армения теплоход 1928 на дне

Тайна катастрофы теплохода «Армения»

Теплоход «Армения»

В середине 1920-х годов в Советской России активно восстанавливалось кораблестроение, в том числе и гражданское. В конструкторском бюро Балтийского завода разработали проект теплохода типа «Аджария». В 1927–1928 годах было построено шесть пассажирских судов, которые получили названия в честь советских республик: «Аджария», «Абхазия», «Армения», «Украина», «Крым» и «Грузия». Почти все лайнеры построили в Ленинграде на Балтийском судостроительном заводе (только последние два судна – в германском Киле). Теплоходы несли службу на Чёрном море и обслуживали линии между портами Украины, Крыма и Кавказа. За свою быстроходность они назывались «рысаками».

«Армения» была введена в строй в 1928 году. Это был двухтрубный теплоход водоизмещением 5770 тонн, длиной более 107 метров, шириной в 15,5 метров, способный развить скорость в 14,5 узлов. Экипаж около 100 человек, на борту могло разместиться около 1000 пассажиров. Также теплоход мог перевозить 1000 т грузов, то есть был универсальным грузо-пассажирским. «Армения» эксплуатировалась Черноморским морским пароходством и ходила на линии Одесса – Батуми – Одесса.

Санитарное судно

С началом Великой Отечественной войны ситуация на Чёрном море потребовала изменения положения «рысаков». «Армению» переделали в санитарно-транспортное судно: рестораны переоборудовали в операционные и перевязочные, курилку – в аптеку, в каютах установили дополнительные подвесные койки. В начале августа работы на судне были завершены, и «Армения» вошла в состав Черноморского флота. Капитаном судна стал Владимир Плаушевский, старшим помощником – Николай Знаюненко, руководителем медицинского персонала – главный врач железнодорожной Одесской больницы Пётр Дмитриевский. Экипаж санитарного судна состоял из 96 человек, а также из 9 врачей, 29 медсестер и 75 санитаров.

В ходе обороны Одессы корабль совершил 15 рейсов и вывез из города на кавказское побережье свыше 16 тыс. человек. Днем и ночью на борту трудился медицинский персонал. Операции, перевязки и кровь. Множество раненых. Везли не только раненых, но и беженцев, которые спасались от войны. Члены экипажа размещали людей в своих каютах.

На бортах и палубе «Армении» были нанесены яркой красной краской большие кресты, хорошо видные с воздуха. На грот-мачте находился белый флаг с изображением международного Красного Креста. Однако немцы статьи Женевской и Гаагской конвенций на востоке практически не соблюдали. Так, в июле 1941 года гитлеровцы повредили санитарные суда «Котовский» и «Чехов». Атакованный самолётами люфтваффе лайнер «Аджария», объятый огнем, на виду у всей Одессы выбросился на мель. В августе такая же участь постигла судно «Кубань». Поэтому на «Армении» установили 4 45-мм полуавтоматические универсальные пушки 21К и 4 пулемета. Также судно обычно сопровождал конвой.

Эвакуация из Севастополя

Осенью 1941 года в Крыму царила неразбериха. К Севастополю выходили разбитые части Приморской армии РККА, за ними шли гитлеровцы. Тогда ещё никто не знал, что город будет героически держаться 250 дней. Из Севастополя спешно эвакуировали всё, что надо и не надо. К примеру, госпитали в самом городе и оборудованные в штольнях были забиты ранеными, но кто-то приказал эвакуировать медперсонал. Хотели вывезти даже хорошо подготовленный и укрепленный командный пункт флота. Только энергичные действия вновь прибывшего заместителя по сухопутной обороне генерал-майора Петрова положили конец бардаку. Севастополь превратился в настоящую крепость, на его подступах завязались упорные бои.

«Армения» 4 ноября 1941 года вышла из Туапсе и прибыла в Севастополь. Лайнер стоял на внутреннем рейде и принимал на борт раненых и беженцев. Обстановка была тревожной. В любой момент могла появиться немецкая авиация. Большая часть боевых кораблей флота по приказу адмирала Октябрьского вышла в море, включая и крейсер «Молотов», на котором была единственная на флоте корабельная радиолокационная станция. Кроме «Армении» в Карантинной бухте грузился транспорт «Белосток», а у причала Морзавода – «Крым». Погрузка шла непрерывно днем и ночью.

На судно были погружены раненые, медицинский и хозяйственный персонал Севастопольского военно-морского госпиталя (крупнейшего на флоте), во главе с главврачом его, военврачом 1-го ранга Семёном Каганом. Также на судно поместили 2-й военно-морской и Николаевский базовый госпитали, санитарный склад № 280, санитарно-эпидемиологическую лабораторию, 5-й медико-санитарный отряд, госпиталь от Ялтинского санатория. Были приняты на теплоход часть медперсонала Приморской и 51-й армий, а также мирные жители Севастополя. По разным оценкам, на корабле в итоге было собрано от 5 до 7–10 тыс. человек.

Сначала капитан Плаушеуский получил указание выйти в море 6 ноября в 19 часов и идти в Туапсе. Для сопровождения выделялся небольшой морской охотник «041» старшего лейтенанта Кулашова. При отсутствии сильного конвоя хорошей защитой для большого судна была только ночь. Днем большой грузо-пассажирский лайнер, почти не имеющий средств ПВО, конвойных кораблей и самолетов, был отличной мишенью для немецких бомбардировщиков и торпедоносцев. Немецкие ВВС в это время господствовали в воздухе. Первый приказ давал хорошие шансы судну покинуть Крым и дойти до Туапсе. Поэтому капитана Плаушевского возмутил второй приказ: выйти в море 17 часов, в светлое время суток! Такой приказ мог привести к гибели тысяч людей.

Затем последовали ещё два роковых приказа. Первым приказом «Армении» дали указание зайти в Балаклаву и забрать там служащих НКВД, раненых и медперсонал. Также теплоход принял какой-то секретный груз. Сейчас нет данных, какой груз погрузили на судно в Балаклаве. Есть мнение, что грузили музейные ценности, картины. По другой версии – документы и золото. В Балаклаве судно простояло несколько часов. Шансы уйти под покровом темноты ещё были.

Однако Плаушевский получает новый роковой приказ. Идти в Ялту и забрать работников партии, НКВД и ещё несколько госпиталей. В 2 часа ночи 7 ноября 1941 года «Армения» была в Ялте. В городе был хаос. Милиции не было, кто-то громил и грабил магазины, склады и винные погреба. Бойцы НКВД организовали посадку. Здесь транспорт принял ещё несколько стен людей и груз. Погрузка шла до 7 часов утра.

Катастрофа

В 8 часов 7 ноября «Армения» вышла из Ялтинского порта в Туапсе в сопровождении одного сторожевого катера. Море штормило, шёл дождь, что уменьшило и так небольшие возможности сторожевика по защите транспорта. Факт прикрытия транспорта двумя самолетами-истребителями, которые якобы «проморгали» атаку вражеского самолета, иногда упоминаемый в рассказах о событии, документами не подтверждается.

Интересно, что адмирал Октябрьский, зная оперативную обстановку и где находится «Армения», дал указание не выходить судну из Ялты до 19 часов, то есть до вечера. Плаушевский этот приказ получил, но вышел из Ялты. В этом кроется ещё одна тайна гибели теплохода. Возможно, что это было связано с тем, что в Ялте не было средств ПВО, и к городу приближались немцы (они захватили Ялту 8 ноября). То есть гитлеровцы легко бы уничтожили «Армению» в порту с помощью авиации либо просто полевой артиллерией. Поэтому капитан решил рискнуть выйти в море. В ненастную погоду шансы уйти без потерь повышались.

После войны «Армению» не раз пытались обнаружить, но без успеха. Находили древние суда, корабли, которые погибли в ходе двух мировых войн, но не санитарное судно. Только во время поисковой операции, проводившейся силами Министерства обороны России в 2017 году, на дне нашли магнитную аномалию. В марте 2020 года по этим координатам обломки «Армении» были обнаружены глубоководным комплексом под управлением специалистов Центра подводных исследований Русского географического общества. Судно располагалось в 18 милях от берега на глубине 1500 метров.

Следов торпедной атаки не нашли. Однако надстройки и верхние палубы имели большие разрушения. Возможно, что «Армения» подверглась бомбовым ударам. Это подтверждает версию, что корабль атаковали 4 немецких самолета, которые разбомбили среднюю часть судна.

Источник

Уникальная операция на дне Черного моря: как обнаружили потопленный в 1941 году теплоход «Армения»

Подробности уникальной поисковой операции на глубине в 1,5 тысячи метров в Черном море. Появились первые кадры, на которых под слоем ила легендарный теплоход «Армения». Он пошел ко дну 7 ноября 1941 года после атаки немецкой авиации.

На борту были, по разным подсчетам, от шести до 10 тысяч человек — беженцев и раненых. Именно поэтому эта трагедия на море считается одной из самых масштабных в истории.

И вот спустя долгие десятилетия силами нашего Минобороны и Русского географического общества корабль удалось найти и подтвердить его подлинность.

Находка в Черном море, которая уже стала настоящей сенсацией. Место гибели госпитального судна «Армения» оставалось неизвестным без малого 79 лет.

Судно обнаружили на полуторакилометровой глубине в 15 милях от южного побережья Крыма. Подводный робот пробирается по правому борту теплохода. Даже под толстым слоем ила видны следы ужасающих разрушений: средняя и носовая часть искорежены, леерные ограждения буквально вывернуты наружу. При этом в нескольких иллюминаторах уцелевшие стекла. Мощное освещение позволяет отыскать штурвал и компас.

Расположение палуб, проемы, все, как на чертежах «Армении». Но само название корабля на борту не прочитать — краску в агрессивной морской среде давно разъело. И вот, кажется, экспедиция Центра подводных исследований у цели, ошибка исключена: на судовом колоколе отчетливо видна надпись «Армения».

«Обводы корпуса абсолютно не повреждены, поэтому торпедная атака исключается, и при этом ее верхняя часть и надстройки очень сильно разрушены; и один из первых проходов мимо «Армении», что мы нашли машинный телеграф, лежащий в носу, который по-хорошему швартовочный, на ходовом мостике, сделали предположение, что он сильно разрушен, а такие разрушения характерны для бомбардировок с воздуха», — поясняет исполнительный директор Центра подводных исследований РГО Сергей Фокин.

Пассажирский теплоход, переоборудованный в начале войны под госпитальный транспорт, затонул 7 ноября 1941 года. Точное количество погибших до сих пор неизвестно. На его борту, по разным данным, находилось от шести до 10 тысяч человек. Выжить удалось единицам.

«Это самый крупный транспорт, шесть тысяч тонн водоизмещения; на него в течение суток грузились раненые и медицинский персонал госпиталя ЧФ. Здесь, в Севастополе, по многим данным, было погружено более шести тысяч человек, а вместимость корабля по его тактико-техническим данным должна быть 900 человек, представляете, как были забиты все трюмы, людям негде было лежать», — рассказывает историк Александр Зубарев.

Выйдя из Севастополя, капитан корабля получил приказ зайти в Балаклаву. Там на борт сотрудники НКВД погрузили опечатанные ящики с секретными материалами. Историки предполагают, что в них могло быть золото и картины Русского музея, которые в начале войны экспонировались в крымских музеях. После погрузки был получен приказ снова изменить маршрут и эвакуировать часть людей из Ялты.

До сих пор о самой страшной морской катастрофе не было известно почти ничего. В Ялту госпитальное судно «Армения» прибыло из Севастополя в ночь с 6 на 7 ноября 1941 года. По словам очевидцев, в тот момент здесь творилось что-то невообразимое. Ужасная паника — ялтинцы пытались любой ценой попасть на борт, многие даже вплавь с багажом и с детьми. Немцы стояли всего в нескольких десятках километров. Около 8 утра судно взяло курс на Кавказ и отправилось в свой последний рейс.

Несмотря на строжайший запрет военного командования на выход в море днем, теплоход, не дожидаясь темноты, вышел в сторону Туапсе в сопровождении двух сторожевых катеров. Через несколько часов он был атакован вражеской авиацией и затонул всего за четыре минуты. Историки предполагают, что приказ на выход в море капитана Владимира Плаушевского заставили нарушить.

Позже дело о гибели «Армении» загадочным образом исчезло из архивов. И только несколько лет назад историкам удалось установить имена экипажа и медиков из госпиталя Черноморского флота. В списках 254 фамилии. После обнаружения судна наконец появились шансы установить имена всех, кто находился на его борту.

Источник

Расскрыта тайна теплохода «Армения»: какой спецгруз переправляло трагически погибшее судно

«Русского «Титаника» искали долгие десятилетия и наконец обнаружили на дне Черного моря поисковики драйверы

армения теплоход 1928 на дне. Смотреть фото армения теплоход 1928 на дне. Смотреть картинку армения теплоход 1928 на дне. Картинка про армения теплоход 1928 на дне. Фото армения теплоход 1928 на дне

Подробности трагедии с «Арменией» удалось узнать от одного из знатоков в области морской истории Дмитрия Мазура.

Это случилось 7 ноября 1941 года. – В тот день, когда в Москве проходил знаменитый парад на Красной площади, далеко на юге, у берегов Крыма был потоплен немецкими самолетами огромный лайнер «Армения».

Судно построили в конце 1920-х для выполнения пассажирских рейсов между портами Крыма и Кавказа. Теплоход обслуживала команда из сотни человек, а каюты были рассчитаны на 950 пассажиров.

Едва лишь началась война, «Армению» срочно переоборудовали в плавучий госпиталь. На теплоходе появились перевязочные, хирургические помещения, палаты для размещения 400 раненных.

В первый свой рейс плавгоспиталь отправился из Одессы 10 августа 1941-го. К тому времени бои шли уже в непосредственной близости от города. Поэтому на борт судна грузили не только раненных воинов, но и женщин, детей, стариков, эвакуируемых из Одессы.

Очередной такой поход начался 4 ноября. Через сутки «Армения» благополучно добралась до севастопольского рейда. Высадив на берег доставленное пополнение для гарнизона, капитан судна Плаушевский получил приказ принять на борт помимо очередной партии раненных еще личный состав госпиталей и некоторых других медицинских учреждений Черноморского флота, эвакуируемый из осажденного города.

Выглядит, мягко говоря, не логично: бои на подступах к городу в разгаре, а командующий флотом решил вывезти из Севастополя почти всю флотскую медицину. Одно из объяснений, найденных историками: именно в эти первые дни ноября адмирал Филипп Октябрьский был уверен, что город вот-вот придется сдать, потому он и решил спасти столь необходимые в будущем медицинские кадры. Но потом комфлота получил строжайшую директиву из Москвы: Севастополь не оставлять ни при каких условиях! – Этот приказ поступил 7 ноября. К тому времени «Армения» уже находилась в море. – Теплоход вышел в свой последний трагический рейс в 5 часов вечера 6 ноября.

Судя по сохранившимся документам, среди тех, кто находился на борту судна, помимо сотен раненных и флотских медиков были еще эвакуируемые жители Севастополя (среди них – труппа местного драмтеатра). Капитан получил дополнительное распоряжение: сделать остановку на пути к кавказским берегам. Предстояло зайти в Ялту, чтобы забрать оттуда беженцев и местное партийное начальство. Другое поручение догнало Плаушевского уже в море: принятая радистом радиограмма предписывала срочно завернуть в соседнюю с Севастополем Балаклаву, чтобы забрать оттуда спецгруз.

Что за спецгруз, – исследователи спорят до сих пор. Из подробностей известно лишь, что это были некие ящики, переданные на борт и сопровождаемые несколькими сотрудниками НКВД. Существует предположение: в ящиках находились некие ценные экспонаты из крымских музеев.

В Ялту «Армения» прибыла поздней ночью. К тому времени в порту скопились тысячи беженцев, мечтающих эвакуироваться из Крыма, который вот-вот займут войска оккупантов. После того, как погрузили партию раненных и районное партийное руководство, началась посадка на теплоход гражданского населения. Она почти сразу же превратилась в настоящий штурм: люди толпились на трапах, некоторые даже лезли по швартовым канатам.

Учитывая, что погрузка шла в авральном режиме, точного учета принятых на борт пассажиров никто не вел. Впоследствии специалисты пытались определить количество людей на «Армении» во время ее последнего рейса по косвенным данным. Однако результаты таких подсчетов очень разнятся: минимум 3 тысячи, максимум – 10 тысяч. В любом случае, теплоход, рассчитанный на 950 человек, был набит битком.

Существует версия, что капитану Плаушевскому было приказано оставаться в ялтинском порту до наступления следующей ночи. Однако такая «дневка» тоже была бы смертельно опасна для корабля и находившихся на нем: немцы уже находились возле самой Ялты, акватория порта прекрасно просматривалась, а средств ПВО здесь было очень мало.

Из двух зол Плаушевский выбрал вариант с немедленным выходом в море. Огромное судно шло в сопровождении лишь двух маленьких сторожевых катеров, а с воздуха его прикрывала пара истребителей-«чаек». Этого, конечно, было совершенно не достаточно.

Катастрофа произошла незадолго до полудня.

Обе версии соединяются затем в одну: после попаданий неприятельских снарядов (бомб или торпеды) корабль получил столь серьезные повреждения, что затонул очень быстро – всего за 4 минуты. Спастись при этом из нескольких тысяч людей, находившихся на борту, удалось лишь восьми счастливчикам.

Поиск этого затонувшего корабля вели на протяжении нескольких десятилетий. Координаты, приведенные в рапорте о его гибели, в итоге оказались ошибочными. В этом месте на дне ничего не удалось обнаружить.

Загадка «русского «Титаника» будоражила многих энтузиастов подводного поиска. Уже в нынешнем веке отыскать «Армению» попытался знаменитый Роберт Баллард, который до того нашел сам «Титаник» на дне Атлантики. Но и он не добился успеха.

Из пресс-релиза РГО:

«На дне Черного моря найден теплоход «Армения», затопленный немецкой авиацией 7 ноября 1941 года. Для детального обследования объекта, находящегося в 15 морских милях от берега на глубине 1500 метров, был применен телеуправляемый необитаемый подводный аппарат отечественного производства серии РТ, что позволило получить первые видеокадры…»

Далее уточняется, что затонувшее судно стоит на ровном киле. Корпус его покрыт толстым слоем донного ила, однако это не помешало определить, что «Армения» не имеет очевидных пробоин в борту, что исключает вероятность гибели судна от попадания торпеды.

Источник

«Все смешалось в неописуемом кошмаре» В Черном море нашли потопленный фашистами теплоход «Армения». Тайна его гибели открылась через 80 лет

армения теплоход 1928 на дне. Смотреть фото армения теплоход 1928 на дне. Смотреть картинку армения теплоход 1928 на дне. Картинка про армения теплоход 1928 на дне. Фото армения теплоход 1928 на дне

На дне Черного моря обнаружен теплоход «Армения», потопленный немецкой авиацией 79 лет назад — 7 ноября 1941 года. На борту судна находились раненые бойцы и эвакуированные гражданские — по разным данным, от пяти до семи тысяч человек, из которых выжили единицы. Гибель «Армении» считается одной из крупнейших морских катастроф в истории человечества: на «Титанике», к примеру, погибло втрое меньше людей. Потопленный теплоход безуспешно искали несколько десятилетий, и только теперь ученые смогли раскрыть некоторые тайны гибели «Армении». «Лента.ру» вспомнила трагическую историю теплохода и его пассажиров.

Морской рысак

В середине 20-х годов прошлого столетия в Советском Союзе началось активное развитие судостроительной отрасли. Первый теплоход гражданского назначения, который создали на Балтийском заводе Ленинграда в 1927 году, получил название «Аджария». Немногим позже появилось пять его аналогов, прозванных среди моряков за быстроходность «рысаками».

Материалы по теме

армения теплоход 1928 на дне. Смотреть фото армения теплоход 1928 на дне. Смотреть картинку армения теплоход 1928 на дне. Картинка про армения теплоход 1928 на дне. Фото армения теплоход 1928 на дне

Как три «Титаника»

Среди них был двухтрубный теплоход «Армения» — судно длиной 107,7 метра, шириной в 15,5 метров, способный развивать скорость в 14,5 узла, на борту которого могли разместиться 950 пассажиров и 96 членов экипажа. Кроме этого, на теплоходе можно было перевозить дополнительно около тысячи тонн груза, так что судно, согласно запросам времени было универсальным грузопассажирским. Спущенная на воду в 1928 году, «Армения» выполняла преимущественно пассажирские перевозки по маршруту Одесса — Батуми.

С началом Великой Отечественной войны правительство СССР приняло решение переоборудовать судно в плавучий госпиталь, что вскоре и сделали специалисты Одесского судоремонтного завода. На «Армении», оказавшейся в итоге самым крупным из переоборудованных теплоходов, убрали перегородки, ресторан переделали под операционную и перевязочные на 11 столов.

С учетом того, что, пренебрегая Женевской конвенцией, в июле 1941 года фашисты разбомбили несколько советских санитарных судов, на «Армении» разместили зенитки 21-К и четыре пулемета. В архивных документах сохранились упоминания об установке пушек на борту теплохода.

Из дела №1431 Российского государственного архива военно-морского флота (РГАВМФ):

На шлюпочной палубе в районе 156-157 шпангоута устанавливаются два орудия типа 21-К, побортно на расстоянии 1150 мм от борта. Одно орудие устанавливается на барабане на палубе нижнего мостика в районе 124-125 шпангоута в диаметральной плоскости.

Подкрепления для «Армении» выполняются по чертежу № 3. Артпогреба запроектированы на 1420 снарядов (плюс три кранца первых выстрелов на 180 снарядов, 60 снарядов для каждого орудия) в помещении офицерской ванны и канцелярии, расположенных на шлюпочной палубе. Загрузка артпогребов и подача снарядов предусмотрена вручную.

армения теплоход 1928 на дне. Смотреть фото армения теплоход 1928 на дне. Смотреть картинку армения теплоход 1928 на дне. Картинка про армения теплоход 1928 на дне. Фото армения теплоход 1928 на дне

На борта и верхнюю палубу теплохода были нанесены красные кресты, на судне был поднят флаг Международного Красного Креста, но само судно перекрасить в отличительный для санитарного транспорта белый цвет в спешке не успели. Медперсонал судна состоял из 113 человек — девяти врачей, 29 медсестер и 75 санитаров.

Впрочем, эти нормы соблюдались не всегда: в первые дни «Армении» пришлось в авральном режиме перевозить не только раненых бойцов, но и гражданских, эвакуируемых из осажденной Одессы. За 15 рейсов удалось вывезти больше 15 тысяч человек.

Остановка по требованию

После Одессы в плане эвакуации раненых и беженцев стоял Севастополь, к которому упорно продвигалась 11-я армия вермахта под командованием генерала Эриха фон Манштейна. В конце сентября немцы захватили Перекопский перешеек, и вероятность того, что главная черноморская база советского флота сдержит натиск, была невелика. В середине осени «Армения» начала курсировать между Севастополем и Туапсе.

4 ноября 1941 года, когда Севастополь оказался в осаде, теплоход вышел из порта Туапсе и вскоре прибыл в пункт назначения.

На этот раз вместе с ранеными лайнер принял на борт около трехсот человек из числа медперсонала городских госпиталей, санатория — такую директиву получил капитан «Армении» Владимир Плаушевский. Помимо них было решено вывезти из Севастополя сотрудников театра имени Луначарского, часть партийного руководства, а также персонал лагеря «Артек».

армения теплоход 1928 на дне. Смотреть фото армения теплоход 1928 на дне. Смотреть картинку армения теплоход 1928 на дне. Картинка про армения теплоход 1928 на дне. Фото армения теплоход 1928 на дне

Вечером 6 ноября «Армения» была готова к отбытию. Из порта лайнер вышел, как и требовали правила, в ночь — такое перемещение было наиболее безопасным, так как немецкие самолеты не были оснащены прицелами для бомбометания в темное время суток.

Однако по пути в Туапсе у «Армении» были запланированы и другие остановки: по некоторым данным, теплоход на какое-то время встал на рейде порта Балаклава.

По одной из версий, тайным грузом были ценности из крымских музеев и архивные документы, по другой — экспонаты передвижной выставки в Алупке: картины кисти Карла Брюллова, Ильи Репина, Исаака Левитана и Ивана Крамского из коллекции Государственного Русского музея.

Все же факт остановки «Армении» около Балаклавы у многих исследователей вызывает сомнения. Как считает ялтинский историк Алексей Спасенков, долгие годы собиравший материалы о гибели теплохода, его гипотетическая встреча с катерами состоялась бы в открытом море — при сильном ветре, волнах и в абсолютной темноте.

При этом катера, на которых якобы передвигались сотрудники НКВД, скорее всего, были «морскими охотниками»: Балаклава в то время была одним из мест их базирования. Это были деревянные суда длиной до 26 метров, узкие и очень валкие на волне. Как отмечает Спасенков, попытка «морских охотников» подойти к громадной «Армении» была бы настоящим безрассудством и преступной безответственностью, учитывая «особо ценный груз».

Они [чекисты] не могли не только передать груз, но и просто подойти к теплоходу. Кто имеет опыт бункеровки в открытом море, тот поймет, о чем идет речь. Лодки сотрудников НКВД разнесло бы в щепки раньше, чем они успели бы сказать «мяу». Ни в одном из изученных мною архивных дел, а их около 280, Балаклава не упоминается как перевалочное место [«Армении»].

А вот то, что «Армения» останавливалась еще и в Ялте, где ожидали эвакуации тысячи беженцев, является неопровержимым фактом. Позже решение отправить ценный теплоход в Ялту подвергалось критике — в районе Севастополя базировались вспомогательные суда, которые вполне могли вывезти жителей.

Но выбор пал почему-то на и без того перегруженную «Армению». Капитану также было приказано вывезти из города раненых, сотрудников НКВД и партактив.

«Бойцы НКВД пропускали только женщин и детей»

После того как всех пассажиров из особого списка доставили на теплоход в Ялте началась паника. Стремясь попасть на «Армению», люди буквально штурмовали ее, а некоторые даже рискнули взобраться на палубу по швартовым концам. Чтобы освободить больше места, пассажиры бросали в море сумки, чемоданы и вставали вплотную друг к другу.

Несмотря на то что некоторые ялтинцы заранее получили эвакуационные предписания, пробраться на теплоход многим из них так и не удалось: опасаясь, что в давке могут погибнуть люди, экипаж «Армении» не стал проверять документы.

Давка неимоверная! Погрузка шла примерно с двух часов и до семи утра. Поперек мола стояли бойцы НКВД с винтовками и пропускали только женщин с детьми. Иногда прорывались через оцепление мужчины.

Посадка пассажиров продолжалась до утра, и, когда лайнер был готов к отбытию, на борту, по разным данным, насчитывалось от пяти до семи тысяч человек. Встал вопрос, что делать дальше: по одной из версий, адмирал Филипп Октябрьский отдал приказ — дождаться семи вечера. На деле же никакого приказа не существовало, а судно было вынуждено отчалить из-за обстрела, который начали подошедшие к порту немецкие части.

Наши части в это время отходили, а противник обстреливал Ялту с гор из пулеметов. Шофера, которые подвозили раненых на машинах, разбежались. Одну машину с ранеными не погрузили и приказали ей идти в Севастополь. В это время [«Арменией»] получено было приказание оперативного дежурного Черноморского флота выходить из Ялты.

В любом случае дожидаться вечера теплоходу не было смысла: порт Ялты имел слабую систему противовоздушной обороны, а потому и там существовала высокая вероятность атаки немецких бомбардировщиков.

В восемь часов утра «Армения» выдвинулась в сторону Туапсе. Сопровождали теплоход два истребителя И-153 «Чайка» и два сторожевых катера СКА №051 и №0122. По другим данным, в конвое «Армении» был лишь один катер СКА №051.

Из-за такого сопровождения и собственной вооруженности «Армении» на Нюрнбергском процессе фашисты в итоге не понесли ответственности за уничтожение теплохода: согласно нормам международного права, санитарное судно не может иметь на борту вооружение и передвигаться в сопровождении боевых кораблей и самолетов. К тому же, согласно архивным данным, в один из первых рейдов конвой теплохода был атакован немецкой авиацией и «Армении» пришлось открыть ответный огонь.

Теплоход был атакован в 11 часов 25 минут, когда находился неподалеку от поселка Гурзуф в районе Медведь-горы. По одной из самых распространенных версий, «Армению» уничтожил немецкий торпедоносец Heinkel He 111, из 1-й эскадрильи авиагруппы I/KG28.

Зайдя со стороны берега, He-111 якобы сбросил две торпеды. Цели достигла одна из них: торпеда попала в носовую часть теплохода. Косвенно эту версию подтверждает рассказ катерника малого охотника «МО-04»:

«7 ноября, около 10 часов утра, в районе мыса Сарыч над нами пролетел немецкий разведчик, а через непродолжительное время над водой на бреющем полете, едва не касаясь гребней волн (погода была штормовой, и нас болтало основательно), в наш район вышли два вражеских торпедоносца.

Один из них начал делать разворот для торпедной атаки, а второй пошел в сторону Ялты. Открыть огонь мы не могли, так как крен катера достигал 45 градусов. Торпедоносец сбросил две торпеды, но промазал, и они взорвались в прибрежных камнях мыса Айя. Нас поразила сила взрыва — не видели мы до этого более мощного, и почти все разом сказали, что если второй торпедоносец достанет «Армению», то ей несдобровать».

«Ушел под воду за четыре минуты»

Однако, по рассказам выживших пассажиров, бомбардировка велась с воздуха как минимум четырьмя немецкими бомбардировщиками Junkers-87, прозванными в Красной армии «лаптежниками» — за не убирающиеся в полете шасси, закрытые характерными обтекателями, похожими на лапти.

Примечательно, что «Армения» была довольно маневренным судном и теоретически могла уйти от части ударов, но из-за огромного перегруза оказалась не способна на это. Повреждения оказались настолько существенными, что теплоход ушел под воду за четыре минуты.

Ко всему прочему, в тот день на Черном море был шторм, а вода была холодной — поэтому из 5-7 тысяч человек, находившихся на борту «Армении», в живых остались, по одним данным, восемь человек, по другим — шесть (даже на «Титанике» жертв было в три-четыре раза меньше — 1496 человек).

Из архивной справки о гибели санитарного судна «Армения»:

«Когда тонул [теплоход], с него сбрасывали шлюпки (. ). Удалось спасти шесть человек, на воде было до 300 человек. Через шесть часов в районе катастрофы по левому борту плавает два чемодана (. ). По правому борту плавает большая коробка».

Из-за гибели врачей, находившихся на «Армении», Черноморский флот фактически остался без медицинского обеспечения. Пришлось в срочном порядке призывать врачей из запаса, в том числе — непризывных возрастов.

Погрузка на один сантранспорт всего состава нескольких лечебно-санитарных учреждений стала тяжелой ошибкой.

«Такие разрушения характерны для бомбардировки с воздуха»

Долгие годы вся информация, связанная с судном, была засекречена. В книге «Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Черном море» 1946 года, которая лишилась грифа секретности лишь в 1989 году, были указаны приблизительные координаты гибели теплохода и время начала атаки.

Долгое время специалисты не могли найти место, где была потоплена «Армения», — с 2000 года было исследовано более 300 квадратных километров дна Черного моря. Поискам мешал его гористый рельеф: очертания судна могли попросту затеряться между подводных скал.

К поискам лайнера подключали и зарубежных специалистов: теплоход при помощи современного оборудования пытался отыскать руководитель Центра по исследованию океана и археологической океанографии Роберт Баллард, который обнаружил знаменитый «Титаник» и немецкий линкор «Бисмарк».

В 2017 году, в ходе очередного этапа поисков «Армении» специалисты Минобороны России обнаружили магнитную аномалию на глубине в 1,5 километра. Тот факт, что на дне находится большой объект, вскоре подтвердили и данные гидролокаторов. В апреле 2020 года при участии специалистов центра подводных исследований Российского географического общества (РГО) к теплоходу был спущен телеуправляемый необитаемый подводный аппарат.

армения теплоход 1928 на дне. Смотреть фото армения теплоход 1928 на дне. Смотреть картинку армения теплоход 1928 на дне. Картинка про армения теплоход 1928 на дне. Фото армения теплоход 1928 на дне

Сомнения в том, что обнаружена именно «Армения», исчезли после осмотра корабельного колокола — рынды — с названием теплохода. Кроме того, была опровергнута версия об атаке судна торпедоносцами: обводы корпуса оказались не повреждены. Как отмечает исполнительный директор Центра подводных исследований (ЦПИ) РГО Сергей Фокин, осмотр показал, что сильно разрушены верхняя и центральная часть надстройки судна.

Такие разрушения характерны для бомбардировки с воздуха. И действительно, одна из версий, со слов очевидцев, гласит, что «Армения» была атакована звеном из четырех самолетов, которые сбросили бомбы в ее среднюю часть.

Подтвердилась и версия о быстром потоплении судна: на тот факт, что теплоход погрузился на дно за считанные минуты, указывают иллюминаторы, буквально вдавленные внутрь. Между тем, несмотря на обнаружение места гибели теплохода, некоторые тайны «Армении», похоже, так и останутся нераскрытыми — новых погружений к ней экспедиция проводить не планирует.

Это не просто исторический объект, а место упокоения семи тысяч человек, и копошиться на нем просто потому, что нам интересно — абсолютно неэтично. Хочется верить, что глубина 1500 метров поможет надежно сохранить покой усопших от незаконных посягательств любителей сенсаций и искателей сокровищ.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *