апостольские чтения на богородичные праздники
Неподвижные праздники
Церковное новолетие и годовщина Вели́́кого освящения (обновления) верхнего храма Феодоровского собора (2013 г.)
Прокимен, глас 3: Вéлий Госпóдь наш и вéлия крéпость Егó, / и рáзума Егó несть числá.
Стих: Хвалите Гóспода, яко благ псалóм, Бóгови нáшему да усладится хвалéние.
Прокимен, глас 4: Дóму Твоемý подобáет святыня, Гóсподи, в долготý дний.
К Тимофею послáния святаго апóстола Пáвла чтение
Чáдо Тимофе́́й! Прéжде всего прошу́ совершáть молитвы, прошéния, молéния, благодарéния за всех человéков, за царéй и за всех начáльствующих, дáбы проводить нам жизнь тихую и безмятéжную во всяком благочéстии и чистотé, ибо это хорошó и угóдно Спасителю нáшему Бóгу, Котóрый хóчет, чтóбы все люди спаслись и достигли познáния истины. Ибо един Бог, един и посрéдник между Бóгом и человéками, человéк Христóс Иисýс, предáвший Себя для искуплéния всех, Ему честь и держáва вéчная! Аминь. ( 1Тим. 2, 1–6; 6, 16 )
Ко евреем послáния святаго апóстола Пáвла чтение
Брáтия! Учáстники в небéсном звáнии, уразумéйте Послáнника и Первосвящéнника исповéдания нáшего, Иисýса Христá, Котóрый вéрен Постáвившему Егó, как и Моисéй во всём дóме Егó. Ибо Он достóин тем бóльшей слáвы пред Моисéем, чем бóльшую честь имéет в сравнéнии с дóмом тот, кто устрóил егó, ибо всякий дом устрояется кéм-либо; а устрóивший всё есть Бог.
Аллилуиа. 1. Тебе подобáет песнь, Бóже, в Сиóне, и Тебé воздáстся молитва во Иерусалиме.
2. Благословиши венéц лéта блáгости Твоея, Гóсподи.
3. Основáния егó на горáх святых.
РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Прокимен, глас 3, песнь Богорóдицы: Величит душá Моя Гóспода, / и возрáдовася дух Мой о Бóзе Спáсе Моéм.
Стих: Яко призрé на смирéние Рабы Своея, се бо, отныне ублажáт Мя вси рóди.
К филипписием послáния святаго апóстола Пáвла чтение
Брáтия! В вас должны быть те же чу́вствования, какие и во Христé Иисýсе: Он, бýдучи óбразом Бóжиим, не почитáл хищéнием быть рáвным Бóгу; но уничижил Себя Самогó, приняв óбраз рабá, сдéлавшись подóбным человéкам и по виду став как человéк; смирил Себя, быв послу́шным дáже до смéрти, и смéрти крéстной.
Посемý и Бог превознёс Егó и дал Ему имя выше всякого имени, дáбы пред именем Иисýса преклонилось всякое колéно небéсных, земных и преиспóдних, и всякий язык исповéдал, что Госпóдь Иисýс Христóс в слáву Бóга Отцá. ( Флп 2:5–11 )
Перевод архимандрита Ианнуария Брáтия! Пусть вáши помышлéния бýдут такими, какие и подобáет имéть тем, кто во Христé Иисýсе.
Он, живя жи́́знью Бóга, не мыслил, как о добыче, быть рáвным Бóгу. Но всё, чем владéл, óтдал Он, жизнь рабá приняв, став подóбен людям. И óблик принявший человéка, Он себя смирил, став послу́шным до смéрти – дáже до смéрти крéстной.
Потомý и Бог Егó выше всех возвысил и даровáл Ему Имя выше всякого имени, чтóбы пред Именем Иисýса преклонилось всякое колéно небéсных и земных и преиспóдних, и всякий язык исповéдал: Иисýс Христóс – Госпóдь! – во слáву Бóга Отцá.
1. Слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твоé.
2. Лицý Твоемý помóлятся богáтии людстии.
Суббота пред Воздвижением
Прокимен, глас 3: Пóйте Бóгу нáшему, пóйте, / пóйте Царéви нáшему, пóйте.
Стих: Вси язы́цы восплещите рукáми, воскликните Бóгу глáсом рáдования.
К кориняфном послáния святаго апóстола Пáвла чтение
Брáтия! Мýдрость мы проповéдуем между совершéнными, но мýдрость не вéка сегó и не властéй вéка сегó преходящих, но проповéдуем премýдрость Бóжию, тáйную, сокровéнную, котóрую предназнáчил Бог прéжде векóв к слáве нáшей, котóрой никтó из властéй вéка сегó не познáл; ибо éсли бы познáли, то не распяли бы Гóспода слáвы. Но, как написано: «Не видел тогó глаз, не слышало у́хо, и не приходило то на сéрдце человéку, что приготóвил Бог любящим Егó». ( 1Кор 2:6–9 )
1. Милости Твоя, Гóсподи, во век воспою, в род и род возвещý истину Твою усты моими.
2. Занé рекл еси: в век милость созиждется, на небесéх уготóвится истина Твоя.
Источник: Апостол: апостольские чтения во все дни года согласно Православному церковному календарю в русском переводе. Прокимны и аллилуарии на церковнославянском языке / пер. архим. Ианнуарий. — СПб. : Собор Феодоровской иконы Божией Матери в память 300-летия Дома Романовых (Феодоровский собор), 2017. — 338 с.
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Прокимени, апостоли и аллилуиаре общи святым, имже егда творим службу
СЛУЖБА ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ.
Прокимен, глас 3. Песнь Богородицы: Величит душа Моя Господа, / и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем. Стих: Яко призре на смирение рабы Своея, се бо от ныне ублажат Мя вси роди.
Другий прокимен, глас 6: Помяну имя Твое / во всяком роде и роде. Стих: Отрыгну сердце мое слово благо.
Апостол к филипписием, зачало 240. Другий ко евреем, зачало 320.
Аллилуиа, глас 8: Слыши дщи и виждь, и приклони ухо Твое. Стих: Лицу Твоему помолятся богатии людстии.
СЛУЖБА СВЯТЫМ НЕБЕСНЫМ БЕЗПЛОТНЫМ СИЛАМ.
Прокимен, глас 4: Творяй Ангелы Своя духи, / и слуги Своя пламень огненный. Стих: Благослови душе моя Господа, Господи Боже мой, возвеличился еси зело.
Апостол ко евреем, зачало 305.
Аллилуиа, глас 5: Хвалите Господа вси Ангели Его, хвалите Его вся Силы Его. Стих: Яко Той рече, и быша: Той повеле, и создашася.
СЛУЖБА СВЯТЫМ ПРОРОКОМ ОБЩА.
Прокимен, глас 4: Ты иерей во век / по чину Мелхиседекову. Стих: Рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене, дондеже положу враги Твоя подножие ног Твоих.
Апостол к коринфяном, зачало 156. Другий ко евреем, зачало 314. Третий от соборнаго послания Иаковля, зачало 57.
Аллилуиа, глас 5: Моисей и Аарон во иереех Его, и Самуил в призыващих имя Его. Стих: Свет возсия праведнику, и правым сердцем веселие.
СЛУЖБА СВЯТЫМ АПОСТОЛОМ ОБЩА.
Прокимен, глас 8: Во всю землю изыде вещание их, / и в концы вселенныя глаголы их. Стих: Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь.
Апостол к коринфяном, зачало 131.
Аллилуиа, глас 1: Исповедят небеса чудеса Твоя Господи, ибо истину Твою в церкви святых. Стих: Бог прославляемь в совете святых.
СЛУЖБА СВЯТИТЕЛЮ ЕДИНОМУ.
Прокимен, глас 1: Уста моя возглаголют премудрость, / и поучение сердца моего разум. Стих: Услышите сия вси языцы, внушите вси живущии по вселенней.
Апостол ко евреем, зачало 318.
Аллилуиа, глас 2: Уста праведнаго поучатся премудрости, и язык его возглаголет суд. Стих: Закон Бога его в сердце его, и не запнутся стопы его.
СЛУЖБА СВЯТИТЕЛЕЙ ОБЩА.
Апостол ко евреем, зачало 335.
Аллилуиа, глас 2: Священницы Твои облекутся в правду, и преподобнии Твои возрадуются.
СЛУЖБА ПРЕПОДОБНЫХ, И ХРИСТА РАДИ ЮРОДИВЫХ ОБЩА.
Апостол к галатом, зачало 213.
Аллилуиа, глас 6: Блажен муж, бояйся Господа, в заповедех Его восхощет зело. Стих: Сильно на земли будет семя его.
СЛУЖБА МУЧЕНИКА.
Прокимен, глас 7: Возвеселится праведник о Господе, / и уповает на Него. Стих: Услыши, Боже, глас мой, внегда молити ми ся к Тебе.
Апостол к Тимофею, зачало 292.
Аллилуиа, глас 4: Праведник яко финикс процветет, яко кедр, иже в Ливане, умножится. Стих: Насаждени в дому Господни, во дворех Бога нашего процветут.
СЛУЖБА МУЧЕНИКОВ ОБЩА.
Прокимен, глас 4: Святым, иже суть на земли Его, / удиви Господь вся хотения Своя в них. Стих: Предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся.
Апостол к римляном, зачало 99, или ко евреем, зачало 330.
Аллилуиа, глас 4: Воззваша праведнии, и Господь услыша их, и от всех скорбей их избави их. Стих: Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь.
СЛУЖБА СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА.
Прокимен, глас 7: Восхвалятся преподобнии во славе, / и возрадуются на ложах своих. Стих: Воспойте Господеви песнь нову, хваление Его в церкви преподобных.
Апостол ко евреем, зачало 334.
Аллилуиа, глас 2: Священницы Твои облекутся в правду, и преподобнии Твои возрадуются.
СЛУЖБА СВЯЩЕННОМУЧЕНИКОВ ОБЩА.
Апостол ко евреем, зачало 318, или к филипписием, зачало 246.
Аллилуиа, глас 2: Священницы Твои облекутся в правду, и преподобнии Твои возрадуются.
СЛУЖБА ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКОВ ОБЩА.
Прокимен, глас 7: Восхвалятся преподобнии во славе, / и возрадуются на ложах своих. Стих: Воспойте Господеви песнь нову, хваление Его в церкви преподобных.
Апостол преподобномученика единаго, к Тимофею, зачало 291. Преподобномучеником апостол к римляном, зачало 99.
Аллилуиа, глас 6: Блажен муж, бояйся Господа, в заповедех Его восхощет зело. Стих: Сильно на земли будет семя его.
СЛУЖБА СВЯТЫХ МУЧЕНИЦ ОБЩА.
Прокимен, глас 4: Дивен Бог во святых Своих, / Бог Израилев. Стих: В церквах благословите Бога, Господа от источник Израилевых.
Апостол к коринфяном, зачало 181. Другий к галатом, зачало 208.
Аллилуиа, глас 1: Терпя потерпех Господа, и внят ми и услыша молитву мою.
СЛУЖБА ПРЕПОДОБНЫХ ЖЕН ОБЩА.
Прокимен и аллилуиа писан мученицам.
Апостол к галатом, зачало 208.
СЛУЖБА ИСПОВЕДНИКОВ.
Прокимен и аллилуиа писан преподобномучеником.
Апостол ко ефесеем, зачало 233.
СЛУЖБА БЕЗМЕЗДНИКОВ.
Прокимен писан мучеником.
Апостол к коринфяном, зачало 153.
Аллилуиа, глас 2: Се что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе?
СЛУЖБА ЗА МЕРТВЫЯ.
Прокимен, глас 6: Душы их / во благих водворятся. Стих: К Тебе, Господи, воздвигох душу мою, Боже мой, на Тя уповах, да не постыжуся во век.
В понедельник апостол к римляном, зачало 113.
Во вторник апостол к коринфяном, зачало 162.
В среду апостол к коринфяном, зачало 178.
В четверток апостол к коринфяном, зачало 160.
В пяток апостол к коринфяном, зачало 163.
В субботу апостол к солуняном, зачало 270.
Аллилуиа, глас 8: Блажени яже избрал и приял еси, Господи, и память их в род и род.
Апостольское чтение на праздники Пресвятой Богородицы
Пресвятая Богородице, спаси нас!
5. Сие бо да мудрствуется в вас, еже и во Христе Иисусе:
6. Иже, во образе Божии сый, не восхищением непщева быти равен Богу:
7. но Себе умалил, зрак раба приим, в подобии человечестем быв, и образом обретеся якоже человек:
8. смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя.
9. Темже и Бог Его превознесе и дарова Ему имя, еже паче всякаго имене,
10. да о имени Иисусове всяко колено поклонится небесных и земных и преисподних,
11. и всяк язык исповесть, яко Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.
5. Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе:
6. Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу;
7. но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек;
8. смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.
9. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени,
10. дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних,
11. и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.
Толкования:
Свт. Иоанн Златоуст
Свт. Феофан Затворник
…Апостол говорит как бы: вы должны, неотложный долг ваш есть — подражать Господу нашему Иисусу Христу. Господь же, будучи Бог по естеству, благоволил умалить Себя до приятия зрака рабия, когда это было необходимо для спасения человека. И не только это, но Он смирил Себя даже до смерти крестныя, — до последнего предела самоуничижения, ниже которого уже и сходить нельзя. Войдите в побудительную силу этого примера, и никогда не будете своих только смотрять, а не и дружних, никогда не будете выситься над другими, а напротив, станете смиренномудрием честию друг друга больша себе творить и особенно исполнитесь любовию друг к другу самоотверженною, ни в чем не отделяющеюся от братии, но со всеми живущею в одну душу и в один ум. Таким образом в этом примере светят все указанные пред сим добродетели и осуждаются все сказанные недобродетели. Но особенно светит благодеющее смиренномудрие.
Указать на сей пример достаточно было и кратким словом: сие да мудрствуется в вас. — Но святой Павел, ум которого всегда погружен был в созерцание великого и неисследимого домостроительства нашего спасения, не мог коснуться сего таинства, чтобы речь его не потекла неудержимым потоком. Почему он не упустил и здесь случая — сжато, но всеобъятно и всесторонне, очертить все дело Господа во спасение наше. Он сводит Сына Божия с превыше небес, облекает в человека Иисуса, низводит до крестной смерти и опять возводит превыше всего на поклонение всякому колену небесных, земных и преисподних. Догмат о воплощении и искуплении и о лице Иисуса Христа, яко Богочеловека, изображен здесь с такою определенностию, что одно это место поражает всех еретиков, погрешавших в сем отношении.
Блаж. Феофилакт Болгарский
Как Христос говорит: будьте милосердны, как и Отец ваш небесный милосерд (Лк. 6:36), и затем: научитесь от Меня, ибо Я кроток (Мф. 11:29); так и Павел, научая смиренномудрию, чтобы больше устыдить нас, приводит в пример Христа, как и в другом месте говорит: Он, будучи богат, обнищал ради вас (2 Кор. 8:9). Когда он указывает на Сына Божия, высочайшего всякой высоты и так уничижившегося, кого из высокомудрствующих он этим не пристыдит?
Свт. Иоанн Златоуст
Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек;
Свт. Феофан Затворник
Кто Господь наш Иисус Христос? Естеством Бог, умаливший Себя до принятия естества человеческого, так что на вид Он был как всякий другой человек. В настоящем тексте говорится о Божестве Его, в следующем — о вочеловечении.
Иже во образе Божии сый. Образ Божий здесь не в том смысле, как в человеке есть образ Божий — черты подобия Богу; а в том, что само естество Его есть Божеское. Для всякого рода существ есть своя норма бытия, по которой тотчас определяем мы: а! это вот кто. Всем известна норма человека, норма животного, норма дерева; так что, взглянувши только, мы тотчас говорим: это человек, это дерево, это животное. Применительно к этому есть, рассуждая по-человечески, своя норма бытия и в Боге. Кто имеет сию норму Божеского бытия, тот Бог, как, кто имеет норму человеческого бытия, тот человек о Господе Спасителе Апостол говорит здесь, что Он по норме бытия — Бог, — бытие Его, существо и естество есть Божеское.
Но Себе умалил (истощил), зрак раба приим, в подобии человечестем быв, и образом обретеся якоже человек.
Но себе умалил, εκενωσεν,— истощил. Слово это употреблено по противоположности: не восхищением непщева. Сознавая Себя равным Богу, Он не восхитил чуждого: но, пребывая таким нечуждо восхитителем, Сам Себя добровольно обхитил, — опустошил, Свое с Себя сложил, совлекшись видимой славы и величия, свойственных Божеству и Ему, яко Богу, принадлежащих. В сем отношении некоторые умалил разумеют: сокрыл славу Своего Божества. «Бог по естеству, имея равенство со Отцом, сокрыв достоинство, избрал крайнее смирение» (блаженный Феодорит).
Следующие слова объясняют, как Он Себя умалил. — Зрак раба приим,— то есть приняв на Себя естество тварное. Какое же именно? Человеческое: в подобии человечестем быв. Не получило ли от сего естество человеческое какого-либо отличия? Нет. Как все люди, таков и Он был: образом обретеся якоже человек.
Зрак раба принял. Кто? Тот, Кто есть во образе Божий сый, — Бог по естеству. Если Он принял, яко Бог, то и по принятии пребыл Бог, приявший зрак раба. Зрак раба — не признак, а норму раба. Слово: раба — употреблено в противоположность Божеству в словах: во образе Божии сый. Там образ Бога означает норму Божеского естества, Творческое Божество; здесь зрак раба означает норму раба — естества, работного Богу, тварного. Зрак раба приим — приняв тварное естество, которое, на какой бы степени ни стояло, всегда есть работно Богу. Из сего что следовало? То, что безначальный — начинается; вездесущий — определяется местом, вечный — проживает дни, месяцы и годы; всесовершенный — возрастает возрастом и разумом; всесодержащий и всеоживляющий — питается и содержится Другими; всеведущий — не ведает; всемогущий — связывается; источающий жизнь — умирает. И все сие проходит Он, естеством Бог сый, принятым Им на Себя естеством тварным.
Какое тварное естество принял Бог? Человеческое. Не от Ангел приемлет, но от Семене Авраамова. Стал в зраке раба, в подобии человечестем быв.
…Словами: в подобии человечестем быв — определяется, что Он принял человеческое естество; а словами: и образом обретеся якоже человек — означается, что Он подчинился и всему быту человеческому, являлся живущим, как все люди, так что по этой видимости, ахтщап,— Он во всем был как человек. Святой Златоуст говорит: «так как в сем отношении Он подобен человеку, то Апостол и говорит: и образом, — чем выражает не то, будто природа изменилась или произошло какое смешение, но что Он по образу стал человеком. — Хорошо сказал Апостол: якоже человек. Ибо Он не был один из многих, но как бы один из многих. Поелику Бог Слово не превратился в человека и существо Его не изменилось, но Он явился как человек, не призрак нам представляя, но поучая смирению.— Замечай: говоря о Божестве, Апостол выражается: во образе Божии сый, — не восхищением непщева быти равен Богу,– не употребляет слов: стал, принял. Но, говоря о человечестве, употребляет слова: принял, стал: зрак раба приим, образом обретеся. — Сим стал, сие принял, тем был. Итак, не будем ни смешивать, ни разделять (Божества и человечества). Един Бог, Един Христос — Сын Божий. А когда я говорю: один, то выражаю соединение, а не смешение; так как одно естество не превратилось в другое, но только соединилось с ним».
Блаж. Феофилакт Болгарский
Но уничижил Себя Самого, приняв образ раба.
Сделавшись подобным человекам.
Основываясь на этом, маркиониты говорят, что Сын Божий воплотился призрачно; потому что, говорят они, видишь ли, как Павел говорит, что Он принял подобие человека и облекся в человеческий образ, а не по существу сделался человеком? Но что же это значит? Это значит, что Господь не все имел наше, но чего-то и не имел, именно: не родился по естественному порядку и не грешил. Но Он не был только тем, чем казался, но и Богом: не был Он обычным человеком. Поэтому апостол и говорит: подобным человекам, потому что мы душа и тело, а Он душа и тело и Бог. На этом основании, когда апостол говорит: в подобии плоти греховной (Рим. 8:3), то не то говорит, что Он не имел плоти, но что плоть эта не грешила, а была подобна греховной плоти по природе, а не по злу. Таким образом, как там подобие не в смысле всецелого равенства, так и здесь он говорит о подобии в том смысле, что Он не был рожден по естественному порядку, был безгрешным и не был простым человеком.
И по виду став как человек.
Свт. Иоанн Златоуст
…смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.
Свт. Феофан Затворник
Смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя.
Да о имени Иисусове всяко колено поклонится небесных и земных и преисподних.
Как только совершилось превознесение в показанном смысле и запечатлено особым соответствующим именем: следствием сего должно было быть Божеское поклонение всех тварей — небесных, земных и преисподних. В Послании к Евреям говорится, что когда Бог ввел паки первородного во вселенную (паки в Богочеловечестве), то повелел: да поклонятся Ему вcи Ангели Божии (Евр. 1, 6). Не это ли повеление исполняя, Ангелы, в Апокалипсисе, с сущими с ними, тысящами тысящ гласов взывали: достоин есть Агнец закланный прияти силу и богатство, и премудрость, и крепость, честь и славу и благословение. И всяко создание, еже есть на небеси, и на земли, и под землею, и на мори, яже суть, и сущая в них, вся слышах глаголющая: седящему на престоле, и Агнцу благословение, и честь, и слава и держава во веки веков (ср : Апок. 5, 12 — 13)
Да поклонится всякое колено — Божеским поклонением ради ипостасного соединения человечества с Божеством в лице Господа Иисуса Христа. Словами: небесных, земных и преисподних — выражается — вся тварь: небесная — Ангелы, земная — люди живущие, преисподняя — люди умершие (см: блаженный Феодорит). Святой же Златоуст говорит: «то есть весь мир, и Ангелы, и люди, и демоны, и праведники, и грешники»
Все сие само собою следовало: ибо воплотившийся есть Бог Сын.
И всяк язык исповесть, яко Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.
Всяк язык — опять всякая тварь, имеющая смысл и слово. Да исповесть — и да признает, и да возгласит и воспрославит. Яко Господь Иисус Христос,— что Иисус Христос есть Господь и Бог (см.: блаженный Феофилакт). В славу Бога Отца. «Дабы все так говорили (то есть что Он есть Господь Бог). А в этом слава Отца» (святой Златоуст). Или: «чтобы Он славим был так же, как и Отец, яко Ему равный и подобный» (святой Дамаскин). То есть да исповесть всяк язык, что поелику Иисус Христос воссиявает и познается яко Господь и Бог, то это подвигает всех на непрестанное славословие Бога Отца, или что Иисус Христос есть Господь в равной славе с Богом Отцом, в меру славы Бога Отца.
Святой Златоуст заключает толкование сих последних стихов следующим наведением: «итак, будем веровать во славу Его и жить во славу Его. Ибо одно без другого бесполезно. Так что когда славим хорошо, а живем нехорошо, то весьма оскорбляем Его: поелику, признавая Его Господом и учителем, презираем Его и не боимся страшного суда Его Нечистая жизнь еллинов нимало не удивительна и не заслуживает великого осуждения; но подобная нечистая жизнь христиан, участвующих в таковых таинствах и наслаждающихся такою славою (призванных к такой славе), всего хуже и несноснее».
Апостольские чтения на богородичные праздники
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Апостольское чтение в Богородичные праздники
Авторы: Блаженный Феофилакт Болгарский; архиепископ Аверкий Таушев
Девятая глава вся посвящена сравнению двух заветов — Ветхого и Нового — и указанию на несравненное превосходство Нового. Рассматривая в первых 7-ми стихах устройство скинии, апостол показывает, что самое ее устройство и совершавшиеся в ней богослужебные обряды с принесением в жертву животных уже внушают мысль о неудовлетворительности и о временном их значении. При описании скинии апостол обращает главное внимание на недоступность Святого Святых не только для народа, но и для самих священнослужителей, из которых только один первосвященник мог вступать туда, да и то однажды в год не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа (ст. 7). Этот отрывок Евр. 9:1‒7 читается за Божественной Литургией в некоторые Богородичные праздники, так как скиния прообразовала собою Божию Матерь. Имѣ́яше (имел) бо пéрвая ски́нiя (первый заветъ) оправдáнiя слýжбы (постановление о богослужении). Доказав со стороны священника, священства и завета, что первый завет должен был окончиться, апостол теперь доказывает это и со стороны самого устройства скинии. Было в ней три отделения; одно ‒ внешнее, предназначенное для всех вообще и иудеев и эллинов; далее следовала завеса за которую входили священники, совершая ежедневно службы. Это отделение называлось святым: эти отделения были образом Ветхого Завета, ибо там все совершалось с жертвоприношениями. Святое же Святых было образом нашего таинства. Ибо, говорит, первый, то есть Ветхий Завет, имел постановление, то есть символы, или законоположения, но имел в то время, ныне же не имеет, ибо прекратился. Святóе же людьскóе (святилище земное). Земным называет его потому, что дозволялось входить в него и в одном и том же здании известно было место, где стояли иудеи, назореи, прозелиты и эллины. Так как оно было доступно и язычникам, то и называет его земным (κοσμικόν ‒ мирским). Ски́нiя бо сооруженá бы́сть (ибо устроена была) пéрвая, въ нéйже (в которой был) свѣти́лникъ и трапéза и предложéнiе хлѣ́бомъ (Исх. 10:22‒25), я́же глагóлется (которая называется) святáя(-ое). Называет эту первой, именно, по отношению к Святому Святых, которое было в середине. Пред ней же находился медный жертвенник, жертвенник для всесожжении, поставленный под открытым небом. Затем, если приподнимали завесу, вернее, покрывало (Исх. 40:19), то она являлась срединой, в которой был светильник и трапез предложение хлебов.