился и всему быту человеческому, являлся живущим, как все люди, так что по этой видимости, ахтщап,— Он во всем был как человек. Святой Златоуст говорит: «так как в сем отношении Он подобен человеку, то Апостол и говорит: и образом, — чем выражает не то, будто природа изменилась или произошло какое смешение, но что Он по образу стал человеком. — Хорошо сказал Апостол: якоже человек. Ибо Он не был один из многих, но как бы один из многих. Поелику Бог Слово не превратился в человека и существо Его не изменилось, но Он явился как человек, не призрак нам представляя, но поучая смирению.— Замечай: говоря о Божестве, Апостол выражается: во образе Божии сый, — не восхищением непщева быти равен Богу,– не употребляет слов: стал, принял. Но, говоря о человечестве, употребляет слова: принял, стал: зрак раба приим, образом обретеся. — Сим стал, сие принял, тем был. Итак, не будем ни смешивать, ни разделять (Божества и человечества). Един Бог, Един Христос — Сын Божий. А когда я говорю: один, то выражаю соединение, а не смешение; так как одно естество не превратилось в другое, но только соединилось с ним».

Блаж. Феофилакт Болгарский

Но уничижил Себя Самого, приняв образ раба.

Сделавшись подобным человекам.

Основываясь на этом, маркиониты говорят, что Сын Божий воплотился призрачно; потому что, говорят они, видишь ли, как Павел говорит, что Он принял подобие человека и облекся в человеческий образ, а не по существу сделался человеком? Но что же это значит? Это значит, что Господь не все имел наше, но чего-то и не имел, именно: не родился по естественному порядку и не грешил. Но Он не был только тем, чем казался, но и Богом: не был Он обычным человеком. Поэтому апостол и говорит: подобным человекам, потому что мы душа и тело, а Он душа и тело и Бог. На этом основании, когда апостол говорит: в подобии плоти греховной (Рим. 8:3), то не то говорит, что Он не имел плоти, но что плоть эта не грешила, а была подобна греховной плоти по природе, а не по злу. Таким образом, как там подобие не в смысле всецелого равенства, так и здесь он говорит о подобии в том смысле, что Он не был рожден по естественному порядку, был безгрешным и не был простым человеком.

И по виду став как человек.

Свт. Иоанн Златоуст

…смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.

Свт. Феофан Затворник

Смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя.

Да о имени Иисусове всяко колено поклонится небесных и земных и преисподних.

Как только совершилось превознесение в показанном смысле и запечатлено особым соответствующим именем: следствием сего должно было быть Божеское поклонение всех тварей — небесных, земных и преисподних. В Послании к Евреям говорится, что когда Бог ввел паки первородного во вселенную (паки в Богочеловечестве), то повелел: да поклонятся Ему вcи Ангели Божии (Евр. 1, 6). Не это ли повеление исполняя, Ангелы, в Апокалипсисе, с сущими с ними, тысящами тысящ гласов взывали: достоин есть Агнец закланный прияти силу и богатство, и премудрость, и крепость, честь и славу и благословение. И всяко создание, еже есть на небеси, и на земли, и под землею, и на мори, яже суть, и сущая в них, вся слышах глаголющая: седящему на престоле, и Агнцу благословение, и честь, и слава и держава во веки веков (ср : Апок. 5, 12 — 13)
Да поклонится всякое колено — Божеским поклонением ради ипостасного соединения человечества с Божеством в лице Господа Иисуса Христа. Словами: небесных, земных и преисподних — выражается — вся тварь: небесная — Ангелы, земная — люди живущие, преисподняя — люди умершие (см: блаженный Феодорит). Святой же Златоуст говорит: «то есть весь мир, и Ангелы, и люди, и демоны, и праведники, и грешники»
Все сие само собою следовало: ибо воплотившийся есть Бог Сын.

И всяк язык исповесть, яко Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.

Всяк язык — опять всякая тварь, имеющая смысл и слово. Да исповесть — и да признает, и да возгласит и воспрославит. Яко Господь Иисус Христос,— что Иисус Христос есть Господь и Бог (см.: блаженный Феофилакт). В славу Бога Отца. «Дабы все так говорили (то есть что Он есть Господь Бог). А в этом слава Отца» (святой Златоуст). Или: «чтобы Он славим был так же, как и Отец, яко Ему равный и подобный» (святой Дамаскин). То есть да исповесть всяк язык, что поелику Иисус Христос воссиявает и познается яко Господь и Бог, то это подвигает всех на непрестанное славословие Бога Отца, или что Иисус Христос есть Господь в равной славе с Богом Отцом, в меру славы Бога Отца.
Святой Златоуст заключает толкование сих последних стихов следующим наведением: «итак, будем веровать во славу Его и жить во славу Его. Ибо одно без другого бесполезно. Так что когда славим хорошо, а живем нехорошо, то весьма оскорбляем Его: поелику, признавая Его Господом и учителем, презираем Его и не боимся страшного суда Его Нечистая жизнь еллинов нимало не удивительна и не заслуживает великого осуждения; но подобная нечистая жизнь христиан, участвующих в таковых таинствах и наслаждающихся такою славою (призванных к такой славе), всего хуже и несноснее».

Источник

Апостольские чтения на богородичные праздники

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Апостольское чтение в Богородичные праздники

Авторы: Блаженный Феофилакт Болгарский; архиепископ Аверкий Таушев

Девятая глава вся посвящена сравнению двух заветов — Ветхого и Нового — и указанию на несравненное превосходство Нового. Рассматривая в первых 7-ми стихах устройство скинии, апостол показывает, что самое ее устройство и совершавшиеся в ней богослужебные обряды с принесением в жертву животных уже внушают мысль о неудовлетворительности и о временном их значении. При описании скинии апостол обращает главное внимание на недоступность Святого Святых не только для народа, но и для самих священнослужителей, из которых только один первосвященник мог вступать туда, да и то однажды в год не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа (ст. 7). Этот отрывок Евр. 9:1‒7 читается за Божественной Литургией в некоторые Богородичные праздники, так как скиния прообразовала собою Божию Матерь. Имѣ́яше (имел) бо пéрвая ски́нiя (первый заветъ) оправдáнiя слýжбы (постановление о богослужении). Доказав со стороны священника, священства и завета, что первый завет должен был окончиться, апостол теперь доказывает это и со стороны самого устройства скинии. Было в ней три отделения; одно ‒ внешнее, предназначенное для всех вообще и иудеев и эллинов; далее следовала завеса за которую входили священники, совершая ежедневно службы. Это отделение называлось святым: эти отделения были образом Ветхого Завета, ибо там все совершалось с жертвоприношениями. Святое же Святых было образом нашего таинства. Ибо, говорит, первый, то есть Ветхий Завет, имел постановление, то есть символы, или законоположения, но имел в то время, ныне же не имеет, ибо прекратился. Святóе же людьскóе (святилище земное). Земным называет его потому, что дозволялось входить в него и в одном и том же здании известно было место, где стояли иудеи, назореи, прозелиты и эллины. Так как оно было доступно и язычникам, то и называет его земным (κοσμικόν ‒ мирским). Ски́нiя бо сооруженá бы́сть (ибо устроена была) пéрвая, въ нéйже (в которой был) свѣти́лникъ и трапéза и предложéнiе хлѣ́бомъ (Исх. 10:22‒25), я́же глагóлется (которая называется) святáя(-ое). Называет эту первой, именно, по отношению к Святому Святых, которое было в середине. Пред ней же находился медный жертвенник, жертвенник для всесожжении, поставленный под открытым небом. Затем, если приподнимали завесу, вернее, покрывало (Исх. 40:19), то она являлась срединой, в которой был светильник и трапез предложение хлебов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *